УДК 37.013.42:378.147 ББК Ч448.986+Ч424.78
ГСНТИ 14.35.07
Код ВАК; 13.00.08
Лужков Юрий Васильевич,
педагог дополнительного образования, Специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением; 620024, г. Екатеринбург, ул. Бисертская, д. 143; e-mail: ylis.e@mail.ru
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ
ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: добровольческая деятельность; профессиональная подготовка будущих педагогов; подростки с делинквентным поведением; специальное учебно-воспитательное учреждение.
АННОТАЦИЯ. Цель статьи заключается в поиске идей, которые позволяют выстроить модель профессиональной подготовки будущих педагогов к организации добровольческой деятельности подростков с делинквентным поведением, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа. Оптимизация профессиональной подготовки студентов к данному виду деятельности может идти за счет формирования у обучающихся общепрофессиональных и специальных компетенций, необходимых как для личностного, так и для профессионального становления будущего педагога. Автор предлагает ввести в программу подготовки бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» любого профиля, практико-ориентированный модуль, реализуемый за счет вариативной части учебного плана. Обучение предполагает последовательное прохождение студентами этапов: информационного, технологического, проектного. Для каждого этапа предложено содержание, выделены методы и формы организации процесса обучения. На каждом из этапов студенты осваивают разные социальные роли (наблюдателя-исследователя, участника, организатора добровольческой деятельности). Спроектированная модель позволяет сформировать готовность студентов к организации добровольческой деятельности с подростками, совершившими общественно опасные деяния, а реализуемые совместные проекты позволяют существенно влиять на реабилитационный процесс в специальном учебно-воспитательном учреждении.
Luzhkov Yury Vasilievich,
Additional Education Teacher, Special Secondary School for Children Showing Deviant Behavior № 124. Ekaterinburg, Russia.
TRAINING OF TEACHERS TO THE VOLUNTARY ACTIVITY ORGANIZATION OF TEENAGERS WITH DELINQUENT BEHAVIOUR
KEYWORDS: voluntary activity; professional training of future teachers; teenagers with delinquent behaviour, special educational institution.
ABSTRACT. The goal of this article is to find the ideas that allow to build a model of professional training of future teachers to the organization of voluntary activity of teenagers with delinquent behavior in special educational institutions of the closed type. Optimization of professional training of prospective teachers to such kind of activity may include formation of general professional and specific competences necessary not only for personal, but also for professional formation of future teachers. The author suggests introducing the practice-oriented module into the program of training Bachelors of pedagogical education. This module is expected to be implemented in the variable part of the curriculum. The students are supposed to go through the succession of stages: informative, technological, and a project stage. For each stage the content, methods and forms of organization of the learning process are offered. On each of the stages the students try different social roles (observer and researcher, participant, facilitator of the voluntary activity). The designed model enables to prepare the students to the organization of voluntary activity with teenagers who committed socially dangerous crimes. At the same time the joint projects can significantly affect the rehabilitation process in the special educational institution of the closed type.
П
'рофессиональная подготовка бу-.дущих педагогов к организации и в последующем к управлению добровольческой деятельностью обучающихся актуализируется Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), который конкретизирует основные цели внеурочной деятельности. Согласно ФГОС ООО, любое образовательное учреждение должно создать необходимые условия для развития и социализации каждого учащегося, сформировать воспитывающую среду, обеспечивающую активизацию социальных, интеллек-
туальных ресурсов обучающихся для формирования здоровой, творчески растущей личности, у которой сформированы гражданская ответственность и правовое самосознание, которая подготовлена к жизнедеятельности в новых условиях, способна на социально значимую деятельность по преобразованию социальной среды, реализации социальных, в том числе и добровольческих проектов [14].
Одним из типов образовательных учреждений, согласно ФЗ «Об образовании в РФ», являются специальные учебно-воспитательные учреждения для подростков с де-
© Лужков Ю. В., 2016
виантным (общественно опасным поведением). В такие учреждения помещаются подростки в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания и обучения и не подлежащие уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли уголовно наказуемого возраста или имеют отставания в психическом развитии, которые не позволили им во время совершения общественно опасного деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо бездействий [9]. Подростки могут быть помещены в данный тип учреждения до достижения ими 18-летнего возраста, но не более чем на 3 года. Уголовный кодекс РФ такую изоляцию несовершеннолетних от общества трактует как принудительную меру воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего [12].
