СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
В. А. Зелянина
Финансовая Академия при Правительстве Российской Федерации
Социализация — многомерный процесс, имеющий уровни, структуры, иерархии смыслов. Процесс социализации всегда рассматривался как креативный, направленный на созидание личности, обладающей всем спектром необходимых социальных качеств, кроме того, социализация трактовалась в единстве с процессами воспитания и образования.
Наиболее плодотворным для понимания сущности и структуры социализации мы считает контекст деятельностного подхода.
Социализация — многомерный процесс, имеющий уровни, структуры, иерархии смыслов. В систему понятий социализации входят «социальность», «деятельность», «индивидуальность», «субъект-ность», «коммуникативность», «креативность», являющиеся оперативными терминами для теоретической рефлексии феномена социализации. Как правило, сложные феномены имеют классификационные признаки и типологические структуры, задающие ритмы и перспективы процесса, а мы имеем дело как раз с процессуальным феноменом.
Во-первых, процесс социализации, как показала история социальной мысли, всегда рассматривался как креативный, направленный на созидание личности, обладающей всем спектром необходимых социальных качеств.
Во-вторых, социализация трактовалась в единстве с процессами воспитания и образования.
В-третьих, были разработаны схемы соотношения социального и индивидуального, субъективного и объективного, чувственно-эмоционального и рационального начал в становлении личности. Таким образом, социализация личности интерпретировалась как все более усложняющийся процесс человекотворения: усложнение выразилось и в росте иерархичности личностных структур, и в пролиферации самих дискурсов социальности и социализации. Какие же идеи выдвигались для понимания сущности процесса социализации?
Социализация — один из важнейших вопросов человеческого существования, означающий процесс становления личности и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе, общности. Это — процесс становления человеческой личности. Очевидно, что транскрипция соци-
© Зелянина В. А., 2007
ализации, как и самого феномена социальности, зависит от определения личности. В нашей работе мы используем деятельностный контекст личности: на пересечении общественного и индивидуального рождается качество социальности, принадлежащее не человеку или обществу по отдельности, а их взаимодействию; личность — это ансамбль всех общественных отношений.
Человек не рождается личностью. Он ею становится в результате освоения норм, ценностей, идей, правил, стереотипов поведения общества. К. Маркс писал, что рождение человека, как биологического существа — его физическое рождение дает ему только «индивидуальное бытие и, прежде всего, дает ему жизнь лишь как природному индивиду» [9, 342]. Человек — «это не tabula rasa, и не податливый воск... Человеческое существо есть уже как минимум определенный темперамент.» [10, 247].
«Человек» — понятие многоуровневое, многогранное. Природа его тройственна. Человек — существо биосоциокультурное. Биологическая компонента обусловливает натуралистические основания (анатомия, физиология), социальная — деятельностные (интеракция, коммуникация), культурная компонента — ценностно-информационные (внебиологическое символическое кодирование, трансляция продуцируемой в обмене деятельностью идеально-смысловой формации).
Являясь продуктом развития социальной системы, человек в то же время выступает и как ее творец. Он создает систему ценностей — систему общезначимых пониманий целей, идеалов миссии человечества на Земле. Духовно-ценностные и социальные отношения, в которые вовлечен человек, когерентны, но не сводимы друг к другу. Культура формирует идеалы возвышенного и сферу должного, общество — массового и сущего. В
плане социализации человек-личность формируется в соответствии со своей комплексной природой. Социализация по линии биологической — это путь эмансипации от приоритета телесно-биологической организации, по социальной — выработка навыков социальной жизни, в культурном аспекте — формирование системы идеалов и ценностей, в экзистенциальном — осуществление свободы выбора. В современной философии множатся трактовки сущности человека: существо верующее (С. Кьеркегор, Л. Шестов), общественное и производящее (марксизм), «сверхчеловеческое» (Ф. Ницше), свободное (Ж. П. Сартр), духовно-творческое (М. Шелер, Н. А. Бердяев), играющее (Й. Хейзинга), создающее символы (Э. Кассирер), диалогичное (М. Бахтин, М. Бубер), самоактуализирующе-еся и любящее (Э. Фромм), словесное (герменевтики, постмодернисты).
Если «человек — биосоциальное существо, генетически связанное с другими формам жизни, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами, субъект социального процесса, обладает разумом и представлением о ценностях» [13, 539], то личность — это «...человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе деятельности и общественных отношений. Это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социокультурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и воли» [11, 329]. Только в обществе человек приобретает эти личностные черты и становится в полном смысле слова «социальным» существом.
