ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2014 История Выпуск 2 (25)
УДК 94(470+571)" 17/1917":7.074
ЧАСТНОЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ЕВРОПЕИЗАЦИИ РОССИИ В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
О. В. Игнатьева
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24 ignatieva2007@rambler.ru
Рассматривается проблема взаимосвязи европеизации России и частного коллекционирования в ней. Обосновывается роль частного коллекционирования в приобщении к европейской культуре разных сословий и социальных групп, а также столичной и провинциальной России. Делается вывод о том, что в процессе европеизации появилось новое поколение коллекционеров, ориентированных на европейские ценности и помогающих состояться европейскому авангарду в искусстве.
Ключевые слова: история России в XVIII - XX вв., культура России, частное коллекционирование, европеизация российского общества.
Интерес к теме частного коллекционирования в современном российском обществе связан как с активным возвращением к этой культурной практике, появлением частных собраний и музеев, так и со стремлением вернуть забытые имена коллекционеров прошлых эпох. Обращение к теме частного коллекционирования в данной статье имеет целью обозначить место частного коллекционирования в общем процессе европеизации России в XVШ - начале XX в.
История частных коллекций стала объектом изучения практически с момента их появления. Главным жанром представления частных собраний в дореволюционное время был каталог, позволяющий вводить в публичное пространство как само собрание, так и личность коллекционера. Особое внимание обращалось на коллекционеров, стремившихся сделать свои собрания открытыми, доступными широкой публике, создававших музеи или передававших свои коллекции в дар музеям.
В конце XIX - начале XX в. публикуется большое количество описаний коллекций, статьей, посвященных собирателям и их коллекциям, появляются журналы, специализирующиеся на описании художественной жизни и частных коллекций («Мир искусства», 1898 - 1905, «Старые годы», 1907 - 1916, «Художественные сокровища России», 1901 - 1907). Эстетизация прошлых исторических эпох, характерная для стиля модерн, способствовала возникновению интереса к частным коллекциям и позволяла открыть новые страницы в истории русского искусства. Достаточно вспомнить Историко-художественную выставку в Таврическом дворце (1905), открывшую русский портрет XVIII в. из собраний русских усадеб [Историко-художественная выставка,1905; Список портретов, 1904].
В советское время вместе с «растворением» частных коллекций в государственном музейном фонде исчезла из научного исследования тема коллекционеров и их собраний. Однако работы С.А. Овсянниковой, относящиеся к 1960-х гг. и посвященные истории частного коллекционирования в России, вернули в научное и культурное пространство многие имена и собрания. Она выделяет два основных периода в истории русского коллекционирования, определяя их как дворянский (XVIII в. - 1861 г.) и буржуазный (с 1861 по начало XX в.) [Овсянникова, 1960, с. 66].
С конца 1980-х гг. по настоящее время вышло в свет большое количество работ, посвященных частным коллекциям, в особенности в дореволюционный период. Частное коллекционирование рассматривается большинством авторов как этап, предшествующий появлению музеев. Статус коллекционеров оценивается согласно их вкладу в создание и сохранение культурного фонда.
Вместе с тем частное коллекционирование практически не рассматривается в контексте социально-культурных изменений, происходивших в России в XVIII - начале XX в. Не прослеживается взаимосвязь коллекционирования и других форм культуры, культурных практик и образа жизни определенных социальных слоев. Во многих работах первый период коллекционирования, вслед за С.А. Овсянниковой обозначается как дворянский. Но то, каким образом коллекционирование вписывалось в дворянскую культуру и повседневную жизнь, какие функции выполняло, остается,
© О. В. Игнатьева, 2014
как правило, вне внимания исследователей. Эволюция частного коллекционирования рассматривается через приобщение к собирательству новых социальных слоев, через специализацию собраний, степень раскрепощения собраний. Этот процесс оказывается вне сравнения с историей европейского коллекционирования, хотя частное собирательство появляется в России именно на волне европеизации.
