6. Джидарьян И.А. Категория активности и ее место в системе психологического знания // Категории материалистической диалектики в психологии. - М.: Наука, 1988. - С. 56-88.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006. - 240 с.
8. Краснов А.В. Структура и функции профессиональной активности в интегральной индивидуальности (на материале учителей начальных классов): автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Пермь, 2012. - 26 с.
9. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. - 1984. - № 3. - С. 25-33.
10. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. - М., 1989.
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, 2004. - 352 с.
12. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996.
13. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта: Моск. психол.-соц. ин-т, 1998. - 200 с.
14. Петровский В.А. Человек над ситуацией. - М.: Смысл, 2010. - 559 с.
15. Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности. - Ярославль: Канцлер, 2008. - 402 с.
16. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997. - 191 с.
17. Сергиенко Е.А. Контроль поведения: индивидуальные ресурсы
субъектной регуляции // Психологические исследования [Электронный ресурс]: электрон. науч. журн. - 2009. - № 5(7). - ЦКЬ: http://psystudy.ru/
^ех^р/пит/2009п5-7/223^е^епко7.Ыш1 (дата обращения: 07.06.2013).
УДК 159.922
Т.А. Попова
ТРЕВОЖНОСТЬ И САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ И ПАТРОНАТНОЙ
СЕМЬЕ* ANXIETY AND SELF-ESTEEM IN TEENAGERS FROM ORPHANAGES AND FOSTER FAMILIES
В статье приводятся результаты сравнительного исследования эмоциональной сферы и самооценки подростков, воспитывающихся в детском доме и патронатных семьях. Выявлено, что у подростков из детского дома
© Попова Т.А., 2013
* Статья подготовлена в рамках проекта № 032-Ф Программы стратегического развития ПГГПУ
более выражены страх переживания социального стресса, реактивной и личностной тревожности, фрустрации потребности в достижении успеха. Страх самовыражения и проверки знаний, несоответствия ожиданиям окружающих выше у подростков из патронатной семьи. Установлено, что у подростков из патронатной семьи личностная тревожность коррелирует с самооценкой.
Ключевые слова: эмоционально-личностная сфера, детский дом,
патронатная (замещающая) семья, страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, ситуативная и личностная тревожность, самооценка.
The paper presents results of comparison of emotionality and self-esteem between teenagers brought up either in orphanages or foster families. It was found that teenagers from orphanages have stronger fears of social stress, higher levels of reactive and personal anxiety and frustration of achievement motives. On the other hand, teenagers from foster families obtain higher scores on measures of fear of selfexpression, fear of knowledge testing, and fear of not complying with expectations of others. Data also revealed a correlation between self-esteem and personal anxiety in teenagers from foster families.
Key words: emotionality, orphanage, foster family, fear of self-expression, fear of not complying with expectations of others, reactive and personal anxiety, selfesteem.
В настоящее время в России весьма остро дискутируются проблемы усыновления, опеки и воспитания детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Вместе с увеличением числа усыновлений и появлением новых форм социального устройства возникла необходимость решения проблем социально-психологической адаптации детей и подростков в приемной и замещающей семье. Особое внимание уделяется психологическому сопровождению этих семей, квалифицированной помощи психологов (и психиатров) для коррекции не только индивидуальных особенностей детей, но и внутрисемейных отношений, функционирования семьи в целом [8].
Влияние разлуки с матерью на психическое развитие и формирование личности детей, воспитывающихся в приютах и детских домах, являлось предметом многих психологических исследований. Одним из первых изучал влияние условий воспитания в закрытых учреждениях на развитие и социальную адаптацию ребенка-сироты Дж. Боулби [1], он доказал, что проблема заключается в отсутствии возможности установить интимные, эмоционально насыщенные, устойчивые отношения с объектом привязанности для ребенка-сироты. Отсутствие родительской любви и заботы, воспитание в условиях приюта, детского дома приводит к «расстройствам привязанности» (Д. Боулби) [1], «психической депривации» (Й. Лангмейер, З. Матейчек) [3],
нарушениям мотивационно-потребностной сферы, личностной идентичности (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых) [9; 10]. У детей, воспитывающихся в детском доме, развивается психическая депривация, характеризующаяся нарастающими отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Исследователи выделяют сенсорную, социальную, эмоциональную и когнитивную депривации. В целом депривация определяет особенности средовой психической дезадаптации и является одной из главных причин нарушения психоэмоциональной сферы детей-сирот [2; 3; 9].
