Научная статья на тему 'Самостоятельная деятельность как условие становления субъектов музейного пространства'

Самостоятельная деятельность как условие становления субъектов музейного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО МУЗЕЯ / СУБЪЕКТЫ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ / ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЕ ОБЩНОСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИНСТИТУТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Будай Лора Павловна

В статье рассмотрено понятие «самостоятельная деятельность»; этапы создания и реализации комплексной модели развития самостоятельной деятельности различных субъектов музейного пространства; мероприятия для специалистов музея, школьников, студентов, взрослых, предваряющие создание модели, в том числе подготовку к самостоятельной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная деятельность как условие становления субъектов музейного пространства»

РАЗДЕЛ IV

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ личности

УДК 371.485

Будай Лора Павловна

Соискатель Института теории образования и педагогики Российской академии образования, заместитель генерального директора государственного музея политической истории России, vosp_spbgu(a>,mail.ru, Санкт-Петербург

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА

Buday Lora Pavlovna

Applicant for academic degree candidate of science, deputy director of government Russia political history museum, vosp _spbgu(a),mail.ru, Sankt-Petersburg

«INDEPENDENT ACTIVITY» AS A CONDITION OF SUBJECTS OF MUSEUM SPACE CREATION

В условиях диверсификации образования востребованной в обществе стала творческая, самостоятельная мобильная личность, уверенно ориентирующаяся в быстро меняющейся ситуации и конкурентно способная на рынке труда. Согласно такому социальному заказу субъекты системы образования должны овладеть, прежде всего, умениями самостоятельно устанавливать приоритеты в своей собственной деятельности, ставить оперативные и стратегические цели и добиваться их достижения, то есть управлять собственной учебной и внеучебной деятельностью, становлением профессиональной деятельности.

Самостоятельность - один из важнейших показателей активности личности, способ формирования самостоятельности и активности личности, развития ее творческих способностей, условие становления, развития и самосовершенствования личности. Самостоятельную деятельность можно рассматривать в контексте переноса центра тяжести с заучивания какой-либо информации на приобретение опыта самостоятельного ее добывания и использования, на развитие инициативы, активности самой личности, ее конкурентоспособности в современном мире. Самостоятельная работа -способ активного, целенаправленного приобретения ребенком, молодым человеком, взрослым новых для него знаний, умений, навыков, компетенций без непосредственного участия в этом процессе преподавателей [4]; такая деятельность формирует механизмы самоуправления в собственном становлении и развитии [5].

Решить подобную задачу силами одного образовательного учреждения трудно. Однако с целью развития внутреннего потенциала личности к решению поставленной задачи могут быть привлечены не только образова-

тельные и воспитательные организации (дошкольные учреждения, школы, УДО, вузы и др.), но и институты, традиционно относящиеся к необразовательной сфере, однако имеющие в составе своих функций образовательный компонент и/или участвующие в воспитании личности (театры, музеи, библиотеки, общественные организации, молодежные движения, семья и др.). Одним из действенных механизмов формирования самостоятельной деятельности и условием саморазвития личности в условиях совместной деятельности различных социокультурных институтов, основаннных на принципах социального партнерства, является воспитательное пространство [1]. Целью нашего исследования является создание условий для самостоятельной деятельности личности в условиях формирования музейного воспитательного пространства. Музейное воспитательное пространство можно представить как преобразованную среду, субъектами которой выступают общности, сформированные для решения конкретных проектных задач, построенные в рамках события различных субъектов воспитания. При этом происходит взаимоприспособление и взаимообогащение общностей.

Механизмом создания музейного воспитательного пространства является взаимодействие музея с иными социокультурными институтами, осуществляющими образовательную, воспитательную деятельность. Социокультурные институты (учреждения культуры, учреждения основного и дополнительного образования, спорта и др.) составляют социальное окружение любого учреждения, в том числе музея. В совокупности они обеспечивают человеку пространство свободы и самоопределения в выборе конкретной деятельности и социальных ролей. Наиболее эффективные модели взаимодействия музея с иными социокультурными институтами, сформированными преимущественно на основе партнерства коллективов учреждений: музей - вуз, музей - общественная организация, музей - школа, проч.

Организация самостоятельной деятельности в условиях развития данных моделей - сложный, многомерный процесс, который включает в себя формирование мотиваций, позиции будущего субъекта взаимодействия [2]. Организация самостоятельной деятельности - это процесс взаимопонимания разных поколений, установление связей между свободой и ответственностью, согласование стремлений субъектов, построение «образовательной или воспитательной встречи-события» в воспитательном пространстве музея, где формируется, развивается самостоятельность личности.

