Научная статья на тему 'Социально-коммуникативное развитие дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзии'

Социально-коммуникативное развитие дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1160
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-коммуникативное развитие дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзии»

Полная адаптация детей раннего возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного учреждения - в изучаемых показателях преобладают оптимальный и продвинутый уровни.

Условная адаптация детей раннего возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного учреждения - в изучаемых показателях преобладает продвинутый уровень, допускается наличие критического уровня.

Дезадаптация детей раннего возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного учреждения - в изучаемых показателях преобладает критический уровень, допускается наличие критического уровня.

Учитывая особенности протекания адаптационного периода у детей раннего возраста с ОВЗ, основными направлениями работы в этот период будут: создание условий, способствующих охране и укреплению здоровья воспитанников; снятие стресса и обеспечение положительного эмоционального состояния ребенка; формирование адекватных возможностям воспитанников форм общения; организация поведения детей.

Список литературы

1. Алямовская В.Г. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению / В.Г. Аля-мовская // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 4. - С. 80-88.

2. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: метод. пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Коростелева Н.А., Мартынова Е.А. Актуальность внедрения технологии интегрированного (инклюзивного) обучения в высшие учебные заведения Республики Казахстан / Н.А. Коростелева, Е.А. Мартынова // Педагогическое мастерство (II): материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 207-210.

4. Малофеев Н. Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы / Н.Н. Малофеев // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. -М., 2000. - Вып. 3: Проблемы интеграции и социализации. - С. 65-73.

5. Найбауер А.В. Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду / А.В. Найбауер. - М.: Тц Сфера, 2013.

6. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в ДОУ: пособие для пед. дошк. учреждений // К.Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. -М.: ВЛАДОС, 2002.

О. Г. Болдинова

Социально-коммуникативное развитие дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзии

В России в настоящее время наблюдается парадоксальная ситуация, которая характеризуется возникновением пробелов между законами и стандартами, декларирующими права и возможности ребенка с ОВЗ на образование, развитие, социализацию, и фактическим отсут-

ствием технологий и механизмов его реализации. На сегодняшний день является важным разработка индивидуальных образовательных программ социально-коммуникативного развития дошкольников с нарушениями зрения, которые раскрывают возможность для дошкольных образовательных организаций в качественной подготовке и социализации данной категории детей.

У дошкольников с нарушениями зрения необходимо развивать социально-коммуникативные навыки, которые способствуют успешной социализации детей в условиях инклюзии, что позволяет полноценно реализовать федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. К сожалению, технологии реализации социально-коммуникативных навыков в условиях инклюзии не раскрыты, поэтому возникает необходимость разработки индивидуальных образовательных программ, способствующих успешной социализации дошкольников с нарушениями зрения в условиях дошкольной образовательной организации.

Содержание индивидуальных образовательных программ социально-коммуникативного развития дошкольников с нарушениями зрения необходимо строить с учетом комплексного и индивидуально-дифференцированного подходов.

Оптимальному социально-коммуникативному развитию дошкольников с нарушениями зрения препятствуют существенные противоречия:

1) между наличием дошкольников с нарушениями зрения в обще-развивающих группах, нуждающихся в индивидуальной траектории развития, и степенью готовности дошкольной образовательной организации к её оказанию;

2) потребностью дошкольников с нарушениями зрения в индивидуальной траектории развития и отсутствием технологий реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

3) внедрением образовательной области федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования социально-коммуникативного развития и возможностями детей с нарушениями зрения к ее освоению.

Для разрешения перечисленных противоречий видится необходимость в изучении существующей системы социально-коммуникативного развития детей с нарушениями зрения в дошкольных образовательных организациях, и в необходимости предложить модель индивидуальной траектории развития данной образовательной области с учетом психофизических возможностей и образовательных потребностей данной категории детей.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников с нарушениями зрения необходимо реализовывать поэтапно, в условиях деятель-

ностной направленности, с учетом сформированных навыков взаимодействия в детско-взрослом сообществе [2].