Для многих детей и подростков, воспитывающихся в детских домах, характерны искажения в общении с взрослыми. С одной стороны, обострена потребность во внимании, доброжелательности, ласке, эмоциональном тепле со стороны взрослого, а с другой - полная неудовлетворенность этих потребностей: чрезвычайно малое количество обращений взрослых к детям, отсутствие личностного, тактильного контакта, эмоциональная бедность, однообразие содержания общения. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, обладает негативным опытом социального взаимодействия, испытав на себе жестокое обращение близких, отсутствие заботы, любви и внимания в семье [1; 3]. Кроме того, дети из детских домов имеют в среднем более низкую самооценку, чем их сверстники, живущие в семье. Необходимость воспитанника детского дома приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение к себе, отсутствие постоянной заботы и безусловной любви часто приводят к формированию у него пассивного отношения к жизни, устойчивому конформизму и не позволяют вырабатывать собственные принципы, ценности и ориентиры [9; 11]. Детям-сиротам присущи специфические психологические особенности, поведенческие проявления, особенности социальной адаптации. В исследовании психического здоровья детей-сирот, проведенного М.О. Проселковой, выявлено, что психические расстройства определяются сочетанием взаимодействия «органического», дизонтогенетического, психогенно-депривационного и личностного факторов. Для детей-сирот характерны: пассивно-зависимый тип приспособления в микросоциальной среде; ограниченность и бедность эмоционального сопереживания и эмпатийности; низкий уровень побуждений и самосознания; выраженные расхождения между реальным и идеальным «Я», низкий уровень самоконтроля и иждивенческая ориентация на социальную поддержку [2].
В силу возрастных особенностей повышенная тревожность характерна для подростковой психики. Возрастание тревожности в подростничестве связано с переживанием эмоционального дискомфорта, ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В силу того, что развитие Я-концепции подростка носит противоречивый и конфликтный характер, тревожность, становясь своеобразным психологическим барьером на пути достижения
успеха, углубляет и усиливает этот конфликт. Отрицательный эмоциональный опыт подростка закрепляется в поведении, выработке механизмов компенсации и психологических защит, становясь устойчивым личностным свойством [8].
У подростков, оставшихся без родительского попечения, тревожность усиливается факторами депривации (материнской, эмоциональной, социальной), психологической травмы разлуки с семьей, недостаточностью развития познавательных процессов. Это может привести к неконструктивным формам поведения, отразиться на психоэмоциональном благополучии подростков и вызвать негативные личностные изменения, сформировать устойчивую заниженную самооценку подростков. Развитие всех аспектов «Я» (представления о себе, отношения к себе, образа «Я», самооценки) у воспитанников детских домов не просто отстает, но имеет качественно специфическую форму [9; 10].
Одним из вариантов решения проблемы интеграции детей-сирот в общество является патронатная семья. Представляя собой гибкую модель социального родительства, она может успешно способствовать формированию адекватных способов психосоциальной адаптации подростков. Патронат зачастую понимается как аналог широко применяемого в зарубежной практике помещения детей-сирот в фостеровские семьи (foster family). На патронатное воспитание передаются дети-сироты; дети, родители которых неизвестны или местонахождение которых не установлено, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, лишены свободы, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими; дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание или уклоняются без уважительных причин от воспитания, содержания детей или от защиты их прав и интересов; а также в других случаях отсутствия родительского попечения. Формы патронатного воспитания могут быть различными: на длительный срок (возврат в кровную семью невозможен из-за необратимой деградации и распада этой семьи); с перспективой усыновления; в целях постинтернатной адаптации (подросток, который не жил раньше в семейной обстановке, в патронатной семье готовится жить самостоятельно); на короткий период времени (до полугода либо периодически на несколько дней), например на каникулы, выходные дни, на время оценки состояния здоровья, психических особенностей и развития ребенка.
