социально-культурные традиции
кадетского образования В россии
УДК 37.032
О. Ю. Мацукевич1, И. А. Герасимова1, А. П. Герасимов2
Московский государственный институт культуры
'Московское военно-музыкального училище Министерства обороны Российской Федерации
Статья посвящена одной из важнейших составляющих социокультурного пространства современных образовательных учреждений кадетского типа - кадетским традициям. Актуальность заявленной темы определяется необходимостью разработки новых подходов к организации воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, бережного отношения к героическому прошлому России, активного продолжения лучших традиций служения Родине. Кадетское образование как социально-культурный феномен и государственная система формирования национального служилого слоя создавались, функционировали и отлаживались в России веками. Опыт и результаты деятельности кадетских корпусов на протяжении трёхсот лет стал примером воспитания гражданственности и патриотизма, а многие воспитанники учреждений кадетского образования России стали её национальным достоянием. Дано описание наиболее существенных традиций жизнедеятельности современных российских кадет, предпринята попытка их классификации.
Ключевые слова-, кадетские образовательные учреждения, социально-культурные традиции, преемственность, культура, досуговая деятельность, воинская честь, духовно-нравственное воспитание, воинские ритуалы, национальные и военно-исторические традиции.
'МАЦУКЕВИЧ ОЛЬГА ЮРЬЕВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
MATSUKEVITCH OLGA YURYEVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture
2ГЕРАСИМОВА ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
GERASIMOVA IRINA ALEKSEEVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture
3ГЕРАСИМОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ - кандидат педагогических наук, начальник Московского военно-музыкального училища Министерства обороны Российской Федерации, заслуженный артист Российской Федерации
GERASIMOV ALEXANDER PETROVICH - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Head Moscow military music school of the Ministry of Defence of the Russian Federation, Honored artist of the Russian Federation
e-mail: olgmats@yandex.ru1, gerasimova-ira@mail.ru2, muskadet@mail.ru3 © Мацукевич О. Ю., Герасимова И. А., Герасимов А. П., 2017
^ Социально-культурная деятельность вИШг 1
O. Yu. Matsukevich1, I. A. Gerasimova1, A. P. Gerasimov2
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation 2Moscow military music school of the Ministry of Defence of the Russian Federation, Ministry of Defence of the Russian Federation, Leninsky district, settlement of Mosrentgen, Geroya St. of Russia Solomatina, 142771, Moscow, Russian Federation
SOCIAL AND CULTURAL TRADITION OF MILITARY EDUCATION IN RUSSIA
The article is devoted to one of the most important components of the sociocultural space of modern educational institutions of the type of cadet - cadet traditions. The relevance of the topic is determined by the need to develop new approaches to education of rising generation in spirit of patriotism, respect for the heroic past of Russia, to actively continue the best traditions of service to the Motherland. Cadet education as a social and cultural phenomenon, and the state system the formation of a national the serving layer is created, operated and debug in Russia for centuries. The experience and results of the activities of the cadet corps for three hundred years was an example of civic education and patriotism, and many of the inmates of institutions of military education of Russia became its national heritage. This description of the most significant traditions of life of modern Russian cadet, attempt their classification.
Keywords: military educational institutions, the social and cultural tradition, continuity, culture, leisure activities, military honor, moral and spiritual education, military rituals, national and military-historical tradition.
Для цитирования: Мацукевич О. Ю., Герасимова И. А., Герасимов А. П. Социально-культурные традиции кадетского образования в России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1 (75). С. 84-95.
В постоянно развивающемся современном обществе неизбежны процессы преобразования и трансформации [15, с. 16-27]. Изменяются личностные и общественные приоритеты, разрушаются стереотипы, формируются новые ценностные ориентации — всё это придаёт патриотическому воспитанию молодёжи современной России исключительную важность [4, с. 40—47]. Однако оно будет эффективным лишь тогда, когда во главу угла будет поставлено изучение истории Российского государства, в том числе военной, через обычаи, обряды, ритуалы и традиции.
