тегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, от 15 октября 2012 г. (пункты 59, 62 и 64). URL: http://www. garant.ru/PRoDUcts/IPo/PRIme/Doc/70142628/ (дата обращения: 25.11.2018).
5. Школьная медиация: дань моде или настоящий помощник в решении школьных конфликтов? URL: http://www. mediacia.com/publi.php?id=48 (дата обращения: 02.05.2018).
6. Компетентностный подход в педагогическом образовании : коллективная моногр. / под ред. проф. В. А. Ко-
УДК 373.24
РЕЧЕВОЕ И СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Рассматриваются социально-коммуникативное развитие и речевое развитие старших дошкольников. Разработана и реализована программа, целью которой являлось развитие речи и социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством игры в условиях группы детского сада. Специально организованная игровая деятельность способствует речевому развитию детей и развитию таких социально-коммуникативных умений и навыков, как готовность к совместному взаимодействию, инициативность, эмпатийность, доброжелательность, осознание своих поступков в игровой деятельности. Образовательные области ФГОС (речевое развитие и социально-коммуникативное развитие) являются взаимодополняющими, поскольку от уровня развития речи, сформированности социально-коммуникативных навыков и умений напрямую зависит эффективность общения детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, Федеральный государственный образовательный стандарт, игровая деятельность, игра, старший дошкольник.
зырева и проф. Н. Ф. Радионовой. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 392 с.
7. Лапчик М. П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования : учеб. пособие. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 182 с.
8. Web сервисы для образования. URL: https://sites.google. com/site/badanovweb2 (дата обращения: 02.05.2018).
© Воронина О. В., 2018
Н. Н. Князева N. N. Knyazeva
SPEECH AND SOCIO-COMMUNICATIVE
DEVELOPMENT OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN THE GAME WITHIN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF FSES
The article studies the socio-communicative development and speech development of older preschoolers. The purpose of the established and implemented program was the development of speech and social and communicative development of senior preschool age children through playing in a kindergarten group. Specially organized playing activity contributes to the children's speech development and the development of such social-communicative skills and abilities as readiness for joint interaction, initiative, empathy, benevolence, awareness of their actions in playing activities. The educational areas of the GEF: speech development and social and communicative development are complementary, since the effectiveness of communication between preschool children directly depends on the level of speech development and the formation of social and communicative knowledge and skills.
Keywords: speech development, social and communicative development, Federal state educational standard, playing activity, game, senior preschooler.
Дошкольное образование - одна из важнейших ступеней образовательной системы, значение которой трудно переоценить. Данный уровень образования заслуживает особого внимания, поскольку одной из важнейших задач дошкольного образования является гармоничное развитие ребенка, создающее фундаментальную базу для его дальнейшего обучения и личностного развития.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) речевое развитие включает «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; <...> понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [1]. Центральные задачи речевого образования, по мнению О. С. Ушаковой, состоят в «формировании языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию» [2, с. 7].
Отечественными и зарубежными педагогами и психологами неоднократно подчеркивалось, что речь является средством развития общения, а потребность у детей в общении на ранних этапах онтогенеза является базисом для дальнейшего развития личности (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, В. С. Мухина, А. С. Рузская и др.). Дошкольный возраст, как пишет А. А. Леонтьев, это возраст, когда фактически закладываются основы личности, в это время у ребенка
формируется первая модель мира - система представлений об окружающей действительности, о себе самом, своих отношениях с окружающими [3, с. 96]. Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью [4].
Поэтому еще одним приоритетным направлением развития и образования детей согласно ФГОС является социально-коммуникативное развитие, которое направлено на «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие... эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.» [1].
Наше исследование проводилось на базе БДОУ г. Омска «Детский сад № 131» комбинированного вида. Исследуемая выборка детей старшего дошкольного возраста была разделена на две группы, контрольную и экспериментальную. В экспериментальной группе были проведены два среза уровня развития речи и социально-коммуникативного развития, до и после проведения программы по развитию речи и социально-коммуникативного развития «Учимся общаться играя». В контрольной группе, также было проведено два среза, но в данной группе реализация программы не была предусмотрена. Выборку составили дети старшего дошкольного возраста в количестве 36 человек. В исследовании для оценки речевого развития был использован Гейдельбергский тест речевого развития (Х. Гримм Х. Шелер), адаптация (Н. Б. Михайлова [5]), для оценки социально-коммуникативного развития - карта наблюдений «Социально-коммуникативные навыки в игре дошкольников» (Н. Н. Князева, Л. Ю. Азаренко).
