УДК 374
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Ирина Валерьевна Лесняк
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Социально-коммуникативная сфера детей рассматривается в общем контексте его социализации с учетом особенностей построения межличностных взаимоотношений со сверстниками, а также со взрослыми. Представлены разработанные автором социально-культурные условия формирования у детей дошкольного возраста навыков коммуникативной деятельности в процессе культурнодосуговой деятельности.
Ключевые слова: коммуникативные навыки; дети дошкольного возраста; культурно-досуговая деятельность.
В последние десятилетия происходит осознание того, что формы поведения и мышления людей в современном обществе изменяются. Ощущение новизны меняющихся форм человеческой деятельности получает сегодня все большее подкрепление в науке. В условиях проявления новых тенденций информационного общества необходим всесторонний анализ механизмов трансляции социального опыта поколений. На передний план исследований выдвигаются такие аспекты общения, как коммуникативное поведение, культура общения и понимания, а также ряд теоретических и практических вопросов, в которых сформированность коммуникативных навыков человека приобретает особую значимость.
В Национальной доктрине образования Российской Федерации (2000 г.) подчеркивается необходимость обеспечения исторической преемственности поколений; сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Средством решения задач наследования служит общение.
Начиная с дошкольного возраста, требуется проведение целенаправленной педагогической работы с ребенком, поскольку именно в этом возрасте закладывается основа формирования его личности.
В учебном процессе происходит усвоение ребенком социальных норм и правил поведения. Процесс воспитания происходит не пассивно, а осуществляется в результате ак-
тивного взаимодействия ребенка с социальным окружением.
Социально-коммуникативная сфера детей рассматривается в общем контексте его социализации с учетом особенностей выстраивания межличностных взаимоотношений со сверстниками, а также со взрослыми (О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.). Коммуникация человека является составной частью его деятельности, она позволяет ему познать мир и общаться с людьми.
Познание и общение, основанные на понимании и обмене мыслями и чувствами, осуществляются при помощи речевых и неречевых средств. Речевые средства представлены системой языка, материализованной в лингвистических знаках. Неречевые средства, передающие до 40 % информации, воплощаются в неязыковой знаковой системе: мимика, жесты и т. д. (И.М. Берман, К.А. Лазаревич, З.М. Цветкова и др.).
Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многофункциональную систему взаимодействия людей. Так, Г.М. Андреева основными процессами коммуникативной деятельности считает коммуникативный (обеспечивающий обмен информацией), интерактивный (регулирующий взаимодействие партнеров в общении) и перцептивный (организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении) [1].
Отечественные исследователи B.C. Мерлин, В. Сатир и другие обозначают значимость невербальных средств в качестве ком-
муникативных действий для привлечения внимания партнера, поддержания контакта и т. п. В отличие от предметно-практической деятельности действие в коммуникации направлено на установление отношений между субъектами, а не на создание овеществленного результата [2].
Коммуникативные способности - это комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также ее социально-перцептивные и операционно-технические знания и умения, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельности общения. В структуре коммуникативных способностей выделяют следующие блоки: личностный блок; социально-перецептивный; операционно-технический блок.
Все структурные компоненты коммуникативных способностей выступают в нерасторжимом единстве в комплексе, обеспечивая регуляцию процесса общения. А.А. Кид-рон под коммуникативными способностями понимал «... общую способность, связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели». Способность личности к коммуникации, по его мнению, в наиболее общем виде выражается в способности устанавливать социальные контакты с другими людьми, способности входить в разные роли, способности приходить к взаимопониманию в разных условиях интеракции и на разных уровнях обмена информацией [3].
Коммуникативные способности - это во многом степень успешности использования вербальных и невербальных средств общения, т. к. по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному -отношение к партнеру по общению.
Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди быстро учатся приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся об-
стоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.
Коммуникативные навыки и общение как таковое - многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности. Общение способствует передаче, обмену, координации идеальных образований, существующих у индивида в виде представлений, восприятия, мышления и т. п.
Личность как субъект общения наиболее полно, на наш взгляд, рассматривается в работах Г.М. Андреевой [1]. Технологический уровень характеристики личности как субъекта общения раскрывает ее умение общаться - коммуникативные умения.
