Научная статья на тему 'Социально-культурный феномен частного коллекционирования в истории России XVIII начала ХХ веков (к постановке проблемы)'

Социально-культурный феномен частного коллекционирования в истории России XVIII начала ХХ веков (к постановке проблемы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1006
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНОЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ / МЕЦЕНАТСТВО / МУЗЕЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ / PRIVATE COLLECTING / PATRONAGE / CONSTRUCTION OF THE MUSEUMS / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Катагощина Мария Всеволодовна

В статье раскрывается научная значимость и актуальность исследования частного коллекционирования в России XVIII начала ХХ вв. Автор анализирует уровень историографического освоения данной проблемы, определяет важнейшие теоретические аспекты и тематические направления комплексного исследования частного коллекционирования как социально-культурного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL PHENOMENON OF PRIVATE COLLECTING IN THE HISTORY OF RUSSIA OF THE XVIII BEGINNING OF XX CENTURIES (TO THE PROBLEM)

The article reveals the scientific importance and relevance of the study of private collecting in Russia, 18th early 20th centuries. The author analyzes the level of historiographical exploration of this problem, determines the most important theoretical aspects and thematic areas for the integrated research of private collectors as a socio-cultural phenomenon.

Текст научной работы на тему «Социально-культурный феномен частного коллекционирования в истории России XVIII начала ХХ веков (к постановке проблемы)»

УДК:36

КАТАГОЩИНА Мария Всеволодовна, кандидат исторических наук

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ЧАСТНОГО КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ В ИСТОРИИ РОССИИ XVIII - НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)

В статье раскрывается научная значимость и актуальность исследования частного коллекционирования в России XVIII - начала ХХ вв. Автор анализирует уровень историографического освоения данной проблемы, определяет важнейшие теоретические аспекты и тематические направления комплексного исследования частного коллекционирования как социально-культурного феномена.

Ключевые слова: частное коллекционирование, меценатство, музейное строительство, историко-культурное наследие России.

KATAGOSHCHINA Mariya Vsevolodovna, Candidate of Historical Sciences

SOCIO-CULTURAL PHENOMENON OF PRIVATE COLLECTING IN THE HISTORY OF RUSSIA OF THE XVIII - BEGINNING OF XX CENTURIES (TO THE PROBLEM)

The article reveals the scientific importance and relevance of the study of private collecting in Russia, 18th -early 20th centuries. The author analyzes the level of historiographical exploration of this problem, determines the most important theoretical aspects and thematic areas for the integrated research of private collectors as a socio-cultural phenomenon.

Keywords: private collecting, patronage, construction of the museums, historical and cultural heritage of Russia.

Актуальность темы исследования определяется приоритетными задачами сохранения и популяризации отечественного культурного наследия, которые, в частности, нашли отражение в проведении в России в 2014 г. Года культуры в целях «сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире» [9].

Частное коллекционирование, благодаря деятельности выдающихся отечественных меценатов и просветителей (Д.М. Голицына, Н.П. Румянцева, А.С. Уварова, П.М. Третьякова и других создателей уникальных художественных, историко-культурных и книжных собраний XVIII - начала ХХ вв.), а также многочисленного сообщества библиофилов, нумизматов, собирателей гравюр, иконописи, фарфора, предметов народного быта, археологических памятников и других артефактов, явилось одним из существенных факторов развития отечественного музейного дела, просвещения и науки, формирования историко-культурного наследия дореволюционной России.

Создание семейно-родовых и личных коллекций различной тематики неразрывно связано с процессом европеизации российского дворянства и купечества, с уникальным миром российской дворянской усадьбы, становлением академических и университетских библиотек, частных и общественных музеев, развитием искусствознания, археологии, палеографии, нумизматики и других научных дисциплин. При этом коллекционирование книг, предметов искусства, памятников истории материальной культуры и письменности, которое, начиная с Петровской эпохи, охватывало все более широкие слои российского общества, представляет собой важную часть повседневной культуры и социального имиджа отечественной интеллектуальной и творческой элиты.

