О. В. Санникова, канд. филос. наук, доцент, Удмуртский государственный университет, г. Ижевск, Россия, alexbor@udm.ru
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ НЕГУМАНИТАРНЫХ ПРОФИЛЕЙ: ПРОБЛЕМАТИКА ИЗМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
Современное отечественное высшее образование находится в стадии перехода к практической реализации принципов Бо-лонского соглашения, к обучению по стандартам нового поколения, основанным на компетентностном подходе. Формирование так называемых базовых (универсальных, общекультурных) компетенций остается зоной ответственности социально-гуманитарных дисциплин.
Но в современных условиях социально-гуманитарная подготовка в негуманитарном (естественно-научном, математическом и техническом) образовании приобретает особое значение.
Она формирует способности профессионалов к оценке комплексного влияния результатов их деятельности на изменения общества и человека, определения критериев этой оценки и ответственности за эти результаты.
Она формирует способности к системному решению профессиональных задач, с учетом экономических, политических, социальных и индивидуально-психологических аспектов.
Она открывает перспективы для личностного развития, способствует освоению основополагающих социокультурных ценностей, формированию нравственных уста-
новок для жизни в современном динамичном обществе.
Однако такие возможности социально-гуманитарного образования зачастую не востребованы студенчеством, поскольку значительную конкуренцию содержанию образования в определении ценностей и ценностных иерархий составляет массовая культура. Создание запаса социогуманитар-ных знаний и навыков, необходимых человеку для успешной социальной карьеры, заменяется формированием рыночной конкурентоспособности. При этом, по мнению экспертов, выпускники вузов испытывают трудности в конструирования словесных практик, контекстуализации собственной деятельности, понимания своих и чужих поступков в рамках принятых нормативно-ценностных ограничений, что явно обнаруживает недостаточность гуманитарной образованности1. Эту же недостаточность эксперты связывают с распространением неуверенности и замешательства, утратой ценностных ориентаций среди молодых россиян, усугубившимися социальной и экономической дифференциацией, которую принесли и быстрый переход России к капиталистической системе, и обстановка социальной и политической нестабильности2. Ощущение неопределенности провоцирует
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
С-\
Выпускники вузов испытывают трудности в конструирования словесных практик, контекстуализа-ции собственной деятельности, понимания своих и чужих поступков в рамках принятых нормативно-ценностных ограничений, что явно обнаруживает недостаточность гуманитарной образованности.
у молодых людей неспособность и нежелание отвечать за свое будущее, ощущение зависимости от «системы», бесперспективности, невладение собственной жизнью. Воспроизводится опыт пассивного выживания, преобладают недостижительные ценности и ориентации, пассивная адаптация к изменениям2.
Формой такой адаптации является отношение к образованию как средству доступа к высоким и быстрым заработкам, а не способу овладения профессиональными навыками, управления собственным будущим. Эксперты выявили крайне низкую ориентированность вузовских абитуриентов на определенную профессию, специальность. Вчерашние школьники слабо представляют себе специфику будущей деятельности, не определены в целях собственного профессионального образования, а ответственность за выбор профессии кажется им непосильной3.
Однако именно в этих обстоятельствах социально-гуманитарная компонента высшего образования может обнаружить свою новую актуальность и способствовать формированию качеств, необходимых любому современному профессионалу в неопределенном, изменяющемся обществе, а именно: способностей строить активное отношение к своему будущему как создаваемому, конструируемому, проектируемому.
Для этого нужно воспользоваться сложившимся у студентов негуманитарных специальностей отношением к содержанию своей социально-гуманитарной подготовки. Такое отношение, выраженное через представления, интересы и потребности, обращенные к этому содержанию, было исследовано у 250 студентов 2—5 курсов естественно-научных, математических и технических специальностей вузов Удмуртской Республики4.
Представления о содержании социально-гуманитарной подготовки у студентов технических и естественно-научных специальностей носят скорее прагматический,
чем ценностно-ориентированный характер. Такое содержание для них в большей мере является источником сведений о средствах, практических рецептах решения социальных проблем и в меньшей мере источником ценностных оснований для формирования собственного мировоззрения.
