К Попельск&й
Сошольно-ьультурноя перспеьтиВо Здоровья и болезни
Термин экзистенция как психологическое понятие определяет состояние жизни человека, характеризуемое многомерностью бытия, многонаправленностью становления и одновременно связанное с открытостью, свободой, тенденцией развития к... чему-то или к... кому-то, способностью к автодистанции и другим подобным качествам реальной жизни.
Динамическое единство и связь этих качеств и свойств определяется их личностно-субъективным характером. Он проявляется и выражается через измерение человеческой экзистенции, т.е. ее нужды и потребности, стремления и отношения, надежды и их исполнение. Эти черты связаны со специфическим человеческим измерением экзистенции, а также воплощением стремлений человека в контакте с социальной, культурной и экологической реальностью.
Происходит это при посредстве:
■ осознанной активности;
■ целенаправленной динамики
личностно-субъективных стремлений;
■ эмоционально-чувственных отношений;
■ интенциональных нужд и потребностей;
■ здоровой ноэтической динамики развития и мотивации.
Эта динамика характеризует экзистенцию в самой высшей ее форме фило генетического и онтогенетического развития, выражается в процессах ее «бытия и становления». Благодаря этим процессам происходит становление выражения и реализация экзистенции. В данной статье автор ставит целью приближение проблематики здоровья и болезни человека к ситуациям его реальной жизни, т.е. к обстоятельствам позитивных и негативных испытаний.
«Бытие» человека выражается в связи и через формы его онтологического статуса. Oно осуществляется в процессе реализации потребностей и активизации нужд, а также стремления к творческим и укрепляющим жизнь ценностям. Самостановление, а значит, выявление онтологически присущих человеку свойств, являет -
ся результатом процесса собственной активности и отношения к окружающему миру. Эти свойства благоприятно реализуются тогда, когда человек испытывает, воспринимает и переживает становление себя как процесс разностороннего развития, исполненного экзистенциональным смыслом и значением.
Развитие жизни имеет двойственный характер, определяемый:
■ количеством и качеством;
■ многомерностью и многонаправ-ленностью;
■ полнотой и неполнотой;
■ глубиной и поверхностностью;
■ позитивным и негативным;
■ прочностью и изменчивостью;
■ здоровьем и болезненностью.
Все это является факторами жизни и смерти.
Здоровье как факт и ценность жизни. Здоровье является качеством и экзистенциональной ценностью для человека. Оно выражает факт благополучия, многомерности бытия, мно-гонаправленности становления человека (физически, психически и ноэ-тически). Проявляется это в контексте социальных, культурных, экологических, экономических, политических и т.п. реляций. Тем самым факт здоровья принадлежит к наиболее сложным и экзистенционально важным критериям, определяющим качество жизни. Здоровье человека непосредственно способствует его жизни и как таковое является предметом индивидуальной и социальной заботы [11, 13, 15].
Здоровье человека является его природно-экзистенциональной сущностью, индивидуальным качеством, определяется глубоко переживаемыми ощущениями. В этом значении оно
принадлежит к основным личностным потребностям, нуждам и заботам.
Таким образом, здоровье относится к экзистенциально-ноэтическим ценностям и к позитивным качествам существования (экзистенции). Оно не имеет четкого характера локализации; человек как единство всегда болен и здоров одновременно.
Стремление к ценностям здоровья можно определить как тип жизненных потребностей, свойств, активностей, забот и предписаний, которые определяет человек для поддержания своего здоровья в некотором равновесии. Это касается как структуры его личности, так и его экзистенции в целом, т.е. взаимодействия с жизненной средой.
Сущностью человека являются потребности и стремления, понимаемые им при осознавании самого себя. Человек свободен, ответственен и обладает высокой степенью автономии и самостоятельности. Он имеет возможности творчества, направлен и открыт на все новое („Novum"). Поэтому в трудных ситуациях он нуждается в поддержке. Индивид естественным образом нуждается в бытии другого. Эта формула является не только формой рефлексии современной философии человека, но как результат психологических исследований — частью здорового мышления о себе самом и о другом. Этим другим является все то, что не является мной: от нано-величин к мета-отношениям. Без такого определения человек не может быть самим собой. Не может распознавать в самом себе сущностных атрибутов жизни.
Человеческие потребности, нужды, стремления и отношения. Потребностью является то, что проявляет многомерно организованный, многонаправленно функциональный био-пси-
хо-ноэтический организм человека. В зависимости от актуального биопсихического состояния человек имеет:
■ основные биологические потребности, свойственные определенному развитию;
■ исходные психические функции и возможности, характерные для определенного возраста;
■ специфические для человека потребности, нужды и стремления: например, свобода, любовь, достоинство и т. п.
Потребности и нужды, свойственные ноэтическому измерению личности, дают понимание и определяют характер деятельности человека. Они становятся опорой и источником силы при болезни и инвалидности человека. Если человек их не pазвивает и не использует, ему сложнее понять свою ситуацию, что сказывается в трудно -стях межличностных отношений и в отношениях с окружающими.
