Ф.К. Зиннуров
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Статья посвящена актуальной проблеме - социально-культурной интеграции и адаптации личности в учреждениях закрытого типа. Проблема социально-культурной интеграции обостряется в кризисные периоды развития общества. Масштаб и острота проблем обусловлены характером проводимых экономических и социальных реформ, растущей институциальной отчужденностью, неоптимальным функционированием государственных и общественных институтов, ответственных за решение данной проблемы. В работе представлен широкий круг теоретических и организационно-методических вопросов.
Ключевые слова: Культурная интеграция, адаптация, досуговая деятельность, инкультурация,
социокультурная среда.
Zinnurov Foat Kanafievich The social and cultural integration and the adaptation of the person in the special closed-type institutions
The article is dedicated to an actual problem - welfare integration and adaptation of the person into the enclosed-type institutions. The problem of welfare integration escalates during the crisis periods of development of a society. The scale and a exigency of problems are caused by implement of economic and social reforms, growing institutional estrangement, non-optimal functioning of state and public institutes responsible for the decision of the given problem.
In the article the wide range of theoretical and organizational-methodical questions is presented.
Key words: the social and cultural integration, adaptation, leisure activity, enculturation, culture medium.
Проблема социальной интеграции и адаптации личности является наиболее актуальной в последнее время. Из года в год увеличивается количество детей и подростков, воспитывающихся в различных
государственных учреждениях, а именно в домах ребёнка, детских домах, школах-интернатах и т.д. Следует отметить, что у большинства этих несовершеннолетних имеются родители, которые либо лишены родительских прав, либо уклоняются от их воспитания, либо вообще от них отказались. Оказавшись на улице, они пополняют ряды беспризорных и, как правило, вовлекаются в употребление алкогольных напитков, наркотических и психотропных веществ, а также втягиваются в совершение преступных деяний.
В специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа дети вновь оказываются в психотравмирующей для них ситуации. Поэтому в школах закрытого типа основными задачами деятельности всех служб являются: - социально-культурная интеграция; адаптация подростков к изменяющимся условиям; организация и обеспечение психологической безопасности, которая
рассматривается как защищённость жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства воспитанников, а также как защита общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод учебного учреждения и его нормальной деятельности. Типовым положением казанской школы определены службы, которые обеспечивают реабилитационное пространство:
• служба медико-психолого-социального сопровождения;
• служба обеспечения воспитательного процесса;
• служба обеспечения учебно-производственного процесса;
• служба обеспечения учебного процесса;
• служба режима;
• административно-хозяйственная служба.
Значительный ресурс социально-культурной интеграции содержит досуговая деятельность, которая по своей природе призвана компенсировать недостающие условия личностного развития, независимо от их характера (Л.Г. Брылева, М.А.Ариарский), создать дополнительное (а для некоторых категорий населения - и основное) пространство личностного развития, помочь человеку решить актуальные жизненные проблемы, связанные с
нарушением механизмов социальнокультурной интеграции (что особенно актуально для инвалидов, лиц некоренной
национальности, мигрантов, которые
нуждаются не только в интеграции, но и в сохранении личностной идентичности,
сформированной предыдущим жизненным опытом).
Однако социально-интеграционные
ресурсы досуговой деятельности не всегда востребованы, что обусловлено теоретической неразработанностью феномена социально-культур-ной интеграции в контексте
сопутствующих ему механизмов
социализации, инкультурации и
самореализации личности в сфере досуга. На сегодняшний день термины "социализация" и "инкультурация" рассматриваются как два аспекта единого процесса вхождения индивида в социокультурную систему, освоения людьми их социокультурного окружения: культурного пространства, времени, функциональных объектов, технологий, взаимодействия людей, их общения, символических структур, нормативных образований в обществе.
Проблема социально-культурной
неинтегрированности личности возникает в зоне несоответствия человека его социальнокультурной среде, вызванного неосвоенностью основного пространства жизнедеятельности.