Надо заметить, что подобная модель имеет ряд недостатков, связанных с тем, что ребенку может быть трудно воспринять новую семью своей, так как человек, которого он называет «мамой», получает за это зарплату. Кроме того, неуверенность в семейных отношениях может порождаться опасениями за будущее в связи с возможностью расторжения контракта и возвращения ребенка в детский дом. В замещающей семье, по исследованиям В.Н. Ослон [4; 5],
встречаются ситуации отказа от воспитания и возвращения подростка обратно в детский дом. Причиной возвращения, «запускающим механизмом» отторжения зачастую является пубертатный кризис [6]. Г.Н. Соломатина [11], характеризуя психологические барьеры, возникающие в патронатной семье в период адаптации, подчеркивает, что дети нередко принимаются в семью в ситуации «опустевшего гнезда» или его ожидания. Страх замещающих родителей не справиться с воспитанием провоцирует сверхконтроль и тревогу, которая бессознательно индуцируется на приемного ребенка, усиливая его эмоциональные переживания. Исследование Л.С. Печниковой и Е.Б. Жуйковой показало, что у детей, воспитывающихся в приемных семьях, комплекс нарушений близок к тем, что наблюдается у детей из детских домов. Эти данные опровергают расхожее мнение о том, что усыновление всегда лучше, чем жизнь ребенка в детском доме. В некоторых случаях неблагоприятная наследственность, отрицательный ранний опыт детей даже при усыновлении и жизни их в семье не компенсируют возникшего в раннем детстве ощущения отторгнутости, способствующего формированию негативной Я-концепции и размытой личностной идентичности [7].
Все авторы отмечают одним из серьезных факторов неуспешного воспитания отсутствие или нехватку знаний и представлений патронатных родителей о трудностях взаимодействия и общения с детьми и подростками, имеющими личностные травмы и опыт депривации, в результате которых возникают психологические барьеры, нарушающие семейные взаимоотношения и снижающие степень взаимного доверия [5; 7; 9; 11].
Таким образом, проблема адаптации детей-сирот в патронатной семье, их психологического самочувствия, взаимоотношений с новыми родителями, переживаний и страхов, называемых «аффектом неадекватности» [6], является актуальной, востребованной и в то же время дискуссионной, неоднозначной и недостаточно исследованной. В данном контексте сравнительное изучение эмоционально-личностной сферы подростков, воспитывающихся в патронатной семье и детском доме, нам представляется весьма значимым. В исследовании мы предположили, что подростки, живущие в патронатной семье и детском доме, отличаются уровнем тревожности и адекватностью самооценки.
Для верификации данной гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить особенности эмоциональной сферы (общая тревожность, ситуативная и личностная тревожность, невротические состояния) и самооценки подростков из детского дома и патронатной семьи.
2. Сравнить показатели средних значений эмоциональной сферы и самооценки в изучаемых выборках по /-критерию Стьюдента.
3. Изучить характер интеркорреляций показателей эмоциональной сферы и самооценки подростков из детского дома и патронатной семьи.
Для решения поставленных задач исследования был применен валидный и надежный диагностический инструментарий. Диагностика уровня школьной тревожности исследовалась по методике Б. Филипса, которая включает следующие шкалы (факторы): общая тревожность в школе, переживания социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношении с учителями. Для диагностики оперативной оценки функциональных психоэмоциональных состояний самочувствия, активности настроения (САН) использовалась методика В.А. Доскина,
Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай, М.П. Мирошникова. Исследование субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности проводилось по методике Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина. Для выявления и оценки невротических состояний (депрессии, астении, тревожности) был применен опросник К.К. Яхина и Д.М. Менделевича. Исследование самооценки личности осуществлялось по методике А.С. Будасси.