В XIX - начале ХХ вв. частное коллекционирование стимулировало становление новых форм общественной жизни и досуга, коллекционерских обществ (Московского нумизматического общества, Кружка любителей русских изящных изданий и др.), способствовало появлению специальных журналов (некоторые из них, как, например, «Столица и усадьба», стали самостоятельным явлением культуры). Ключевую роль частное собирательство играло в развитии антикварно-художественного рынка дореволюционной России.

В советский период коллекционирование книг, произведений искусства и антиквариата существовало как элемент элитарной интеллектуальной культуры, способствуя сохранению преемственности отечественных историко-культурных традиций на протяжении ХХ в. При этом для многих собирателей и библиофилов в СССР мир коллекционерских увлечений порой становился формой внутренней эмиграции, формируя альтернативное социальное пространство.

Ярким примером общественной значимости частного коллекционирования в новейшее время явилось открытие в 1994 г. в Москве в структуре ГМИИ им. А.С. Пушкина Музея личных коллекций, созданного по инициативе ученого и коллекционера И.С. Зильберштейна и впоследствии ставшего центром экспонирования наиболее ценных и интересных художественных собраний личного происхождения. Тем самым было положено начало и возрождению в России

традиции меценатства в форме передачи частных коллекций во временное или постоянное общественное пользование.

В 2000-е гг. получили распространение выставки и фестивали частных коллекций различного профиля, проводившиеся на базе музеев, художественных галерей, антикварных салонов [5]; мир частного собирательства находит отражение в широком спектре иллюстрированных журналов и специализированных справочных изданий для коллекционеров. Таким образом, частное коллекционирование играет заметную роль в современной культуре России, аккумулируя интересы значительного числа любителей и знатоков искусства, интеллектуалов, представителей творческой интеллигенции, деятелей науки и образования, музейного сообщества.

Мир частного коллекционирования может рассматриваться как особый социально-культурный феномен, отражающий специфику ценностных представлений об объектах культуры и искусства в различных слоях российского общества на протяжении длительного исторического периода.

К настоящему времени сложился достаточно объемный историографический комплекс, освещающий судьбы конкретных собраний, их создателей и владельцев в искусствоведческом, музееведческом и историко-биографическом ключе и представляющий собой уникальную информационную базу, которая постоянно пополняется благодаря новым публикациям, посвященным деятельности российских коллекционеров и меценатов. Созданные в разные годы работы общего плана (Е.П. Карновича [4], А.В. Чаянова [10], А.Н. Боханова [2], Н.Г. Думовой [3], А.П. Банникова [1] и других авторов) направлены на воссоздание широкой панорамы отечественного коллекционирования, выявление его общественно-культурного значения. Однако большинство данных исследований осуществлено в географических и хронологических рамках, не позволяющих объективно оценить данное явление в целом, либо имеет научно-справочный характер [8]. В большей степени теоретические аспекты феномена частного собирательства изучены в научной литературе, посвященной библиофильству и частным библиотекам [6], однако и в данном направлении основное внимание авторов уделяется освещению истории конкретных книжных собраний и деятельности любителей книги в различных городах России. Тема истории отечественного частного коллекционирования как многоаспектного явления, связанного со многими сторонами социально-культурной жизни России XVIII - начала XX вв., не была сформулирована и не изучалась в качестве комплексной научной проблемы.

На современном этапе историографического освоения темы отечественного частного коллекционирования представляется актуальным проведение научного исследования, позволяющего раскрыть специфику становления и эволюции данного социально-культурного феномена в широком историческом контексте, выявить его роль и значение для отечественной культуры, науки и просвещения, а также в развитии международных культурных связей России XVIII - начала XX вв.

Существенный научный интерес представляют теоретические аспекты изучения социально-культурного феномена частного коллекционирования, в том числе типология и различные варианты классификации отечественных частных коллекций XVIII - начала XX вв.