Причины такого несоответствия могут иметь как объективный (ограниченные возможности инвалида, безработица, вынужденная смена места жительства и т.д.), так и субъективный характер (нежелание вписываться в чуждую социокультурную среду, отсутствие психологических, социальных и профессиональных ресурсов). Резкое изменение привычных условий (утрата функций, разрушение социально-культурной среды) разрывает сложившиеся связи, рождает проблему идентификации и культурного самоопределения, существенно снижает качество всех параметров жизнедеятельности. Разрушение ведущих социокультурных институтов советского общества ввергло огромные массы людей в состояние "культурного шока". Растет социальная база
лиц, испытывающих значительные трудности в адаптации к меняющемуся миру. Миграция, безработица, разрушение семьи, преступность, рост социальных девиаций определяют масштабы и остроту проблем социальнокультурной интеграции. В специальных мероприятиях нуждаются и внешне вполне благополучные группы населения,
представители которых не смогли адаптироваться в новых условиях. Проводимые в рамках государственной политики мероприятия не решают эту проблему полностью, поэтому необходимы системный анализ социально-культурной интеграции, выявление и обоснование адаптационных ресурсов в других сферах жизнедеятельности личности, прежде всего в сфере досуга.
Феномен социально-культурной
интеграции, в сфере досуга анализируется на основе сочетания культурологических, социологических и педагогических методов.
Специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа должно для подростка стать школой социальнопедагогической поддержки. Опыт работы специалистов школы показывает, что довольно часто у детей происходят срывы поведения, они проявляют агрессивность, склонны к побегам. Психологическая травма, полученная ребенком дома, в школе, на улице, меняет «направленность» подростка в связи с изменением значимой для него социальной ситуации. Отсюда следует, что для создания эффективных программ позитивной реабилитации каждого воспитанника необходимо базироваться на личностно ориентированном подходе.
Однако, несмотря на индивидуальность подростков, существует некий скелет реабилитационного пространства, который обеспечивает психологическую безопасность воспитанника:
• создание ситуаций успеха;
• восстановление физического и психического здоровья;
• мотивация на здоровый образ жизни;
• формирование профессионально-трудовых навыков;
• приведение образовательного статуса в соответствие с возрастной нормой;
• проведение мероприятий по
социальной защищенности ребенка
(восстановление социального статуса, обеспечение пакетом документов, работа с семьями, взаимодействие с организациями и службами, занимающимися работой с семьей и подростками, правовое просвещение);
• социально-психологическое обучение
(воздействие, направленное на помощь в усвоении эффективных способов и приемов вза-имодействия, свободных от проявления психологического насилия, создающее социально-психологическую умелость,
реализующее при-нцип развивающего
воспитания и защищенности личности и обеспечивающее поддержку в решении возрастных, жизненных и профессиональных проблем).
Очень важно смоделировать среду, где личность каждого была бы востребована и нормально функционировала, где ребенок чувствовал бы с первого шага свою защищенность.
Закономерности, механизмы и условия социально-культурной интеграции изучались в рамках теории адаптации. И это закономерно, ибо адаптация как фундаментальное свойство всех живых организмов, обеспечивающее приспособление к изменяющейся среде обитания, является внутренним механизмом социально-культурной интеграции.
В рамках эволюционных теорий смысл адаптации сводится к приспособлению организма к изменчивым условиям среды жизнедеятельности. Здесь механизм адаптации рассматривается с различных сторон: он
выступает в качестве гомеостаза (установления равновесных отношений субъекта и среды); редукции напряженности между
рассогласованностью функций организма и среды (снятие напряженности,
удовлетворенность); реализации потенциала изменчивости (преадаптационизм); развития, временного упрощения функций с последующим их усложнением;
приспособления путем одностороннего
функционального переструктурирования.
В дальнейшем законы эволюционизма и понятийный аппарат этой теории в значительной степени перешли в социальную сферу. Но здесь появились принципиально новые положения, и, прежде всего, взгляд на культуру как на специфически человеческую среду обитания, универсальный человеческий способ адаптации к природной среде.
В культурологической литературе проблема адаптации рассматривается с различных точек зрения. Культура выступает как специфический способ и ресурс адаптации, свойственный исключительно человеку. Культуротворческая деятельность человека носит адаптирующий характер (Э.С.Маркарян, И.Д. Калайков), как и ее результаты -материальный и символический миры (Л. Уайт). Поэтому адаптивная функция культуры тесно связана с ее информационносемиотической функцией (А.С.Кармин).
