Научная статья на тему 'Социально-педагогические технологии подготовки педагога начальной школы в системе "колледж - вуз"'

Социально-педагогические технологии подготовки педагога начальной школы в системе "колледж - вуз" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / TRAINING PRIMARY SCHOOL TEACHERS / СИСТЕМА "КОЛЛЕДЖ ВУЗ" / SYSTEM "COLLEGE UNIVERSITY" / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTEGRATED SOCIO-PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF TRAINING PRIMARY SCHOOL TEACHERS / ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / TECHNOLOGY OF SOCIAL PARTNERSHIPS AND COOPERATION / ТРЕХСТОРОННЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / TRILATERAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукина Людмила Евгеньевна, Каменский Алексей Михайлович

В статье раскрывается специфика интегративных социально-педагогических технологий профессиональной подготовки учителей начальных классов в системе «колледж вуз»; обосновывается целесообразность и результативность технологии социального партнерства и взаимодействия, обеспечивающей формирование профессиональных и личностных качеств педагога с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукина Людмила Евгеньевна, Каменский Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-pedagogical technologies of training primary school teachers in the system "College - University"

The article reveals the specificity of the integrative socio-pedagogical technologies of professional training of primary school teachers in the system «College University»; the expediency and effectiveness of the technology of social partnership and interaction, providing developing professional and personal qualities of the teacher considering the requirements of Federal state educational standards.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические технологии подготовки педагога начальной школы в системе "колледж - вуз"»

Л. Е. Лукина, А. М. Каменский

(Санкт-Петербург)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ

«КОЛЛЕДЖ - ВУЗ»

SOCIO-PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF TRAINING PRIMARY SCHOOL TEACHERS IN THE SYSTEM «COLLEGE - UNIVERSITY»

В статье раскрывается специфика интегративных социально-педагогических технологий профессиональной подготовки учителей начальных классов в системе «колледж - вуз»; обосновывается целесообразность и результативность технологии социального партнерства и взаимодействия, обеспечивающей формирование профессиональных и личностных качеств педагога с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов Ключевые слова: профессиональная подготовка педагогов начальной школы, система «колледж - вуз», интегрированные социально-педагогические технологии профессиональной подготовки учителя начальных классов, технология социального партнерства и взаимодействия, трехстороннее взаимодействие

The article reveals the specificity of the integrative socio-pedagogical technologies of professional training of primary school teachers in the system «College - University»; the expediency and effectiveness of the technology of social partnership and interaction, providing developing professional and personal qualities of the teacher considering the requirements of Federal state educational standards Key words: training primary school teachers, system «College - University», integrated socio-pedagogical technologies of training primary school teachers, technology of social partnerships and cooperation, trilateral cooperation

Социально-экономическое устройство общества предыдущего столетия предполагало освоение человеком конкретной профессии, а затем работу по выбранной специальности в течение всей последующей жизни. Современный мир устроен иначе. Сегодня многие меняют круг профессиональных интересов и деятельности неоднократно, а в рамках одной профессии требуется беспрерывное переобучение в течение жизни. Особенно это касается творческих профессий, к которым, безусловно, можно отнести и педагогику. Особое место в ряду педагогических специальностей занимает профессия учителя начальной школы, основным предметом деятельности которого является маленький человек, динамично развивающийся, изменяющийся

внутренне и внешне, иногда ежемесячно. В связи с этим ведущее значение приобретают такие качества школьного учителя, как самостоятельность, креативность, коммуникабельность, умение реагировать на неожиданные вызовы, способность прогнозировать и в случае необходимости кардинально менять планы и способы деятельности. Подготовку специалиста с такими качествами необходимо начинать как можно раньше и осуществлять более целенаправленно [5]. Заявленным условиям может соответствовать всё более востребованная сегодня система «колледж - вуз».

В исследованиях последних лет проблему оптимизации профессиональной подготовки инженерно-технических работников в системе «школа - колледж - вуз» затра-

гивает М. Р. Зайниев (2012) [3]; механизмы профподготовки педагогов в системе « профильное обучение - колледж - вуз - дополнительное образование» анализирует А. Г. Джаганян (2013) [2]; эффективность подготовки педагогов по специальностям «Дошкольное образование», «Учитель физической культуры», «Иностранный язык», «Преподавание в начальных классах» в открытой среде колледжа (в частности, на основе построения взаимодействия с вузом) анализирует Т. В. Закутняя (2013) [4]; О. В. Любимова рассматривает создание системы «колледж - вуз» как компонент профподготовки педагога (2012) [9], О. Е. Курлыгина - как модель формирования лингвометодической компетентности педагога (2012) [7].

