ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ В БАССЕЙНЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ
Е.Б. КИРИЛЛОВА, ВГАФК, г. Волгоград, Россия
Аннотация
Статья посвящена проблеме реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Рассматривается оздоровительное воздействие физических упражнений, выполняемых в условиях водной среды, на организм человека. На основе анализа зарубежных и отечественных источников по данной теме автором определена специфика и стратегии проведения занятий оздоровительным плаванием с детьми-инвалидами, имеющими различные отклонения в физическом и умственном развитии. В статье представлены рекомендации тренерам при работе
с данной категорией лиц.
Ключевые слова: реабилитация, гидрореабилитация, плавание, упражнения в воде, церебральный паралич, расстройства аутистического спектра, дети-инвалиды, отклонения в умственном развитии.
GENERAL GUIDELINES FOR AQUATIC EXERCISES WITH DISABLED CHILDREN
E.B. KIRILLOVA, VSPEA, Volgograd city, Russia
Abstract
The article deals with the problem of rehabilitation of people with disabilities. The health-improving effect of aquatic exercises on the human body is considered. Based on the analysis of foreign and Russian research literature on the subject, the author defined the specifics and strategies of recreational swimming with children with physical and intellectual disabilities. In the article general guidelines to coaches when working with this population are presented.
Keywords: rehabilitation, hydrotherapy, swimming, aquatic exercises, cerebral palsy, autism spectrum disorders, children
with disabilities, intellectual disabilities.
В мире отмечается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. По данным Федеральной службы государственной статистики на 2017 г. в России 12 259 000 человек являются инвалидами [1]. Из них взрослых инвалидов 1 гр. - 1 309 000 тыс. чел., 2 гр. - 5 920 000 чел., 3 гр. - 4 394 000 чел., детей -636 000 чел.
Реабилитация лиц с инвалидностью является важной и острой проблемой нашего общества. На государственном уровне была разработана (2011 г.) и реализуется программа «Доступная среда» [2], призванная изменить условия жизни данной категории населения в лучшую сторону. Люди с ограниченными возможностями получили доступ к объектам и услугам различного назначения, что, несомненно, отразится на улучшении качества их жизни.
Одним из самых востребованных объектов как место получения реабилитационных услуг, стал плавательный бассейн. Целебные свойства водной среды на организм человека известны еще с древних времен, и сегодня современная медицина широко использует гидротерапию как альтернативное лечебное средство, создавая новые реабилитационные программы. При многих различных заболеваниях пациентам назначаются комплексы физи-
ческих упражнений, гидромассаж, плавание, сеансы бальнеотерапии и акватерапии.
Вода воздействует на человеческий организм двумя способами: физиотерапевтическим и психотерапевтическим [3]. Психотерапевтический эффект достигается, когда человек, преодолевая боязнь водной среды, данную ему от природы, решает тем самым свои психологические проблемы, освобождаясь от фобий, тревожности, стрессовых состояний, одновременно повышая уровень самооценки, меняя на позитивное свое отношение к миру и обществу. Физиотерапевтическое воздействие упражнений в воде проявляется в укреплении сердечно-сосудистой и респираторной систем, нормализации активности мышц, деятельности центральной нервной системы, а также является средством закаливания, снижения веса, коррекции осанки.
Оздоровительное плавание, курсы гидрореабилитации достаточно успешно используются среди людей-инвалидов, страдающих мышечной дистрофией, детским церебральным параличом (ДЦП), сколиозом, поражением опорно-двигательного аппарата, а также лиц с ампутированными конечностями, слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, с расстройствами аутистического спектра и другими серьезными отклонениями в умст-
венном и физическом развитии. Благодаря уникальным свойствам воды (плотность, давление, теплоемкость) нагрузка на суставы значительно уменьшается, снижается гипертонус мышц, позволяя телу принимать горизонтальное положение и держаться на водной поверхности, что является основополагающим фактором обучения плавательным движениям для данной категории занимающихся. Использование теплой воды (35-38оС) благотворно влияет на весь организм, снимая воспаление и снижая болевые ощущения. В условиях гидроневесомости объем активных движений увеличивается, занимающиеся могут легче и безопаснее выполнять такие физические упражнения, как ходьба, прыжки, подскоки, осваивать в бассейне навыки контроля и управления предметом (например, толкать, бросать, ловить, бить по мячу), т.е. то, что в обычных условиях для них представляет значительные трудности.
