Научная статья на тему 'Социальная педагогика в Украине: этапы становления и развития'

Социальная педагогика в Украине: этапы становления и развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1284
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безпалько Ольга Владимировна

В статье определены этапы развития социальной педагогики в Украине (эмпирический, теоретико-нормативный, научно-методологический) как отрасли педагогической науки, социально-педагогической практики, учебной дисциплины и специальности с конца ХХ в. до сегодняшних дней, представлены их характеристики и перечень докторских диссертаций, которые являются определенным вкладом в развитие теоретико-методологических основ социальной педагогики в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная педагогика в Украине: этапы становления и развития»

_РЕГИОН КРУПНЫМ ПЛАНОМ ..._

УДК 37.013.42

Безпалько Ольга Владимировна

Доктор педагогических наук, профессор, директор Института психологии и социальной педагогики Киевского университета имени Бориса Гринченка, o.bezpalko@kmpu.edu.ua, Киев

социальная педагогика в украине: этапы становления и развития

Аннотация. В статье определены этапы развития социальной педагогики в Украине (эмпирический, теоретико-нормативный, научно-методологический) как отрасли педагогической науки, социально-педагогической практики, учебной дисциплины и специальности с конца ХХ в. до сегодняшних дней, представлены их характеристики и перечень докторских диссертаций, которые являются определенным вкладом в развитие теоретико-методологических основ социальной педагогики в Украине.

Ключевые слова: социальная педагогика, социальное воспитание, социально-педагогическая практика, социальный педагог.

Bezpalko Olga Vladimirovna

Doctor of pedagogical sciences, professor, director of the Institute of psychology and social pedagogics of the Kiev university named after Boris Grinchenk, o.bezpalko@kmpu.edu.ua, Kiev

social pedagogics in ukraine: formation and development stages

Abtract. In article stages of development of social pedagogics in Ukraine (empirical, theoretical and standard, scientific and methodological) are defined as branches of pedagogical science, social student teaching, a subject matter and specialty at the end of the XX century up to present days. Their characteristics and the list of doctoral dissertations which are a certain contribution to development of theoretical and methodological bases of social pedagogics in Ukraine are presented.

Keywords: social pedagogics, social education, social student teaching, social teacher.

В 1980-х гг. в научном педагогическом сообществе началось возрождение идей социальной педагогики, основателями которой были Й.-Г. Песталоцци, А. Дистер-вег, П. Наторп [См. 5]. Разным аспектам генезиса социальной педагогики в Украине посвящены труды известных украинских ученых Т. Ф. Алексеенко, И. Д. Зверевой, Г. М. Лактионовой, А. Й. Капской, Л. Г. Коваль, Л. И. Мищик, В. А. Полищук, С. Я. Хар-ченко, которых можно считать основателями этой отрасли научного знания в отечественной педагогической науке. Однако доныне не осуществлено системной периодизации социальной педагогики на протяжении более двадцати лет ее развития. В исследуемых хронологических пределах социальная педагогика развивалась как область педагогической науки, социально-педагогическая практика, учебная дисциплина, специальность в высших учебных заведениях.

Опираясь на подход И. А. Липского [4],

в развитии социальной педагогики в Украине первый этап мы определяем как эмпирический (1960-е - 1991 гг.). В этот период в Украине, которая входила в состав СССР, со стороны государства были проведены активные мероприятия по организации социально-педагогической работы с детьми, молодежью и семьями в разных институтах социального воспитания.

Основными субъектами этой работы были государственные учреждения (школы, внешкольные, культурно-образовательные, спортивные заведения), а также семья и общественность. Именно в 1960-е гг. с целью организации содержательного досуга детей и молодежи стали работать комнаты школьников при жилищно-эксплуата-ционных конторах, в микрорайонах больших городов создавались подростковые клубы по месту жительства как «островки» социально-педагогической работы с детьми и семьями в пределах микрорайона. В этот период социально-педагогическая деятель-

ность в сущности была «распылена среди специалистов разных профессий (учителей, партийных работников, организаторов куль-турно-досуговой и спортивно-массовой деятельности, работников милиции)» [4, с. 6].

