Анистратенко Татьяна Григорьевна
кандидат политических наук, Южный федеральный университет (e-mail: [email protected])
Социально-личностный консалтинг: формирование индивидуально-личностной
и коллективной субъектности
В статье исследуются возможности социально-личностного консалтинга, ориентированного на формирование и развитие рефлексивных качеств человека в консультативной деятельности, которая воплощается в следующих последовательных этапах: формирование личностного конструкта, трансформация менталитета человека, генерализация личностного опыта, формирование индивидуально-личностной и коллективной субъектности.
Ключевые слова: социальный консалтинг, социальное консультирование, индивидуально-личностная субъектность, коллективная субъектность, рефлексивная личность, рефлексивный конструкт, многоцентричность социального мира, метаиндивидуализированный мир, персонали-зация.
T.G. Anistratenko, Candidate of Political Sciences, Southern Federal University; e-mail: tanis63@ list.ru
Social and personal consulting: formation of individual-personal and collective subjectivity
The article investigates the possibilities of social and personal consulting, focused on the formation and human development of reflective qualities in the consultation, which is embodied in the following successive stages: forming personal constructs, the transformation of the human mentality, generalization of personal experience, the formation of individual personal and collective subjectivity.
Key words: social consulting, social counseling, individual and personal subjectivity, collective subjectivity, reflexive personality, reflexive construct, polycentricity of the social world, metaindividualized world, personalization.
Одной из форм общественной рефлексии является создание социальных органов, которые в силу своей профессиональной специализации могут способствовать тому, чтобы в систему критериев социального отбора, встраивания в иерархию социальных статусов и показателей социального успеха входили способности рефлексивного мышления, социального самосознания и социальной активности. Такими органами выступают формы социального консалтинга, которые в современной России в последние годы активно развиваются. Социальный консалтинг (так мы далее будем называть эти формы реализации социальной политики) является специализированным социальным институтом, реализующим различные социальные технологии развития социальной рефлексивности как социально значимого в современных условиях, зрелого, креативного и инновационного социально-личностного качества социальной рефлексивности, являющегося необходимым условием формирования социальной субъектности.
Социальный консалтинг как форма социального консультирования для современной России, а также реализации социальной политики по развитию человеческого, профессионального и социального капитала является относительно новой сферой деятельности, хотя в последние годы наблюдается неуклонный рост активности такого рода консультативных услуг.
Как правило, консультирование представляет собой общение консультанта с клиентом на заданную тему, которое при достижении достаточно полного эмоционально-психологического контакта дает возможность клиенту для раскрытия личностных или профессиональных ресурсов. Иными словами, консультирование -это профессиональная помощь человеку, цель которой заключается в том, чтобы он, раскрыв свои возможности, мог всесторонне оценить проблему, увидеть ее в другом ракурсе, найти необходимые средства для ее решения.
Социальное консультирование как основная консультативная услуга в социальном консалтинге ориентировано на решение социальных
141
вопросов. Понятие «социальные вопросы» также является многозначным и емким и зачастую закрепляется за такой областью социально-практической деятельности, как социальная работа, теоретические и практические методики этой сферы деятельности [1].
Существуют различные виды социального консультирования: индивидуальное и групповое (разные объекты консультативного воздействия), медико-социальное, социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-правовое, интегрированное, управленческое (отличается от указанных выше видов консультирования предметом консультативного воздействия), проектное (отличается формированием и реализацией возможной программы или проекта преобразования той или иной ситуации), прогностическое (отличается поиском оптимальной модели, объясняющей возможное состояние проблемы), технологическое (отличается нахождением оптимальной последовательности действий для решения некоторой проблемы), бизнес-консультирование и т.д.
