Научная статья на тему 'Социально-культурная перспектива здоровья и болезни'

Социально-культурная перспектива здоровья и болезни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
96
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ПОТРЕБНОСТИ / БЛАГОПОЛУЧИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ / БОЛЕЗНЬ / ЖИЗНЬ / СМЕРТЬ / ЦЕННОСТИ / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / МНОГОМЕРНОЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ / КУЛЬТУРНОЕ / СОЦИАЛЬНОЕ / БИОПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ / MAN / NEEDS / WELLNESS / QUALITY OF LIFE / HEALTH / ILLNESS / LIFE / DEATH / VALUES / EXISTENCE / MULTI-DIMENSIONAL / ECOLOGICAL / ECONOMIC / CULTURAL / SOCIAL / BIOPSYCHOSOCIAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попельский Казимир

Автор рассматривает многомерное понятие «здоровье» как факт, принадлежащий к наиболее сложным и экзистенционально важным критериям, определяющим качество жизни. Тема работы связана с антропологически-экзистенциальным представлением о человеке и его специфически нормальном и здоровом функционировании. В этом смысле, заболевают не только определенные структуры организма, но сам человек в его целостности. Тем самым проблематика здоровья и болезни человека приближается к ситуациям его реальной жизни, т.е. к обстоятельствам позитивных и негативных испытаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural perspectives of health and illness

The author considers the multi-dimensional notion of health as being one of the most complicated and existentially important criteria characterizing the quality of life. The topic of the work is connected with the anthropological and existential idea of man and his specifically normal and healthy functioning. In this sense, not only certain structures of men’s organism are taken ill, but man as a whole. Thus the problematic of men’s health and illness comes closer to the situations of real life, i.e. to the circumstances of positive and negative trials.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная перспектива здоровья и болезни»

К Попельск&й

Сошольно-ьультурноя перспеьтиВо Здоровья и болезни

Термин экзистенция как психологическое понятие определяет состояние жизни человека, характеризуемое многомерностью бытия, многонаправленностью становления и одновременно связанное с открытостью, свободой, тенденцией развития к... чему-то или к... кому-то, способностью к автодистанции и другим подобным качествам реальной жизни.

Динамическое единство и связь этих качеств и свойств определяется их личностно-субъективным характером. Он проявляется и выражается через измерение человеческой экзистенции, т.е. ее нужды и потребности, стремления и отношения, надежды и их исполнение. Эти черты связаны со специфическим человеческим измерением экзистенции, а также воплощением стремлений человека в контакте с социальной, культурной и экологической реальностью.

Происходит это при посредстве:

■ осознанной активности;

■ целенаправленной динамики

личностно-субъективных стремлений;

■ эмоционально-чувственных отношений;

■ интенциональных нужд и потребностей;

■ здоровой ноэтической динамики развития и мотивации.

Эта динамика характеризует экзистенцию в самой высшей ее форме фило генетического и онтогенетического развития, выражается в процессах ее «бытия и становления». Благодаря этим процессам происходит становление выражения и реализация экзистенции. В данной статье автор ставит целью приближение проблематики здоровья и болезни человека к ситуациям его реальной жизни, т.е. к обстоятельствам позитивных и негативных испытаний.

«Бытие» человека выражается в связи и через формы его онтологического статуса. Oно осуществляется в процессе реализации потребностей и активизации нужд, а также стремления к творческим и укрепляющим жизнь ценностям. Самостановление, а значит, выявление онтологически присущих человеку свойств, являет -

ся результатом процесса собственной активности и отношения к окружающему миру. Эти свойства благоприятно реализуются тогда, когда человек испытывает, воспринимает и переживает становление себя как процесс разностороннего развития, исполненного экзистенциональным смыслом и значением.

Развитие жизни имеет двойственный характер, определяемый:

■ количеством и качеством;

■ многомерностью и многонаправ-ленностью;

■ полнотой и неполнотой;

■ глубиной и поверхностностью;

■ позитивным и негативным;

■ прочностью и изменчивостью;

■ здоровьем и болезненностью.

Все это является факторами жизни и смерти.