Президент России В. В. Путин, выступая 8 сентября 2016 года на торжественной церемонии вручения знамени воспитанникам Тверского суворовского военного учи-
лища, отметил, что отличительной чертой суворовской военной школы «всегда были глубокие знания, высокая культура и дисциплина, воспитание истинного патриотизма. Это особенно важно сейчас, когда наше общество восстанавливает историческую преемственность и связь поколений, обращается к традициям и основам, которые на протяжении многих веков делали наш народ сильным и сплочённым [7]».
Данное положение находит своё подтверждение в ряде нормативных документов, регулирующих образовательную деятельность кадетских образовательных организаций. Так, в Приказе Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 515 сказано: «Воспитание обучающихся базируется на общечеловече-
ских ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и героических традициях российской армии и флота, Вооружённых Сил Российской Федерации [9]».
Актуализация ценностного содержания культурно-исторических традиций [17, с. 70-78] в образовательных организациях кадетского типа реализуется как через специально организованное педагогическое воздействие, так и через повседневное влияние воспитывающей среды. В условиях закрытого военного учебного заведения, функционирующего в чётко заданных условиях, обусловленных традициями и спецификой (профессионализацией) и нормами военно-профессионального образования, формируется особая атмосфера, интересы, которые придают определённую прочность его жизнедеятельности.
Роли традиций и ритуалов в организации образовательного процесса в системе кадетского образования посвящены работы В. Р. Басаева, В. Н. Бокова, В. О. Гуса-ковой, В. К. Грабарь, А. Б. Иордана, И. Н. Лощилова, Н. С. Костоусова, В. М. Меньшова, Н. Б. Саханского. Использование символики и ритуалов в деятельности детской организации исследовали В. Т. Ка-буш, К. О. Карагезов; теория, история и практика военной символики представлена в работах Г. А. Ашева, В. Д. Серых. Историческим и культурным традициям российских кадетских корпусов посвящена монография В. М. Крылова и В. В. Се-мичева. Традиции российских военных учебных заведений рассмотрены в исследованиях А. А. Михайлова, Е. В. Климашкиной, В. А. Гурковского и других.
Однако практика использования потенциала социально-культурных традиций
в современном педагогическом процессе в системе кадетского образования [6, с. 106111] остаётся не в полной мере проанализированной в научно-методическом плане. Не менее актуальным в контексте изучения традиций является вопрос их классификации.
Традиции представляют собой сложное многоуровневое явление, функционирующее как в материальной, так и в духовной сфере деятельности [5, с. 182-189]. Следует обратить внимание на структуру уровней традиций, предложенную С. Г. Уразовой: мегауровень - общечеловеческие традиции, макроуровень - национальные традиции, мезоуровень - региональные традиции, микроуровень - традиции ближайшего социального окружения личности (образовательного учреждения, организации и так далее) [13].
В педагогике традиции выступают как социальные регуляторы и средства обучения. Воспитание на традициях предполагает перенос ценностного содержания, обычаев и символов мега- макро-, мезо-уровня и формирование на их основе традиций микроуровня как компонента воспитывающей среды образовательного учреждения. В результате этого воспитанник получает в своё распоряжение определённую совокупность традиционных образов, образующих культуросообраз-ное пространство для ценностного ориентирования личности.
На основании предложенной структуры классификация традиций, транспонированных в образовательную среду образовательных организаций, реализующих кадетский компонент образования, содержащий, в частности, военно-музыкальную направленность, может быть представлена в следующем виде:
^ Социально-культурная деятельность вИШг 1
Мегауровень 1. Базовые, фундаментальные традиции
традиции общечеловеческой культуры • нормативно-правовые • религиозно-духовные (конфессиональные) • политические • этнические(народ-ные традиции) • морально-этические • художественно-эстетические по характеру социально-культурной направленности
национальные традиции
Макроуровень 2. Специфические (военные) традиции
Общие: • традиции Российской армии и отечественной военной школы (боевые, трудовые, спортивные, бытовые, учебные, досуговые, традиции товарищества, взаимопомощи и взаимовыручки) • традиции отечественной военной, военно-музыкальной культуры • традиции обучения и воспитания в военных образовательных организациях МО РФ по сфере общности и степени их проявления в жизнедеятельности
Мезоуровень Частные: • традиции Военно-оркестровой службы МО РФ
Микроуровень • традиции училища (подразделений курса, роты)
Представленные виды традиций условно можно разделить на две большие группы.