Проблема европеизации, обозначенная в русской философской традиции в первой половине XIX в. в контексте дискуссии о национальной идентичности России, до сих пор остается актуальной. Из последних работ, посвященных проблеме европеизации России, можно отметить исследования Т.В. Черниковой, Т.П. Баженовой, С.В. Литвинова, Е.Е. Вахрамеевой и др. [Баженова, 2005; Алексеева, 2007; Литвинов, 2008; Черникова, 2012; Вахрамеева, 2012].
Процесс европеизации принято рассматривать в соответствии с теорией модернизации как необходимое условие, предпосылку модернизации, как процесс насаждения или приобщения к европейским институтам, образу жизни, ценностям, необходимый для поиска исторической формы модернизации в России.
Не включаясь в дискуссию относительно теории модернизации, следует выбрать тот вариант определения модернизации, который позволит понять значение коллекционирования как одной из форм культуры, заимствованной в ходе европеизации российского государства и общества. Модернизация как переход к индустриальному обществу, предполагающий изменения во всех сферах жизни общества, приводила к секуляризации науки, образования и искусства, к ориентации на рациональные модели поведения [Лейбович, 1996, с. 24 - 25].
Поскольку именно в Европе появляется новый тип общества, которому суждено было стать глобальным, она становится образцом для многих стран, вставших позднее на путь модернизации. Россия выбирает этот путь по инициативе государства и прежде всего как имперский вариант модернизации [Гавров, 2004, с. 42]. Это налагает печать как на характер модернизации, так и на процесс европеизации, инициированный прежде всего властью.
Приобщение к европейским ценностям и образу жизни происходило неравномерно - прежде всего оно охватывало дворянство, что приводило к расколу русского общества. Роль дворянства в обеспечении модернизации общества была связана с ориентацией на определенную культурную традицию, заключающуюся в том числе в перенесении «свободы из области идей и теорий в "дыхание" - в жизнь» [Лотман, 1975, с. 69]. Именно ориентация на европейские образцы в дворянской культуре, в том числе в повседневной культуре, приведет к распространению новых моделей частного и публичного поведения, к выделению досуга как своего рода маркера социального статуса в обществе.
Одной из культурных практик, пришедших в Россию в процессе европеизации, стало частное и государственное коллекционирование. Коллекционирование в этой связи можно рассматривать и как процесс, и как результат европеизации. Коллекционирование в процессе европеизации выступало одним из коммуникационных каналов европейских ценностей и образа жизни, итогом развития практики частного коллекционирования становилась адаптация к российскому обществу новых форм культуры, прежде всего музеев и научных обществ.
В Европе частное коллекционирование начинает активно развиваться с эпохи Великих географических открытий и Возрождения. Интерес к собирательству был вызван увлечением античностью, которая воспринималась итальянскими гуманистами как основа культуры и искусства. Новое отношение к искусству проявлялось в том, что знатные итальянские собиратели выступали заказчиками искусства Возрождения, пополняя собственные художественные коллекции.
Интерес к античным предметам, их коллекционирование характерны и для XVII - XVIII вв., в это время в европейском искусстве доминирует стиль классицизм. Античность становится символом истоков европейской истории, до открытия первобытности во второй половине XIX в. отсутствие античных памятников, по сути, приравнивалось к отсутствию самобытной истории.
Открытие Нового света, географические путешествия порождали интерес к коллекционированию как естественнонаучному, так и этнографическому. Модель кунсткамеры характерна для коллекционирования XVII - XVIII вв.
В XVII в. коллекционирование становится распространенной культурной практикой в разных социальных слоях, в это же время открываются первые публичные музеи в европейских странах. Появление буржуазии, ориентировавшейся на аристократическую элиту, вело за собой расширение
круга коллекционеров. Подражая дворянской аристократии в образе жизни, европейская буржуазия перенимала и увлечение коллекционированием. До сих пор в Европе коллекционирование, в большей степени художественное, воспринимается как обязательная составляющая образа жизни потомственной аристократии.
