УДК 378 ББК 74.480
М.Э. Хамиди
социально-исторические предпосылки организации толерантного педагогического взимодействия иностранных студентов в вузе
В статье описываются социально-исторические предпосылки организации толерантного педагогического взаимодействия иностранных студентов в вузе. Дается характеристика понятия «толерантность» через призму этики, философии, педагогики, биологии. Описаны признаки толерантности, развитие проблемы толерантности в студенческой среде.
Ключевые слова: социально-исторические предпосылки, толерантность, педагогическое взаимодействие.
M.E. Hamidi
socio-historical backgrounds for developing tolerant pedogogical interaction among
foreign stufents
The article deals with the socio-historical backgrounds for developing tolerant pedagogical interaction among foreign students. The present study specifies the definition of 'tolerance' from the viewpoint of ethic, philosophy, pedagogy, and biology. The article also deals with the characteristics of tolerance, and the evolution of this problem among students.
Key words: socio-historical backgrounds, tolerance, pedagogical interaction.
На разных этапах исторического развития проблема воспитания личности в духе толерантности, взаимопонимания между людьми и обществом в целом, являлась одной из самых основных.
С точки зрения педагогического аспекта организация воспитания толерантности у студентов высших учебных заведений направлена на урегулирование конфликтов в сообществах и между отдельными людьми [7]. Понятие «толерантность» абстрактно, оно трудно поддается измерению и наблюдению уровня его сформированности.
Теоретические основы проблемы толерантности описаны в философских, педагогических и психологических науках. Данные научные труды можно поделить на три группы: к первой группе отнесем труды, которые появились до начала развития идей толерантности, ко второй группе можно отнести труды, уже осветившие вопросы толерантности и заложившие её основы для будущего раз-
вития, к третьей группе отнесём идеи учёных и международные документы, которые рассматривают толерантность в отдельных её аспектах через призму философской науки.
В первую группу трудов вошли идеи античных философов (Аристотель, Сократ, софисты, стоики, эпикурейцы) и философов Средневековья (Августин, Ф. Аквинский, Тертуллиан). В этот период идеи толерантности гласят об измерении человека и человеческой жизни с точки зрения морали, об отношениях человека с самим собой и окружающим миром через призму гармонии и мира. Благодаря этим идеям, начиная с Эпохи Возрождения и до Нового Времени явление толерантности рассматривалось как философская категория (Дж. Локк, Д. Дидро, Е. Роттердамский, И. Кант, Ф. Вольтер и др.).
Такие философы, как М. Бахтин и Бу-бер разработали диалогические концепции для развития идей толерантности
го X
О
в сфере образования. Идеи восприятия другой личности, а также отождествление бытия личности с культурой были разработаны в философии герменевтики и философии феноменологии (Б. Вен-дельфельс, Дильтей, Е. Левинас и др.). Важный вклад в развитие данного направления внесли филососфы прагматики (Дж. Дьюи, Р. Рорти, Ч. Пирс и др.), эк-зистенцалисты (Кьеркегор, Ж.П. Сартр, К. Ясперс) и представители коммуникативной философии (К.О. Апель, Ю. Га-бермас).
Во вторую группу вошли труды ученых, которые описывают развитие толерантности через призму философского концепта. Б. Вильямс отождествлял толерантность с моралью, С. Милль, Д. Грейс, С. Мендус изучали толерантность с точки зрения либерализма. Также развитию идеи толерантности способствовали концепция трансгрессивности, критическая педагогика П. Фрейре, педагогическая антропология О. Больнова, теория муль-тикультурализма Ч. Тейлор, понимание обновления образования в современном мире - все это помогало развивать теорию толерантности.
В третью группу вошли международные документы, играющие важную роль в развитии теории толерантности: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (была принята резолюцией 260 (III) Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций от 9 декабря 1948 года в Париже), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (Принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования), Принята резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1965, Декларация о расе и расовых предрассудках (принята в Париже 27 ноября 1978 года), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (Принята резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи от 25 ноября 1981 года) и др. Наиболее значимым документом является Декларация принципов толерантности (Париж, 1995).
Изначально понимание проблемы толерантности было описано такими древними философами, как: Аристотель, Гераклит, Конфуций, В. Мономах, Платон, Сенека, Сократ, Тертуллиан; а позднее Дж. Виклеф, Ж. Вольтер, Н. Кузанский, Г. Лейбниц, Дж. Локк, Т. Мора, Ж.Ж. Руссо, Б. Спиноза.
В биологии и медицине «толерантность» идентифицируют с адаптацией (Р. Биллингем, Л. Брэнтли, П. Меда-вар). В этике «толерантность» - это моральная сдержанность, в такой науке, как логика «толерантность» рассматривают как интуитивное представление (Ю. Шрейдер), а в социологии - это качество социума (С. Бархатная, Г. Зим-мель, Е. Дюркгейм).
