В. А. Курашова, старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики МГПУ, старший воспитатель ГОУ детский сад № 1012 ЮВАО г. Москвы
Программа «Юный эколог»: творческий поиск ДОУ - создание новой технологии с использованием средств народной педагогики
В нашем дошкольном учреждении в экспериментальном режиме были апробированы разделы программы «Юный эколог». Особое внимание уделяли воспитанию осознанного отношения к окружающей природной действительности, формированию основ культуры рационального природопользования, развитию навыков здорового образа жизни.
Перед коллективом ДОУ была поставлена цель: осуществление экологического воспитания дошкольников средствами народной педагогики. В системе экологического воспитания1 компонент технологии является наиболее подвижным и видоизменяемым в зависимости от специфики и социоприродного окружения конкретного учреждения. В условиях нашего дошкольного учреждения реализовалась технология, сочетающая в себе традиционные мероприятия по формированию у детей экологических представлений о природе (циклы наблюдений, создание и поддержание условий жизни для обитателей уголка природы, игровые обучающие ситуации на экологических занятиях и др.) с различными жанрами фольклора и русской народной педагогики.
В работах современных авторов (Т. С. Комарова, Г. В. Лунина, А. В. Николаев и др.) подчеркивается, что фольклор играет особую роль в создании у детей эмоционально положительного отношения к окружающему миру. В силу специфики средств выразительности, используемых народными мастерами (наглядность, образность, колорит, композиция, напевность мелодий и др.), народное искусство доступно для восприятия детьми и вызывает у них яркий эмоциональный отклик. Этому в немалой степени способствуют присущие образам народного искусства праздничность и мажорность.
Анализ культурологической и педагогической литературы показывает, что воспитание тесно перекликается с идеями, выраженными
1 См.: С. Н. Николаева. Система экологического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: РАО ГНИИСВ, 2005.
в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, загадках, сказках, преданиях. Успешность реализации технологии зависит прежде всего от степени обогащенности эко-лого-развивающей и этносреды, а также от содержания, форм и методик специально разработанных мероприятий.
Создавая мини-этномузей «Русская изба», мы стремились решить следующие задачи: сформировать у дошкольников представления о предметах русского быта, расширить их кругозор, развить творческое воображение. Выбирая помещение для «Русской избы», мы остановились на холле, расположенном перед комнатой природы. Это общедоступное место, где дети, воспитатели и родители могут рассматривать старинную деревенскую утварь в удобное для них время. Для оборудования экспозиции использовались настенные полки, стенды. В комнате, отделанной под русскую избу, мы разместили десятки предметов старинной деревенской утвари: сундук с приданым, редкие вышивки, скатерти, подзоры, рушники, шторки, ухваты, кадки, корыта,
утюги, старинный медный самовар и многое другое. Предметы расставлены и развешены, как в настоящей русской избе. Есть даже имитация русской печи.
Отдельно в «Русской избе» представлено русское народно-прикладное искусство: резьба и роспись по дереву, изделия русских вышивальщиц, народная художественная керамика, жостовские подносы. Особо привлекательна для детей возможность потрогать, рассмотреть экспонаты, использовать их как атрибут для игр.
В детском саду создается библиотека, накапливаются книги сказок, потешек, загадок и т. д. Важное место занимает литература, в которой описываются русские народные традиции, народные календари, история русского костюма, предметы прикладного искусства и т. д. Этот материал служит основой для подготовки к занятиям, играм, досугам, праздникам.
Разрабатывая содержание эколого-фоль-клорной технологии, мы руководствовались психологическими особенностями детей разных возрастных групп. Жизнь маленьких детей - это, в первую очередь, питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому, начиная работу с малышами, мы отобрали потешки, пестушки, колыбельные песни, которые, с одной стороны, несут в себе элементы экологического содержания, а с другой - могут быть использованы в разные режимные моменты жизни детей в детском саду. Умывая малышей, воспитатель напевает:
Водичка, водичка, умой мое личико, Чтобы глазки блестели, а щечки алели, Чтоб смеялся роток и кусался зубок. Причесывая детей, воспитатель приговаривает:
Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Во время кормления, показывая детям игрушечную козу:
Идет коза рогатая за малыми ребятами. Кто соску сосет, молочка кто не пьет, Того - бу! - забоду, на рога посажу. Интересно отметить, что сначала детям было непривычно слышать потешки, иногда они протестовали: «Не говори, не надо!» И лишь спустя некоторое время привыкли и начали повторять за воспитателем.
Потешки, пестушки, колыбельные песни -это явления семейной народной педагогики, как правило, обращение в них направлено к одному ребенку. В детском саду воспитатель работает с группой детей, поэтому некоторые
потешки были переложены на общегрупповую форму:
Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Деткам улыбаемся. Умницы, детки, Ешьте кашку сладеньку -Вкусную, душистую, Мягкую, пушистую.