При этом присутствие социально-гуманитарного компонента в профессиональном образовании не вызывает возражений. Студенты осознают, что для современного специалиста его собственная жизненная позиция, мировоззренческие ориентиры являются частью его профессионализма. Период получения образования — это время, отпущенное для становления профессионального мировоззрения, и социально-гуманитарная подготовка в рамках образовательной программы должна решать данную задачу в первую очередь. В ней видят также источник конкретных навыков, инструментария для решения коммуникативных задач как в процессе повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Однако приобщение к высокой культуре, общечеловеческим ценностям в рамках социально-гуманитарного образования менее актуально. Потребность в таких основаниях для выбора низка, поэтому в профессиональном образовании и его составляющих в большей мере видят средство для решения актуальных, тактических, близлежащих, конкретных задач и в меньшей мере основания для оценки отдаленных последствий своих действий, их соразмерности общим ценностям.
Социально-гуманитарная подготовка как источник мировоззренческих ориентиров, коммуникативных навыков и культурных норм большую актуальность имеет для студентов младших курсов, чем для студентов выпускного пятого курса. При этом значимость практической направленности социально-гуманитарных дисциплин для приобретения навыков социального и
Вчерашние школьники слабо представляют себе специфику будущей деятельности, не определены в целях собственного профессионального образования, а ответственность за выбор профессии кажется им непосильной.
С-\
Период получения образования — это время, отпущенное для становления профессионального мировоззрения, и социально-гуманитарная подготовка в рамках образовательной программы должна решать данную задачу в первую очередь.
делового поведения выстраивается в обратной последовательности. Такая направленность в большей мере актуальна для пятикурсников (33 % от опрошенных студентов 5 курса), чем для студентов третьего и четвертого курсов (по 18 % соответственно)5.
Старшекурсники пытаются соотнести содержание образования с профессиональными требованиями. При этом в этих требованиях студенты отчетливо не ориентируются, поэтому их оценки качественных характеристик содержания образования не-дифференцированы. По мнению экспертов, отсутствие интереса к качеству образования обусловлено тем, что высшее образование для молодежи выступает до сегодняшнего дня как гарантия социального статуса, а не как признак высокой квалификации в избранной сфере. Поэтому студенты и не стремятся к качественному самодисциплинирующему и ответственному получению знаний как залогу будущей карьеры и профессиональной конкурентоспособности5. С другой стороны, неспособность дать дифференцированную оценку качеству образования связана, во-первых, с невозможностью сравнить это качество с другим вариантом образования того же профиля вследствие крайне низкой академической мобильности, во-вторых, с невозможностью сравнить это качество с требованиями работодателей из-за несформированнности профессиональных стандартов и слабой связи профессионального образования с реальным производством.
Если качество содержания студенты оценить не могут, то низкую степень своего участия в его формировании хорошо осознают. Видимо, потребность в самостоятельном определении содержания образования связана с ожидаемой вариативностью профессиональной карьеры, ведь 75 % опрошенных собираются (и, скорее всего, собираются) работать по избранной специальности.
Если бы была возможность выбрать содержание социально-гума-
нитарного образования, то в основном студенты предпочли бы знания практической направленности, касающиеся использования собственных возможностей, способностей (38 % опрошенных), расширения своих коммуникативных умений (37 %), знаниям об общих тенденциях общественного и культурного развития (17 %)5.
При этом потребность в конкретных знаниях дифференцирована по курсам обучения. Так, студентов выпускного курса больше, чем третьекурсников, интересуют темы собственной самореализации и практической работы в команде, управленческих навыков организации командной деятельности, а также общественные и культурные перспективы, представления о способах организации благополучной семейной жизни. И напротив, третьекурсников меньше интересуют перспективы общественного будущего, им больше нужны знания о собственной самоорганизации, освоении новых обстоятельств жизни, о навыках коммуникации. А о благополучной семейной жизни студенты третьего и четвертого курса задумываются меньше (9 и 11 % соответственно), чем студенты выпускного курса (25 %).
