68
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Педагогика
УДК 377.111.3 С.С. Зотова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
На рынке труда происходит стыковка потребностей отраслей экономики в специалистах с возможностями поставки системой образования требуемого количества квалифицированных кадров. Система профессионального образования призвана удовлетворять ежегодную потребность экономики региона в обновляемых кадрах и тем самым обеспечивать баланс на рынке труда. Инструментом реализации данного управленческого решения остается, в том числе, государственное задание на контрольные цифры приема в учебные заведения высшего профессионального образования, а также опора на планируемые в программах развития региональных экономик показатели роста валового регионального продукта и привлечения инвестиций. Наибольшую неопределенность в модель вносит экономика, на развитие отраслей которой сильно влияют внешние воздействия, в первую очередь инвестиции. От них зависят такие параметры отраслевой структуры, как коэффициент эффективности новых технологий, который, в свою очередь, влияет на производительность труда, на изменение коэффициента старения основных фондов и т.п. Предсказать, насколько стабильно будут поступать в отрасль инвестиции и какие они внесут изменения в ее структуру, довольно сложно. Согласно методу качественного оценивания необходимо построить несколько сценариев развития экономики оценив, для каждого потребность в кадрах. Прогнозирование потребностей рынка труда Субъекта Федерации в выпускниках профессионального образования необходимо дополнить оценкой привлекательности образовательного бизнеса для региона.
Ключевые слова: субъект Федерации, рынок труда, система профессионального образования, образовательный бизнес.
Отказ от государственной монополии в системе профессионального образования потребовал реализовать усилия для преодоления противоречий между:
1) необходимостью усиления социально-педагогического и экономического саморазвития регионов и недостаточной динамикой включения профессионального образования всех уровней в решение этой задачи;
2) масштабами и структурой подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и фактическими интересами и запросами субъектов регионального рынка (органы государственного и муниципального управления, работодатели, потребители-личности и др.);
3) необходимостью всестороннего учета динамично меняющегося спроса на образовательные услуги населения и хозяйства регионов и отсутствием соответствующей системы менеджмента и маркетинга.
В связи с названными противоречиями и необходимостью их разрешения актуальна модель сложной динамической системы «экономика - рынок труда - профессиональное образование», включающая систему взаимосвязанных моделей и формирующаяся с использованием основных этапов системного подхода [6].
Эта система представляет собой обобщенную модель, которая в итоге позволит прогнозировать изменение значимых макроэкономических и социальных показателей и выстроена на основе человеческого (трудового) ресурса:
- объект моделирования: человеческий ресурс;
- элементы модели: рынок труда, рынок образовательных услуг, экономика;
- среда - все остальное;
- внешнее воздействие - демографическая составляющая.
В структуре модели исследуемой социально-экономической системы ее элементы в хронологическом порядке прохождения их человеческим ресурсом представим следующим образом: рождаемость ^ система общего образования ^ система профобразования ^ рынок труда ^ экономика региона ^ валовой региональный продукт (ВРП).
Предложенный хронологический порядок имеет и обратное направление исследования, связанное с необходимостью пополнять экономику квалифицированными специалистами нужной отрасле-
Социально-педагогические особенности развития.
69
вой направленности, на основе утвержденных темпов роста ВРП по отраслям экономики в программе развития Субъекта Федерации (СФ). При этом возникает проблема: нужно оценить, сколько, к какому сроку, по каким специальностям, направлениям, профилям и какого уровня профессионального образования необходимо подготовить специалистов?! Данная задача в такой сложной системе корректно решается только с помощью математического моделирования.
На рынке труда потребности отраслей экономики в специалистах стыкуются с возможностями поставки требуемого объема квалифицированных кадров системой образования.
Система профессионального образования должна удовлетворять ежегодную потребность экономики региона в обновляемых кадрах, чтобы обеспечивать баланс на рынке труда.
Три уровня профессионального образования выпускают квалифицированных специалистовна рынок труда. В свою очередь, выпуски по соответствующим специальностям, направлениям, профилям зависят от приемов, которые были осуществлены образовательными организациями заблаговременно. При этом учитывается разная длительность обучения для разных уровней профессионального образования.
В систему профессионального образования попадают из системы общего и начального образования.
В связи с этим основная задача - обеспечить максимальное соответствие между потребностями экономики и возможностями системы образования, введя систему в состояние баланса.
