Научная статья на тему 'Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста опыт работы МБДОУ «Детский сад № 15», С. Сима, Юрьев-Польский район, Владимирская область'

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста опыт работы МБДОУ «Детский сад № 15», С. Сима, Юрьев-Польский район, Владимирская область Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1108
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тепишкина Е. Ю.

Современному обществу необходимы инициативные молодые люди, способные найти «себя» и свое место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойкие, социально адаптированные, способные к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные образовательные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию социально-личностных качеств у подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста опыт работы МБДОУ «Детский сад № 15», С. Сима, Юрьев-Польский район, Владимирская область»

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста

(Опыт работы МБДОУ Детский сад №15 село Сима, Юрьев-Польский район,

Владимирская область)

Тепишкина Е.Ю. к.п.н., доцент,

заведующий кафедрой дошкольного образования факультета дошкольного и начального образования Владимирский государственный университет

г. Владимир, Россия

Современному обществу необходимы инициативные молодые люди, способные найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойкие, социально адаптированные, способные к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные образовательные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию социально-личностных качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-личностного развития детей дошкольного возраста, а под социально-личностным развитием мы будем понимать: «развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром», становится в настоящее время особо актуальной. Важность данной проблемы подчеркивается и в действующих Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).

Решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов в детском саду, как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование у детей общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность»[3] и т.п. Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогам к новым формам работы с детьми, которые бы позволили обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

В МБДОУ «Детский сад №15» с. Сима Юрьев-Польского района Владимирской области работает сплочённый творческий коллектив педагогов. Деятельность каждого педагога заслуживает высокой оценки. Вместе с тем, особо хочется выделить педагога этого детского сада - Веру Алексеевну Сокову, которая обладает высоким уровнем педагогического мастерства. Ее профессионализм позволяет эффективно, методически грамотно организовывать образовательный процесс. В своей работе педагог-воспитатель реализуют программу О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», которая предоставляет широкие возможности для социально - личностного развития детей. Основным направлением работы в рамках данной программы является формирование нравственных качеств и патриотических чувств у детей через ознакомление их с бытом, ремеслом, традициями русского народа.

В свою очередь это способствует достижению цели освоения дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.

Совместная слаженная работа Веры Алексеевны с другими педагогами ДОУ обеспечивает реализацию общей цели деятельности дошкольного учреждения -«создание условий для наиболее полного социально-личностного развития каждого ребёнка, раскрытие его возрастных особенностей и самореализации»[\], а также задач, определённых приоритетным направлением деятельности -«формирование личности ребёнка на лучших традициях русского народа»[2].

В освободившихся помещениях педагоги и сотрудники детского сада создали атмосферу национального быта музей «Русская изба», что позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа, т.к. окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка, развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

В образовательном процессе в ДОУ широко используются произведения устного народного творчества: потешки, сказки, песенки, частушки, хороводы и др. Ведь именно фольклор является богатейшим источником речевого, познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве отражаются черты русского характера, присущие ему нравственные ценности -представления о добре, красоте, правде, верности, а в русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм.

Знакомство детей с календарно-обрядовыми праздниками: «Масленица», «Пасха», «Троица», «Рождество» и др. позволяет показать тесную связь труда русского народа с различными сторонами его общественной жизни. В них присутствуют наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохраненная в веках, передается детям. В предметах народного искусства отражается духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира -красоты, природы, людей. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, педагоги создали комнату дополнительного образования детей - «Творческую мастерскую».

Педагоги знакомят детей с русскими народными играми, в которых заключен огромный потенциал для физического развития ребенка, его двигательной активности. Народные подвижные игры являются ценным источником для формирования у детей навыков сотрудничества - основного показателя сформированности социальной компетентности.

Формы работы с воспитанниками по реализации приоритетного направления различны и интегрируются с другими образовательными областями. Например, образовательная область «Коммуникация» - календарно-обрядовые праздники на материале фольклора; «Физическая культура» -фольклор включается в комплексы ОРУ; «Здоровье», «Безопасность» -режимные моменты проводятся с использованием фольклора; «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка» - театрализованная деятельность предполагает инсценировки, драматизации с использованием разнообразных видов театра, предметов народного быта, которые организуются в «Театральной комнате»; «Чтение художественной литературы»-организованная образовательная деятельность в мини - музее «Русская изба»; традиции проведения досугов и развлечений в «Чайной комнате»: «Вечер у самовара», «Посиделки с крендельком», «Тот не знает наслажденья, кто картошки не едал» и др.