Понятие культурной адаптации
использовалось при исследовании
преемственности культурно-исторического опыта (О.Шпенглер, А.Я. Гуревич), исследовании влияния степени открытости культурных границ на характер адаптационного процесса (О.Шпенглер, А.Дж. Тойнби, М. Мид), описании закономерностей взаимодействия традиций и новаций (т.е. адаптация как способ "привязки" традиций к актуальной ситуации) (М.Коул,
Э.Шилз, С. Эйзенштадт, Э.С.Маркарян), при характеристике феномена культурной маргинальности (М.М. Бахтин, В.С.Библер, Ю.М. Лотман, РПарк, Э. Стоунквист).
Культурная адаптация исследовалась также на материале мигрантов и беженцев. В ситуации смены места жительства культура -это то, что делает тебя чужаком, когда покидаешь свой "дом" (Ф.Бок). Индивид, попадая в "новый" для него социум, неизбежно переживает "культурный шок". Адаптация в таком случае может проходить в форме геттоизации, ассимиляции, частичной ассимиляции и др.
В социологии, наряду с понятием
"культурная адаптация" рассматривались такие феномены, как социальная и социально-
психологичес-кая адаптация (базисные социальные процессы наряду с механизмами повторения и оппозиции - Г. Тард). Адаптация в социологических концепциях представляет
собой процесс и результат достижения
равновесия между взаимодействующими субъектами и социально-культурной средой. Равновесие обретается в результате пассивного и вынужденного принятия человеком норм, установленных в обществе, осуществляется путем освоения социально-культурных ролей. При этом человек рассматривается в качестве исполнителя социальных ролей, функционера социальных отношений (Дж. Мид, Дж.Морено, Т.Парсонс, Р.Мертон). В социально-психологической плоскости адаптация выступает в качестве важнейшего элемента процесса социализации индивида (О.Брим, А. Кравченко и др.), средством оптимизации жизнедеятельности человека (теория интерперсонального поведения В. Шутца, необихевиоризм Г.Айзенка).
Психоанализ характеризует
аллопластическую адаптацию (изменения, которые производит человек во внешнем мире для приведения его в соответствие со своими потребностями) и аутопластическую адаптацию (изменение внутриличностной структуры, умений, навыков). В качестве социокультурного феномена адаптированного состояния исследовался механизм
конформности (Э.Фромм, Д.Рисмен, Р.Мертон). Проблематика адаптации
обнаруживается в гуманистической психологии (А. Маслоу, К.Роджерс), в
бихевиоризме (Л. Саффер, Э.Шобен, Дж.Тибо).
Если суммировать культурологические и социологические подходы к анализу данного феномена, то адаптацию можно определить как процесс и результат достижения равновесия между взаимодействующими субъектами и социально-культурной средой. Равновесие обретается в результате пассивного и вынужденного принятия человеком норм, установленных в обществе. Адаптация
осуществляется путем освоения социальнокультурных ролей. При этом человек рассматривается в качестве исполнителя социальных ролей, функционера социальных отношений (Дж.Мид, Дж.Морено, Т.Парсонс, Р.Мертон).
Данные исследования можно считать той теоретической и эмпирической базой, которая позволяет системно рассмотреть процессы социализации, инкультурации и
самореализации, исследовать их
деятельностную природу, социальнокультурные механизмы, изучить возможности культуры как определяющего фактора становления духовного мира личности.
Литература
1. Полторанина Г.В. Методологические предпосылки исследования феномена культурной адаптации человека / Г.В. Полторанина // Философия XX века: Школы и концепции.- СПб., 2000.
2. Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга / Д.В.Шамсутдинова. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2001. - 256 с.
3. Нигматуллина Г. Инкультурация личности как предмет научных исследований / Г.Нигматуллина //Актуальные проблемы теории культуры: материалы межвузовской научной конференции, состоявшейся 18 апреля 2000 г. в Казанской государственной академии культуры и искусств.- Казань, 2000.
4. Herskavitz M. Man and His Work: The skience of Cultural Antropology / M. Herskavitz. - N.Y., 1948.
5. While L. The Social Organization ofEthnoloBical Theory / While L. -Houston, 1966.
6. Culture Shock. A reader in modem cultural anthropology // Ed. by Ph.K.Bock. - N.Y., 1970.