References
1. Bolonskaya deklaratsiya ot 19 iyunya 1999 goda [Bologna Declaration of 19 June 1999]. (In Engl.). Available at: http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/documents/mdc/bologna_declaration1.pdf (accessed 25.09. 2016).
2. Goryunova L.V. Sostavlyayushchie professional'noy mobil'nosti sovremennogo spetsialista [The components of the professional mobility of a modern specialist]. Estestvoznanie i gumanizm. Sbornik nauchnykh trudov [Natural science and humanism. Collection of scientific works]. The editor-in-chief N.N. Ilyinskih, Tomsk, TGU Publ., 2005, vol. 2, iss. 5, p. 8 (In Russ.).
3. Grushevitskaya T.G. Osnovy mezhkul'turnoy kommunikatsii. Uchebnik dlya vuzov [Basics of the intercultural communication. Textbook for high schools]. The editor-in-chief A.P. Sadohin. Moscow, UNITY-DANA Publ., 2003. 352 p. (In Russ.).
4. Dvoretskaya Yu.Yu. Psikhologiya professionalnoy mobil'nosti lichnosti. Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk. [Psychology of the professional mobility of the personality. Author's abstract of diss. PhD in psych. sci. diss.]. Krasnodar, 2007. 25 p. (In Russ.).
5. Dyunina V.N. Formirovanie professional'noy mobil'nosti studentov informatsionnykh spetsial'nostey v tekhnikume. Avtoref. diss. kand. ped. nauk. [Formation of the professional mobility of students in IT-specialties in technical schools. Author's abstract of diss. PhD ped. sci. diss.]. Nizhniy Novgorod, 2009. 25 p. (In Russ.).
6. Zeer E.F. Sotsial'no-lichnostnye kompetentsii i professional'naya mobil'nost' kak tselevaya orientatsiya obrazovani-ya [Social and personal competences and professional mobility as a goal orientation for education]. Sibirskiy peda-gogicheskiy zhurnal [Siberian pedagogical journal], 2009, no. 10. 72 p. (In Russ.).
7. Natsional'naya doktrina obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii. Odobrena Postanovleniem Pravitel 'stva RF ot 04.10. 2000 № 751 [National educational doctrine in Russian Federation of 4 October 2000, no. 751]. (In Russ.). Available at: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.htm (accessed 25.09.2016).
8. Odenbakh I.A. Akademicheskaya mobil'nost kak faktor sotsializatsii lichnosti studenta universiteta. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [The academic mobility as a factor for university students socialization. Author's abstract of PhD ped. sci. diss.]. Orenburg, 2011. 23 p. (in Russ.).
9. Polozova O.S. Akademicheskaya mobil'nost' v kontekste innovatsiy sovremennogo vysshego professional'nogo obrazovaniya [The academic mobility in the innovation context of modern higher professional education]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta [The Bryansk State University Herald], 2012, no. 1, pp. 43-47. (in Russ.).
УДК 37.013.42
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СРЕДСТВ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ
Мищенко Игорь Евгеньевич, аспирант, Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск, РФ). Е-mail: mischenko1991igor@mail.ru
В статье определена актуальность проблемы профилактики девиантного поведения курсантов и применения педагогического потенциала средств культурно-досуговой деятельности в процессе ее решения. Представлены характеристика культурно-досуговой деятельности на основе анализа философских, культурологических, педагогических исследований, определяющих ее потенциал в профилактике девиантного поведения курсантов. Девиантное поведение курсантов представлено как психолого-педагогическое и социально-культурное явление. Раскрываются виды девиантного поведения, к которым относятся: дезадаптивное, аутодеструктивное, делинквентное, аддиктивное, виоляционное. Определены цели и задачи культурно-досуговой деятельности в аспекте профилактики девиантного поведения курсантов. Дается определение средствам культурно-досуговой деятельности в аспекте профилактики девиантного поведения курсантов как способам передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров и др.) в целях оказания
положительного влияния на процессы обучения, воспитания и социализации личности. Раскрыто, что педагогический потенциал средств культурно-досуговой деятельности есть совокупность содержательных и методических свойств средств культурно-досуговой деятельности, позволяющих оказывать образовательное, воспитательное и социализирующее воздействие на курсантов, проявляющих девиантное поведение. При этом к содержательным свойствам относятся включенность в деятельность любительских творческих объединений, оптимизация социокультурного пространства вуза и система военно-патриотического воспитания. Методические свойства средств культурно-досуговой деятельности представлены проектированием индивидуально-коррекционных карт досуга группам риска, проявляющим признаки девиантного поведения. В статье делаются выводы о возможности нивеляции проявлений девиантного поведения курсантов при использовании потенциала средств культурно-досуговой деятельности.