Здоровье как факт и ценность жизни. Здоровье является качеством и экзистенциональной ценностью для человека. Оно выражает факт благополучия, многомерности бытия, мно-гонаправленности становления человека (физически, психически и ноэ-тически). Проявляется это в контексте социальных, культурных, экологических, экономических, политических и т.п. реляций. Тем самым факт здоровья принадлежит к наиболее сложным и экзистенционально важным критериям, определяющим качество жизни. Здоровье человека непосредственно способствует его жизни и как таковое является предметом индивидуальной и социальной заботы [11, 13, 15].

Здоровье человека является его природно-экзистенциональной сущностью, индивидуальным качеством, определяется глубоко переживаемыми ощущениями. В этом значении оно

принадлежит к основным личностным потребностям, нуждам и заботам.

Таким образом, здоровье относится к экзистенциально-ноэтическим ценностям и к позитивным качествам существования (экзистенции). Оно не имеет четкого характера локализации; человек как единство всегда болен и здоров одновременно.

Стремление к ценностям здоровья можно определить как тип жизненных потребностей, свойств, активностей, забот и предписаний, которые определяет человек для поддержания своего здоровья в некотором равновесии. Это касается как структуры его личности, так и его экзистенции в целом, т.е. взаимодействия с жизненной средой.

Сущностью человека являются потребности и стремления, понимаемые им при осознавании самого себя. Человек свободен, ответственен и обладает высокой степенью автономии и самостоятельности. Он имеет возможности творчества, направлен и открыт на все новое („Novum"). Поэтому в трудных ситуациях он нуждается в поддержке. Индивид естественным образом нуждается в бытии другого. Эта формула является не только формой рефлексии современной философии человека, но как результат психологических исследований — частью здорового мышления о себе самом и о другом. Этим другим является все то, что не является мной: от нано-величин к мета-отношениям. Без такого определения человек не может быть самим собой. Не может распознавать в самом себе сущностных атрибутов жизни.

Человеческие потребности, нужды, стремления и отношения. Потребностью является то, что проявляет многомерно организованный, многонаправленно функциональный био-пси-

хо-ноэтический организм человека. В зависимости от актуального биопсихического состояния человек имеет:

■ основные биологические потребности, свойственные определенному развитию;

■ исходные психические функции и возможности, характерные для определенного возраста;

■ специфические для человека потребности, нужды и стремления: например, свобода, любовь, достоинство и т. п.

Потребности и нужды, свойственные ноэтическому измерению личности, дают понимание и определяют характер деятельности человека. Они становятся опорой и источником силы при болезни и инвалидности человека. Если человек их не pазвивает и не использует, ему сложнее понять свою ситуацию, что сказывается в трудно -стях межличностных отношений и в отношениях с окружающими.

В процессе жизни человека потребности, стремления и нужды проявляются в целостности. Достигнув уровня и характера комплeментарных развивающих и интегрирующих воздействий, они создают специфическую мотивационную силу в жизни.

Экзистенция и ее специфические воздействия. Термин экзистенция в психологическом понимании определяет такой специфический вид жизни человека, который характеризуется «многомерностью бытия и мно-гонаправленностью становления», а также свободой, открытостью и развивающей тенденцией «к...» (чему-то и кому-то), автотрансценденцией и способностью к автодистанции. Такие черты имеют специфически человеческий характер, то есть «лич-ностно-субъективный». Специфика

лично-субъективнaя проявляется, выражается и становится реальностью благодаря ноэтическому измерению человеческой экзистенции, а также через понимание и стремление к естественным для человека проявлениям жизни, способствуя выражению в форме возможностей и компетенции развития.

Необходимо указать на значение и важность концептуальных достижений Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), дополнившей понимание здоровья в духовном измерении экзистенции. В 1998 г. ВОЗ модифицирует классическое биопсихосоциальное определение здоровья 1948 года. В новом понятии здоровье определяется как «динамичный стандарт комплексного физического, психического, духовного и социального благосостояния, а не только как отсутствие болезни» [4]. Следует обратить внимание, что «душевное» (т.е. ноэтическое измерение экзистенции) определяется здесь не как одна из многих корреляций, но как интегральная часть полного и целостного благосостояния человека (well-being) [4]. Тем самым мы расширяем понятие «здоровье» в специфическом (человеческом) измерении, которое с этого момента официально входит в структуры, определяющие человеческую экзистенцию [5].