В ходе исследования нами была разработана комплексная модель развития самостоятельной деятельности субъектов музейного пространства на территории музея, а также алгоритм создания и реализации модели: 1 этап

- усвоение специалистами музея цели и специфики самостоятельной деятельности субъектов, оптимизированной на решение конкретных задач;

2 этап - выбор критериев и показателей оптимальности решения поставленных задач; 3 этап - комплексная диагностика возможностей и интересов субъекта; 4 этап - выбор комплекса форм, методов, средств самостоятельной деятельности, наиболее эффективно решающих задачи развития

системы самостоятельной деятельности; 5 этап - обеспечение оптимальных организационно-педагогических условий для реализации программы развития самостоятельной деятельности (нормативно-правовое обеспечение самостоятельной деятельности; оптимизация дидактических условий; педагогическое сопровождение самостоятельной деятельности на основе увлечённости совместной творческой деятельностью); 6 этап - анализ решения задачи в соответствии с избранными ранее критериями оптимальности: положительная динамика активности субъектов в клубах и иных неформальных образований на территории музея; сохранение благоприятной эмоциональной атмосферы в детско-взрослых творческих группах, доброжелательных отношений со специалистами музея; оптимальный уровень самоопределения; профессиональная и социальная успешность молодежи.

Модель включает комплекс предварительных мероприятий для каждого субъекта модели. Так, специалисту музея с помощью, например, рекламы необходимо сформировать достаточную степень готовности потенциального субъекта музейного пространства к самостоятельной учебной или вне-учебной деятельности; осуществить планирование развития самостоятельной деятельности и контроля ее выполнения на той или иной экспозиции; создать библиотеку учебно-методической литературы (особое внимание электронным версиям); разработать необходимые системы тренингов или мастер-классов по организации самостоятельной деятельности, т. е. спланировать не только традиционные формы проведения занятий-экскурсий на экспозиции, но и свободное общение музейного специалиста, преподавателя, школьника или студента в пространстве экспоната или определенной экспозиции.

Создание системы предварительной подготовки к самостоятельной деятельности в музее предусматривает подготовку совместно сотрудниками музея и педагогами образовательных учреждений разнообразного дидактического материала, связанного с разработкой системы заданий на узнавание и воспроизведение информации; заданий на совершенствование продуктивной деятельности по заданному алгоритму: разработкой модели, схемы, карты, системы, подготовкой конкурсного задания, выставки, проч.; совершенствованием творческой деятельности: комплексный анализ системы, разработка системы деловых игр, творческого проекта и его реализация, курсовое и дипломное проектирование, проч.

Школьнику, студенту, взрослому как формирующемуся субъекту модели необходимо при подготовке к самостоятельной работе в музее освоить следующий алгоритм деятельности: определение цели самостоятельной работы; конкретизация проблемной или практической задачи; самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи; выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения); планирование (самостоятельно или с помощью музейного специалиста) самостоятельной работы по решению задачи; реализация программы выполнения самостоятельной работы;

самостоятельная деятельность должна сопровождаться непрерывным контролем и оценкой результатов. Каждый школьник, студент, взрослый должен быть обеспечен: индивидуальным планом на конкретное занятие или цикл занятий, возможностью выбора индивидуальной траектории на основе имеющихся предметных или тематических модулей, информационными ресурсами (справочники, индивидуальные задания, поддержка сайтов), методическим материалами, контролирующими материалами, временными ресурсами, консультациями сотрудников музея, возможностью публичного обсуждения результатов посредством участия в конкурсах, музейных или иных олимпиадах, конференциях, круглых столах, открытых публичных лекциях-беседах научных сотрудников музея или других специалистов по той или иной теме.

Самостоятельная работа наиболее эффективна в случае деятельности в музее творческих групп. Разработка единого задания группой прививает навыки группового творчества, что важно при подготовке молодых специалистов для современного производства, проектированием и внедрением которого заняты как теоретики, так и практики. Такой вид занятий подразумевает распределение ролей и оценку трудоемкости отдельных работ, требует от музейного специалиста дополнительных педагогических знаний в области деловых игр. Большое распространение получили деловые игры, имитирующие реальный жизненный (производственный, социальный, культурный) процесс; это увлекает даже студентов, становится для них своеобразным проектированием деятельности. Они легче приобретают знания, лучше понимают процессы, в которых участвуют; учатся отстаивать свою точку зрения, участвовать в общих дискуссиях. Большую роль здесь играют информационные компьютерные технологии и программные продукты, позволяющие влиять на процесс проектирования, позволяя, например, имитировать модели реальных процессов с учетом вероятностного характера окружающей реальности. Использование компьютерных технологий требует от музейного специалиста высокой подготовки в области современных информационных технологий.