Поэтому, наряду с выполнением задачи по созданию условий для получения несовершеннолетними образования, значимой становится задача организации в специальном учебно-воспитательном учреждении реабилитационной работы с детьми, находящимися в конфликте с законом. На необходимость проведения комплекса реабилитационных мероприятий (медицинских, правовых, психологических, социально-педагогических), указывает и «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», предписывающая внедрение в практику работы образовательных организаций эффективных технологий реабилитационной работы с детьми, имеющими разные формы делинквентного поведения [13].
В отличие от других типов общеобразовательных организаций, специальные учебно-воспитательные учреждения имеют ряд специфических признаков. Первый - круглосуточный контроль за воспитанниками, исключающий их свободный выход за пределы учреждения, что предупреждает бродяжничество несовершеннолетних. Второй -регламентированный распорядок дня, который способствует устранению у подростков привычки к безделью и позволяет вовлечь их в различные виды социально полезной деятельности. Третий - гендерный аспект, предполагающий, что в таких учреждениях находятся либо юноши, либо девушки. Четвертый, самый важный признак - это личность самого подростка. В научной литературе для характеристики данного типа личности несовершеннолетнего применяются разные термины: трудный подросток, подросток-правонарушитель, малолетний преступник, подросток с девиантным поведением, делинквент, трудновоспитуемый и т. д.
Хотя в нормативных документах, а также в названии учреждения данная категория названа как «подростки с девиантным (общественно опасным) поведением», однако исходя из анализа научной литературы (А. Г. Амбрумова, Е. Анчел, Е. В. Змановская, Г. К. Варданянц, Л. Я. Жезлова, В. В. Ковалев, Е. Я. Тищенко, Л. В. Мардахаев и др.) к данной категории подростков более всего подходит термин «делинквентное поведение» [56, с. 11]. Е. В. Москвина, анализируя сущность термина «делинквентное поведение», выделяет следующие его характеристики: повторяющиеся асоциальные поступки, нарушение правовых норм, противоправное поведение, не влекущее уголовной ответственности, угроза благополучию других людей и социальному порядку, невинность намерений поступков несовершеннолетних [8]. Для большинства подростков, попавших в такие учреждения, характерны систематические пропуски уроков или непосещение школы в течение нескольких лет, совершение правонарушений, бродяжничество, ранняя алкоголизация или употребление психоактивных веществ, аморальное поведение. Многие из детей состоят на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних либо на внутришкольном учете. Большинство подростков - это дети из неблагополучных или асоциальных семей.
Специфические особенности учреждения, требования нормативной базы, наличие особых личностных характеристик несовершеннолетнего обуславливают разработку таких моделей образовательной и воспитательной деятельности, целью которых являлось бы формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, его активной жизненной позиции, способствующих возвращению подростков к общественно полезной деятельности, ресоциализации его в общество (Е. А. Обухова, Е. Я. Тищенко).
Результативность внедрения новых моделей, методик и технологий реабилитационной работы с делинквентными подростками зависит от подготовки педагогических кадров к такой деятельности. На основе анализа основных образовательных программ высшего образования в разных вузах страны выявлено, что подготовка будущих педагогов к работе в таких учреждениях не осуществляется. Более того, вызывает серьезные опасения и возможность реализации такой подготовки в рамках социально-педагогического образования, в котором (в соответствии с ФГОС первого, а затем и второго поколения) фрагментарно, но осуществлялась такая деятельность. Вначале такая подготовка велась в рамках специальности «социальная педагогика», специализация
«Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения», а с принятием новых стандартов она реализовыва-лась в некоторых вузах (в частности, в ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет») в рамках профиля «Психология и социальная педагогика».
Реальное сокращение практических социальных педагогов в образовательных организациях, сокращение приема на профессию «социальный педагог», перевод самостоятельной специальности «социальная педагогика» в профиль «психология и социальная педагогика» в рамках направления «Психолого-педагогическое образование» с ростом ее психологической составляющей и сокращением фактически ее социально-педагогической составляющей не способствуют появлению профессионально подготовленных социальных педагогов в специальных учебно-воспитательных учреждениях. Можно привести и еще одно обстоятельство. До момента перехода системы высшего образования на трехступенчатую систему (бакалавриат, магистратура, аспирантура) специалисты для работы в таких учреждениях готовились еще и по специальности 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения», которая предусматривала следующие специализации: «Социальная педагогика», «Пенитенциарная педагогика», «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения». Первые две специализации реализовыва-лись в вузах, в которых предусмотрена служба в правоохранительных органах или военная служба. Однако в настоящее время и такая подготовка не проводится.
