УДК 001.51
И. Я. Мурзина
Екатеринбург, Россия
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА*
* Статья подготовлена в рамках проекта № 12-13-66007 «Региональное культурнообразовательное пространство: структурно-функциональная модель, социокультурный потенциал» выполняется при поддержке РГНФ и Правительства Свердловской области.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: регион, культурно-образовательное пространство, региональная идентичность, концепция, Урал.
АННОТАЦИЯ: в статье представлена концепция развития регионального культурнообразовательного пространства, целью которой является определение путей перехода от разрозненных нескоординированных действий различных субъектов к построению интеграционной модели, обеспечивающей условия для актуализации социокультурного потенциала территории и способствующей становлению региональной идентичности. Представлен тезаурус, который используется для описания регионального культурно-образовательного пространства. Объектом анализа выступает Средний Урал в границах Свердловской области. В статье раскрываются особенности современного функционирования регионального культурно-образовательного пространства, определяются перспективы его развития и предлагаются критерии оценки его продуктивности.
I. Ya. Murzina
Yekaterinburg, Russia
THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF THE REGIONAL CULTURAL-EDUCATIONAL SPACE
KEY WORDS: region, cultural and educational space, regional identity, a concept, Ural.
ABSTRACT: the article presents a concept of development of the regional cultural and educational space, the purpose of which is to determine the ways of transition of disparate uncoordinated actions of different actors to build an integration model, providing conditions for mainstreaming social and cultural potential of the territory and promoting the formation of regional identity. Presented to the thesaurus, which is used to describe regional cultural and educational space. The object of the analysis is the Middle Urals in the borders of the Sverdlovsk region. The article reveals the peculiarities of the regional cultural and educational space functioning in present, determines the prospects of its development and proposes the criteria to value its performance.
Применение категории «пространство» к анализу социокультурной сферы определяется стремлением раскрыть новые стороны в ее функционировании, обнаружить взаимообусловленность расположенных внутри него компонентов, в частности
- культуры и образования. Региональное культурно-образовательное пространство понимается как сложно организованная реальность, в которой ключевыми компо-
нентами выступают сферы культуры и образования, актуализирующие и транслирующие смыслы, созданные в процессе человеческой деятельности в регионе и определяющие идентичность жителей и их образ жизни. Необходимость изучения регионального культурно-образовательного пространства обусловлена теми трансформациями, которые переживает современное общество, усиливающимися процесса-
ми глобализации и, как следствие, активизировавшимися процессами регионализации, потребностью сочетать в системе федеративного государства потребности каждого его компонента-региона, переопределение задач в социокультурной сфере, связанных с поисками ответов на вызовы времени. Осмысление задач, стоящих перед региональным социумом, востребовало анализ культурно-образовательного пространства с целью определения направлений его перспективного развития.
Формирование единого культурнообразовательного пространства региона, интегрирующего различные социальные среды и системы, существующие в современном культурном пространстве разрозненно, по отраслевому принципу (системы образования, культуры, социального обеспечения, планирование развития городской инфраструктуры) в настоящее время рассматривается как одно из направлений актуализации социокультурного потенциала территорий. Противоречивость в существовании культурно-образовательного пространства состоит в том, что в сознании отдельного человека оно воспринимается как целостное, а организационно и институционально присутствует как дискретное, в котором учреждения слабо связаны между собой.
В контексте идеи развития культурно-образовательного пространства открываются перспективы поиска форм, способных аккумулировать человеческий потенциал региона, поддерживать и стимулировать инновационную направленность развития территории, формировать продуктивную социокультурную среду, совместно использовать потенциал систем образования и культуры. Проблема заключается в том, что в настоящий момент на региональном уровне не сформировано общее представление о культурно-
образовательном пространстве как системе, не разработаны механизмы его функционирования, не проанализированы институциональные аспекты его воплощения, управления его развитием.
Целью концепции развития регионального культурно-образовательного пространства является определение путей перехода от разрозненных нескоординиро-ванных действий различных субъектов к построению интеграционной модели, обеспечивающей условия для актуализации социокультурного потенциала территории и способствующей становлению позитивной региональной идентичности.
Объектом анализа выступает Средний Урал как территория с исторически сложившейся региональной культурой. Научная рефлексия направлена на осмысление того, насколько ценностнонормативное ядро региональной культуры обусловливает состояние и динамику развития культурно-образовательного пространства территории.
