Научная статья на тему 'Социально-лингвистическая обусловленность формирования и развития интегративной предметной области «Экономика»: терминологический аспект'

Социально-лингвистическая обусловленность формирования и развития интегративной предметной области «Экономика»: терминологический аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
211
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ / ЯЗЫК / СОЦИУМ / ТЕРМИН / СОЦИАЛЬНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ / ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ФАКТОР / ЯЗЫК ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ / SUBJECT DOMAIN / LANGUAGE / SOCIETY / THE TERM / SOCIAL AND LINGUISTIC CONDITIONALITY / EXTRALINGUISTIC FACTOR / LANGUAGE FOR THE SPECIAL PURPOSES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тлехатук Сусанна Руслановна

Цель статьи - исследование проблемы социально-лингвистической детерминированности формирования русской предметной области «Экономика» как интегративного социовербального конструкта. В задачи данного исследования входит разработка классификации экстралингвистических факторов, которые способны определить направления и главные тенденции развития экономики; также выявление социальных и лингвистических аспектов формирования лексической основы предметной области «Экономика». Описаны механизмы языковой концептуализации современного интегративного экономического пространства. Установлен статус данной ПО как открытой и многоаспектной системы экономических знаний, которые зафиксированы в текстах разных жанров, фиксирующих социальную обусловленность организации современной экономической предметной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and linguistic conditionality of formation and development of integrative subject domain «Economy»: terminological aspect

This paper focuses upon research of social and linguistic determinancy of formation of the Russian subject domain «Economy» as an integrative socioverbal construct. Specifically, our aim is to develop classification of extralinguistic factors which are capable to define the directions and the main tendencies in development of economy; as well as to identify social and linguistic aspects of formation of lexical fundamentals of subject domain «Economy». The work describes mechanisms of language conceptualization of modern integrative economic space and establishes the status of the subject domain as an open and multiaspectual system of economic knowledge which is recorded in texts of the different genres fixing social conditionality of the organization of modern economic subject domain.

Текст научной работы на тему «Социально-лингвистическая обусловленность формирования и развития интегративной предметной области «Экономика»: терминологический аспект»

УДК 81'373

ББК 81.031

Т 49

Тлехатук С.Р.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русский как иностранный Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected]

Социально-лингвистическая обусловленность формирования и развития интегративной предметной области «Экономика»:

терминологический аспект

(Рецензирована)

Аннотация:

Цель статьи - исследование проблемы социально-лингвистической детерминированности формирования русской предметной области «Экономика» как интегратив-ного социовербального конструкта. В задачи данного исследования входит разработка классификации экстралингвистических факторов, которые способны определить направления и главные тенденции развития экономики; также выявление социальных и лингвистических аспектов формирования лексической основы предметной области «Экономика». Описаны механизмы языковой концептуализации современного инте-гративного экономического пространства. Установлен статус данной ПО как открытой и многоаспектной системы экономических знаний, которые зафиксированы в текстах разных жанров, фиксирующих социальную обусловленность организации современной экономической предметной области.

Ключевые слова:

Предметная область, язык, социум, термин, социально-лингвистическая обусловленность, экстралингвистический фактор, язык для специальных целей.

Tlekhatuk S.R.

Candidate of Philology, Associate Professor of Russian as Foreign Language Department, Adyghe State University, e-mail: [email protected]

Social and linguistic conditionality of formation and development of integrative subject domain «Economy»: terminological aspect

Abstract:

This paper focuses upon research of social and linguistic determinancy of formation of the Russian subject domain «Economy» as an integrative socioverbal construct. Specifically, our aim is to develop classification of extralinguistic factors which are capable to define the directions and the main tendencies in development of economy; as well as to identify social and linguistic aspects of formation of lexical fundamentals of subject domain «Economy». The work describes mechanisms of language conceptualization of modern integrative economic space and establishes the status of the subject domain as an open and multiaspectual system of economic knowledge which is recorded in texts of the different genres fixing social conditionality of the organization of modern economic subject domain.

Keywords:

Subject domain, language, society, the term, social and linguistic conditionality, extralinguistic factor, language for the special purposes.

Формирование каждой предметной области как лингвистического феномена осуществляется на основе ряда типологически близких процессов, важнейшим из которых признаётся сложный процесс отражения и закрепления в различных фактах языка реалий внеязыковой действительности, окружающего нас мира. В вербально-семиотическом пространстве любой предметной области находит подтверждение тот факт, что экстралингвистические причины находятся в прямой зависимости от социальной природы языка.