Возникает серьезное противоречие, когда с одной стороны специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа для детей с девиантным (общественно опасным поведением) существуют, с другой стороны - отсутствует системная работа по подготовке педагогических, социально-педагогических, психологических и управленческих кадров для этого сегмента образования.
Таким образом, выпускники педагогических вузов, имеющие дипломы бакалавра или магистра по направлению «Педагогическое образование» или «Психолого-педагогическое образование», могут быть приняты на работу в данные учреждения. Конечно, кроме ведения учебных дисциплин по предмету, педагоги сталкиваются с необходимостью организации внеурочной работы с подростками с делинквентным поведением [15]. Раскрытию специфики понятия «внеурочная деятельность» в новых изменившихся условиях современной школы,
обоснованию принципов ее организации, направлений и видов деятельности посвящен ряд психолого-педагогических исследований (Е. Б. Евладова А. В. Золотарева, А. В. Кисляков, А. В. Щербаков и др.). Как отмечает Е. Н. Барышников, «внеурочная деятельность - это особый вид деятельности, осуществляемый в рамках образовательного процесса по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, -направленный на решение конкретных образовательных задач в соответствии с требованиями ФГОС, способствующий проявлению активности обучающихся, реализуемый различными категориями педагогических работников в различных формах работы вне урока» [2, с. 11].
Рассматривая социальное направление внеурочной работы, отметим, что оно может быть реализовано путем включения подростков с делинквентным поведением в добровольческую деятельность. Современная трактовка понятия «добровольческая деятельность» представлена рядом научных работ и нормативных документов. Так, в «Методических рекомендациях по развитию добровольческой деятельности молодежи в субъектах РФ», а также в ряде региональных правовых актов дается определение добровольческой деятельности как «формы социального служения, осуществляемой по свободному волеизъявлению граждан, направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг...» [7; 10]. В данном определении акцент сделан на социальной функции добровольчества. Раскрывая личностную функцию добровольческой деятельности, можно привести определение Е. С. Азаровой, которая утверждает, что «добровольческая деятельность - это тип социально одобряемой и социально признаваемой деятельности как разновидность бескорыстного общественного поведения, которое характеризуется нравственным и созидающим уровнем социальной активности, выраженной в любых общественно полезных мероприятиях с целью изменения окружающего мира, и является одним из условий интеллектуального, личностного и деятельного развития личности, определяя ее жизненную позицию как гуманистическую» [1, с. 8]. Кроме указанных двух функций, добровольческая деятельность обладает значительным педагогическим потенциалом. Л. Ф. Козодаева утверждает, что добровольческая деятельность «основывается на благотворительности, выполняет функцию сохранения и передачи духовных традиций, выступает механизмом компенсации дефицитов соци-
альной справедливости, является средством утверждения в обществе идей и ценностей добра и милосердия, составляющих аксиологическую основу нравственного воспитания личности» [6, с. 121].
Таким образом можно утверждать, что добровольческая деятельность в силу своей гуманистической направленности и универсальности позволяет, с одной стороны, находить ресурсы собственного личностного совершенствования для студентов, создает возможности будущим педагогам получить определенные знания, умения, навыки социально ориентированной деятельности, в том числе с подростками с делинквентным поведением, с другой - способствует восстановлению социально одобряемого статуса подростка с делинквентным поведением посредством включения такого подростка в общественно полезные виды деятельности. Для того чтобы реализовать эту цель, студентов необходимо готовить к организации добровольческой деятельности.