Как показывает практика, при традиционном подходе взаимодействие колледжа с вузами носит фрагментарный характер. Заключаются договоры с партнерскими высшими образовательными учреждениями, в рамках реализации которых выпускники колледжа могут выбрать продолжение своего обучения в том или ином университете, сотрудничающем с колледжем. Случаи, когда колледж является структурным подразделением вуза и осуществляет подготовку студента изначально по согласованным программам, встречаются гораздо реже.

Современные вузы имеют право осуществлять научную и образовательную деятельность не только по образовательным программам высшего образования, но и по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и обучения, дополнительным общеобразовательным и профессиональным программам. Вузы реализуют образовательные программы по широкому спектру направлений профессиональной подготовки и специальностей, осуществляют не только профессиональную подготовку, но и переподготовку и повышение квалификации кадров, являются научными и методическими центрами. Особенностью таких образовательных комплексов является интеграция обра-

зовательной деятельности обучающихся, преподавательской деятельности профессорско-преподавательского состава и их совместной деятельности с целью обеспечения синтеза образования и науки. Сегодня обучающимся предоставляются новые возможности на основе выстраивания связей с образовательным пространством, включения работодателей в процесс непрерывного образования, создания профессиональных сообществ обучающихся и преподавателей как команды единомышленников и др.

Особое внимание необходимо уделять формированию профессиональных и личностных качеств педагогов начальной школы на нескольких уровнях профессионального образования, а также в системе профориентации и дополнительного образования. Система «колледж - вуз» позволяет выстроить комплекс интегративных социально-педагогических технологий подготовки педагога начальной школы, применяемых в соответствии с этапами развития педагога как субъекта образовательной и профессиональной деятельности. Такой комплекс позволяет интегрировать процессы формирования личностных и профессиональных качеств педагогов, обеспечивать мотивацию педагогов к самореализации и презентации ее результатов. Состав комплекса социально-педагогических технологий профессиональной подготовки педагогов обусловлен необходимостью и возможностью организации этого процесса на протяжении нескольких этапов непрерывного профессионального образования в системе «колледж - вуз» на основе интеграции содержательной и процессуально-результативной составляющей среднего профессионального и высшего образования. В комплекс интегративных социально-педагогических технологий профессиональной подготовки педагогов начальной школы в системе «колледж - вуз» нами включены следующие:

1) технология портфолио (технология самоанализа и самооценки);

2) коучинг-технология как модификация технологии наставничества;

3) технология проектно-исследователь-ского обучения и деятельности;

4) технология «студент-тьютор» (сопровождение проектно-исследовательской деятельности школьников, в том числе в дистанционной форме);

5) технология социального партнерства и взаимодействия и др.

В наших условиях интегративная технология социального партнерства является ключевой. Она предполагает обязательное включение в образовательно-воспитательный процесс сетевых форм его реализации, являющихся ресурсом активного личност-но-профессионального развития всех его субъектов: преподавателей вуза, студентов - будущих педагогов, педагогов и обучающихся общеобразовательных школ, представителей организаций - социальных партнеров. При увеличении количества гибких горизонтальных межорганизационных и вертикальных внутриорганизационных (межуровневых) связей в сети повышается ее результативность благодаря диалогу и объединению инициатив, актуализируется востребованность индивидуальных возможностей и запросов субъектов взаимодействия [6].

При этом если рассматривать механизм организации социального партнерства учреждением, реализующим образовательные программы одного уровня (например, программы СПО, ВО или дополнительные образовательные программы), и вузом, реализующим программы нескольких уровней непрерывного профессионального образования, то последний имеет возможность не только организовывать взаимодействие с «внешними» социальными партнерами, но и устанавливать «внутренние» связи между различными уровнями образования в рамках одной образовательной организации: уровнем профориентации школьников -СПО - ВО - уровнем дополнительного профессионального образования [8].