Таким образом, в Европе художественное, научное, историческое коллекционирование было частью того образа жизни и новых культурных практик, которые появляются в процессе модернизации.
В России процесс европеизации был инициирован государством в лице прежде всего Петра I, и проявлялся во всех его начинаниях. Это и новая столица, новая элита в лице сподвижников Петра, развитие светских форм культуры, это и коллекционирование. В поле зрения Петра I оказалось коллекционирование как на государственном, так и на частном уровне. Появились первый государственный музей и первые частные собрания. Хотя, по мнению ряда авторов, например Т.В. Черниковой западноевропейское влияние присутствовало и в XV -XVI вв. и особенно усилилось в XVII в., но при этом «не оказало существенного влияния на внутренние устои русской жизни» [Черникова, 2012, с. 181].
Инициированный Петром I процесс частного и государственного коллекционирования был поддержан Елизаветой и Екатериной II. Государство в лице монарха выступает ведущим коллекционером, главным образом художественных собраний, демонстрируя просвещенность власти и экономическое превосходство России над европейскими странами. В первой половине XVIII в. частное коллекционирование охватывает прежде всего придворный круг, аристократию, которая вслед за монархами копирует европейский аристократический образ жизни.
Таким образом, первый этап в истории частного коллекционирования в России можно обозначить как этап придворного коллекционирования с соответствующим ведущим типом коллекционера - придворного аристократа. Собирательство в это время редко носило целенаправленный и системный характер, часто проявлялось на уровне коллекционирования «курьезов».
Ускоренный темп европеизации хорошо заметен на примере истории коллекционирования в России. Так, если в европейской культуре начиная с периода Возрождения существовала целая эпоха кунсткамер (XV-XVII вв.), которую сменил период художественного и специализированного коллекционирования, то в России вместо трех веков этот процесс занимает столетие.
С точки зрения С.В. Любимцева, можно выделить следующие типы частных коллекции XVIII в.: естественнонаучные, западноевропейского изобразительного искусства, бытовое собирательство, картинные галереи, коллекции предметов русской старины [Любимцев, 2006].
Вторая половина XVIII - первая половина XIX в. связана с расцветом русской дворянской культуры, в это время европейские новации приспосабливаются к российским культурным традициям. Самый яркий пример такой модификации можно обнаружить в мире дворянской усадьбы. В это время процесс европеизации происходил на более глубоком уровне, через усвоение языков и знакомство с литературой и философией (дворянские кабинеты и библиотеки), через обучение у иностранных учителей и получение образования в Европе, через путешествия и военные походы, через моду и искусство. Частное коллекционирование вполне укладывалось в паттерн дворянской культуры, как занятие для избранных, связанное с интеллектуальными формами досуга. Определенная часть русского дворянства переходила от бытового собирательства к коллекционированию, прежде всего художественному и историческому. В отличие от бытового собирательства коллекционирование представляет собой целенаправленную деятельность по собиранию, как правило, однородных предметов, имеющих художественную или научную ценность, и их изучению. Коллекционирование становится каналом коммуникации как в дворянской среде, так и с более широкими социальными кругами, в том числе в Европе (художники, ученые, коллекционеры и т.д.).
Таким образом, вторую половину XVIII - первую половину XIX в. - второй период в истории частного коллекционирования в России - можно определить как имеющую аристократический характер.
Увлечение романтизмом, Отечественная война 1812 г. и Заграничные походы русской армии, заставили по-новому посмотреть на Европу и собственную национальную миссию. Следствием этого в начале XIX в. явились интерес к отечественным древностям и искусству, возникновение идеи национального музея. Стремление доказать, что в России тоже была своя древность приводило к переориентации коллекционеров на собирание отечественных древностей2. В столичных горо-
дах произошло разделение коллекционеров по объектам собирания. Так, московское купечество, промышленники были приверженцами русской старины и инициаторами создания первого русского музея. Вместе с тем возможность получения титулов, дворянства для купечества была связана только с благотворительностью и меценатством, а коллекционирование и дарение своих коллекций обществу вписывалось в рамки благотворительности, общественного блага.
