УДК 37.017.4(470.67) ББК 74.022(2РосДаг) М 12
Магомедов Роберт Магомедгалибович, старший преподаватель кафедры физического воспитания Дагестанского государственного технического университета (филиал в г. Дербенте), декан факультета физической культуры НОУ ВПО «Институт «ЮжДаг», т.: 89034814445, e-mail:
khazovasn@rambler. ru.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КЛУБА АКТИВНОЙ МОЛОДЕЖИ» В Г. ДЕРБЕНТЕ
(рецензирована)
Предметом настоящего исследования является выявление организационно-педагогических основ привлечения молодежи к решению актуальных социально-педагогических проблем; в статье охарактеризованы основные проблемы дагестанской молодежи, определены направления работы по их преодолению и представлена программа социально-ориентированной деятельности «Клуба активной молодежи».
Ключевые слова: гражданская активность молодежи, направления социально-педагогической работы с молодежью, молодежный клуб.
Magomedov Robert Magomedgalibovich, senior lecturer of the Department of Physical Education of Dagestan State Technical University (branch in Derbent), Dean of the Faculty of Physical Education of NEIHPE "Institute SouthDag ", tel.: 89034814445, e-mail: khazovasn@rambler.ru.
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL BASIS OF "ACTIVE YOUTH CLUB”
FUNCTIONING IN DERBENT
(reviewed)
The subject of this study is to identify the organizational and pedagogical foundations of attracting young people to address urgent social and educational problems, the article describes the main problems of the Dagestani youth, areas of work to overcome them have been identified and the program of community-oriented activities of the “Active youth club” has been presented.
Keywords: civic activity of young people, directions of the social and educational work with young people, youth club.
Сложные социально-экономические условия жизнедеятельности российского общества отягощаются на Северном Кавказе и, в частности, в Республике Дагестан, специфическими региональными особенностями, нерешенными политическими проблемами, особенностями геополитического положения и т.д. Особую тревогу вызывает сегодня тот факт, что социальная нестабильность препятствует нормальной социализации молодежи и создает благоприятную почву для вовлечения подрастающего поколения в ряды экстремистов [1, 4, 6 и др.].
Исследователи отмечают, что наиболее актуальными проблемами молодежи Дагестана являются: правовой нигилизм и пассивная гражданская позиция при выраженной склонности к протестным настроениям, подверженность негативному (деструктивному) влиянию (СМИ, представители экстремистских организаций и т.п.), ценностная неопределенность, проявления интолерантности и ксенофобии, неопределенность жизненных (в том числе, профессиональных) планов и перспектив, ощущение собственной невостребованности обществом, неспособность и/или невозможность рационально организовать свой досуг. В числе их причин - ослабление гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, отсутствие привлекательных для молодежи общественно значимых идей и сферы общественной самореализации; развал системы организации детского отдыха и пр. [2, 5, 7 и др.].
Государство предпринимает серьезные меры для решения множества актуальных социальных и педагогических задач. Однако без «движения снизу», без активного участия всех членов общества эффективная социализация молодежи Дагестана невозможна. В связи с этим целью нашего исследования стала разработка организационно-содержательных основ деятельности, направленной на устранение вышеназванных социально-педагогических проблем молодежи. Работа базировалась на следующих основных идеях:
- молодежь должна стать активным субъектом деятельности по решению существующих социально-педагогических проблем;
- в качестве основных направлений социально-педагогической работы следует рассматривать просветительскую работу с молодежью, организацию общественно полезной деятельности подрастающего поколения, организацию активного отдыха детей, подростков и юношества;
- в содержание просветительской работы необходимо включить вопросы значения физкультурно-спортивной деятельности для развития общества и личности, форм общественно полезной деятельности молодежи как способа проявления гражданской активности и т.п., а общественно полезная деятельность должна быть направлена, в числе прочего, на организацию физкультурно-активного отдыха детей и подростков по месту жительства;
- требуется создать организационную структуру, в которой учащиеся общеобразовательных школ, воспитанники спортивных школ, студенты вузов, а также педагоги указанных учебных заведений объединялись бы на решение социально-педагогических молодежных проблем.