Коммуникативные умения - это синтез общепсихологических, социально-психологических и специально-профессиональных качеств личности.
Коммуникативные умения формируются, по мнению Е.В. Руденского, двумя путями: в ходе разнообразной социальной практики, в которую личность включена; в ходе специальной подготовки к общению [4].
В процессе общения посредством коммуникативных функций осуществляется взаимосвязь людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия. Это становится возможным благодаря развитию органов чувств и мозга как приемников и хранителей информации. Однако органы чувств обеспечивают только одностороннюю связь партнеров. Взаимосвязь между ними достигается благодаря речи и другим естественным выразительным средствам человека (мимике, пантомимике, жестам, голосу, предметным действиям), а также искусственным средствам связи (письму, печати, телеграфу, радио, телевидению и пр.).
Человек как субъект общения в процессе установления связи с другими людьми приобретает качества коммуникатора и источника информации. Особенности проявления личности зависят от места человека в системе общественных отношений, от позиций в сетях коммуникационного взаимодействия в группах и коллективах, от индивидуальных способностей к налаживанию контактов и т. д. В связи с этим существует проблема коммуникативной активности личности, благодаря которой человек включается в состав
различных общностей людей. Недостатки в овладении средствами и способами общения создают предпосылки социально-психологической замкнутости человека.
Коммуникативные способности ребенка -это индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми.
Коммуникативная функция - одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте. Уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения. Однако он общается лишь с близкими или хорошо знакомыми людьми. Общение в этом случае возникает по поводу конкретной ситуации, в которую включены взрослые и сам ребенок. Общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов осуществляется с помощью ситуативной речи. Эта речь представляет собой вопросы, возникшие в связи с деятельностью или при знакомстве с новыми предметами или явлениями, ответы на вопросы, наконец, определенные требования [5].
По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию для того, чтобы быть понятной без непосредственного восприятия этой ситуации. Пересказ книг, рассказ об интересном факте или описание предмета не могут быть поняты слушателем без вразумительного изложения. Ребенок сам к себе начинает предъявлять требования и пытается следовать им при построении речи.
Овладевая законами построения контекстной речи, ребенок не перестает пользоваться ситуативной речью. Ситуативная речь не является речью низшего ранга. В условиях непосредственного общения ею пользуется и взрослый. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения.
Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка. Это предусматривает учет характерных форм
поведения ребенка в разных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.
С целью выяснения особенностей сфор-мированности навыков коммуникативной деятельности дошкольников нами проводилась экспериментальная работа в детском саду «Золотая рыбка» г. Ляндор Тюменской области Хантымансийского автономного округа. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
В констатирующем эксперименте использовались следующие методы исследования: метод наблюдения, анкетирование воспитателей, социометрический опрос.
Для получения достоверных результатов наблюдения нами были определены критерии, на которые обращалось внимание: особенности поведения ребенка; оценка самостоятельной активности; способность пользования речью (в какой степени речь связана с ситуацией), оценивался также запас слов, возможность использования форм первого лица, развернутость всей речи; особенности реагирования на окружающий мир; оценка характера глазного и тактильного контакта, ориентированности ребенка на лицо и голос другого человека; оценка отношений ребенка со сверстниками, с взрослыми и т. д.
Предусматривалось 6 вариантов ответов: 3 - всегда; 2 - очень часто; 1 - часто; -1 -редко; -2 - очень редко; -3 - никогда. Суммарное количество баллов позволило условно разделить обследуемых детей по трем уровням сформированности коммуникативных навыков. По результатам проведенного исследования была составлена таблица 1.
Таблица 1
Результаты изучения коммуникативных качеств у детей (констатирующий эксперимент)
Уровень Количество, %
1 уровень (низкий) 60
2 уровень (средний) 40
3 уровень (высокий) 0
Кроме того, нами использовался социометрический опрос для исследования эмоциональных социальных предпочтений. С помощью разработанного нами опросника мы получили информацию о статусе каждого ребенка в группе сверстников. При исследо-
вании, проводимом со всеми детьми, были выявлены «популярные» и «непопулярные» дети.