Нами были выделены объективные педагогические закономерности организации самостоятельной работы потенциальных субъектов музейного воспитательного пространства: по мере освоения самостоятельной деятельности значение и объемы самостоятельной работы растут; творческая составляющая в самостоятельной работе имеет тенденцию к увеличению; в процессе организации самостоятельной работы возрастает потребность в тьютерах; тьютер - это педагог, музейный специалист, всегда готовый помочь каждому участнику творческой группы преодолеть индивидуальные затруднения; компьютерная поддержка организации самостоятельной работы становится абсолютно необходимой - как для оперативной выдачи заданий, так и для учета достижений.

Этапами развития самостоятельной деятельности формирующихся субъектов музейного пространства можно считать следующие: создание систе-

мы предварительной адаптации дошкольников, школьников и студентов к условиям музея и готовности к самостоятельной деятельности в музее; снятие психологического, эмоционального и физиологического напряжения в условиях учебной или внеучебной деятельности на территории музея; освоение системой заданий на усвоение и воспроизведение информации (работа по заданию педагогов с неадаптированной литературой, практические работы на экспозиции, презентация своей деятельности, проч.); развитие ценностных ориентаций; освоение системой заданий на продуктивную деятельность; формирование собственного подхода к творческой деятельности, индивидуального стиля; активное участие в работе детско-взрослых сообществ, проектных групп, проч.; создание условий в музее для презентации возможностей дошкольников, школьников, студентов, взрослых.

Нами были выделены три уровня самостоятельной деятельности формирующихся субъектов музейного пространства: репродуктивный (тренировочный), реконструктивный и творческий (поисковый).

1 уровень. Разработка тестовых заданий на готовность к самостоятельной деятельности - объективная оценка каких-либо знаний любого человека.

2уровень. Разработка заданий, направленных на освоение музейного пространства. Сборник «Игры народов мира», подготовленный творческой группой педагогов на основе музейных коллекций МАЭ, содержит задания для детей от 6 до 12 лет, их родителей и педагогов. Сборник включает в себя игры народов Америки, Африки, Китая, Японии, Кореи, Индии и т. д. и представляет взрослым и детям возможности для самостоятельного творчества. Пособие стало эффективным средством для преодоления пассивности детей, развития умения видеть и осваивать новое пространство. Педагогами и психологами было отмечено, что работа с пособием формирует следующие умения и компетенции:

— Концентрируется внимание, сосредоточенность.

Баг - Чал. ( Индия).

Самостоятельная творческая деятельность детей заключается в изготовлении пособий для игры: игровое поле, фигурки тигра и коз. Благодаря данной игре у детей развивается наблюдательность, память, образность мышления. Для игры используются знания, полученные на уроках по родному языку, труду, рисованию. Роль взрослого: объяснить правила игры, помочь в изготовлении пособий, показать возможности игрового материала. Рекомендуется для групп продленного дня, внешкольной работы, родителей с детьми.

-Происходит осмысление функций и технологии применения предмета.

Катящийся обруч. (Северная Америка).

Самостоятельность детей проявляется в умении изготовить нетрадиционное физкультурное оборудование - колесо-обруч с ручкой. Игра способствует также развитию физических способностей детей, умению ориентиро-

ваться в пространстве. Используются навыки, полученные на уроках труда и физкультуры. Роль взрослого: создать двигательную среду, познакомить с правилами игры, помочь в изготовлении пособия. Рекомендуется для игры на прогулках.

-Развивается фантазия, активизируется творчество.

Маски на пальцах. Художники. (Китай).

Самостоятельная творческая деятельность детей проявляется в изготовлении масок и разыгрывании любимых спектаклей, которые развивают образное мышление, будят воображение, любознательность, учат выразительности движений. Игра развивается по замыслу детей, но взрослый помогает распределить роли, показывает способы художественно-образной выразительности, демонстрирует приемы игры с персонажами. Дети представляют себя в определенной обстановке, костюме, в роли сказочного персонажа, участника какого - либо события. Самостоятельное творчество в условиях групповой игры воспитывает позитивные черты личности, формирует фантазию, влияет на словарный запас, выразительность речи, формируется связь художественного образа с повседневной жизнью детей. Используются знания, полученные на уроках родного языка, труда, рисования. Роль взрослого: помочь в изготовлении масок, показать, как разыграть спектакль, как организовать игру с масками (максимальное участие). Рекомендуется для уроков труда в начальной школе, для родителей с детьми.

