Научная статья на тему 'Социально-гуманитарная подготовка студентов негуманитарных профилей: проблематика изменения содержания'

Социально-гуманитарная подготовка студентов негуманитарных профилей: проблематика изменения содержания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / БУДУЩЕЕ КАК ПРОБЛЕМА / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIO-HUMANITARIAN EDUCATION / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / FUTURE AS A PROBLEM / INTERDISCIPLINARY APPROACH / EDUCATIONAL SUBJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санникова О. В.

Потребности общественного производства в квалифицированных и ответственных специалистов требуют изменения содержания социально-гуманитарной компоненты профессионального образования. Такое содержание должно готовить учащихся к жизни в меняющемся обществе с неопределенным будущим. Если содержание социогуманитарной подготовки ориентировать на проблематику будущего и использовать междисциплинарный подход, то оно будет отвечать как современным тенденциям развития общества, так и индивидуальным интересам студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-humanitarian education of non-humane profiles students: content variation problematics

Requirements of the society to get qualified and responsible specialists bring to a necessity to change the socio-humanitarian component in the content of professional education. Such content should prepare students to the living in the changing society with uncertain future. Providing that the content should aim at future issues and interdisciplinary approach should be used that will match contemporary tendencies in the society development and individual requirements of students.

Текст научной работы на тему «Социально-гуманитарная подготовка студентов негуманитарных профилей: проблематика изменения содержания»

О. В. Санникова, канд. филос. наук, доцент, Удмуртский государственный университет, г. Ижевск, Россия, alexbor@udm.ru

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ НЕГУМАНИТАРНЫХ ПРОФИЛЕЙ: ПРОБЛЕМАТИКА ИЗМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

Современное отечественное высшее образование находится в стадии перехода к практической реализации принципов Бо-лонского соглашения, к обучению по стандартам нового поколения, основанным на компетентностном подходе. Формирование так называемых базовых (универсальных, общекультурных) компетенций остается зоной ответственности социально-гуманитарных дисциплин.

Но в современных условиях социально-гуманитарная подготовка в негуманитарном (естественно-научном, математическом и техническом) образовании приобретает особое значение.

Она формирует способности профессионалов к оценке комплексного влияния результатов их деятельности на изменения общества и человека, определения критериев этой оценки и ответственности за эти результаты.

Она формирует способности к системному решению профессиональных задач, с учетом экономических, политических, социальных и индивидуально-психологических аспектов.

Она открывает перспективы для личностного развития, способствует освоению основополагающих социокультурных ценностей, формированию нравственных уста-

новок для жизни в современном динамичном обществе.

Однако такие возможности социально-гуманитарного образования зачастую не востребованы студенчеством, поскольку значительную конкуренцию содержанию образования в определении ценностей и ценностных иерархий составляет массовая культура. Создание запаса социогуманитар-ных знаний и навыков, необходимых человеку для успешной социальной карьеры, заменяется формированием рыночной конкурентоспособности. При этом, по мнению экспертов, выпускники вузов испытывают трудности в конструирования словесных практик, контекстуализации собственной деятельности, понимания своих и чужих поступков в рамках принятых нормативно-ценностных ограничений, что явно обнаруживает недостаточность гуманитарной образованности1. Эту же недостаточность эксперты связывают с распространением неуверенности и замешательства, утратой ценностных ориентаций среди молодых россиян, усугубившимися социальной и экономической дифференциацией, которую принесли и быстрый переход России к капиталистической системе, и обстановка социальной и политической нестабильности2. Ощущение неопределенности провоцирует

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

С-\

Выпускники вузов испытывают трудности в конструирования словесных практик, контекстуализа-ции собственной деятельности, понимания своих и чужих поступков в рамках принятых нормативно-ценностных ограничений, что явно обнаруживает недостаточность гуманитарной образованности.

у молодых людей неспособность и нежелание отвечать за свое будущее, ощущение зависимости от «системы», бесперспективности, невладение собственной жизнью. Воспроизводится опыт пассивного выживания, преобладают недостижительные ценности и ориентации, пассивная адаптация к изменениям2.

Формой такой адаптации является отношение к образованию как средству доступа к высоким и быстрым заработкам, а не способу овладения профессиональными навыками, управления собственным будущим. Эксперты выявили крайне низкую ориентированность вузовских абитуриентов на определенную профессию, специальность. Вчерашние школьники слабо представляют себе специфику будущей деятельности, не определены в целях собственного профессионального образования, а ответственность за выбор профессии кажется им непосильной3.