1. Базовые, фундаментальные традиции, представляющие собой определённую систему важнейших материальных и духовных ценностей всего человечества — традиции общечеловеческой и национальной культуры, находящие своё выражение в нравственных, правовых идеалах и принципах, политических, этических, эстетических, религиозных идеях и других духовных ценностях и являющиеся базовыми в воспитании подрастающего поколения.
Необходимость сохранения и развития общечеловеческих и национальных
традиций диктуется тем, что человек, не любящий и не знающий своего родного языка, своей культуры, вряд ли сумеет по достоинству оценить язык, культуру других народов. Культура воспроизводит себя в традициях. Сохраняя, поддерживая традиции, мы участвуем в передаче того содержания культуры, которое признано людьми как особенно ценное, важное, незаменимое.
2. Специфические (военные) традиции, своим традиционным идейным содержанием способствующие формированию тех морально-политических взглядов, которые служат основой ценностного отношения кадет к воинскому долгу.
Следует отметить, что у всех видов традиций единые духовно-нравственные и исторические корни, что определяет их преемственность и усиливает тем самым их воспитательный потенциал.
Наиболее ярким и образным материалом, оказывающим сильное воспитательное воздействие на развитие личности кадета (суворовца), являются военные традиции.
Военные традиции - это устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение формы общественных отношений в армии (на флоте) в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной службы и воинского быта [1].
Традиции, связанные с воинским долгом и обязанностями, прописывались в Воинских уставах. Одновременно с ними разрабатывались Уставы и Положения для военно-образовательных учреждений, такие как Устав Сухопутного шляхетного кадетского корпуса» (при Екатерине II), «Устав Военной академии», «Положение о кадетских корпусах», (при Николае I) и «Устав для военно-учебных заведений». В этих и других документах формулировалась цель военно-образовательных учреждений; определялись статус образовательного учреждения и функции, которые выполняет заведение; затрагивались нормативно-правовые аспекты; определялись типы и виды учебно-образовательных и воспитательных программ; прописывались режим дня, права и обязанности участников образовательного процесса и т.д.
Деятельность современных образовательных организаций также регламен-
тируется Уставом, утверждённым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Например, Уставы образовательных организаций, реализующих кадетский компонент образования, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в числе основных положений обязательно содержат пункт, определяющий основные задачи их деятельности:
• подготовка обучающихся к поступлению в профильные образовательные организации;
• обеспечение интеллектуального, физического, культурного и нравственного развития обучающихся, активное приобщение их к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям, получение ими среднего общего образования в соответствии с требованиями государственных стандартов;
• получение обучающимися начальных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии, продолжения дальнейшего обучения в профильных образовательных организациях;
• развитие у обучающихся чувства патриотизма, формирование готовности к защите Отечества;
• формирование и развитие у обучающихся чувства верности воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учёбе, стремления к овладению профессией офицера и воспитание любви к военной службе;
• развитие у обучающихся высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости;
• формирование общей культуры личности на основе усвоения содержания общеобразовательных программ [14].
При огромном многообразии военных традиций есть особые, которые выделяются как наиболее важные и существенные, например: уважение к знамени, бережное отношение к славной истории своего учебного заведения, уважение к военной форме одежды, соблюдение правил воинского этикета и т.д. Рассмотрим некоторые из них.
Во все времена и во всех армиях мира наиглавнейшим символом воинской чести, доблести и славы являлось Знамя. В Российской армии уважение к знамени воспитывалось с давних времён. Знамя своего подразделения было предметом почти одушевлённым. Уважение к знамени внушалось исключительно бережным отношением к нему со стороны всех без исключения командиров и начальников.