В целом инструментальные, прагматические функции социально-гуманитарного образования оказались для студентов значительно ценнее, чем ценностно-ориентированные. При этом выявилось значительное различие в необходимом содержании социально-гуманитарной подготовки между студентами третьего-четвертого и студентами выпускного пятого курса. Студенты третьего курса придают мировоззренческому назначению социально-гуманитарной подготовки большее значение, чем пятикурсники. Студенты выпускного курса больше ценят практическую направленность содержания образования и в то же время больше нуждаются в знаниях управленческого типа, в представлениях о последствиях своих действий в свете тенденций изменения общества и культуры.
С \
Отсутствие интереса к качеству образования обусловлено тем, что высшее образование для молодежи выступает до сегодняшнего дня как гарантия социального статуса, а не как признак высокой квалификации в избранной сфере.
ч___У
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
С-\
Если содержание социогуманитарной подготовки по специальностям высшего профессионального образования ориентировать на проблематику будущего, то оно становится интегрированным, междисциплинарным и ценностно-ориентированным. ч___У
Можно сказать, что в этих предпочтениях отразилось отношение студентов к возможностям социально-гуманитарной подготовки ориентировать их на будущие жизненные перспективы. Студенты 2 — 4 курсов видят в социально-гуманитарном образовании ориентиры для освоения настоящего, формирования индивидуальных свойств, способностей (коммуникативные умения, навыки самоорганизации, мировоззренческие ориентиры), но не для активных действий в адрес собственного будущего. Пятикурсники больше нуждаются в социогу-манитарных знаниях, связанных с будущим: о направленной на других людей управленческой деятельности, об общественных и культурных процессах, влияющих на индивидуальную перспективу, о социальных последствиях процессов, происходящих в избранной профессиональной сфере. Будущее предстает как проблема, которую надо решать, обустраивать, соотнося индивидуальные действия с общественными изменениями. Действительно, студенты выпускного курса не просто знакомятся, а активно включаются в многообразные социальные взаимодействия, ищут и осваивают рабочие места, создают семьи, воспитывают детей. Поэтому, чем сложнее структура социальных взаимодействий, в которые включен молодой человек, тем определеннее его интерес к прогностическим свойствам социально-гуманитарных знаний.
Этим интересом и можно воспользоваться, соединив в содержании социогума-нитарного образования негуманитариев и ценностно-ориентированный, и прагматический компоненты, равно необходимые для выполнения этим содержанием его прогностических функций.
Такое соединение произойдет, если смыслом социогуманитарной подготовки в вузе станет становление учащегося как субъекта собственного образования через про-блематизацию индивидуального и социального будущего.
Такая проблематизация означает снятие векторности будущего, его открытие для индивида как сферы нового, неожиданного, неопределенного, с множеством альтернатив. Выбор станет возможным не только из вариантов, предложенных настоящим, но
и из альтернатив, возникающих в будущем, формирует способности учащегося к самостоятельности, состязательности, активности.
Путь к этой проблематизации лежит через дифференциацию содержания социально-гуманитарной компоненты. Благодаря многообразию представленных в нем ценностей и коммуникаций между ними, содержание будет направлено на изучение и освоение проблемы будущего как «кросс-дисциплинарной» проблемы, вовлекающей личность в процесс своего решения6.
Направленность содержания социогу-манитарной подготовки на проблематику будущего позволит выразить суть реальных процессов, происходящих в российской действительности, для которой степень неопределенности будущего чрезвычайно высока. Характер проблематики будущего, выражающий одновременно и общие (рамочные) социокультурные условия действия субъектов, и личную заинтересованность в определении результатов деятельности, обязательно ставит человека перед выбором отношения к этой проблематике, собственных стратегий ее преодоления. Как следствие этого выбора, у субъекта появляется ответственность за свое будущее.
