76
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 4(8) 2015
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
УДК 37.013.42
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОЦИОКУЛЬТРНОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО ВУЗА:
К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Т.С. Просветова
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю. А. Г агарина» e-mail: [email protected]
В статье выделяется актуализация культурообразующей функции военного вуза современным социокультурным контекстом общественного развития, направленностью развития отечественного образования в целом, и военного образования, в частности, что, в свою очередь обусловливает необходимость исследования социально-педагогической направленности социокультурной среды военного вуза как условия социализации курсантов.
Ключевые слова: культура, социокультурная среда, компоненты социокультурной среды, социализация, социальное воспитание, социально-воспитательная среда, методология исследования.
Социально-педагогическую направленность отечественного образования на современном этапе развития российского общества нормативно закрепляет федеральный закон «Об образовании в РФ» (2013), в котором, «под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства» (ст. 2). Наряду с этим, принципы государственной политики в области образования (ст. 3), определяют его гуманистический характер,
направленность на «воспитание трудолюбия, гражданственности, патриотизма, правовой культуры, бережного отношения к природе и к окружающей среде», а также «обеспечение единого образовательного пространства, защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов РФ»1. При этом под *
Федеральный Закон «Об образовании в РФ». URL:
http://graph.document.kremlin.ru/page. aspx? 1; 1646176.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 4(8) 2015
77
«воспитанием» в законе «Об образовании в РФ» понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства»2. Вместе с этим, значимой особенностью ФГОС ВПО третьего поколения является выделение социально-педагогического аспекта высшего профессионального образования. В общих требованиях к условиям реализации основных образовательных программ прописывается, что формирование
социокультурной среды вуза определяется необходимым условием реализации ООП ФГОС ВПО3 4. В рамках компетентностной парадигмы современного образования создание социокультурной среды рассматривается условием формирования общекультурных (личностно-социальных) компетенций выпускника и реализации цели высшего профессионального образования - личностно-профессионального развития.
С введением стандартов третьего поколения появился механизм создания такой среды. Так, проектирование основных образовательных программ необходимо предполагает разработку раздела «Характеристики социально-культурной среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных компетенций». Наряду с этим, в современных условиях развития российского общества значимость духовнонравственного воспитания осмысливается как один из стратегических приоритетов обеспечения национальной безопасности страны, реализация которого достижима путем признания первостепенной роли культуры как условия преемственности и развития культурно-нравственных ценностей, создания системы духовного и патриотического воспитания граждан. Данный стратегический приоритет выделен в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020г., определяющей в системе общих ценностей свободу и независимость государства, гуманизм, межнациональный мир,
4
семью и патриотизм .
В Основах государственной молодежной политики РФ до 2025 года стратегическим приоритетом определяется также формирование личности гармоничной, совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной,
неравнодушной, обладающей нравственным стержнем, способной адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям. Данная цель мыслится результатом воспитания патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением,
профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи5.
Стратегическим приоритетом воспитания молодежи определяется
формирование гуманистического мировоззрения, потому что система мировоззрения как социальное «ядро» личности обусловливает её целостность, ответственность, рациональную и адекватную ориентацию в обществе.
2 Там же.
3 Методические рекомендации по проектированию основных образовательных программ на основе ФГОС ВПО. URL: http//www.pandia.ru.
4 Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. URL: http://www.rg.ru.
5 Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г. URL:http://base. garant.ru.
78
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 4(8) 2015
Особое внимание в духовно-нравственном воспитании уделяется патриотизму и, в этой связи, значимости гражданско-патриотического воспитания, посредством включения молодежи в процессы проектирования будущего страны и дальнейшего управления им, ведения конструктивной практической деятельности во всех сферах социальной жизни. Средством патриотического воспитания на современном этапе является Программа патриотического воспитания граждан РФ на 2011-2015 гг.6 7, включающая комплекс мер, направленных на становление патриотизма как нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.
Наряду с государственными концепциями, определяющими стратегическую направленность духовно-нравственного воспитания молодежи РФ, ценностные ориентиры обоснованы и в системе социально-педагогического знания на современном этапе. Так, традицией российской педагогической культуры является выделение сложности формирования духовно - нравственных ценностей в становлении личности, как на уровне теории, так и на уровне практики. Данная особенность указывает на протяженность этих процессов во времени. При этом образование выступает значимым фактором социализации личности, развития ее духовной и нравственной сущности. Исторически осмысленным, инвариантным компонентом ценностей в отечественной традиции являются: человек (личность),
7
морально-нравственные, правовые ценности .
