Т.П. Ромодина, А.А. Ерашева, Д.В. Дружинин
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
(г. Пермь)
Социально-культурное партнерство музея и школы на уроках истории
Школа сегодня является главным социальным институтом, обеспечивающим систематический образовательные и воспитательные процессы. 2015 год стал поворотным для основного общего образования в России, именно с этого года в обязательном порядке вводится федеральный государственный обр зовательный стандарт для данной ступени образования. Школьное образование должно способствовать достижению целого ряда результатов обучения: личностных, метапредметных и предметных [7]. Достижение результатов обеспечит формирование гармонично развитого
Внедрение музейных программ в систему школьного образования является оптимальным решением для повышения эффективности образования и воспитания. В России на 2014 год насчитывается больше 2500 фициальных музеев, показатель дельного веса посещений ста-ьно растет и составляет в 2014 69% от общей численности населения [5]. Данные показатели говорят о повышении интереса населения к музеям. Школа может использовать это в достижении своих целей.
Более того, многие музеи теперь заинтересованы в привлечении школьной аудитории и
гражданина РФ, который сможет ориентироваться в сложном и постоянно меняющемся мире. В связи с этим проблема исторического образования школьников стала предметом особо повышенного внимания, так как занятия по истории играют важную роль в достижении результатов образования.
По средствам классической классно-урочной системы можно добиться ряда результатов на уроках истории, но современные условия показывают, что ее уже недостаточно. Чтобы идти в ногу со временем, школе нужно искать новые механизмы воспитания и обучения. История, как предмет, непосредственно связанна с освоением ценностей родной культуры. По средствам восприятия образов прошлого, ребенок воспринимает также духовные, нравственные нормы, историю литературного и художественного творчества и т.д.
готовы содействовать в создании школьных музейных программ. В частности, Пермский краеведческий музей реализует целый ряд проектов, направленных на школьную аудиторию: «Первоклассные открытия» [6] - проект рассчитан на первый класс; «VI научно-практическая палеонтологическая конференция для школьников» [1] - рассчитана на школьную аудиторию и т.д.
Исходя из выше сказанного, можем сделать вывод, что музей сегодня, это не только учреждение, которое осуществляет хранение, комплектование, учет и представления памятников истории и культуры. Музей сочетает в себе методы и средства научной, художественной, социальной, воспитательной и просветительской работы. Музей содержит в себе огромный духовно-нравственный потенциал, но он в полной мере не используется обществом. Обычно, мы привыкли посещать музеи в ка-
УДК 93(07)+069.12
В статье приведена информация о роли социально-культурного партнерства между музеем и школой на базе уроков истории. Также приведен ряд проектов г. Перми, которые реализуют взаимодействие школы и музея. Сделан вывод о необходимости развития данной отрасли. Ключевые слова: социально-культурное партнерство, музеи, образование, преподавание истории.
T.P. Romodina, A.A. Erasheva, D.V. Druzhinin
Perm State Humanitarian Pedagogical
University
(Perm)
Socio-cultural partnership museum and school history lessons
Abstract: The article presents the role of school-to-museum socio-cultural partnership based on history lessons. Some of the school projects are mentioned to show the cooperation between schools and museums. Such a partnership is needed to be developed by all means. Keywords: socio-cultural partnership, museums, education, teaching history
Ерашева
Анастасия Александровна,
магистрант Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Пермь)
Ромодина Татьяна Павловна,
магистрант Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Пермь)
Дружинин Данила Вячеславович,
магистрант Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Пермь)
честве развлечения, не воспринимая его образовательную и воспитательную функции. Для среднестатистического посетителя приоритетной позицией является сам факт посещения музея, а не изучение его содержательной составляющей. В частности, дети, даже вместе со взрослыми, не могут самостоятельно «прочувствовать» атмосферу и суть всего того, что может предложить музей. В итоге, проблема заключается в том, что между музеем и посетителем диалог не налажен, так как посетители не имеют полноценного опыта общения с современным музеем, а музей не может реализовать одну из главных задач -образовательную.
Решение данной проблемы мы видим в социально-культурном партнерстве музея и школы. Взаимодействие школы и музея сегодня осуществляется, но зачастую это носит распыленный характер, школа привлекает музей от случая к случаю. Данные условия не позволяют сформировать целостную систему отношений. Как результат, образовательный потенциал музея не реализуется школой в полной мере. Школьники получают фрагментарные знания и не могут сопоставить теоретические знания с практическим опытом, представленным в музеях. Посещение музея может иметь даже отрицательный результат, запутать школьника, повести по неверному пути.
