Научная статья на тему 'Структура программы инклюзивной направленности для детей дошкольного возраста'

Структура программы инклюзивной направленности для детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INCLUSION / CHILDREN WITH DISABILITIES / AN INCLUSIVE CLUB / ECO-CULTURE / ИНКЛЮЗИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / ИНКЛЮЗИВНЫЙ КЛУБ / ЭКО-КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асташова И. К., Дроздова И. И.

В статье рассматривается проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в совместное обучение со сверстниками, его положительное влияние как на детей с нарушенным, так и нормативным развитием. Авторами представлена структура программы инклюзивной направленности для детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асташова И. К., Дроздова И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of an inclusive orientation program for preschool children

The problem of inclusion of children with disabilities in joint training with their peers, its positive impact on children with impaired and regulatory development. The authors of the structure of an inclusive orientation program for preschool children.

Текст научной работы на тему «Структура программы инклюзивной направленности для детей дошкольного возраста»

Структура программы инклюзивной направленности для детей дошкольного возраста

И.К. Асташова, И.И. Дроздова Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: В статье рассматривается проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в совместное обучение со сверстниками, его положительное влияние как на детей с нарушенным, так и нормативным развитием. Авторами представлена структура программы инклюзивной направленности для детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: инклюзия, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инклюзивный клуб, эко-культура.

Обеспечение права детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование, в настоящее время рассматривается как одна из важных задач в области образования и, в целом, демографического и социально-экономического развития страны. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» речь идет об обеспечении «равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Существующее законодательство в настоящее время позволяет организовать инклюзивное образование не только в обычных дошкольных учреждениях, школах, но и в учебных центрах, детских клубах. «Главный принцип инклюзии - создание предельно доступного образования, снятие барьеров, максимальная поддержка каждого учащегося и его развития, а на практике - методология гибкого подхода в преподавании и обучении, способного удовлетворить различные образовательные потребности с эффективным результатом» [1, с. 122].

Эта позиция стала основополагающей при создании проекта «Инклюзивный клуб «Кенгуру» для детей дошкольного возраста, который

стал в 2015 году победителем федерального конкурса социальных проектов «Мама-предприниматель», реализуемого благотворительным фондом «В ответе за будущее» совместно с общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» при поддержке Общественной палаты РФ на базе Высшей школы бизнеса ЮФУ.

В основе создания клуба представление об инклюзии (фр. тс1ш11-включающий в себя, лат.inc1ude - включаю) как «позитивной реакции на разнообразие детей» (ЮНЕСКО), восприятие их индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможности обогащения детьми друг друга в процессе учения, игр, занятий спортом, искусством.

Необходимость включения детей в совместное обучение со сверстниками, его положительное влияние как на детей с нарушенным, так и нормативным развитием подчеркивается в работах многих отечественных и зарубежных специалистов [2, 3, 4, 5, 6 и др.]. По мнению С.В. Алехиной «Динамика индивидуальной включенности во многом зависит от социально-психологических условий развития ребенка с особыми потребностями, социального окружения и условий образовательной среды» [2, с. 137]. Н.Я. Семаго подчеркивает, что «мировая практика убедительно показала, что ребенок с особыми образовательными потребностями, с младенчества попадая в сообщество здоровых сверстников, продвигается вместе с ними и достигает более высокого уровня социализации» [3, с. 2].

Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является фундаментом для развития личности ребёнка. Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида деятельности. Дошкольный возраст считается наиболее сензитивным с этой точки зрения [7]. Начальный уровень инклюзивного образования как раз относится к периоду дошкольного возраста. Именно в этот период

предоставляется возможность ранней интеграции детей с нарушениями развития в группу сверстников, максимально способствующей их социализации и развитию.

В настоящее время можно наблюдать расширение сети инклюзивных дошкольных образовательных организаций, создание вариативных форм дошкольного образования, но этого пока недостаточно. По данным Яндекс-статистики в г. Ростове-на-Дону около 200 детских центров и клубов разной направленности (спортивной, образовательной, развлекательной). И не обозначено ни одного центра, который бы заявлял об оказании развивающих эко-услуг инклюзивного характера для детей возраста от года до восьми лет, что предполагает проект инклюзивного клуба «Кенгуру», представляющего собой досугово-развивающий клуб инклюзивной направленности для детей дошкольного возраста и их родителей.

