ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
Н.А. Есавкина;
Н.Г. Винокурова, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации; Е.А. Малыгина, кандидат педагогических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Рассмотрены вопросы профессиональной подготовки сотрудников специальных подразделений федеральной противопожарной службы, связанных с охраной особо важных и режимных объектов и объектов культурного наследия страны. При этом подробно описаны различные знания и умения, которыми должен обладать пожарный-спасатель, а также вопросы формирования профессиональной пригодности.
Ключевые слова: противопожарная служба, специальные подразделения, профессиональная подготовка, профессиональная пригодность
PEDAGOGICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL TRAINING OF EMPLOYEES OF SPECIAL BRANCHES OF THE FEDERAL FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA FOR ACTION IN THE EMERGENCY
N.A. Esavkina; N.G. Vinokourova; E.A. Malygina.
Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
In the article the questions of professional training of employees of special branches of the federal fire service of emergency of Russia related to the protection of especially important and regime objects and objects of cultural heritage of the country. While detailing the various knowledge and skills that should be possessed by a firefighter-rescuer, they resolve such issues as the formation of professional suitability.
Keywords: fire service, activities of the special branches, vocational training, vocational
ability
Любая профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей, имеет в своем основании и личностные качества, содействующие успешной деятельности. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек и взаимодействие «человек-человек» зависит от качеств того и другого. Профессию пожарного-спасателя относят к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности. Поэтому не вызывает сомнения то, что пожарный-спасатель должен обладать определенными личностными качествами, без которых нет успеха в работе [1].
Согласно одной из точек зрения советского и российского психолога Е.А. Климова, профессиональная пригодность понимается как скрытая в человеке особенность, которую можно раскрыть, используя соответствующие методические приемы. Все внимание
исследователя в этом случае сосредоточивается на выборе средств диагностики. Человек изучается только с точки зрения профессии, в отрыве от его психологических свойств [2].
Вторая точка зрения основана на том, что профессиональная пригодность формируется в трудовой деятельности, так российский психолог К.М. Гуревич понимает профессиональную пригодность как «свойство личности, о котором можно судить по двум критериям: по успешному овладению профессией и по степени удовлетворения человеком своим трудом». Данные критерии рассматриваются им как относительные. Случайно или целенаправленно выбранные виды деятельности постепенно, в различном индивидуальном темпе формируют профессиональную пригодность. Проявление пригодности зависит от свойств личности и от того временного этапа, на котором оно фиксируется [3].
Эта точка зрения открывает путь к содержательному психологическому анализу учебной и производственной успешности.
Профессиональная пригодность человека, формируясь в реальной деятельности, делает его способным к открытию новых типов деятельности, а не только существующих на данном этапе общественного развития.
Именно это обстоятельство дает возможность трактовать профессиональную пригодность не только как условие, делающее человека способным к выполнению уже существующих видов деятельности, но и как индивидуальное психологическое свойство, как психологический феномен, позволяющий человеку перестраивать старые виды деятельности и, что особенно характерно для современной эпохи быстрого технического, информационного прогресса, «открывать новые виды деятельности, совершать переходы от одного ее вида к другому» [3].
Таким образом, профессиональная пригодность неразрывно связана со способностью личности к творчеству.
Для формирования профессиональной пригодности специалиста большое значение имеет то, что в качестве предпосылок успешности какой-либо деятельности надо рассматривать не только сумму необходимых свойств, а определенную структуру способностей, их «функциональный состав, различное сочетание в нем сенсомоторных, мнемонических, логических, эмоционально-волевых и других компонентов, неравномерно и своеобразно развивающихся в различных видах деятельности человека». При изучении этой структуры предлагается исходить из функционального состава той или иной деятельности. Тем самым, идущее от психотехники поэлементное сопоставление профессионально важных качеств заменяется соотношением компонентов структуры личности. Компоненты структуры личности и их взаимосвязи могут совпадать с требованиями деятельности и могут противоречить им. Уровень способностей зависит от характера связей между компонентами структуры личности и отношениями к деятельности. Способности могут достигать высокого уровня, когда компоненты структуры личности, необходимые для данной деятельности, согласуются с ее интересами и отношениями. И наоборот, уровень способностей снижается, если компоненты структуры личности вступают в противоречие с отношением ее к деятельности [4].