Однако именно в этих обстоятельствах социально-гуманитарная компонента высшего образования может обнаружить свою новую актуальность и способствовать формированию качеств, необходимых любому современному профессионалу в неопределенном, изменяющемся обществе, а именно: способностей строить активное отношение к своему будущему как создаваемому, конструируемому, проектируемому.

Для этого нужно воспользоваться сложившимся у студентов негуманитарных специальностей отношением к содержанию своей социально-гуманитарной подготовки. Такое отношение, выраженное через представления, интересы и потребности, обращенные к этому содержанию, было исследовано у 250 студентов 2—5 курсов естественно-научных, математических и технических специальностей вузов Удмуртской Республики4.

Представления о содержании социально-гуманитарной подготовки у студентов технических и естественно-научных специальностей носят скорее прагматический,

чем ценностно-ориентированный характер. Такое содержание для них в большей мере является источником сведений о средствах, практических рецептах решения социальных проблем и в меньшей мере источником ценностных оснований для формирования собственного мировоззрения.

При этом присутствие социально-гуманитарного компонента в профессиональном образовании не вызывает возражений. Студенты осознают, что для современного специалиста его собственная жизненная позиция, мировоззренческие ориентиры являются частью его профессионализма. Период получения образования — это время, отпущенное для становления профессионального мировоззрения, и социально-гуманитарная подготовка в рамках образовательной программы должна решать данную задачу в первую очередь. В ней видят также источник конкретных навыков, инструментария для решения коммуникативных задач как в процессе повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Однако приобщение к высокой культуре, общечеловеческим ценностям в рамках социально-гуманитарного образования менее актуально. Потребность в таких основаниях для выбора низка, поэтому в профессиональном образовании и его составляющих в большей мере видят средство для решения актуальных, тактических, близлежащих, конкретных задач и в меньшей мере основания для оценки отдаленных последствий своих действий, их соразмерности общим ценностям.

Социально-гуманитарная подготовка как источник мировоззренческих ориентиров, коммуникативных навыков и культурных норм большую актуальность имеет для студентов младших курсов, чем для студентов выпускного пятого курса. При этом значимость практической направленности социально-гуманитарных дисциплин для приобретения навыков социального и

Вчерашние школьники слабо представляют себе специфику будущей деятельности, не определены в целях собственного профессионального образования, а ответственность за выбор профессии кажется им непосильной.

С-\

Период получения образования — это время, отпущенное для становления профессионального мировоззрения, и социально-гуманитарная подготовка в рамках образовательной программы должна решать данную задачу в первую очередь.

делового поведения выстраивается в обратной последовательности. Такая направленность в большей мере актуальна для пятикурсников (33 % от опрошенных студентов 5 курса), чем для студентов третьего и четвертого курсов (по 18 % соответственно)5.

Старшекурсники пытаются соотнести содержание образования с профессиональными требованиями. При этом в этих требованиях студенты отчетливо не ориентируются, поэтому их оценки качественных характеристик содержания образования не-дифференцированы. По мнению экспертов, отсутствие интереса к качеству образования обусловлено тем, что высшее образование для молодежи выступает до сегодняшнего дня как гарантия социального статуса, а не как признак высокой квалификации в избранной сфере. Поэтому студенты и не стремятся к качественному самодисциплинирующему и ответственному получению знаний как залогу будущей карьеры и профессиональной конкурентоспособности5. С другой стороны, неспособность дать дифференцированную оценку качеству образования связана, во-первых, с невозможностью сравнить это качество с другим вариантом образования того же профиля вследствие крайне низкой академической мобильности, во-вторых, с невозможностью сравнить это качество с требованиями работодателей из-за несформированнности профессиональных стандартов и слабой связи профессионального образования с реальным производством.

Если качество содержания студенты оценить не могут, то низкую степень своего участия в его формировании хорошо осознают. Видимо, потребность в самостоятельном определении содержания образования связана с ожидаемой вариативностью профессиональной карьеры, ведь 75 % опрошенных собираются (и, скорее всего, собираются) работать по избранной специальности.

Если бы была возможность выбрать содержание социально-гума-

нитарного образования, то в основном студенты предпочли бы знания практической направленности, касающиеся использования собственных возможностей, способностей (38 % опрошенных), расширения своих коммуникативных умений (37 %), знаниям об общих тенденциях общественного и культурного развития (17 %)5.