- Формируются пространственно - временные представления.

Двойной мяч. (Америка).

Взрослые готовят пособия: мешочки, ворота, палки, объясняют правила игры. Дети самостоятельно следят за соблюдением правил. Игра помогает развивать зрительную память, наблюдательность, расширяет кругозор, укрепляет здоровье, двигательные способности. Используются знания, полученные на уроках физкультуры. Рекомендуется для групп продленного дня, родителей с детьми.

- Формируется умение действовать в команде.

Вытащи платок. (Азербайджан).

Самостоятельная организация двигательного досуга детей заключается в умении распределять роли, формировать команды, организовать соревнование, следить за соблюдением правил, подводить итоги, выявлять победителей. Игра дает выход двигательной активности, учит концентрировать внимание, помогает преодолеть молчаливость, застенчивость, способствует развитию физического потенциала каждого ребенка. Используются навыки, полученные на уроках физкультуры. Роль взрослого: создать двигательную среду, объяснить правила игры (минимальное участие). Рекомендуется: для внеклассной работы, родителей с детьми.

Игровая деятельность для индивидуальных и групповых субъектов.

Игра - самое древнее изобретение в истории человечества, занимает в жизни ребенка - дошкольника особое место. Прежде всего, игра предоставляет возможность выбора нового поля творчества для ребенка. В этом

возрасте дети всегда готовы принять игру, поверить в сказочность происходящего, вообразить невиданное, фантазировать. Музей при таком подходе выступает как новая интересная задача, которую предстоит решить в будущем. Подготовка к посещению музея для ребенка начинается незаметно для самого ребенка через сюжетно-ролевые игры. Игра и творчество в дошкольном возрасте взаимосвязаны. Играя, ребенок познает мир и чувствует себя в нем комфортно. Закрепление знаний и впечатлений, полученных от посещения музея обязательно для детей всех возрастов. В их процессе дети приобретают не только новые знания, но и новые навыки жизнедеятельности. Главная задача при этом - чтобы впечатление от посещения музея стало событием в жизни ребенка.

Рисование имеет важное значение в реализации жизненных интересов ребенка, воображаемых и переживаемых им ситуаций. Рисование в этот период жизни можно охарактеризовать как игровую деятельность. Вплоть до подросткового возраста эта деятельность возникает не потому, что он стремиться сделать работу, а в силу того, что этого требует его эмоциональная жизнь. В процессе рисования ребенок познает мир, создает среду своего ближайшего и понятного ему окружения, решает проблемы, связанные с его внутренними переживаниями, и просто учится, узнает новое, приобретает необходимые для жизни навыки. Для маленького художника важно вообразить то, о чем собираешься рассказать в рисунке. Почву для впечатлений, для образов и мотивации в творчестве создает музейная среда.

Лепка. Работа с глиной, пластилином, тестом.

Таблица 1 - Формирование самостоятельной деятельности различных субъектов музейного пространства в игровой деятельности на территории Музея Антропологии и Этнографии (Кунсткамеры) РАН

№ п\п Название программы или проекта Основные виды мероприятий в музее Виды самостоятельной деятельности Участники программы -социальные партнеры

1 2 3 4 5

Субъект самостоятельной деятельности - дошкольники, их родители, воспитатели

1 Сказки народов мира Выставка работ в МАЭ и РЭМе. Совместно с родителями рисунки, лепка, аппликация МАЭ, ОУ, НМЦВО

2 Праздник «Троицы» Выставка «Женщина и магия» Подбор стихов, постановка танцев, русские народные игры, пословицы, поговорки. МАЭ, ОУ, НМЦВО

о Э «Петербургские салоны» Использование основных экспозиций МАЭ Подбор стихов, постановка танцев, изготовление костюмов, инсценировки МАЭ, ОУ, НМЦВО

Окончание таблицы

1 2 3 4 5

Субъект самостоятельной деятельности -учащиеся начальных классов, их родители, учителя

1 Сказки народов мира. Выставка работ в МАЭ и РЭМе. Рисунки, лепка, аппликация (на заданную тему) МАЭ, ОУ, НМЦ ВО

2 «Петер- бургские салоны». Использование основных экспозиций МАЭ Подбор стихов, постановка танцев, изготовление костюмов, инсценировки МАЭ, НМЦ ВО,ОУ