Вместе с этим на современном этапе развития российского общества, система ценностей дополняется новыми, актуализированными как тенденциями социокультурного развития, так и сущностью человека: экзистенциальные,
экологические, валеологические, политические.
Экзистенциальные ценности составляют: личность, жизнь, свобода,
достоинство, творчество, любовь. Ценность личности определяется тем, что приоритет в жизни и право решающего голоса по отношению к любой идее и даже собственному мировоззрению принадлежит, прежде всего, личности, её Я. Ценность жизни - это важнейшая предпосылка совершенствования личности. Само жизнелюбие рассматривается условием обретения позитивного смысла жизни, то есть условием успеха в поиске и созидании этого смысла. Свобода как экзистенциальная ценность. Гуманисты прошлого и современности определяют свободу как основу существования человека, предопределяющую его возможность расти, развиваться, творчески реализовываться. Свобода определяет качество человеческой жизни. Все виды свобод, от интеллектуальной до политической, чрезвычайно важны для человека. Свобода это сущностный атрибут личности. Творчество определяется высшим проявлением личности, её познавательных способностей, нравственных стремлений и эстетических потребностей, продуктивным и позитивным состоянием воли, действия, энергии, свободы. Достоинство это признание в другом человеке личности и проявление к ней уважения. Любовь это жизненная потребность человека, его главнейший экзистенциал. Любовь это способ утверждения личности в мире. Именно любовь способствует формированию во внутреннем мире человека ценностного отношения к себе и другому как высшей ценности. В целом, для экзистенциальных ценностей, характерны две черты. Во-первых, они либо интегрируют, либо проникают во все другие важные качества и способности человека, становясь жизненными ценностями, если понимать под жизнью целостный,
6 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг. URL:http://www.rospatriocentr.ra/assets/documents/Patriotcheskos_Vospitanie_20n-2015.
7 См: Просветова Т.С. Становление, современное состояние и перспективы социальной педагогики в России: монография [текст]. М.: Прометей, 2003.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 4(8) 2015
79
органический, внутренне связанный феномен. Во-вторых, эти ценности суть ценности состояний и динамики, процессов, а не застывших сущностей.
Принципиальной основой экологических ценностей на современном этапе является идея коэволюции, понимаемая как согласованная, совместная эволюция природы и человека, обусловливающая целесообразность ограничения применения научно-технической потенциала по отношению к природе, необходимость сопоставлять цели деятельности с её средствами и последствиями. Идея коэволюции ориентирует на процессы сотрудничества и взаимного обмена энергией.
Валеологические ценности ориентированы на многомерный феномен «здоровый образ жизни». В данной многомерной системе здоровье рассматривается как способность человека к гармонии духа и тела, физического и психического, внутреннего и внешнего, индивида и среды, личности и общества. Здоровье, представляя, по сути, интегративный компонент, предполагает обращение как к здоровью окружающей природы, так и социальному здоровью общества, в котором живет человек.
Политические ценности включают: свободу, ответственность, международное сотрудничество, мир, безопасность, равенство, справедливость, толерантность, патриотизм, гражданственность.
Для понимания социально-педагогической направленности социокультурной среды определимся, прежде всего, с категориями «культура» и «социокультурная среда». В современной философии под культурой понимается «внутренняя определенность личности в отношении к общественной жизни, к которой относятся
место человека в обществе, его роль и связанные с ними нормы и ценности, способы
8
отношения к ним» .
Вместе с этим, анализ становления сущностных характеристик категорий
9
«среда» и «культура» в отечественном историко-педагогическом процессе позволяет трактовать социокультурную среду как совокупность онтологических условий (природных, духовных, материальных, экономических, правовых, социальноинституциональных), сфер жизнедеятельности, связей и отношений, определяющих развитие, социализацию и самореализацию человека.
Кратко охарактеризуем выделенные условия. Природные условия
представляют совокупность свойств окружающей природы на определенной территории, оказывающих существенное влияние на жизнь и деятельность человека. Это, прежде всего, свойства и компоненты природной среды, использующиеся для удовлетворения разнообразных физических и духовных потребностей человека: естественные условия здоровья, труда, отдыха; ограниченные плошадью природные участки, используемые для отдыха; средозащитные объекты. Природные условия определяют социально-экономическую целесообразность строительства населенных пунктов, транспортных путей, промышленных предприятий, что, в свою очередь обусловливает развитие образовательной системы.