В этом возрасте, как отмечает Д. Б. Эльконин, общение становится ведущей потребностью, которая удовлетворяется в игре. В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений [6, с.98]. Освоение отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, освоение мира предметов, происходит в игровой деятельности. В играх и действительной сущности, разговаривая со сверстниками, ребенок воссоздает взаимоотношения старших, обучаясь осуществлять на практике общепризнанные нормы поведения, дает оценку своим сверстникам и себе. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речи [7]. Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. В ходе игры дети не только выполняют игровые действия, но и проявляют отношения к партнеру по игре. Это отношение обусловлено, с одной стороны, ролью, а с другой стороны, личностными отношениями детей [8, с. 46]. Игры дошкольников различают по содержанию, по тому какое значение они занимают в обучении и воспитании ребенка [9, с.43]. В литературе выделяют различные виды детских игр. В нашей работе мы придерживаемся типологии, которая была предложена Л. С. Новоселовой с соавторами [10]. Для последующего анализа нами были выбраны творческие
(сюжетно-ролевые) игры, игры с правилами (дидактические) и игры с правилами (подвижные).
По результатам первого среза, данных, полученных при проведении Гейдельбергского теста речевого развития, установлено, что для старших дошкольников характерен низкий уровень развития речи как в контрольной, так и в экспериментальной группе, это характерно для 72 % дошкольников. Самые низкие результаты выявлены по шкале «воспроизведение рассказа», для 90 % дошкольников это задание вызывало значительную трудность. Достаточно низкие результаты испытуемые показали по шкалам «коррекция семантически неверных предложений», «классификация понятий», «образование степеней сравнения прилагательных», «кодирование и декодирование наличной интенции» (рис. 1).
Анализ результатов по карте наблюдений «Социально-коммуникативные навыки в игре дошкольников» свидетельствует о том, что у детей старшего дошкольного возраста аспекты социально-коммуникативного развития, которые представлены навыками взаимодействия со сверстниками, готовности к совместной деятельности, контактности, инициативности; а также навыки познания и понимания себя и другого, эмпатийности выражены слабо. Низкий уровень развития навыков был выявлен как в творческих (сюжетно-ролевых) играх, играх с правилами (дидактических), так и в играх с правилами (подвижных), это справедливо для 70 и 75 % дошкольников экспериментальной и контрольной групп соответственно.
В творческих (сюжетно-ролевых) играх дошкольники испытывали сложности к совместной деятельности со сверстниками, в проявлении инициативности, в соблюдении норм и правил, с трудом шли на контакт, испытывали сложности в проявлении понимания себя и другого. Причем у дошкольников контрольной группы социально-коммуникативные навыки были развиты несколько лучше, чем у дошкольников экспериментальной группы. Дошкольники контрольной группы были более самостоятельны в установлении контакта, реже обращались за помощью к взрослым.
В играх с правилами (дидактических) такие навыки, как инициативность, готовность к совместной деятельности, соблюдение норм и правил были представлены лучше. Часть дошкольников оказались более инициативными, самостоятельными в установлении контактов, реже обращались за помощью к взрослым. В контрольной группе дошкольников был выше уровень развития социально-коммуникативных навыков в соблюдении норм и правил, и доброжелательности. Дошкольники контрольной группы реже просили о помощи своих сверстников, чаще обращались по имени к сверстникам и были более открыты в играх.
В играх с правилами (подвижных) уровень развития социально-коммуникативных навыков был также несколько выше, чем в творческих (сюжетно-ролевых) играх, это наиболее ярко проявлялось в навыках, связанных с самостоятельностью и инициативностью в установлении контактов, в соблюдении норм и правил, ребята достаточно редко просили о помощи своих сверстников. В экспериментальной группе, в данном виде игр, уровень проявления навыков, таких как самостоятельность и инициативность в установлении контактов и эмпатийность, которая проявлялась в сочувствии и переживании, стремлении прийти на помощь к своему сверстнику был выше, чем в контрольной.