Индивидуальные и групповые занятия в бассейне должны проводиться под руководством квалифицированного тренера или физиотерапевта в присутствии медицинского персонала. Чтобы методически грамотно осуществлять обучение, специалист обязан обладать глубокими знаниями основ анатомии и физиологии человеческого тела; знать свойства воды, ее воздействие на организм с учетом характера и степени сложности заболевания пациента.
Работать с детьми всегда сложнее, чем с взрослыми людьми. А когда тренер занимается с детьми, имеющими физические и умственные отклонения, серьезные психические расстройства, его работа значительно осложняется.
В своих исследованиях ученые и специалисты [5-7, 9-11] подчеркивают важность соблюдения тренером следующих правил и стратегий:
• Прежде чем проводить занятия, необходимо наладить контакт с ребенком при тесном взаимодействии с его родителями. Расспросить об интересах ребенка, установившемся способе общения с ним и использовать эти знания в процессе обучения.
• Знакомство, установление доверительных отношений между тренером и ребенком должно проходить через игровую деятельность.
• Занятия должны проводиться с учетом индивидуальности ребенка и особенностей его заболевания.
• Методика проведения занятий должна строго соответствовать дидактическим принципам: последовательность, постепенность, систематичность, наглядность, индивидуализация, всесторонность воздействия упражнений на организм.
• Упражнения должны быть легко выполнимыми и не сложнокоординированными.
• Одно упражнение необходимо отрабатывать многократно в течение длительного времени с постепенным увеличением скорости и продолжительности его выполнения.
• При объяснении заданий применять (при необходимости) наглядные средства: рисунки, карточки, схемы и т.п.
• Занятия должны проводиться в виде игр, вызывающих положительные эмоции.
• Задачи должны быть доступными для выполнения, чтобы занимающиеся могли получать удовольствие и радость от своих достижений.
• Задачи, поставленные на одном занятии, должны быть полностью реализованы.
•Успех водных упражнений также зависит от доступности и безопасности водной среды. Для детей с различными двигательными способностями пандусы, подъемники, лестницы и поручни помогут облегчить доступ к бассейну.
• На каждом обучающемся должны быть средства индивидуальной безопасности (надувные жилеты, круги, нарукавники).
• При необходимости использовать дополнительные вспомогательные плавательные средства (плавательные доски, круги, мячи, аквапалки (нудлы), ласты, моноласты).
• Никогда не оставлять ребенка в бассейне одного. Всегда находиться рядом с ним и в случае необходимости оказать помощь так быстро, чтобы ребенок не успел испугаться.
• Привлекать дополнительно обученный персонал и родителей для работы в качестве помощников.
• Необходимо следить за признаками усталости со стороны ребенка и давать ему возможность передохнуть во время занятия.
• Соблюдать общие требования мер безопасности при подготовке и проведении водных занятий.
• Не допускать переохлаждения. При выходе из бассейна необходимо обернуть ребенка полотенцем.
• Температура воды в бассейне должна быть теплой, от 28о и выше.
При повреждениях спинного мозга у пациента необходимо соблюдать меры предосторожности во время его транспортировки из инвалидного кресла в бассейн:
• поверхность пола/дорожек вокруг бассейна не должна быть скользкой;
• инвалидное кресло установить на тормоза;
• подъем из кресла и перемещение обучающегося, спуск в воду и подъем из воды осуществляется двумя инструкторами одновременно;
• приподнимать тело сухими руками во избежание его падения.
При необходимости использовать на занятии плавательные вспомогательные средства; правильно выбрать стиль и дозировку плавания, исходя из таких возможностей ребенка, как способность повернуть голову при вдохе или опустить подбородок в воду, для того чтобы позволить телу принять как можно более горизонтальное положение в воде [4, 5].
Если же у ребенка повреждение головного мозга, то тренер составляет комплекс упражнений с учетом вида нарушения, вызванного черепно-мозговой травмой. Это может быть нарушение памяти и концентрации вни-
мания, потеря координации и равновесия, различные сенсорные нарушения, включая потерю зрения и слуха, нарушение речи и т.п. Так, при нарушении памяти специалист в начале занятия должен напомнить обучающемуся, где находится самая безопасная мелкая часть бассейна, а затем объяснить последовательность выполнения упражнения простым доступным языком, в коротких фразах, четко сформулировав требования, причем повторить объяснение несколько раз и наглядно продемонстрировать правильность выполнения техники. После этого занимающийся должен проговорить вслух данную тренером инструкцию для лучшего запоминания [5].
