Научная статья на тему 'Социально-образовательные аспекты становления «Человека труда»'

Социально-образовательные аспекты становления «Человека труда» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК ТРУДА / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО / WORKING MAN / LABOR EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING / PROFESSIONAL ORIENTATION / FUTURE PROGNOSTICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеер Эвальд Фридрихович

В статье анализируются новое для отечественного человекознания понятие «человек труда», появившееся в связи с возникновением на Урале общественно-политического движения «В защиту человека труда». Рассмотрено и конкретизировано смысловое наполнение составляющих данного понятия – «труд» и «человек»; описаны процесс и проблемы становления человека труда в современном мире. Автор обращает внимание на существование асимметрии социально-экономической и профессионально-образовательной инфраструктуры общества, на имеющееся противоречие между потребностями рынка труда в работниках технико-технологического профиля и сложившейся образовательно-квалификационной структурой профессиональной школы. Негативным фактором, мешающим становлению человека труда, является дезорганизация существующей системы трудового воспитания и технологической подготовки в общеобразовательной школе. Показаны и трансактные издержки в системе профессионального образования, которые отрицательно сказываются на формировании рабочих кадров для индустриально-технологических видов труда. Критикуется также система профориентации, которая не отвечает требованиям современной экономики и опирается в основном на опыт прошлых лет, что искажает представления молодежи о своем профессиональном будущем и усложняет эффективное развитие кадрового потенциала государства в целом и отдельных регионов в частности. Преодоление существующих препятствий становления человека труда требует кардинальной модернизации системы трудового воспитания в школе, переструктурирования профессиональной подготовки, обновления системы профориентации. Важным условием успешности этих процессов является кадровое обеспечение непрерывного образования человека труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зеер Эвальд Фридрихович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-Educational Aspects of the Working Man Formation

The paper analyzes a new for the Russian anthropology concept of the «working man», introduced in the Urals along with the propagation of a social and political movement «For the Working Man Protection»; the semantic content of the «man» and «labor» notions being observed as well as the process and problems of the working man formation in the modern world. The author emphasizes the asymmetry of the socio-economic and vocational educational infrastructure, along with the contradictions between the labor market demands for the technical and technological profile workers and the existing educational qualification structure of vocational schools. In author's opinion, the disorganization of labor training in comprehensive school and deficiencies of vocational education hinder the process of the industrial working man formation. The professional orientation system is criticized for being unable to meet the demands of modern economy and provide the young people with the adequate concept of the working career. For overcoming the above problems affecting the working man formation, the paper recommends modernization of the labor training system in comprehensive schools, reformation of vocational training, and renovation of professional orientation system. The special emphasis is given to the continuing training of the working man.

Текст научной работы на тему «Социально-образовательные аспекты становления «Человека труда»»

Образование и наука. 2013. № 8 (107)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 159.98+37.035.3

Э. Ф. Зеер

СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ «ЧЕЛОВЕКА ТРУДА»

Аннотация. В статье анализируются новое для отечественного че-ловекознания понятие «человек труда», появившееся в связи с возникновением на Урале общественно-политического движения «В защиту человека труда». Рассмотрено и конкретизировано смысловое наполнение составляющих данного понятия - «труд» и «человек»; описаны процесс и проблемы становления человека труда в современном мире.

Автор обращает внимание на существование асимметрии социально-экономической и профессионально-образовательной инфраструктуры общества, на имеющееся противоречие между потребностями рынка труда в работниках технико-технологического профиля и сложившейся образовательно-квалификационной структурой профессиональной школы.

Негативным фактором, мешающим становлению человека труда, является дезорганизация существующей системы трудового воспитания и технологической подготовки в общеобразовательной школе. Показаны и транс-актные издержки в системе профессионального образования, которые отрицательно сказываются на формировании рабочих кадров для индустриально-технологических видов труда.