При решении данной задачи необходимо влиять на рождаемость с целью увеличения суммарного потока кадров, однако до экономики это влияние дойдет нескоро. Выход - повлиять на параметры приема в образовательные учреждения в разрезе специальностей, направлений, профилей и уровней образования. Этот вопрос требует научного обоснования и исключения ранее выявленного противоречия (противоречие 3), а также использования математического моделирования при долгосрочном прогнозировании развития ситуации в отраслях экономики и промышленности СФ для принятия научно обоснованного управленческого решения.
Инструментом реализации управленческого решения остается, в том числе, государственное задание на контрольные цифры приема в учебные заведения высшего профессионального образования; опираясь на планируемые показатели в программах развития региональных экономик, как рост валового регионального продукта и привлечение инвестиций.
Исследование рынка труда позволяют уточнить качественный состав работников в отраслях на основе расчетной потребности в занятых. Вследствие этого, интерес представляет обзор моделей [3], определяющих потребности экономики в выпускниках образовательных учреждений различных специальностей.
В процессе разработки профессионального образования, располагая потребностью региональных экономик в количестве выпускников по всем его уровням, необходимо определить, как количество выпускников образовательных учреждений коррелирует с количеством принятых в них. На этой основе определяется, по какой специальности, в какие годы и какое количество студентов следует принимать в образовательные учреждения исследуемого СФ. В связи с этим представляет интерес анализ математических моделей образовательных систем [4,5].
Наибольшую неопределенность вносит в модель экономика. В самом деле, на развитие отраслей экономики сильно влияют внешние воздействия, в первую очередь инвестиции. От них зависят параметры отраслевой структуры, такие, как коэффициент эффективности новых технологий, который, в свою очередь, влияет на производительность труда, может изменить коэффициент старения основных фондов и т. п. Предсказать, насколько стабильно будут поступать в отрасль инвестиции и какие они внесут изменения в саму отраслевую структуру, достаточно сложно. Согласно методу сценариев качественного оценивания необходимо построить несколько сценариев развития экономики, для каждого из которых оценить потребность в кадрах [2].
Вернемся к системе профессионального образования в предложенной выше цепочке взаимодействия «экономика - рынок труда - профессиональное образование» и представим схему статистических показателей, отражающих деятельность вуза (схема), где рассмотренные нами показатели социально-экономических и демографических условий развития высшего образования занимают также ведущие позиции [1].
Для расчета представленных в схеме статистических показателей, отражающих деятельность вуза (в т.ч. социально-экономических и демографических условий развития высшего образования), необходимо реализовать алгоритм методики прогнозирования потребностей рынка труда СФ в выпускниках профессионального образования [6]:
Статистические показатели, отражающие деятельность вуза
Социально-педагогические особенности развития... 71
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2014. Вып. 3
1) ввод данных прогноза о развитии различных отраслей экономики и промышленности СФ до 2020 г. в виде объема производства товаров и услуг в сопоставимых ценах;
2) оценка требуемой численности занятого населения для удовлетворения прогноза развития каждой отрасли экономики и промышленности до 2020 г.;
3) распределение занятых внутри каждой отрасли экономики по уровням профессионального образования;
4) расчет доли ежегодно обновляемого персонала (коэффициент ротации) по отраслям экономики и уровню образования за счет вновь обученных кадров;
5) определение количества молодых специалистов различных уровней образования для покрытия потребности в кадрах конкретной отрасли экономики до 2020 г.;
6) нахождение матриц профессионально-квалификационных соответствий между 13 отраслями экономики (с 14 подотраслями промышленности) и 28 укрупненными образовательными группами специальностей;
7) установление количества специалистов всех уровней профессионального образования, которых необходимо подготовить по 28 укрупненным специальностям на промежутке до 2020 г. для удовлетворения потребностей в кадрах отраслей экономики.
Прогнозирование потребностей рынка труда СФ в выпускниках профессионального образования необходимо дополнить оценкой привлекательности образовательного бизнеса для региона по показателям [7]:
- индекс образовательной открытости региона;
- индекс Херфиндаля-Хиршмана на рынке образовательных услуг;
- коэффициент концентрации населения региона;
- коэффициент соотношения среднегодовых доходов населения и затрат на образование;
- индекс приоритетного расходования средств на образование;
- индекс экономического развития региона;
- индекс возрастной структуры населения;
- индекс образовательной структуры населения.
Индекс образовательной открытости региона характеризует степень способности региональной образовательной системы закрыть спрос на образовательные услуги и вычисляется по формуле:
И = Сф / Ср, (1)
где Сф - численность студентов, обучающихся в филиалах вузов других регионов; Ср - численность студентов, обучающихся в вузах региона.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана отражает долю каждого вуза на рынке образовательных услуг:
И2 = I я2, (2)
где - доля ьго вуза на рынке образовательных услуг.