Следует обратить внимание на такой вид социального консалтинга, который связан с оценкой и самооценкой некоторой жизненной ситуации, ее анализом, поиском решения возникшей проблемы, выявлением приоритетов и ценностей, различных возможностей и альтернатив, их сопоставлением, определением места человека в данной ситуации, отношения к нему других людей и его отношения к другим, их приоритетам, ценностям и предпочтениям. Такое консультирование является рефлексивным и заключается не только в профессиональном совете, каким образом решить ту или иную проблему. Это всегда совместное размышление, социальный диалог, в котором на разных стадиях достигается понимание сути проблемы, отношения к ней человека, в процессе обсуждения выясняются причины возникновения проблемы, основные трудности и сложности. Объективная характеристика проблемы в рефлексивном консультировании должна дополняться субъективным отношением к ней, объяснением причин такого отношения, выявлением барьеров и трудностей, не позволяющих объективно оценить проблему. Клиент в процессе размышления должен самокритично оценить себя, свои ресурсы, подумать о желательности или нежелательности тех или иных последствий.
Все это говорит о том, что социальный консалтинг в современной России, как подчер-
кивает Т.И. Заславская, приобретает институциональные формы и становится одним из социальных институтов [2]. А такие авторы, как Д.П. Гавра, М.В. Глотов и В.Г. Марача, отмечают, что социальный консалтинг имеет практически все признаки социального института: удовлетворение социальных потребностей; ориентация на социальную целесообразность; мотивация на достижение социально значимых целей; наличие устойчивых организационных форм и структур, системы социальных статусов и социальных ролей, сложившихся и действующих социальных, профессиональных, научных и моральных норм и правил; функционирование в соответствии с определенными правилами; самоуправление и включение в систему социального и правового регулирования [3; 4; 5].
Социальный консалтинг очень многогранен, т.к. является организованной профессиональной деятельностью по оказанию консультационных услуг, социальным институтом и социальными технологиями.
Ориентированную на конструирование социальной рефлексивности человека и социальной субъектности разновидность социального консалтинга будем называть социально-личностной. Ее задачей является помощь в формировании рефлексивной личности и взращивание на этой основе такого важного социального качества, как социальная субъектность.
Социально-личностный консалтинг как социальная технология, основанная на научных достижениях и отвечающая социальным потребностям система практических приемов и методов, ориентированных на практическое применение и воздействие на социальные объекты для оптимизации разрешения различных социальных проблем, реализует цели развития рефлексивных качеств человека в консультативной деятельности, которая воплощается в следующих последовательных этапах: формирование личностного конструкта; трансформация менталитета человека; генерализация личностного опыта; формирование индивидуально-личностной субъектности; формирование коллективной субъектности.
Как известно, понятие личностного конструкта введено в научную теорию и практику Дж. Келли, который сформулировал теорию конструктивного альтернативизма на основе того, что людям свойственно формировать свои представления об окружающем мире в виде личностных конструктов, которые пред-
142
ставляют собой личностные способы интерпретации событий [6].
В социальной психологии действует принцип: чтобы познать личность, необходимо узнать ее личностный конструкт. При таком подходе личность с ее инвариантными личностными качествами как бы предзадана, а личностный конструкт просто продуцируется из личностной предзаданости. Мы же в концепции социально-личностного консалтинга, ориентированного на формирование рефлексивной личности, отталкиваясь от самой идеи личностного конструкта, провозглашаем другой принцип, который, на наш взгляд, имеет социально-философское наполнение: чтобы сформировать личность, необходимо сформировать ее личностный конструкт.
Отметим, что данный подход имеет несколько иные методологические акценты: во-первых, личность не предстает перед нами как некий сложившийся набор качеств; во-вторых, само формирование личности связано с обретением человеком новых качеств, которые обусловлены формированием личностного конструкта; в-третьих, сам личностный конструкт наполняется не столько индивидуально-психическими, сколько социально-личностными чертами.
На основе теории личностных конструктов Дж. Келли [6], его последователей Л. Хьелла и Д. Зиглера [7], а также разработок А. Янко-вица [8], А. Дауна и Дж. Тобэйсика [9], Л. Пер-вина и О. Джона [10] и других исследователей в данной области мы полагаем, что социально-личностный консалтинг, ориентированный на формирование личностных рефлексивных конструктов, должен исходить из необходимости выработки, прежде всего, внутренних рефлексивных качеств личности, затем - форм их объективации, выражающих социальную биографию личности, что представляет собой переход от самооценки, самоконтроля, самодетерминации к модусам личностного самоопределения, самовыражения и саморазвития.
