Анистратенко Татьяна Григорьевна
кандидат политических наук, Южный федеральный университет (e-mail: [email protected])
Проблемы формирования метапонятия социально-личностной рефлексии
Рассмотрение в данной статье дисциплинарных подходов в анализе социально-личностной рефлексии дало возможность сформулировать первичное метапонятие уровней изучения социальной рефлексии и метапонятие самой социальной рефлексии, которая реализуется на внутриличностном уровне в виде интровертивных селфи-рефлексивных форм самопознания, самопонимания, самооценки, самоидентификации, саморегулирования, самомониторинга, самореференции, самодетерминации, саморазвития и самореализации и экстравертивных предметных форм рефлексии.
Ключевые слова: социальная рефлексия, трансдисциплинарная методология, социальная референтность, социальная субъектность, сознательное, бессознательное, массовое бессознательное, общественное сознание.
T.G. Anistratenko, Candidate of Political Sciences, Southern Federal University; e-mail: tanis63@ list.ru
Problems of formation of meta-concept of social and personal reflection
Consideration in this article of disciplinary approaches in the analysis of social and personal reflection has made it possible to formulate an initial meta-concept of levels of study of social reflection and meta-concept of the most social reflection, which is implemented on the intrapersonal level of introvertiveness selfie-reflexive form of self-knowledge, self-understanding, self-esteem, self-identity, self-regulation, self-monitoring, self-reference, self-determination, self-development and self-realization and extrovert objective forms of reflection.
Key words: social reflection, transdisciplinary methodology, social referentiality, social subjectivity, conscious, unconscious, unconscious mass, social awareness.
Социальная рефлексия представляет собой специфический способ осознания различных аспектов социальной деятельности и социального взаимодействия. Социальная рефлексия свойственна отдельному индивиду, но она является интегратив-ным качеством, присущим индивиду в силу его функционирования в социуме.
При этом социальная рефлексия может выражаться как в бессознательных массовых формах адаптации, так и в осмысленных видах саморегулирования социального поведения и действия, она представляет собой очень сложный комплекс индивидуально-личностных и социальных черт. Для анализа разных формообразований социальной рефлексии используются различные дисциплинарные подходы, в частности социально-психологический, социологический, экономический, политологический, социально-антропологический, социокультурный, исторический, конфликтологический, аксиологический, пред-метно-деятельностный и др.
Результаты исследований в рамках данных дисциплинарных подходов характеризуют те или иные грани социальной рефлексии. Одна-
ко для категориального социально-философского подхода необходима более общая база исследований, более универсальная методология. Требуется такая методология, на выходе применения которой мы можем получить метапонятие, характеризующее многоуровневый и многогранный конструкт социальной рефлексии.
Именно поэтому мы предпочли трансдисциплинарную методологию исследования социальной рефлексии. Применение этой методологии, во-первых, дает возможность более плодотворно использовать принцип дополнительности, который выражает взаимосвязь различных дисциплинарных подходов.
Во-вторых, на основании синтеза различных дисциплинарных подходов и формирования метапонятия социальной рефлексивности, которое выходит за пределы конкретных дисциплинарных подходов, на наш взгляд, представляется возможным осмыслить место человека в социуме, его поведение и взаимодействие с другими людьми и с социумом посредством экспликации таких граней социальной рефлексивности, как саморегуляция, самореферен-
210
ция, самооценка и самопознание, что выводит нас на проблему понимания социальной рефе-рентности как личностного ресурса формирования социальной субъектности.
Это предполагает, что сначала мы на основе междисциплинарного подхода рассмотрим указанные аспекты социального ресурса личностной субъектности. Это, по нашему представлению, должно вывести нас на первый уровень многоуровневого метапонятия социальной рефлексивности, поскольку в данном методологическом синтезе объединяются такие различные социетальные уровни, как социально-психологический, социологический, социально-антропологический. Это является основанием для дальнейших обобщений и, как подчеркивает один из основоположников трансдисциплинарной методологии Б. Нику-леску, выступает методологической матрицей дальнейшего исследования [1].
