Л. Сухоцкая
Место и значение семьи 6 иерархии ценностей*
Ценности — это неотъемлемая часть смысла жизни. Они являются «точкой, определяющей направление жизни человека» (К. По-пельский, 1994. С. 146). В понимании лого-1 и ноотеоретическом 2 ценность — это то, «что притягивает личность, обогащает ее, направляет и создает мир бытия во всех его измерениях, проявлениях и устремлениях» (К. Попельский, 1994. С. 147). Ценности действуют не по фрейдовскому принципу влечения, но мотивируют и активизируют индивида, позволяют испытать чувство самоактуализации. Они становятся подлинной основой устремлений, выбора, целей и отношения к жизни. Человек способен жить в соответствии с ценностями, а в вынужденной ситуации — даже умереть за них. Ценности позволяют испытать экзистенциальную реализацию и обрести смысл (Франкл, 1984). Ценности абсолютно реальны и обладают свойствами духов-
* Исследование польских и литовских студентов.
но-чувственного характера. В жизни человека они выполняют следующие функции:
■ представляют актуальный смысл для человека, если он ими живет;
■ заставляют претворять их в жизнь, с целью осуществления;
■ обязывают к определенному поведению;
■ становятся частью жизни человека;
■ являются способом познания себя, других людей и реальности;
■ составляют неотъемлемую основу смысла жизни.
Ценности связаны с жизнью конкретного индивида и воплощаются
1 Logos (лат.) — слово, смысл. Автор теории логотерапии В.Э. Франкл — известный австрийский психиатр и психотерапевт (Ш-я Венская школа). Теоретическое обоснование логотерапии направлено на выявление смысла жизни конкретного человека [1].
2 Nous (греч.) — ум, дух, разум. Ответ -вление логотеории в польской психологии (К. Попельский, 1994). Эмпирически апробированная психотерапевтическая методика на основе логотерапии В. Франкла [6].
в ее процессе. Они требуют свободы выбора, ответственности, участия и решений, соответствующих свойствам личностной экзистенции 1 (Попельский, 2008). Ценности определяют творческий способ переживания трудной жизненной ситуации. Обретение ценностей через страдание может быть важным источником духовного обогащения личности. Реализация ценностей «во имя кого» или «во имя чего» определяет чувство себя самого и своей экзистенции, дает необходимую жизненную силу (Франкл, 1984; Попельский, 2008; Сухоцкая, 2007).
Система ценностей выполняет несколько важных функций в процессе интеграции, является мерой качества жизни человека и его зрелости. На это направлена вся личностная активность.
Проблематика исследования. Проблема выбора и личностного прежи-вания ценностей современной молодежью вызывает интерес многих ученых. Данная работа посвящена сравнению ценностей респондентов из двух стран. Главная цель заключалась в поиске характера переживания и выбора главных ценностей опрашиваемых. Исследования проводились в 2008 г. в университетах Литвы (г. Вильнюс) и Польши (г. Люблин).
Гипотезы
1. Молодежь выбирает, понимает и переживает ценности в тройном из-
1 Экзистенция — existentia (лат.) существование; осмысление своего бытия, направленное на понимание сути жизни: 1) бытие, существование, становление; 2) развитие отношений с миром; 3) самореализация себя, самоактуализация, развитие в определенной среде и культуре. Э. объясняет развитие и становление духовного и психического мира личности [10].
мерении: материальном, психическом и духовном.
2. Характерный выбор и переживание ценностей отличаются в исследуемых группах.
Методы исследования
Шкала выбора ценностей — ШВЦ (К. Попельский, 1994), определяющая иерархию ценностей, опыт, формы их переживания и реализации в жизни конкретной личности на основе дено-татических 2 значений, и конотатичес-кого 3 выбора.
Выбор основных ценностей — ВОЦ (Л. Сухоцка, К. Попельский, 2008). Методика позволяет расширить применение ШВЦ для определения основных в человеческой жизни экзистенциальных ценностей. Основная ценность, а также способ ее понимания, исходщий из опыта индивида, определяет каково направление выбора и понимание ценности (позитивное или деструктивное) у данной группы молодежи.
Характеристика группы. Исследования проводились в группах из Литвы и Польши. В польской группе приняло участие 83 человека (63 женщины и 20 мужчин). В литовской — 84 человека (55 женщин и 29 мужчин) (табл. 1).
В исследовании, проведенном в Польше, представлены следующие возрастные группы: 21—30 лет (66 человек); 31-40 (11 человек); 18-20 (6 человек).
В исследовании, проведенном в Литве, в возрастной группе 18-20
2 Денотатический — denoto (лат.) — означать, определять [10. С. 37].