Ключевые слова: курсанты, девиантное поведение, профилактика девиантного поведения, культурно-досуговая деятельность.
PEDAGOGICAL POTENTIAL FUNDS OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES TO PREVENT THE DEVIANT BEHAVIOR OF MILITARY UNIVERSITY STUDENTS
Mishchenko Igor Evgenyevich, Postgraduate, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts (Chelyabinsk, Russian Federation). E-mail: mischenko1991igor@mail.ru
The article defines the urgency of the problem of prevention of deviant behavior of military university students and the application of pedagogical potential means of cultural and leisure activities in the process of solving it. The characteristics of cultural and leisure activities based on the analysis of philosophical, cultural, pedagogical research, determine its potential in the prevention of deviant behavior of military university students. Deviant behavior of military university students is presented as psychological-pedagogical and socio-cultural phenomenon. It discloses types of deviant behavior, which include: disadaptive, autodestructive, delinquent, addictive, violation. The aims and objectives of the cultural and leisure activities in the aspect of prevention of deviant behavior of military university students. The definition of the means of cultural and leisure activities in the aspect of prevention of deviant behavior of military university students as a way to transfer content (ideas, scientific views, events, facts, images of works of art, life examples, etc.) in order to provide a positive influence on education processes, training and socialization of the personality. It is disclosed that the pedagogical potential of the cultural and leisure activities is the totality of substantive and methodological tools of properties of cultural and leisure activities that allow to provide educational, training and socializing influence on military university students exhibiting the deviant behavior. At the same time, a substantial properties include involvement in the activities of amateur art groups, optimization of socio-cultural space of the military university and the system of military-patriotic training. Methodical property means cultural and leisure activities are presented in designing individual correctional cards of leisure risk groups, shows signs of deviant behavior. The article concludes conclusions about the possibility decrease manifestations of deviant behavior of military university students when using the potential of the cultural and leisure activities.
Keywords: military university students, deviant behavior, prevention of deviant behavior, cultural and leisure activities.
В современном обществе все большее внимание уделяется развитию личности молодежи в аспекте будущей профессиональной деятельности, при этом акцент смещается с учебной деятельности и практической составляющей на
организацию самостоятельной работы, оптимизацию социокультурной среды вузов. В разделах мониторингов, ежегодно определяющих эффективность деятельности современных вузов, отводиться место определению создания социо-
культурной среды в вузе, однако данный раздел довольно формален. В то же время в современных диссертационных исследованиях (за последние три года более 150) доказывается высокая степень эффективного влияния социально-культурной деятельности на различные аспекты формирования личности молодежи. В теоретико-практических исследованиях уделяется внимание культурно-досуговой деятельности как части социально-культурной.
Значимо, что культурно-досуговая деятельность представляет собой совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия. Данная деятельность обладает исключительными возможностями самореализации, индивидуализации и социализации личности.
С позиции социологических и психологических исследований за последние годы усиливаются виды отклонений в развитии личности молодежи (более 25 работ), проявлении девиаций. Проблема девиантного поведения курсантов выступает значимой, поскольку от будущей профессиональной деятельности данной социальной группы зависит развитие социокультурной ситуации в России в целом. Проявления девиантного поведения курсантов связаны со снижением качественного состава Вооруженных сил и общей педагогической культуры офицерского корпуса -с одной стороны, и несоответствием содержательных элементов воспитания и культурно-досу-говой деятельности современным требованиям общества и военного дела - с другой.