Фольклорно-игровые занятия с малышами требуют от педагогов профессиональных знаний, умений. Воспитатели должны владеть художественными средствами (петь, танцевать, изображать какого-либо персонажа и т. д.). Перед каждым занятием воспитатели обращались к музыкальному руководителю, старшему воспитателю, заведующей за помощью. Мы помогали им «войти» в фольклорный образ, и занятие, проходящее в нетрадиционной форме, находило эмоциональный отклик у детей.
Большинство потешек, пестушек создавалось в процессе труда и быта на природе, поэтому в них отражены разнообразные природные явления - то, что ребенок мог видеть, слышать, трогать. Именно эта содержательная первооснова фольклорного материала ценна для экологического воспитания дошкольников.
Другая важная особенность фольклорного материала - его ритмичность, насыщенность движением, игрой слов - позволяет широко использовать фольклор на экологических занятиях с младшими дошкольниками при ознакомлении с домашними животными. Дети охотно подражают крикам и движениям животных, изображают их, играя вместе с воспитателем.
В работе с ясельными детьми воспитатели ориентировались на уровень их развития, использовали словесные, наглядные, игровые приемы. Так в первой младшей группе удачно прошло занятие «Корова с теленком». Воспитатель умело справилась с ролью пастушка, дети играли под ее руководством, изображая коров, много говорили, были эмоциональны. Воспитатель смогла донести до детей смысловое содержание благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса, костюму.
Эколого-фольклорные технологии для детей среднего и старшего дошкольного возраста включают поговорки, пословицы, загадки, сказки, народные игры. Большое место в работе с детьми занимают фольклорные праздники, приуроченные к определенному времени года.
С помощью специальной подборки музыкальных произведений музыкальный руководитель старалась приобщить детей к умению чувствовать, понимать красоту родной природы. Ею разработаны и проведены наряду с экологическими и фольклорные праздники: «Новый год около живой елки», «Осенины», «Пошла коляда», «Сороки», «Масленица». В подготовке и проведении праздников участвуют родители: шьют костюмы, изготавливают атрибуты, пекут блины.
Воспитатель физкультуры разрабатывает и проводит эколого-оздоровительные мероприятия, в которых широко используются русские народные подвижные игры. В них можно играть без специальной физической подготовки, в любом возрасте. В играх нет сложной техники и тактики, а правила можно менять в зависимости от ситуации.
Народные игры имеют интересную для детей структуру: игровые зачины, песенки, считалки, которые дети охотно запоминают. Игры вводились в режим дня, в физкультурные занятия, в праздники, досуги. Старшие дошкольники с большим интересом отнеслись к первым играм: «Воробьи», «Дедушка рожок», «Много троих - хватит двоих». Было обнаружено: игры с прибаутками и речитативом вызывают большой интерес. Была поставлена задача - искать эмоциональные считалки, чтобы рекомендовать их воспитателям для разучивания.
Интересно отметить: при проведении со старшей группой первого занятия, построенного на основе народных игр, обнаружилось, что дети не готовы к восприятию принципиально новых для них подвижных игр. По этой причине было спланировано постепенное введение разнообразных
игр в физкультурные занятия. Разученные игры затем включались в досуги: «Поиграй со мной», «Праздник русской рубахи».
Наш опыт показал: эффективность экологического воспитания средствами фольклора во многом зависит от профессиональной компетентности педагогов. В личности воспитателя можно выделить три аспекта, определяющие результативность его деятельности:
• понимание экологических проблем и причин, их порождающих, желание и действенная готовность изменить сложившуюся ситуацию;
• педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания;
• внедрение новой гуманистической модели воспитания, использование личностно-ори-ентирующих методов воспитания.
Содержание методической деятельности в дошкольном учреждении включает:
• повышение эколого-педагогических знаний у педагогов;
• овладение методикой экологического воспитания и технологиями работы с дошкольниками;
• творческий поиск реализации программы экологического воспитания.
Приступая к созданию и внедрению в работу детского сада новой технологии по формированию основ экологической культуры средствами фольклора, мы провели анкетирование педагогов с целью выявления их отношения к данному направлению профессиональной деятельности. Эффективность воспитательного процесса зависит от мотивации педагога.
Анализируя результаты анкетирования, мы отметили интерес и желание педагогов включиться в работу по новой технологии. Многие воспитатели указали важность данного направления для экологического воспитания в целом. Некоторые педагоги попробовали определить приоритетность использования средств фольклора в работе с детьми разных возрастных групп, учитывая их психологические особенности. Но в то же время анкеты показали необходимость проведения семинара-практикума с целью разъяснения теоретических подходов к проблеме: какие средства народной педагогики возможно использовать в экологическом воспитании дошкольников; какую предметно-развивающую среду необходимо создать для оптимального решения поставленных задач и какими методическими приемами осуществлять воспитательный процесс. ■