Положение «О знамени суворовского военного, нахимовского военно-морского, военно-музыкального училищ, кадетского (морского кадетского) корпуса Министерства обороны Российской Федерации» утверждено Приказом Министра обороны РФ от 20 мая 2008 года N 275. Невозможно себе представить ни одного значительного воинского ритуала без участия знамени. Эта традиция сохраняется в суворовских училищах, кадетских корпусах и в наши дни [8].
Людей, имеющих отношение к армии, всегда выделяла военная форма одежды, отношение к которой в России с давних времён было уважительным, поскольку носитель формы являл собой пример государственного человека, готового все свои силы, умения и даже саму жизнь отдать за Отечество. И в этом ряду особое место занимает кадетская (суворовская) форма. Несколько видоизменяясь в разные исторические времена, она оставалась чёрного
цвета - как гвардейская форма императорской армии, олицетворяя собой молодое будущее Вооружённых Сил.
Воспитанникам суворовских училищ сегодня вернули форму старого образца, которая является точной копией мундиров кадетских корпусов императорской России. Порядок ношения типовой формы одежды и знаков отличия обучающихся в образовательных организациях кадетского типа установлен Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 2013 года № 366 [12]. При этом окончательное решение по поводу права ношения кадетами той или иной формы одежды и тех или иных знаков отличия принимает Геральдический совет при Президенте Российской Федерации.
Честь мундира ассоциируется в общественном сознании с воинской честью. Воинская честь — это свод неписаных правил поведения офицера в различных ситуациях, соблюдение которых позволяет ему оставаться эталоном воинского воспитания и военного этикета. Честь — святыня офицера, она высшее благо, которое он должен хранить в чистоте. Из этого понятия появился обычай отдания воинского приветствия — отдания чести. Выполнить воинское приветствие — значит подтвердить свою преданность войсковому братству, закрепить духовное равенство всех защитников Отечества.
Традиция здоровой корпоративности воспитывалась у юношей, посвятивших себя службе в армии, с детства: они старались быть патриотами своего учебного заведения, своей военной гимназии (кадетского корпуса), военного училища, города, где прошли годы учёбы и, естественно, всей Российской армии [16]. Эта традиция сохраняется и в наши дни. Нынешние ка-
деты живут традициями и заветами прежних выпусков, которые передаются старшими поколениями младшим. Союзы на основе общего кадетского братства существуют и в наши дни.
Формы реализации военных традиций различны и многообразны, в их числе воинские ритуалы, олицетворяющие красоту воинской деятельности и самоотверженности. Многие ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации находят применение и широко используются в системе кадетского образования. В основном это воинские ритуалы, которые могут быть адаптированы к условиям детского образовательного учреждения. Своим традиционным идейным содержанием воинские ритуалы способствуют формированию тех морально-политических взглядов, которые служат основой ценностного отношения кадет к воинскому долгу.
Следует заметить, что структура военных ритуалов статична, но содержательная часть изменяется под влиянием специфики, интересов, потребностей общества. Некоторые военные ритуалы приобретают новое видение и со временем превращаются в традиции самого образовательного заведения: ритуал посвящения в суворовцы (кадеты); церемония очередного выпуска; смотры (лучшая строевая подготовка в составе подразделения, смотр строевой песни); участие в военных парадах, праздничных шествиях, посвящённых празднованию событий, имеющих общегосударственное значение; возложение венков к памятникам и могилам воинов, павших в боях за свободу и независимость Родины [2, с. 347-353].
Умение вести себя в обществе, соблюдение правил воинского этикета, разностороннее образование - всё это было и
остаётся характерной чертой российской системы военно-профессионального обучения и воспитания. Сегодня вновь возрождается одна из самых красивых традиций императорской России - традиция проведения кадетских балов. Бал - это такой же церемониал, как и военный парад, как и коронация, дипломатический приём, церемониальное застолье.
Подтверждением верности сложившимся в Вооружённых Силах традициям является участие кадетов и суворовцев в парадах, проводимых в различных городах России, что стало не просто привычной «картинкой», а нашей национальной традицией и предметом государственной гордости.