Данная подготовка может быть реализована в рамках последовательно читаемых студентам элективных курсов, а также сочетанием курсов базовой части учебного плана («Педагогика», «Методика и технология работы педагога»), в которые включены разделы социально-педагогического содержания с элективными курсами. В процессе обучения студенты осваивают разные социальные роли (наблюдателя-исследователя, участника добровольческой деятельности, организатора, который способен разрабатывать, реализовывать и оценивать добровольческие проекты и акции подростков с делинквентным поведением). В основу профессиональной подготовки заложены следующие идеи. Во-первых, данная подготовка должна быть практико-ориентиро-ванным обучением, реализуемым совместно со специальным учебно-воспитательным учреждением. Во-вторых, каждый студент должен в процессе обучения получить опыт добровольческой деятельности, необходимый как для личностного, так и для профессионального становления будущего педагога, освоив разные профессиональные роли. В-третьих, поскольку воспитательное влияние добровольческой деятельности на личность студента происходит не одномоментно, то вовлечение студентов в совместную добровольческую деятельность с подростками с делинквентным поведением должно проходить в течение длительного времени через разные организационные формы ее реализации, так как систематичность и регулярность добровольческой деятельности увеличивают ее эффективность, способствуют формированию социальной
нормы добровольческой деятельности студента как гражданина и педагога.
Данная подготовка базируется на следующих методологических подходах:
- аксиологическом [3], обеспечивающем ценностно-смысловое содержание профессиональной подготовки будущего учителя, деятельностном, предполагающем технологизацию процесса обучения,
- интегративно-дифференцированном [4], обеспечивающем отбор содержания образования и выбор форм и методов обучения студентов организации добровольческой деятельности с подростками с делин-кветным поведением.
Выбранные методологические подходы обуславливают применение в процессе подготовки следующих принципов:
- принципа природособразности, требующего учета психолого-физиологических и возрастных особенностей подростков де-линквентного поведения,
- принципа доступности, означающего, что подготовленные студентами материалы для организации добровольческих акций должны быть доступными и понятными подросткам с делинквентным поведением,
- принципа свободы выбора, предполагающего выбор того вида деятельности и той социальной роли, к которой в настоящее время готов студент,
- принципа преемственности, учитывающего поэтапность и последовательность шагов в совместной работе с подростками с делинквентным поведением,
- принципа активности, предполагающего активную включенность студентов и подростков в добровольческие мероприятия.
Профессиональная подготовка включает несколько этапов.
Первый этап - информационный. Его цель - сформировать у будущих педагогов определенное видение добровольческой деятельности в специальных учебно-воспитательных учреждениях. Задачи студентов -научиться определять специфические характеристики подростков с делинквентным поведением, особенности внеучебной работы в специальных учебно-воспитательных учреждениях, возможные направления добровольческой деятельности подростков с делинквентным поведением с учетом режимных моментов учреждения, обобщать, систематизировать и представлять конкретную добровольческую акцию или мероприятие как научно-методический и практический кейс.
В результате обучения студенты должны уметь идентифицировать себя в качестве субъекта организации, занимающейся добровольческой деятельностью подростков с делинквентным поведением, ре-
флексировать профессиональные компетенции, необходимые для реализации отдельных добровольческих акций в специальных учебно-воспитательных учреждениях. Формы обучения - семинарские практи-ко-ориентированные занятия, круглые столы, конференции, коллоквиумы с привлечением педагогов специального учебно-воспитательного учреждения, видеоролики о деятельности учреждения и особенностях проводимых в нем воспитательных мероприятий. Методы обучения - наблюдение, беседа, кейс-стади, дискуссия, дебаты.
Второй этап - технологический. Его цель - сформировать у будущих педагогов мотивацию к данному виду деятельности, способствовать выработке определенных коммуникативных и педагогических компетенций, необходимых для создания благоприятного социально-психологического климата в процессе организации совместных добровольческих акций. Задачи студентов — освоить комплекс социально-педагогических технологий, необходимых для поиска ресурсов и реализации добровольческих акций (фандрайзинг, связи с общественностью, основы делового общения), овладеть комплекслм коммуникативных технологий, необходимых для организации групповой деятельности подростков с де-линквентным поведением (командообразо-вание, тайм-менеджмент, управление конфликтами).
В результате обучения студенты должны познакомиться с воспитанниками учреждения и наметить возможные совместные добровольческие акции, владеть умениями планировать, организовывать добровольческую акцию или мероприятие внутри специального учебно-воспитательного учреждения или вне его, иметь представления о возможных видах и формах социального партнерства, необходимых для реализации отдельных добровольческих акций. Формы обучения - лекции, семинарские занятия, практикумы, совместное посещение студентами и подростками концертов, театральных постановок, организация совместных товарищеских матчей по разным видам спорта. Методы - кейс-стади, тренинги, ролевые и организационно-дея-тельностные игры, совместные квесты.