Критикуется также система профориентации, которая не отвечает требованиям современной экономики и опирается в основном на опыт прошлых лет, что искажает представления молодежи о своем профессиональном будущем и усложняет эффективное развитие кадрового потенциала государства в целом и отдельных регионов в частности.

Преодоление существующих препятствий становления человека труда требует кардинальной модернизации системы трудового воспитания в школе, переструктурирования профессиональной подготовки, обновления системы профориентации. Важным условием успешности этих процессов является кадровое обеспечение непрерывного образования человека труда.

Ключевые слова: человек труда, трудовое воспитание, профессиональное образование, профориентация, прогнозирование будущего.

Abstract. The paper analyzes a new for the Russian anthropology concept of the «working man», introduced in the Urals along with the propagation of a social and political movement «For the Working Man Protection»; the semantic content of the «man» and «labor» notions being observed as well as the process and problems of the working man formation in the modern world.

The author emphasizes the asymmetry of the socio-economic and vocational educational infrastructure, along with the contradictions between the labor market demands for the technical and technological profile workers and the existing educational qualification structure of vocational schools.

In author's opinion, the disorganization of labor training in comprehensive school and deficiencies of vocational education hinder the process of the industrial working man formation. The professional orientation system is criticized for being unable to meet the demands of modern economy and provide the young people with the adequate concept of the working career.

For overcoming the above problems affecting the working man formation, the paper recommends modernization of the labor training system in comprehensive schools, reformation of vocational training, and renovation of professional orientation system. The special emphasis is given to the continuing training of the working man.

Keywords: working man, labor education, vocational training, professional orientation, future prognostication.

Введение в проблемную ситуацию

В настоящее время в российском обществе появилось новое общественно-политическое движение «В защиту человека труда». Естественно, возникают вопросы: от кого защищать человека труда и о каком труде идет речь (физическом - умственном, квалифицированном - неквалифицированном, индустриальном - сельскохозяйственном и т. д.)?

Наряду с указанным названием движение получило и более пафосное - «Славим человека труда». Не вдаваясь в дискуссию о правомерности второго варианта, отметим лишь, что оно более удачно в том плане, что отражает социокультурную ориентацию [2].

А вот для конкретизации последнего слова в обоих названиях уместно использовать определение «достойный». Емкое понятие «достойный труд» было принято в документах Международной ор-

ганизации труда в 90-е гг. XX в., где говорится: «Достойный труд -это труд, с уважением воспринимаемый обществом, удовлетворяющий индивида по своим моральным, материальным, качественным и содержательным характеристикам, не наносящий вреда здоровью и способствующий развитию человеческого потенциала».

Для современной России более актуален призыв именно «За достойный труд», но поскольку в Уральском регионе уже, можно сказать, утвердилось название движения «Славим человека труда», то его мы и будем придерживаться.

В настоящее время происходит переход общества к так называемой постиндустриальной эпохе развития. В постиндустриальном обществе большая часть населения занята в сфере услуг и информатизации. Развитие экономики определяет потребитель. На смену «парадигме развития» приходит «парадигма развлечения», что порождает интроверсию смыслов жизнедеятельности. Переориентация парадигм искажает возможное созидательное будущее человека. Потребление и развлечение («хлеба и зрелищ») определяют потребности сегодняшней молодежи.

В середине 70-х гг. прошлого века футурологи поставили вопрос о том, будет ли этика труда вытеснена этикой досуга, если у человечества исчезнет необходимость в тяжкой работе ради выживания или удовлетворения своих материальных потребностей. Ответ был в общем утвердительным: в перспективе возникнет новое отношение к досугу, предполагающее, что ценность досуга станет такой же важной и значимой, какой раньше была ценность труда.

Однако веками декларировалось: смысл и цель жизни следует искать в труде, в создании духовных и материальных ценностей -производстве, выполнении действий по оказанию услуг, упорядочению общественных процессов и т. д. При таком широким понимании труда среди огромной массы работающих, видимо, оправдано выделение в отдельную группу людей, занимающихся производительным или производственным трудом, результатом которого являются материальные ценности. С известной долей допущения именно работников этого вида деятельности можно отнести к социометрической страте «человек труда».