В данном исследовании, проведенном в 2011-2012 гг., приняли участие 60 подростков 13-14 лет, воспитанников ГКОУ «Детский дом № 3» г. Перми. Из них - 30 подростков, живущих в детском доме, и 30 воспитанников патронатных семей. Эмпирические данные были обработаны с использованием методов математической статистики (^критерий Стьюдента и корреляционный анализ Пирсона) по программе Statistica-7.
Основные результаты исследования
Сравнение средних значений изучаемых показателей по ^критерию Стьюдента в выборках подростков из патронатной семьи и детского дома выявило ряд значимых различий в показателях тревожности (табл. 1).
Таблица 1
Различия показателей тревожности в выборках подростков из детского дома и патронатной семьи
Показатели исследования Х- ср. патронатная семья Х ср. детский дом ^критерий Стьюдента р -вер. ош.
Общая тревожность 14,9 16,8 -2,20 0,03*
Переживание социального стресса 5,1 6,2 -2,01 0,04*
Фрустрация потребности в достижении успеха 4,5 8,3 -5,99 0,000***
Страх самовыражения 6,3 4,4 5,20 0, 0003***
Страх ситуации проверки знаний 5,3 4,4 3,15 0,002**
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 5,4 2,9 7,47 0,0000***
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 6,0 4,0 6,09 0,0000***
Реактивная тревожность 24,9 32,5 -3,22 0,002**
Личностная тревожность 27,3 37,9 -5,14 0,003***
В частности, обнаружено, что показатели общей тревожности, переживания социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха, а также реактивной и личностной тревожности выше у подростков, воспитывающихся в детском доме, чем у их сверстников, живущих в патронатной семье. В то же время страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих выше у подростков из патронатной семьи. Кроме того, у подростков из патронатной семьи физиологическая сопротивляемость стрессу ниже, чем у их сверстников из детского дома. Мы предполагали, что замещающая семья дает ощущение более устойчивого эмоционального благополучия и личностной защищенности, нежели детский дом. Вероятно, эмоциональное и личностное благополучие зависит от многих факторов: длительности жизни подростка в патронатной семье, ее психологического климата, стиля детско-родительских отношений, личностных качеств патронатных родителей (воспитателей) и др. Полученные нами результаты подтверждают исследования В.Н. Ослон. Она подчеркивает, что для многих замещающих семей характерна склонность к гиперопеке. Страх родителей не справиться с воспитанием может провоцировать тревогу и сверхконтроль. Подростки, имеющие опыт социальной депривации, по определению являющиеся «трудными», подкрепляют эту тревогу своим поведением [4; 6].
Как отмечает Г.Н. Соломатина, какой бы ни была жизнь ребенка в детском доме, она была для него привычной. Страхи ребенка связаны с резкой сменой социальной ситуации, которая является стрессовой, усиливающейся сменой места жительства [11]. Таким образом, с одной стороны, потребность в принятии и любви, с другой - конфликтное взаимодействие усиливают страх несоответствия подростка ожиданиям окружающих взрослых и возвращения в детский дом.
Следующей задачей нашего исследования было выявление характера интеркоррелятов показателей эмоционально-личностной сферы подростков из детского дома и патронатной семьи. На основании корреляционного анализа Пирсона мы получили следующие результаты (табл. 2, рис. 1).
Таблица 2
Характер корреляций между показателями эмоциональных состояний
подростков, воспитывающихся в детском доме
Показатели 1 2 3 6 8 11 13 14
Самочувствие — — — 0,37 -0,39 — — —
Реактивная тревожность 0,45 0,45 0,53 — — — -0,39 -0,40
------------- - отрицательная корреляционная связь
_____________ - положительная корреляционная связь
Рис. 1. Корреляционные взаимосвязи между показателями эмоциональной сферы подростков, воспитывающихся в условиях детского дома Условные обозначения: 1 - депрессивность, 2 - астения, 3 - тревожность, 6 - фрустрации потребности в достижении успеха, 8 - страх ситуации проверки знаний, 11 - проблемы в отношениях с учителями, 12 - самочувствие, 13 - активность, 14 - настроение, 15 -
реактивная тревожность.