3 «Прикосновение к Р. гЧ НОГТИ», Создание экспозиции «Ожившие •■ЖГПОНПТЫ» . . Мини-сочинение, выполнение творческих заданий МАЭ, НМЦ ВО, ОУ

Субъект самостоятельной деятельности —учащиеся основной школы, их родители, учителя

1 Тематические экскурсии. Использование основных экспозиций МАЭ Чтение рекомендуемой литературы, просмотр видеофильмов, подготовка сообщений, изготовлением элементов костюма МАЭ, НМЦ ВО, ОУ, дтю во

Субъект самостоятельной деятельности -учащиеся средней школы, их родители, учителя

1 Тематические экскурсии с включением театрализации на экспозициях. Использование основных экспозиций МАЭ Чтение рекомендуемой литературы, подготовка сообщений, просмотр видеофильмов, изготовление костюмов, подбор стихов и музыкальных произведений, постановка танцев, театрализация МАЭ, НМЦ ВО, ОУ, ДТЮ во

2 У рок-экскурсия. «Японская поэзия 19 века». Использование основных экспозиций МАЭ. Экскурсовод-учитель. Знакомство со стихами японских поэтов 19 века, работа на экспозиции по подбору сюжетов и экспонатов, зарисовки, написание рефератов, составление цветочных композиций МАЭ, ОУ Кронштадт

3 Урок-эк-скурсия «Китайский Новый год. Год дракона». Использование основных экспозиций МАЭ. Экскурсовод-учитель. Чтение рекомендуемой литературы, подготовка сообщений, просмотр видеофильмов, работа на экспозиции, изготовление драконов, выставка работ в музее МАЭ, ОУ Петроградского р-на, Отдел образования Петроградского района.

4 Олимпиада по краеведению Чтение рекомендуемой литературы, посещение музея, знакомство с играми народов мира, просмотр видеофильмов МАЭ, ОУ ВО, НМЦ ВО, СПбГУ, музеи ВО.

Субъект самостоятельной деятельности - студенты

1 «Декоративноприкладное искусство народов мира». Освоение музейно-образовательной программы. Работа на экспозиции студентов специальности «Дизайн текстиля». Чтение рекомендуемой литературы, зарисовки на экспозициях, организация выставки, разработка ткани, изготовление коллекции, защита дипломов. МАЭ, УТ и Д.

Дошкольники в музейном пространстве в ходе игровой деятельности формируют новые ценности - здоровье, труд, любовь к Родине, желание узнавать и создавать новое, решать новые задачи, уметь отстоять свое мнение и постоянно расширять свой кругозор, сохраняя любознательность как можно дольше. Музей как место познания истории, искусства, творчества разных эпох и народов для ребенка может превратиться в удивительное место, где, благодаря игре и воображению, сказке, его личность воспитывает полезные навыки, расширяет жизненный опыт.

Школьники. Практика проведения рейтинговых мероприятий, олимпиад ориентирована на выявление знаний учеников уже приобретенных в курсе школьной программы, либо программы дополнительного образования. Участниками такого рода мероприятий становятся стабильно успевающие в школьной программе ученики. Основным направлением педагогического поиска является решение задачи целостного развития ребенка. Ребенку в этом возрасте необходим дух соревнования и успех. Главный результат не поражение или победа, а ощущение успеха каждым из участников. Олимпиада не экзамен, а проверка педагогом знаний, навыков и умений. На олимпиаде должно быть как можно меньше однозначных ответов и решений. Необходимо предоставить детям возможность проявлять творчество, умение работать в коллективе, слушать и слышать другого, сдерживать свои эмоции, искать и находить компромисс. Суть заданий должна быть ориентирована на создание ситуации, в которой ребенок мог бы почувствовать себя первооткрывателем, на создание атмосферы успеха. Успешным может быть каждый, а не только тот, кто дал правильный ответ. Иногда важнее не сама победа, а путь к ней. Поиск новых методов работы с детской аудиторией в музее в данном случае совпадает с усилиями школьных педагогов. Посещение музея не должно быть разовым по принципу «я здесь уже был». Цель новой методики - пробудить желание посещать музей. Воспитывать вкус к изучению богатого наследия прошлых эпох. Совместная работа школы и музея в проведении олимпиад во многом может способствовать решению этой задачи.