Этап модификации российского общества не закончился к середине XIX в., так как европеизация охватила главным образом дворянскую культуру и близкие к дворянству круги. Со второй половины XIX в. дворянская культура постепенно приходит в упадок, усадьбы, особняки и коллекции переходят новым экономическим агентам. Начинается второй, после дворянской культуры, круг модификации, который не был завершен к 1917 г. Промышленники и купцы, осваивая через паттерн дворянской культуры европейские, прежде всего аристократические, ценности, получают образование в Европе, путешествуют и ведут дела с европейскими партнерами, в том числе, подражая и увлекаясь, начинают собирать коллекции. Европа одновременно и притягивала, и отталкивала русское общество: она являлась источником страхов и опасений, и с нею связывались идеи прогресса и новаций. Частное коллекционирование отразило этот сложный и неоднозначный процесс европеизации. Не случайно исследователи разделяют Москву и Петербург как два противоположных по предмету коллекционирования города. Москва окончательно стала центром коллекционирования национальных древностей и искусства, именно здесь появятся первые общедоступные музеи. Петербург остался европейским городом в плане собирательских интересов коллекционеров и характера их собраний.
Со второй половины XIX в. в процесс европеизации и коллекционирования активно включается провинциальная Россия. Местные элиты ориентировались уже не столько на сугубо частное коллекционирование, сколько на раскрепощение собраний, создание музеев, научных обществ. Частное коллекционирование для многих в провинции становилось формой освоения европейских ценностей. Об этом писал В. Кантор: «Русский дворянин - а за ним и деклассированный интеллигент - был западником или славянофилом. Русским европейцем (не западником!) суждено было стать низовому человеку, далекому от движений столичной квазиевропейской жизни. Подлинная европеизация России происходит там, где ее и по сию пору не заметили историки: в глубине русской жизни, в провинции» [Кантор, 2001].
Конечно, процесс европеизации провинции был неравномерным. Там, где были катализаторы этого процесса в лице, например, университетов, быстрее появлялись частные коллекционеры, научные общества, а затем и музеи. Так, провинция первой открыла первобытную историю России, что служило доказательством того, что она прошла в своем развитии те же эпохи, что и европейские страны. Для провинциальных коллекционеров частное коллекционирование открывало возможность попасть в круг не только московских и петербургских коллекционеров, ученых, но и европейских.
Таким образом, вторая половина XIX в. - 1917 г. - третий период в истории частного коллекционирования в России. Для этого периода характерен публичный характер: коллекции собираются не столько для себя, сколько с ориентацией на общественность. Публичное коллекционирование рассматривается как общественно полезное и благородное занятие, которое еще и дает возможность изменить свой социальный статус, получив дворянство. В конце XIX - начале XX в. появляется новое поколение русских коллекционеров (например С.И. Щукин), ориентированных на европейские ценности и помогающих состояться новому искусству, авангарду, противопоставляющему себя традиции.
Перекличка культурных эпох видится в итальянском Возрождении и Серебряном веке русской культуры. Эти взлеты в развитии культуры и искусства оказались возможны только при определенном заказе со стороны меценатов, коллекционеров, ценителей искусства. Но если европейское Возрождение стало основой процессов модернизации, то расцвет русской культуры начала XX в. закончился революционными потрясениями.
Таким образом, история частного коллекционирования в России начинается с петровских преобразований и включает три основных этапа. Первую половину XVIII в. можно охарактеризовать как период придворного коллекционирования, когда собирательство было скорее данью моде, чем усвоенной культурной практикой. Круг коллекционеров этого времени был очень узок, включал прежде всего придворную знать, ориентировавшуюся на российских монархов, выступавших в
роли крупнейших собирателей в стране. Вторая половина XVIII - первая половина XIX в. - аристократический период. Частное коллекционирование в это время тесным образом связано с образом жизни русского дворянства, с появлением дворянских усадеб, потребности в интеллектуализации досуга [Кулакова, 2011, с. 97]. Вторую половину XIX - начало XX в. характеризуют такие процессы, как расширение социального круга частных коллекционеров, в том числе за пределы столичных российских городов, тенденция к раскрепощению собраний. Это третий, публичный, период в истории частного коллекционирования в России.