Новым этапом развития социально-педагогической работы считают создание в Москве в 1989 г. Государственным комитетом СССР по народному образованию и Академией педагогических наук Временного научно-исследовательского коллектива (ВНИК) «школа-микрорайон». В составе Всесоюзного эксперимента в Украине работала Донецкая территориальная группа (научный руководитель - В. Н. Сидоров), на базе школ №№ 57, 95 г. Макеевки и школы № 11 г. Донецка. Эти школы работали в режиме полного дня. За каждым из педагогов было закреплено несколько домов, которые находились недалеко один от другого и имели общий двор. В них проживали дети и молодежь разного возраста, которые учились в школах, профессионально-технических училищах, высших учебных заведениях. Школьные педагоги организовывали индивидуальную и групповую работу с детьми тех домов, которые были за ними закреплены: привлекали к участию в школьных кружках и секциях, организовывали работу клубов выходного дня для детей и взрослых, проводили дворове праздники, акции. Педагоги также оказывали необходимую социально-педагогическую помощь семьям своих подопечных. Наряду со многими позитивными моментами этот опыт имел ряд недостатков. Робота школы как ведущего организатора социально-педагогической деятельности с детьми, семьями и взрослыми в микрорайоне привела к перегрузке учителей, они не в полной мере были готовы к предоставлению разных видов психолого-педагогической поддержки и помощи.

Однако значительные позитивные результаты социально-педагогической работы с детьми и взрослыми по месту жительства в рамках Всесоюзного эксперимента ВНИК «школа-микрорайон» под руководством В. Г. Бочаровой, подтвердили необходимость теоретического обобщения и научного обоснования существующей социально-педагогической практики, введения, в школах и других институциях по месту жительства должности социального педагога. Свидетельством этого стало введение социальной педагогики как учебной дисциплины в педа-

гогических институтах специальным решением коллегии Гособразования СССР [3].

Второй этап развития социальной педагогики в Украине, определенный нами как теоретико-нормативный, начинается 24 августа 1991 г. (Акт провозглашения независимости Украины) и длится до сентября 2006 г. (принятие постановления Президиума экспертного совета ВАК Украины от 14. 09. 2006). В сфере развития социальной педагогики как отрасли научного знания он характеризуется первыми докторскими диссертациями с шифром 13.00.05 - социальная педагогика, открытием аспирантур этой специальности; в сфере социально-педагогической практики -открытием новых институтов социального воспитания и инновациями, активным созданием общественных организаций, которые осуществляют социально-педагогическую деятельность; разработкой и принятием ряда нормативных документов относительно социально-педагогической работы с детьми и молодежью, этических стандартов деятельности социального педагога, определения его функциональных обязанностей в системе образования; началом подготовки социальных педагогов в высших учебных заведениях, разработкой ее содержательно-методического обеспечения и стандартизацией.

С 1992 г. в Украине создается новый институт социального воспитания - центр социальных служб для молодежи (ЦССМ), что было предопределено рядом факторов: приобретением Украиной независимости, социально-экономической перестройкой в стране, разрушением централизованной системы деятельности пионерской и комсомольской организаций, стремительным распространением негативных явлений в молодежной среде. Юридически создание центров социальных служб для молодежи было закреплено Законом Украины «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине». На этапе создания сети таких центров в 1992-1997 гг. была неотложная потребность в специалистах, которые могли осуществлять социально-педагогическую работу с детьми и молодежью. Потому в 1992 г. в Донецком университете впервые начинается переподготовка специалистов, которые работали в центрах социальных служб для молодежи.

Теоретическим обобщением опыта социально-педагогической работы с молодежью

в 1990-х гг. в Украине в целом и социальных службах для молодежи в частности, стали докторские диссертации известных украинских теоретиков и практиков социальной педагогики И. Д. Зверевой «Теория и практика социально-педагогической работы с детьми и молодежью в Украине» (1999), Г. М. Лактионовой «Теоретико-методические основы социально-педагогической работы с женской молодежью в условиях большого города» (1999).

В 1998-2001 гг. была разработана новая модель деятельности ЦССМ. Создание системы центров социальных служб для молодежи по этой модели проходило путем модернизации нормативно-правовой базы их деятельности, установления единых стандартов и нормативов, относительно практической социально-педагогической работы, ее ресурсного обеспечения: организационного, кадрового, финансового, материаль-но-техниче ского, научно-методиче ского, нормативно-правового, информационно-аналитического. Этому способствовало принятие Закона Украины «О социальной работе с детьми и молодежью» от 21 июня 2001 года, приказа Государственного комитета Украины по делам семьи и молодежи «Об утверждении социальных стандартов и нормативов осуществления социальной работы с детьми, молодежью и разными категориями семей, центрами социальных служб для молодежи» от 4 сентября 2002 г., приказа Государственного центра социальных служб для молодежи «Об утверждении Примерных положений о специализированных службах центров ССМ» (4 сентября в 2002 г.,). С целью организации социальной работы в сельской местности в соответствии со ст. 13 Закона Украины «О социальной работе с детьми и молодежью» в 2003 году стали создаваться центры социальных служб для молодежи в поселках и селах.