Анализируя научную литературу, видно, что корни феномена толерантности уходят в античное время, когда об отношениях в духе толерантности говорили Аристотель, Сенека, Гераклит. Древний мыслитель и фиолософ Китая Конфуций проповедовал идею толерантности в своей жизни и призывал к этому других: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и семье к тебе не будут относиться враждебно» [9]. Великий мыслитель говорил: «Если не можешь быть благосклонным и прощать другого даже в мелочах, то можешь испортить большое дело», таким образом в основу своего учения - конфуцианства - он положил идею признания другого, равного себе самому [9].
В основе идеи толерантности Тертул-лиана - уравновешенность и выдержка, по мнению ученого, их непременно нужно воспитывать у каждой личности [8].
Идеи толерантности в Древней Руси можно найти в произведении «Наставления Владимира Мономаха»: «Всего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их. Сироту и вдову сами на суде по правде судите; не дайте их сильным в обиду», которые стали образцом и основой в воспитании и образовании на многие годы [10].
Дж. Локк исследовал идеалы равенства и справедливости для всех людей. По мнению философа, толерантность имеет тесную связь с отказом от наси-
лия и развитием личности, благодаря компромиссу и поощрению воспитания определенных качеств [13].
Концепция толерантности Дж. Лок-ка повлияла на дальнейше развитие этой идеи у философов следующего поколения - А. Смита, Д. Юма, Д. Беркли, развивающих теорию морали. Основными понятиями своего учения они считали: альтруизм, сочувствие, человеколюбие, терпение и пр.
Моральный закон И. Канта пересекается с идеями толерантности. В своем труде «Критика практического разума» философ отмечает: «...человек - это житель двух миров: первый мир - мир природы, второй мир - мир свободы», то есть в ином мире доминирует практический разум, который содержит в себе идеи свободы и бессмертия [3]. В основу морального закона Канта легли идеи взаиморавенства и свободы людей, которые сохранились на века. По мнению философа, основными понятиями толерантности являются уважительное и справедливое отношение к другим, которые и легли в основу Декларации принципов толерантности.
По мнению М. Хомякова, западный либерализм выделяет три стадии развития проблемы толерантности. Первая стадия связана с концепцией толерантности Дж. Локка. Вторая стадия связана с эссе Дж. Стюарта Милля «Индивидуальная свобода и границы суверенитета индивида», рассматривающим свободу индивида как главную ценность либерализма [15]. Тем не менее, по мнению Милля, свобода проявляется тогда, когда для достижения своих благ личность не лишает других людей достижения своих собственных благ и не препятствует возможности получения этих благ [6].
Третья стадия в развитии проблематики толерантности - «Теория справедливости» Д. Ролса. Философ трактует толерантность как равенство всех членов либерального общества. По мнению Д. Ролса, толерантность - это одно из условий справедливости, преобладание права над благом и есть конкре-
тизация принципа толерантности [11].
В философских идеях Э. Фромма можно проследить путь формирования готовности массового и индивидуального сознания к мирному сосуществованию различных культур. В ходе анализа произведений Э. Фромма, В. Кремень подчеркнул, что философ представил идею «нового человека», без которой существование современного общества является невозможным. «Новый человек» открыт и несет в себе любовь к обществу, а также чувствует тепло и сочувствие окружающих. На основе данной идеи представителя философии неогуманизма можно отследить взгляд философа на толерантность[14].
Как мы видим, толерантность - это феномен, выступающий одним из регуляторов общественных отношений, следовательно, взаимоотношения различных культур, наций, этносов можно объяснить на основе принципа владения. Если одна нация, одна культура, подчиняет себе другие нации, культуры, то разрушаются такие регуляторы отношений, как понимание, уважение, восприятие взглядов и позиции другого гражданина, личность лишается права быть «другой», а также лишается возможности открыто выражать и защищать свою точку зрения.
В истории педагогики идеи воспитания толерантной личности можно найти в трудах Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К. Ушин-ского и др. Важная основа педагогики Я.А. Коменского - приобретение знаний через школу на родном языке, вне зависимости от принадлежности к какой-либо расе, религии, обществу. Педагог подчеркивал: «Особенно стоит приучать детей быть терпимыми, поскольку это необходимо в течение всей жизни, для того чтобы они могли владеть собой, руководствоваться разумом, а не порывами; прежде чем страсти бурно окажутся и пустят корни, лучше тормозить гнев, чем давать ему волю и т.д.» [5].
Мыслитель эпохи просвещения, выдающийся педагог Ж.Ж. Руссо высказы-
о
Е <и
С « £ ^ ГО со
& И
с; т
0 о
I- II "
го р
со о
1 *
ГО .0
и
о ^ £
сц о
о 5 с к ч ^
ф ей Ф ф
и
о.Ш £ £2
о
о Ф
О с
го X
О
вал идеи относительно равенства и свободы людей. По мнению ученого, человеколюбие наделяет людей кротостью, справедливостью, умеренностью, милосердием, снисходительностью, что является основой толерантной личности.