Решая актуальные педагогические задачи, в том числе по развитию интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, современные кадесткие школы активно используют традиционный опыт военно-учебных заведений Российской империи по организации выпуска ученической печати. Первый журнал под названием «Праздное время, в пользу употребляемое» начал выходить в Шляхетском сухопутном кадетском корпусе ещё в 1759 году. Широкое распространение получили кадетские журналы в начале XX века, чему способствовало решение Первого съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведений, состоявшегося в декабре 1903 года. В числе решений съезда было - учредить при военно-учебных заведениях журналы. С этого времени появляется множество кадетских ученических сборников, подготовка которых стала для многих воспитанников содержательным досугом. В воспоминаниях бывшего кадета А. Т-ова, опубликованных в журнале «Военная быль», их содержание опи-
сывается следующим образом: «... передовые статьи, рассказы, повести, стихи, воспоминания, критика, публицистика, статьи о разных событиях в корпусе, библиография, спорт, задачи, смесь. Затрагивались любопытные темы: о внеклассном чтении, о товариществе, необходимости военного самообразования, о воинской дисциплине и т.д. [11]».
И в наши дни сохраняется традиция выпуска силами учеников кадетских печатных изданий: газета «Президентский кадет», журнал «Паруса» (Оренбургское ПКУ), газета «Кадетский форпост» (Ставропольское ПКУ), журнал «Кадетский вестник» и ежегодный творческий сборник «Кадетский альманах» (Краснодарское ПКУ), газета «Суворовец» (Пермское СВУ), газета «Кадетский курьер» (Тюменское ПКУ), журнал «Гвардеец», научно-практический журнал «Золотое сечение» (Ульяновское гвардейское СВУ), журнал «Тверской суворовец».
В ряде училищ созданы и функционируют новые формы публицистики — медиа-и пресс-центры, где кадеты учатся создавать телевизионные выпуски новостей, любительские фильмы. Изучение основ журналистского и издательского дела, техники фотографирования, видеосъёмки и монтажа, освоение навыков создания теле- и радиопрограмм, телефильмов происходит и на занятиях в системе дополнительного образования по программам: «Телевизионная журналистика» (Ставропольское ПКУ), «Телерадиожурналистика» (Владивостокское ПКУ) «Тележурналистика и экранная режиссура» (Севастопольское ПКУ), «Школа журналистики» (Пансион воспитанниц МО РФ); «Клуб юного журналиста» (Ставропольское ПКУ); «Юный журналист» (Краснодар-
ское ПКУ, Казанское СВУ), «Юный корреспондент» (Уссурийское СВУ), «Основы журналистики», «Лаборатория журналистики» (Нахимовское ВМУ), «Журналистика» (Тверское СВУ).
Уникальная возможность продемонстрировать свои способности, поделиться творческими находками в области кино- и видеотворчества предоставляется воспитанников суворовских, нахимовских, кадетских училищ через их участие в кинофестивалях любительских фильмов и видеоработ, проводимых в рамках межучилищного взаимодействия. Темы кинофестивалей — «кадетский взгляд» на окружающий мир, родной край, училище, дом, семью, природу, искусство, учёбу, путешествия, жизнь, отдых, юмор, труд, достижения и другие. Сценарий, съёмка, монтаж, озвучка, режиссура, подбор материала производится строго силами воспитанников.
Сохраняя старые, кадетское образование формирует новые социально-культурные традиции [3, с. 15—20]. Так, для кадетских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации уже стало традицией участие суворовцев и кадет в ежегодно проводимом, начиная с 2011 года, творческом состязании под названием «Молодёжная лига — КВН». За пять лет в них приняли участие более 2 000 игроков. Праздник юмора, смеха, творчества и талантов с 2014 года проводится на Кубок Министра обороны России. Темы игр отражают исторические страницы отечественной истории, культуры. В 2013 году они были посвящены юбилею Отечественной войны 1812 года, в 2014 году — 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова и получили название «Герои нашего времени», «Вот такое
кино!» - тема конкурса 2015 года, «Жила бы страна родная» - 2016 года. Добиться высоких оценок членов жюри конкурса, восторженных аплодисментов зрителей помогают оригинальность режиссёрского решения, артистизм участников, музыкальное оформление и сценическая культура выступления.
