Научная статья на тему 'Исламская модель устойчивого экономического развития'

Исламская модель устойчивого экономического развития Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2307
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламская модель устойчивого экономического развития»

Одной из форм соседской и родственной взаимопомощи были взаимные одалживания. Объектом одалживания служили продукты питания, предметы одежды, рабочий скот и т.д. Эти одалживания глубоко проникли в быт общины, пронизывая весь домашний уклад дагестанца.

Примитивные формы труда, сложности ведения хозяйства способствовали сохранению обычая взаимопомощи, как характерной черты общественного быта, и на последующих этапах социального развития общества. Он получил дальнейшее развитие в феодальном обществе, не утерял своего значения в условиях проникновения в экономику Дагестана капиталистических элементов. Пережив социалистические времена, обычай живет и в наши дни.

Гусейнов Г.И.

Исламская модель устойчивого экономического развития

Минувший век оставил человечеству незавидное наследство. К его завершению со всей очевидностью встал вопрос о дальнейшем выживании людей, независимо от цвета кожи, политических и религиозных убеждений. Впервые воплотилась в жизнь давняя мечта человека - стать хозяином природы, но и впервые в связи с этим появились признаки глубинного кризиса всей системы человеческого бытия. Трудности и противоречия политико-экономического характера отодвигаются на второй план. На глобальной авансцене разыгрывается куда более серьезная драма противостояния человека природе.

По прогнозам специалистов, при отсутствии эффективных международных усилий в предотвращении глобальной катастрофы, ее следует ожидать в 2040-2050 гг. Тогда процессы деградации окружающей среды, социальных структур и самого человека станут необратимыми.

В этой связи пришло время по-иному взглянуть на глобальный процесс модернизации, где минусов оказалось больше, чем плюсов. По-новому следует рассматривать и реакцию отторжения мусульманским миром в XX веке по сути западной материалистической модели развития. Надо признать, что исламская культура, оказалась стойкой противницей этой модели. На протяжении всего минувшего столетия она с завидным упорством пыталась строить собственную альтернативу.

Столь непоколебимая позиция объясняется тем, что, во-первых, мусульманским народам в течение всего XX века пришлось прочувствовать на себе все разрушительные проявления материалистической модернизации. И, во-вторых, в том, что в самом учении и практике ислама заложен мощный иммунитет против болезней современности. Эта защитная система базируется на признании закона единства бытия, неразрывности духовной и мирской жизни, изначальной заботе ислама о физическом и духовном здоровье человека, признании человека венцом, но не царем природы.

Серьезные кризисы и конфликты, охватившие ныне исламский мир, в большинстве случаев вытекают из социально-экологической дисгармонии, порожденной

форсированным индустриально-потребительским развитием. Такие системные кризисы вызревают, как правило, в полутрадиционных полуиндустриалъных странах, независимо от моделей их общественно-государственного устройства.

Подавляющее большинство мусульманских стран сталкивается ныне со схожими проблемами: перенаселенностью городов и плодородных долин, бедностью, насильственными или вынужденными миграциями, монокультурной направленностью сельского хозяйства и сырьевой ориентацией промышленности, функционированием крайне опасных для местных экосистем индустриальных производств, быстрым демографическим ростом, возрастающей нехваткой водно-земельных, продовольственных и энергетических ресурсов.

Начало этому бедствию было положено еще в колониальную эпоху. В постколониальный период, предвкушая быстрое процветание, мусульманские страны избрали путь индустриализации промышленности и сельского хозяйства. Однако стартовые условия и возможности Запада и мусульманского Востока оказались неравными. Речь идет не только о формационных, социально-экономических условиях, но и о природно-климатических, демографических и цивилизационных, охватывающих психологию, религию и этику, мировосприятие в целом.

В результате к концу XX столетия в мусульманском мире, как и в остальных его частях, человек хозяйствующий нарушил взаимоотношения со своим жизненным пространством. Но "несущая способность" местных экосистем оказалась многократно превышена по сравнению с таковыми в постиндустриальных странах. Под влиянием ускоренной индустриальной модернизации, носившей зачастую уродливые формы, во многих мусульманских государствах вызрели глубинные социально-экологические кризисы, которые подорвали саму основу их дальнейшего поступательного социально-экономического развития.