Человек труда обеспечивает жизнь себе и другим людям, выполняя целесообразные обязанности за определенное вознаграждение. Он - субъект трудовой деятельности.

Учитывая резонанс, который породило зарождающееся движение, мы сочли актуальным научное осмысление ряда полемических и дискуссионных вопросов: не только что понимать под термином «человек труда» (что, безусловно, важно), но и каковы логика и особенности его становления в современных социально-экономических условиях, а также как обеспечить его подготовку в системе школьного и профессионального образования.

Понятие «человек труда»

Итак, в связи с рефлексией нового течения следует определиться со смыслообразующим понятием «человек труда» и с тем, каковы социально-психологические механизмы (факторы) его становления.

В человекознании представлены различные толкования, что есть человек. Объясняется это спецификой разных наук, изучающих этот сложный многомерный феномен: философии, биологии, психологии, физиологии и др. В самом общем виде можно дать следующее определение: человек - это биосоциальное существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, которого отличают прямохождение, особая конституция организма, высокоразвитый мозг. Как социальное существо, человек обладает сознанием и самосознанием.

В человековедении выделяют три уровня психологического измерения человека: индивид, субъект, личность. Эти три уровня взаимосвязаны, взаимообусловлены и обогащают общее ключевое понятие «человек» (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.). Приведем их трактовки.

Индивид - это отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психофизиологических. К индивидным свойствам относятся тип нервной системы, темперамент, пол, возраст и др. В процессе освоения и выполнения трудовой деятельности данные психофизиологические характеристики преобразовываются (трансформиру-

ются) в профессионально важные свойства и индивидуально-типические компетенции.

Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленный на объект деятельности. Важнейшие характеристики субъекта - активность, способности к развитию, самодетерминации, саморегуляции, самосовершенствованию и самообразованию.

Личность - особое качество человека, которое приобретается им в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе. Основные характеристики личности - ценностно-смысловая направленность, когнитивные способности, эмоционально-волевая регуляция, коммуникативные качества.

Конечно, человек труда - это одновременно и индивид, и субъект деятельности, и личность. Но эти три ипостаси, преломляясь сквозь призму труда, образуют особый социокультурный феномен, стержневая характеристика которого - деятельная, преобразовательно-созидающая сущность. Для нашего анализа, где смыслообразующим понятием является субъект труда, наиболее важна способность человека действовать осознанно, активно, целенаправленно и в интересах познания и преобразования окружающей действительности. Субъектом труда может быть не только конкретный человек (индивид), но и группа людей, если они объединены не механически (как толпа), а органично, системно (например, как рабочий коллектив).

Человек труда - понятие более общее, чем субъект труда, и включает, помимо способности к изменению действительности, развитию самого себя в процессе преобразования своей жизнедеятельности, еще и природную, общественную, культурную жизнь. То есть человек труда - это субъект, преобразующий в активной деятельности духовный и материальный мир. Его смыслообразующая характеристика - трудовая деятельность, которая является ведущей. Именно она обусловливает становление человека труда, инициирует его развитие и саморазвитие, выполнение, реализацию себя.

Становление человека труда

Становление человека - это непрерывный процесс его прогрессивного изменения под влиянием социальных условий, собст-

венной активности, овладения различными видами общественно-полезной деятельности. Предпосылки трудового становления закладываются уже в дошкольном детстве при освоении разнообразных форм игровой деятельности, выполнении отдельных обслуживающих операций. В период учения у школьников формируются важные общетрудовые умения и навыки, развиваются способности планирования, саморегуляции, самоконтроля и другие деятельностные качества. При изучении дисциплины «Технология» школьников целенаправленно знакомят с основными типами труда, обучают простейшим способам их реализации.