Обнаружено, что показатель «реактивная тревожность», (которая рассматривается как временное, устойчивое состояние только в определенных жизненных ситуациях), положительно коррелирует с «депрессивностью» (г=0,45*), «астенией» (г=0,45*), «тревожностью» (г=0,53**), отрицательно -с «активностью» (г= -0,39*) и «настроением» (г= -0,40*) подростков -воспитанников детского дома. Показатель «самочувствие» отрицательно взаимосвязан с показателем «фрустрация потребности в достижении успеха» (г=0,37*) и с показателем «страх ситуации проверки знаний» (г= -0,39*).
Таким образом, мы имеем определенный симтомокомплекс корреляций показателей эмоциональной сферы: переживания неудовлетворенности
потребности в успехе, неудовлетворенности в достижении высокого результата и тревоги в ситуациях проверки знаний. Интеркоррелятов показателей эмоциональной сферы и самооценки в данной выборке не обнаружено. В то же время корреляционный анализ показал иной характер взаимосвязей изучаемых свойств в выборке подростков из патронатной семьи (табл. 3).
Таблица 3
Характер корреляций между показателями эмоциональных состояний подростков, воспитывающихся в патронатной семье
Показатели 1 2 3 8 11
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 0,48 — — — —
Самочувствие — — — — 0,42
Активность — — — -0,37 —
Настроение — — — — 0,42
Личностная тревожность 0,46 0,41 0,43 — —
Самооценка — — — — 0,60
Анализ характера корреляций показателей эмоциональной сферы и самооценки продемонстрировал, что в выборке подростков из патронатной семьи с отрицательными эмоциональными состояниями («депрессивностью» (г=0,46*), «астенией» (г=0,41*), «тревожностью» (г=0,43*)) коррелирует личностная, а не реактивная тревожность, как это было в выборке подростков из детского дома.
Выявлено, что показатель «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» положительно коррелирует с «депрессивностью» (г=0,48**), показатель «проблемы и страхи в отношениях с учителями» положительно связан с показателями «самочувствие» (г=0,42*) и «настроение» (г=0,42*). Обнаружено также, что показатель «активность» отрицательно взаимосвязан с показателем «страх ситуации проверки знаний» (г=-0,37*).
Показатель самооценки подростков коррелирует с показателем «проблемы и страхи в отношениях с учителями» (г=0,60**). Чем выше самооценка (нахождение подростка в патронатной семье может способствовать ее повышению), тем более выражены его проблемы и страхи в отношениях с учителями. Данное противоречие может переживаться подростком как внутриличностный конфликт [8]. Иной характер корреляций, в котором представлены личностная тревожность (связанная с ситуациями, опасными для самооценки, самоуважения, самопринятия личности), а также страхи и проблемы отношений с учителями отличают структуру симптомокомплекса эмоционально-личностной сферы подростков из патронатной семьи.
-------------- - отрицательная (обратная) корреляционная связь
______________ - положительная (прямая) корреляционная связь
Рис. 2. Корреляционные взаимосвязи между показателями эмоциональной сферы и самооценки подростков, воспитывающихся в патронатной семье.
Условные обозначения: 1 - депрессивность, 2 - астения, 3 - тревожность; 8 - страх ситуации проверки знаний, 9 - страх не соответствовать ожиданиям окружающих, 11 - проблемы в отношениях с учителями; 12 - самочувствие, 13 - активность, 14 - настроение; 16 -
личностная тревожность; 17 - самооценка.