Трансдисциплинарная методология исследования дает возможность трактовать метапо-нятие социальных ресурсов личностной субъ-ектности как феномен культуры современного общества. На основе такой методологической матрицы мы можем эксплицировать трансдисциплинарную картину мира под углом зрения понимания личности как социального субъекта. В этой картине мира, которая синтезирует содержательное наполнение указанного выше метапонятия ресурсов социальной субъектности, объединяются конкретные принципы, схемы и модели разных дисциплинарных подходов.
Данный исследовательский ход характеризуется иерархизацией разных дисциплинарных понятий под таким углом зрения, согласно которому они своим конкретным содержанием наполняют содержание выходящего за их пределы основного понятия социальной субъектности.
Это позволяет оперировать не только новым содержанием, но и новыми эвристическими смыслами данного понятия и, как подчеркивает такой отечественный методолог, как В.С. Мокий, сформулировать основания трансдисциплинарной модели социальной субъектности [2; 3]. Мы согласны с тем, что базисной моделью трансдисциплинарной методологии является, прежде всего, перенос когнитивных познавательных принципов, схем и методов из одной дисциплинарной области в другую, что называется, как пишет Е.Н. Князева, когнитивной кооперацией [4]. Как отмечают отечественные исследователи Н.И. Делас, В.А. Касьянов и А.А. Крушанов, трансдисциплинарная методология - это особый вид научного исследования, который базируется на дисциплинарных исследованиях, но не сводится к ним и по своей природе выходит за их пределы [5]. Такой исследователь-
ский подход, как нам представляется, соответствует разработкам современных зарубежных представителей данного методологического направления, таких как Джозеф Бренер, Майкл Гиббсон, Хельга Новотны, Аттила Ертас, Андре Лихнерович, Крис Андерсен и др. [6].
В соответствии с тем, что социальная рефлексия присуща и отдельному индивиду, являясь интегральным качеством в силу его функционирования в общества, она проявляется на разных уровнях: на уровне повседневного обыденного сознания индивида, на уровне группового и массового сознания. На указанных уровнях механизм действия социальной рефлексии проявляется в различных ипостасях:
как социальный стереотип, воспринятый индивидом под действием массовой психологии;
как бессознательная реакция на собственные действия и общественные изменения;
как способы осмысления собственного поведения на основе индивидуальных социальных практик;
как социальный конструкт на основе осмысления общих социальных практик.
На большинстве уровней социальная рефлексия как способ адаптации, саморегулирования и самооценки индивида выступает как рассудочное суждение и поведение, как здравый смысл, являющийся обобщением личного индивидуального и социального опыта, и в дальнейшем - как приобретение социальных ценностей, распредмечивание и присвоение социальных смыслов и выстраивание в соответствии с этим социально осмысленной линии рефлексивного поведения.
На данном уровне социальная рефлексия приобретает характер убеждений, становится основой выработки стратегий социального поведения, мерилом и базой индивидуально присвоенных социальных смыслов, и согласно этому социально рефлектирующий индивид становится субъектом социального действия и социальных отношений.
Индивид как социальный субъект, приобщившись к социальным целям, социальным ценностям и социальным смыслам, в своем рефлективном отношении к себе и к окружающей его социальной действительности маркирует свои действия и все свое социальное окружение маркерами указанных целей, ценностей и смыслов.
Указанное действие в той или иной степени присуще всем уровням рефлексивного сознания индивида и массового сознания. Это, как пишет Б.Я. Пукшанский, есть выражение обыденного знания [7, с. 34], как отмечают С.А. Маленко и А.Г. Некита, - выражение бессознательной адаптации индивида [8, с. 78].
211
С точки зрения С.Н. Жарова, интегральный эффект различных бессознательных рефлексивных форм адаптации образует специфическую поведенческую культуру индивида [9, с. 38]. Это же подчеркивают такие исследователи, как Д. Зиглер и Д. Хьельд, говоря, что в бессознательные рефлексивные адаптационные механизмы занимают существенное место в социально-психическом мире личности [10].
На основании формирования бессознательного рефлективного комплекса, как подчеркивает отечественный исследователь Д.Ф. Юла-ев, формируются соответствующая картина мира, окружающей социальной среды, место индивида в этой картине мира, оценочные и самооценочные категории, посредством которых задается шкала ценностей [11, с. 12].