Социальное партнерство и взаимодействие вуза с образовательным сообществом в направлении организации совместной проектно-исследовательской деятельности отличаются многообразием:

- организация сотрудничества со студенческими научными обществами других образовательных организаций СПО и ВО;

- социальное партнерство с учреждениями культуры, молодежной политики, социальной защиты, общественными организациями;

- взаимодействие будущих педагогов и преподавателей вуза с зарубежными партнерами (с образовательными учреждениями стран ближнего и дальнего зарубежья) в области проектно-исследовательской деятельности;

- четырехстороннее партнерство колледжа, вуза, общеобразовательных организаций и учреждений культуры на территории региона (муниципального образования) в процессе подготовки будущих педагогов начальной школы.

Приведем примеры организации четырехстороннего социального партнерства отделения СПО вуза (уровень колледжа), отделения ВО вуза (Выборгского филиала ЛГУ им. А. С. Пушкина), общеобразовательных организаций, учреждений культуры и дополнительного образования на территории муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области. Большие возможности в направлении выстраивания четырехстороннего социального партнерства предоставляет педагогическая практика, которая позволяет студентам СПО и ВО с помощью учителей-наставников и иных представителей культурно-образовательного пространства соединить теоретические знания и практическую подготовку, получить объективную оценку уровня сформированности своих профессиональных компетенций, определить направления дальнейшего личностно-профессионально-го совершенствования.

В течение нескольких лет на базе Государственного музея «Выборгский замок» проходила апробацию программа производственной практики студентов СПО - будущих учителей начальных классов, включенных в реализацию программ внеурочной деятельности познавательной направленности. В ходе практики, направленной на формирование общих и профессиональных компетенций по профессиональному модулю «Основы организации внеурочной деятельности и общения младших школь-

ников», будущие педагоги были включены в следующие виды деятельности:

1) знакомство с возможностями музейной педагогики в организации внеурочной деятельности младших школьников;

2) анализ студентами СПО и ВО показательных занятий сотрудников Государственного музея «Выборгский замок» с детьми младшего школьного возраста (интерактивные занятия «Россия - Родина моя», «Бабушкин сундук»);

3) разработка студентами уровня СПО сценариев занятий внеурочной деятельности под руководством студентов вуза, работающих в школе и заочно обучающихся по программам бакалавриата;

4) организация и проведение внеурочных занятий с элементами исследовательской деятельности в Государственном музее «Выборгский замок» (для учащихся МБОУ «СОШ № 1» и МБОУ «Гимназия» г. Выборга) по темам «Рыцарский замок», «В гостях у капельки воды», «Россия - Родина моя», «Спасение Наяды», «В Выборгском замке», «Народные праздники. Пасхальное яйцо» и др.

Студенты-тьюторы в рамках учебной и производственной практики осуществляют организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальной школы, направленной на духовно-нравственное и патриотическое воспитание, по следующим темам: «Моя семья в Великой Отечественной войне»; «Честность», «Профессии моей семьи», «Дружба и доверие»; «Добро», «Забота о старших и младших», «Мужество», «Милосердие»; «Поход на пограничную заставу» и др.

Инновационная технология «студент-тьютор» позволяет осуществлять дистанционное сопровождение проектно-ис-следовательской деятельности обучающихся начальных классов. Примером внедрения данной технологии может служить разработка долгосрочной дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности обучающихся начальной школы с использованием технологии дистанционного образования «Виртуальный клуб «Всезнайка». В рамках реализации программы студенты СПО и ВО выполняют

в виртуальном пространстве различные виды деятельности с целью организации дистанционного тьюторского сопровождения внеурочной воспитательной работы обучающихся младших классов: участвуют в разработке сайта клуба, образов героев (Почемучка, Рифмоплет и др.), вариантов заданий творческого и исследовательского характера, которые герои клуба в пространстве виртуального клуба предлагают учащимся начальной школы. Будущие учителя начальных классов, «общаясь» от имени героев виртуального клуба с учащимися, анализируют их индивидуальные достижения.