При церебральном параличе тренер, учитывая форму и тяжесть заболевания ребенка (спастический, атетоид-ный, атаксический или смешанный тип), составляет индивидуальный комплекс упражнений. Температура воды в бассейне должна быть обязательно теплой 35-37оС, что даст возможность не опасаться переохлаждения. Во время занятий необходимо использовать плавательные снаряжения (жилет или пояс со специальными креплениями, надувную подушку, круги, пластиковые доски, нудлы) или различные виды ручных поддержек и страховок, которые тренер будет применять в зависимости от положения тела пациента в воде (вертикальное, на груди, на спине) [6].
Тренажерное страховочное устройство, фиксирующее положение тела в воде
Для адаптации обучающегося в воде рекомендуется начинать занятие с подготовительных упражнений; следить, чтобы все движения выполнялись плавно, в медленном темпе [7]. Затем переходить к выполнению упражнений с изменением характера движений: плавно и медленно, рывками и медленно, плавно и быстро, рывками и быстро [8]. Следует избегать упражнений, содержащих элементы прыжков и подскоков в воде, и больше давать заданий, связанных с шаговыми движениями. Необходимо обеспечить контроль соблюдения техники дыхания, используя специальные упражнения на прекращение «захлеба» от слюноотделения [8]. На занятии можно использовать спокойную расслабляющую музыку.
Если среди пациентов есть дети с мышечной дистрофией, то занятия должны быть индивидуальными, а не групповыми. Как и при церебральном параличе, они
также проводятся в теплой воде и на небольшой глубине (между уровнем груди и пояса). Упражнения не должны быть интенсивными. Особое внимание следует уделять ходьбе и упражнениям на удержание равновесия. Нежелательно включать в программу упражнения, связанные с подъемом конечностей из воды. Нельзя допускать переутомления. Для этого нужно строго следить за частотой пульса и дыханием занимающегося [5].
Использование тренажера Гросса в бассейне
При работе с детьми с ослабленным зрением или
незрячими инструктору необходимо проследить за тем, чтобы они использовали очки для плавания во избежание попадания хлора и других химикатов, содержащихся в воде. Для эффективности обучения при вербальном объяснении целесообразно применять методику тактильного обучения, то есть давать возможность занимающемуся чувствовать своими руками движения тренера, чтобы правильного понять исполнение техники упражнения [5].
Для лучшей ориентации в бассейне необходимо использовать звуковые сигналы (радио, микрофон) и разноцветные плавательные средства (мячи, круги, нудлы, кольца, доски из пенопласта, ласты, лопатки). Разделительные дорожки ярких цветов также помогут лучше ориентироваться в воде [9].
Тренер использует тактильный метод обучения
Рекомендуется перед началом занятий предоставить обучающимся время самостоятельно ознакомиться с окружающей обстановкой (прикосновениями рук изучить бортики бассейна, спусковые лестницы) для лучшей самоориентации и уверенных действий в воде.
Занимаясь плаванием с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, инструктор должен знать особенности данного заболевания, которые проявляются в ограниченности социального общения, инертности, малоподвижности, замкнутости поведения, повторяющихся однообразных действиях (например, раскачивание на стуле, многократное повторение одного и того же слова, фразы), пристальном рассматривании какого-либо предмета или взгляда в одну точку [10].
Дети-аутисты некоммуникабельны, редко улыбаются, избегают как зрительного, так и физического контакта с кем-либо, не откликаются на свое имя, не реагируют на стимулы к действию, очень часто боятся воды, не переносят вмешательства в их внутренний мир. У них снижен порог болевой чувствительности и нет чувства самосохранения. По отношению к окружающим могут относиться пассивно, безучастно или, наоборот, проявлять агрессию.
Период адаптации у таких детей и установления с ними эмоционального, зрительного, физического контакта длиться очень долго. От тренера требуется применение особого подхода, правильно разработанной стратегии общения и обучения, в основе которой лежат: терпение, многократность повторения, последовательность выполнения действий, четкие структурированные фразы/инструкции, использование наглядного материала (карточек, планшетов), создание комфортной антистрессовой среды, поощрение и словесная похвала как за успехи, так и за предпринятые попытки [11].
Одной из особенностей поведения ребенка-аутиста является то, что он с трудом переходит от одного вида движения (вида деятельности) к другому. Ему трудно сосредоточиться и ориентироваться в происходящих событиях. Поэтому тренер, зная это, должен строить занятие в четкой структурированной форме, где каждое упражнение на каждом занятии имеет свое определенное
место, и оно не должно меняться без предварительного оповещения. Последовательность упражнений должна быть представлена ребенку наглядно. Вербальное же объяснение следует свести до минимума [11].