Среди первоочередных исследовательских задач в контексте поставленной проблемы следует выделить анализ влияния западноевропейской и традиционной русской (в том числе старообрядческой) культуры на развитие частного коллекционирования в России, освещение специфики, количественных и качественных параметров вовлечения в мир частного коллекционирования представителей различных сословий и слоев российского общества.

Создание объективных научных представлений о феномене частного коллекционирования предполагает освещение целого ряда взаимосвязанных между собой аспектов, в том числе необходимо показать все разнообразие видов частного собирательства и динамику их популярности, изучить общественное восприятие частного коллекционирования в различные периоды истории дореволюционной России.

Важным компонентом исследования специфики частного коллекционирования в России дореформенного периода является выявление роли художественных и книжных собраний как элемента повседневной культуры и социального имиджа в дворянской и купеческой среде. Необходимо отметить, что одним из наиболее значимых аспектов темы является взаимосвязь мира частного коллекционирования с усадебным социокультурным пространством XVIII - XIX вв. Владельцы усадеб и особняков (нередко на протяжении нескольких поколений) приобретали книги, произведения живописи и прикладного искусства, различные раритеты, причем основной мотивацией этих приобретений являлось создание обстановки и стиля жизни, соответству-

ющих философско-эстетическим идеалам эпохи. Нередко данные социальные устремления дополнялись коллекционерскими увлечениями, что в сочетании обусловило появление уникальных собраний историко-культурных ценностей в семьях Куракиных, Голицыных, Шереметевых, Барятинских и многих других дворянских родов России. Во второй половине XIX - начале ХХ вв. данная традиция была воспринята новой формацией российских меценатов и деятелей культуры, вследствие чего мир российской усадьбы в значительной степени утратил сословный характер. При этом феномен родовой усадьбы как живого семейного музея получил дальнейшее развитие в истории таких центров литературной и художественной жизни России, как Поречье, Мелихово, Абрамцево и др. [7].

Мир частного коллекционирования в пореформенный период в условиях становления крупных финансово-промышленных капиталов наиболее ярко раскрывается в разнообразии собирательских интересов и культурно-благотворительной деятельности российских меценатов (Морозовых, Щукиных, Рябушинских и др.). В то же время специального внимания заслуживает так называемый «коллекционерский бум» конца XIX - начала ХХ вв., представляющий собой своеобразное явление массовой культуры, достаточно широко распространившееся в российском образованном обществе.

Специального внимания заслуживает коммерческая сторона частного собирательства, которая включает несколько аспектов: динамику спроса и цен на различные предметы коллекционирования, формирование в России класса профессиональных торговцев книгами, произведениями искусства, историческими ценностями, их взаимодействие с коллекционерским социумом и др. Важное научное значение имеет исследование механизмов рыночного обращения памятников культуры и искусства и других предметов коллекционирования в России, в том числе в системе международной антикварно-художественной и книжной торговли, а также проблема вывоза за границу культурных ценностей в XVIII - начале XX вв.

В рамках изучения социально-культурного феномена частного коллекционирования в России существенное значение имеет тема становления и деятельности внесословных общественных объединений научного и просветительного профиля, создание которых стимулировалось стремлением собирателей и любителей искусства, книжности, нумизматики и т.п. к общению с единомышленниками, развитию информационного обмена и экспертных услуг. Одним из ключевых компонентов мира российского частного коллекционирования в пореформенный период явилось также развитие специальных периодических и справочных изданий для коллекционеров, которые являются, с одной стороны, частью источниковой базы исследования, а другой - представляют собой объект изучения как часть социокультурного и информационного пространства коллекционерского сообщества конца XIX - начала ХХ вв.

Воссоздание общей картины становления и эволюции феномена частного коллекционирования в России XVIII - начала XX вв. позволит раскрыть роль частного коллекционирования в процессе формирования отечественной интеллектуальной элиты, охарактеризовать особенности взаимодействия мира частного коллекционирования с системой российской науки, образования и просвещения, раскрыть его значение в процессе формирования общественных и государственных музеев, архивов и библиотек.