При анализе регионального культурно-образовательного пространства используются следующие понятия: пространство культуры - важнейший аспект модели мира, характеристика протяженности, структурности, сосуществования, взаимодействия, координации элементов отдельной культуры и соответствующих отношений между культурами, а также смысловой наполненностью для человека;
регион - область, район, территория, часть страны, отличающиеся совокупностью природных и культурно-исторических особенностей, сложившихся в процессе хозяйственно-экономической деятельности; региональная культура - специфическая форма существования социума и человека в определенных пространственных координатах, опирающаяся на историческую традицию, формирующая систему ценностей, продуцирующая тип личности, выступает интегрирующим началом жизни конкретной территории; региональная идентичность - осознание человеком или микрогруппой себя как части регионального сообщества, самоощущение принадлежности к определенной территориальной целостности, компонентами сформированности которой выступают когнитивный (совокупность инфор-
мации о региональной истории, культуре, образе жизни и ее ментальная репрезентация), эмоционально-оценочный (чувство принадлежности региональной целостности и принятие/непринятие своей принадлежности; набор положительных и отрицательных качеств представителей регионального сообщества и принятие/непринятие их как собственных личностных характеристик), аксиологический (совокупность социально-значимых ценностей региональной культуры, которые осознаются как основа образа жизни), деятельностный (осознанная гражданская позиция, определяющая социальную активность отдельного человека или микрогруппы, проявляющаяся в ответственном поведении и творческой самореализации в региональном пространстве); региональное пространство - территориально определенное «место культуры», воспроизводящее ее ценности и смыслы, как взаимообусловленное единство социального действия и его ценностной основы; культурно-образовательное пространство - сложно организованная реальность, в которой ключевыми компонентами выступают сферы культуры и образования, актуализирующие и транслирующие смыслы, созданные в процессе человеческой деятельности в регионе и определяющие идентичность жителей и их образ жизни; субъекты культурно-образовательного
пространства - отдельные индивиды, осуществляющие свою деятельность в специализированных сферах образования и культуры, профессиональные сообщества, конфессиональные и этнокультурные группы, деятельность которых связана с определенными институциями; кластер - объединение однородных элементов социокультурного пространства, объединенных территориальным соседством и общностью деятельности, которое может рассматриваться как самостоятельная единица с набором специфических качеств;
человеческий потенциал - нематериальный ресурс, накопленный в процессе творче-ски-преобразующей деятельности населе-
нием региона или страны и характеризующий потребность, способность и готовность отдельных индивидов или социальных групп к выполнению общественнозначимых действий, обеспечивающих конкурентоспособное социально-
экономическое развитие территории; социокультурный потенциал - совокупность социально-культурных ценностей и норм, воплотившихся в традициях и объектах культурного наследия, обеспечивающих культурную идентичность личности и/или социальной группы; культурно-образовательный потенциал -это возможность и способность тех или иных образовательных/культурных институций продуцировать или актуализировать ценности и смыслы.
Средний Урал представляет собой исторически сложившуюся целостность, основу которой составляет региональная культура, определяющая образ жизни и продуцирующая определенные типы личности. Ее тесная связь с производственным, индустриальным по преимуществу, циклом и сложившийся этос могут рассматриваться как условия, обеспечивающие развитие территории. В то же время за почти трехвековую историю происходили существенные изменения не только в укладе жизни (от промышленного анклава внутри аграрной страны - к территории, радикально изменившейся в ходе индустриализации 1930-х гг. и событий Великой Отечественной войны, - к поиску ресурсов для инновационного развития в постсоветской России), в общественном сознании (от становления уральского регионального самосознания к самоощущению человека труда, ощущающего себя важной частью огромного государственного производственного механизма, - к заново обретаемой региональной идентичности), в социальном статусе (от «людей при заводах» - к самодостаточному человеку, ищущему возможностей для самореализации).
Сегодня Средний Урал, обладающий мощным экономическим потенциалом, находится на пути обретения новых ориентиров собственного развития, свя-
занных с поиском путей для инновационного развития. Важнейшим индикатором инновационного развития выступает индекс развития человеческого потенциала (сформулирован ПРООН), в основе лежит идея о том, что не только экономические показатели являются главными в оценке развития территории, но и развитие человека. Индекс развития человеческого потенциала позволяет оценить положение страны с точки зрения состояния здоровья граждан (ожидаемая продолжительность жизни), получения образования (уровень грамотности населения), фактического дохода (величина валового внутреннего продукта на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности). Иначе говоря, процесс развития страны и ее отдельных регионов связан не столько с ростом материального благосостояния, сколько с обеспечением возможностей для человека в выборе предпочтительного образа жизни, обеспечивающего самореализацию.