Трудовому воспитанию школьников способствует введение в старших классах профильного обучения, хотя основной его задачей все же является профессиональное самоопределение и формирование более четких представлений о перспективах профессионального будущего.

Полноценное становление человека труда начинается с зарождения у детей под влиянием близких родственников, в процессе сюжетно-ролевых игр и усвоения содержания учебных предметов профессионально ориентированных интересов и склонностей.

Затем следует оформление профессиональных намерений, которое завершается осознанным, обычно желаемым, но иногда и вынужденным выбором формы профессиональной подготовки.

Для дальнейшего трудового становления учащейся молодежи большое значение имеют социально-экономическая ситуация и развивающая функция ведущей трудовой деятельности. Социально-экономическая ситуация детерминирует отношение человека к труду, профессии, трудовому сообществу, обусловливает ценностно-смысловые ориентиры, мотивы и установки. Ведущая деятельность определяет основные изменения психики человека при освоении и выполнении трудовых операций. Поскольку трудовая деятельность дифференцирована на профессии и специальности, то осуществление конкретного вида труда требует определенных профессиональных знаний, умений, навыков, качеств, интегральным отражением которых являются компетентность и квалификация.

Многолетнее исполнение одних и тех же трудовых обязанностей приводит к консервации социально и профессионально важ-

ных качеств человека и стагнации его профессионального развития. Преодоление издержек профессионализации возможно через смену работы или через ее инновационное преобразование [3].

Обобщая вышеизложенное, подчеркнем еще раз, что любой труд многолик, разнообразен. Успешное выполнение любого вида трудовой деятельности требует профессионального образования, метатехнологических знаний и определенного комплекса личностных качеств. Среди них есть универсальные, общие качества подготовленности человека к труду. К общетрудовым, метапрофес-сиональным качествам относятся внимательность, дисциплинированность, инициативность, компетентность, надежность, настойчивость, организованность, ответственность, самоконтроль, самостоятельность, трудолюбие, работоспособность, энергичность. Формирование этих качеств необходимо осуществлять уже в общеобразовательной и далее в профессиональной школе, что обеспечит социально-профессиональную мобильность, компетентность и инно-вационность работников любого профиля.

Асимметрия социально-экономической и профессионально-образовательной инфраструктуры

общества

В постиндустриальном обществе, как уже было сказано, вектор детерминации профессиональной деятельности смещается на сферу услуг и досуга. Социально-психологическим последствием этого процесса становится снижение потребности в созидательном и производительном труде, что крайне отрицательно влияет на развитие личности человека.

Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей отмечает усиливающееся несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, дисбаланс между предлагаемыми и востребованными экономикой специалистами (дефицит инженерных кадров, рабочих востребованных профессий и высоких квалификаций, несовпадение имеющихся профессий, специальностей, уровней квалификаций всех категорий соискателей на рабочие места с тем, что реально необходимо, некачественную подготовку молодых специалистов, не отвечающую требованиям работодателей и условиям современного производства).

Сегодня наибольшим спросом у работодателей пользуются представители рабочих и технических специальностей. По мнению экспертов, в ближайшее время самыми востребованными в России будут выпускники средних профессиональных образовательных учреждений, обучавшиеся по специальностям «транспортные средства», «сфера обслуживания», «сельское и рыбное хозяйство», «металлургия, машиностроение и металлообработка», «энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «химическая техника и биотехнологии».

Более 70% вакансий на рынке труда в настоящее время - это рабочие профессии. Вместе с тем количество обучающихся в учреждениях начального профессионального образования составляет всего 13,3% от общего контингента учреждений профессиональной подготовки [4]. На фоне увеличения доли вакансий рабочих мест в начальном и среднем профессиональном образовании в Свердловской области наблюдается снижение объемов выпуска специалистов, что объясняется падением престижа рабочих профессий среди молодежи и возросшей возможностью получения высшего образования с полным возмещением затрат. При этом будущее трудоустройство выпускников учебных заведений часто остается вне поля зрения абитуриентов и их семей.