Третий этап - проектный. Его цель -сформировать у будущих педагогов организаторские компетенции, умения и навыки планирования, проведения и оценки совместных добровольческих акций. Задачи студентов - освоить технологию социального проектирования, познакомиться со спецификой ее применения в общеобразовательном учреждении в соответствии с требованием ФГОС ООО, разработать и
провести совместную конкретную добровольческую акцию или мероприятие.
В результате обучения студенты должны научиться организовывать добровольческую деятельность подростков с де-линквентным поведением и управлять ею, уметь планировать и реализовывать добровольческие проекты с учетом специфики учреждения. Формы обучения - семинарские практико-ориентированные занятия, практикумы, совместные добровольческие акции, участие в конкурсах на лучший совместный добровольческий проект в городе, области, РФ. Метод - проектное обучение.
Сделаем ряд обобщающих выводов.
1. Готовность будущего педагога к организации добровольческой деятельности учащихся в любых типах общеобразовательных организаций, в том числе в специальных учебно-воспитательных учреждениях, является важной качественной характеристикой его профессиональной подготовки в новых изменившихся условиях. Такая готовность не только обеспечивает успешное профессиональное становление учителя, расширение его ролевого репертуара, но и способствует его личностному развитию, овладению социальной ролью «гражданин», что предопределяет возможность реализации социального воспитания школьников, в том числе подростков с делинквентным поведением, посредством включения их в разные виды добровольческой деятельности.
2. На современном этапе подготовка будущих педагогов к осуществлению добровольческой деятельности происходит, как правило, стихийно, хотя остро стоит потребность в специалистах, способных организовывать добровольческую деятельность среди подростков, в том числе с делин-квентным поведением, на высоком технологическом уровне. Необходимо системное профессиональное обучение студентов этим технологиям.
3. Спроектированная нами модель профессиональной подготовки студентов к организации добровольческой деятельности подростков с делинквентным поведением предоставляет возможность каждому студенту получить опыт добровольческой деятельности, необходимый как для личностного, так и для профессионального становления специалиста. Профессиональное обучение будущих педагогов в этом направлении оказывается крайне важным для развития региональной системы управления добровольчеством.
4. При обучении студентов организации добровольческой деятельности с подростками с делинквентным поведением необходимо учитывать, что такое обучение должно осуществляться в тесной связи с педагогиче-
ским коллективом специального учебно-воспитательного учреждения, носить прак-тико-ориентированный характер, предусматривать последовательность следующих этапов:
- информационного, направленного на изучение основ добровольческой деятельности, специфики работы в учебно-воспитательном учреждении, особенностей личности и поведения подростков делин-квентного поведения;
ЛИТЕРАТУРА
1. Азарова Е. С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2008.
2. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования : мат-лы II Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. Челябинск : ЧИППКРО, 2014.
3. Галагузова Ю. Н., Дорохова Т. С. Профессиональная подготовка педагогов в контексте аксиологического подхода / / Педагогическое образование и наука. 20l3. № 6. С. l29-l34.
4. Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. Интегративно-дифференцированная профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: научно-практический аспект : монография М. : ВЛАДОС, 20l0.
5. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие для студ. вузов. М. : Академия, 2004.
6. Козодаева Л. Ф. Добровольческая деятельность как основа воспитания нравственных качеств студенческой молодежи // Вестник ТГУ. 20l0. Вып. ll (9l). С. l2l-l28.
7. Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в субъектах Российской Федерации// Департамент молодежной политики и общественных связей Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ.
8. Москвина Е. В. Модель социальной реабилитации подростков с девиантным поведением в учреждении закрытого типа // Образование и наука. 2014. №4. С. l32-l45.
9. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : фе-дер. закон от 24.06.99 № 120-ФЗ (ред. от 31.12.14). URL: base.garant.ru/12116087.
10. Областная программа развития добровольчества в образовательных учреждениях Самарской области «Молодежь в действии». URL: http://gudocsm.ru/structure/teach/volunteering.php.
