Таким образом, для статистической оценки нормативов, которые могут использоваться для оценки уровня подготовленности спасателей к работе в КСИЗ, целесообразно использовать параметры нормального распределения времени выполнения рассматриваемой операции (процесса), которые могут быть получены экспериментально.
Список использованной литературы
1. Спортивная метрология. Учебник для ин-тов физ. культ./ Под ред. В.М. Зациорского. - М.: ФиС, 1982. - 256 с.
2. Стрелец В.М. Разработка нормативов для оценки подготовленности спасателей к работе в комплексе средств индивидуального типа / В.М. Стрелец, М.В. Васильев, В.В. Тригуб // Проблеми надзвичайних ситуацш, 2014. - № 19. - С.133-141.
3. Стрелец В.М. Определение количества тренировочных попыток, после котрого можно оценивать качество выполнения задания /
B.М. Стрелец, М.В. Васильев // Техносферная безопасность, 2013. - № 1.
C. 61-64.
4. Халафян А.А. STATISTTCA 6 Статистический анализ данных / A.A. Халафян - М.: 000 «Бином-Пресс», 2007. - 512 с.
СОЦИАЛЬНО И ИНДИВИДУАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОГО
ПРОФИЛЯ
Ю.Ю. Стрельникова, доцент, к.п.н., докторант Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России,
г. Санкт-Петербург
Мотивация существует в системном взаимодействии с когнитивной, эмоциональной, волевой сферами личности и представляет собой систему факторов, детерминирующих поведение личности (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и др.), а также процесс непрерывного выбора и принятия решений, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность [1]. Уровень мотивации определяется уровнем притязаний субъекта, зависит от его жизненного опыта, психологических особенностей, а также от социальных и культурно-этнических факторов. По мнению Е.П. Ильина, внешнеорганизованная мотивация - это процесс формирования мотива, который происходит под значительным влиянием извне (приказы, советы). Внутреннеорганизованная мотивация - это процесс, при котором человек исходит из имеющейся потребности, без постороннего вмешательства в выбор цели и способы ее достижения [2].
Мотив, в отличие от мотивации, является устойчивым личностным свойством и характеризует волевую сторону поведения, осознанно побуждая человека к деятельности, направленной на удовлетворение имеющихся потребностей. Потребности - это отражение в сознании нужды (нужности, желанности чего-то в данный момент), часто переживаемое как внутреннее напряжение (потребностное состояние) и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием [2].
К основным потребностям относят: 1) биологические (физиологические), обеспечивающие выживание индивида и продолжение его рода; 2) индивидуально-психологические, обеспечивающие психологическую адаптацию; 3) социально-психологические (мораль, этика, мировоззрение, отношение к общественному труду и т.д.), обеспечивающие выживание человека в группе. А. Маслоу выдвинул иерархическую концепцию мотивации и дал классификацию потребностей, выделив их группы: 1) низшие - нужды человека (физиологические потребности, потребности в безопасности); 2) высшие -потребности роста (потребность в принадлежности и любви; в социальных связях, уважении и самоуважении; познавательные и эстетические потребности, потребность в самоактуализации).
Трудовая мотивация - это процесс выбора и обоснования способа участия человека в трудовой деятельности. По виду деятельности мотивы могут быть связаны:
- с профессиональной ориентацией: а) по обеспечению первоочередных потребностей; б) мотивы признания; в) мотивы престижа, достойного социального статуса;
- с принадлежностью к социально-профессиональной группе;
- с признанием и реализацией социальных норм: моральных, патриотических, этнокультурных и др.;
- с социальным и профессиональным самоопределением [3].
Особого рассмотрения заслуживает анализ мотивации к
деятельности в смертельно опасных для жизни условиях.
С помощью индивидуальной беседы и стандартизированного интервью осуществлялся сбор данных по мотивационной направленности сотрудников ФПС МЧС России (п=85; средний возраст 30,2 лет; стаж 8,7 лет). Вопрос звучал следующим образом: «Назовите, пожалуйста, пять причин, которые повлияли на Ваш выбор профессии пожарного». Ответы, отражающие ценностно-смысловое отношение к профессии экстремального профиля деятельности, отнесли к 10 категориям:
1) материальная выгода («достойная заработная плата», «льготы»);
2) чувство долга и патриотизма;
3) помощь людям (гуманизм, «чувство товарищества» и др.);
4) занятие деятельностью, которая нравится («династия», «готов к риску», «люблю свою работу» и др.);
5) когнитивные потребности («приобретение новых знаний и навыков», «возможность получить высшее образование»);
6) уход от проблем сложившейся жизни (безработица, неудовлетворенность прежней работой);
7) утилитаризм («удобный график», «ранняя пенсия» и др.);
8) самоутверждение («проверить себя», «доказать, что я -мужчина», «карьера»);
9) потребность в безопасности («стабильность», «социальная защита», «возможность получить квартиру»);
10) самореализация, укрепление характера.