Для Среднего Урала (Свердловской области) вопрос о развитии человеческого потенциала тесно связан с пониманием стратегических направлений социальноэкономического развития и преодолением сложившейся в советское время ситуации, когда гуманитарное развитие отставало от производственного. Результатом это стало невысокое место в рейтинге социальноэкономического положения российских регионов 2012 г., в котором область заняла 6 место по экономическим показателям и только 19 - по качеству жизни.
Решению этой задачи служит концепция комплексной программы «Новое качество жизни уральцев», вынесенная на общественное обсуждение в Свердловской области, результатом выполнения которой должно стать «вхождение Свердловской области в первую пятерку субъектов РФ по качеству жизни» [3]. Обозначенные направления отражают стремление сделать Свердловскую область социально-
ориентированным регионом, учитывающим такие показатели своего развития, как качество человеческого капитала, уровень
жизни населения, развитие гражданского общества и обеспечение безопасности жизнедеятельности.
Решение поставленных задач должно, в том числе, обеспечить инновационное развитие территории. Одним из условий инновационного развития территории называют концентрацию «интеллектуального капитала», наличие «технологических ресурсов» и возможностей их использования. На Среднем Урале существует мощный интеллектуальный потенциал, сконцентрированный в системе образования и академических институтах, технологические ресурсы предприятий и креативные возможности сферы культуры, что позволяет говорить о перспективах его развития.
Мы считаем, что рассмотрение образовательных и культурных ресурсов в их единстве значительно расширяет возможности инновационного развития территорий. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2] перспективы Уральского региона связываются с модернизацией индустриального потенциала и с развитием деловых, инновационных, образовательных и других услуг в крупных городских агломерациях. Реализация этих задач невозможна без развития единого культурно-образовательного пространства, в котором не только формулируются и конституируются значимые для территории смыслы и вырабатываются ценности, но и происходит становление человека культуры с развитым региональным самосознанием и гражданской ответственностью.
Можно сказать, что на Среднем Урале институциональный аспект регионального культурно-образовательного
пространства находится в стадии становления. Сформированы и активно действуют системы регионального образования и культуры, представленные многочисленными учреждениями: в Свердловской области работают 3029 образовательных учреждений различных типов и видов, являющихся юридическими лицами и имеющими лицензию на образовательную
деятельность [6. С. 30], 1025 библиотек, 721 (а с филиалами - 742) музей, 939 учреждений культурно-досугового типа, 202 образовательных учреждения культуры искусства [4. С. 9].
Образовательные учреждения, которые входят в культурно-образовательное пространство, представляют все уровни образования (дошкольного, школьного, профессионального, дополнительного) независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, выступают в качестве ведущих компонентов системы. Реализуемые ими образовательные программы создают условия для вхождения отдельных образовательных учреждений в системы более высокого уровня - в систему регионального и российского образования. Учреждения культуры наряду с узко специальными функциями (библиотеки -по справочно-библиографическому и информационному обслуживанию или театры - по созданию и представлению произведений театрального искусства) выступают в качестве создателей художественных продуктов и осуществляют просветительную задачу по приобщению и освоению региональной культуры. Взаимодействие образовательных учреждений и учреждений культуры происходит в нескольких плоскостях: реализации общих образовательно-познавательных и просветительных программ, в использовании учреждений культуры в качестве «площадок» для внеаудиторных занятий с обучающимися (дошкольниками, школьниками, студентами), в использовании учреждений образования в качестве «площадок» для передвижных экспозиций, театральных постановок или выездных концертов.
В последнее время в культурнообразовательном пространстве активно проявляют себя религиозные организации, для которых регион выступает как территория миссионерской и просветительской деятельности, что находит свое выражение в деятельности религиозных образовательных учреждений (от воскресных школ до теологических факультетов) и культурнопросветительских центров.
Важным компонентом культурнообразовательного пространства являются региональные СМИ, которые выполняют не только информационную роль, но в силу широкого обхвата аудитории позволяют транслировать значимые для регионального социума идеи и смыслы.
Для развития культурнообразовательного пространства значимым является наличие субъектов - отдельных индивидов («акторов», по терминологии П. Бурдье), профессиональных сообществ, конфессиональных и этнокультурных групп, деятельность которых определяет образ («лицо») региона и позволяет оценить его социокультурный и человеческий потенциал.