При анализе полученных данных мы условно выделили 4 группы популярности детей в группе:
1) от 105 до 140 баллов - «звезды»;
2) от 71 до 104 баллов - предпочитаемые;
3) от 35 до 70 баллов - пренебрегаемые;
4) от 0 до 34 баллов - отвергаемые.
Первая группа («звезды») - для детей
этой группы характерны хорошая ориентация во взаимоотношениях между людьми, бесконфликтность, умение идти на компромисс. Дети умеют подчинять свои личные мотивы социально значимым, умеют учитывать особенности поведения других людей. Ребенок легко устанавливает контакты с другими людьми. В игровой деятельности принимает активное участие, в играх всегда выдвигается на главные роли. С детьми такой ребенок дружелюбен. В группе эти дети занимают лидерские позиции.
Вторая группа (предпочитаемые) - дети этой группы менее активны в установлении контактов с другими людьми. Дети не всегда способны понять чувства других, откликнуться на просьбу, уступить. В игре эти дети принимают так же активное участие, но не занимают лидерских позиций.
Третья группа (пренебрегаемые) - для детей этой группы характерны неуверенность в себе, замкнутость, неумение устанавливать контакты с другими людьми, неразвитость коммуникативных навыков. В играх со сверстниками эти дети исполняют второстепенные, неважные роли; у них почти нет друзей. Плохо понимают чувства, намерения, переживания других людей, слабо развито чувство эмпатии.
Четвертая группа (отвергаемые) - для детей характерно отсутствие умений устанавливать контакты. Плохо развита эмоциональная сфера: дети не умеют осознавать свои эмоции и чувства, выражать их. Обычно эти дети играют в одиночку, в лучшем случае держатся рядом с детьми, но не участвуют в общей игре. Для ребенка характерны однообразие видов и стереотипность способов общения.
В результате проведения социометрического исследования были получены данные, которые занесены в таблицу (табл. 2).
Таблица 2
Результаты, полученные при социометрическом опросе (констатирующий эксперимент)
№ п\п Условные группы детей Количество, %
1 «Звезды» 0
2 «Предпочитаемые» 12
3 «Пренебрегаемые» 48
4 «Отвергаемые» 40
Анализ результатов проведенного исследования позволил нам сделать следующие выводы о сформированности коммуникативных качеств у испытуемых.
1. Уровень развития коммуникативных качеств у большинства дошкольников сформирован недостаточно. Прослеживается следующая взаимосвязь: дошкольники, имеющие наименьшее количество баллов по результатам анкетирования, т. е. имеющие низкий уровень развития навыков общения, чаще всего относятся к группе «непопулярных» детей.
2. Имеющиеся затруднения указывают на необходимость поиска средств и разработки специальной педагогической программы для преодоления недостаточности коммуникативного опыта детей.
Таким образом, необходимо формировать у детей умения и навыки коммуникативной деятельности, предусматривающие реализацию следующих задач:
- пробуждение и укрепление интереса к окружающим людям и воспитание чувства взаимоуважения, взаимодоверия;
- развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей;
- обучение искусству общения в различных формах и ситуациях.
Социально-культурными условиями реализации этих задач являются следующие:
- организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности, что будет способст-
вовать формированию коммуникативных навыков;
- создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования коммуникативных навыков дошкольников;
- осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками как аспекта нравственного развития ребенка и становления языковой личности ребенка-дошкольника при включенности в культурно-досуговую деятельность.
Первое условие - организованная предметно-развивающая среда в ДОУ выступит в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника.
Развивающая образовательная среда способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития субъектов образовательного процесса. Как считает В.А. Ясвин, образовательная среда может рассматриваться как развивающая, если эта среда обеспечивает возможности, во-первых, для удовлетворения и развития субъектом своих потребностей на всех иерархических уровнях, во-вторых, для усвоения личностью социальных ценностей и органичной трансформации их во внутренние ценности. Весь комплекс таких возможностей, обеспечиваемых конкретной образовательной средой, и составляет ее развивающий психолого-педаго-гический потенциал.