Духовные условия включают систему ценностей, норм, идеалов, жизненных смыслов, с их внутриличностным содержанием. Это и система традиций обучения, воспитания в конкретной образовательной организации, сформированных на основе истории вуза, биографии знаменитых выпускников, успехов в различных конкурсах, смотрах, выставках и т.д., традиционных форм корпоративной деятельности. Это и 8 9
8 Павлов А.В. Методологические проблемы современного гуманитарного познания [электронный ресурс]: учебное пособие. М.: Флинта, 2013.
9 См: Просветова Т.С. Становление, современное состояние и перспективы социальной педагогики в России: монография [текст]. М.: Прометей, 2003.
80
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 4(8) 2015
сообщество научных школ, формирующее и развивающее научные традиции, отражающие жизненный путь и научные достижения профессорскопреподавательского состава, нормы отношения, поведения и взаимодействия.
Материальные условия - это архитектурное, предметно-пространственное окружение субъектов образовательного процесса, как самой образовательной организации, так и ее мезосреды, определяющее возможность не только организации основных сфер жизнедеятельности, но и их вариативности, включая возможности инклюзивного образования. Это и архитектура зданий, и дизайн интерьеров учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости, а также корпоративная символика и атрибутика.
Экономические условия, определяются возможностями бюджета образовательной организации, реализацией инновационных информационнокоммуникационных технологий, системой материального поощрения субъектов образовательного процесса, степенью социальной помощи и поддержки
нуждающихся субъектов образовательного процесса.
Правовые условия предполагают действие законов, уставов, правил внутреннего распорядка.
Социально-институциональные условия в настоящее время необходимо требуют знание и учета образовательной организацией окружающего социума для проектирования взаимодействия. Прежде всего, это знание социальных общностей и групп (демографических, этнических, профессиональных, социально-классовых), а также знание социальных институтов (предприятия, организации, управленческие структуры). Наряду с этим вузу необходимо знание социальной ситуации (половозрастная структура, рождаемость, миграционные процессы, рынок труда, потребительский рынок, медицинские услуги, степень заболеваемости населения, загрязненность среды, криминогенность среды, степень благосостояния населения, социально-политические ориентации и др.).
Данные условия определяют социально-педагогическую направленность образовательной организации, которая может проектироваться с учетом имеющихся возможностей в отношении социальных групп как коммуникативная деятельность (информирование, создание имиджа вуза, определяющего его
конкурентоспособность), в отношении социальных институтов как совместная деятельность в рамках социально-педагогических проектов, волонтерской
деятельности, взаимной помощи, а также общественно-прикладного потенциала вузовской науки.
К сферам жизнедеятельности можно отнести информационную,
образовательную, физкультурно-оздоровительную, досугово-рекреационную,
самоопределения и самореализации.
Информационная сфера обеспечивает субъектов образовательного процесса актуальной информацией, чему способствуют информационные стенды, вузовская пресса, сайт образовательной организации. Одной из деятельностных форм является участие субъектов образовательной организации в работе ее управленческих структур, позволяющее выносить на обсуждение волнующие вопросы, а также информировать о принимаемых решениях, влияющих на образовательный процесс вуза.
Образовательная сфера взаимосвязана с гуманизацией образовательного процесса, предполагающего включение гуманитарных и естестественнонаучных знаний, направленных на понимание целостной взаимосвязи человека, природы и
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 4(8) 2015
81
общества, содействующей формированию гуманистически ориентированного мировоззрения; с освоением основных образовательных программ, с применением активных методов и личностно-ориентированных технологий обучения,
направленных на развитие способностей освоения социально-значимой информации и освоения технологий деятельности в различных сферах социокультурного бытия; раскрытием социокультурного потенциала профессии. Основными формами образовательной сферы являются олимпиады, конкурсы, смотры, выставки, научные общества и др.
Физкультурно-оздоровительная сфера необходимо предполагает популяризацию физической культуры и здорового образа жизни. Данную сферу характеризует целенаправленность профилактической работы в направлении различных видов зависимостей (алкогольной, наркотической, ВИЧ) посредством организации спортивных праздников, походов, встреч со спортсменами, организации спортивных кружков, клубов, секций и т. д.