Социально-культурная замкнутость самих военных вузов, отсутствие предоставления широких возможностей развития культуры курсантов в досуговой деятельности обостряет обозначенную проблему и определяет поиск путей ее разрешения через выявления потенциальных возможностей обеспечения эффективной профилактики девиантного поведения курсантов в системе государственно-патриотического, военно-профессионального, нравственного, правового, эстетического, физического и других видов воспитания курсантов в целом.
В исследовании профилактики девиантного поведения курсантов мы определяем ведущим фактором применение педагогического потенциала средств культурно-досуговой деятельности.
Анализ философских, культурологических, педагогических исследований культурно-досуго-вой деятельности позволил выявить ее характеристики, отражающие педагогический потенциал в решении проблемы профилактики девиантного поведения курсантов:
- целостность, историческая обусловленность и социальная основа (философский контекст: И. Кант, И. Гердер и др.);
- механизм социально-культурной активности, условия мотивационного выбора деятельности, предмет деятельности специальных учебных заведений и организаций культуры; процесс и результат свободной деятельности человека (культурологический контекст: Г. А. Аванесова [1, с. 13], В. Е. Новаторов [6], Ф. Х. Попова [7] и др.);
- сфера жизнедеятельности, направленная на формирование личности, ее способностей, системы ценностных ориентаций и др.; определяет возможности самореализации, индивидуализации и социализации личности; творческая деятельность (педагогический контекст: В. И. Гладилина [3], В. Я. Суртаев [11], А. В. Соколов [9, с. 96], Ю. А. Стрельцов [10] и др.).
Педагогический потенциал средств куль-турно-досуговой деятельности применяется в отношении девиантного поведения, которое представляет собой психолого-педагогическое и социально-культурное явление, проявляющееся в отклонении личности от социально-культурных и психолого-профессиональных норм и ценностей, сопровождаемое действиями и поведением, влияющим на нарушения в социализации и самореализации личности.
Следует отметить, что каждая возрастная группа, а так же группа, имеющая особенности профессиональной деятельности, гендерного развитии, этнокультурной специфики может проявлять различные виды девиантного поведения. Анализ теоретических исследований и практики воспитательной работы в военном вузе позволил выделить следующие виды девиантного поведения курсантов: дезадаптивное (постоянная конфликтность, напряженность, замкнутость, слезливость, разочарования и нежелания служить и др. Особенно подвержены проявлению данного вида отклоняющегося поведения курсанты, в чьих семьях нет военнослужащих); аутодеструктивное (суицидальные наклонности, членовредительство, а также через деградацию личности, которая
проявляется как нежелание обучаться, снижение мотивации, потеря положительных морально-нравственных качеств и т. п.); делинквентное (неуставные взаимоотношения, дезертирство, самовольное оставление части, невыполнение приказа и т. д.); аддиктивное (курение, компьютерная зависимость, применимо к курсантам, проживающим вне казармы, и в редких случаях -алкогольная зависимость); виоляционное (англ. violation - нарушение не уголовно наказуемые нарушения требований общевоинских уставов, к которым относятся нарушение распорядка дня, нарушение формы одежды, курение в неположенном месте, нарушение дисциплины строя, нарушение дисциплины на занятиях, неопрятный внешний вид и т. п.).
Отсюда целями культурно-досуговой деятельности в аспекте профилактики девиантного поведения курсантов становятся формирование перфекционистских личностных качеств, среди которых - честь, долг, верность Отечеству, патриотизм и др.; популяризация творческой деятельности, обеспечение культурного роста курсантов; сохранение и передача культурного и исторического наследия, а также армейских традиций и ритуалов; формирование истинных духовных ценностей средствами культуры [2].
Достижение целей культурно-досуговой деятельности обусловлено выполнением ее задач, которые опираются на требования, разработанные А. Д. Жарковым и В. М. Чижиковым, к эффективному использованию средств культурно-досуговой деятельности:
- воспитание личностных качеств патриотической направленности, гордости за принадлежность Вооруженным силам Российской Федерации;
- формирование готовности выполнять приказы командиров и начальников, требования воинских уставов, следовать законам Российской Федерации;
- привлечение курсантов к творческой жизни ввуза, совершенствование их эстетических качеств;
- организация культурного досуга военнослужащих с учетом их интересов и предпочтений в целях поддержания их морально-психологического состояния на высоком уровне [2, с. 54; 5].