Боевые качества наших воинов - стойкость, героизм, мужество и жертвенность - были во многом связаны с православным воспитанием. Сегодня возрождается славная традиция Русской армии, когда на ратный подвиг и верность Отечеству благословляет суворовцев и кадет священник. Как и в Российской империи, во многих кадетских корпусах, суворовских училищах возведены храмы и часовни - символы крепкой духовной связи российского воинства с его небесными покровителями. В рамках программы возрождения русской воинской традиции по духовному укреплению Российского воинства, реализуемой Минобороны России, Русской православной церковью, Всемирным русским народным собором, совместно с РОО «Московские суворовцы» и Фондом «Святого мученика Вонифатия», в храмы многих суворовских, нахимовских, кадетских училищ и корпусов России передаются ковчежцы с мощами святых. Так, в сентябре 2015 года мощи святых угодников Божиих были преданы штабам Восточного военного округа и Тихооке-
анского флота, Владивостокскому президентскому кадетскому училищу, Уссурийскому СВУ и возрождающемуся Хабаровскому кадетскому корпусу.
Через активное участие воспитанников в воинских ритуалах и традиционных мероприятиях происходит: разностороннее развитие личности; формирование военно-профессиональных ценностей, основанных на общекультурных ценностях народа и национально-государственной идеологии; реализация творческого потенциала; совершенствование коммуникативных качеств; усовершенствование полученных умений и навыков, полученных в учебно-воспитательном процессе.
Подводя итог вышеизложенному, с уверенностью можно утверждать, что повседневное обращение к историческим традициям, использование в процессе воспитания символов, ритуалов, атрибутов Российской армии оказывает глубокое воздействие на оптимизацию воспитательного процесса в целом. Социально-культурная среда образовательного пространства [10], созданная в стенах кадетских образовательных организаций, базирующаяся на огромном массиве накопленного опыта использования общечеловеческих, национальных и военно-исторических традиций, как ничто другое формирует новые поколения граждан-патриотов своей страны, которые своими свершениями будут создавать будущее России.
Примечания
1. Волгин С. И. Гражданское воспитание курсантов на основе военных традиций : диссертация на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Волгин Сергей Иванович ; Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова. Кострома, 2007. 164 с.
2. Герасимов А. П. Сплав воинского духа и православной духовности // Государство, общество, церковь в истории России ХХ века : материалы XIII Международной научной конференции (Иваново, 12-13 марта 2014 года). Иваново : Ивановский государственный университет, 2014. Часть 1. С. 347-353.
3. Герасимова И. А. Роль личностно-ориентированного подхода в выборе форм досуга молодёжью // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2014. № 4 (15). С. 74-78.
4. Малыгина И. В. Идентификационный ресурс культурной памяти: от «помнящей культуры» к «культуре забвения» // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2013. № 1 (10). С. 40-46.
5. Мацукевич О. Ю, Герасимова И. А., Герасимов А. П. Педагогический потенциал военно-музыкальных традиций в системе кадетского // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 4 (72). С. 182-189.
6. Новикова Г. Н. «Школа армии» - школа патриотов // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2013. № 2-4 (11). С. 106-111.
7. Посещение Тульского суворовского военного училища [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации : [веб-сайт]. Электрон. дан. 8 сентября 2016. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/52856#sel=8:6,8:14
8. Приказ Министра обороны РФ от 20 мая 2008 г. N 275 «О знамени суворовского военного, нахимовского военно-морского, военно-музыкального училищ, кадетского (морского кадетского) корпуса Министерства обороны Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Гарант.Ру : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://base.garant. ru/70109868/#ixzz4R6uCULan
9. Приказ Министра обороны РФ от 21 июля 2014 г. N 515 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус" и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием "военно-музыкальное училище", находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приёма в указанные образовательные организации» [Электронный ресурс] // Гарант.Ру : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http:// base.garant.ru/70746052/ (дата обращения: 07.09.2016).