Результатом настоящего исследования стала разработка программы деятельности молодежного клуба как способа организации учащихся. Известно, что подростково-молодежные клубы создаются, главным образом, для организации досуга своих членов, обеспечения их социального, творческого, спортивного и т.п. совершенствования. Участие в клубной работе позитивно влияет на социальную активность подростков и юношества, способствует их жизненному и профессиональному самоопределению, актуализирует факторы саморегуляции поведения [3].
В контексте настоящего исследования клуб условно назван «Клубом активной молодежи». Он призван объединить подростков и учащуюся молодежь г. Дербента независимо от образователь-ного учреждения (общеобразовательные и спортивные школы, вузы). Деятельность Клуба базируется на следующих принципах: (1) принципы участия в деятельности Клуба: добровольность, безвозмездность, сознательность, активность и инициативность; (2) принципы деятельности Клуба: непрерывность и систематичность, социальная ориентация, равноправие и уважение.
Работа Клуба организуется по следующим взаимосвязанным направлениям: просвещение молодежи, организация активного отдыха детей, подростков, молодежи, организация общественно полезной деятельности подростков и юношества. Просветительская деятельность Клуба касается следующих вопросов:
1.Ресублика Дагестан как субъект Российской Федерации: история, культура, традиции и пр.; этнорелигиозный состав республики, особенности и традиции народов Дагестана.
2. Социально-педагогические проблемы современного общества: гуманистические ценности современной цивилизации; гражданственность и патриотизм как традиционные ценности народов Дагестана; средства массовой информации и их влияние на личность; истинные цели и задачи международного терроризма, экстремистских движений и организаций, способы противодействия экстремизму.
3. Молодежь как общественная сила: роль молодежи в развитии государства, становлении гражданского общества; общественная деятельность как сфера гражданской активности молодежи (виды, формы, содержание); сущность, содержание и общественное значение волонтерства.
4. Физическая культура и спорт как сфера общественной деятельности молодежи: спорт, олимпизм как сфера трансляции и реализации гуманистических ценностей и нравственных принципов; социальные функции физической культуры и спорта; спорт и спортсмены Дагестана: история, достижения, общественная значимость; спортивные традиции народов Дагестана, России (народные виды спорта, подвижные игры); занятия спортом (в спортивных секциях и школах) как способ организации свободного времени.
Содержание деятельности Клуба по организации свободного времени молодых жителей Дербента включает: привлечение детей и подростков к организованным занятиям физической культурой и спортом (в спортивных кружках, секциях, школах); организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий в общеобразовательных и спортивных школах, на дворовых площадках; пропаганду активного отдыха среди детей и подростков, организацию физкультурно-рекреационной деятельности в населенном пункте. Общественно полезная деятельность подростков и учащейся молодежи содержательно тесно связана с просвещением и организацией активного досуга, практически реализуется в форме волонтерской работы членов Клуба и включает два компонента.
Поисково-исследовательский компонент предполагает поиск и изучение подвижных игр и видов спорта народов Дагестана и России, а также творческое конструирование новых подвижных и спортивных игр, эстафет и пр. Организационно-практический компонент общественно-полезной деятельности имеет следующее содержание:
- разучивание национальных подвижных игр, эстафет и пр. с детьми по месту жительства, с воспитанниками спортивных школ и учащимися общеобразовательных школ;
- организация дворовых команд по видам спорта, по подвижным играм и проведение соревнований между командами;
- организация подвижных и спортивных игр, эстафет с детьми по месту жительства, с воспитанниками спортивных школ и учащимися общеобразовательных школ во внеучебное время;
- организация и проведение соревнований по видам спорта и подвижным играм между воспитанниками разных спортивных и общеобразовательных школ;
- организация спортивных праздников в общеобразовательных и спортивных школах, в микрорайонах населенного пункта, а также показательных выступлений физкультурников и спортсменов в общеобразовательных и спортивных школах, по месту жительства;
- организация туристических походов для детей в каникулярное время и в выходные дни.
Организация клубной работы осуществляется в четыре этапа:
1 этап - работа со студентами вузов, включающая их теоретическое просвещение, привлечение в Клуб, обучение способам и методам социально-ориентированной физкультурноспортивной деятельности с учащимися общеобразовательных школ, воспитанниками спортивных школ, детьми и подростками по месту жительства. В первый год действия системы данную работу осуществляют педагоги вузов; в последующие годы просветительско-подготовительные функции берут на себя студенты - «старожилы» Клуба.