Далее ответы сотрудников ФПС МЧС объединили в 2 группы:
1-я - социально-ориентированная мотивация основывается на потребностях высшего порядка (в уважении, принадлежности, познании нового, самореализации и др.), а также означает, что данные сотрудники будут наиболее эффективны при выполнении служебных задач в экстремальных условиях;
2-я - индивидуально-ориентированная (эго-ориентированная) мотивация. В ее основе лежат физиологические потребности, потребность в безопасности, а также утилитарные потребности, потребность в самоутверждении или пассивная жизненная позиция (уход от проблем). Такая мотивация обусловливает высокий риск собственной неосторожности или гибели в экстремальных условиях, а также может стать источником затруднений в совместной (групповой) деятельности, привести к потерям личного состава.
Стремление получить вознаграждение за деятельность - это нормальное явление, не относящееся к психологии (любой труд должен быть оплачен, особенно в экстремальных условиях). Ввиду того, что мотив «материальная выгода» не является полностью психологическим и труден для точной интерпретации в каждом конкретном случае, он был выделен отдельно и исключен из статистической обработки. В таблице приведены мотивы, повлиявшие на выбор респондентами профессии пожарного.
Таблица
Мотивы выбора профессии пожарно-спасательного профиля
Мотивы п (%)
Материальная выгода 57 (16,8)
Индивидуально-ориентированные и низшие 44,3 %
- уход от проблем сложившейся мирной жизни (безработица, кризис, случайность, «больше ничего не умею делать») 9 (2,6)
- потребность в безопасности (стабильность, социальная защищенность, возможность получить квартиру) 49 (14,4)
- утилитаризм («удобный график», «отдых 2 дня после дежурства», «близко от дома», «ранняя пенсия», «легко устроиться») 65 (19,1)
- самоутверждение (карьера, статус, форма) 28 (8,2)
Продолжение таблицы
Социально-ориентированные и высшие 38,9 %
- чувство долга, патриотизма 3 (0,9)
помощь людям (гуманизм, коллективизм, товарищество) 42 (12,4)
- интерес к деятельности, которая нравится, в том числе любовь к риску, романтическая мечта 42 (12,4)
- династия, семейные традиции 6 (1,8)
- когнитивные потребности (возможность приобрести новые знания и навыки, получить бесплатное высшее образование) 13 (3,8)
- потребность в уважении (престиж профессии) 20 (5,9)
-стремление укрепить свой характер 4 (1,2)
- самореализация 2 (0,6)
Общая сумма ответов 340 (100)
Таким образом, в трудовой мотивации сотрудников ФПС МЧС России индивидуально-ориентированные мотивы (44,3% ответов) преобладают над социально-ориентированными (38,9%). При этом необходимо подчеркнуть, что сложность психодиагностики мотивационной сферы субъекта профессий экстремального профиля деятельности связана с ее изменчивостью и подверженностью влияниям личностных, социальных, профессиональных факторов динамического характера; с «глубинным» характером ценностно-смысловых образований, лежащих в основе индивидуального своеобразия профессиональных мотивов, а также со стремлением давать общепринятые, социально одобряемые ответы.
Однако при всей сложности предмета изучения, необходимо продолжать исследования в этой области, поскольку низкая мотивация к службе и освоению профессии приводит к стагнации и задержке профессионального развития, а также сопровождается внутриличностными конфликтами, нерациональными стратегиями поведения, и, в конечном счете, приводит к снижению адаптационных возможностей организма, эмоциональному «выгоранию» и развитию функциональных психосоматических нарушений.
Список использованной литературы
1. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2004. - 583 с.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
3. Почебут Л.Г. Организационная социальная психология: учеб.пособие / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - СПб.: Речь, 2000. - С. 219-223.