Конечно, проблема соотношения сознательного и бессознательного имеет много различных аспектов и рассматривается с точки зрения различных дисциплинарных подходов, в частности, она подвергается философскому осмыслению, а также рассматривается на психологическом, биологическом, нейрофизиологическом, психиатрическом, невропатологическом уровнях. Эта проблема имеет давние историко-философские и социально-культурные корни. Наиболее концептуально она получила свое развитие в работах представителей фрейдизма и неофрейдизма (З. Фрейд, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, А. Сал-ливан). В русской философии ей уделяли существенное внимание такие мыслители, как H.A. Бердяев, С.Л. Франк, И.О. Лосский, С.Н. Трубецкой.
В настоящее время, как подчеркивает И.А. Куевда, в гуманитарных науках стали доминировать нетрадиционные подходы к трактовке коллективного или массового бессознательного. Так, в частности, бессознательное трактуется даже как некий космопланетар-ный универсум [12, с. 15]. В.Г. Немировский, Д.Д. Невирко и С.В. Гришаев возводят такую космопланетарную парадигму в ранг главного принципа познания в постнеклассической уни-версумной социологии [13]. Это даже нашло свое отражение в разработке целого направления универсумных гуманитарных исследований, в связи с чем можно указать на работы Т.И. Бармашовой [14, с. 24] и исследования Я.С. Бороненковой [15, с. 12].
Интересным здесь нам представляется не акцент на некий абстрактный космопланетар-ный универсум массового бессознательного, а социально-философский анализ новых массовых форм социокультурной адаптации, которые возникли в связи с процессами универсализации и глобализации. В этом плане хочется отметить, прежде всего, конкретный социоло-
гический анализ таких новых форм, осуществленный, например, в исследованиях В.И. Бол-гова [16, с. 32].
Следует отметить, что в создании таких мифов, особенно политических, принимают деятельное участие органы власти, политические деятели и средства массовой информации. Как подчеркивают Р. Барт [17] и В.П. Руднев
[18], это обычно мифы истории, этнические, религиозные мифы, мифы, связанные с «вне-религиозными» верованиями, мифы массовой культуры и т.п. Именно это, как подчеркивает украинский исследователь Н.А. Кобылко, является основой мифологемы как массовой бессознательной формы социальной адаптации
[19].
В этих адаптационных массовых рефлекторных формах осуществляется интеграция знаний и представлений индивидов и групп индивидов о себе и о мире социума, происходит формообразование индивидуального и группового поведения, форматирование социума, и именно здесь порождаются массовые бессознательные рефлекторные социокультурные матрицы оценочного и ценностного характера.
Конечно, впервые на бессознательные механизмы психических процессов и явлений указал З. Фрейд, который отводил важнейшее место человеческому подсознанию и бессознательным адаптационным механизмам [20]. Бессознательные психические механизмы дают возможность индивиду маркировать поле своего взаимодействия с другими людьми. Руководствуясь данными маркерами присвоенных социальных смыслов, человек как бы маркирует свой собственный жизненный путь. Массовое усвоение смыслов социальных маркеров в соответствии с системой социальных ценностей, стереотипов и шаблонов порождает то, что можно назвать архетипами К. Г. Юнга [21].
В этом отношении социальная рефлексия представляет собой способ и форму усвоения социальных смыслов (архетипов), а социальное пространство, в котором реализуется данный процесс, предстает как система архетипов. В таком подходе к пониманию социальной рефлексии акцент делается на бессознательное социальное, которое является необходимой частью массового и индивидуального сознания.
Социальная рефлексивность в таком разрезе воспроизводит массовый, фрагментарно-эклектичный, «клиповый» модус потребления мира. Это является основой формирования общественного мнения и различных модусов и состояний общественного сознания. Это такое состояние общественного сознания, кото-
212
рое является отчужденным, хаотичным, нестабильным, включающим в себя множество случайных и иррациональных элементов.
Социально-философский анализ результатов таких исследований показывает, что в современном глобализирующемся мире в массовом общественном сознании действуют новые бессознательные механизмы в виде различных мифологем и стереотипов мифосознания.
Массовое бессознательное освоение социального бытия выступает необходимой предпосылкой последующего саморазворачивания принципов сознательного освоения окружающего мира. Согласно отечественному исследователю А.А. Тюкову имеет место шесть последовательных этапов работы развития рефлексивного механизма.
Первый этап - рефлексивный выход, который осуществляется тогда, когда другими средствами и способами невозможно познать самого себя.