Гипотеза о наличии связи между некоторыми характеристиками рабочих качеств человека и основными свойствами его нервной системы была выдвинута В. Д. Небылицыным еще в 1964 г. Эти свойства являются врожденными, неизменными и поэтому они выступают в качестве постоянных параметров работоспособности и надежности. Среди рабочих качеств автор выделяет следующие: долговременная выносливость, в основе которой лежит сила нервной системы; выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению, которая должна быть связана либо с силой нервной системы по отношению к возбуждению, либо с уравновешенностью нервных процессов; помехоустойчивость к действию факторов внешней среды, которая также должна находиться в прямой связи с силой основных нервных процессов; реакция на непредвиденные раздражители - функция уравновешенности процессов возбуждения и торможения; переключаемость, которая находится в связи с подвижностью нервных процессов [4].
Ильин Е.П. также обосновывает точку зрения о влиянии типологических характеристик человека на эффективность и надежность его деятельности, особенно в экстремальных условиях. Выявлено, что устойчивость к неблагоприятным состояниям определяется комплексом особенностей проявления различных свойств нервной системы. Одна и та же типологическая особенность может обеспечить устойчивость к одному состоянию и облегчить возникновение другого состояния. Например, слабая нервная система, повышая устойчивость к монотонному фактору, является в то же время неблагоприятным фактором для экстремальных условий. Да и устойчивость лиц со слабой нервной системой к монотонному фактору определяется сочетанием этой типологической особенности с другими: при определенном сочетании с другими типологическими особенностями лица со слабой нервной системой становятся неустойчивыми к монотонному фактору, так как у них быстро развивается состояние психического пресыщения [4].
В условиях слабо выраженного эмоционального напряжения эффективность деятельности может повышаться у лиц с разными типологическими особенностями, однако при большом эмоциональном напряжении (напряженности) раньше нарушается деятельность у лиц со слабой нервной системой. Лица с сильной нервной системой имеют больше шансов выдержать напряженную (значимую, ответственную) ситуацию.
Ряд исследований, выполненных сотрудниками Е.П. Ильина, подтвердил тесную связь волевых качеств личности с типологическими особенностями. В частности, волевое качество смелости слабо проявляется людьми, имеющими такое сочетание типологических особенностей, как слабая нервная система, преобладание внешнего (эмоционального) торможения не может побороть возникающей у них в рискованных ситуациях боязни и ухудшает качество деятельности. Активная смелость («агрессивность» в хорошем смысле) в большей степени проявляется людьми с сильной нервной системой и преобладанием внешнего возбуждения. Эти же типологические особенности в сочетании с подвижностью нервных процессов обусловливают большую решительность. Лица с преобладанием внешнего (эмоционального) и внутреннего (в двигательной сфере) торможения обладают большей выдержкой, дисциплинированностью, усидчивостью и т.д. [4].
Полученный Е. П. Ильиным материал показал, что сильная нервная система является одним из факторов проявления многих волевых качеств (смелости, решительности, терпеливости). Однако следует отметить, что, несмотря на это, нельзя ставить знак равенства между сильной нервной системой и силой воли, так как последняя обусловливается и другими типологическими особенностями.
Имея разные знания и умения, пожарный-спасатель специальных подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России еще должен обладать специфическими, присущими только этой профессии, следующими основными профессиональными качествами:
- способностью длительное время выполнять однообразные движения, при наличии больших физических и эмоциональных нагрузок, в неудобных рабочих позах;
- способностью быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях (антропогенных и природных), а также при наличии реальной и потенциальной опасности;
- способностью самостоятельно выбирать оптимальный темп работы, соизмерять его с темпом работы других спасателей, техники и оборудования;
- способностью оперативно воспринимать и быстро обрабатывать информацию в условиях плохой видимости, звуковых помех, резких перепадов освещенности, запыленности, задымленности и других отвлекающих факторов;
- способностью оценивать и различать скорость и направление перемещения предметов;
- способностью адекватно реагировать на внезапно возникшую опасность;
- способностью одновременно наблюдать за несколькими предметами или их частями;
- способностью воспринимать, дифференцировать и выделять из общего шума «полезную» звуковую информацию;
- способностью переносить кратковременные значительные физические и нервно-эмоциональные перегрузки, быстро переключать внимание, готовностью воспринимать новые нагрузки, ощущения, впечатления;
- способностью уверенно и безошибочно узнавать предметы по их форме и очертаниям;
- способностью соизмерять свои силы с предстоящей работой;
- способностью определять расстояние между предметами;
- способностью переносить неприятные впечатления без выраженного эмоционального напряжения;
- способностью самостоятельно вносить изменения в работу и быстро принимать решения при изменении ситуации;
- способностью быстро и точно совершать действия и сохранять устойчивость двигательных реакций под влиянием экстремальных факторов в условиях дефицита времени;
- способностью подавлять сонливость, эффективно работать в разное время суток;
- добросовестностью, смелостью, чувством долга, выдержкой, самообладанием, ответственностью и коллективизмом;
- умением безопасно выполнять работы;
- способностью накапливать опыт, извлекать ошибки и уметь осознавать степень
риска;
- способностью к взаимопониманию, состраданию.