Личностно-релятивное понятие проблематики здоровье—болезнь.

Цели люблинских (КУЛ) поисков и концептуализации проблематики здоровье—болезнь с самого начала были направлены на ее многомерное понимание и описание. Определение этой проблематики связано с антропологически-экзистенциальным представлением о человеке и его специфически

А -среда культурная Б -среда социальная В -среда природно-экологическая СЭ -многомерная личностно-субъективная экзистенци Измерения:

Н - ноэтическое -специфически человеческое

П -психическое -свойственно для человека

Ф\Б -физическо-биологическое -в смысле основное,исходное

^ х ^ х1 ^ х2 - динамичные показатели возможный положений и отклонений от

здоровья (+ -),учитывая измерение экзистенции Ф,П .Н.

•м- связи и реляции экзистенции СЭ с опред .средами жизни .Б .В )

- динамика-процессов жизни: здоровье (+), болезнь (-).

Рис. 1. Личностно-релятивная модель здоровья

нормальном и здоровом функционировании. В этом смысле, заболевает не только определенная структура организма, а всегда человек в его целостности.

В модели выделяем две целостности: личностный субъект (СЭ) и среда связи и отношений (А, Б, В). Дополнительно в модели указывается на трехмерную активность физического, психического и ноэтического «бытия и становления» человека (Ф, П, Н). Представленная модель определяет комплементарное и несколько модифицированное предложение теоретических формулировок,

разработанных в книге «ноэтическое измерение личности» [7].

Целость экзистенции, т.е. природные (=биологические), психические и личностные (= ноетические) свойства индивида, а также контекст среды тесно связаны и становятся основой для понимания модели здоровье — болезнь. На интро- и экстра-индивидуальную реакцию показывают стрелки на оси здоровье — болезнь (х^х1^ х2). На оси Ф, П, Н обозначены пункты и стрелки со знаком «плюс» (= стабильное здоровье) и «минус» (= нездоровье). Стрелки (^х^х!^х2) и их

отклонения имеют характер динамичных показателей в модели, которая демонстрирует динамику состояния здоровья и болезни в определенных измерениях экзистенции, а движение стрелки в середине модели показывает на источники здоровья или причины заболеваний.

Позиция х3 показывает на биоло-гическо-физические источники здоровья или болезни, позиция х2 — на психические причины здоровья или болезни, а позиция х1 — на ноэтичес-кие браки (пробелы, огрехи, недостатки), ведущие к недостаточному функционированию экзистенции.

Здоровье биологическое, психическое и ноэтическое как целостность входит в реляции широко понимаемой реальности: культурную (А), социальную (Б) и природную (В). Поэтому здоровье можно ощущать как многомерную реальность.

Эту реальность составляют физические, психические, ноэтические структуры. К примеру, можно сказать о физических ощущениях «мне больно», психических — «чувствую себя хорошо или плохо», при помощи ноэтических структур человек осознает и переживает тонкие причины душевных расстройств. Эти три структуры определяются как исходные и основные. Они функционируют всегда совместно. Каждое расстройство в одном измерении негативно влияет на целостность жизни человека, т.е. на многомерное его здоровье или болезнь, а также на его бытие и становление. Модель позволяет анализировать здоровье как динамичную систему, испытываемую личностно и реализующуюся по многим направлениям. Здоровье является ценностью, которую человек индивидуально испытывает и познает.

Подобным образом можно рас-

сматривать и болезнь в теоретической проблематике «здоровье—болезни». Психика является средой испытания стандартных проявлений здоровья (сравните возможность отклонений на оси х в модели, направление факторов заболевания (х -) и здоровья (х+).

Ноэтично-экзистенциальное здоровье в нашем понимании определяется как феномен экзистенции человека и является тем, что проявляется в его потребностях, нуждах, переживаниях, стремлениях, заинтересованности в отношениях и испытаниях. Все это определяет реальность происходящей жизни конкретного человека, а также его специфического функционирования и переживания самого себя. Это проявляется в:

■ био-психо-ноэтическом единстве и активности человеческой экзистенции;

■ выходе за рамки чисто биологической и психической активности человека;

■ познании и переживании;

■ проявлении специфически человеческой активности и возможности здоровой экзистенции.