В лингвистических исследованиях отмечается, что огромное воздействие на функционирование и эволюцию языка оказывают именно экстралингвистические факторы, социально детерминированные (Л. П. Крысин, А. М. Крундыше-ва, А. В. Жандарова, И.Ю. Апалько, Л. Ю. Буянова и др.). А. М. Крундышева, изучая экономическую терминологию, обращает внимание на такой важный аспект именно экстралингвистического фактора, как изменение состава носителей языка [1: 24— 29]. В результате этого постепенно изменяется мышление людей, что, в свою очередь, обусловливает модификацию «качественной» стороны языка. Так, существенное влияние на русскую экономическую терминологию имела кардинальная смена социально-политического и экономического устройства российского государства, когда экономические преобразования в России - с конца 80-х годов прошлого столетия - сопровождались сменой руководства на различных ярусах управления. С появлением новых социально-экономических институтов стал изменяться и сам социально-экономический дискурс, включающий текстовую деятельность, связанную с разработкой новых документов, законов, подзаконных актов, предписаний, нормативов и других

типов и видов документов. Как отмечает И.П. Хутыз, «общество как уникальная среда функционирования индивида беспрестанно оказывает решающее воздействие на развитие языка, который, адаптируясь к происходящим новшествам, должен постоянно обеспечивать своих носителей средствами, необходимыми для полноценной коммуникации» [2: 9]. Именно установление рыночных отношений в России (социальный фактор) самым прямым образом обусловило возникновение и развитие свободного предпринимательства, различных инвестиционных проектов и программ, приватизацию, появление множества частных коммерческих банков, валютных бирж и т.п., что нашло своё отражение и фиксацию в процессах языковой категоризации и концептуализации экономической социосфе-ры (лингвистический фактор).

М. В. Китайгородская, Е. Н. Стариков считают, что отношения редистрибу-ции, существовавшие в период господства плановой советской экономики, сменились рыночными (горизонтальными) отношениями, предполагающими равноправие вступающих в них субъектов. По наблюдениям учёных, одним из важных лингвистических результатов социально-экономических перемен этого времени можно считать вытеснение в деловой коммуникации монолога диалогом. М.В. Китайгородская установила, что вместе с ослаблением монологической, иерархически организованной ролевой структуры официального общения (совещания, заседания, конференции) в качестве ведущего пришёл диалогический жанр деловой коммуникации (переговоры) и проявилась тенденция к усилению личностного начала [3: 162-167]. В то же время активизировалось не только развитие новых жанров деловой коммуникации, но и

появление новых специальных номинаций, в вербально-семиотической форме отражающих приход рыночных отношений взамен редистрибуции. В терминове-дении на примере экономической терминологии данная проблема исследовалась в работах М. В. Китайгородской, Е. Ф. Ков-лакас, А. Н. Зариповой и др. Вербально-семиотическая представленность данных процессов и явлений как отражение социально-экономических перемен в России отмечается и в истории формирования русской интегративной предметной области (ПО) «Экономика». Таким образом, инновационные социально-экономические процессы, происходящие в обществе, преломляясь в общественной жизни и культуре, находят свое отражение и выражение в языке, что предполагает при исследовании феномена предметной области учитывать всю совокупность соответствующих экстралингвистических факторов. Английский экономист А. Маршалл определял экономику как «учение о нормальной жизнедеятельности человечества».

И. П. Хутыз при изучении социальной обусловленности языковых реализаций делает вывод о том, что именно «социальный фактор предопределяет набор когнитивных сущностей, представляющих набор знаний... об окружающем мире и особенностях его функционирования... Связь языка с особенностями развития общества выражается в формировании новых лексических «пластов» в рамках существующего языка» [2: 32 - 33]. Исследование специфики языка, особенно языка для специальных целей, языка профессиональной коммуникации, в связи с социальными условиями и социальным контекстом даёт возможность более тщательно и детально проанализировать и классифицировать экстралингвистические параметры, в рамках которых реально функционирует и эволюционирует язык. К таким актуальным внеязыковым параметрам относятся следующие объекты: 1) социальные группы, использую-