Частное коллекционирование может рассматриваться в качестве одного из каналов российской европеизации наряду с распространением философии и литературы, моды и искусства, образования и путешествий. По расширению социального круга частных коллекционеров, приобщению к собирательству не только столичных городов, но и провинции можно судить о степени и глубине распространения процессов европеизации в России.
Примечания
1 Статья подготовлена в рамках проекта № 034-ф Программы стратегического развития ПГГПУ.
2 Общий термин того времени, обозначающий все артефакты русской истории с IX в. по 1700 г.
Библиографический список
Алексеева Е. В. Диффузия европейских инноваций в России (XVIII - нач. XX вв.). М., 2007. Баженова Т. П. Европеизация русской культуры: сущность и особенности: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Тамбов, 2005.
Вахрамеева Е. Е. Феномен российского европеизма и его ранняя история в свете современной историографии // Вестник Пермского университета. Сер.: История. 2012. Вып.1 (18). Гавров С. Н. Модернизация во имя империи. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. М., 2004.
Историко-художественная выставка русских портретов, устраиваемая в Таврическом дворце. СПб., 1905.
Кантор В. Русский европеец как задача России // Вестник Европы. 2001. №1. URL: http://magazines.russ.ru/vestnik/2001/1/kantor.htm/ (дата обращения: 02.03.2014). Кулакова П. К. Российское «просвещенное дворянство» в контексте идей Нового времени: специфика форм интеллектуальной деятельности (XVIII - первая треть XIX вв.) // Диалог со временем. 2011. Вып. 36.
Лейбович О. Л. Модернизация в России: К методологии изучения современной отечественной истории. Пермь, 1996.
Литвинов С. В. Историческая динамика взаимодействия русской культуры с культурами стран Западной Европы (середина XVI - середина XIX вв.). М., 2008.
Лотман Ю. М. Декабрист в повседневной жизни (Бытовое поведение как историко-психологическая категория) // Литературное наследие декабристов / под ред. В.Г. Базанова и В.Э. Вацуро. Л., 1975.
Любимцев С. В. Типология частного коллекционирования в России XVIII века. Художественные коллекции: автореф. дис. ... канд. искусств. СПб., 2006.
Овсянникова С. А. Частное коллекционирование в России в пореформенную эпоху (1861—1917 гг.) // Очерки истории музейного дела в России. М., 1960. Вып. 2.
Список портретов, отобранных для историко-художественной выставки 1905 г. генеральным комиссаром С.П. Дягилевым в осмотренных им в течение летних месяцев 1904 г. 72 русских имениях. СПб., 1904.
Черникова Т. В. Европеизация России во второй половине XV - XVII вв. М., 2012.