Таким образом, противоречия между потребностями рынка труда в работниках технико-технологического профиля и существующей образовательно-квалификационной структурой профессиональной школы становятся конфликтующей реальностью общества и приводят к асимметрии профессионального развития человека труда.

Дезориентация трудовой и технологической подготовки школьников

Важную роль в становлении человека труда играют трудовое воспитание школьников и их технологическая подготовка.

В базисный учебный план школы как обязательный компонент содержания федерального стандарта обучения входит образовательная область «Технология». Ее задачи заключаются в том, чтобы способствовать трудовому, социально-экономическому, гражданскому и нравственному становлению личности ребенка и под-

ростка. Это основная практикоориентированная область знаний в общеобразовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени содействующая профессиональной ориентации подрастающего поколения. Содержание предмета отобрано на интегративной основе в соответствии с концепцией модернизации современной школы, нацеленной на формирование у учащихся умений видеть, ставить и решать актуальные задачи в постиндустриальном социуме. Технологическое образование предусматривает изучение современных и перспективных энергосберегающих, ресурсосберегающих и безотходных технологий преобразования материалов, энергии и информации в сферах производства и услуг с использованием информационных технологий. Поэтому значимость «Технологии» трудно преувеличить.

Однако в настоящее время идет резкое ухудшение технологической подготовки школьников. Прежде всего, отрицательно сказывается сокращение численности учителей технологии и предпринимательства. Очевидно, назрела необходимость магистерской подготовки по направлению «Профессиональное обучение».

Происходит также существенное снижение уровня владения учащимися инструментами и технологическим оборудованием. Исчезает у подростков и мотивация к изучению техники и продолжению образования в этой области. Как может молодой человек выбрать своей будущей профессией деятельность в сфере материального производства, если он не испытывает потребности трудиться, радости от результатов своего труда, не получает одобрения близких людей?

Падает престижность многих технических профессий. О большей части из них старшеклассники могут узнать сейчас только на уроках технологии. Но снижение статуса дисциплины делает все менее привлекательными для выпускников рабочие и инженерные специальности, что, в свою очередь, обостряет проблему комплектования и подготовки кадров в системе начального и среднего профессионального образования.

Одним из направлений модернизации системы образования является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, реализация которой вызвала необходимость введения дополнительных

новаций в школьную практику. Профильное обучение ориентировано на индивидуализацию подготовки и социализацию учащихся с учетом реальных потребностей рынка труда. Такое обучение предполагает создание гибкой системы профилей и сотрудничество старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Поскольку профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников в силу их возраста и осознания предстоящего в недалеком будущем выбора профессии, необходимо создавать в системе образования благоприятные условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей, склонностей, касающихся их трудовой перспективы.

Увы, профильное обучение в подавляющем большинстве школ сводится в основном к натаскиванию сдачи ЕГЭ и подготовке к поступлению выпускников в вузы, что ни в коей мере не содействует становлению человека производительного труда. Меняющаяся конъюнктура рынка труда требует расширения профилей индустриально-технологического направления.

Социально-педагогическая поддержка, тщательно продуманное содержание, ориентированное не на «модные», а действительно дефицитные технические специальности, плюс должная организация образовательной области «технология» и профильного обучения могли бы активизировать трудовое воспитание школьников и дать им реальные, полноценные представления о собственном профессиональном будущем.

Трансактные издержки существующей системы профессионального образования

Рассмотрим влияние трансактных издержек, обусловленных ошибочно принятыми решениями, неэффективными планами и программами развития образования.

1. Профшкола избыточно готовит кадры по не востребованным экономикой профессиям и специальностям; сокращается доля НПО в сфере образования, вводится ускоренная подготовка низкоквалифицированных рабочих.

