Нуратинов Д.А.
Социально-институциональные основы этноэкономики1
Социально-институциональные особенности служили могучим средством формирования и развития племен и народностей. Национальные обычаи и традиции являются выражением важнейших признаков и черт национального характера и национальной культуры. Учет этих особенностей в экономической политике, как правило, позволяет интенсифицировать преобразования и создать модель экономики, которая в наибольшей мере отвечает традициям конкретного региона.
Обычай и традиция - это нерегламентированные юридическими установлениями, поддерживаемые силой общественного мнения формы передачи новым поколениям способов реализации сложившихся в жизни данного класса, общества идеологических отношений (политических, нравственных, эстетических, религиозных). Они представляют собой один из важнейших элементов культуры.
Какое бы общественное или социальное отношение мы ни взяли - нравственное или политическое, национальное или семейное - всюду можно обнаружить самые разнообразные способы осуществления каждого из этих отношений. Возьмем, например, такое нравственное отношение, как отношение к труду. Оно может быть добросовестным, творческим и нетворческим; творчество в труде может, побуждается действием как материальных, так и моральных стимулов, возможны и различные сочетания тех и других мотивов. Совершенно очевидно, что отношение к труду в настоящее время никак нельзя регламентировать в детальных предписаниях обычаев: это - сложное отношение, представленное самыми разнообразными вариантами, и это разнообразие обусловлено как множеством видов трудовой деятельности, так и различием тех жизненных ситуаций, в которых осуществляется каждый из этих видов. Стабилизацию в жизни новых поколений, того или иного отношения к труду нельзя реализовать путем одних юридических установлений, большую роль здесь играет сила общественного мнения, сила традиций.
Во второй половине Х1Х-начале XX вв. общественная жизнь Дагестанских народов регламентировалась традициями, обычаями и адатами один из обычаев, возникших на основе трудовой деятельности, - это обычай взаимопомощи. Он возник и развился в условиях господства такого социального коллектива, как родовая община, и отражал коллективный, общинный характер труда.
В условиях экстенсивного животноводства, земельного голода, натуральных и полунатуральных форм хозяйствования дагестанской семье приходилось преодолевать большие трудности. В это время каждый член общества мог рассчитывать на поддержку родственников и односельчан, готовых по необходимости прийти на помощь поселянину, находящемуся в тяжелом экономическом положении. Обычай взаимопомощи проник во все сферы хозяйственной деятельности дагестанских народов.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского Гуманитарного научного фонда (РГНФ). Проект 01-02-00126 а.
Одной из форм соседской и родственной взаимопомощи были взаимные одалживания. Объектом одалживания служили продукты питания, предметы одежды, рабочий скот и т.д. Эти одалживания глубоко проникли в быт общины, пронизывая весь домашний уклад дагестанца.
Примитивные формы труда, сложности ведения хозяйства способствовали сохранению обычая взаимопомощи, как характерной черты общественного быта, и на последующих этапах социального развития общества. Он получил дальнейшее развитие в феодальном обществе, не утерял своего значения в условиях проникновения в экономику Дагестана капиталистических элементов. Пережив социалистические времена, обычай живет и в наши дни.
Гусейнов Г.И.
Исламская модель устойчивого экономического развития
Минувший век оставил человечеству незавидное наследство. К его завершению со всей очевидностью встал вопрос о дальнейшем выживании людей, независимо от цвета кожи, политических и религиозных убеждений. Впервые воплотилась в жизнь давняя мечта человека - стать хозяином природы, но и впервые в связи с этим появились признаки глубинного кризиса всей системы человеческого бытия. Трудности и противоречия политико-экономического характера отодвигаются на второй план. На глобальной авансцене разыгрывается куда более серьезная драма противостояния человека природе.
По прогнозам специалистов, при отсутствии эффективных международных усилий в предотвращении глобальной катастрофы, ее следует ожидать в 2040-2050 гг. Тогда процессы деградации окружающей среды, социальных структур и самого человека станут необратимыми.
В этой связи пришло время по-иному взглянуть на глобальный процесс модернизации, где минусов оказалось больше, чем плюсов. По-новому следует рассматривать и реакцию отторжения мусульманским миром в XX веке по сути западной материалистической модели развития. Надо признать, что исламская культура, оказалась стойкой противницей этой модели. На протяжении всего минувшего столетия она с завидным упорством пыталась строить собственную альтернативу.
Столь непоколебимая позиция объясняется тем, что, во-первых, мусульманским народам в течение всего XX века пришлось прочувствовать на себе все разрушительные проявления материалистической модернизации. И, во-вторых, в том, что в самом учении и практике ислама заложен мощный иммунитет против болезней современности. Эта защитная система базируется на признании закона единства бытия, неразрывности духовной и мирской жизни, изначальной заботе ислама о физическом и духовном здоровье человека, признании человека венцом, но не царем природы.
Серьезные кризисы и конфликты, охватившие ныне исламский мир, в большинстве случаев вытекают из социально-экологической дисгармонии, порожденной