Профессиональная деятельность в сфере образования и культуры (в систему культуры входят и учреждения в сфере въездного туризма как способствующие презентации региональной культуры) направлена не столько на передачу информации, сколько на преобразование социально-культурной среды, включающее активное воздействие на обучающихся в образовательных учреждениях всех уровней, на читателей, слушателей, зрителей через создание и распространение ценностей и образцов культуры.
Субъектами культурно-образовательного пространства в регионе выступают различные профессиональные сообщества, ставящие своей целью самоактуализацию личности в творческой деятельности. Членами профессиональных сообществ выступают, как правило, те, чья профессиональная деятельность связана с системами образования и культуры, но численно они уже. Они включают в себя не всех работающих в данной сфере, а людей, отличающихся стремлением к обмену опытом, поиском эффективных подходов к решению профессиональных задач, заинтересованных в общественном обсуждении проблем, возникающих в профессиональной деятельности. Примером музейных сообществ можно назвать музейноисторическое сообщество региона (МИ-СОР), которое, например, объединяет ряд
городов Свердловской области (Лесной, Качканар, Нижняя Тура), занимающиеся вопросами сохранения культурного наследия [5].
Педагогическое сообщество в регионе представлено неформальными объединениями преподавателей различных дисциплин (например, Ассоциация учителей предметной области «Искусство» или Ассоциация учителей истории, обществоз-нания и права в Екатеринбурге), решающих прежде всего методические задачи.
Сегодня достаточно значимыми субъектами культурно-образовательного
пространства региона становятся представители различных религиозных конфессий и этнических образований. По данным Главного управления Министерства юстиции по Свердловской области по состоянию на 1 января 2011 года на территории области действуют 663 религиозных организации 23 религий, их направлений, течений и деноминаций [7].
Наиболее активной (и самой значительной по численности) в Свердловской области является Русская православная церковь. В Екатеринбургской епархии митрополии Русской православной церкви наряду с традиционными отделами по вопросам миссионерской деятельности, катехизации или социального служения, действуют отделы религиозного образования (объединен с отделом катехизации), молодежный, культуры, спортивно-патриотический.
Поставленные задачи по религиозному образованию реализуются не только в сети религиозно-образовательных учреждений (церковно-приходские воскресные школы, православные образовательные учреждения), но и в светских учебных заведениях (школы, вузы) через организацию занятий с учителями, методическую помощь в ведении учебных курсов, посвященных православной культуре, проведение конкурсов и олимпиад для школьников. Значимость возрождения православных традиций, донесение до наших современников «христианского взгляда на мир и культуру» является основой деятельности отдела культуры. Приобщение человека к
духовной культуре через развитие тела -важная задача для организаторов спортивно-патриотических программ. Мероприятия, проводимые Епархией, привлекают не только воцерковленных жителей региона, но и светских людей. Примером может служить проведение Царских дней в Екатеринбурге.
Деятельность Духовного управления мусульман Урала (Уральского муф-тията) в большей степени направлена на изучение и распространение ислама. Однако так же, как и представители Православной церкви, они активно участвуют в социальной жизни, занимаясь благотворительностью, взаимодействуют с Министерством образования, Уполномоченным по правам ребенка и пр. Религиозная организация мусульман «Просвещение» (Екатеринбург) на протяжении последних нескольких лет на территории мечети «Рамазан» открывает для всех желающих Шатер Дружбы - Шатер Рамадана, в стенах которого знакомит с Кораном и традициями народов, исповедующих ислам [10].
Наряду с религиозными организациями активность проявляют и этнокультурные образования. В культурно-
образовательном пространстве региона национально-культурные автономии выступают в качестве активно действующих общественных организаций, чья деятельность направлена не только на изучение и представление достижений того или иного этноса, проживающего в регионе, но и на правовую защиту граждан. Сегодня в российских регионах созданы различные национально-культурные автономии.
В Свердловской области национально-культурных объединений около 100 [8]. Как отмечается учеными, проводившими исследование «Этнокультурный потенциал регионов как фактор формирования российской нации», для жителей Свердловской области «этнический фактор» значим по преимуществу, когда речь идет о мигрантах, в повседневной жизни его практически не учитывают [11]. Несмотря на позитивный в целом фон этнических взаимодействий, власти уделяют
этому вопросу большое внимание. Это выражается не только в создании условий для функционирования национально-
культурных автономий, но и в учреждении Консультативного совета по делам национальностей Свердловской области при губернаторе, открытии в Екатеринбурге Дом народов Урала, проведении Дней народов Среднего Урала, создании Центра толерантности при Свердловской областной межнациональной библиотеке. В деятельности этнокультурных организаций важное место отводится организации праздников и фестивалей национальных культур, которые, по мысли организаторов, в большей степени способствуют объединению и выступают в качестве фактора межкуль-турного взаимодействия.