Индивид испытывает свои способности и возможности посредством:

■ внутренних и внешних коммуникаций;

■ активности человеческих отношений в определенном социальном контексте;

■ целостности экзистенции и ее отдельных феноменов;

■ формы культурной, социальной жизни и экзистенциальной зрелости;

Эти факторы могут быть доступны в форме анализа общей динамики:

■ биологических условий функциональности;

■ психической способности и интеграции;

■ ноэтической зрелости и активности.

Реальность эту можно объективно наблюдать и субъективно переживать, а также непосредственно и опосредовано измерять. Всякого рода проявления потребностей и нужд, их поддержки и опоры, а также неудач и трудных ситуаций сталкиваются с конфронтациями в реальной жизни. С учетом частных и общих знаний об экзистенции человека, ее возможностях и развитии опасных патологий помощь таким людям становится проблемой, индивидуальным и социальным вызовом.

Подводя итоги, мы можем сказать, что и здоровье и болезнь — динамичная, временная и всегда личностно переживаемая реальность. Это многомерное явление укоренено в личнос-тно-субъективной динамике биопсихической экзистенции и становится общим важным качеством реальности развития здоровья в жизненных процессах человека. С одной стороны, оно носит характер нормы, является силой, служащей здоровью, а с другой — становится причиной болезни и патологий — предмета человеческих забот, потребностей, стараний, ответственности и надежд.

Литература

1. Boss M. Existential foundation of medicine and

psychology. New York: Londa, 1979.

2. Brzezinski J., CierpialkowskaL. (red.). Zdrowie

i choroba. Gdansk: GWP, 2008.

3. Frankl V.E. Homo patiens. Warszawa: Pax,

1984.

4. Health Promotion Glossary, Geneva: World Health Organization, Division of Health Promotion, Education and Communications, 1998.

5. Heszen I., Zycinska J. (red.). Psychologia zdrowia. W poszukiwaniu pozytywnych inspiracji. Warszawa: Academica SWPS, 2008.

6. Низарова И.Б. Здоровье занятого населения. M.: Макс npecc, 2007.

7. MapKOBa Н.Е., Римашевская H.M, Смако-тина Н.Л. Типология модификаций девиа-тного поведения в молодежных субкультурах // Народонаселение. 2010. № 1.

8. Медведева Е.И. Mapкетизация образования. Социалные и экономические проблемы. Коломна: МГОСГИ, 2010.

9. Oginska-Bulik n., Juczynski Z. (red). Osobowosc, stres a zdrowie. Warszawa: Difin, 2008.

10. Popielski K. (red.). Czlowiek - pytanie otwarte. Lublin: RW KUL, 1987.

11. Popielski K. (1993/I, 1994/II). Noetyczny wymiar osobowosci. Lublin: RW KUL.

12. Popielski K. Egzystencja: wzrastanie bio-psycho-duchowe. W: Kalinowski M. (red.) Wzrastanie czlowieka. Lublin: KUL, 2005.

13. Popielski K. Psychologia egzystencji. Wartosci w zyciu. Lublin: KUL, 2008.

14. PopielskiK. (red.) Wartosci dla zycia. Lublin: KUL, 2008.

15. Римашевская H.M. Радикальное именение негативного тренда здоровья // Народонаселение. 2010. № 1.

16. РусановаН.Е. Peпродуктивные возможности демографического развития. М.: Компания Спутник, 2008.

17. Skrzypek M. Socjosomatyka jako teoretyczny model edukacyjny interakcji cialo-umys! w kontekscie socjokulturowym. Socjologia medycyny w dzialaniu w obszarze badan psychosomatycznych // B. Plonka-Syroka (red.), Leczyc - uzdrawiac - pomagac. Wroclaw: Arboretum, 2007. S. 85-100.

18. Suchocka L. Psychologiczna analiza cierpienia w chorobie przewleklej. Lublin: TN KUL, 2007.

19. Suchocka L. Psychologia bolu. Warszawa: Difin, 2008.

20. WHOQOL SRPB Group. A cross-cultural study of spirituality, religion, and personal beliefs as components of quality of life. Social Science and Medicine. 2006. 62. S. 14861497.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.