По нашему мнению, предметно-развивающая среда предполагает наличие таких элементов, которые бы способствовали уточнению, расширению и конкретизации взаимоотношений детей с окружающими его людьми.
Второе условие - создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования коммуникативных навыков дошкольника.
Современное дошкольное образование представляет собой открытое пространство, основными участниками которого являются специалисты (как представители общественного воспитания), дети и их родители (как представители семейного воспитания), по-
этому на формирование личности ребенка, становление его ценностно-потребностной сферы в одинаковой степени влияют и дошкольное образовательное учреждение, и семья.
Учитывая положение, что эффективность работы в избранном направлении может быть достигнута лишь посредством усилий всех участников процесса, мы считаем необходимым и особенно важным координацию деятельности педагогов и родителей, единство их позиций и требований. Исходя из этой цели, следует предусмотреть ряд форм работы с родителями: собрания на темы: «Ваш ребенок - будущий первоклассник»; «Как Вы общаетесь с ребенком?»; «Поддерживаете ли Вы вашего ребенка в досуговой деятельности?»; организация уголка «Почта откровения»; организация и проведение индивидуальных консультаций для родителей на дому «Поговорим откровенно»; обзор и проведение выставок для родителей «Уголок ребенка в семье», «Это нужно для школы»; выпуск газеты на базе ДОУ «Новости из сказки» с материалами по формированию коммуникативных навыков дошкольников; организация «круглого стола» для педагогов с целью знакомства с новыми подходами к формированию коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе; проведение лекции «Как правильно строить процесс общения с детьми»; организация и проведение педагогического совета на тему «Ребенок готов к обучению в школе, если...»; организация и проведение мастер-классов на тему: «Роль культурно-досуговой деятельности в коммуникативном развитии ребенка-дошкольника».
Третье условие - обеспечение коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками как аспект нравственного развития и становления языковой личности ребенка при регулярной включенности в культурнодосуговую деятельность.
Культурно-досуговая деятельность имеет ряд преимуществ: отличается абсолютной добровольностью, т. к. заставить детей заниматься досуговой деятельностью невозможно, можно приобщить к ней, заинтересовать. Досуг опирается на принцип удовольствия, на чувственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей. Досуг - это удовле-
творение личных интересов и притязаний детей.
Культурно-досуговая деятельность, по определению В.Я. Суртаева, является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социальнокультурной среды, его окружающей. В культурно-досуговой деятельности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки [6].
Потребность людей в межличностном общении в процессе культурно-досуговой деятельности обусловливает существование коммуникативной функции. Уточняя данную формулировку, А.К. Жарков считает, что необходимо «. вывести эту дефиницию за рамки функции, ибо она является не функцией, а основанием для всех функций культурно-досуговой деятельности» [7].
Социальная обусловленность культурнодосуговой деятельности тесно связана с жизнедеятельностью отдельного индивида, с личностным смыслом его бытия.
Таким образом, реализация вышеизложенных социально-культурных условий не-
обходима для формирования у детей дошкольного возраста навыков коммуникативной деятельности.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.
2. Обухова Л.Ф. Детская психология / Пед. об-во России. М., 1999.
3. Золотнякова А. С. Проблемы психологии общения: Социальный и личностный типы общения, их профессиональные, познавательные и генетические аспекты. Ростов н/Д, 1976.
4. Руденский Е.В. Социальная психология. Москва; Новосибирск, 1998.
5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
6. Суртаев В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга. Ростов н/Д, 1997. С. 31-41.
7. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М., 1998. С. 34.
Поступила в редакцию 20.03.2011 г.
UDC 374
SOCIO-CULTURAL CONDITIONS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS OF PRE-SCHOOL AGE CHILDREN IN PROCESS OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITY
Irina Valeryevna Lesnyak, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
In the article the problem of formation of communicative skills of preschool age children is considered. The social and communicative sphere of children is considered in general context of its socialization in view of construction features of interpersonal mutual relation with peers and also with the adults. The welfare conditions, developed by the author, of formation at children of preschool age of o communicative activity skills are submitted in process of cultural and leisure activity.
Key words: communication skills; children of pre-school age; cultural and leisure activity.