Профессиональные сообщества,
конфессиональные группы, этнокультурные образования, действующие через национально-культурные автономии в качестве субъектов культурно-образовательного пространства, не только занимаются определенными видами деятельности, но находятся в сложном взаимодействии друг с другом.
Отличительной особенностью
Уральского региона является сформированный на протяжении почти трехвекового взаимодействия такой тип отношений, которые описываются в категориях региональной идентичности, когда этническая и конфессиональная личностная принадлежность в самосознании человека соотносятся с индивидуальными качествами, а принадлежность к региональной общности маркирует гражданскую и групповую идентичность. В этом смысле культурнообразовательное пространство может быть описано как разноуровневое: первый уровень связан с дифференцированными субъектами (индивидами, профессиональными, конфессиональными, этнокультурными сообществами), второй - с региональным сообществом как целостным субъектом, третий - с общенациональным гражданским обществом, в которое региональное входит составным компонентом.
Региональное сообщество как субъект «второго уровня» формулирует задачи развития культурно-образовательного пространства через нормативные документы, образовательные программы, различные культурно-просветительные и культурнодосуговые акции и мероприятия, в основе которых лежит презентация образов и смыслов региональной культуры.
Региональное культурно-
образовательное пространство можно рассматривать как особый кластер в системе территориально закрепленных связей и взаимодействий. Рассмотрение его как региональный кластер позволяет решить организационные проблемы, обеспечивающие взаимодействие сфер образования и культуры (прежде всего через сетевое взаимодействие), содержательные вопросы (через создание единого информационного поля), выявить возможности для инновационного экономического развития (через активизацию творческих индустрий).
Очевидно, что конкуренция между учреждениями культуры и образования внутри одного кластера уступает место кооперации, основанной на деловом взаимодействии и взаимном использовании ресурсов. Единство информационного поля позволяет создать условия для содержательного взаимодействия (от содержания учебных программ и курсов до формирования образа региона для внутренних и внешних потребителей). Обращение к творческим индустриям как инновационному фактору современного развития настоятельно требует не столько осознания их как нового производительного ресурса, сколько появления людей, которые готовы участвовать в процессе «вовлечения культуры и творческих ресурсов в программы... развития» [1]. Отсюда - необходимость создания не разрозненных образовательных программ, но поиск направлений развития кадрового потенциала, опираясь на потребности территории. Единство образовательной и культурной составляющих становится условием для социального развития региона, обеспечивая его конкурентные преимущества и возможности.
Формирование кластеров внутри регионального целого позволяет активизировать процессы самоорганизации как внутри региона, так и на уровне составляющих его микросистем (в нашем случае
- образования и культуры), результатом чего становится повышение привлекательности региона (в том числе и для потенциальных инвесторов). Кластерный подход позволяет местным правительствам в силу их большей мобильности оказывать существенное влияние на развитие культурнообразовательной сферы через организацию и финансирование целевых программ.
Стратегической целью развития регионального культурно-образовательного пространства является активизация социокультурного потенциала Среднего Урала, обеспечивающего существенное повышение качества жизни.
Требованием сегодняшнего дня является переход к инновационной экономике, которая обеспечит будущее социальноэкономическое развитие общества. Однако, как справедливо отмечается, «противоречие между. организацией инновационного управления, его новыми задачами и во многом сохранившимися старыми методами, рутинными технологиями, формами и методами управленческой деятельности, а также провоцируемые инновациями изменения в системе общественных связей, научно-образовательных структурах, управлении социальным развитием в условиях организационно-культурных изменений» [9. С. 3] не позволяют быстро пройти этот путь.
С другой стороны, требование инноваций в социально-культурной сфере -это императив, который обозначает необходимость соответствия внутренних потребностей того или иного социального института потребностям общества. И эти инновации не столько затрагивают менеджмент, сколько влияют на деятельность каждого внутри «системы».