Деградационные процессы в биосфере и социуме вызывали повышенный уровень конфликтогенности, социальной агрессивности, направленной вовне и вовнутрь. Но в мусульманском мире за конфликтами и войнами надо видеть главное - нарастающая тенденция исламизации - это прежде всего цивилизационно-культурная, духовная реакция на забвение непреходящих ценностей человеческого бытия и разрушение гармонии мироздания. Это протест против невежества, безнравственности, эгоизма, лжи, лицемерия, цинизма, алчности, бессмысленного расточительства человеческой энергии и природных ресурсов - против всего того, что изначально было чуждо исламскому учению и в борьбе против чего оно, собственно, и рождалось. Для миллионов людей ислам - образ жизни, жизненный уклад, сохраняющий человеческое достоинство и духовное равновесие. Вполне естественно, что, сталкиваясь с противоположной идеологией и практикой, они не принимают их. Чем активнее навязываются неприемлемые стереотипы жизни, тем упорнее сопротивление. К сожалению, благодаря стараниям заинтересованных людей, зачастую это сопротивление принимает довольно уродливые формы.

В то же время ситуация не столь безысходна, как зачастую представляется. В столкновении мировоззрений, культуры с псевдокультурой, повсюду на планете

зарождаются новые идеи мироустройства. Мусульманский мир все же - часть современной глобальной цивилизации. В ней самой идут сложные процессы переваривания опыта грандиозных и одновременно трагических социальных и технических экспериментов XX столетия. Показательно, что внутри самих развитых стран начинается отторжение многих ранее привычных норм жизни, вызревает своеобразный западный вариант "третьего пути" развития. Новая, так называемая постмодернистская критика западной модели находит растущее число приверженцев в рядах социал-демократии, левых и экологических движений, особенно в Европе. Характерно, что к критике современной постиндустриальной системы обращаются теоретики, ранее видевшие в ней альтернативу индустриальному обществу потребления.

Весьма также показательно, что постмодернистская западная и современная мусульманская критика в адрес технократической, потребительской модели развития в целом совпадает. Мусульманские мыслители отмечают ограниченность этой модели в решении социальных и глобальных проблем, роковую попытку достигнуть материального комфорта за счет исчерпания природных ресурсов. Оспаривается главная идея модернизации, выдвигающая в качестве цели человечества экономическое и технологическое развитие.

Исламские ученые не без основания отмечают, что Запад, одержимый идеей безудержного экономического роста и производства максимального количества товаров, беспощадно эксплуатирует природную среду. Слепой технократизм общества потребления ломает гармонию жизни, разрушает культуру, разум, штампует одномерных людей. Такие же процессы затронули и мусульманский мир, ориентировавшийся в XX веке на догоняющее развитие. Так что критика здесь движется параллельно в одном направлении, и "зеленая альтернатива" разрушительному воздействию общества потребления набирает силу и на Западе, и на Востоке. Но каждый идет своим путем. Мусульманский мир обращается к цивилизационно-культурным истокам, этической философии, ищет выходы в государственно-политических моделях "третьего пути". Запад в первую очередь опирается на современные науки и технологии. Но их передовые идеи схожи даже вопреки слабому знакомству с теориями развития друг друга. Индустриально-материалистическая идеология безграничного потребления сменяется ценностями мира с природой и ограниченного потребления.

Важный импульс возникновению новых идей мироустройства дала концепция устойчивого развития. Она была выработана мировым научным сообществом под эгидой ООН в 80-90-е годы.

В ближайшие десятилетия, в связи с истощением невозобновляемых ресурсов, деградацией природной среды и увеличением населения планеты, будет достигнут предел социально-экономического роста в развитых странах. При сложившейся схеме наибольшего потребления ими материальных благ и ресурсов за счет развивающихся государств последние не в состоянии достичь западного уровня жизни. Ориентироваться на него бессмысленно. Догнать и перегнать Америку в сложившейся ситуации невозможно. Такие цели бесперспективны. Постиндустриальный

мир сам будет вынужден сокращать свои потребности, перераспределяя все больше средств на социальные, экологические программы, помощь бедным странам.

Поддержание просто нормального, достойного для человека уровня жизни потребует уже в ближайшие годы сбалансированности социально-экономического развития с экологическим благополучием. Экология становится равноправным системообразующим фактором общественного развития наряду с экономикой и социальным регулированием. Дальнейшее развитие человечества становится напрямую связано с переходом к постоянно регулируемой, стабильной системе его взаимоотношений с окружающей средой.