10. Социально-культурные традиции кадетского образования в России : отчёт о научно-исследовательской работе / сост. И. А. Герасимова, О. Ю. Мацукевич ; МГИК: Московский государственный институт культуры. Москва : МГИК, 2016. 132 с.
11. Т-ов А. Кадетские журналы и сборники // Военная быль. 1964. № 66. С. 34.
12. Указ Президента РФ от 20 апреля 2013 г. N 366 «О форме одежды и знаках различия кадетов общеобразовательных организаций - казачьих кадетских корпусов» [Электронный ресурс] //Гарант.Ру : [веб-сайт]. Электрон. дан. 23 апреля 2013 года. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70263692/
13. Уразова С. Г. Воспитание студентов факультета физической культуры на олимпийских традициях : дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Уразова Светлана Геннадьевна ; Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова. Кострома, 2004. 225 с.
14. Устав Федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Оренбургское президентское кадетское училище». URL: http://www.1pku.ru/images/ Document/Normativ_doc/ustav_2015_1.pdf
15. Флиер А. Я. Гибкость и вариативность культурной социодинамики // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2015. № 2 (17). С. 16-26.
16. Яковлева Л. В. Воспитание нравственности у военнослужащих Российской армии с учётом традиций воспитания офицерских кадров в дореволюционной России // Интернет-журнал «Мир науки». 2013. № 1. URL: http://mir-nauki.com/PDF/12PMN113.pdf
17. Ярошенко Н. Н. Потенциал социально-культурной деятельности в процессе формирования национальной идентичности россиян // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4 (60). С. 70-78.
References
1. Volgin S. I. Grazhdanskoe vospitanie kursantov na osnove voennykh traditsii. Diss. kand. ped. nauk [Civil education of cadets on the basis of military traditions. Cand. ped. sci. diss.]. Kostroma, 2007. 164 p.
2. Gerasimov A. P. Splav voinskogo dukha i pravoslavnoi dukhovnosti [Alloy of a martial spirit and orthodox spirituality]. Gosudarstvo, obshchestvo, tserkov' v istorii Rossii XX veka. Materialy XIII Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Ivanovo, 12-13 marta 2014 goda). Chast 1 [The state, society, church in the history of Russia the XX centuries: materials XIII of the International scientific conference (Ivanovo, on March 12-13, 2014). Part 1]. Ivanovo, Publishing House of Ivanovo State University, 2014. Pp. 347-353.
3. Gerasimova I. A. Rol' lichnostno-orientirovannogo podkhoda v vybore form dosuga molodezh'iu [Role of the personal focused approach in the choice of forms of leisure by youth]. Cultural & Education: Scientific Information Journal for Universities of Culture and Arts. 2014, no. 4 (15), pp. 74-78.
4. Malygina I. V. Identiflkatsionnyi resurs kul'turnoi pamyati: ot "pomniashchei kul'tury" k "kul'ture zabveniya" [Identification resource of cultural memory: from "the remembering culture" to "culture of oblivion"]. Cultural & Education: Scientific Information Journal for Universities of Culture and Arts. 2013, no. 1 (10), pp. 40-46.
5. Matsukevich O. Yu., Gerasimova I. A., Gerasimov A. P. The pedagogical potential of military musical traditions in the system of military education. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, no. 4 (72), pp. 182-189. (In Russian)
6. Novikova G. N. "Shkola armii" - shkola patriotov ["School of army" - school of patriots]. Cultural & Education: Scientific Information Journal for Universities of Culture and Arts. 2013, no. 2-4 (11), pp. 106-111.