Досугово-рекреационная сфера увязывается с организацией клубной деятельности на основе интересов и содействия социализации молодежи. В образовательной практике получили развитие общественно-политические клубы, направленные на политическое просвещение и, в этой связи, содействующие воспитанию политической грамотности, убежденности, общественной активности, гражданской ответственности; военно-патриотические, решающие задачу воспитания патриотизма, морально-нравственных качеств личности и сочетающиеся с формированием практических навыков по созданию музеев, уголков, комнат боевой славы; естественнонаучные и технические клубы, направленные на формирование творческого отношения к труду; художественно-эстетические, приобщающие к мировым и национальным ценностям культуры, развивающие чувство прекрасного.
Сфера самоопределения и самореализации связана с участием субъектов образовательных организаций в решении учебно-исследовательских задач, реализующих их профессиональные интересы, требующие поиска информации и ее систематизации, участием в творческой деятельности, влияющей на познавательную активность, мотивацию к саморазвитию. Это и моделирование в образовательном процессе личностно и профессионально значимых ситуаций, знакомящих с условиями и проблемами решения жизненных и профессиональных задач, а также создающими возможность самопознания индивидуальных и профессиональных качеств, позволяющих определять направления саморазвития личности с целью успешной самореализации. Это и участие в различных общественных организациях, акциях, форумах, в различных формах самоуправления, позволяющее выстраивать диалоговые отношения с людьми различного возраста и социальных групп, содействующее развитию субъектности и осознанию своего места в образовательной организации и обществе.
Распределение своего времени и энергии между данными сферами жизнедеятельности определяют образ жизни субъектов образовательного процесса, который, в свою очередь, обусловлен совокупностью перечисленных условий. Социализация личности осуществляется через деятельность и общение, в которых приобретается умение ориентироваться в жизни и в приоритетах практической деятельности.
В целом, целенаправленность социокультурной среды на формирование личностно-социальных компетенций выпускника можно рассматривать ее интегративной характеристикой. Вместе с тем, интегративной характеристикой в социокультурной среде образовательной организации, определяющей ее социально-
82
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 4(8) 2015
педагогическую направленность, является взаимодействие вуза и субъектов образовательной организации с социумом, включающего как целенаправленные, так и стихийные, неосознаваемые воздействия. Взаимодействие выступает интегративной основой и условием разнообразных связей и отношений образовательной организации в направлении развития сотрудничества, партнерства. Наряду с этим, интегративной характеристикой социокультурной среды образовательной организации выступает и характер межличностного взаимодействия ее субъектов, определяющегося направленностью на создание психологически комфортного климата, воспитание толерантности, эмпатии, взаимопомощи, развитие рефлексии.
Таким образом, социокультурная среда образовательной организации целенаправленно определяет развитие личностно-социальных компетенций
выпускников (нормативно-правовых, поведенческо-регулятивных, межличностного взаимодействия, личностных: гражданской позиции, самостоятельности,
толерантности, сострадания, ответственности).
Компонентом социокультурной среды военного вуза является его социальновоспитательная среда, для исследования которой необходимо понимание того, что военный вуз характеризуется и как социальный институт общества, и как армейский институт. В этой связи, военный вуз осуществляет военно-профессиональную подготовку курсантов как компонента их социализации и, в таком понимании, выполняет культурообразующую функцию. В данном контексте особенности воспитания военного вуза как социального института определяются историей развития страны, ее социально-экономическими условиями, типом государства и культурой общества, включающей этнокультурные и духовно-нравственные традиции.
Вместе с этим, необходимо понимать, что Вооруженные Силы Российской Федерации, являясь неотъемлемой частью общества, объединяют людей, выполняющих социально значимую функцию защиты Отечества, исторически отличающихся сложившимся образом жизни, отношений и поведения, моральными нормами и духовными ценностями. Новые Военная доктрина и оборонные задачи Вооруженных Сил расширили систему функциональных обязанностей офицера российской армии. Новый тип личности будущего офицера в современных социокультурных условиях необходимо предполагает развитие у него
самостоятельного мышления, способствующего объективной оценке культурной, социальной и профессиональной ситуации, адекватному выбору норм поведения в соответствии с общечеловеческими, социокультурными и профессиональными ценностными ориентирами. Однако формирование нового типа личности будущего офицера затруднено относительно жесткой регламентацией, требованиями воинских уставов, спецификой условий организации военно-профессиональной подготовки, жизни и быта курсантов.