В. Сухомлинский утверждал, что каждый человек уникален и неповторим, что является высшей ценностью, следовательно, и отношение к этой личности должно быть человечным. Педагог-гуманист относился с осуждением к тем, кто сеет зерна ненависти, расовой и национальной розни, войны. «Терпимость и непримиримость - очень важные элементы духовной культуры, тебе надо овладеть ими для того, чтобы ориентироваться в бесконечно сложном мире человеческих страстей и характеров» [12].
В наше время ученые в области педагогики занимаются исследованием проблемы толерантности с целью развития толерантных отношений. Принимая во внимание разносторонность и многоа-спектность данного феномена, ученые стараются отразить его универсальный характер.
При рассмотрении генезиса и эволюции феномена толерантности мы понимаем данный термин как регулятивное средство в развитии обшества с целью налаживания диалога культур между различными обществами и отдельно взятыми людьми. Утверждение феномена толерантности в законодательных документах способствует предотвращению конфликтов в обществе.
Современные ученые выделяют различные типы толерантности: политическую, этническую, межнациональную, расовую, религиозную, образовательную, гендерную, физиологическую и т.д. [2]. Непременно все типы толерантности выполняют важную роль, и каждый из этих видов нужно воспитывать. Однако, учитывая многофункциональный характер России, а также огромный поток обмена студентов между вузами ежегодно, необходимо уделить особое внимание воспитанию межнациональной толерантности.
Современные подходы к воспитанию толерантности у студентов вузов
связаны с поиском путей преодоления интолерантных тенденций в общении молодежи, отличающейся расовым, этническим происхождением или разделяющей иные мировоззренческие ценности, а также преследующей противоположные цели в жизни. В процессе межличностной коммуникации среди молодежи становится заметным конфликтное поведение по причине недоразумений, которые требуют внимания со стороны педагогов и своевременной реакции на эти конфликты. Воспитание толерантности среди студенческой молодежи стало стратегически значимой целью. Формирование толерантности в высших образовательных учреждениях происходит в ходе тесного педагогического взаимодействия.
В педагогической теории и практике прочно утвердился термин «педагогическое взаимодействие, означающее, по мнению А. Леонтьева, «...профессиональное общение учителя с учениками на уроке или вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учениками» [4].
По мнению Ю. Бабанского, данный термин означает взаимную активность, сотрудничество педагогического состава и учащихся в процессе общения.
Согласно исследованиям Е.В. Корота-евой существуют такие виды педагогического взаимодействия, как: рестриктив-ный (ограничивающий), реструктивный (поддерживающий) и конструктивный (развивающий), деструктивный (разрушающий).
Рестриктивное (ограничивающее) взаимодействие - это контроль за развитием, не принимая во внимание целостный подход к процессу развития и формирования личности.
Реструктивное (поддерживающее) взаимодействие - способствует решению задач тактического характера в процессе обучения, необходимых для сохранения целостности личности на определенном этапе достижений.
Конструктивное (развивающее) взаимодействие - обеспечение целостности, взаимосвязи, необходимой для жизнеобеспечения личности, создания условий для её будущего развития и оптимальной адаптации в условиях меняющейся среды.
Деструктивное (разрушающее) взаимодействие - искажает форму и содержание образования, разрушает связи между участниками педагогической системы, что, в свою очередь, ведёт к необратимым последствиям в сфере образования [1].
Таким образом, мы рассмотрели педагогическое взаимодействие в высшей школе как системное явление, которое происходит в различных деятельност-ных подсистемах: «преподаватель-студент», «преподаватель-академгруппы», «студент-студент» и «студент-академ-группы».
Каждой из этих подсистем свойственны установленные механизмы разверты-
вания педагогических связей, влияний, взаимного понимания, координации и кооперации, которые действуют по причине общения и работы системы толерантных взаимоотношений. В то же время учебно-воспитательный процесс -это двусторонний акт: преподавание и педагогическое воздействие (деятельность педагога); обучение и саморазвитие (деятельность студента).
Отличительным признаком педагогического процесса в системе подготовки будущих специалистов в вузах является его ориентир на развитие их гуманистических качеств, которые в будущем превратятся в основу профессионального взаимодействия.
Таким образом, мы видим, что проблема развития толерантности берет свое начало с античных времен, и все больше становится актуальной в наши дни, так как данное явление играет важную роль в регулировании общественных отношений всех уровней.
Библиографический список
1. Батаршов, А.В. Диагностика способности к общению [Текст] / А.В. Батаршов. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с.
