А.В. Сысоенко
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ КУЛЬТУРНООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА
В статье даны определения культурно-образовательного и образовательно-профессионального пространства, описаны их компоненты. Рассмотрен потенциал культурно-образовательного комплекса как наиболее оптимальной формы реализации креативно-образовательного потенциала культуры.
Ключевые слова: категория «пространство»,:культурно-образовательное пространство, вуз, образовательнопрофессиональное пространство, культурно-образовательный комплекс (КОК).
Sysoenka A. V. Social and pedagogical conditions of the cultural and educational sphere's optimization.
The article is about of the cultural, educational and professional spheres and of their components. There is considered the potential of the cultural and educational complex as the best form of creative and educational potential of culture realization.
Key words: the category “sphere (space) ”, cultural and educational sphere, institute of higher education, educational and professional sphere, cultural and educational complex.
В современном обществе возникла объективная потребность реформирования образовательных систем в условиях децентрализации государственного
управления и возрастающей роли регионов во всех сферах экономической, политической и культурной жизни, общей переориентации образования в условиях становления рыночных отношений.
В социально-педагогической сфере становление и развитие личности представляет собой многоэтапный процесс включения человека в социум и культуру, то есть в социа-льно-культурные институты, среду, различные виды культурной деятельности, способствующие социализации, инкультурации и самореализации личности.
Характеризуя особенности модернизации образования, А.Г.Бермус отмечает, что «ощущение неадекватности сегодняшнего российского образования при всех его достоинствах и недостатках является слишком очевидным» [2]. Возникает необходимость совершенствовать структуру и содержание образования.
Однако возможности культуры в стимулировании процесса саморазвития личности в рамках образовательных систем используется не в полной мере. Причина заключается в ложно понимаемой самодостаточности образовательного
процесса, а также в традиционной трактовке культуры как набора жесткого фиксированных социальных эталонов, извне оформляющих потенциальное содержание индивидуального сознания и заранее определяющих границы этого содержания.
Категория «пространство» используется в самых различных контекстах: экономическом, политическом, культурном, информационном, образовательном и.т.д. С формальной точки зрения пространство - это множество объектов, между которыми установлены отношения, определяемые функциональной спецификой этих объектов, расстоянием между ними. Пространство амбивалентно, для него характерны такие взаимоисключающие свойства, как протяженность и фрагментарность, непрерывность и прерывистость.
Часть пространства, которая объективно или субъективно воздействует на личность, рассматривается исследователями как среда, в том числе культурно образовательная, если речь идет о педагогически управляемом воздействии на личностное развитие.
Культурно-образовательное пространство - это совокупность условий и возможностей личностного развития, определяемых качеством функционирования образовательных и культурно-досуговых учреждений и социально-культурной среды.
Субъекты социокультурной среды крайне заинтересованы в совершенствовании образовательного процесса. Социум создает систему образования для приобщения каждого члена общества к культуре: для инкультурации личности и обеспечения высокого уровня духовности (через процесс воспитания); с целью овладения социокультурными нормами и практиками во всех формах общественного сознания: науке, политике, праве, искусстве, морали, религии и.т.д. (через процесс обучения); для
выращивания способностей как основы успешной социокультурной деятельности
(через процесс развития) [4].
Актуальность оптимизации культурнообразовательной среды обусловлена тем, что она является для молодого человека основополагающей, определяя его ценности, нормы, идеалы, успешность в дальнейшем профессиональном и личностном
становлении.
Развитие личности, богатство
человеческой индивидуальности во многом определяется и обеспечивается социально-культурны-ми условиями ее бытия. Содержание и качество культурного
пространства неизбежно пе-реходит в другое измерение - в духовный мир личности. Смысловые и символические составляющие культурного пространства играют роль
ориентира в ценностных предпочтениях,
формируют чувство «семейной близости», «родственности», составляющих его людей, мотивируют их поведение.
Одним из способов решения всего многообразия проблем в сфере оптимизации культурно-образовательного пространства является создание культурнообразовательных комплексов, в рамках
которых необходимо будет объединять ресурсы и потенциалы образовательных, спортивно-оздоровительных, культурнопросветительных и культурно-досуго-вых
учреждений.
Наиболее оптимальной формой
реализации креативно-образовательного потенциала культуры может стать культурно-образова-тельный комплекс.
Его идея берет начало в России с 20-х годов нашего столетия. Прообразами этой модели можно считать школы-комплексы, прин-ципы деятельности которых
теоретически обоснованы в педагогических системах В.Н. Сороки-Росинского, С.Т.Шацкого, А.С.Мака-ренко,
Э.Г.Костяшкина, В.А.Сухомлинского.
Культурно-образовательный комплекс -это полифункциональная и многопрофильная социально-педагогическая система,
обеспечивающая взаимодействие всех государственных и общественных институтов, объединяющая силы и средства всей социокультурной сферы и максимально
использующая потенциал школы или вуза, библиотеки, клуба, способная решать комплекс задач, связанных с творческим развитием личности, выращиванием местной
управленческой, экономической и творческой «элиты» их числа наиболее одаренных молодых людей, формированием физической и духовнонравственной культуры населения,
помогающая адаптироваться лицам, сменившим место жительства [4].
Важнейшая цель деятельности комплекса
- формирование социально интегрированной и успешно самореализующейся личности, способной успешно действовать в условиях динамично меняющейся ситуации, гуманизации образования.
Управление комплексом осуществляется на основе сочетания двух принципов:
- единства единоначалия и коллегиальности; рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности работников, учащихся;
- оптимального соотношения
централизации и децентрализации.