Наряду с этим, содержание и процесс военно-профессиональной подготовки в высших военных учебных заведениях до настоящего времени, в основном, ориентируются на ранее имевшуюся совокупность военно-профессиональных функций, не учитывая новых социокультурных условий социализации курсантов будущих офицеров, характеризующиеся возрастающими требованиями к усвоению и воспроизводству социально-культурного опыта, обеспечивающего им адаптацию к условиям меняющегося микро- и макро-социума, нередко с противоположными ценностными ориентирами. При этом, необходимо помнить, что курсанты высших военных учебных заведений имеют бинарный (лат. binary — двойной, сдвоенный) социальный статус, совмещая социальные роли молодежи и
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 4(8) 2015
83
военнослужащих. Военный вуз как социальный институт осуществляет, прежде всего, организацию относительно социально контролируемой социализации курсантов, под которой понимается интегративный процесс их адаптации (приспособления) к специфике социума, а также обособления (индивидуально-личностного развития). Процесс адаптации характеризует становление курсантов как членов общества посредством усвоения культурных ценностей и социальных норм. Становление индивидульности курсантов определяется развитием способности самостоятельно решать свои вопросы, противостоять жизненным ситуациям (модели поведения), иметь свои взгляды, привязанности (эмоциональный аспект). Данный процесс (относительно социально контролируемой социализации) интегрирует стремления, действия и отношения курсантов в социуме. Таким образом, относительно социально контролируемая социализация (воспитание) содействует достижению относительной гармонизации, в целом, в социуме и тем самым интеграции курсантов в нем, а также обеспечивает их адаптацию к меняющимся социальным ситуациям.
Отношение военного вуза к армии как социальному институту определяет специфику социально-воспитательной среды военного вуза, проявляющуюся в создании условий для социализации в военном вузе с высокой степенью контроля данного процесса, что находит отражение в стремлении максимально формализовать управление процессом социального воспитания (распорядок дня, несение службы, поддержание уставного порядка); в закрытости среды военного вуза, ее относительной обособленности от организованной культуры; в специфике военной культуры, отражающейся в акценте иерархии, формы, традиций, ритуалов, обычаев, выделении ведущих организационных форм социального воспитания: общественногосударственной подготовки, направленной на формирование «верности Военной присяге, воинскому долгу, лучшим традициям Вооруженных Сил» и
информирования, направленного на знание «военно-политической обстановки в мире и текущих событий в жизни страны»10.
Наряду с этим, отношение военного вуза к армии как социальному институту определяет специфику адаптации в среде военного вуза, характеризующуюся отношениями субординации, формализации, единоначалия, ограничения личной свободы в повседневном поведении; а также использовании системы понятных лишений. Следствием принадлежности военного вуза к армии как социальному институту является военный менталитет (сочетание психических свойств и качеств, определяющее особый образ мышления, мировосприятия, установок).
Институтом военно-профессиональной социализации курсантов является субкультура военного вуза, определяющаяся общеармейскими и внутривузовскими традициями; наличием строгой системы контроля действий курсантов; наличием дисциплинарного режима в военном вузе, нарушение которого приводит к незамедлительной реакции руководства, в виде четко оформленной системы санкций; правильным и своевременным выполнением курсантами требований, за которыми следуют определенные поощрения; традиционным выполнением ритуалов воинской службы.
Бинарный социальный статус курсантов, проявляется и в том, что, с одной стороны они, как субъекты субкультуры военного вуза демонстрируют приверженность традиционным ценностям Родины, государства, воинского долга, дисциплинарным нормам, с другой как субъекты молодежной группы, являются
10 Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера /Б.П. Бархаев, А.Г. Караяни, В.Ф. Перевалов [и др.]. М.: Воениздат, 2011. С. 314.
84
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 4(8) 2015
носителями определенного поведения, групповых норм и стереотипов, а также ряда социально-психологических особенностей: эмоциональности, стремления к свободе и независимости, потребности в самовыражении, самореализации, чувстве собственной значимости. В этой связи, тем институтом, который, прежде всего, определяет характер ценностей и образ жизни курсанта, «ближним кругом его бытия» становится курсантская субкультура, синтезирующая специфику армейской и молодежной субкультуры. Проблема в том, что ценности и ориентации молодежи ограничены в основном сферой досуга, носят развлекательно-рекреативный и потребительский характер.