Проблематика будущего имеет и прямое отношение к профессиональной деятельности студентов негуманитарных специальностей. Предметностью современного технического и естественно-научного знания становятся действия человека в границах сложных, социоприродных, развивающихся систем, будущее которых однозначно не предопределено. Для того чтобы минимизировать негативные последствия человеческих действий, необходим такой профессионализм, который, по выражению В. С. Степина, является соединением знаний и ценностных ориентиров, «интеграцией истины и нравственности»7.
Если содержание социогуманитарной подготовки по специальностям высшего профессионального образования ориенти-
ровать на проблематику будущего, то оно становится интегрированным, междисциплинарным и ценностно-ориентированным.
Междисциплинарность можно трактовать, во-первых, как интеграцию научных дисциплинарных знаний в единое знание, адекватное сложности и целостности познаваемого объекта. Во-вторых, как объединение усилий разных наук для решения общих проблем, стоящих перед современным человечеством и порожденных переходом к информационному обществу, экологическим кризисом, девальвацией нравственных норм и духовных ценностей. В-третьих, как понятийную коммуникацию разных наук, перенос познавательных схем из одной области знания в другую.
Тогда в структуре такого содержания можно выделить коммуникативный, практический и ценностный аспекты.
Коммуникативный аспект заключается в поиске общего языка гуманитарных и негуманитарных знаний, взаимосвязи ценностных и фактических суждений, связанных с умением осмыслять и интерпретировать не только специальные, но и гуманитарные тексты.
Практический аспект включает представления о проблемах, требующих для решения координации и интеграции усилий специалистов различных областей, умения организовывать коллективную деятельность, согласовывать разнообразные интересы, формировать и применять управленческие навыки.
Ценностный аспект ориентирует на поиски общих ценностей, необходимых для коммуникации и принятия управленческих решений, связанных со способностью к обоснованному и ответственному выбору не только между вариантами решения, но и между их ценностными основаниями.
Такое содержание создаст у студентов новый образ фундаментальности социально-гуманитарной подготовки, основанный на синтезе знаний о процессах эволюции и самоорганизации в природной, социальной и индивидуально-психологической реальности. В этом случае социально-гуманитарная составляющая профессионального образования студентов негуманитарных профилей будет эффективно служить формированию
общей и профессиональной культуры специалиста, его быстрой адаптации к новым профессиям на основе междисциплинарного знания, формирующего широкий энциклопедический взгляд на мир.
Таким образом, возрастающая актуальность знаний о динамике современного мира и потребность в ответственных и квалифицированных профессионалах требует изменения содержания социально-гуманитарной подготовки в границах высшего профессионального образования.
Для того чтобы компенсировать одностороннюю прагматизацию социогумани-тараных знаний у современной молодежи, порожденную неопределенностью ее будущего, необходимо сделать проблематику этого будущего содержанием социально-гуманитарной компоненты профессионального образования. Такое содержание адекватно реальным социокультурным процессам, отвечает индивидуальной заинтересованности в результативной деятельности, соответствует направленности современного технического и естественно-научного знания на изучение сложных человекомер-ных систем с позиций междисциплинарного подхода. ('
1. Зорин А. Гуманитарное образование в трех национальных системах [Электронный ресурс] URL: http://www.polit.ru/lectures/2009/11/12/gumeducation. html/ (дата обращения: 25.04.2011).
2. Даффлон Д. Молодежь России: портрет поколения на переломе // Вестн. общественного мнения. 2008. № 5.
3. http://www.rian.ru/edu_egrus/20110117/322762471. html/ (дата обращения: 25.04.2011).
4. Анкетный опрос проведен в сентябре — октябре 2010 г.
5. Гудков Л., Дубин Б., Леонова А. Образование в России: привлекательность, доступность, функции // Вестн. общественного мнения. 2004. № 1 (69).
6. LaCapra D. What is Essential To The Humanities, in Lepage, P. G., Martin C., Mostafavi M. (eds. ) Do The Humanities Have to Be Useful? Cornell : Cornell University Press, 2006. P. 75 - 85.
7. Степин В. С. Стратегии глобализации и диалог культур // Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры : X Между-нар. Лихачевские науч. чтения, 13 — 14 мая 2010 г. СПб. : СПбГУП, 2010. С. 207.