Активное применение профессиональных ситуаций в программах для студентов соответствует мировым тенденциям в образовательном процессе -актуализации практической направленности обучения [3]. Такие ситуации оживляют и обогащают учебный процесс, делают обучение творческим, наглядным, полезным и поучительным; они интересны студентам. Опыт решения подобных ситуаций затем легко переносится в практику. Программа, описанная выше, предусматривает знакомство с традиционными видами одежды народов разных стран. Название и основная идея занятия: «Одежда скрывает тело человека, раскрывая его душу». На основе музейных экспонатов раскрывается не только технология изготовления, но и происходит знакомство студентов с традиционным мировоззрением и духовной традицией того или иного народа. В ходе реализации программы студенты должны проследить взаимовлияние национальных культур, общение с соседни-

ми странами, иноземные завоевания - все то, что в той или иной степени отразилось в истории костюма. Четко представлять себе как природные и климатические условия влияют на вид одежды и ее функциональность. Занятия часто проходят в форме вопросов и ответов, поэтому требуется большая самостоятельная подготовка.

Видеолекции: лекция записывается на видеопленку. Она может быть дополнена мультимедиа приложениями, иллюстрирующими изложение лекции, что делает ее изложение более живым и привлекательным. Достоинством такого способа изложения материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к ней. Видеолекции могут быть представлены на видеокассетах или компакт-дисках.

Мультимедиа лекции. Для самостоятельной работы используются интерактивные компьютерные обучающие программы - учебные пособия, в которых материал благодаря использованию мультимедиа средств структурирован так, что каждый обучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию знакомства с материалом, удобный темп работы и способ изучения, максимально соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия. Обучающий эффект в таких программах достигается не только за счет содержательной части и дружеского интерфейса, но и за счет использования, например, тестирующих программ, позволяющих оценить степень усвоения или понимания материала.

В последнее время в музей нередко обращаются представители различных компаний, которые активно пропагандируют семейный отдых для своих сотрудников. Музей предлагает взрослым игру под названием «Кадры решают все». Игра командная. Перед началом игрокам объясняется, что им предстоит пройти по музейным залам с маршрутным листом в руках, настроиться на юмористический лад и в режиме веселой импровизации выполнить задания. Выполнить можно не все, а только те, которые вдохновят на самостоятельное творчество, но при этом нужно помнить, что другая команда стремиться к победе. Игрокам нужно придумать лозунг и памятник своей компании, нарисовать визитную карточку и нарисовать ее словесный портрет, придумать приз для трудоголиков, рассказать с любовью и благодарностью о своих орудиях труда. Предлагается написать письмо своему руководителю - критичное, просительное, в поддержку, придумать концовку анекдотов из прошлого. В Белом зале, где будут подводиться итоги игры, есть рояль и можно блеснуть своими талантами - спеть или исполнить танцевальную композицию.

Это программы, которые музей политической истории России предлагает посетителям разных возрастных категорий и которые позволят посетителям самостоятельно окунуться в историческую атмосферу двух последних столетий.

3 уровень. Научно-исследовательская работа школьников и студентов традиционно сводится к проведению научных семинаров, конференций, к выполнению учебно-исследовательских заданий, написанию курсовых и

дипломных проектов. Однако возможна организация групповой научно-исследовательской работы по типу обучения в сотрудничестве. Использование проблемных, поисковых методов позволяет перенести акценты с репродуктивных на творчески-познавательные методы деятельности.

Творческие проекты предполагают максимальную степень свободы. Они не имеют заранее определенной структуры. Куратор группы определяет общие параметры проекта, указывает оптимальные пути решения поставленных задач. Необходимым условием выполнения творческих проектов является четкая постановка планируемого результат, значимого для молодежи. Специфика музея предполагает интенсивную работу школьников и студентов с первоисточниками, с документами и материалами, не содержащими готовых ответов. Творческие проекты способствуют эффективной выработке навыков первоначальной обработки информации, работы с документами, умений обобщать и интегрировать полученную информацию. Реализация творческих проектов позволяет максимально раскрыть творческие возможности школьников и студентов и стимулировать их научно-исследовательскую работу. Местом для обсуждения концепции группового проекта или индивидуальных проектных работ, методов и способов организации учеб-но-познавательной деятельности и т. д. становится «дискуссионный клуб».

Исследовательские проекты отличаются четко поставленными актуальными и значимыми для участников целями, продуманной и обоснованной структурой, использованием научных методов обработки и оформления результатов. В работе важен принцип доступности содержания и методов исследования. Тематика исследовательских проектов должна отражать наиболее актуальные для современной науки и культуры проблемы, учитывать их актуальность и значимость для развития исследовательских навыков школьников и студентов. Самым простым способом решения данной задачи может стать подготовка к участию в научных конференциях с помощью электронной почты или телеконференции.