В этом случае полезным и необходимым инструментом для тренера может стать визуальное расписание, где каждый этап (упражнение) будет обозначаться на планшете отдельной карточкой, которая крепится на липучке. Очередность этапов обычно располагается сверху вниз (или слева направо). Когда упражнение закончено, ребенку предлагается убрать карточку с панели и отправить ее в специальный контейнер с надписью «выполнено». Пример использования планшета тренером на занятии по плаванию с ребенком-аутистом можно найти по ссылке: https://www.youtube.com/watch?time_ continue=67&v=qq]'IYfG55ic
Тренер использует язык жестов
Если же специалист работает с пациентами, страдающими частичной или полной потерей слуха, то он
использует визуальные сигналы, такие как зажженные фонарики, яркие разноцветные флажки или мячи с предупредительными надписями или знаками, которые бросают в воду перед глухим человеком, чтобы привлечь его внимание [5]. Инструктор обязан знать и применять основные жесты для обозначения команд: «плыви», «повтори», «хорошо», «да/нет», «будь осторожен», «посмотри на меня» и т.д. Он должен также проследить, чтобы
Массовая физическая культура и оздоровление населения
занимающийся оставил слуховой аппарат в раздевалке и использовал беруши, чтобы вода не попала в ушной канал. Инструктор не должен позволять ему нырять, плавать с ластами и трубкой, чтобы не создавать давление на барабанную перепонку.
Заключение
Исходя из анализа зарубежных и отечественных научных источников, связанных с проблемой проведения занятий в плавательном бассейне с детьми, имеющими различные физические и интеллектуальные отклонения, можно заключить, что:
1) при многих составляющих эффективного и безопасного занятия оздоровительным плаванием с детьми-инвалидами выработка стратегии тренера и правильной
методики обучения, основанной на его глубоких знаниях физиологии, анатомии человека, свойствах и воздействия воды на организм и телодвижения, а также возможностей занимающегося, имеет основное значение;
2) правильно составленная и воплощенная в жизнь программа физических и плавательных упражнений, учитывающая индивидуальность пациента, форму и степень тяжести его заболевания, способна не только улучшить показатели его физического самочувствия (сердечнососудистой системы, центральной нервной системы, кровообращения, костно-мышечной массы и др.), но и оказать положительный эффект на самооценку, психологическое состояние, улучшение уровня жизненного самообеспечения, а также на адаптацию к социальной жизни в целом.
Литература
1. Уровень инвалидизации в Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики (официальный сайт). - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect / rosstat_main / rosstat /ru/statistics / population / disabilities/#/ (дата обращения: 04.04.2018).
2. Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы для инвалидов. - URL: http:// fb.ru/article/326998/ gosudarstvennaya-programma-dostupnaya-sreda-na---godyi-dlya-invalidov/ (дата обращения: 04.04.2018).
3. Акватерапия - метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей. - URL: http://gidmed. com/novosti/ akvaterapiya.html/ (дата обращения: 04.04.2018).
4. Exercise principles and guidelines for persons with cerebral palsy and neuromuscular disorders / prepared by: The United Cerebral Palsy Research and Educational Foundation, 1999. - URL: http://www.ucpaindy.org/wp-content/ uploads/2010/03/Exercise-Principles-and-Guidelines-for-Persons-with-Cerebral-Palsy-and-Neuromuscular-Disorders. pdf/ (дата обращения: 04.04.2018).
5. Lepore, Monica, Gayle, G. William, Stevens, Shawn. Adaptive Aquatics Programming a Professional Guide. -1998. URL: https://books.google.ru/books?id=HflZY3gv U1sC&pg=PA221&lpg=PA223&focus=viewport&dq=swim ming+tips+Visual+Impairment+Visual+Perception+Disord er&hl=ru#v=onepage&q=swimming%20tips%20Visual%20 Impairment%20Visual%20Perception%20Disorder&f=false/ (дата обращения: 04.04.2018).
6. Gorter, J.W., Currie, SJ., Aquatic Exercise Programs for Children and Adolescents with Cerebral Palsy: What Do We Know and Where Do We Go? // International Journal Pediatrics, 2011. - URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/ pmc/articles/PMC3228376/ (дата обращения: 05.04.2018).
7. Kelly, Michelle; Darrah, Johanna. Aquatic exercises for children with cerebral palsy. - Developmental Medicine & Child Neurology, 2005. - Vol. 47. - Pp. 838-84. -URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/ 10.1111/j. 1469-8749.2005.tb01091.x/pdf/ (дата обращения: 04.04.2018).