Второй этап - интенциональность, где интенция характеризует направленность действия. Данный этап выражает направленность на объект рефлексирования, в частности выделение его среди других объектов по каким-либо признакам или предпочтениям.
Третий этап - первичная категоризация. Это этап выбора первичных обобщений, с помощью которых осуществляется рефлексирование.
Четвертый этап - конструирование системы рефлексивных средств. Данный этап характеризуется тем, что выбранные первичные средства обобщения объединяются в некоторую систему. Это дает возможность более целенаправленно и обоснованно проверить и обосновать рефлексивный анализ.
Пятый этап - схематизации рефлексивного содержания. Он реализуется за счет использования разных знаковых средств: маркеров, обозначений, знаков, образов, символов, схем, языковых и схематических конструкций.
Шестой этап - объективизация рефлексивного описания. Это оценка и обсуждение полученного результата. Причем если результат такой социальной рефлексии является неудов-
1. Nicolescu В. Transdisciplinarity - theory and practice (Ed.). Hampton Press, Cressklll, NJ, USA, 2008.
2. Мокий В. С. Методология трансдисци-плинарности. М., 2011.
3. Мокий В. С. Трансдисциплинарная философия ноуменального мира. М., 2011.
4. Князева Е.Н. Трансдисциплинарные стратегии исследования // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. 2011. № 10(112). С. 193-201.
летворительным для актора, процесс социальной рефлексии запускается вновь после внесения в схему корректив [22, с. 112-114].
Рассмотрение различных дисциплинарных подходов в характеристике многомерности и многоуровневости социально-личностного психического феномена рефлексии позволяет сформулировать метапонятие, квалифицирующее данный объект как предпосылку для обобщений в сфере трансдисциплинарной методологии исследования.
Отметим то, что это объект, имеющий амбивалентную природу, которая реализуется на разных уровнях в двух основных формах. Во-первых, в форме внутриличностного феномена социальная рефлексия предстает в виде человеческого мышления, размышления и внутреннего рассуждения, связанного с критическим осмыслением как своих собственных мотивов, поступков, их результатов, вызванных потребностью самопознания, самопонимания, самооценки, самоидентификации, саморегулирования, самомониторинга, самореференции, самодетерминации, саморазвития и самореализации, так и самих предпосылок мышления о себе, рациональных (сознательных) и иррациональных (бессознательных) мыслительных процессов и их внутренних психолингвистических речевых форм, соответствующих внутриличностных психических процессов и состояний. Во-вторых, социальная рефлексия существует в форме внеличностного предметного феномена и отношения, характеризующего направленность рефлектирующей психики, мышления, внутренней речевой деятельности, психических состояний и процессов вовне, на предмет, с которым в данной ситуации взаимодействует личность, и выражается в ретроспективном, ситуационном и перспективном анализе, оценке и самооценке себя самого, предмета взаимодействия и своего образа, воспринимаемого другими в коммуникативной, кооперативной, состязательной, обучающей, управленческой, профессиональной и познавательной деятельности.
1. Nicolescu B. Transdisciplinariiy - theory and practice (Ed.). Hampton Press, Cresskill, NJ, USA, 2008.
2. Moky V.S. The methodology of transdisciplinarity. Moscow, 2011.
3. Moky V.S. Transdisciplinary philosophy of noumenal world. Moscow, 2011.
4. Knyazeva E.N. Transdisciplinary research strategies // Bul. of Tomsk state pedagogical university. 2011. № 10(112). P. 193-201.
213
5. Делас Н.И., Касьянов В. А. Негауссово распределение как свойство сложных систем, организованных по типу ценозов. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ negaussovo-raspredelenie-kak-svoystvo-slozhnyh-sistem-organizovannyh-po-tipu-tsenozov#ixzz347cMToCn
6. Transdisciplinary, education, philosophy & applications, by Basarab Nicolescu & Atila Ertas (Editors). URL: http://www.theatlas.org/index. php?option=com_phocadownload&view=categor y&id=1:books&Itemid=93
7. Пукшанский Б.Я. Обыденное знание: Опыт философского осмысления. Л., 1987.
8. Маленко С.А., Некита А.Г. Социальная рефлексия как способ бессознательной адаптации индивида // Успехи современного естествознания. 2004. № 7.