2 этап - работа студентов-членов Клуба с воспитанниками спортивных школ, включающая просветительско-пропагандистскую деятельность, формирование актива воспитанников и привлечение их к работе Клуба, а также организацию коллективного физкультурно-активного отдыха воспитанников.
3 этап предполагает совместную просветительскую, пропагандистскую, агитационную и организационную работу студентов и воспитанников спортивных школ с учащимися общеобразовательных школ.
4 этап - социально-ориентированная работа членов Клуба (студентов, воспитанников спортивных школ, учащихся общеобразовательных школ) по месту жительства, направленная на организацию физкультурно-активного отдыха детей и подростков.
Непрерывность работы обеспечивается такой ее организацией, когда состав членов Клуба систематически пополняется из числа студентов (в начале каждого учебного года осуществляется просветительская работа силами «старожилов» Клуба), новых воспитанников спортивных школ и общеобразовательных школ. Ежегодная просветительская работа содействует и пополнению контингента занимающихся в спортивных школах детьми и подростками, охваченными деятельностью Клуба в общеобразовательных школах и по месту жительства.
Мы предполагаем, что работа Клуба в соответствии с предложенной программой будет способствовать достижению следующих результатов:
- повышению этнорелигиозной толерантности, чувства социальной значимости и общественной полезности подрастающего поколения, снижению привлекательности экстремистских идей и негативного влияния СМИ;
- рациональной организации досуга, повышению интереса к физической культуре и спорту и двигательной активности молодежи,
- формированию у детей, подростков и юношества мотивов и навыков общественно полезной деятельности, становлению позитивного взгляда на будущее, сознательного ответственного отношения к своей жизни,
- развитию способностей к взаимодействию в коллективе на основе равноправия, взаимоуважения, взаимной ответственности, самостоятельности.
Все это будет способствовать снижению социальной напряженности в дагестанском обществе, а также повышению гражданской активности учащейся молодежи.
Литература:
1. Гусаев Т. О молодежном протесте и формах его выражения [Электронный ресурс]. Ц^: http://www.vestikavkaza.ru/news/politika/dagestan/36287.html
2. Исрапилов С. Основные факторы нестабильности [Электронный ресурс]. Ц^: http://www.riadagestan.ru/news/2007/10/23/32105/
3. Макаренко А.С. Проблемы воспитания в советской школе // Собр. соч.: в 7 т. М., 1958. Т. 5.
4. Муртазалиев А.М. Проблемы правовой социализации молодежи [Электронный ресурс]. URL: http://www.opdag.ru/7publik/murtuzaliev/16.htm
5. Саидов А.А. Проблемы противодействия молодёжному экстремизму и терроризму в Дагестане [Электронный ресурс]. URL: http://scienceport.ru/content/
6. Хаджалова Х.М. Качество жизни населения как основа обеспечения социальной стабильности (на примере Республики Дагестан): автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. М., 2011.
7. Чупанова А.Ч. Нравственно-правовое воспитание молодежи // Состояние и перспективы
развития молодежной политики в Дагестане: материалы заседаний Общественной палаты
Республики Дагестан. Махачкала, 2009.
References:
1. Gusaev T. On the youth protest and forms of its expression [electronic resource] URL: http://www.vestikavkaza.ru/news/politika/dagestan/36287.html
2. Israpilov S. The main factors of instability [electronic resource] URL: http://www.riadagestan. ru/news/2007/10/23/32105/
3. Makarenko A.S. The problems of education in the Soviet school / / Coll. of works. M., 1958. V.5.
4. Murtazaliev A.M. Problems of legal socialization of young people [electronic resource] URL: http://www.opdag.ru/7publik/murtuzaliev/16.htm.
5. Saidov A.A. The problems of the youth counter to extremism and terrorism in Dagestan [electronic resource] URL: http://scienceport.ru/content/
6. Khadzhalova H.M. Quality of life as the basis for social stability (the Republic of Dagestan): abst. diss. DE: 08.00.05. M, 2011.
7. Chupanova A.Ch. Moral and legal education of the youth / / Status and prospects of development of youth policy in Dagestan: Proceedings of meetings of the Public Chamber of the Republic of Dagestan. Makhachkala, 2009.