В процессе жизни человека потребности, стремления и нужды проявляются в целостности. Достигнув уровня и характера комплeментарных развивающих и интегрирующих воздействий, они создают специфическую мотивационную силу в жизни.
Экзистенция и ее специфические воздействия. Термин экзистенция в психологическом понимании определяет такой специфический вид жизни человека, который характеризуется «многомерностью бытия и мно-гонаправленностью становления», а также свободой, открытостью и развивающей тенденцией «к...» (чему-то и кому-то), автотрансценденцией и способностью к автодистанции. Такие черты имеют специфически человеческий характер, то есть «лич-ностно-субъективный». Специфика
лично-субъективнaя проявляется, выражается и становится реальностью благодаря ноэтическому измерению человеческой экзистенции, а также через понимание и стремление к естественным для человека проявлениям жизни, способствуя выражению в форме возможностей и компетенции развития.
Необходимо указать на значение и важность концептуальных достижений Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), дополнившей понимание здоровья в духовном измерении экзистенции. В 1998 г. ВОЗ модифицирует классическое биопсихосоциальное определение здоровья 1948 года. В новом понятии здоровье определяется как «динамичный стандарт комплексного физического, психического, духовного и социального благосостояния, а не только как отсутствие болезни» [4]. Следует обратить внимание, что «душевное» (т.е. ноэтическое измерение экзистенции) определяется здесь не как одна из многих корреляций, но как интегральная часть полного и целостного благосостояния человека (well-being) [4]. Тем самым мы расширяем понятие «здоровье» в специфическом (человеческом) измерении, которое с этого момента официально входит в структуры, определяющие человеческую экзистенцию [5].
Личностно-релятивное понятие проблематики здоровье—болезнь.
Цели люблинских (КУЛ) поисков и концептуализации проблематики здоровье—болезнь с самого начала были направлены на ее многомерное понимание и описание. Определение этой проблематики связано с антропологически-экзистенциальным представлением о человеке и его специфически
А -среда культурная Б -среда социальная В -среда природно-экологическая СЭ -многомерная личностно-субъективная экзистенци Измерения:
Н - ноэтическое -специфически человеческое
П -психическое -свойственно для человека
Ф\Б -физическо-биологическое -в смысле основное,исходное
^ х ^ х1 ^ х2 - динамичные показатели возможный положений и отклонений от
здоровья (+ -),учитывая измерение экзистенции Ф,П .Н.
•м- связи и реляции экзистенции СЭ с опред .средами жизни .Б .В )
- динамика-процессов жизни: здоровье (+), болезнь (-).
Рис. 1. Личностно-релятивная модель здоровья
нормальном и здоровом функционировании. В этом смысле, заболевает не только определенная структура организма, а всегда человек в его целостности.
В модели выделяем две целостности: личностный субъект (СЭ) и среда связи и отношений (А, Б, В). Дополнительно в модели указывается на трехмерную активность физического, психического и ноэтического «бытия и становления» человека (Ф, П, Н). Представленная модель определяет комплементарное и несколько модифицированное предложение теоретических формулировок,
разработанных в книге «ноэтическое измерение личности» [7].
Целость экзистенции, т.е. природные (=биологические), психические и личностные (= ноетические) свойства индивида, а также контекст среды тесно связаны и становятся основой для понимания модели здоровье — болезнь. На интро- и экстра-индивидуальную реакцию показывают стрелки на оси здоровье — болезнь (х^х1^ х2). На оси Ф, П, Н обозначены пункты и стрелки со знаком «плюс» (= стабильное здоровье) и «минус» (= нездоровье). Стрелки (^х^х!^х2) и их
отклонения имеют характер динамичных показателей в модели, которая демонстрирует динамику состояния здоровья и болезни в определенных измерениях экзистенции, а движение стрелки в середине модели показывает на источники здоровья или причины заболеваний.
Позиция х3 показывает на биоло-гическо-физические источники здоровья или болезни, позиция х2 — на психические причины здоровья или болезни, а позиция х1 — на ноэтичес-кие браки (пробелы, огрехи, недостатки), ведущие к недостаточному функционированию экзистенции.
Здоровье биологическое, психическое и ноэтическое как целостность входит в реляции широко понимаемой реальности: культурную (А), социальную (Б) и природную (В). Поэтому здоровье можно ощущать как многомерную реальность.
Эту реальность составляют физические, психические, ноэтические структуры. К примеру, можно сказать о физических ощущениях «мне больно», психических — «чувствую себя хорошо или плохо», при помощи ноэтических структур человек осознает и переживает тонкие причины душевных расстройств. Эти три структуры определяются как исходные и основные. Они функционируют всегда совместно. Каждое расстройство в одном измерении негативно влияет на целостность жизни человека, т.е. на многомерное его здоровье или болезнь, а также на его бытие и становление. Модель позволяет анализировать здоровье как динамичную систему, испытываемую личностно и реализующуюся по многим направлениям. Здоровье является ценностью, которую человек индивидуально испытывает и познает.