2. Получаемая в профессиональной школе квалификация оказывается невостребованной на рынке труда. До 80% выпускников выс-

шей школы не трудоустраиваются на рабочие места, соответствующие полученной профессии. В условиях рыночной экономики в силу чрезвычайно высокой подвижности ее конъюнктуры каждому человеку приходится часто менять не только место работы, но и профессию. «Всего 20% занятого населения работает по полученной в базовом профессиональном образовании специальности, а 42% молодежи меняют свою профессию в первые два года после обучения» [1].

3. Профшкола не готовит специалистов по высокотехнологичным отраслям экономики; отсутствует стратегическое планирование процессов подготовки и переподготовки кадров на уровне области или региона.

4. Сложившаяся система профессионального образования утратила свои целевые ориентиры - подготовку к конкретной профессиональной деятельности в определенной отрасли экономики. Значит, профессиональное образование должно стать надпрофес-сиональным, трансграничным, технологическим.

5. Политика большинства предприятий области ориентирована не на повышение производительности труда, а на дешевизну труда, и сопровождается стихийным процессом оттока молодежи с производства, падением престижа рабочей профессии, сужением сферы профессиональной подготовки рабочих.

Таким образом, трансактные издержки профессионального образования отрицательно влияют на появление в массовом порядке действительно востребованных современной экономикой специалистов, порождают проблемы трудоустройства выпускников. Преодолеть деструктивные тенденции возможно через развитие системы дополнительного образования, формирование не только у студентов, но и у преподавателей толерантности к неопределенному профессиональному будущему, социально-профессиональной мобильности. И, безусловно, данные меры должны ориентировать учащихся на созидательный, индустриально-технологический труд.

Отсутствие прогнозирования профессионального будущего учащейся молодежи

Фактором, инициирующим неопределенность профессионального будущего учащейся молодежи, является отсутствие научно-обоснованной системы профориентации.

Узловую проблему можно определить следующим образом: сложившаяся система профориентации, трудоустройства и повышения квалификации не способствует эффективному развитию человеческого капитала. Тематическим ядром решения этой проблемы является профессиональное самоопределение субъекта труда с начала формирования профессиональных интересов, склонностей и способностей (12-14 лет) до завершения профессиональной деятельности (60-65 лет).

Существующие теории и практики профориентационной работы направлены на информационную и организационно-практическую деятельность семьи, образовательных учреждений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе или перемене профессий с учетом индивидуальных интересов личности и потребностей рынка труда. Однако целевую аудиторию такой деятельности сейчас составляют в основном выпускники общеобразовательных школ (и то далеко не в полном охвате). В современных же социально-экономических условиях, характеризующихся неопределенностью, нестабильностью, динамизмом, актуальным становится профессиональное самоопределение в течение всей жизни человека трудоспособного возраста.

Для того чтобы обучающийся в общеобразовательной либо профессиональной школе мог осуществить это самоопределение, он должен обладать необходимой профессиологической компетентностью. А чтобы компетентно решать проблемы трудоустройства, построения индивидуального маршрута карьеры, повышения квалификации и смены профессии, оптант должен обладать компетенциями, необходимыми для нахождения себя в изменяющемся мире профессий.

К недостаткам стихийно функционирующей системы профориентации относятся:

• несогласованность действий учреждений разного уровня в информационной деятельности по профориентации;

• отсутствие системы подготовки кадров для профориентационной работы; низкая динамика кадрового обновления в системе профессионального образования, особенно среди мастеров производственного обучения;

• отсутствие единой информационной системы, обеспечивающей процессы педагогического сопровождения профессиональной ориентации, профессионального становления и развития личности обучающихся.

Эффективно содействовать личностному и профессиональному самоопределению человека в течение всей жизни может научно обоснованная система профессиональной ориентации и профкон-сультирования. Подчеркнем: не только профессиональная ориентация, но и профессиональное консультирование. Психолого-педагогическое сопровождение должен осуществлять специально подготовленный специалист-профконсультант. И, конечно, непрерывное, «трансграничное» профессиональное самоопределение человека требует собственного, особого научно-методического обеспечения.