В соответствии с постановлениями Кабинета Министров Украины от 27 августа 2004 г. «О мероприятиях по совершенствованию социальной работы с семьями, детьми и молодежью» центры социальных служб для молодежи были переименованы в центры социальных служб для семьи, детей и молодежи. Основными направлениями социально-педагогической работы таких центров были определены: социальное сопровождение семей, которые очутились в сложных жизненных обстоятельствах; социальное

сопровождение приемных семей и детских домов семейного типа; профилактика ВИЧ/ СПИДа и наркозависимого поведения среди подростков и молодежи; поддержка детей и молодежи с инвалидностью, адаптация и интеграция их в общество; социальный патронаж молодежи, которая отбывает или отбыла наказание в форме ограничения или лишения свободы на определенный срок; проведение профилактической работы по формированию у подростков и молодежи здорового образа жизни; социальная поддержка детей и семей, которые живут с ВИЧ; реализация программ социальной адаптации и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы из числа учеников старших классов и выпускников интернатов.

Реализация этих направлений сопровождалась развитием и появлением новых социально-педагогических практик, технологий, форм и методов просветительской, профилактической, реабилитационной работы с детьми, семьями и молодежью. В качестве научных консультантов ЦСССДМ привлекали ведущих научных работников, преподавателей высших учебных заведений. Результатом такого сотрудничества стали многочисленные учебно-методические пособия, методические рекомендаций по разным направлениям социально-педагогической работы с детьми, семьями и молодежью, что обеспечило обобщение социально-педагогического опыта на необходимом теоретическом уровне и, соответственно, развитие социальной педагогики как области педагогической науки. ЦСССДМ и их специализированные службы стали также местом волонтерской деятельности и основной базой педагогической практики для будущих социальных педагогов.

Должность социального педагога в Украине была официально введена в 1993 г., что побуждало к подготовке специалистов в высших учебных заведениях. Этому предшествовало создание профильных кафедр. Первыми такими кафедрами стали кафедра социальной педагогики в Харьковской академии культуры

(1991), кафедра педагогики высшей школы и социальной педагогики в Киевском национальном университете имени Т. Г. Шевченко

(1992), кафедра социальной педагогики в Национальном педагогическом университете имени М. П. Драгоманова (1992), кафедра социальной педагогики и проблем управления в

Запорожском государственном университете (1992), кафедра социальной педагогики и социальной работы в Луганском педагогическом университете имени Тараса Шевченко (1998). Эти высшие учебные заведения одними из первых в Украине начали подготовку социальных педагогов. В 1997 г. деканом факультета социальной педагогики и психологии Запорожского государственного университета Л. И. Мищик была защищена первая докторская диссертация в Украине по социальной педагогике «Теоретико-методические основы профессиональной подготовки социального педагога в заведениях высшего образования».

Особенностью второго этапа развития социальной педагогики в Украине является издание первого учебного пособия «Социальная педагогика», подготовленного авторским коллективом в составе Л. Г. Коваль, И. Д. Зверевой, С. Г. Хлебик, выпуск первых словарей-справочников по социальной педагогики, сборника учебных программ для специальности «Социальная педагогика» в двух томах.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 14. 06. 2000 г. к перечню должностей педагогических работников государственного классификатора профессий была включена должность «социальный педагог». Это событие, приобретенный опыт подготовки будущих социальных педагогов в высших учебных заведениях, наличие многочисленных публикаций по разным вопросам социальной педагогики стали базисом разработки государственных стандартов подготовки бакалавров специальности «Социальная педагогика» (разработанные рабочей группой под руководством профессора Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова А. Й. Капской).

Значительный вклад в развитие теории социальной педагогики, социально-педагогической практики и специальности «Социальная педагогика» на этом этапе принадлежит неправительственным организациям. 7 августа 1992 г. при активном участии В. Н. Сидорова, И. Д. Зверевой была зарегистрирована Украинская ассоциация социальных педагогов и специалистов социальной работы. В 1994 г. она стала полноправным членом Международной Федерации социальных работников (IFSW). Члены Ассоциации - научные работники, социальные педагоги школ, работники центров социальных служб, для семьи, детей и молодежи,

специалисты социальной сферы - проводили научно-практические конференции, семинары, летние волонтерские школы, подготовили ряд методических пособий по вопросам социально-педагогической работы с семьями, детьми и молодежью, интегратив-ний курс для общеобразовательной школы «Культура жизненного самоопределения»; учебник «Социальная педагогика: теория и технологии» (2006) . Ассоциация инициировала разработку Этического кодекса специалистов социальной сферы, который был утвержден в 2003 г. [3, с. 466].