Интегральным выражением развития рефлексивных качеств личности посредством формирования рефлексивно-личностного конструкта является трансформация менталитета личности. Это следующий шаг в реализации целей социально-личностного консалтинга. Менталитет, понимаемый как стереотипизиро-ванный конкретно-исторический опыт коллективного бытия людей, опыт их социального взаимодействия и межличностных отношений, опыт индивидуальных и коллективных чувств,
переживаний и осмысления состояний того мира, в котором эти люди живут и действуют, является весьма неоднозначным понятием [11].
Менталитет - это совокупность всех характеристик, обобщающих склад ума, умственные привычки, верования, психические и социальные установки, свойственные некоторой исторически сложившейся общности людей; способ видения мира под определенным углом, способы интерпретации различных событий, которые определяются культурными и религиозными традициями, социальными установками и когнитивными схемами, сформировавшимися у общности людей.
Менталитет - это выражение субъективности, где субъектом выступает указанная сложившаяся группа людей. Как атрибут коллективного сознания, коллективной памяти и коллективных чувств менталитет присущ и члену данного коллектива - индивиду. Менталитет является атрибутом индивида как некий необходимый и постоянный признак, определяющий сознание и поведение индивида.
Важным для реализации воздействия социально-личностного консалтинга на выработку у индивида социально - рефлексивных качеств является вопрос об осознании индивидом своего менталитета, т.к. в понимании этого вопроса возможны две крайности: считать менталитет атрибутом субъективности самого индивида или рассматривать как атрибут коллективной субъективности. Трансформация менталитета, выводящая рефлексивную личность на мега-групповой уровень, на уровень социальности, -важный шаг в формировании качества социальной субъектности.
Следующий этап формирования рефлексивного личностного конструкта заключается в развитии форматов индивидуально-личностной субъектности. Он реализуется в комплексных характеристиках интеллектуальной зрелости личности как готовности быть сознательным актором личностных изменений, в формировании личностной рефлексии, в осмыслении рефлексии как важнейшего социально-личностного ресурса. Указанные векторы формирования индивидуально-личностной субъект-ности находят свое выражение в личностной социализации. Важнейшей предпосылкой этого процесса, выражающей индивидуально-личностную готовность к осознанности своих активных действий, является интеллектуальная зрелость, которая характеризуется как способ-
143
ность индивида упорядочивать свои представления о мире в соответствии с субъективными индивидуальными потребностями и объективными требованиями реальности в сложившихся социокультурных формах. Методика формирования интеллектуальной зрелости в социально-личностном консалтинге связана с поэтапной организацией занятий по творческому диалогическому мышлению, которые связаны с нарастанием смыслового обогащения [12; 13].
На индивидуально-личностном уровне формирования субъектности осуществляется также персонализация. Рефлексивная личность осознает себя как самодостаточную персону. Процесс осознания (соответствует английскому термину «consciousness» - феномен личного, субъективного опыта) выражается в восприятии себя как личностного феномена с точки зрения своего личностного субъективного опыта. За понятием «consciousness» (осознание себя как персоны) стоит анализ причинно-следственных связей воспринимаемых явлений личностного и социального порядка.
По мнению Н.Г. Вороновой, персонализация (от лат. persona - личность) является процессом, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность [14, с. 57].
Процесс персонализации приводит личность к дилемме соотношения моноцентризма и многоцентризма. Доминирование личностного моноцентризма приводит личность к персонифицированному эгоцентризму, суперперсонификации и супериндивидуации. В этом случае весь окружающий мир для рефлексивной личности такого типа является лишь сценой, а другие люди - лишь персонажами ее личностной драматургии.
1. Кузнецова П. П. Основные технологии социальной работы: учеб. пособие. Владивосток, 2002.
2. Заславская Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. 2004. № 6.