Таким образом, постановка данной темы и комплексное исследование мира частного коллекционирования дореволюционной России позволит дополнить отечественную историографию периода XVIII - начала XX вв. рядом новых научных положений и выводов, которые могут быть востребованы в процессе реализации научно-исследовательских и образовательных программ, а также при формировании государственной политики в сфере культуры и искусства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Банников А.П. Русские коллекционеры и их коллекции. - М., Индрик, 2008. - 279 с.

2. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России / Отв. ред. К.Ф. Шацилло. - М.: Наука, 1989. - 187 с.

3. Думова Н.Г. Московские меценаты. - М.: Мол. гвардия, 1992. - 333 с.

4. Карнович Е.П. Замечательные богатства частных лиц в России. Экономико-историческое исследование. -СПб.: тип. К.Н. Плотникова, 1874. - 380 с.

5. Коллекционеры и коллекции. Третий фестиваль частных коллекций: Каталог / М-во культуры Российской Федерации, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. - М.: Изд. дом Руденцовых, 2013. - 159 с.

6. Ласунский О.Г. Власть книги: рассказы о книгах и книжниках / 4-е изд. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2004. - 583 с.

7. Мир русской усадьбы / Под ред. С.Н. Разгонова. - М.: Русская книга, 1993. - 166 с.

8. Полунина Н.М. Кто есть кто в коллекционировании старой России: Новый биографический словарь. - М.: Ри-пол классик, 2003. - 553 с.

9. Указ Президента России В.В. Путина от 22 апреля 2013 года № 375 «О проведении в Российской Федерации Года культуры» // Информационно-правовая система «Гарант.ру». Код доступа: htt p://www .garant.ru/products/ipo/prime/d oc/70264302/

10. Чаянов А.В. Московские собрания картин сто лет назад. - М.: Гор. тип., 1917. - 16 с.

REFERENCE

1. Bannikov A.P. Russian collectors and their collections. Moscow, Indrik, 2008. 279 p.

2. BokhanovA.N. Collectors and patrons in Russia, Ed. Ed. KF Shatsillo. Moscow: Nauka, 1989. 187 p.

3. Dumova N.G. Moscow patrons. Moscow: Mol. Guard, 1992. 333 p.

4. Karnovich E.P. Remarkable wealth individuals in Russia. Economic and historical research. Petersburg .: Type. KN Plotnikov, 1874. 380 p.

5. Collectors and collections. Third Festival of private collections: Catalog, M of Culture of the Russian Federation, the Russian Museum of Decorative-Applied and Folk Art. Moscow: Publishing. Rudentsovyh House, 2013. 159 p.

6. Lasunsky O.G. The power of books: stories of books and scribes, 4th ed. Voronezh: Center for Spiritual Revival Black Earth region, 2004. 583 p.

7. World of Russian Country Estate , Ed. S.N. Razgonov. Moscow: Russian Books, 1993. 166 p.

8. Polunin N.M. Who's who in the collecting of old Russia: New Biographical Dictionary. Moscow: Ripol Klassik, 2003. 553 p.

9. Decree of the President of Russia V.V. Putin on April 22, 2013 № 375 «On carrying out Russia's Year of Culture. Information and Legal System «Garant.ru.» Access code: Available at: htt p://www .garant.ru/products/ipo/prime/d oc/70264302/

10. Chayanov A. V. Moscow's collection of paintings hundred years ago. Moscow: City print., 1917. 16 p.

Информация об авторе

Катагощина Мария Всеволодовна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела письменных источников Государственного Исторического музея, Москва, Россия e-mail: ershov_vf@mail.ru

Получена: 19.12.2014

Information about the author

Katagoshchina Mariya Vsevolodovna, Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher, Department of Written Sources of the State Historical Museum, Moscow city, Russia, e-mail: ershov_vf@mail.ru

Received: 19.12.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.