С 1998 по 2003 г. неправительственная организация Христианский детский фонд (директор Украинского офиса Христианского детского фонда, доктор педагогических наук Г. М. Лактионова, координатор программ Украинского офиса Христианского детского фонда, доктор педагогических наук И. Д. Зверева) при содействии ЮНИСЕФ, Международной федерации социальных работников и Украинской ассоциации социальных педагогов и специалистов социальной работы реализовали многокомпонентный проект «Социальное образование в Украине». К участию в проекте были привлечены преподаватели и студенты 19 высших учебных заведений, в которых осуществлялась подготовка социальных педагогов и работников, центров социальных служб для молодежи, неправительственных организаций. За время реализации проекта было проведено около 30 семинаров и тренингов по разным вопросам социально-педагогической работы с привлечением зарубежных тренеров из США, Канады, Великобритании, Швейцарии, Венгрии, Нидерландов, Хорватии. Презентованные на этих тренингах формы и методы зарубежных практик работы с детьми и молодежью были адаптированы и внедрены в Украине в деятельности социальных педагогов общеобразовательных школ, специалистов социальных служб, дали толчок для отечественных социально-педагогических инноваций [2].

На втором этапе развития социальной педагогики принимается ряд нормативных документов о деятельности социального педагога в общеобразовательных учебных заведениях. Первым таким документом Министерства образования и науки Украины, в котором официально говорилось о должности социального педагога в учреждени-

ях образования, было Положение о психологической службе системы образования. Так, в п. 4.5 этого документа отмечалось, что «социальный педагог учебного заведения осуществляет посредничество между образовательными учреждениями, семьей, общественностью, организует их взаимодействие с целью создания условий для всестороннего развития детей и подростков; способствует участию воспитанников в научном, техническом, художественном творчестве, спортивной, общественно полезной деятельности, заботится о профессиональном самоопределении и социальной адаптации ученической молодежи; привлекает к культурно-образовательной, профилактической, спортивно оздоровительной работе разные учреждения, общественные организации, творческие союзы, отдельных граждан; влияет на преодоление личностных, межличностных, внутренне семейных, конфликтов, предоставляет нужную консультативную психолого-педагогическую помощь детям и подросткам, группам социального риска». Впервые должностные обязанности социального педагога были определены в листе МО Украины.

На протяжении теоретико-нормативного этапа социальная педагогика интенсивно развивается и как область педагогической науки. В Национальном педагогическом университете имени М. П. Драгоманова, Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко, Луганском национальном педагогическом университете имени Тараса Шевченко открываются аспирантуры по специальности «социальная педагогика». Создаются специализированные ученые совета с правом принятия к защите кандидатских (НПУ имени М.П. Драгоманова) и докторских диссертаций (Луганский национальный педагогический университет имени Тараса Шевченко) по социальной педагогике. В январе 2003 г. в Институте проблем воспитания Академии педагогических наук Украины открывается лаборатория социальной педагогики (руководитель кандидат педагогических наук Т. Ф. Алексеенко) [1]. В 2005 г. на базе Луганского национального педагогического университета имени Тараса Шевченко совместно с Академией педагогических наук Украины создан научно-исследовательский центр проблем социальной педагогики и социальной. В 2004 г. в этом же университете основано издание всеукраин-

ского журнала «Социальная педагогика: теория и практика». В 2000 - 2005 гг. в высших учебных заведениях Украины продолжается создание кафедр социальной педагогики, лицензирование и акредитация специальности «Социальная педагогика» образовательно квалификационного уровня «бакалавр», «специалист», «магистр».

Третий этап в развитии социальной педагогики, определенный нами как научно-методологический, начинается в октябре 2006 года и длится доныне. Подтверждением того, что социальная педагогика является областью педагогической науки стало постановление Президиума экспертного совета ВАК Украины (2006), в которой был определен шифр научной специальности 13.00.05 - социальная педагогика, паспорт специальности с направлениями научных исследований. Это катализировало научные исследования в области социальной педагогики и соответственно защиту значительного количества кандидатских и докторских диссертаций. С 2007 до июля 2013 г. в Украине защищено 13 докторских и около 100 кандидатских диссертаций по шифру 13.00.05 - социальная педагогика.