А
Б
Рис. 1. Результаты исследования по Гейдельбергскому тесту речевого развития детей (экспериментальная группа, А - первый, Б - второй срез) в %, где ПГС - понимание грамматических структур, ОМЧС - образование множественного числа существительных, ИГС - имитация грамматических структур, КСНП - коррекция семантически неверных предложений, СВ - словообразование, ВН - вариации названий, КП - классификация понятий, ОССП - образование степеней сравнения прилагательных, ВВНИ - взаимосвязь вербальной и невербальной информации, КДНИ - кодирование и декодирование наличной интенции, КП - конструирование предложений, НС - нахождение слов, ВР - воспроизведение рассказа
По итогам первого среза была составлена развивающая программа, цель которой - развитие речи и социально-коммуникативное развитие, детей старшего дошкольного возраста посредством игры в условиях группы детского сада. После реализации программы был проведен второй срез.
Проведенный Гейдельбергский тест речевого развития детей, показал, что в экспериментальной группе после проведения развивающей программы ряд показателей речевого развития стал выше, по сравнению с контрольной группой. Наибольшие изменения произошли по таким шкалам, как «понимание грамматических структур», «классификация понятий», «конструирование предложений и воспроизведение рассказа». Меньшие изменения произошли по шкалам «образование множественного числа существительных», «образование степеней сравнения прилагательных», «взаимосвязь вербальной и невербальной информации» и «кодирование и декодирование наличной интенции».
Уровень проявления таких навыков, как навыки познания и понимания себя и другого, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, самостоятельности и инициативности, проявления эмпатийности после проведения программы стал выше, в сравнении с контрольной груп-
пой. Дошкольники стали проявлять большую контактность, активность и самостоятельность, некоторые дошкольники пытались управлять и манипулировать своими сверстниками, используя других детей, а иногда и воспитателя для достижения собственных целей.
Кроме этого, дети демонстрировали стремление устанавливать больше контактов во время игры, стали соотносить свое мнение с мнением других детей. Уровень проявления таких навыков социально-коммуникативного развития, как понимание чувств других детей, проявления эмпатии, рефлексия и осознание себя в игре и своих поступков также стал выше. Причем данная тенденция была наиболее характерна для творческих игр и игр с правилами (подвижных), т. е. большие изменения нами были выявлены именно в этих играх. Положительные изменения установлены и в играх с правилами (дидактических), но в меньшей степени.
При проведении корреляционного анализа нами установлено увеличение числа корреляционных связей в экспериментальной группе, в сравнении с контрольной, после проведенной программы. Причем большее количество связей выявлено в творческих (сюжетно-роле-вых) играх. Так, положительные корреляционные связи отмечены между «рефлексивностью» и «коррекцией семантически неверных предложений» (г = 0,43, р < 0,05),
«рефлексивностью» и «образованием степеней сравнения прилагательных» (г = 0,42, р < 0,05); «контактность» и «понимание грамматических структур» (г = 0,39, р < 0,05); «соблюдение норм и правил» и «понимание граммати-
ческих структур» (г = 0,48, р < 0,05). Отрицательные корреляционные связи между шкалами «инициативность» и «кодирование и декодирование наличной интенции» (г = -0,45, р < 0,05) (рис. 2).
и и Я
и V
и и
н
с я
и и
со
и
я
со
я
и
я
и и о
я я
со со
Я
я
и
я
и
и я
рц со
Инициативность * р--------- ------------ --------►
Опосредованность
установления
контакта
Контактность 1 ' /
Соблюдение норм 1 ' /
и правил
Эмпатийность / ^^
Доброжелательность А/^
Рефлексивность
Рис. 2. Результаты корреляционногоанализа в творческих (сюжетно-ролевых) играх (второйсрез,экспериментальная группа), гдеПГС - понимание грамматических структур,ОМЧС -образованиемножественногочисласуществительных, ИГС - имитацияграмматических структур,КСНП - коррекциясемантическиневерныхпредложений, СВ -словообразование,ВН -вариацииназваний,КП - классификация понятий,ОССП -образованиестепеней сравнения прилагательных,ВВНИ - взаимосвязь вербальнойи невербальнойинформации,КДНИ - кодирование и декодированиеналичнойинтенции,КП -конструированиепредложений,НС - нахождениеслов,ВР - воспроизведение
рассказа
В играх с правилами (подвижных) обнаружены положительные связи между «инициативностью» и «вариацией названий» (г = 0,40, р < 0,05); «опосредованностью установления контакта» и «пониманием грамматических структур» (г = 0,49, р < 0,05), «контактностью» и «коррекцией семантически неверных предло-
жений» (г = 0,42, р < 0,05), «эмпатийностью» и «образованием множественного числа существительных» (г = 0,53, р < 0,05), «рефлексивностью» и «образованием множественного числа существительных» (г = 0,45, р < 0,05), «рефлексивностью» и «нахождение слов» (г = 0,45, р < 0,05) (рис. 3).