Среди инновационных направлений в развитии регионального культурнообразовательного пространства особое место занимает развитие информационных
технологий, известная «виртуализация» современной жизни. Прежде всего речь должна идти о едином портале (едином окне доступа), который бы аккумулировал сведения о культуре региона в ее историческом и актуальном существовании. Эти сведения представляют собой как текстовые ресурсы (информацию об исследованиях в области региональной истории культуры, о персоналиях деятелей культуры, образования и науки, базу памятников историко-культурного наследия), так и развернутый аудиовизуальный контент. Структура представления информации -нелинейная, с большим количеством гиперссылок и возможностей «перехода» на другие страницы сети. Вероятно, может быть использована технология wiki, позволяющей пользователям сети через web-интерфейс включиться в процесс добавления контента и его возможного редактирования.
Что дает такой портал? Помимо очевидного объединения информации о регионе (сегодня она разрознена и не систематизирована) такой портал выступает в качестве объединяющего начала для регионального сообщества. Он не только дает возможность познакомиться с регионом, но создает условия для индивидуальной и групповой исследовательской и творческой деятельности. Нет сомнений, что этот ресурс должен быть создан под эгидой регионального правительства и не быть узко ведомственным. Мы считаем, что такой формат позволит решить важную задачу формирования образа региона через презентацию его истории и актуального существования.
Объединенные ресурсы таких сфер, как образование (представление об образовательных программах, существующих в регионе, учреждениях, их реализующих, проектах в сфере образования), культура (представление учреждений культуры и их возможностей для регионального сообщества и потенциальных гостей, проекты в сфере культурного наследия, творческих индустрий, туристические сервисы), молодежная политика (круг возможностей, пре-
доставляемых регионом для молодежи, молодежные инициативы, включая стартапы), наука и технологии (перспективные направления научных исследований, проводимые в регионе, возможности для молодых ученых, профориентационные проекты), религия (культурно-образовательные проекты, представленные отдельными религиозными организациями) создают возможность для формирования гражданских инициатив, а, значит, открывают перспективы для регионального развития. Информация о проекте в региональных СМИ создаст необходимый общественный резонанс. Однако в ситуации разобщенности и внутренней конкуренции между учреждениями и отдельными институциями создание такого портала видится только в очень далекой перспективе. Шагами на пути реализации этого масштабного проекта могут стать отдельные инициативы: создание проектов для различных категорий социально активного населения, организуемых учреждениями культуры и образования.
Для системы образования участие в формировании будущего является одной из важных задач, поскольку именно система образования в силу всеобщности охвата может выступать в качестве транслятора культурных смыслов, в том числе и сформировавшихся в региональной культуре. Для этого существуют возможности в организации учебных программ региональной проблематики, создания проектов, реализуемых во внеурочное время в школах и вузах. Отчасти это продолжение реализации начатого в предыдущие годы т.н. регионального компонента образования, в рамках которого создавались учебные программы по истории, географии и культуре региона. Отчасти - это новое направление, объединяющее урочную и внеурочную деятельность на основе освоения культуры региона в самом широком спектре (не только в русле исследований исторического краеведения или художественных практик, но в сфере городского/территориального самоуправления, изучения научных достижений, гуманитарных или волонтерских проектов) через создание краткосрочных и долго-
срочных проектов, в которые могут включаться образовательные учреждения различного уровня и ведомственной принадлежности.
Еще одним направлением для системы образования становится включение региональной проблематики в создаваемые программы для дистанционного обучения. Как и в случае внедрения учебных программ в стационарно существующие учебные заведения, речь идет не только об историко-культурных курсах, но и представление региона как поля для деятельности. Нам кажется необходимым создание дистанционных курсов ^еЬ-семинаров) по направлениям регионального развития. И здесь особое значение приобретают вузы, которые готовят кадры для региона, но недостаточно учитывают необходимость позиционирования себя в таком качестве.
Расширение образовательного пространства приводит к активизации взаимодействий учреждений культуры и образования. Общность целей предполагает переопределение деятельности каждого из них. Продуктивность взаимодействий нам видится в обретении учреждениями культуры образовательного «статуса» (не только на уровне получения лицензий на образовательную деятельность в сфере дополнительного образования), но и превращения музеев или театров в образовательные площадки. В театрах эта деятельность ведется через создание детской труппы, в музеях действуют т.н. музейные классы, в которых учащиеся дополняют сведения, полученные на уроках, но в полной мере единства сфер образования и культуры пока еще нет. В идеале, должна сформироваться единая система, в которой, например, посещение музея будет включено в образовательную программу. В этом смысле потенциал уральских музеев актуализирован явно недостаточно.