Определенным вкладом в развитие теоретико-методологических основ социальной педагогики стали докторские диссертации А. А. Рыжановой «Развитие социальной педагогики в социокультурном контексте» (2005), Ю. Й. Полищука «Социально-педагогическая деятельность современных общественных молодежных объединений в Украине» (2006), Н. Н. Чернухи «Интеграция воспитательных социальных влияний общества в формировании гражданственности ученической молодежи» (2007), С. А. Омельченко «Теоретические и методические основы взаимодействия социальных институтов в формировании здорового образа жизни учеников общеобразовательных учебных заведений» (2008), И. Н. Трубави-ной «Теоретико-методические основы социально-педагогической работы с семьей» (2009), Н. А. Сейко «Благотворительность в сфере образования Украины (Х1Х - начало ХХ века) (2009), С. В. Коношенко «Теоретико-методические основы реабилитационной работы с социально дезадаптированными подростками в условиях индустриального региона» (2010), Ж. В. Петрочко «Теория и практика социально-педагогического обе-

спечения прав детей, которые очутились в сложных жизненных обстоятельствах» (2011), Л. И. Романовской «Теоретико-методические основы социально-педагогической поддержки детских организаций» (2013), О. Л. Караман «Теория и практика социально-педагогической работы с несовершеннолетними осудженными в пенитенциарных учреждениях» (2013).

На этом этапе начинают развиваться научные школы социальной педагогики. Сегодня уверенно можно говорить о научной школе доктора педагогических наук, профессора И. Д. Зверевой (Институт проблем воспитания НАПН Украины), доктора педагогических наук, профессора А. Й. Капской (Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова), доктора педагогических наук, профессора С. Я. Харченко (Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко).

В Украине работает 5 специализированных ученых советов с правом принятия к защите докторских диссертаций (Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, Институт проблем воспитания НАПН Украины) и кандидатских диссертаций (Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова, Киевский университет имени Бориса Гринченко, Донбасский государственный педагогический университет).

Стоит отметить, что именно на этом этапе прошло разграничение социальной педагогики и социальной работы как отдельных отраслей научного знания и социальной практики, были определены их точки пересечения. Практически устоявшимся стало определение социальной педагогики как области педагогической науки, которая изучает особенности социального воспитания, воспитательные возможности социальной среды и условия социализации личности, рассматривает закономерности взаимодействия и взаимосвязи личности в микро и макросоциуме [3].

Развитие теории социальной педагогики и практической социально-педагогической деятельности побуждали к обновлению содержания подготовки будущих социальных педагогов. В 2009 году вносятся изменения в образовательно профессиональную программу подготовки социальных педагогов образовательно-квалификационного уровня «бакалавр». Подготовка будущих социальных педагогов осуществлялась в 6 коллед-

жах, 38 университетах 3-4 уровня аккредитации государственной и 3 негосударственной формы собственности. В каждом из них есть кафедры социальной педагогики.

На этом этапе продолжают совершенствоваться технологии социально-педагогической работы с отдельными категориями детей, молодежи, семей, в разных институтах социального воспитания. Значительную роль в этом играют и неправительственные организации. Так, например, организация «Партнерство «Каждому ребенку» разработала и внедрила в социальных службах территориальных сообществ технологию оценки потребностей ребенка и его семьи; Международный женский правозащитный центр «Ла Страда Украина» внедряет разные формы и методы работы по предупреждению насилия относительно детей и женщин; Украинский фонд «Благополучие детей» разработал для социальных педагогов, психологов общеобразовательных учебных заведений программу работы с учениками по вопросам противодействия торговле людьми «Личное достоинство. Безопасность жизни. Гражданская позиция» и ее методическое обеспечение. Перечень подобных примеров можно продолжить.

Таким образом, все вышеизложенное дает основания утверждать, что на протяжении последних двадцати лет социальная педагогика в Украине прошла интенсивный путь развития и утвердилась как самостоятельная область педагогической науки.

Библиографический список

1. Алексеенко Т. Ф. Сощальна педагопка як наукова дисциплша: досвщ i перспективы розвит-ку // Сощальна педагогжа: теор1я i практика. -2007. - № 3 - С. 4-9.

2. Зверева И. Д. Проект «Социальное образование в Украине»: перспективы развития социальной работы/ социальной педагогики // Практична психолопя та сощальна робота. - 2002. -№ 5. - С. 20-24.

3. Енциклопед1я для фах1вщв сощально! сфери / За заг. ред. проф. 1.Д. Зверево!. - Кшв, ймферополь : Ушверсам, 2013. - 536 с.

4. Липский И. А. Социальная педагогика. Методологический анализ: учеб. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 320 с.

5. Ромм Т. А. Социокультурные особенности развития отечественной социальной педагогики // Философия образования. - 2005. -№ 2 (13). - С. 127-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.