- способствование культурному обогащению курсантов через произведения искусства (живописи, музыки, литературы, кинематографа и т. д.);
- применение исторического и культурного наследия народов России в процессе сплочения многонационального армейского коллектива;
- профессиональное совершенствование работников культуры в целях учета современных тенденций и направлений культуры и искусства.
Структура культурно-досуговой деятельности насчитывает 30 видов деятельности, которые подразделяются на индивидуальные, групповые и массовые формы. И четыре родовых метода культурно-досуговой деятельности: в драматургии программ - метод монтажа, в режиссуре программ - методы: иллюстрирования, театрализации и игры. В структуре культурно-досуговой деятельности три типа структурных элементов: информационно-просветительные, художественно-публицистические и культурно-развлекательные программы. Основополагающим в классификации структуры культурно-досуговой деятельности положен следующий фактор: степень взаимного участия и ее протяженность во времени [4].
В своем исследовании Е. И. Григорьева рассматривает средства культурно-досуговой деятельности как «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности [8, с. 28]. В рамках данного понимания средств культурно-досуговой деятельности они подразделяются на устные, печатные, наглядные, технические художественные, комплексные.
Н. И. Резник в «Справочнике офицера-воспитателя» классифицирует культурно-досуго-вую деятельность в военном вузе следующим образом: организационные формы информационного характера; просветительского характера; формы культурно-досуговой деятельности, активизирующие личность; познавательно-развлекательные мероприятия; мероприятия, пропагандирующие положительный образ современника; протяженные во времени; камерные формы общения; организационные формы, направленные на борьбу с негативными сторонами службы [2, с. 308-309]. Исследователь определяет прин-
ципы организации культурно-досуговой деятельности: практико-ориентированный; нормативный (выбор форм, методов и содержания согласно нормативным документам, условиям военной службы и категориям военнослужащих); непрерывность, систематичность, планомерность; научная обоснованность содержания мероприятий; дифференцированного содержания; актуальности; участия [2, с. 192].
Средствами культурно-досуговой деятельности в аспекте профилактики девиантного поведения курсантов выступают пути и способы передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров и др.) в целях оказания положительного влияния на процессы обучения, воспитания и социализации личности.
Педагогический потенциал средств культур-но-досуговой деятельности есть совокупность содержательных и методических свойств средств культурно-досуговой деятельности, позволяющих оказывать образовательное, воспитательное и социализирующее воздействие на субъекта (курсантов, проявляющих девиантное поведение).
К содержательным свойствам средств культурно-досуговой деятельности относятся:
- включенность в деятельность любительских творческих объединений, активизирующих творческую атмосферу, способствующую реализации творческого потенциала курсантов и направленных на расширение межличностных связей на основе общих интересов, что способствует процессу разрыва нежелательных контактов, влияющих на проявления девиантного поведения. Культурное обогащение и восполнение потребности в проведении досуга способно поддерживать истинные нравственные и социально значимые ценности, формировать умение давать здоровую оценку поступкам сослуживцев, что связано с методом опосредованного педагогического воздействия;
- оптимизация социокультурного пространства вуза с учетом направленности культурно-досуговой деятельности на снятие физического и нервного напряжения, стресса средствами культуры и искусства; организации просветительской работы и интерактивных форм как передачи профессиональных и общекультурных знаний;
- система военно-патриотического воспитания как организованная, целенаправленная дея-
тельности по формированию и развитию у курсантов готовности и способности к службе, воспитанию верности боевым и героическим традициям, сознательного и добросовестного выполнения воинского долга в ходе служебно-боевой деятельности, что связанно с формированием позитивных мировоззренческих взглядов и позиций по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам; важнейших духовно-нравственных, деятельностных качеств курсанта (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и др.).
К методическим свойствам средств куль-турно-досуговой деятельности относятся проектирование индивидуально-коррекционных карт досуга группам риска, проявляющим признаки девиантного поведения. Индивидуальная в работа велась с учетом особенностей личности каждого курсанта, с ориентацией на успешную его адаптацию и нивеляцию признаков девиантного поведения на основе изучения личности как психологами, так и экспертной группой командного состава, с учетом психолого-педагогических рекомендаций по изменению и коррекции личностных качеств, обуславливающих дезадаптацию курсанта.