Сегодня активно обсуждаются вопросы профессиональной ориентации, ведется поиск новых направлений, позволяющих познакомить молодое поколение с возможностями будущей профессиональной деятельности. При этом потенциал уч-
реждений культуры практически не используется. В ситуации перехода от индустриального типа производства к постиндустриальному и поиска стратегий для экономического развития территорий такой ресурс как знакомство с историей и сегодняшним днем промышленного кластера, технологическими достижениями, представленные в краеведческих и заводских музеях (равно как и в музеях других учреждений), почти не востребован. До сегодняшнего дня не решена задача му-зеефикации индустриального наследия Уральского региона, что лишь выступает в качестве дополнительного аргумента в разговоре о недостаточной популяризации региональной культуры. С другой стороны, очевидно, что обращение исключительно к прошлому не позволит сформировать ее позитивный образ в настоящем.
Соответственно, есть потребность показать, каким образом на отдельных этапах исторического развития региона актуализировались творческие силы его жителей, чтобы найти возможности для проявления инициативы в настоящем.
Этот разговор значим и в социальном плане. Сегодня на Урале острой проблемой является существование моногородов. Созданные для производственных нужд, они воспроизвели архаическую схему города-завода с той лишь разницей, что в силу огосударствления промышленного производства и государственного патернализма не было необходимости для проявления личной и групповой инициативы. Развитие культурно-образовательного пространства моногорода может проектироваться в логике творческих индустрий, использования их возможностей для самозанятости в сфере художественных практик, социокультурного сервиса, туристического бизнеса. Однако для уральских моногородов в силу их привязанности к реалиям советской традиции такие формы деятельности доступны лишь отчасти. Вероятно, вектором развития может выступать не сфера культуры, а сфера образования, которая актуализирует требования бизнеса (организация опытных производств, разви-
тие сервисных услуг, связанных с использованием инженерно-технологического
потенциала) или отвечает на свои собственные потребности (создание кружков и клубов, связанных с техническим творчеством, безопасностью жизнедеятельности, спорта). Сфера культуры в ее отраслевом смысле выступает в этой ситуации в качестве обеспечения культурно-досуговой деятельности, существование которой является вторичной по отношению к удовлетворению личностных потребностей, но сохраняет свою значимость как сфера возможного «приложения сил».
В перспективе изменяется и роль библиотек, по факту превращающихся в информационные центры. Сегодня анализ деятельности центральных библиотек позволяет сказать, что традиционное библиотечное обслуживание уходит в прошлое, библиотека превращается в многопрофильное учреждение, оказывающее разнообразные услуги: от доступа к информационным ресурсам мировых библиотек через интернет-центры до проведения художественных выставок и организации клубов общения. Особым направлением становится организация образовательной деятельности через проведение обучающих семинаров, как для самих сотрудников, так и для посетителей. Отсюда появление и качественно нового сервиса - создание библиотеки многопользовательских онлайн-курсов, освоение которых поможет адаптироваться на региональном рынке труда.
Для региональных библиотек краеведческое направление является одним из значимых. В малых городах и поселках библиотеки могут использовать краеведческий материал в том числе и для создания «информационных поводов» для местных СМИ, формируя позитивное отношение к культуре края. По-видимому, этот потенциал может быть использован региональными СМИ гораздо шире, создавая более «объемное» видение территории для ее жителей и преодолевая пространственную удаленность от столичных (страны и региона) городов.
Успех любой перспективной стратегии состоит в формировании желаемого образа будущего и определения путей его достижения, с одной стороны, готовности и способности реализовать поставленные цели и достичь обозначенных ориентиров сообществом, с другой. В настоящее время многие из инициатив по расширению и развитию регионального культурнообразовательного пространства так или иначе реализуются, однако не осознаются их организаторами и участниками как составные компоненты единой программы. Решение задачи формирования региональной идентичности как условия сознательного отношения к региону как месту приложения и реализации творческих сил предполагает свободный доступ к культурно-образовательным ресурсам, подчеркивающим значимость региона; развитие высокотехнологичных секторов экономики и признание достижений науки как ценности региональной культуры; понимание значимости собственного «лица», созданного в ходе истории и возможности его презентации как условия инвестиционной привлекательности территории; превращение жизненной среды в сферу культурного действия.