3 Конотатический — con — вместе; nota-tio — значение (лат.). Интерпретация значения, связанная с эмоциональными отношениями человека [10. С. 120].
Пол в группах
Таблица 1
Группа Женщины Мужчины Всего
Количество, человек Доля, % Количество, человек Доля, %
Польша 63 75,90 20 24,10 83
Литва 55 65,48 29 34,52 84
Всего 118 49 167
Х2 df P
х2 Реагэопа 2,19 р=,139
Х2 Ш 2,20 аг=1 р=,138
* р < 0,05; ** р < 0,01; *** р < 0,001
Таблица 2
Возрастной состав групп
Группа 18-20 лет 21-30 лет 31-40 лет Всего
Количество, человек Доля, % Количество, человек Доля, % Количество, человек Доля, %
Польша 6 7,23 66 79,52 11 13,25 83
Литва 73 86,90 11 13,10 0 0,00 84
Всего 79 77 11 167
Х2 df P
х2 Pearsona 107,11 df=3 p=,000***
Х2 NW 125,88 df=3 p=,000***
* p < 0.05; ** p < 0.01; *** p < 0.001
лет — 73 человека; в группе 21—30 лет — 11 человек (табл. 2).
Результаты иследования. На основании результатов, полученных при помощи шкалы выбора ценностей, мы можем увидеть различие в группах на существенном статистическом уровне, касающемся выбора ценностей материально-физических (М/Ф) и ноетического (Н) уровня. Литовская молодежь больше концентрируется на выборе ценностей материального характера и меньше —
ноетического (духовного). В выборе ценностей психического измерения не было значительных статистических отличий. Этот выбор был доминирующим (табл. 3; рис. 1).
В своих работах К. Попельский (1994, 2008) обращает внимание на систему иерархии ценностей, полученную в исследованиях и указывающую на здоровое психическое развитие молодых людей. Исследуемые набираются опыта в «познавательно важном» (психические ценности — П),
Таблица 3
Сопоставление результатов групп из Польши (N=83) и Литвы (N=84) в ШBЦ
Вид ценностей Польша Литва Test t-Studenta
M Sd M Sd t df p
M/Ф материально-физичес^ ценности 1,78 1,04 2,14 1,28 -1,99 165 0,048*
П - психические ценности 2,76 0,77 2,75 1,02 0,06 165 0,949
Н - ноетические (духовные) ценности 2,43 1,10 2,10 1,09 2,00 165 0,047*
p < 0.05; ** p < 0.01; *** p < 0.001.
Рис. 1. Сопоставление результатов по отношению к полу в ШВЦ
ориентируется на главное в жизни — (экзистенциально направляющие ное-тические ценности — Н), а также замечают и пользуются «фундаментальным и реальным» (материально — физическими М/Ф ценностями) (рис. 2).
На первое место в иерархии ценностей молодежь поставила экзистенциально важную, так называемую «триаду ценностей» (К. Попельский, 2008
г.): любовь — 25 респондентов; семья — 17 респондентов; здоровье — 13 респондентов. Анализ степени понимания выбранных ценностей показывает, что любовь 5 человек понимают как духовную (ноетическую) ценность, 20 человек — как психическую ценность и ни один из респондентов не воспринимает ее материально. Семья как духовная (но-етическая) ценность воспринимается
24 22 20 18 16 14 12 10
20
^группа: Ф I I группа:П I I группа: Н
15
V
1 °.1 о/ Vo 00 00 °1() оо1 оо1 о10100100
о ю
Рис. 2. Ценности, занявшие 1-е место в иерархии ценностей и степень их понимания.
двумя респондентами; 15 человек понимают ее как психическую ценность и никто из респондентов не воспринимает ее материально.
Здоровье как духовную ценность воспринимают 4 респондента; 8 человек понимают эту ценность как психическую и 1 человек — как материальную. Подробный анализ ко-нотического понимания ценностей показывает, что основные ценности триады респонденты относят к сфере психическо-ноетической. Такое понимание крайне важно для правильного развития молодых людей.
Рисунок 3 показывает результаты выбора в усложненной ситуации, когда респондентам предлагают выделить из одинаково значимых ценностей самые главные.
Результаты иследования показывают, что основные ценности остаются прежними («Триада ценностей»: любовь — 23 респондента; семья — 19 респондентов; здоровье — 14 респондентов). Незначительные различия связаны с индивидуальными характеристиками респондентов (рис. 4).
Выбор ценностей из «триады ценностей» любовь, здоровье, семья в группах очень похож, как и выбор таких ценностей, как любовь, достоинство, надежда и жилье.