При групповом методе проектирования ин-дивидуально-коррекционных карт главным принципом является сознательное и целенаправленное использование всей совокупности взаимодействий, возникающих внутри группы между ее участниками, то есть групповой динамики, использующихся в целях профилактики девиант-ного поведения. При этом группу составляют в основе своей курсанты не проявляющие признаков девиантного поведения, а корректируемый индивид определяет свою деятельность относительно коллектива.
Индивидуально-коррекционные карты досуга содержат рекомендации по посещению до-суговых мероприятий, общественных объединений и т. п. относительно интересов курсантов и необходимости корректирования того или иного проявления девиантного поведения через определенные сферогруппы: развитие познавательных процессов личности; развитие мотивационной
и эмоциональной составляющей личности; развитие межличностных отношений; обеспечение личностного роста и формирование Я-концепции, самосознания, мировоззрения; развитие и коррекция профессионального становления.
Следовательно, профилактика девиантно-го поведения курсантов средствами культурно-досуговой деятельности связана с анализом включенности курсантов в культурно-досуговую
деятельность в целом, нивелируемых качествах личности курсантов, а также с коррекцией некоторых форм деятельности в аспекте профилактической деятельности. Педагогический потенциал средств культурно-досуговой деятельности определяет те содержательные и методические механизмы, которые обеспечивают эффективность профилактической деятельности в социокультурной среде вуза.
Литература
1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: учеб. пособие. - М.: АспектПресс, 2006. - 236 с.
2. Воспитательная работа в Вооружённых силах Российской Федерации: учеб. пособие / под общ. ред. Н. И. Резника. - М.: ЦТ МО РФ, 2005. - 344 с.
3. Гладилина В. И. Культурно-досуговая деятельность как средство самоутверждения и самовыражения личности подростка [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. - СПб., 2008. - 20 с. - URL: http://www.ceninauku.ru/page_17397.htm.
4. Ерофеева О. Г. Педагогические условия реализации конструктивной культурно-досуговой деятельности учащейся молодёжи: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. - М., 2013. - 23 с.
5. Культурно-досуговая деятельность: учебное пособие / под ред. В. М. Чижикова, А. Д. Жаркова. - М.: МГУК, 1998. - 461 с.
6. Новаторов В. Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития // Вестн. Омск. ун-та. - 1999. - Вып. 3. - С. 109-114.
7. Попова Ф. Х. Культурно-досуговая деятельность в контексте культурологического исследования: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. - Челябинск, 2004. - 22 с.
8. Современные технологии социально-культурной деятельности / под науч. ред. Е. И. Григорьевой. - Тамбов: Першина, 2004. - 512 с.
9. Соколов А. В. Социально-культурная система как пространство для реализации социально-культурной деятельности // Социально-культурная деятельность в образовательном пространстве: межвузов. сб. науч. и учеб.-метод. ст. / гл. ред. Е. Л. Кудрина; ред.-сост. В. В. Туев. - Кемерово: КемГУКИ, 2007. - С. 94-100.
10. Стрельцов Ю. А., Стрельцова Е. Ю. Педагогика досуга: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2010. - 307 с.
11. Суртаев В. Я. Социокультурное творчество молодежи: методология, теория, практика: моногр. - СПб.: СПбГУКИ, 2000. - 207 с.
References
1. Avanesova G.A. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost': Teoriya i praktika organizatsii. Uchebnoe posobie [Cultural and leisure Activities: The theory and practice of the organization. Manual]. Moscow, AspektPress Publ., 2006. 236 p. (In Russ.).
2. Vospitatel'naya rabota v Vooruzhennykh silakh Rossiyskoy Federatsii. Uchebnoe posobie [Educational Activities in the Russian Federation Armed Forces. Textbook]. Under total. ed. N.I. Reznik. Moscow, DH Russian Defense Ministry Publ., 2005. 344 p. (In Russ.).