Таким образом сформулированная задача востребует качественно иное профессиональное образование - социокультурно ориентированное. По-новому артикулируются и требования к педагогическому образованию (оно должно готовить специалистов-тьюторов, обеспечивающих разработку и сопровождение индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов в контексте потребностей регионального развития) и к образованию в сфере культуры (оно должно ориентироваться на подготовку технологов и менеджеров социально-культурной сферы). Требует изменений и подготовка студентов, деятельность которых направлена на работу в различных отраслях: для них необходимы образовательные программы, представляющие регион и позволяющие найти себя на региональном рынке труда. Принципиально значимым является от-
крытие такого образовательного направления как внутренняя регионалистика (ре-гионоведение), объединяющее специалистов различных сфер, владеющих объемным видением региона.
Критериями, по которым можно оценить продуктивность регионального культурно-образовательного пространства, выступают:
1. Социокультурная значимость деятельности учреждения/учреждений в региональном культурно-образовательном пространстве, которая раскрывается через предоставляемые возможности для отдельного человека или социальных групп для саморазвития, самопроявления и актуализации творческих сил, направленных на преобразование себя и окружающего мира.
2. Этическая оценка, опирающаяся на неформализованные культурные традиции, привычки, обычаи, которая определяет границы допустимого в социальнокультурной практике (соответствие принципу «как у нас принято»).
3.Индекс развития человеческого потенциала, в который включаются показатели уровня жизни, грамотности и долголетия, который выступает в качестве индикатора социально-культурного развития региона.
4. Качество образования, предоставляемого в регионе, которое рассматривается с позиций соответствия личностному развитию индивидов, способствует их самоопределению и становлению региональной идентичности. Анализ ведется с позиций соответствия содержания образования поставленным целям и использованием адекватных технологий обучения.
5. Качество предоставления услуг (социальных, образовательных, досуговых) оценивается с позиций соответствия потребностям населения в такого рода услугах и возможностей квалифицированного их предоставления.
6. Инновации в социокультурной сфере,
которые используют и/или создают субъекты регионального культурно-
образовательного пространства, оцениваются с позиции соответствия современно-
му пониманию специфики инновационного развития и результатам их использования в каждом конкретном случае.
7. Специфика межсубъектного взаимодействия в региональном культурнообразовательном пространстве, опирающееся на осознание единства в многообразии как условия существования культуры и признание ценностей регионального развития как условия формирования образа
региона (как «региона-для-себя» и «регио-на-для-других»).
8. Показателем эффективности реализации концепции развития регионального культурно-образовательного пространства становится сформированная региональная идентичность как структурный компонент общегражданской идентичности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зеленцова Е. На пути к творческой экономике. ЦКЬ: http://www.creativeindustries.ru/rus/publications/creative_industries_way (дата обращения: 10 августа 2013 г.)
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. ИКЬ: http://base.garant.ru /194365/
3. Концепция комплексной программы «Новое качество жизни уральцев». ИКЬ: http://economy.midural.ru/sites/default/files/files/proekt_ koncepcii_05_08.pdf (дата обращения: 21 августа 2013 г.).
4. Концепция развития культуры в Свердловской области (2012-2020) - Екатеринбург, 2011.
5. Музейно-историческое сообщество региона. ЦКЬ: http://vk.com/misor (дата обращения: 10 сентября 2013 г.).
6. О состоянии системы образования Свердловской области в 2011 г. Ежегодный доклад
- Екатеринбург, 2012.
7. Религиозные организации Свердловской области. ЦКЬ:
http://www.midural.ru/community/100326/ (дата обращения: 21 августа 2013 г.).
8. Свердловская область. Объединения национальных меньшинств. Национальнокультурные автономии и НПО. ИКЬ: http://minorities.ceprs.indem.ru/Sverd/Sverd09.htm (дата обращения: 12 сентября 2013 г.).
9. Табатадзе Л.О. Социокультурные особенности управления инновационными процессами. Автореф. дисс. ... канд. социол. наук. - М., 2011.
10. Шатер Рамадана - 2013. ЦКЬ: http://mromp.ru/organization/articles/546/ (дата обращения: 12 сентября 2013 г.).
11. Этнокультурная ситуация в Екатеринбурге (Е.М. Главацкая) // Российская нация: становление и этнокультурное многообразие / под ред. В.А. Тишкова. - М.: Наука, 2011. ЦКЬ: http://www.valerytishkov.ru/ cntnt/publikacii3/kollektivn/rossijskay3.html (дата обращения: 12 сентября 2013 г.).