При этом потребность в конкретных знаниях дифференцирована по курсам обучения. Так, студентов выпускного курса больше, чем третьекурсников, интересуют темы собственной самореализации и практической работы в команде, управленческих навыков организации командной деятельности, а также общественные и культурные перспективы, представления о способах организации благополучной семейной жизни. И напротив, третьекурсников меньше интересуют перспективы общественного будущего, им больше нужны знания о собственной самоорганизации, освоении новых обстоятельств жизни, о навыках коммуникации. А о благополучной семейной жизни студенты третьего и четвертого курса задумываются меньше (9 и 11 % соответственно), чем студенты выпускного курса (25 %).

В целом инструментальные, прагматические функции социально-гуманитарного образования оказались для студентов значительно ценнее, чем ценностно-ориентированные. При этом выявилось значительное различие в необходимом содержании социально-гуманитарной подготовки между студентами третьего-четвертого и студентами выпускного пятого курса. Студенты третьего курса придают мировоззренческому назначению социально-гуманитарной подготовки большее значение, чем пятикурсники. Студенты выпускного курса больше ценят практическую направленность содержания образования и в то же время больше нуждаются в знаниях управленческого типа, в представлениях о последствиях своих действий в свете тенденций изменения общества и культуры.

С \

Отсутствие интереса к качеству образования обусловлено тем, что высшее образование для молодежи выступает до сегодняшнего дня как гарантия социального статуса, а не как признак высокой квалификации в избранной сфере.

ч___У

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

С-\

Если содержание социогуманитарной подготовки по специальностям высшего профессионального образования ориентировать на проблематику будущего, то оно становится интегрированным, междисциплинарным и ценностно-ориентированным. ч___У

Можно сказать, что в этих предпочтениях отразилось отношение студентов к возможностям социально-гуманитарной подготовки ориентировать их на будущие жизненные перспективы. Студенты 2 — 4 курсов видят в социально-гуманитарном образовании ориентиры для освоения настоящего, формирования индивидуальных свойств, способностей (коммуникативные умения, навыки самоорганизации, мировоззренческие ориентиры), но не для активных действий в адрес собственного будущего. Пятикурсники больше нуждаются в социогу-манитарных знаниях, связанных с будущим: о направленной на других людей управленческой деятельности, об общественных и культурных процессах, влияющих на индивидуальную перспективу, о социальных последствиях процессов, происходящих в избранной профессиональной сфере. Будущее предстает как проблема, которую надо решать, обустраивать, соотнося индивидуальные действия с общественными изменениями. Действительно, студенты выпускного курса не просто знакомятся, а активно включаются в многообразные социальные взаимодействия, ищут и осваивают рабочие места, создают семьи, воспитывают детей. Поэтому, чем сложнее структура социальных взаимодействий, в которые включен молодой человек, тем определеннее его интерес к прогностическим свойствам социально-гуманитарных знаний.

Этим интересом и можно воспользоваться, соединив в содержании социогума-нитарного образования негуманитариев и ценностно-ориентированный, и прагматический компоненты, равно необходимые для выполнения этим содержанием его прогностических функций.

Такое соединение произойдет, если смыслом социогуманитарной подготовки в вузе станет становление учащегося как субъекта собственного образования через про-блематизацию индивидуального и социального будущего.

Такая проблематизация означает снятие векторности будущего, его открытие для индивида как сферы нового, неожиданного, неопределенного, с множеством альтернатив. Выбор станет возможным не только из вариантов, предложенных настоящим, но

и из альтернатив, возникающих в будущем, формирует способности учащегося к самостоятельности, состязательности, активности.

Путь к этой проблематизации лежит через дифференциацию содержания социально-гуманитарной компоненты. Благодаря многообразию представленных в нем ценностей и коммуникаций между ними, содержание будет направлено на изучение и освоение проблемы будущего как «кросс-дисциплинарной» проблемы, вовлекающей личность в процесс своего решения6.

Направленность содержания социогу-манитарной подготовки на проблематику будущего позволит выразить суть реальных процессов, происходящих в российской действительности, для которой степень неопределенности будущего чрезвычайно высока. Характер проблематики будущего, выражающий одновременно и общие (рамочные) социокультурные условия действия субъектов, и личную заинтересованность в определении результатов деятельности, обязательно ставит человека перед выбором отношения к этой проблематике, собственных стратегий ее преодоления. Как следствие этого выбора, у субъекта появляется ответственность за свое будущее.