О взаимодействии школы с разными гранями общества на базе социально-партнерских отношений говорят довольно давно. Социальное партнерство понимают по-разному, точного определения нет. Ряд исследователей считают, что это метод урегулирования конфликтных ситуаций [4, с. 5]. Другие определяют социальное партнерство как некий социальный процесс [4, с. 6]. Н.Б. Крылова видит социальное партнерство, одним из
участников которого является школа, как «способ организации совместной деятельности, которая выражается на базе развитых разнообразных форм сотрудничества по целенаправлению: сотрудничество в социальной сфере, в правовой сфере и информационно-образовательном пространстве школы» [3]. Таким образом, можно заключить, что социальное партнерство - это некий процесс, направленный на решение определенных социальных задач и предполагают, как взаимные выгоды, так и взаимную ответственность. Мы предлагаем взаимодействовать школе и музею не только в рамках социального партнерства, но и привлекать культурный аспект, так как музей имеет огромный потенциал в способствовании формированию культурных ценностей школьника, следовательно, достижению ряда личностных результатов. Уроки истории могут стать отличной площадкой для взаимодействия.
Примером такого взаимодействия может служить разработанная в музее археологии и этнографии (МАЭ) Пермского Предуралья методика проведения экскурсии для слабовидящих и незрячих детей [2, с. 11]. Данная методика реализуется для 1-5 и 7 классов ГКБС(К)ОУ «Школы-интернат для незрячих и слабовидящих детей» г. Перми. Она полностью учитывает специфику образовательного учреждения, опирается на тактильные и слуховые ощущения экскурсантов. Благодаря этому ребята могут по-новому оценить древнюю историю родного края, даже представить те предметы, которыми пользовался древний человек и прожить его день. Результатом такой работы являются: школьники ближе знакомятся с культурой и историей Пермского края, развивают способность целостно воспринимать мир в соответствии с сегодняшним уровнем развития историче-
ской науки, развивают коммуникативные навыки и т.д.; школа расширяет свои возможности для достижения результатов образования и воспитания; музей получает новый круг посетителей, реализует свой образовательный потенциал. Подобная практика должна иметь продолжение и развитие.
Важно учитывать системный подход в осуществлении социально-культурного партнерства музея и школы. Каждый шаг должен быть направлен на достижение определенного результата, в совокупности вести к достижению поставленной цели. Мы предлагаем последовательное знакомство школьников с музеем на уроках истории.
Первая ступень - начальный мониторинг знаний о родном крае. Это позволит оценить уровень, с которым ученики вступают в программу взаимодействия с музеем.
Вторая ступень - знакомство, когда участники обсуждают необходимость взаимодействия, выбирают наиболее эффективные формы сотрудничества, чтобы каждый, а в частности, ребенок мог максимально проявить себя, реализовать свои способности, получить новые знания.
Третья ступень социально-культурного партнерства музея и образовательного учреждения -проектирование. На этом этапе создается образовательная модель, согласуются мотивы, цели и задачи музея и школы. Решают
юридические вопросы. Начинают прямое партнерство.
Четвертая ступень - само партнерство. Когда стороны входят в долгосрочные отношения на добровольном и взаимном участии, а также ответственности. Именно от данного этапа зависит уровень и качество достигнутого результата. Но стоит понимать, если не проработать два предыдущих, это напрямую скажется на итоговой ступени социально-культурного партнерства.
Пятой ступенью будет конечный мониторинг знаний, чтобы определить, насколько эффективным оказалось сотрудничество, как изменилось восприятие истории родного края учениками.
Социально-культурное партнерство школы и музея на уроках истории может способствовать достижению целого ряда результатов. Во-первых, правильное восприятие истории, соответствие теоретического и практического знания, целостное представление о традициях, культуре, духовной жизни общества. Во-вторых, школьники в музее не зажаты в рамках одного вида деятельности, они являются соратниками и соучастниками исторического процесса. В-третьих, школа получает новый инструмент для достижения образовательных результатов. В-четвертых, музей получает новую аудиторию и возможность заинтересовать школьников на
дальнейшие посещения. Стоит добавить, что практика таких партнерских отношений присутствует, но в подавляющем большинстве еще носит эпизодический характер, хотя интерес общества к музею как к институту растет и, возможно, образовательные методики и программы, включающие в работу школы музей, войдут в повседневную практику.
Литература:
1. VI научно-практическая палеонтологическая конференция для школьников
http://www.museum.perm.rU/muzey/n ovosti/464 (дата обращения
05.10.2015)
2. Вострокнутов А.В. Вострокну-това Г.И. Археологические материалы и их зD копии в работе со слабовидящими и слепыми посетителями музея. // Вестник МАЭ. 2014. №4. С. 10-13.
3. Крылова, Н.Б. Школьный уклад: повышение качества жизни школы // Библиотека журнала «Директор школы». - 2010. - № 6. С. 87.
4. На пути к социальному партнерству. Развитие социально-трудовых отношений в современной России — от односторонне-командного управления к трехстороннему сотрудничеству. - М., 1993.
5. Отраслевая статистика Министерства культуры РФ. Музеи. http://mkrf.ru/upload/stats-web/index.html (дата обращения: 05.10.2015)
6. Первоклассные открытия http://www.museum.perm.ru/proekti/ aП/pervoЫassme-otkritiya (дата обращения: 05.10.2015)
7. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.