Орган управления должен создать оптимальный механизм взаимодействия всех учреждений, обеспечивающий не только функционирование, но и развитие комплекса; обес-печить продуктивную координацию деятельности учреждений комплекса с другими организациями, предприятиями и учреждениями.
Социально-культурные функции
культурно-образовательного комплекса
заключаются в следующем:
1) придать процессу возрождения национальной культуры, языка и традиций целенаправленный характер;
2) создать систему социально педагогической деятельности по защите интересов детей, молодежи, престарелых, инвалидов и других категорий населения, нуждающихся в социальной помощи;
3) оптимизировать досуг населения и тем самым обеспечить альтернативу асоциальным и противоправным формам проведения свободного времени.
Самое главное - культурно-образовательный комплекс формирует благоприятную социально-культурную среду обитания человека
- «зону ближайшего развития личности», создавая тем самым благоприятные условия для
раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности, ее самоопределения в новых жизненных условиях. Под социальнокультурной средой понимается вся совокупность социальных и духовно-нравственных факторов и условий, непосредственно окружающих молодого человека в процессе его обучения.
Ведущими принципами деятельности культурно-образовательного комплекса
являются:
- оптимизация социально-культурной среды обитания. Учитывая огромную роль этой среды в становлении и развитии личности, культурно-образовательное
пространство дол-жно стать предметом целенаправленного фор-мирования и корректировки;
- насыщение культурно-образовательного
пространства духовно-нравственными
образами и символами. Причем эти образ должны стать личностно значимыми для современной молодежи. Духовный рост и «образование» человека возможны лишь в том случае, если он готов отождествить себя -с конкретным человеком, который становится для него образцом подражания;
- содержательная целостность образовательного процесса, его проблемное соответствие реальной жизни.
Формирование специалиста как целостной личности с точки зрения современных требований необходимо осуществлять не только в культурнообразовательном прост-ранстве, но и профессиональном, то есть там, где большей частью формируются профессиональные умения, практический опыт. Таким образом, необходимо проектировать и организовывать в вузе образовательно-про-фессиональное пространство.
В научных источниках представлено определение "профессиональнообразовательное пространство",
характеризуемое Э.Ф. Зеером как объединение трех групп фактором:
1) изменения, связанные с возрастом человека;
2) изменения, преобразующие ведущую деятельность субъекта;
3) изменения, происходящие в ходе непрерывного профессионального образования личности.
Эти три фактора "аккумулируют и
социально-экономические условия, и мир профессий, и собственную активность личности, и ее потребность в самоопределении и самоактуализации" [2]. Адаптация в профессии и достижение вершин профессионализма, а также профессиональный рост и карьера МОГУТ быть достигнуты благодаря объединению этих факторов.
Мы считаем, что образовательно-профессиональное пространство вуза является объединением двух взаимовлияющих пространств — культурно-образовательного и профессионального. Именно в такой последовательности, так как образование в вузе все же первично.
Образовательно-профессиональное пространство вуза определяется нами как оптимальная совокупность условий и факторов, обеспечивающих формирование личности молодого специалиста. Охарактеризуем эти условия и факторы. Образовательнопрофессиональное пространство вуза имеет свою специфику: оно является результатом освоения субъектом профессиональной деятельности данного вида; позволяет ставить и решать профессиональные задачи в процессе обучения; моделирование образовательнопрофессионального пространства возможно по требованию, необходимости и в результате профессиональной деятельности
преподавателей и студентов; в нем фигурируют не столько значимые для студентов образовательные задачи, которые ставятся самим студентом, но и видение их со стороны организаторов педагогического процесса — преподавателей. В структуре образовательно-професси-онального пространства вуза мы выделяем следующие компоненты:
- образовательный (технологии, методы, формы и средства обучения);
- исследовательский (проблемно-поисковая и экспериментальная деятельность);
- финансово-экономический (материальная база, использование внебюджетных средств);
- управленческий (управление учреждением, наличие высококвалифицированного кадрового состава);
- практический (наличие эффективных баз практик, пролонгированные практики, трудоустройство по специальности);
- профессиональный (взаимодействие с учреждениями и организациями, интеграция
студентов в учреждения и обратный процесс
— внедрение профессиональных кадров в учебный процесс, проведение совместных коллективных творческих дел, конференций, конкурсов, форумов по исследованию профессионально-педагогических проблем).
Каждый из заявленных компонентов содержит те или иные условия и факторы, определяющие качество влияния
образовательно-профессионального пространства на формирование личности молодого специалиста: содержательные,
организационные, технологиче-ские, кадровые
[3].
Содержание культурно-образовательного и образовательно-профессионального
пространства вуза должно предоставлять дополнительную возможность для саморазвития личности студентов в профессиональной деятельности,
стимулировать их карьерный рост и способствовать формированию
конкурентоспособности личности молодого специалиста.
Литература
1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: Учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений . М.,2007. - С.31.
2. Бермус А.Г. Модеризация образования: философия, политика, культура. М.,2008. - С.8-10
3. Т.А.Жданко. Характеристика образовательно-профессионального пространства вуза / Т.А.Жданко // Вестник Московского университета.- 2010.- Вып.1. - С.42-45
4.Ничипуреко И.М. Организационно педагогические условия оптимизации культурнообразовательного пространства: дисс.канд.пед.наук / И.М.Ничипуренко. - Санкт-Петербург, 1999. - С.85 - 97.