Подобным образом можно рас-
сматривать и болезнь в теоретической проблематике «здоровье—болезни». Психика является средой испытания стандартных проявлений здоровья (сравните возможность отклонений на оси х в модели, направление факторов заболевания (х -) и здоровья (х+).
Ноэтично-экзистенциальное здоровье в нашем понимании определяется как феномен экзистенции человека и является тем, что проявляется в его потребностях, нуждах, переживаниях, стремлениях, заинтересованности в отношениях и испытаниях. Все это определяет реальность происходящей жизни конкретного человека, а также его специфического функционирования и переживания самого себя. Это проявляется в:
■ био-психо-ноэтическом единстве и активности человеческой экзистенции;
■ выходе за рамки чисто биологической и психической активности человека;
■ познании и переживании;
■ проявлении специфически человеческой активности и возможности здоровой экзистенции.
Индивид испытывает свои способности и возможности посредством:
■ внутренних и внешних коммуникаций;
■ активности человеческих отношений в определенном социальном контексте;
■ целостности экзистенции и ее отдельных феноменов;
■ формы культурной, социальной жизни и экзистенциальной зрелости;
Эти факторы могут быть доступны в форме анализа общей динамики:
■ биологических условий функциональности;
■ психической способности и интеграции;
■ ноэтической зрелости и активности.
Реальность эту можно объективно наблюдать и субъективно переживать, а также непосредственно и опосредовано измерять. Всякого рода проявления потребностей и нужд, их поддержки и опоры, а также неудач и трудных ситуаций сталкиваются с конфронтациями в реальной жизни. С учетом частных и общих знаний об экзистенции человека, ее возможностях и развитии опасных патологий помощь таким людям становится проблемой, индивидуальным и социальным вызовом.
Подводя итоги, мы можем сказать, что и здоровье и болезнь — динамичная, временная и всегда личностно переживаемая реальность. Это многомерное явление укоренено в личнос-тно-субъективной динамике биопсихической экзистенции и становится общим важным качеством реальности развития здоровья в жизненных процессах человека. С одной стороны, оно носит характер нормы, является силой, служащей здоровью, а с другой — становится причиной болезни и патологий — предмета человеческих забот, потребностей, стараний, ответственности и надежд.
Литература
1. Boss M. Existential foundation of medicine and
psychology. New York: Londa, 1979.
2. Brzezinski J., CierpialkowskaL. (red.). Zdrowie
i choroba. Gdansk: GWP, 2008.
3. Frankl V.E. Homo patiens. Warszawa: Pax,
1984.
4. Health Promotion Glossary, Geneva: World Health Organization, Division of Health Promotion, Education and Communications, 1998.
5. Heszen I., Zycinska J. (red.). Psychologia zdrowia. W poszukiwaniu pozytywnych inspiracji. Warszawa: Academica SWPS, 2008.
6. Низарова И.Б. Здоровье занятого населения. M.: Макс npecc, 2007.
7. MapKOBa Н.Е., Римашевская H.M, Смако-тина Н.Л. Типология модификаций девиа-тного поведения в молодежных субкультурах // Народонаселение. 2010. № 1.
8. Медведева Е.И. Mapкетизация образования. Социалные и экономические проблемы. Коломна: МГОСГИ, 2010.
9. Oginska-Bulik n., Juczynski Z. (red). Osobowosc, stres a zdrowie. Warszawa: Difin, 2008.
10. Popielski K. (red.). Czlowiek - pytanie otwarte. Lublin: RW KUL, 1987.
11. Popielski K. (1993/I, 1994/II). Noetyczny wymiar osobowosci. Lublin: RW KUL.
12. Popielski K. Egzystencja: wzrastanie bio-psycho-duchowe. W: Kalinowski M. (red.) Wzrastanie czlowieka. Lublin: KUL, 2005.
13. Popielski K. Psychologia egzystencji. Wartosci w zyciu. Lublin: KUL, 2008.
14. PopielskiK. (red.) Wartosci dla zycia. Lublin: KUL, 2008.
15. Римашевская H.M. Радикальное именение негативного тренда здоровья // Народонаселение. 2010. № 1.
16. РусановаН.Е. Peпродуктивные возможности демографического развития. М.: Компания Спутник, 2008.
17. Skrzypek M. Socjosomatyka jako teoretyczny model edukacyjny interakcji cialo-umys! w kontekscie socjokulturowym. Socjologia medycyny w dzialaniu w obszarze badan psychosomatycznych // B. Plonka-Syroka (red.), Leczyc - uzdrawiac - pomagac. Wroclaw: Arboretum, 2007. S. 85-100.
18. Suchocka L. Psychologiczna analiza cierpienia w chorobie przewleklej. Lublin: TN KUL, 2007.
19. Suchocka L. Psychologia bolu. Warszawa: Difin, 2008.
20. WHOQOL SRPB Group. A cross-cultural study of spirituality, religion, and personal beliefs as components of quality of life. Social Science and Medicine. 2006. 62. S. 14861497.