3. Gladilina V.I. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost' kak sredstvo samoutverzhdeniya i samovyrazheniya lichnosti po-drostka. Avtoreferat diss. kand. ped. nauk. 13.00.05 [Cultural and leisure activities as a means of self-affirmation and self-expression ofpersonality of teenager. Author's abstract of diss. PhD in pedagogy. 13.00.05]. St. Petersburg, 2008. 20 p. (In Russ.). Available at: http://www.ceninauku.ru/page_17397.htm (accessed 14.07.2016).
4. Erofeeva O.G. Pedagogicheskie usloviya realizatsii konstruktivnoy kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti uchashcheysya molodezhi. Avtoreferat diss. kand. ped. nauk. 13.00.05 [Pedagogical conditions of realization of constructive cultural and leisure activities of young students]. Author's abstract of diss. PhD in pedagogy. 13.00.05]. Moscow, 2013. 23 p. (In Russ.).
5. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost'. Uchebnoe posobie [Cultural and leisure Activities. Textbook]. Ed. V.M. Chi-zhikova, A.D. Zharkov. Moscow, MSICA Publ., 1998. 461 p. (In Russ.).
6. Novatorov V.E. Sovremennye tekhnologii kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti: sostoyanie, problemy, perspektivy razvitiya [Modern technologies of cultural and leisure activities: status, problems and prospects of development]. Vestnik Omskogo universiteta [Bulletin of Omsk University], 1999, vol. 3, pp. 109-114. (In Russ.).
7. Popova F.H. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost' v kontekste kul'turologicheskogo issledovaniya. Avtoreferat diss. kand. kul'turologii. 24.00.01 [Cultural and leisure activities in the context of cultural studies. Author's abstract of diss. PhD in culturology. 24.00.01]. Chelyabinsk, 2004. 22 p. (In Russ.).
8. Sovremennye tekhnologii sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Modern technologies of social-cultural activity]. Under the scientific. ed. prof. E.I. Grigorieva. Tambov, Pershina Publ., 2004. 512 p. (In Russ.).
9. Sokolov A.V. Sotsial'no-kul'turnaya sistema kak prostranstvo dlya realizatsii sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Socio-cultural system as a space for the implementation of socio-cultural activities]. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' v obrazovatel'nom prostranstve. Mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh i uchebno-metodicheskikh statey [Socio-cultural activities in the educational space. Interuniversity collection of scientific and educational articles]. Ch. Ed. E.L. Kudrina; ed.-status. V.V. Tuev. Kemerovo, KemGUKI Publ., 2007, pp. 94-100. (In Russ.).
10. Streltsov Y.A., Streltsova E.Y. Pedagogika dosuga. Uchebnoe posobie [Leisure Pedagogy. Textbook]. Moscow, MSICA Publ., 2010. 307 p. (In Russ.).
11. Surtaev V.Y. Sotsiokul'turnoe tvorchestvo molodezhi: metodologiya, teoriya, praktika. Monografiya [Social and cultural creativity of young people: methodology, the theory, practice. Monography]. St. Petersburg, St.PSICA Publ., 2000. 207 p. (In Russ.).
УДК 378.096
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Мишова Валерия Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии автоматизированной обработки информации, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: valeriya_mishova@mail.ru
Огнева Элла Николаевна, доцент кафедры технологии автоматизированной обработки информации, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: ella@kemguki.ru
В последние годы российская система образования претерпевает глобальные изменения, в которых актуализируется проблема становления профессионального развития личности. В 2016 году был утвержден новый ФГОС ВО по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», в настоящее время на обсуждение профессиональной общественности вынесен проект нового стандарта, который предполагает ориентацию на профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». Каждое следующее поколение стандарта отличается от предыдущего более общими формулировками компетенций и дает вузам возможность готовить выпускников, которые будут конкурентоспособными и обладать теми компетенциями, которые являются актуальными с учетом изменений, постоянно происходящих на рынке труда.
Был проведен сравнительный анализ состава компетенций, представленных в стандартах третьего поколения по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», охарактеризована мотивационная структура личности студентов, необходимая для успешного формирования компетенций, проведено исследование студентов на наличие мотивационных профилей для освоения компетенций. Результаты исследования позволили сделать вывод, что при подготовке студентов направления «Библиотечно-информационная деятельность» требуется обеспечить их планомерное погружение в основы изучаемой профессии. Для успешного освоения студентами компетенций, заложенных