9. Жаров С.Н. Культура и коллективное бессознательное: концепция Юнга // Культу-роведение: учеб. пособ. / отв. ред. А.А. Раду-гин. М., 2001.
10. Хьельд Д., Зиглер Д. Теория личности / пер. с англ. СПб., 2006.
11. Юлаев Д.Ф. Бессознательное и картина мира: сущность, структура и взаимодействие: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Пермь, 2005.
12. Куевда И.А. «Сознательное» и «бессознательное» в философской антропологии: автореф. дис.... канд. филос. наук. Краснодар, 2011.
13. Немировский В.Г., Невирко Д.Д., Гриша-ев C.B. Социология. Классические и пост-неклассические подходы к анализу социальной реальности: учеб. пособие. М., 2003.
14. Бармашова Т. И. Проблема бессознательного в основных системах философского теоретизирования: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Красноярск, 2006.
15. Бороненкова Я. С. Генезис, содержание и основные векторы развития психоаналитической социальной философии: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2010.
16. Болгов В. И. Социологический анализ новых форм социокультурной жизни // Социологические исследования. 2003. № 2.
17. Барт Р. Миф сегодня // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.
18. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века: ключевые понятия и тексты. М., 1997.
19. Кобылко Н.А. Мифологема как ключевое понятие мифокритики: современные подходы // Современная филология: материалы III междунар. науч. конф., г. Уфа, июнь 2014 г. Уфа, 2014. С. 4-6.
20. Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений. СПб., 2002.
21. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
22. Тюков А.А. Основы новой психологии. Калининград, 1995.
5. Delas N.I., Kasyanov V.A. Non-Gaussian distribution as a property of complex systems, organized by cenoses type. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/negaussovo-raspredelenie-kak-svoystvo-slozhnyh-sistem-organizovannyh-po-tipu-tsenozov# ixzz347cMToCn
6. Transdisciplinary, education, philosophy & applications, by Basarab Nicolescu & Atila Ertas (Editors). URL: http://www.theatlas.org/index. php?option=com_phocadownload&view=categor y&id=1:books&Itemid=93
7. Pukshansky B.Ya. Ordinary knowledge: Experience of philosophical understanding. Leningrad, 1987.
8. Malenko S.A., Nekita A.G. Social reflection as a way of adapting the individual unconscious // Successes of modern science. 2004. № 7.
9. Zharov S.N. Culture and the collective unconscious: Jung's concept // Cultural studies: study aid /resp. ed. A.A. Radugin. Moscow, 2001.
10. Held D., Ziegler D. Theory of personality / transl. from English. St. Petersburg, 2006.
11. Yulaev D.F. Unconscious and the picture of the world: the nature, structure and interaction: auth. abstr.... Candidate of Philosophy. Perm, 2005.
12. Kuevda I.A. «Conscious» and «unconscious» in philosophical anthropology: auth. abstr. ... Candidate of Philosophy. Krasnodar, 2011.
13. Nemirovsky V.G., Nevirko D.D., Grisha-ev S.V. Sociology. Classical and post-non-classical approaches to the analysis of social reality: study aid. Moscow, 2003.
14. Barmashova T.I. The problem of the unconscious in the main systems of philosophical theorizing: auth. abstr. ... Candidate of Philosophy. Krasnoyarsk, 2006.
15. Boronenkova Ya.S. Genesis, the content and the main vectors of the development of psychoanalytic social philosophy: auth. abstr. ... Candidate of Philosophy. Moscow, 2010.
16. Bolgov V.I. Sociological analysis of new forms of social and cultural life // Sociological studies. 2003. № 2.
17. Bart R. Myth today // Bart R. Sel. works: Semiotics. Poetics. Moscow, 1994.
18. Rudnev V.P. Cultural dictionary of the twentieth century: the key concepts and texts. Moscow, 1997.
19. Kobylko N.A. Mythologeme as a key concept of mithocrics: modern approaches // Modern Philology: proc. of III Intern. sci. conf., Ufa, June 2014. Ufa, 2014. P. 4-6.
20. Freud Z. Unconscious psychology: coll. of works. St. Petersburg, 2002.
21. Jung C.G. The archetype and symbol. Moscow, 1991.
22. Tyukov A.A. Foundations of a new psychology. Kaliningrad, 1995.
214