Коэффициент концентрации населения региона характеризует долю населения, проживающего в крупных населенных пунктах:
И3 = V, (3)
где gi - доля ьго населенного пункта с численностью населения 100 тыс. человек и более в общей численности населения региона.
Коэффициент соотношения среднегодовых доходов населения и затрат на образование характеризует степень готовности населения к платным образовательным услугам:
И4 =Дс / Зс, (4)
где Дс - среднегодовой уровень доходов на душу населения; Зс - средний годовой уровень затрат в расчете на одного обучающегося.
Индекс приоритетного расходования средств на образование характеризует готовность населения расходовать средства на образование:
И5 = р /Р, (5)
где р - доля расходов на образование в совокупных расходах населения региона; Р - то же по России;
Индекс экономического развития показывает опережение или отставание темпов экономического развития региона сравнительно с экономическим развитием страны в целом:
Иб = э / Э, (6)
где э - региональный показатель экономического развития (прирост промышленной продукции); Э -такой же показатель по России.
Индекс возрастной структуры населения характеризует соотношение доли населения в возрасте до 29 лет в общей численности населения региона и аналогичного показателя по стране:
И7 = в / В. (7)
Индекс образовательной структуры населения представляет отношение доли населения, имеющего высшее образование, в общей численности населения к аналогичному показателю по стране:
И8 = о / О. (8)
Методика прогнозирования потребностей рынка труда СФ в выпускниках профессионального образования, дополненная оценкой привлекательности образовательного бизнеса в рамках сложной динамической системы «экономика - рынок труда - профессиональное образование» с использованием математических методов моделирования позволит с максимальной эффективностью реализовать взаимодействие субъектов в данной системе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова И.С. Методология статистической оценки функционирования высшей школы в современных условиях: дис. ... канд. пед. наук. М., 1997.
2. Анфилатов В.С., Емельянов А.А., Кукушкин А.А и др. Системный анализ в управлении: учеб. пособие / под ред. А.А.Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2002. 368 с.
3. Быстров И.Е., Задонцев А.Ф., Козлов В.Н. Прогнозирование и определение потребности в специалистах: методы и модели / под ред. д.э.н. Г.А. Балыхина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2005. 127 с.
4. Бартоломью Д. Стохастические модели социальных процессов / пер. с. англ.; под ред. О.В.Староверова. М.: Финансы и статистика, 1985. 295 с., ил. (Математико-статистические методы за рубежом).
5. Васильев В.Н. Модели управления вузом на основе информационных технологий. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2000. 164 с.
6. Васильев В.Н., Гуртов В.А., Питухин Е.А. и др. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. М.: Техносфера, 2007. 680 с.
7. Тихомирова Н.В. Методология статистической оценки потребности в современных образовательных услугах: дис. ... канд. экон. наук. М., 2000. 172 с,: ил.
Поступила в редакцию 07.07.14
S.S. Zotova
SOCIO-PEDAGOGICAL FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE REGIONAL SYSTEM
OF PROFESSIONAL EDUCATION
On the labor market the needs of economical industries for specialists are linking with the possibilities to provide the required volume of qualified personnel by the educational system. The system of professional education should meet the annual needs of the region's economy in the personnel and thus ensure a balance on the labor market. The tool for the implementation of this administrative decision remains the state admission quotas in educational institutions of higher education; the reliance on planned figures in the programs of regional economies development, such as growth of gross of regional product and investment. The greatest uncertainty in the model is introduced by the economy, the development of which is strongly affected by external influences, primarily investments. Investments affect the parameters of branch structure, such as the coefficient of new technologies efficiency, which in turn affects the productivity of labor, can change the aging factor of fixed assets, and so on. It is difficult to predict how stable the investment flows to the industry will be and how they will change the industrial structure itself. According to the method of qualitative evaluation, it is necessary to construct several scenarios of the economy development and to estimate the required personnel for each scenario. The prediction of the regional labor market needs for vocational education graduates must be supplemented by assessing the attractiveness of educational business for the region.
Keywords: constituent member of the Russian Federation, labor market, vocational education, educational business.
Зотова Светлана Сергеевна, Zotova S.S.,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Candidate of Pedagogics, Associate Professor
ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный Glazov State Pedagogical Institute,
педагогический институт им. В.Г. Короленко» ul. Pervomayskaya, 25, Glazov, 427628, Russia 427628, Россия, г. Глазов, ул. Первомайская, 25