Рассмотрение различных аспектов функционирования и взаимодействия субкультур военного вуза и доминирующей культуры общества, характеризующейся менталитетом, иерархией ведущих ценностей, норм и образцов поведения, является значимым в контексте исследования процесса социализации курсантов будущих офицеров, их личностно-профессионального становления.
К настоящему времени очевиден (да и традиционно понятен) акцент в организации относительно социально контролируемой социализации (социального воспитания) на принадлежность военного вуза к армии, как социальному институту. Вместе с тем, социокультурный контекст времени, направленность развития отечественного образования, в целом, и военного образования, в частности, объективно обусловливают необходимость выравнивания двойственной природы военного вуза: отношение к воспитанию как социальному институту с выполнением культурообразующей функции и отношение к армии как социальному институту с его функционально-профессиональной направленностью.
Методологической основой исследования социально-воспитательной среды военного вуза в таком интегративном понимании определяется социальнопедагогический подход, ориентированный на создание условий ценностнонормативной ориентации, развития и самореализации личности курсантов, их военнопрофессиональное становление посредством предметного и социальнопедагогического обеспечения среды военного вуза. Данный подход сущностно представлен совокупностью инвариантных принципов, категорий и функций. Инвариантными принципами социально-педагогического подхода являются: принцип гуманизма, природосообразности, культуросообразности. Принципы, отражая закономерности становления, объективно определяют направленность социальновоспитательной среды военного вуза как условия социализации курсантов на современном этапе. В этой связи представляется необходимым не только определить современную методологию исследования, но и охарактеризовать ее применительно к военному вузу.
Итак, принцип гуманизма, актуализирует личностный, личностно-
ориентированный, личностно-деятельностный, интегративно-дифференцированный подходы. Личностный подход (Л.И. Новикова, В.А. Сластенин, Н.Л. Селиванова и др.) предполагает при конструировании и осуществлении военно-педагогического процесса ориентацию на личность как цель, объект, субъект, результат и показатель его эффективности. Суть этого подхода раскрывают следующие положения: совершенствование человека рассматривается целью общественной жизни; развитие личности предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека; сам индивид мыслится творцом самого себя, своих обстоятельств. Личностно - ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.) ориентирует исследование на процессы самопознания, и самореализации личности, развития ее индивидуальности. Личностно - деятельностный подход (А. Н. Леонтьев,
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 4(8) 2015
85
В.И. Слободчиков и др.) исходит из представлений о единстве личности и деятельности. Это проявляется в том, что деятельность в своих многообразных формах непосредственно и опосредованно осуществляет изменения в структурах личности. Личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно и опосредованно осуществляет выбор адекватных ей видов и форм деятельности и преобразования действительности, удовлетворяющие потребностям личностного развития. Интегративно-дифференцированный подход (М.Н. Берулава,
A. А. Бударный, Н.И. Вьюнова и др.) направлен на создание образовательной системы
военного вуза, характеризующейся комплексностью, синтезом ее элементов; универсализацией и специализацией военно-профессиональной подготовки;
обеспечением функциональной взаимосвязи компонентов содержания военнопрофессионального образования (внутрипредметное и межпредметное,
институциональное, уровневое взаимодействие).
Принцип природосообразности обусловливает антропологический,
акмеологический, деятельностный подходы в исследовании. Антропологический подход (К.Д. Ушинский, В.И. Максакова и др.) предполагает системное использование данных наук о человеке и их учет при построении и осуществлении военно-педагогического процесса. Акмеологический подход (Б.Г. Ананьев,
B. Н. Максимова и др.) предполагает выявление закономерностей достижения вершин в целостном развитии курсантов на каждом возрастном этапе (году обучения) и в различных сферах их жизнедеятельности. Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев,
C. Л. Рубинштейн и др.) определяет выделение деятельности как средства становления и развития субъектности курсантов. Вместе с этим деятельностный подход, рассматривая становление и развитие субъектности курсантов, предполагает учет основных параметров субъективного мира (ценности, жизненные планы и т. д.).
Принцип культуросообразности на современном этапе обусловливает выделение культурологического, синергетического, аксиологического,
этнопедагогического, технологического, компетентностного подходов.