7. Poseshchenie Tul'skogo suvorovskogo voennogo uchilishcha [Visit of the Tula Suvorov Military School]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/52856#sel=8:6,8:14
8. Prikaz Ministra oborony RF ot 20 maya 2008 g. N 275 "O znameni suvorovskogo voennogo, nakhimovskogo voenno-morskogo, voenno-muzykal'nogo uchilishch, kadetskogo (morskogo kadetskogo) korpusa Ministerstva oborony Rossiiskoi Federatsii" (s izmeneniyami i dopol-neniyami) [The order of the Minister of Defence of the Russian Federation of May 20, 2008 N 275 "About a banner of the Suvorov military, the Nakhimov naval, military and musical schools, cadet (sea cadet) cases of the Ministry of Defence of the Russian Federation" (with changes and additions)]. Available at: http://base.garant.ru/70109868/#ixzz4R6uCULan
9. Prikaz Ministra oborony RF ot 21 iiulia 2014 g. N 515 "Ob utverzhdenii Poriadka organizatsii i osushchestvleniia obrazovatel'noi deiatel'nosti v federal'nykh gosudarstvennykh obshcheobrazovatel'nykh organizatsiiakh so spetsial'nymi naimenovaniiami "prezidentskoe kadetskoe uchilishche", "suvorovskoe voennoe uchilishche", "nakhimovskoe voenno-mor-skoe uchilishche", "kadetskii (morskoi kadetskii) voennyi korpus" i v professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiiakh so spetsial'nym naimenovaniem "voenno-muzykal'noe uchilishche", nakhodiashchikhsia v vedenii Ministerstva oborony Rossiiskoi Federatsii, i priema v ukazannye obrazovatel'nye organizatsii" [The order of the Minister of Defence of the Russian Federation of July 21, 2014 N 515 "About the statement of the Order of the organization and implementation of educational activity in the federal state general education organizations with the special names "presidential cadet school", "SuvorovMilitary School", "Nakhimov naval Naval
^ Социально-культурная деятельность вИШг 1
School", "cadet (sea cadet) military case" and in the professional educational organizations with the special name "military and musical school" which are under authority of the Ministry of Defence of the Russian Federation, and inclusion in the specified educational organizations"]. Available at: http://base.garant.ru/70746052/ (accessed: 07.09.2016).
10. Gerasimova I. A., Matsukevich O. Yu., comp. Sotsial'no-kul'turnye traditsii kadetskogo obrazovaniya v Rossii: otchet o nauchno-issledovatel'skoi rabote [Social and cultural traditions of cadet education in Russia: report on research work]. Moscow, Publishing house of Moscow State Institute of Culture, 2016. 132 p.
11. T-ov A. Kadetskie zhurnaly i sborniki [Cadet magazines and collections]. Voennaya byl'. 1964, no. 66, p. 34.
12. Ukaz Prezidenta RF ot 20 aprelya 2013 g. N 366 "O forme odezhdy i znakakh razlichiya kadetov obshcheobrazovatel'nykh organizatsii - kazach'ikh kadetskikh korpusov" [The decree of the Russian President of April 20, 2013 N 366 "About a dress code and signs of distinction of cadets of the general education organizations - the Cossack military schools"]. Available at: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70263692/
13. Urazova S. G. Vospitanie studentov fakul'teta fizicheskoi kul'tury na olimpiiskikh traditsiyakh. Diss. kand. ped. nauk [Education of students of faculty of physical culture on the Olympic traditions. Cand. ped. sci. diss.]. Kostroma, 2004. 225 p.
14. Ustav Federal'nogo gosudarstvennogo kazennogo obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniia "Orenburgskoe prezidentskoe kadetskoe uchilishche" [Charter of Federal public state educational institution "Orenburg Presidential Cadet School"]. Available at: http://www.1pku.ru/images/ Document/Normativ_doc/ustav_2015_1.pdf
15. Flier A. Ya. Gibkost' i variativnost' kul'turnoi sotsiodinamiki [Flexibility and variability of a cultural sociodinamics]. Cultural & Education: Scientific Information Journal for Universities of Culture and Arts. 2015, no. 2 (17), pp. 16-26.
16. Yakovleva L. V. Moral education in the Russian army troops with the traditions of education officers in pre-revolutionary Russia. World of science, 2013, no. 1. Available at: http://mir-nauki. com/PDF/12PMN113.pdf
17. Yaroshenko N. N. Potential of welfare activity in the course of formation of national identity of Russians. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 4 (60), pp. 70-78. (In Russian)