Возникновение общественной потребности в детских клубах данного типа обусловлено несколькими причинами:

увеличение общего числа детей с особыми потребностями в развитии и детей, не посещающих учреждения дошкольного образования (повышение оплаты, недостаточное наличие мест в детских садах, переполненность групп);

отсутствие системы медико-социального и психолого-педагогического сопровождения семей с детьми с ОВЗ;

приоритет образовательных учреждений «повышенного уровня» в системе образования, набор в которые осуществляется на конкурсной основе (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов);

важность общения со сверстниками в процессе социализации детей дошкольного возраста;

актуальность идеи раннего развития ребенка и индивидуальный подход к каждому.

Отличительной особенностью инклюзивного клуба является «Эко-культура клуба», которая предполагает использование здоровьесберегающих программ развития ребенка, использование экологически чистых и безопасных пособий и игрушек, создание благоприятной для здоровья и комфортной обстановки, комфортной среды жизнедеятельности [8].

Еще одна особенность работы инклюзивного клуба заключается в том, что, одной из главных задач специалистов клуба становится взаимодействие с семьей каждого ребенка. Это, в первую очередь, поддержка и психолого-педагогическая помощь им, с участием квалифицированных специалистов [9], которая не сводится только к рекомендациям по коррекции и воспитанию ребенка, а предполагает создание условий, которые включают членов семьи в процесс взаимодействия по решению возникающих проблем. Специалисты клуба обсуждают с родителями результаты своих обследований и наблюдений, информируют родителей о целях и ожидаемых результатах индивидуальной программы развития ребенка, помогают понять родителям состояние и перспективы развития своего ребенка, помогают оптимизировать межличностные взаимоотношения между членами семьи, чтобы способствовать развитию ребенка с ОВЗ. С самого начала знакомства определяется готовность родителей к сотрудничеству со специалистами.

Основное направление деятельности клуба - осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи детям от 1 года до 8 лет, независимо от их потребностей и других обстоятельств, направленной на создание условий их развития, социализации, интеграции в общество.

Условия реализации проекта:

Безбарьерная среда - создание условий в помещении для комфортного передвижения и пребывания детей. Предполагается наличие трех основных зон: комната общих встреч детей (приветствие, групповые игры,

эксперименты, прощание), комната ресурсной группы детей и комната развивающей познавательной игровой деятельности.

Участие в работе команды специалистов, работающих с детьми: логопед-дефектолог, детский психолог, арт-специалисты (музыка, творчество, рисование).

Использование программ развития дошкольников, адаптированных для детей с учетом особенностей их психофизического развития, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с особенностями развития [10].

Организация для родителей еженедельных встреч в «Родительской мастерской» и индивидуальных дистанционных консультаций специалистов для родителей.

Структура организации деятельности:

индивидуальное диагностирование детей определяет группу развития; формирование групп детей по 6 человек (один или двое детей с особенностями развития и четверо с нормативным развитием);

проведение еженедельных комплексных развивающих встреч, которые проходят 2 или 3 раза в неделю.

В связи с данной спецификой клуба, приоритетными направлениями развивающей деятельности являются:

разработка и реализация индивидуального маршрута ребенка с учетом его потенциальных психических и физических возможностей;

организация ресурсной группы и постепенное включение ее в основную группу развития;

укрепление психического и физического здоровья детей, проведение общих оздоровительных мероприятий. Области развития детей:

социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;

развитие элементарных математических навыков; речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Развивающие и коррекционные задачи клуба решаются в комплексе. Продолжительность встреч определяется с учетом индивидуальных возможностей детей, но не более 1 час 15 минут. Общие встречи чередуются со встречами в мини-группах. Через 6 месяцев предполагается полное объединение групп. Ниже приведена схема постепенного включения детей с особенностями развития (двойные кружочки) в основную группу детей.