Культурологический подход (В.И. Беляев, В.А. Сластенин и др.) предполагает понимание и объяснение изучаемого объекта как культурного явления или процесса; использование феномена культуры в качестве основы понимания и объяснения курсанта, его сознания и жизнедеятельности, понимания и объяснения военнопедагогических явлений и процессов. Синергетический подход (Г. Хакен, В.И. Загвязинский и др.) предполагает исследование развития открытых нелинейных систем и определяет понимание того, что в развитии военно-педагогической системы можно выбирать и стимулировать один из заложенных в конкретных условиях вариантов. Аксиологический подход (М.С. Каган, Г.П. Выжлецов и др.) определяет перенос акцента с материальных детерминант военного образования на духовные. В исследовательское пространство вводятся структуры личностного сознания, менталитет, историко-педагогический опыт, традиции воинского обучения и воспитания, духовная культура. Вместе с этим, выделяется роль военнопедагогического сознания, мысли и ее способности влиять на военно-педагогическую практику. Этнопедагогический подход (К.Д. Ушинский, Г.Н. Волков и др.) направлен на значимость познания и учета в военно-педагогическом процессе потенциала народной педагогики (представлений идеала человека, этнического стереотипа поведения, норм общения и поведения, факторов воспитания). Технологический подход (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.В. Селевко и др.) выступает в отношении дополнительности к научно-педагогическим подходам. В узком значении предполагает конструирование образовательного процесса военного вуза на основе
86
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 4(8) 2015
упорядочения целей обучения; в широком понимании - это особая организация образовательного процесса, при которой значимой является определенность целей обучения и процедурная последовательность их достижения. Сущностными признаками данного подхода являются проектируемость, алгоритмизированность, управляемость. Компетентностный подход (А.В. Хуторской, И. А. Зимняя, В.А. Краевский и др.) определяет приоритет опыта самостоятельной работы, включающего опыт получения знаний на протяжении всей жизни, опыт приобретения умений и навыков решения профессиональных, жизнедеятельностных проблем и задач, опыт умений и навыков личностного саморазвития. Ключевые понятия «компетенция» (совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для эффективного выполнения деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов) и «компетентность» (качество личности, предполагающее владение человеком определенной компетенцией).
Таким образом, социально-педагогическая направленность социокультурной среды военного вуза обусловлена тенденциями развития российской общественногосударственной системы и ее Вооруженных сил, тенденциями развития отечественного образования и его компонента - военного образования, что находит отражение в концептуально-нормативных документах, определяющих стратегические направления развития. Вместе с тем, традиционный акцент военного вуза на свою армейскую институциональность и к настоящему времени, определяет
доминирование его профессиональной направленности в ущерб культурообразовательной функции. Данное противоречие определяет постановку проблемы исследования.
Список литературы
1. Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ».иЯЬ:
http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1646176 (дата обращения: 14.10.2015)
2. Методические рекомендации по проектированию основных образовательных программ на основе ФГОС ВПО. URL: http//www.pandia.ru (дата обращения: 23.10.2015)
3. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. URL: http://www.rg.ru (дата обращения: 31.10.2015)
4. Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г. URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 2.11.2015)
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20112015 гг. URL: http: //www. rospatriocentr.ru /assets/ documents/ Patriotcheskos_Vospitanie_2011-2015 (дата обращения: 3.11.2015)
6. Павлов, А.В. Методологические проблемы современного гуманитарного познания [электронный ресурс]: учебное пособие / А.В. Павлов. - М.: Флинта, 2013. 325 с.
7. Просветова, Т.С. Становление, современное состояние и перспективы социальной педагогики в России: монография [текст] / Т.С. Просветова. - М.: Прометей, 2003. - 344 с.
8. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера / Б.П. Бархаев, А.Г. Караяни, В.Ф. Перевалов [и др.]. - М.: Воениздат, 2011. - 488 с.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 4(8) 2015
87
SOCIO-PEDAGOGICAL ORIENTATION SOTSIOKULTRNOY THE MILITARY INSTITUTION: THE PROBLEM RESEARCH
T.S. Prosvetova
Military Training and Research Center Air Force «Air Force Academy them. Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin» e-mail: [email protected]
The article highlighted the actualization of culture-function military high school to modern sociocultural context of social development, the direction of development of education in general, and military education, in particular, that in turn necessitates the study of socio-pedagogical orientation of the social and cultural environment of the military institution as a condition for the socialization of students.
Keywords: culture, socio-cultural environment, the components of the social and cultural environment, socialization, social education, social and educational environment, research methodology.