щие язык; 2) социальная иерархия социума; 3) социально-статусная, возрастная и тендерная дифференциация членов социума; 4) уровень образованности и культуры носителей и пользователей языка; 5) специфика условий и мест их проживания и обитания; 6) уровень развития инфраструктуры социума; 7) конфессиональные аспекты; 8) различия в речевом поведении и профессиональной коммуникации; 9) уровень сформированное™ языковой и профессиональной компетенции. На тесную связь языка, мышления и действительности обращают внимание многие учёные, работающие в области гуманитарных наук. Так, отмечается, что «наличие или отсутствие концепта никак не связано с наличием или отсутствием называющих его языковых единиц, так как концепты (понятия - в том числе) возникают как результат отражения действительности сознанием и зависят поэтому от действительности, а не от языка» [4: 65] (выделено нами - С. Т.).

Языковую основу современной русской ПО «Экономика» формируют различные по степени понятийно-логической сложности терминологические и лексические единицы, актуализирующие понятия экономической сферы деятельности во всём масштабе и разнообразии её проявления и осуществления. 3. Р. Палютина считает, что, «обладая социальным фактором, терминные системы, употребляемые как специалистами трудовых коллективов для достижения общих производственных результатов, так и неспециалистами в определённых повседневных ситуациях, являются важнейшим средством профессиональной коммуникации и выступают как универсальное средство общения участников профессионально-производственного процесса, а также всего общества в целом. В этом проявляется сильнейшая коммуникативная функция современной профессиональной лексики (терминов), которая отличается некой унифицированностью. Появляющие-

ся термины отражают как научное, так и социокультурное мировоззрение в целом и связаны с языком и существующими в нем системами понятий» [5:9].

Экономическая область относится к специальным сферам, в которых используется особая семиотическая ингредиент-ность - язык для специальных целей. 3. И. Гурьева, исследуя бизнес-язык, отмечает, что максимально общим признаком всех языков для специальных целей служит наличие в их лексике названий (номинативных единиц) объектов, с которыми имеет дело человек в специальных сферах. Иными словами, номинативные единицы языков для специальных целей обозначают специальные понятия. Наличие специфических текстов - также непременное условие выделения того или иного языка для специальных целей [6:12]. Фундаментальными понятиями-квалификаторами ПО «Экономика» выступают суперпонятия «Предпринимательство», «Деньги», «Финансы», «Кредит», «Бизнес», «Прибыль», вербализующиеся в экономическом дискурсе множеством языковых единиц различного уровня.

Многие специалисты, изучающие «экономическую» историю и историю бизнеса как вида социально-экономической деятельности, выделяют социально-исторические предпосылки бизнеса (различные виды получения дохода в торговле, финансах, производстве и др.) и собственно бизнес как относительно новый тип человеческой деятельности, обладающий специфическими признаками, которые окончательно сформировались только на рубеже Х1Х-ХХ веков. По мнению Ю. И. Кирюшина, предпринимательская деятельность может быть информационно охарактеризована с 2-х точек зрения -экономической и правовой. С экономической точки зрения, предпринимательская деятельность выполняет определенную функцию в экономическом развитии любой страны. С экономической точки зрения, предпринимательство - это иннова-

ционная деятельность, а сам предприниматель является носителем информационной новаторской функции.

Правовая точка зрения предполагает другие информативные критерии и характеристики предпринимательской деятельности: 1) самостоятельная; 2) осуществляемая на свой риск (т.е. предприниматель сам несет всю ответственность за результаты своей деятельности); 3) направленная на систематическое получение прибыли (а не разовое); 4) может заключаться в пользовании имуществом, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг; 5) предполагающая государственную информационно обеспеченную регистрацию лиц как предпринимателей [7]. Все эти аспекты нашли своё отражение в языке экономики.

Как показывает анализ научных источников и наши наблюдения, важнейшими экстралингвистическими факторами, обусловившими формирование и дальнейшее развитие предметной области «Экономика» в русском языке, являются следующие ключевые моменты социально-исторического прогресса:

1) система оплаты труда, впервые в масштабном виде разработанная в Римской империи;

2) появление бухгалтерского учета в Италии в XV в.;

3) появление страхования в Голландии в XVI в.;

4) образование резервной банковской системы в Лондоне в середине XVII в.;

5) развитие операций с акциями, биржевая деятельность — XVIII в. [8];

6) смена политико-экономических систем в России (1917 год; 1991 год);

7) мировой финансовый кризис 2030-х годов прошлого столетия (фактор учёта нестабильности рынка и финансовой системы);

8) глобализация мировой экономики в 20 - 21 веках (фактор взаимосвязи экономик и культур всех мировых держав);

9) начало нового мирового

финансово-банковского кризиса (конец 2008 года) (см. Плаксин, 2010);

10) коммерческая революция XV-XVI веков, явившаяся результатом открытия Америки;

11) индустриальная революция в производстве, наиболее бурно происходившая в Англии в XVIII в.;

12) революция «Ывве-Гаие» XVIII— XIX вв. в странах Западной Европы.