3. Гавра Д. П. Социальные институты. URL: http://www. xserver.ru/user/sozin/
Доминирование многоцентризма, связанное с осознанием рефлексивной личностью того, что окружающий мир «населен» другими личностями с их собственными претензиями и притязаниями, ценностями и предпочтениями, мотивациями и намерениями, что они также претендуют на роль активных действующих лиц в тех или иных процессах, приводит личность к пониманию метаиндивидуализирован-ного мира, мира коллективных действий, социальных практик и различных форм социального взаимодействия. Это дает возможность форматирования социальной субъектности.
Рефлексивная личность, прошедшая этап развития индивидуально-личностной субъектности и вышедшая на уровень понимания мно-гоцентричности социального мира, является социальным субъектом и суверенной личностью, автономной в своих рефлексивных качествах и выражающей эти качества в социально приемлемых формах [15].
В завершение следует отметить, что социально-личностный консалтинг как социальная технология, основанная на научных достижениях, и система, отвечающая социальным потребностям, выражается в практических приемах и методах, ориентированных на практическое применение и воздействие на социальные объекты с целью оптимизации разрешения различных социальных проблем. Социально-личностный консалтинг реализует цели развития рефлексивных качеств человека в консультативной деятельности, которая воплощается в следующих последовательных этапах: формирование личностного конструкта; трансформация менталитета человека; генерализация личностного опыта; формирование индивидуально-личностной и коллективной субъектности.
1. Kuznetsova P.P. The basic technologies of social work: study aid. Vladivostok, 2002.
2. Zaslavskya T.I. Modern Russian society: problems and prospects // Social studies and the present. 2004. № 6.
3. Havra D.P. Social institutions. URL: http:// www.xserver.ru/user/sozin/
144
4. Глотов М.В. Социальный институт: определение, строение, классификация // Со-циол. исследования. 2003. № 6.
5. Марача В. Г. Консалтинг как институциональный механизм развития и сфера практического знания об организации. URL: http:// www.ngpc.ru/text/ maracha.htm
6. Келли Дж. Теория личности. Психология личностных конструктов. СПб., 2000.
7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб., 2003.
8. Jankowitz A.D. Whatever became of George Kelly? Applications and implications // American Psychologist. 1987. № 42.
9. Tobacyk J.J., Downs A. Personal construct threat and irrational beliefs as cognitive predictors of increases in musical performance anxiety // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. № 51.
10. Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. М., 2001.
11. Флиер А.Я. Культурология как гуманитарная наука // Общественные науки и современность. 2005. № 1.
12. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия и организация творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. № 2.
13. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М., 2000.
14. Воронова Н.Г. Теория персонализации и лингвистическая персонология // Science Time. 2014. Вып. № 9(9).
15. Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. СПб., 2008.
4. Glotov M. V. Social institute: definition, structure, classification // Sociological researches. 2003. № 6.
5. Maracha V.G. Consulting as an institutional mechanism for the development and scope of practical knowledge about the organization. URL: http://www.ngpc.ru/text/ maracha.htm
6. Kelly J. The theory of personality. Psychology of personal constructs. St. Petersburg, 2000.
7. Hyell L., Ziegler D. Theory of personality. St. Petersburg, 2003.
8. Jankowitz A.D. Whatever became of George Kelly? Applications and implications // American Psychologist, 1987. № 42.
9. Tobacyk J.J., Downs A. Personal construct threat and irrational beliefs as cognitive predictors of increases in musical performance anxiety // Journal of Personality and Social Psychology, 1986. № 51.
10. Pervin L., John O. Psychology of personality. Theory and researches. Moscow, 2001.
11. Flier A.Ya. Cultural studies as a humanitarian science // Social sciences and the present. 2005. № 1.
12. Semenov I.N., Stepanov S.Yu. Reflection and organization of creative thinking and self-development of personality // Questions of psychology. 1983. № 2.
13. Stepanov S. Yu. Reflective practice of creative development of the person and organization. Moscow, 2000.
14. Voronova N. G. Theory of personalization and linguistic personology // Science Time. 2014. Vol. 9(9).
15. Nartova-Bochaver S.C. Man sovereign: psychological study of the subject in its being. St. Petersburg, 2008.
145