2. Джованни Пико Делла Мирандола Речь о достоинстве человека [Текст] / Джованни Пико Делла Мирандола // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. - М.: Искусство, 1959. - Т. 1. - С. 506-514.
3. Кант, И. Критика чистого разума [Текст] / И. Кант; пер. с нем. Н. Лосского. - М.: Эксмо, 2006. - 736 с.
4. Кассиль, Л.А. Собрание сочинений [Текст]: в 5 т. / Л.А. Кассиль. - М.: Терра, 2009. - Т. 3. -512 с.
5. Клинберг, Л. Проблемы теории обучения [Текст] / Л. Клинберг; пер. с нем. - М.: Педагогика, 1984. - 256 с.
6. Лекторский, В.А. О толерантности [Текст] / В. А. Лекторский / / Философские науки. - 1997. -№ 3-4. - С. 14-18.
7. Локк, Дж. Сочинения в трех томах [Текст] / Дж. Локк. - М.: Мысль, 1988. - Т. 3. - 668 с. - (Фи-лос. Наследие. Т. 103).
8. Маралов, В.Г. Педагогика ненасилия - гуманизм в действии [Текст] / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров // Гуманизация исторического образования и его роль в воспитании в духе мира: материалы педагогического проекта. - М.: Центр педагогики мира, 1993. - С. 140-158.
9. Почебут, Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология [Текст]: учеб. пособие / Л.Г. Поче-бут. - СПб.: Питер, 2012. - 336 с.
10. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности [Текст] / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. - 267 с.
11. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс; Терминологическая правка В. Данченко. - К.: PSYLIB, 2004. - 318 с.
12. Стернин, И.А. Коммуникативные аспекты толерантности [Текст] / И.А. Стернин, К.М. Ши-лихина. - Воронеж: Истоки, 2001. - 135 с.
13. Творогова, Н.Д. Общение: диагностика и управление [Текст] / Н.Д. Творогова. - М.: Смысл, 2002. - 246 с.
14. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Из-во МГУ, 2003. - 416 с.
15. Шпет, Г.Г. Герменевтика и ее проблемы [Текст] / Г.Г. Шпет // Контекст. Литературно-теоретические исследования. - М.: Наука, 1990. - С. 221-260.
References
1. Batarshov A.V. Diagnisis of ability to communicate. SPb: Piter, 2006. 176 p. [in Russian].
2. Giovanni Pico della Mirandola. The Oration on the Dignity of Man. The history of aesthetics. Artefacts of the world's aesthetic thought. In 5 vol. M.: Iskusstvo, 1959. Vol .1. P. 506-514. [in Russian].
3. Kant I. Critique of Pure Reason. M.: Izd-vo Eksmo, 2006. 736 p. [in Russian].
4. Kassil L.A. Selected Works: in 5 vol. M.: Terra, 2009. Vol. 3. 512 p. [in Russian].
5. Klinberg L. Problems in learning theory. M.: Pedagogika, 1984. 256 p. [in Russian].
6. Lektorskiy V.A. About tolerance. Filosofskiye nauki, 1997. No. 3-4. P. 14-18.
7. Locke J. Collected works: In 3 vol. M.: Mysl', 1988. 668 p. Filos. naslediye. Vol. 103. [in Russian].
8. Maralov V.G. Pedagogy of non-violence - humanism in action. Humanization of historical education and its role in upbringing in a peaceful manner. M.: Tesntr pedagogiki mira, 1993. P. 140-158. [in Russian].
9. Pocheboot L.G. Cross-cultural and ethnic psychology. Textbook. SPb: Piter, 2012. - 336 p. [in Russian].
10. Practicum in psycho-diagnisis and research of the tolerance of the person. Ed. by G.U. Soldatova, L.A. Shay-gerova. M.: Tsentr SMI MGU im. M.V. Lomonosova, 2003. 267 p. [in Russian].
11. Rogers C. View of Psychotherapy. Means to Become a Person. K.: PSYLIB, 2004. 318 p. [in Russian].
12. Sternin I.A. Communicative aspects of tolerance. Voronezh: Istoki, 2001. 135 p. [in Russian].
13. Tvorogova N.D. Conversation: diagnosis and management. M.: Smysl, 2002. 246 p.
14. Khutorskoy A.V. Didactic euristics. Theory and technology of creative learning. M.: Izd-vo MGU, 2003. 416 p.
15. Shpet G.G. Hermeneutics and its challenges. Context. Literature and theoretical studies. M.: Nauka, 1990. P. 221-260.
Сведения об авторе: Хамиди Мухаммед Эмин,
аспирант кафедры педагогики и психологии,
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: eminhamidi@gmail.com
Information about the author: Hamidi Muhammed Emin,
Postgraduate Student,
Department of Pedagogy and Psychology,
South Ural State Humanitarian
Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia,
E-mail: eminhamidi@gmail.com