и и Я Инициативность л * ОМЧС ИГС * КСНП СВ ВН КП ОССП ВВНИ КДНИ \КП * НС ВР
Опосредованность / 1 ________ __________* установления / Я ________ __________ контакта / _______
Контактность ^
Соблюдение норм и / правил
Эмпатийность
Доброжелательность /
Рефлексивность *—
Рис. 3. Результаты корреляционного анализа в играх с правилами (подвижные) (второй срез,экспериментальнаягруппа)
Меньшее количество корреляционных связей отмечено в играх с правилами (дидактических), положительные связи выявлены между шкалами «контактность» и «коррекция семантически неверных предложений»
(г = 0,42, р < 0,05); «эмпатийность» и «образование множественного числа существительных» (г = 0,40, р < 0,05); «рефлексия» и «воспроизведение рассказа» (г = 0,47, р < 0,05) (рис. 4).
У с с s s
и Е и я и а х
иимДИиЙ^Е^Он GO Н^ии^ОМ^^ЯМ
Инициативность 4
Опосредованность / ^^ ^----"
установления / ^^ ^
контакта /У^ ^
Контактность ^
Соблюдение норм и / _______
правил
Эмпатийность * -----
Доброжелательность ^ Рефлексивность
Рис. 4. Результаты корреляционного анализа в играх с правилами (дидактическими) (второй срез, экспериментальная группа)
Таким образом, очевидно, что наиболее важными навыками социально-коммуникативного развития являются «контактность», «рефлексивность», «эмпатийность», именно они в большей мере способствуют формированию знаний нормативных правил функционирования родного языка.
Посредством специально организованной игровой деятельности необходимо способствовать речевому развитию детей, что позволит детям свободно общаться с окружающими людьми, включаться в активный процесс социальной коммуникации; способствовать развитию таких социально-коммуникативных умений и навыков, как готовность к совместному взаимодействию, инициативность, эмпатийность, доброжелательность, осознания своих поступков в игровой деятельности.
В дошкольном детстве овладение родным языком должно достичь достаточно высокого уровня. Овладение речью ребенком означает и усвоение правил языка, и интериори-зацию норм культуры, которые закреплены в языке. Такое усвоение не может ограничиться самостоятельной активной деятельностью дошкольников, оно должно происходить в содружестве и под чутким руководством со стороны взрослого, в специально организованной и созданной среде, в диалогическом процессе. При организации ситуаций общения педагог дошкольного образования должен находить ситуации в детской деятельности и использовать их для развития речи ребенка. Организация общения через игровую деятельность побуждает детей к вступлению в контакты, является важнейшим мотивом коммуникативной деятельности.
Мы считаем, что две образовательные области выделенные ФГОС: речевое развитие и социально-коммуникативное развитие являются взаимодополняющими друг друга. Они должны рассматриваться в неразрывном единстве, поскольку от уровня развития речи, сформированнос-
ти социально-коммуникативных навыков и умений напрямую зависит эффективность общения детей дошкольного возраста.
1. Приказ Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: М^://минобрнауки.рф/документы/6261 (дата обра-щения:15.03.2018).
2. Ушакова О. С. Развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблема // Педагогическое образование в России. 2011. № 12. С. 5-13.
3. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М. : Просвещение, 2007. 214 с.
4. Бодалев А. А. Личность и общение. М. : Междунар. пед. акад., 1995. 328 с.
5. Михайлова Н. Б. Адаптированный вариант теста речевого развития детей // Психологический журнал. 1990. № 6. С. 105-112.
6. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 95-101.
7. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 272 с.
8. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Книга для учителя. М. : Просвещение, 2007. 144 с.
9. Смирнова Е. О., Рябикова И. А. Типология сюжетных игр дошкольника // Вопросы психологии. 2011. № 3. С. 42-48.
10. Новоселова С. Л., Зворыгина Е. В., Парамонова Л. А. Всестороннее воспитание детей в игре // Игра дошкольника. М. : Просвещение, 1989. С. 3-16.
© Князева Н. Н., 2018