Переход к устойчивому развитию повлечет фундаментальные социально-экономические перемены в мире. Прежде всего, произойдут глубокие изменения в отношении к рыночным механизмам. Считающаяся ныне локомотивом прогресса американская концепция рынка как универсальная система ценностей не сможет эффективно служить предотвращению социально-экологических кризисов. Уже сейчас, применяемая на практике во многих развивающихся странах, она ведет к накоплению дестабилизирующих социальных, экономических и экологических факторов, а не к избавлению от них. Сама евро-американская экономика начинает сталкиваться с серьезными трудностями, связанными с увеличивающимися экологическими затратами. То же можно сказать и о Японии, усиленно следовавшей за Западом.

В этой связи возникает потребность социального управления рынком и рыночными механизмами. Они уже не будут занимать доминирующего места в развитии общества. Отказ от приоритета экономики над экологией и социальным развитием повлечет кардинальные изменения в способах производства и потребления.

Усилится регулятивная роль государства. Оно будет ужесточать контроль за потреблением и производством, и даже сокращать их ради сохранения окружающей среды. Модели либерально-демократического устройства с приоритетом личного над общественным сменятся социально ориентированными, уравновешивающими интересы личности и общества. При необходимости общественные интересы будут стоять превыше личных и корпоративных.

Социально-экологические кризисы вызвали необходимость объединения как естественных и гуманитарных наук, так и их отдельных дисциплин. Когда-то разошедшиеся, они вновь соединяются. Возникает невиданный глобальный научный союз, обладающий огромным творческим потенциалом, и роль его в решении мировых проблем, по всей видимости, будет возрастать. Не менее важно, что в этом передовом научном сообществе проявляется стремление к религиозному мировосприятию, одухотворенности научных целей, что, конечно, послужит на пользу и науке и вере.

На мусульманском Востоке альтернативные социально-экологические идеи развиваются в лоне религиозно-политической мысли и связаны с идеалами исламского государства. Его теоретики, в частности, подчеркивают, что главными ценностями в нем должны быть не деньги и вещи, а добродетель и стремление жить в гармонии с

природой и Вселенной. Исламская экономика, по их мнению, видит своей целью богатство и процветание мусульманской общины, её функции должны быть направлены на то, чтобы человек пребывал в мире с самим собой, с другими людьми, с природой и, в конечном счете, с Богом.

Подобные идеалы будущего созвучны и передовым западным социально-экологическим воззрениям на устойчивое развитие. Таким образом, мусульманский мир на основе собственной богатой культуры и религиозной традиции отвечает на общие для всего человечества деструктивные вызовы современной цивилизации и идет своим путем к общей цели.

Проблема только в том, что, двигаясь к ней, люди науки и в мусульманском мире и на Западе часто не имеют достаточного представления о теоретической и практической работе друг друга, а их исследования и идеи замыкаются в рамках собственных культур. Взаимопониманию и взаимодействию мешают стереотипы, используемые в политических технологиях.

Мусульманам при сохранении и восстановлении социально-экологических систем есть на что опереться - прежде всего, на стабилизирующие культурные и правовые устои ислама. Среди них значимую роль приобретают нормы бережного отношения к водно-земельным ресурсам и недрам; устои, оберегающие духовное и физическое здоровье человека; исламский призыв к ограничению потребностей, умеренному потреблению, перераспределению сверхприбылей на общественные нужды, равновесию личных и общественных интересов. В стратегическом плане особую ценность при выходе из тупика развития приобретает сохранившееся на Востоке единство естественных и гуманитарных знаний, науки и веры.

В этом направлении Восток сближается с Западом. Должны быть преодолены идеологические и политические барьеры. Вопросы сохранения человечества и окружающей среды должны стать приоритетными, без общего взаимодействия их не решить. От совместных усилий в этом направлении зависит стабильность во всем мире и в отдельных его регионах, в том числе и в мусульманских.

Юзбеков З.К.

О социально-экономической ситуации в республике Дагестан (проблемы и перспективы)1

Часть проблем региона связана с приватизацией, с ее результатами. Приватизация в республиках Северного Кавказа, как и в России в целом, проходила проблемно и сложно.

Учитывая взрывоопасный потенциал этого институционального рычага реформ в Дагестане ИСЭИ ДНЦ РАН предложил бесконфликтные формы приватизации в рамках традиционно функционирующих министерств и подведомственных им предприя-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского Гуманитарного научного фонда (РГНФ). Проект 01-02-00126 а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.