Пока, к сожалению, приходится констатировать, что сложившаяся система профессиональной ориентации обучающихся не способствует успешной социально-профессиональной адаптации молодежи и эффективному развитию кадрового потенциала, в частности в нашей Свердловской области, и никоим образом не ориентирует учащуюся молодежь на выбор профессий индустриального труда.

Социально-профессиональная (психологическая) поддержка становления человека труда

Возникновение общественно-политического движения «В защиту человека труда» - это, на наш взгляд, отражение потребности российского общества в новой группе людей, объединенных созидательной трудовой деятельностью, способных производить культуроемкие продукты, организовывать, стимулировать и развивать производство. Для реализации этой миссии нужен образованный и квалифицированный работник, выполняющий помимо производительной, созидательной функций также идеологическую задачу - мировоззренческую, ценностно-ориентационную и консолидирующую функции.

Человек труда - это субъект производственных отношений, мотивированный на ценность производительного труда, носитель социокультурных ценностей динамичного профессионального развития общества. Его надо не столько защищать и славить, сколько формировать, всячески помогать его полноценному социально-профессиональному становлению.

И начинать этот процесс следует в общеобразовательной школе, возродив трудовое воспитание, непременно скорректировав его в соответствии с современными запросами постиндустриального общества. Каким оно должно быть, мы не знаем. Но его ценностно-смысловые ориентации можно обозначить: содействие развитию терминальных и инструментальных ценностей, приобретению базовых (ключевых) компетенций производительного труда, формирование социальной ответственности и ориентации на достойный труд. Существующее профильное обучение в школе данных проблем не решает.

Важное значение в становлении человека труда принадлежит системе профессиональной ориентации, которая постепенно начинает оживляться и активизироваться. Так, Министерство общего и профессионального образования Свердловской области разработало концепцию и программу профориентации, создаются ресурсные центры профориентации и трудоустройства и др. Отмечая эти, несомненно положительные, меры, следует признать, что все они опираются на опыт прошлых лет. В современных же реалиях нужны новые подходы и методы.

Крайне актуальным сегодня становится формирование у молодежи позитивного отношения к производительному труду как базовой ценности жизнедеятельности человека.

Ну и, конечно, необходима координация подготовки кадров в профессиональной школе. Нужно преодолеть асимметрию невостребованных экономикой профессий.

Преодоление существующих препятствий становления человека труда требует кардинальной модернизации системы трудового воспитания в школе, переструктурирования профессиональной подготовки, обновления системы профориентации. Важным условием успешности этих процессов является кадровое обеспечение непрерывного образования человека труда.

Литература

1. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. Москва: Эгвес, 2008. 136 с.

2. Роль и место труда в современном обществе / сост. В. А. Чу-пина / / Профессиональное образование и рынок труда. 2013. № 2. С. 12-17.

3. Сыманюк Э. Э. Психологические барьеры профессионального развития личности / под ред. Э. Ф. Зеера. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2005. 252 с.

4. Ткаченко Е. В. Проблемные вопросы развития профессионального образования в России / / Профессиональное образование в России и за рубежом. 2009. № 1 (1). С. 10-12.

Referens

1. Novikov A. M. Post-industrial education. M.: Egves, 2008. 136 p. (In Russian).

2. Chupina V. A. The role and place of work in modern society / / Professional' noeobrazovanie i rynoktruda. 2013. № 2. Р. 12-17. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Symanyuk E. E. Psychological Barriers person's professional development. M.: Moscow Psychological and Social Institute. 2005. 252 p. (In Russian).

4. Tkachenko E. V. // Professional' noeobrazovanie v Rossii i za-rubezhom. 2009. № 1. Р. 10-12. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.