Эффективной формой организации научно-исследовательской работы студентов является проведение олимпиад, телевикторин и других активных творческих форм деятельности.

Государственный музей политической истории ежегодно открывает до 20 авторских и партнерских выставок. Любой субъект музейного пространства имеет возможность провести собственное исследование, чему способствуют научные подходы, как в создании экспозиций, так и многочисленных выставочных проектов. Треть субъектов музея составляют взрослые люди, которые привыкли знакомиться с историей самостоятельно, без помощи экскурсовода. Взяв за основу фразу «Музей - это территория публичного одиночества», научные сотрудники разработали ряд программ для различных категорий посетителей, предлагая буклеты, путеводители, навигаторы для самостоятельного освоения музейного пространства.

Одним из компонентов организации самостоятельной работы является система управления материалами, используемыми для организации само-

стоятельной работы. Она состоит из нескольких разделов: блок дисциплины, блок обратной связи и блок рейтинга. Блок дисциплины включает в себя материалы лекций, семинаров, проч. и определяется тематикой музейной экспозиции. В состав раздела входит блок проектов, который содержит методические рекомендации и требования к выполнению проектноисследовательских заданий. Блок обратной связи организован по принципу форума, где участники могут обмениваться мнениями, делиться опытом со сверстниками, и задавать интересующие их вопросы кураторам. Рейтинговый блок позволяет отследить усвоение того или иного материала, а также оценить самостоятельную исследовательскую деятельность (блок проектов).

Методическое обеспечение самостоятельной деятельности является, как отмечено выше, необходимым условием становления модели самостоятельной деятельности субъектов музейного пространства. Наибольшей популярностью пользуются путеводители для родителей с детьми младшего и среднего школьного возраста «Всей семьей в музей» - это серия интерактивных путеводителей, которая поможет выстроить диалог представителям разных поколений в музейном пространстве Государственного музея политической истории. Три эпохи - И. Сталина, Н. Хрущева, Л. Брежнева раскрываются с помощью путеводителя «Когда бабушка и дедушка были маленькие», «Когда бабушка и дедушка ходили в школу», «Когда бабушка и дедушка познакомились». Взрослые объясняют детям, что такое продуктовые карточки, как пользовались примусом, керогазом, керосиновой лампой. Рассказывают, в чем разница между коммунальной квартирой и бараком. Кто в то время возглавлял наше государство. Показывают первый спутник, вещи первого космонавта. Рассказывают о грандиозных стройках того времени, объясняют, что такое коммунизм, эпоха застоя, афганская война. На экспозициях можно посмотреть фильмы того времени, послушать музыку, анекдоты, стихи. Взрослым рекомендуется продолжить разговор с детьми дома у семейного альбома.

«поДумай» - интерактивный путеводитель для самостоятельной работы старшеклассников с уникальными документами по истории российского парламентаризма на выставке «Государственная Дума. Исторические параллели». Выставка в данном случае является лабораторией, где молодой человек может найти для себя ответ на вопросы: Участвуем ли мы в управлении нашей страной и каков механизм этого участия? Как работает парламент? Что значит выборы - ответственность или формальность? Учащимся предлагается идти по определенному маршруту, читать вопросы, находить планшет или витрину с указанным экспонатом, исследовать, отвечать. Задания предполагают делать аналитические выводы, отвечать творчески, мыслить самостоятельно или останавливаться на предложенных вариантах. На выставке есть экспонаты, которые являются символами парламентаризма. Здесь можно узнать, что такое парламентская культура, где проходили заседания депутатов Государственной Думы дореволюционного периода,

узнать, что входит в обязанности депутата, когда была принята Декларация о государственном суверенитете России, что означают слова референдум, дискуссия, форум. После проработки на выставке путеводитель может стать опорным конспектом по подготовке к экзамену. Кроме того, продолжая разговор о реформах, знакомя с избирательной системой на занятиях «Реформы и реформаторы» и «Мы выбираем - нас выбирают» предлагаем учащимся размышлять, самостоятельно делать выводы, формируем политическую, коммуникативную и эмоциональную культуру.