В группе из Литвы кроме указанных ценностей дополнительно выбраны были следующие: ответственность, достижения, жизненная позиция, свобода, карьера, автомобиль.
В табл. 4 представлен подробный
Рис. 3. Частота выбора главных ценностей из наиболее значимых
30 28 26 24 22 20 18 16 14 12 10
27
23
25
I I Польша Щ Литва
19
17 14
33
22 1 2 21 о 1111 о' Л
0 0
0П оп
0П 0п
Рис. 4. Сравнение результатов выбора респондентов из Литвы и Польши
Проблемы семьи
' == НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ №1 - 2010
Таблица 4
Ассоциации респондентов, связанные с ценностью «семья»
Категория ассоциаций Ассоциация ценностей Количество респондентов
общее мужчины женщины
Чувства теплота 5 2 3
любовь 6 2 4
понимание 3 0 3
спокойствие 5 1 4
ответственность 3 3 0
радость 1 0 1
будущее 2 0 2
Всего 25 8 17
Близкие люди мать, отец, дети, братья и сестры 13 1 12
близкие люди 2 0 2
общность 4 2 2
сильная поддержка 2 2 0
друзья 2 2 0
Всего 25 7 14
Выгода приятная жизнь 2 2 0
стиль жизни 1 0 1
Чувство безопасности дом 2 1 1
оплот 2 1 1
прочность 1 0 1
не представляю жизни без семьи 1 0 1
конотатический анализ ассоциаций, связанных с ценностью «семья» у респондентов.
У респондентов понятие семья ассоциируется с чувствами «любовь» (6 респондентов); «тепло и спокойствие» (5 респондентов) «понимание и ответственность» (3 респондента), а также «будущее и радость» (3 респондента).
Понятие «семья» респонденты ассоциируют с близкими людьми: «мама, отец, братья и сестры (13 респондентов); «общность» (3 респондента); «близкие люди» (12 респондентов), а также «друзья».
Чувство уюта и безопасности, связанное с ценностью «семья», у опрошенных ассоциируется с понятием «приятная жизнь» (2 респондента);
упоминается также о «доме», «оплоте», «прочности».
Исследование позволяет сделать следующие выводы: более всего понятие «семья» связано у респондентов с чувствами. Это и ожидалось исследователями, так как «триада ценностей» любовь — семья — здоровье всегда относится к сильным и важным чувствам в жизни человека, а в особенности — молодого человека.
Полученные результаты позволяют сказать, что первоначальные гипотезы подтвердились. Эмпирические материалы дают более глубокое понимание выбора в иерархии ценностей. Все процессы, происходящие в жизни человека и связанные с областью ценностей, указывают направление развития и реализации зрелой личности.
Литература
1. Frankl V.E. Homo patiens. Warszawa: Wyd. Pax, 1984.
2. Grzywak-Kaczyaska M. Trud rozwoju. Warszawa: Instytut Wydawniczy PAX, 1984.
3. Kaja B. Problemy psychologii wychowania. Teoria i praktyka. Bydgoszcz: Akademia Bydgoska, 2001.
4. Klcovanska E. Hodnoty a ich vyznam v psychologii. Wyd. TU. Trnava, 2005.
5. Michalowski S. Pedagogia wartosci. Wyd. Debit. Bielsko-Biala, 1993.
6. Popielski K. Noetyczny wymiar osobowosci. Wyd. RW KUL. Lublin. (1993/I, 1994/II).
7. Popielski K. Emocje i uczucia w strukturze osobowosci, w: W. Szewczyk (red.), Emocje iuczucia, Tarnow, 1997. S. 11-22.
8. Popielski K. Rozwoj i destrukcja poczucia
sensu zycia: interpretacja nooteoretyczna, // P.Oles (red.). Wybrane zagadnienia z psychologii osobowosci. Lublin: TN KUL, 1997. S. 57-68.
9. Popielski K. Psychologia egzystencji. Wartosci w zyciu. Lublin: Wyd. KUL, 2008.
10. Slownik Filozofii. Krakow, 2004.
11. Suchocka L. Psychologiczna analiza cierpienia w chorobie przewleklej. Lublin: Wyd. TN KUL, 2007.
12. Szerlqg A. (red.). Edukacja ku wartosciom. Krakow: Wyd. Impuls, 2004.
13. Szkolut T. Wartosci i antywartosci w kontekscieprzeobrazenkulturywspolczesnej. Lublin: UMCS, 1999.
14. Szymanski M.J. Mlodziez wobec wartosci. Proba diagnozy. Warszawa: IBE, 1998.