Подростковая тревожность и механизмы ее возникновения носят противоречивый, конфликтный характер, закрепляясь в поведении, компенсации, способах защиты. Эти возрастные подростковые проблемы, совпадая с изменением социальной ситуации развития, новыми условиями
жизни в патронатной семье, могут проявляться «более кризисно», длительно и интенсивно [6; 8].
В целом, обобщая результаты исследования, мы сформулировали основные выводы.
1. Подростков - воспитанников детского дома отличает более высокий уровень общей школьной тревожности, переживания социального стресса и фрустрации потребности в достижении успеха, реактивной и личностной тревожности.
2. Подростков - воспитанников патронатных семей отличает более высокий уровень страха самовыражения, ситуации проверки знаний, несоответствия ожиданиям окружающих и низкой физиологической сопротивляемости стрессу.
3. В выборке подростков - воспитанников детского дома выявлены корреляции реактивной тревожности, депрессивности, астении, плохого настроения с переживаниями неудовлетворенности потребности в успехе, проблем в отношениях с учителями, тревоги в ситуациях проверки знаний.
4. В выборке подростков - воспитанников патронатных семей выявлены корреляции эмоциональных состояний (депрессии, астении и тревожности) с личностной тревожностью, «проблемы и страхи в отношениях с учителями» -с показателями самооценки.
Таким образом, результаты исследования выявили различия эмоциональной сферы и самооценки подростков из детского дома и патронатной семьи, тем самым подтвердив гипотезу. Полученные результаты могут быть востребованы специалистами, работающими в системе психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и оставшихся без попечения родителей
Список литературы
1. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. - М., 2003.
2. Егорова М.С., Миронова С.И. Психологическая готовность к материнству девушек, воспитанниц интернатных учреждений // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 4. - С. 79-86.
3. Лангмейер И., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984.
4. Ослон В.Н. Последствия возвратов из замещающих семей (по результатам прикладного исследования) // Детский дом. - 2009. - № 4.
5. Ослон В.Н. Эколого-динамический подход к психологическому сопровождению замещающей семьи // Психологическая наука и образование. -2011. - № 1. - С. 27-37.
6. Ослон В.Н., Косьянова Е.В. Влияние травмы сиротства на аффективноличностную сферу подростка в условиях родственной и неродственной опеки // На пороге взросления: сб. науч. ст. МГГПУ. - М., 2011. - С. 227-238.
7. Печникова Л.С., Жуйкова Е.Б. Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений // Психологические исследования [Электронный ресурс]: Электрон. науч. журн. - 2008. - № 2(2). - URL: http://psystudy.ru.
8. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - (Сер. «Детскому психологу»).
9. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 3. - С. 5-12.
10. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Психология сиротства. - СПб.: Питер, 2005. - 406 с.
11. Соломатина Г.Н. Психологические барьеры, возникающие в патронатной семье в период адаптации // Детский дом. - 2009. - № 33(4). - С. 21-26.
УДК 159.922.6
А.Г. Радостева РОДИТЕЛЬСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ЯВЛЕНИЕ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ
PARENTING AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON. THE FACTORS INFLUENCING ITS FORMATION
Практически каждый человек когда-то становится родителем. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы воспитания детей формируется под влиянием самых различных факторов. Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли в свою очередь определяют состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений. Рождением, воспитанием и обеспечением психического, физического и социального благополучия детей занимаются в первую очередь родители. Поэтому психологические и социальные проблемы родительства становятся приоритетным направлением научных исследований и практической работы.
Ключевые слова: родительство, родительские установки, готовность к родительству, семья.
Almost everyone at one time becoming a parent. Readiness for parenthood, parent awareness of themselves and how parenting is influenced by various factors. The quality of education, informed parental role performance, in turn, determines the state of society, the institution of the family and psychological health of the individual generations. Birth, education and the provision of mental, physical and social well-being of children is primarily the parents. Therefore, psychological and social problems of parenthood -become a priority area of research and practical work.
Key words: parenting, parental attitudes, readiness for parenting, family.
© Радостева А.Г., 2013