11. Тищенко Е. Я. Теория и практика социально-педагогической реабилитации осужденных: монография. Екатеринбург : Урал. ун-т, 2001.
12. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. URL: base.garant.ru/ 580565^.
13. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 76l «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW.
14. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. URL: http: //www.edu.ru/db / portal/ obschee /.
15. Щербакова Т. В. Материалы Всероссийского семинара «Внеурочная деятельность обучающихся -условие реализации ФГОС начальной и основной школы. URL: http://ext.spb.ru/webinars/7579-060520l5---l----------r.html.
REFERENCES
1. Azarova E. S. Psikhologicheskie determinanty i effekty dobrovol'cheskoy deyatel'nosti : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Khabarovsk, 2008.
2. Vneurochnaya deyatel'nost' obuchayushchikhsya v usloviyakh realizatsii FGOS obshchego obrazovaniya :
mat-ly II Vseros. nauch.-prakt. konf. / pod red. A. V. Kislyakova, A. V. Shcherbakova. Chelyabinsk :
ChIPPKRO, 20l4.
3. Galaguzova Yu. N., Dorokhova T. S. Professional'naya podgotovka pedagogov v kontekste aksiologi-cheskogo podkhoda / / Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2013. № 6. S. l29-l34.
4. Galaguzova M. A., Galaguzova Yu. N. Integrativno-differentsirovannaya professional'naya podgotovka spetsialistov sotsial'noy sfery: nauchno-prakticheskiy aspekt : monografiya M. : VLADOS, 20l0.
5. Zmanovskaya E. V. Deviantologiya (Psikhologiya otklonyayushchegosya povedeniya) : ucheb. posobie dlya stud. vuzov. M. : Akademiya, 2004.
6. Kozodaeva L. F. Dobrovol'cheskaya deyatel'nost' kak osnova vospitaniya nravstvennykh kachestv stu-dencheskoy molodezhi // Vestnik TGU. 20l0. Vyp. ll (9l). S. l2l-l28.
7. Metodicheskie rekomendatsii po razvitiyu dobrovol'cheskoy (volonterskoy) deyatel'nosti po razvitiyu do-brovol'cheskoy (volonterskoy) deyatel'nosti molodezhi v sub"ektakh Rossiyskoy Federatsii// De-partament mo-lodezhnoy politiki i obshchestvennykh svyazey Ministerstva sporta, turizma i molodezhnoy politiki RF.
8. Moskvina E. V. Model' sotsial'noy reabilitatsii podrostkov s deviantnym povedeniem v uchrezhdenii zakrytogo tipa // Obrazovanie i nauka. 2014. №4. S. l32-l45.
9. Ob osnovakh sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarusheniy nesovershennoletnikh : feder. zakon ot 24.06.99 № 120-FZ (red. ot 3l.l2.l4). URL: base.garant.ru/l2ll6087.
- технологического, предусматривающего установление контактов между студентами и подростками с делинквентным поведением для поиска вариантов совместных добровольческих акций;
- проектного, нацеленного на реализацию совместного добровольческого проекта с последующей рефлексией для усиления мотивации студентов и подростков с делинквентным поведением к участию в социально полезной деятельности.
10. Oblastnaya programma razvitiya dobrovol'chestva v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh Samarskoy ob-lasti «Molodezh' v deystvii». URL: http://gudocsm.ru/structure/teach/volunteering.php.
11. Tishchenko E. Ya. Teoriya i praktika sotsial'no-pedagogicheskoy reabilitatsii osuzhdennykh: mono-grafiya. Ekaterinburg : Ural. un-t, 2001.
12. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 13 iyunya 1996 g. № 63-FZ. URL: base.garant.ru/ 58056518.
13. Ukaz Prezidenta RF ot 01.06.2012 № 761 «O Natsional'noy strategii deystviy v interesakh detey na 20122017 gg.». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW.
14. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty obshchego obrazovaniya. URL: http: //www.edu.ru/db/portal/obschee/.
15. Shcherbakova T. V. Materialy Vserossiyskogo seminara «Vneurochnaya deyatel'nost' obuchayush-chikhsya - uslovie realizatsii FGOS nachal'noy i osnovnoy shkoly. URL: http://ext.spb.ru/webinars/7579-06052015—l----------r.html.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Ю. Н. Галагузова.