Каждая возрастная группа имеет своё название, узкое направление работы и соответствующую предметную развивающую среду:

1. Группа малышей до 3 лет «Ладушки». Здесь дети знакомятся с потешками прибаутками, колыбельными песнями, пальчиковыми играми. Учатся вступать в общение со взрослыми при помощи потешек. Расширяют знания об окружающем мире.

В приёмной комнате малышей встречают весёлые матрёшки, петушок-золотой гребешок, кисонька-мурысенька и провожают в группу, где в расписном тереме «живут» персонажи потешек и прибауток (конь-огонь, коза рогатая и др.). У раздаточного стола «поможет» накормить детей «Сорока-Белобока». Есть в группе «Уголок уединения», где царит разнообразие лоскутной мозаики: половики, коврики, покрывала, подушки-думки; кружевные салфетки; ждут детей тряпичные куклы и звери.

2. Группа детей от 3 до 5 лет «Игрушка». В этой группе девиз воспитателя: «Чудеса из ткани своими руками». Основное направление работы группы - знакомство детей с одним из самых давних видов декоративно-прикладного искусства, украшающего быт русского народа, радующего глаз -мягкой игрушкой. Через игрушку дети знакомятся с новыми произведениями устного народного творчества и закрепляют уже известные.

Оказавшись в этой группе, дети и взрослые попадают в загадочный мир игрушки. В приёмной их встречают тряпичные куклы и звери. В групповой комнате ожидают ребят на ступеньках терема разнообразные игрушки из природного и бросового материала. Вокруг него плавают в озере гуси и утки, на лугу пасутся дымковские кони, барашки. Грациозные барыни предлагают детям самостоятельную деятельность в уголке художественного творчества. В «Уголке уединения» можно посидеть на удобном диване и поиграть с полюбившейся игрушкой.

3. Группа детей от 5 до 7 лет «Сказка». Здесь дети получают представления о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы, через сказку. Учатся правилам общения друг с другом, развивают и совершенствуют словарный запас и связную речь, приобщаются к театрализованной деятельности.

В приёмной ждёт родителей и детей «Василиса Прекрасная» на «Поляне Сказок». Она даёт родителям необходимые сведения о жизни их детей в группе, советы, рекомендации родителям. «Поезд Сказок» мчит в страну превращений и волшебства и доставит в сказочный мир групповой комнаты, где живут по соседству и Коза со своими козлятами в уголке дежурных по столовой, и Мишка косолапый, который решил заняться спортом и физическими упражнениями и позвал к себе других сказочных персонажей.

Стоит там и Терем-теремок, который предлагает поселиться в нём зверям-персонажам сказок, а детям вспомнить и инсценировать сюжеты полюбившихся сказок («Уголок драматизации»). В «Уголке уединения» дети рассматривают альбомы, иллюстрации в книгах, вспоминают и рассказывают друг другу сказки, сочиняют свои сказочные истории и т.п.

В художественно-творческом уголке «Мои руки не для скуки» в большом многообразии представлены предметы быта (столы, скамеечки и др.) с росписью, выполненной в технике «Городецкая роспись». Педагогами подготовлены для детей памятки по смешиванию красок, образцы нетрадиционных техник рисования, различные материалы.

Педагоги ДОУ постоянно взаимодействуют с семьями воспитанников, подчеркивая ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности. Помимо общепринятых форм взаимодействия с семьёй используются нетрадиционные формы: «Посиделки» с родителями («Пельменные», «Чайные»,

«Рождественские»); совместная организация выставок игрушек и поделок, изготовленных руками родителей; подготовка Пасхальных и Рождественских композиций; совместное проведение народных праздников и гуляний; помощь родителей в оборудовании дополнительных помещений «Театральная комната»,

«Чайная комната», «Русская изба», «Творческая мастерская»; совместные поездки в музеи (г. Юрьев-Польский, г. Москва); проведение нетрадиционных родительских собраний: - «Семейные гостиные», клубы «Семейные традиции», «Наши руки не для скуки», чаепития у самовара, ток-шоу и мн.др.

Все созданные в МБДОУ №15 с. Сима Юрьев-Польского района Владимирской области условия социально-личностного развития воспитанников позволяют педагогам реализовать поставленные цели и задачи формирования у детей первоначальных представлений социального характера через приобщение последних к истокам народной культуры, что, несомненно, способствует активному включению дошкольников в систему социальных отношений со сверстниками и взрослыми.

Библиография

\.Веракса Н.С. 2010. От рождения до школы. / Н.С. Веракса. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.

2. Князева, О.Л. 2004. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПБ.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.