Понятие «Ывве-Еа-пе» (в дословном переводе - «бросать делать») является одним из краеугольных постулатов в экономической концепции Адама Смита, ставшее постепенно основой реальной практики в большинстве экономически развитых государств.

Экономика, трансформируясь

в речемыслительные и дискурсивно-деятельностные структуры, представля-

ет собой и специфический социокультурный феномен, так как через язык и через деятельность пронизывает абсолютно все сферы и области человеческой жизнедеятельности, выступает неотъемлемым элементом языкового сознания, мышления, культурных стандартов и стереотипов, образа жизни как отдельной личности, так и всего социума. Интегративная предметная область «Экономика» представляет собой открытую многоаспектную систему экономических знаний (в самом широком смысле этого понятия), зафиксированных в разножанровых текстах и дискурсивных практиках, объединившую множество экономических и профильных терминов и специальных единиц, функционирующих в профессионально-деловых и научных сферах, связанных с экономикой как центром социального устройства государства.

Примечания:

1. Крундышева A.M. Технология обучения иностранных студентов экономической терминологии на занятиях по русскому языку: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003. 16 с.

2. Хутыз И.П. Социальная обусловленность языковых реализаций как категория лингвистической прагматики: монография. Краснодар, 2007. 347 с.

3. Китайгородская М.В. Современная экономическая терминология (Состав. Устройство. Функционирование) // Русский язык конца XX столетия (1985-1995). 2-е изд. М., 2000. С. 162-236.

4. Стернин И.А., Быкова Г.В. Концепты и лакуны // Языковое сознание: формирование и функционирование: сб. ст. М., 1998. С. 69-75.

5. Палютина З.Р. Теоретические основы цивилизационного направления в исследовании терминологии: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2005. 362 с.

6. Гурьева З.И. Речевая коммуникация в сфере бизнеса: к созданию интегративной теории (на материале текстов на русском и английском языках): дис.... д-ра филол. наук. Краснодар, 2003. 446 с.

7. Кирюшин Ю.И. Лингводескриптивность систем теневой экономики: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2003. 19 с.

8. Жандарова А. В. Языковая концептуализация сферы предпринимательства и бизнеса (на материале русского и английского языков): дис. ... канд. филол. наук / А. В. Жандарова. - Краснодар, 2004. 178 с.

References:

1. Krundysheva A.M. Technology of teaching economic terminology to foreign students at the Russian language lessons: Diss, abstract for the Cand. of Pedagogy degree. SPb., 2003. 16 pp.

— Ill —

2. Khutyz I.P. Social conditionality of language realizations as a category of linguistic pragmatics: a monograph. Krasnodar, 2007. 347 pp.

3. Kitaygorodskaya M.V. Modern economic terminology (Composition. Structure. Functioning) // The Russian language of the end of the XX century (1985-1995). 2nd ed. M., 2000. P. 162-236.

4. Sternin I.A., Bykova G.V. Concepts and lacunas // Language consciousness: formation and functioning: coll. of articles, 1998. P. 69-75.

5. Palyutina Z.R. Theoretical bases of the civilizational tendency in the study of terminology: Diss, abstract for the Dr. of Philology degree. Yekaterinburg, 2005. 362 pp.

6. Guryeva Z.I. Speech communication in the sphere of business: on the creation of the integrative theory (based on Russian and English texts): Diss, abstract for the Dr. of Philology degree. Krasnodar, 2003. 446 pp.

7. Kiryushin Yu.I. Lingvodescriptivity of shadow economy systems: Diss, abstract for the Cand. of Philology degree. Krasnodar, 2003. 19 pp.

8. Zhandarova A.V. Linguistic conceptualization of the sphere of business undertakings and business (based on the Russian and English languages): Diss, for the Cand. of Philology degree / A.V. Zhandarova. - Krasnodar, 2004. 178 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.