Для успешного социально-коммуникативного развития дошкольников с нарушениями зрения необходимо создавать специальные педагогические условия. До настоящего времени в специальной педагогике при исследовании социализации и социального опыта людей с нарушениями зрения приоритет отдавался решению данной проблемы лишь применительно к детям школьного возраста и взрослым. Между тем становление социального опыта и формирование коммуникативной стороны речи происходит именно в дошкольном возрасте. До настоящего времени особенности становления и развития социально-коммуникативного развития у дошкольников с нарушениями зрения не были предметом специального теоретико-методологического изучения [2].

Анализ теоретико-методологических исследований, содержащих специальные педагогические условия социализации дошкольников с нарушениями зрения, позволил выделить и сгруппировать блоки педагогических условий социально-коммуникативного развития дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования: 1. Организационный блок. 2. Программный блок. 3. Технологический блок.

Программа социально-коммуникативного развития дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзии содержит две части, сформированные на базе основных направлений работы с данной категорией детей с учетом блоков педагогических условий:

I часть - диагностическая. Включает содержание диагностического комплекса методик. Комплекс включает три методики, модифицированные с учетом возраста и особенностей развития детей с нарушениями зрения: «Три серии выборов» (Т.Б. Потапенко), «Одномоментные срезы» (Т.А. Репина), «Проективная методика эмоционального состояния ребенка от отношений со сверстниками» (В.Р. Кисловская); четвертая методика - «Выявление первичных социально-коммуникативных навыков» была разработана нами самостоятельно. Методики направленны на выявление социально-коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями зрения. Диагностику рекомендуется проводить 3 раза в год (в начале, середине и конце учебного года), для определения динамики и конкретизации индивидуальной траектории развития на каждого конкретного ребенка с нарушениями зрения.

II часть - процессуально-содержательная.

Принципиально новым в содержании программы является освоение детьми с нарушениями зрения «Азбуки вербальных и невербальных средств общения», поэтапное формирование «культуры осязания в процессе социального взаимодействия» дошкольников в детско-взрослом сообществе на уровне социально-ролевых отношений.

Процессуально-содержательная часть программы ориентирована на реализацию федерального государственного образовательного стан-

дарта дошкольного образования. Разработанная в процессе исследования программа социально-коммуникативного развития дошкольников с нарушениями зрения является парциальной. Содержание данной парциальной программы может стать гармоничным дополнением основных примерных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Программа по развитию социально-коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями зрения разработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание программы выстраивали с учетом реализации специальных педагогических условий специалистами дошкольной образовательной организации в условиях инклюзивного образования: учителя-дефектолога (тифлопедагога), педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателей групп комбинированной направленности.

Программа строится с учетом возраста детей с нарушениями зрения с 4 до 5 лет, с 5 до 6 лет, с 6 до 7 лет, включает в себя цели, задачи, упражнения, занятия.

Именно в условиях инклюзии в группах комбинированной направленности дошкольной образовательной организации обеспечивают единство личного и социального опыта как отражение процесса социализации дошкольников с нарушениями зрения через их ориентацию на общечеловеческие ценности, обретение каждым ребёнком опыта совместных переживаний, стимулирование внутренней и внешней активности детей всех категорий; регулирование средовых влияний на развитие дошкольников, предоставление каждому ребёнку свободы выбора.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует нового подхода к решению проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзии. Соответственно, необходимо разработать индивидуальную траекторию развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями зрения.

Список литературы

1. Болдинова О.Г. Педагогические условия социализации детей дошкольного возраста с нарушениями зрения // Изв. Южного федер. ун-та. Пед. науки. Науч.-пед. журн. - Ростов н/Д.: ЮФУ, 2012. - № 11. - С. 148-154.

2. Болдинова О.Г. Тифлопедагогические условия социализации дошкольников с нарушениями зрения // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - № 7. - С. 271-279.

3. Болдинова О.Г. Социализации дошкольников с нарушениями зрения в инклюзивном образовании // Вестн. ЧГУ, 2015. - № 5 (66). - С. 87-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.