Эффективность проведения профессиональной пожарно-спасательной работы напрямую зависит от степени и разносторонности развития профессиональных знаний, умений и навыков у пожарных-спасателей.
Таким образом, некоторые сочетания основных свойств нервной системы способствуют более выраженному проявлению ряда психических функций, которые можно рассматривать как профессионально значимые для некоторых видов деятельности, влияющие на ее эффективность и надежность и определяющие уровень профессиональной пригодности. Все эти материалы свидетельствуют, следовательно, об опосредованном влиянии типологических особенностей нервной системы на формирование профессиональной пригодности.
Поведение сотрудника в экстремальной ситуации определяется не только уровнем его физической или специальной (тактической) подготовки, но и той субъективизацией (отражением в сознании) объективных факторов внешней среды, которые воздействуют на его психику. Именно сочетание психологических уровней регуляции характеризует реакцию на любой психогенный экстремальный раздражитель.
Целенаправленное формирование готовности к экстремальным ситуациям позволит уменьшить количество ошибок, повысить уверенность сотрудников в своих силах. Формирование готовности предполагает использование данных о видах и особенностях экстремальных ситуаций, их влияния на людей.
Сущность профессионального становления сотрудников федеральной противопожарной службы (ФПС) МЧС России состоит в качественном овладении ими своей профессией. Процесс профессионального становления имеет свои этапы, стадии, ступени, которые позволяют прослеживать динамику развития личности сотрудника в профессиональной сфере. В период профессионального становления сотрудников происходит формирование у них профессиональной направленности, компетентности, личностных и профессинально важных качеств, навыков и умений в соответсвии с индивидуально-психологическими особенностями личности [5].
Степень подготовленности сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях во многом определяется уровнем теоретического обоснования категориального аппарата системы подготовки, выявлением ее подсистем и составляющих компонентов,
установлением прямых и обратных связей между ними, обоснованием системообразующего и системоорганизующего (системонаполняющего) факторов и определением направленности системы на достижение определенного результата, то есть ее функционирования.
Подготовка к действиям в экстремальных ситуациях, являясь интегральным показателем процесса профессиональной подготовки, структурно включает в себя те же подсистемы, что и система профессиональной подготовки в целом. Систему профессиональной подготовки личного состава целесообразно организовывать поэтапно, идентифицируя каждый этап с определенным уровнем интеллектуализации профессиональной подготовки - от сенсорно-моторного на первом этапе, аналитико-синтетического на втором, к алгоритмическому на третьем и творческому на четвертом уровне.
Важнейшей основой, выражающей объективную логику организационного построения системы профессиональной подготовки, являются принципы: непрерывности этого процесса, регулярности, чередования нагрузок и отдыха, последовательности, распределения материала обучения, цикличности, динамичности и постоянности (этапности), специализированности, разнонаправленной ритмичности, обратной связи.
Для создания системы профессиональной подготовки возможно применение структурно-функционального подхода, наиболее полно позволяющего осуществить согласование целей подготовки с функциями, задачами, процедурами и взаимосвязями всех структурных элементов системы. С учетом изложенного, моделирование процесса профессиональной подготовки можно интерпретировать как построение модели управления сложным объектом, включающим в себя следующие этапы: формирование целей подготовки; выделение показателей качества усвоения задач деятельности (тактических задач); структурный синтез модели процесса специальной подготовки; определение входов и выходов объекта (обучаемого); выбор структурных элементов и выявление их взаимосвязей; декомпозиция модели; описание структурных элементов модели.