Проблематика будущего имеет и прямое отношение к профессиональной деятельности студентов негуманитарных специальностей. Предметностью современного технического и естественно-научного знания становятся действия человека в границах сложных, социоприродных, развивающихся систем, будущее которых однозначно не предопределено. Для того чтобы минимизировать негативные последствия человеческих действий, необходим такой профессионализм, который, по выражению В. С. Степина, является соединением знаний и ценностных ориентиров, «интеграцией истины и нравственности»7.

Если содержание социогуманитарной подготовки по специальностям высшего профессионального образования ориенти-

ровать на проблематику будущего, то оно становится интегрированным, междисциплинарным и ценностно-ориентированным.

Междисциплинарность можно трактовать, во-первых, как интеграцию научных дисциплинарных знаний в единое знание, адекватное сложности и целостности познаваемого объекта. Во-вторых, как объединение усилий разных наук для решения общих проблем, стоящих перед современным человечеством и порожденных переходом к информационному обществу, экологическим кризисом, девальвацией нравственных норм и духовных ценностей. В-третьих, как понятийную коммуникацию разных наук, перенос познавательных схем из одной области знания в другую.

Тогда в структуре такого содержания можно выделить коммуникативный, практический и ценностный аспекты.

Коммуникативный аспект заключается в поиске общего языка гуманитарных и негуманитарных знаний, взаимосвязи ценностных и фактических суждений, связанных с умением осмыслять и интерпретировать не только специальные, но и гуманитарные тексты.

Практический аспект включает представления о проблемах, требующих для решения координации и интеграции усилий специалистов различных областей, умения организовывать коллективную деятельность, согласовывать разнообразные интересы, формировать и применять управленческие навыки.

Ценностный аспект ориентирует на поиски общих ценностей, необходимых для коммуникации и принятия управленческих решений, связанных со способностью к обоснованному и ответственному выбору не только между вариантами решения, но и между их ценностными основаниями.

Такое содержание создаст у студентов новый образ фундаментальности социально-гуманитарной подготовки, основанный на синтезе знаний о процессах эволюции и самоорганизации в природной, социальной и индивидуально-психологической реальности. В этом случае социально-гуманитарная составляющая профессионального образования студентов негуманитарных профилей будет эффективно служить формированию

общей и профессиональной культуры специалиста, его быстрой адаптации к новым профессиям на основе междисциплинарного знания, формирующего широкий энциклопедический взгляд на мир.

Таким образом, возрастающая актуальность знаний о динамике современного мира и потребность в ответственных и квалифицированных профессионалах требует изменения содержания социально-гуманитарной подготовки в границах высшего профессионального образования.

Для того чтобы компенсировать одностороннюю прагматизацию социогумани-тараных знаний у современной молодежи, порожденную неопределенностью ее будущего, необходимо сделать проблематику этого будущего содержанием социально-гуманитарной компоненты профессионального образования. Такое содержание адекватно реальным социокультурным процессам, отвечает индивидуальной заинтересованности в результативной деятельности, соответствует направленности современного технического и естественно-научного знания на изучение сложных человекомер-ных систем с позиций междисциплинарного подхода. ('

1. Зорин А. Гуманитарное образование в трех национальных системах [Электронный ресурс] URL: http://www.polit.ru/lectures/2009/11/12/gumeducation. html/ (дата обращения: 25.04.2011).

2. Даффлон Д. Молодежь России: портрет поколения на переломе // Вестн. общественного мнения. 2008. № 5.

3. http://www.rian.ru/edu_egrus/20110117/322762471. html/ (дата обращения: 25.04.2011).

4. Анкетный опрос проведен в сентябре — октябре 2010 г.

5. Гудков Л., Дубин Б., Леонова А. Образование в России: привлекательность, доступность, функции // Вестн. общественного мнения. 2004. № 1 (69).

6. LaCapra D. What is Essential To The Humanities, in Lepage, P. G., Martin C., Mostafavi M. (eds. ) Do The Humanities Have to Be Useful? Cornell : Cornell University Press, 2006. P. 75 - 85.

7. Степин В. С. Стратегии глобализации и диалог культур // Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры : X Между-нар. Лихачевские науч. чтения, 13 — 14 мая 2010 г. СПб. : СПбГУП, 2010. С. 207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.