8. Мосунов, Д.Ф. Гидрореабилитация ребенка с последствиями детского церебрального паралича / Д.Ф. Мосунов, И.В. Клешнев, С.Л. Шпак // Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры имени П.Ф. Лесгафта, 2009. - URL: http://www.bestreferat. ru/referat-108615.html/ (дата обращения: 04.04.2018).
9. Cieslak, Fabiana. Instructional Preferences in Aquatics for Children with Visual Impairments and Their Instructors. - URL: https://digitalcommons.brockport.edu/cgi/ viewcontent.cgi?article=1011&context=pes_theses/ (дата обращения: 04.04.2018).
10. Hall, James G. Aquatic strategies and techniques and their benefit on children with autism. - Electronic theses and dissertation. - 2013. - URL: https://scholarworks.uni. edu/cgi/viewcontent.cgi?article =1005 &context=etd/ (дата обращения: 04.04.2018).
11. Гринева, С.В. Особенности обучения детей-аутис-тов / С.В. Гринева. - URL: http://www.ooazeya.ru/sites/ default /files/doc/grineva-autizm.pdf/ (дата обращения: 04.04.2018).
References
1. Disability level in the Russian Federation, Federal state statistics service (official website), available at: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main / rosstat/ru/ statistics/ population/disabilities/# (accessed: 04.04.2018) (in Russian).
2. Accessible Environment State program for 2011 -2015 for the disabled, available at: http://fb.ru/article/ 326998/ gosudarstvennaya-programma-dostupnaya-sreda-na---godyi-dlya-invalidov/ (accessed: 04.04.2018) (in Russian).
3. Aquatherapy is a method of correction of various disorders in children's development, available at: http://gidmed. com/novosti/akvaterapiya.html/ (accessed: 04.04.2018) (in Russian).
4. Exercise principles and guidelines for persons with cerebral palsy and neuromuscular disorders, prepared by: The United Cerebral Palsy Research and Educational Foundation, 1999, available at: http://www.ucpaindy.org/ wp-content/ uploads/2010/03/Exercise-Principles-and-Guidelines-for-Persons-with-Cerebral-Palsy-and-Neuromus-cular-Disorders.pdf/ (accessed: 04.04.2018) (in English).
5. Lepore, M., Gayle, G.W. and Stevens, S. (2007), Adaptive Aquatics Programming: a Professional Guide, available at: https://books.google.ru/books?id=HflZY3gvU1sC&pg=PA 221&lpg=PA223&focus=viewport&dq=swimming+tips+Vis ual+Impairment+Visual+Perception+Disorder&hl=ru#v=o nepage&q=swimming%20tips%20Visual%20Impairment%20 Visual%20Perception%20Disorder&f= false/ (accessed: 04.04.2018) (in English).
6. Gorter J.W. and Currie S.J. (2011), Aquatic Exercise Programs for Children and Adolescents with Cerebral Palsy: What Do We Know and Where Do We Go? InternationalJournal Pediatrics, available at: https://www.ncbi. nlm.nih.gov/pmc/ articles/PMC3228376/ (accessed: 04.04.2018) (in English).
7. Kelly, M. and Darrah, J. (2005), Aquatic exercises for children with cerebral palsy, Developmental Medicine & Child Neurology, vol. 47, pp. 838-84.
8. Mosunov D.F., Kleshnev I.V. and Shpak S.L. (2009), Hydro rehabilitation of a child with the consequences of cerebral palsy, P.F. Lesgaft St.-Petersburg State University of Physical Culture, available at: http://www.be-streferat.ru/referat-108615.html/ (accessed: 04.04.2018) (in Russian).
9. Cieslak, F. (2013), Instructional Preferences in Aquatics for Children with Visual Impairments and Their Instructors: Master's theses, The College at Brockport, available at: https://digitalcommons.brockport.edu/cgi/ viewcon-tent.cgi?article= 1011&context=pes_theses/ (accessed: 04.04.2018) (in English).
10. Hall, J.G. (2013), Aquatic strategies and techniques and their benefit on children with autism, electronic theses and dissertation, available at: https://scholarworks.uni.edu/ cgi/viewcontent.cgi?article =1005 &context=etd/ (accessed: 04.04.2018) (in English).
11. Grinyova S.V., Features of teaching autistic children, available at: http://www.ooazeya.ru/sites/default/ files/doc/grineva-autizm.pdf/ (accessed: 04.04.2018) (in Russian).