«Мы берем с собой в дорогу лишь всего...» - буклет с рисунками художников группы «Митьки» об истории паспорта в России и маршрутным листом по экспозиции музея для самостоятельного знакомства с экспонатами, раскрывающими тему становления личных свобод россиян. Посетители узнают, что история заграничного паспорта началась при Петре, им предлагается заполнить на свое имя паспорт образца 1879 г., узнать, что одним из первых удостоверений личности в 1918 г. стала «Трудовая книжка», заполнить графы анкеты для получения паспорта гражданина СССР. Это мероприятие пользуется большой популярностью у сотрудников миграционной службы, по просьбе которых мы проводим торжественное вручение паспортов на экспозициях музея со словами «Цените свободу, цените свой паспорт, вам ее гарантирующий».

Традиционная организация контроля самостоятельной работы: вопросы для самоконтроля и рекомендуемая литература, доклад, реферат, тест, самостоятельное исследование. Современные способы контроля: контроль и оценка со стороны кураторов; самоконтроль и оценка результатов собственной самостоятельной деятельности. Создание условий для работы смешанных проектных коллективов, работы временных творческих, конкурсных сообществ, работы клубов. Система оценки: рейтинг, портфолио, мониторинг личностного роста, самоидентификации.

Формирование системы контроля самостоятельной деятельности в музее: введение рейтинговой системы оценки самостоятельной деятельности школьников и студентов; формирование системы мероприятий (круглых столов, конкурсов, грантов, проч.), представляющих результаты деятельности молодежных сообществ.

Типичные затруднения и ошибки при организации самостоятельной деятельности школьников и студентов: по данным психологов [3] свыше 86% учителей считают своей основной функцией только передачу знаний; почти на 80% занятий в вузе преобладает монолог преподавателя; в итоге более 75% молодых людей предпочитают репродуктивные методы работы, связанные с передачей, воспроизведением информации; до 70% молодых людей нуждаются в четком планировании самостоятельной работы с помощью кураторов; куратор - компетентный консультант в организации самостоятельной деятельности, а не ее руководитель; успешность самостоятельной деятельности зависит от установки молодого человека и музейного специалиста-куратора на взаимное сотворчество, от способности

участников образовательного или воспитательного процесса к взаимному диалогу; недостаточное внимание к дидактическим условиям; отсутствие системы оценки самостоятельной деятельности; отсутствие системы предварительной подготовки к самостоятельной деятельности; игнорирование деятельности молодежных сообществ; особое внимание следует уделить мотивации на участие в самостоятельной деятельности; слабое методическое обеспечение самостоятельной деятельности; слабая административная поддержка самостоятельной деятельности; слабая материально-техническая база для развития проектирования и т. д.

Критерии эффективности самостоятельной деятельности: цели и задачи самостоятельной деятельности должны быть обусловлены интересами школьников и студентов, социокультурными возможностями музея, данной территории; оптимизация видов и форм самостоятельной деятельности должна строиться на принципах системности, целостности, непрерывности и рефлексивности; в музее должна осуществляться специальная подготовка кураторов самостоятельной деятельности; важнейшими критериями эффективности самостоятельной деятельности является самостоятельность личности школьника и молодого человека...

Сегодня самостоятельная деятельность школьников и студентов становятся одним из факторов успешности работы музея. Она реализуются в программах деятельности и проектах творческих коллективов музея, центров и клубов, общественных объединений и многих других творческих сообществ. Такая деятельность, с нашей точки зрения, будет способствовать совершенствованию системы воспитания в музее, формированию гражданской активности студенчества и взрослых посетителей в решении государственных проблем.

Библиографический список

1. Якушкииа, М. С. Музей как субъект развивающегося воспитательного пространства. [Текст] / М. С. Якушкина// Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально-педагогической реальности - М.: Институт теории и истории педагогики РАО, 2009. - С. 173-193.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Якушкина, М. С. Воспитательный потенциал самостоятельной деятельности студентов в вузе, студенческого самоуправления: анализ и перспективы. [Текст]/М. С. Якушкина//Выявление ресурсов повышения эффективности воспитания студентов в современных условиях: материалы международной научно-прак-тической конференции - М.: Академия труда и социальных отношений - Институт теории и истории педагогики Российской академии образования, 2008, С. 111-140.

3. Ковалевский, И. Организация самостоятельной работы студента [Текст]/ И. Ковалевский // Высшее образование в России - 2000, - С. 114-115.

4. Гарунов, М. Г. Самостоятельная работа студентов. [Текст]/ М. Г. Гарунов, П. И. Пидкасистый//- М.: Знание, 1978.

5. Проблемы активизации самостоятельной работы студентов. [Текст]// Материалы всесоюзного совещания-семинара. - Пермь: Изд-во ПГУ, 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.