Исходя из анализа процесса профессионального становления курсантов вузов МЧС России, целесообразно выделить в процессе двигательной подготовки следующие этапы:
1-й этап - базовая (общефизическая) подготовка. Создание общей функциональной базы и формирование фонового уровня специальных качеств;
2-й этап - специальная физическая подготовка. Формирование профессионально важных, специальных, психофизических качеств;
3-й этап - корригирующая подготовка. Корригирование сформированных психофизических качеств с учетом профессиональной деятельности;
4-й этап - непосредственная подготовка [4].
Профессиональная деятельность сотрудников МЧС России предполагает обучение и воспитание подчиненных, в связи с этим важным условием формирования коллектива является наличие у руководителей подразделений методических навыков.
Компоненты деятельности сотрудников ФПС МЧС России, требующие психолого-педагогического сопровождения в период их профессионального становления: личностный (самостоятельность; творческий подход к делу, умение доводить его до конца; постоянное обновление своих знаний в сфере пожарной безопасности; наличие гибкого и системного мышления; активность; оптимизм, нравственная позиция); профессиональный (компетентность, мобильность, жизнестойкость, уравновешенность, эмоционально-волевая устойчивость, позволяющая эффективно действовать при ликвидации пожаров и спасении людей); полипрофессиональный (саморазвитие, самодисциплина, эмоциональный настрой на профессиональную деятельность, умение общаться с коллегами по службе и др.).
Причины, снижающие эффективность профессионального становления сотрудников ФПС МЧС России в пожарных частях, следующие: отсутствие необходимой мотивации у сотрудников к освоению профессиональной деятельности; несовпадение необходимых и имеющихся ценностных ориентаций на профессию у преобладающего числа вновь набранных сотрудников; декларирование формирования профессионально важных
и личностных качеств у сотрудников в период их профессионального становления и отсутствие технологий их развития в учебном процессе пожарной части; отсутствие эффективных методов моджелирования профессиональной деятельности для фоормирования навыков тушения пожаров, спасения людей и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности процесса профессионального становления сотрудников ФПС МЧС России в специальных пожарно-спасательных частях:
- использование педагогических приемов для повышения мотивации сотрудников к профессиональной деятельности;
- применение активных методов обучения на занятиях в процессе профессиональной подготовки;
- создание на занятиях обстановки, способствующей повышению познавательной активности;
- применение методических приемов по формированию профессиональной направленности;
- разработка педагогических мер воздействия на сотрудников по сокращению сроков их адаптации к службе в пожарных частях;
- формирование установки в процессе занятий на профессиональное самосовершенствование;
- создание в ходе занятий благоприятной обстановки для развития профессионального мышления у сотрудников;
- разработка объективных критериев оценки уровня профессиональной подготовленности и развития профессионально важных качеств [1].
Таким образом, проблема подготовки сотрудников к деятельности в экстремальных ситуациях требует значительного внимания к ее методологическим и теоретическим аспектам, таким как: взаимосвязь психологической готовности и физической подготовленности сотрудников; единство сознания и практической деятельности; согласованность физиологических механизмов готовности и уровней регуляции поведения; изучение условий формирования и методов поддержания эмоционально-волевой устойчивости при выполнении задач в особых условиях профессиональной деятельности.
Литература
1. Тихомирова О.В. Индивидуально-психологические особенности личности в профессиональной деятельности сотрудников МЧС России (постановка проблемы) // Общество и право. 2008. № 1 (19).
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 304 с.
3. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.
4. Ахматова Ю.Р. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления сотрудников ГПС МЧС России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2011.
5. Андриянц Я. А., Малыгина Е.А. Теоретические аспекты развития коммуникативной компетентности у курсантов в процессе профессиональной подготовки // Проблемы управления рисками в техносфере. 2013. № 4 (28). С. 119-123.
References
1. Tihomirova O.V. Individualino-psihologicheskiye osobennosti lichnosti v professioanlnoi deyatelnosti sotrudnikvo MCHS Rossii (postanovka problemi) // Obshestvo i pravo. 2008. № 1 (19).
2. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. M.: Akademiya, 2004. 304 s.
3. Gurevich K.M. Professional'naya prigodnost' i osnovnye svojstva nervnoj sistemy. M.,
1970.
4. Âhmatova Yu.R. Psihologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye professionalnogo stanovlenia sotrudnikov GPS MCHS Rossii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2011.
5. Andriyanc Y.A., Malygina E.A. Teoreticheskie aspekty razvitiya kommunikativnoj kompetentnosti u kursantov v processe professional'noj podgotovki // Problemy upravleniya riskami v tekhnosfere. 2013. № 4 (28). S. 119-123.