Дата поступления рукописи в редакцию 05.06.2014
PRIVATE COLLECTING IN THE CONTEXT OF EUROPEANIZATION OF RUSSIA IN XVIII - EARLY XX CENTURIES
O. V. Ignatieva
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Sibirskaya str., 24, 614990, Perm, Russia ignatieva2007@rambler.ru
The article aims to observe correlations between private collecting and other forms of culture, cultural practices and lifestyles of different social groups. Russian Europeanization was pushed forward by the authorities; the first efforts belonged to the Emperor Peter the Great. The imitation of European fashion emerged at first among court nobility and aristocracy. New aristocratic lifestyle included, besides celebrations, fashion and art, the practice of collecting, specifically collecting art. The period between the XVIII and early XIX centuries was a period of aristocratic collecting. Private collecting easily found its place in the lifestyle of noble Russians as an activity for the elite; it merged into common patterns of "intellectual" leisure activities. Since that time, a part of aristocrats was slowly moving on from collecting of mundane things to historical collecting and collecting art. In the second half of the XIX century the culture of Russian aristocracy slowly fell to decay, and rich manors, mansions and collections soon found new owners. The merchants and manufacturers adopted European (mostly aristocratic) values due to European education. They traveled a lot and started collecting during their journeys. The main innovation of that period of private collecting was publicity, because the collections were made not only due to personal interest, but mostly for some public and social benefit. Public collecting came to be perceived as an activity that benefited society, and a collector got the status of a noble person (equal to aristocrat). Collecting practically allowed a person to change his/her social status. The diffusion of those practices in provincial Russia emerged from the imitation of the Saint Petersburg and Moscow lifestyles. Growing interest to collecting helped to form scientific and art collections, and they became a basis for future museums and scientific societies.
Key words: history of Russia in XVIII-XX centuries, Russian culture, history of private collecting, Europeanization of Russian society.
References
Alekseeva E. V. Diffuziya evropeyskikh innovatsiy v Rossii (XVIII - nach. XX vv.). M., 2007.
Bazhenova T. P. Evropeizatsiya russkoy kul'tury: sushchnost' i osobennosti: avtoref. diss. ... kand. filos. nauk.
Tambov, 2005.
Vakhrameeva E. E. Fenomen rossiyskogo evropeizma i ego rannyaya istoriya v svete sovremennoy istoriografii // Vestnik Permskogo universiteta. Ser. Istoriya. 2012. Vyp.1 (18).
Gavrov S. N. Modernizatsiya vo imya imperii. Sotsiokul'turnye aspekty modernizatsionnykh protsessov v Rossii. M., 2004.
Istoriko-khudozhestvennaya vystavka russkikh portretov, ustraivaemaya v Tavricheskom dvortse. SPb., 1905. Kantor V. Russkiy evropeets kak zadacha Rossii // Vestnik Evropy. 2001. №1. URL: http://magazines.russ.ru/vestnik/2001/1/kantor.htm/ (data obrashcheniya: 02.03.2014).
Kulakova P. K. Rossiyskoe «prosveshchennoe dvoryanstvo» v kontekste idey Novogo vremeni: spetsifika form intellektual'noy deyatel'nosti (XVIII - pervaya tret' XIX vv.) // Dialog so vremenem. 2011. Vyp. 36. Leybovich O. L. Modernizatsiya v Rossii: K metodologii izucheniya sovremennoy otechestvennoy istorii. Perm', 1996.
Litvinov S. V. Istoricheskaya dinamika vzaimodeystviya russkoy kul'tury s kul'turami stran Zapadnoy Evropy (seredina XVI - seredina XIX vv.). M., 2008.
Lotman Yu. MDekabrist v povsednevnoy zhizni (Bytovoe povedenie kak istoriko-psikhologicheskaya kategoriya) // Literaturnoe nasledie dekabristov / pod red. V.G. Bazanova i V.E. Vatsuro. L., 1975. Lyubimtsev S. V. Tipologiya chastnogo kollektsionirovaniya v Rossii XVIII veka. Khudozhestvennye kollektsii. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata iskusstvovedeniya. SPb., 2006. Ovsyannikova S. A. Chastnoe kollektsionirovanie v Rossii v poreformennuyu epokhu (1861—1917 gg.) // Ocherki istorii muzeynogo dela v Rossii. M., 1960. Vyp. 2.
Spisok portretov, otobrannykh dlya istoriko-khudozhestvennoy vystavki 1905 goda general'nym komissarom S.P. Dyagilevym v osmotrennykh im v techenie letnikh mesyatsev 1904 goda 72 russkikh imeniyakh. SPb., 1904.
Chernikova T. V. Evropeizatsiya Rossii vo vtoroy polovine XV - XVII vv. M., 2012.