Главным условием развития ребенка, в рамках реализации программы инклюзивной направленности, является включение каждого ребенка в игровую, творческую, учебную деятельность с учетом его возможностей, интересов, способностей, а также, «зоны ближайшего развития», то есть

уровня потенциального развития, которого ребенок с ОВЗ способен достигнуть под руководством взрослых, во взаимодействии со сверстниками в созданном развивающем пространстве.

Всех детей невозможно вписать в общие рамки, каждый из них обладает индивидуальными характеристиками. Деятельность инклюзивного клуба, реализация программы инклюзивной направленности для детей дошкольного возраста, поможет детям с нарушениями развития интегрироваться в группу сверстников, будет максимально способствовать их социализации и развитию.

Литература

1. Скуратовская М.Л., Климова Т.В., Володина И.С. Личностные детерминанты структуры отношения педагогов к инклюзивному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Череповецкого государственного университета 2015, №5. С. 121-124.

2. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. C. 136-145.

3. Семаго Н.Я. Инклюзия как новая образовательная философия и практика // Аутизм и нарушения развития. 2010. № 4. С. 1-9.

4. Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики // Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №6, 2009. С. 3-9.

5. Bennett, T., Deluca, D., & Bruns, D. (1997). Putting inclusion into practice: perspectives of teachers and parents. Exceptional Children, URL: researchgate.net/publication/281080153

6. Kimber L. Wilkerson, Aaron B.T. Perzigian, and Jill K. Schurr Promoting Social Skills in the Inclusive Classroom EPUB e-Book. 2013. 190 p.

7. Смирнова Е.О. Развитие толерантности в раннем и дошкольном детстве. // Возрастные особенности формирования толерантности. / Под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2003. С 64-130.

8. Шеина С.Г., Хамавова А.А., Исматулаева Н.А. Комфортная среда жизнедеятельности: новые стандарты устойчивого развития территории // Инженерный вестник Дона, 2012, №4 (часть 2) URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_46_Sheina.pdf_7f59358ecf.pdf

9. Дроздова И.И. Формирование готовности будущих педагогов к работе с детьми с проблемами развития / Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика»: сборник материалов Всероссийской конференции / под общ.науч. ред. Р.М. Чумичевой Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2015. С. 205-208.

10. Никитин П.В., Горохова Р.И. Моделирование систем управления индивидуальными траекториями обучения // Инженерный вестник Дона, 2012, №4 (часть 2). URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_60_Nikitin.pdf

References

1. Skuratovskaja M.L., Klimova T.V., Volodina I.S. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta 2015, №5. pp. 121-124.

2. Alehina S.V. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2016. T. 21. № 1. pp. 136-145.

3. Semago N.J. Autizm i narushenija razvitija. 2010. № 4. pp. 1-9.

4. Malofeev N.N. Zhurnal «Vospitanie i obuchenie detej s narushenijami razvitija» №6, 2009. pp. 3-9.

5. Bennett, T., Deluca, D., & Bruns, D. (1997). Putting inclusion into practice: perspectives of teachers and parents. Exceptional Children. URL: researchgate.net/publication/281080153

6. Kimber L. Wilkerson, Aaron B.T. Perzigian, and Jill K. Schurr Promoting Social Skills in the Inclusive Classroom EPUB e-Book. 2013. 190 p.

7. Smirnova E.O. Razvitie tolerantnosti v rannem i doshkol'nom detstve. [The development of tolerance in early childhood and pre-school]. Vozrastnye osobennosti formirovanija tolerantnosti [Age features of formation of tolerance]. Pod red. V.S. Sobkina. M.: Centr sociologii obrazovanija RAO, 2003.

8. Sheina S.G., Hamavova A.A., Ismatulaeva N.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №4 (chast' 2) URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_46_Sheina.pdf_7f59358ecf.pdf

9. Drozdova I.I. Razrabotka i aprobacija novyh modulej osnovnoj obrazovatel'noj programmy bakalavriata po ukrupnennoj gruppe special'nostej «Obrazovanie i pedagogika»: sbornik materialov Vserossijskoj konferencii. Pod obshh. nauch. red. R.M. Chumichevoj Rostov-na-Donu: Izd-vo Juzhnogo federal'nogo universiteta, 2015. pp. 205-208.

10. Nikitin P.V., Gorohova R.I. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №4 (chast' 2). URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_60_Nikitin.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.