Большое значение в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов в системе «колледж - вуз» имеет совместная продуктивная социально значимая проектно-исследовательская деятельность преподавателей вуза, студентов СПО и ВО, учащихся и педагогов школ, направленная на создание социально значимых продуктов, в том числе электронных (например, разработка и презентация проектов «Моя семья», «Герой нашего района», «Кто они - наши прадеды, прорвавшие блокаду?», «Памятники нашего города», «Заброшенные уголки нашего города, имеющие историческое значение», «Добрята», «Энциклопедия 2000 НЕ-болезней», «Детское издательство «Самовар», «История нашего класса» и других).

Другими примерами четырехстороннего партнерства и взаимодействия являются проведенный на базе Выборгского филиала ЛГУ им. А. С. Пушкина районный дистанционный конкурс «Юбилеи Российской истории», в котором приняли участие студенты СПО и ВО, обучающиеся школ города и воспитанники «Дома детского творчества»; включение исследовательских работ школьников в программу международных научно-практических конференций на базе вуза; организация в вузе выставки-презентации коллективного исследовательского проекта школьников «Выборг - город мечты», реализованного на базе «Дома детского творчества»; обобщение инновационного опыта организации проектно-иссле-довательской деятельности школьников

в докладах педагогов дополнительного образования МБОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Выборга, учителей общеобразовательных школ и др. Совместно с Архивом Ленинградской области и Библиотекой А. Аалто осуществлялась проектно-исследовательскую деятельность студентов СПО и ВО Выборгского филиала ЛГУ им. А. С. Пушкина - будущих учителей начальных классов - по таким темам, как «Книга Памяти», «Литература родного края», «Великие люди родной земли», «Мое родословие», «Пути решения экологических проблем родного края» и др.

Подобный опыт представлен в исследовании Н. А. Шайденко и З. Н. Калининой [12].

Интегративная социально-педагогическая технология социального партнерства и взаимодействия - ресурс, обладающий неограниченным потенциалом, представляющийся наиболее эффективным механизмом профессиональной подготовки педагогов начальной школы. Заявленные технологии позволяют вывести подготовку будущего педагога начальной школы в системе «колледж - вуз» на качественно новый уровень, соответствующий требованиям времени и обеспечивающий реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта.

Литература

1. Анемподистова С.О. Педагогическая практика в системе «колледж - вуз» как фактор развития профессиональной направленности будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Великий Новгород, 2007. - 186 с.

2. Джаганян А. Г. Формирование компетентного специалиста в условиях непрерывного педагогического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Владикавказ, 2013. - 21 с.

3. Зайниев Р. М. Преемственность профессионально-ориентированного содержания математического образования в системе «школа - колледж - вуз»: автореф. дис. ... докт. Пед. наук: 13.00.08. - Ярославль, 2012. - 42 с.

4. Закутняя Т. В. Формирование социокультурной компетентности будущих педагогов в открытой образовательной среде колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. -Великий Новгород, 2013. - 26 с.

5. Каменский А. М. Школа, открытая социуму // Народное образование. - 2011. - № 4. - С. 69-72.

6. Каракозов С.Д., Митрофанов К.Г. Сетевая организация образования: тенденции и перспективы // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 4. - С. 180-182.

7. Курлыгина О. Е. Методическая задача как средство формирования лингвометодической компетентности учителя начальных классов: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - М., 2012. - 25 с.

8. Лукина Л. Е. Социальное партнерство как условие формирования исследовательской компетентности педагога в образовательном учреждении непрерывного профессионального образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. Научный журнал. - Ростов-на-Дону, 2014. - № 10. - С. 130-141.

9. Любимова О. В. Концептуальные основания проектирования педагогических норм в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дис. ... докт. Пед. наук: 13.00.08. - Ижевск, 2012. - 50 с.

10. Минайло И. Н. Непрерывная подготовка социального педагога в системе «колледж -вуз»: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Невинномысск, 2003. - 254 с.

11. Стручкова А. Е. Педагогические условия моделирования процесса подготовки будущих учителей технологии в системе «колледж - вуз»: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Якутск, 2005. - 19 с.

12. Шайденко Н. А. Воспитание студенческой молодежи в педагогическом вузе // Педагогика. - 2010. - № 6. - С. 44-50.

13. Шерайзина Р.М., Задворная М.С. Актуальность непрерывного образования как условия личностно-профессионального развития педагога дошкольного образования // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Том 8. - №4/1. - С. 175-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.