Стихия личностного — бытие коллективно значимое, выразительное, побудительное, сообщающееся. Не существует личности вне и помимо ее роли в системе конкретных социальных общностей, начиная от стада и кончая национальным государством. Личность, поэтому, есть общественный статус, обусловленный местом, функцией, ролью индивида в групповом целом. Место человека «вообще» — «всегда открыто». Место же конкретного человеческого лица — «всегда занято». Реализуя себя в пространстве пересечений социальных последовательностей, личность оказывается продуктом социализации — мышления, экзистенции, труда, языка.
Будучи общественно универсальным, человеческий индивид личностен. Будучи персонально уникальной, человеческая личность индивидуальна. Индивидуальность сказывается в своеобразии
соматических, психических, интеллектуальных потребностей и способностей социализированных лиц как элементов автономных. Отстаивание индивидуальности, на поверхности осознаваемой как свойство иметь собственное лицо, является мощным стимулом противостояния порочным технологиям унификации людей в обществе. Ин-дивидуация противостоит, таким образом, тиражированию.
Формирование личности — это сложный и длительный процесс. Личностью не рождаются, но становятся. Личность не обусловлена генотипически, но она представляет собой целостное образование особого рода. «Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека» [8, 164].
Социализация — это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил, поведения и стереотипов понимания) сообщества. Существует два наиболее выраженных взгляда на этот феномен. Согласно одному из них, социализация означает процесс развития родившегося человеческого организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средой. В этом процессе, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные биологические задатки, с другой — они трансформируются в социальнозначимые свойства личности в ходе образования и воспитания и при активном участии самого человека. Такое понимание данного процесса называют «социализацией в узком смысле» или «первичной социализацией», предполагающей рассмотрение человека в большей степени в качестве объекта этого процесса с целью формирования у него характеристик субъекта.
П. Бергер и Т. Лукман различают два типа социализации: первичную социализацию, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества, и вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества [2, 212—213].
Согласно другой позиции социализация выступает, прежде всего, как развитие личности в ходе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями. Это — широкое понимание исследуемого феномена, предполагающего рассмотрение личности как постоянно социализирующегося субъекта. Логично, что первичная социализация включается в такую трактовку как процесс формирования и развития личностных характеристик человека. Таким
образом, под социализацией в широком смысле слова мы будем понимать процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях. Этот процесс осуществляется на основе передачи культурных завоеваний предшествующих поколений новым. Социализация может быть представлена как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им.
На подобную трактовку социализации обращали внимание многие философы и социологи.
Э. Дюркгейм связывал понятие «социализация» с проблемами функционирования коллективного сознания, и, прежде всего, с передачей от поколения к поколению социальных норм и традиций [5, 127]. М. Вебер выделил в рамках этого понятия социализацию ассоциативную, преимущественно добровольную, и социализацию институциональную, осуществляющуюся через внедрение в личность принятых обществом норм с помощью социального поощрения и принуждения [4, 244].
Т. Парсонс призывает понимать социализацию как процесс функциональной адаптации индивида. Он вообще утверждает, что социализация связана с выполнением социальных ролей личности. Но эти социальные роли человек приобретает в разные периоды развития или, как он выражается, на разных стадиях социализации. С его точки зрения, на стадии первичной социализации большую роль играет семья ребенка, которая «включает личность в социальные структуры». В первых своих работах он абсолютизирует роль семьи [1, 195]. В последующие годы сам Парсонс обратил особое внимание на социализацию, связанную с периодом школьного ученичества. Развивая идеи Парсонса, Смелзер понимает под социализацией «способы формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» [12, 659]. Он считает, что социализация преследует две цели: способствует взаимодействию людей на основе выполняемых ими ролей, и обеспечивает сохранение общества благодаря усвоению его членами имеющихся образцов поведения [12, 126].
Одним из существенных в теории социализации личности является вопрос о ее этапах и фазах. При пристальном внимании оказывается, что это не одно и тоже. Количество этапов называют разное, а фазы, как правило, рассматриваются одни и те же. При этом каждый этап социализации личности может включать в себя те же фазы, что при-
сущи другим этапам. Фазы имеют предметный, конкретный характер, по-разному проявляясь на каждом этапе социализации. М. С. Каган выделил три критерия этапов социализации: «время физического и социального созревания; характер (особенности) доминирующих форм (видов) деятельности; основные социальные институты («агенты») социализации» [7, 301]. Согласно этим критериям в теоретической психологии выделяют две фазы — адаптации и интериоризации (интернализации).
Адаптацию чаще всего характеризуют как приспособление личности к окружающей социальной среде и ее освоение. Это начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Основная функция адаптации — освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия. В отличие от адаптации интериоризация — это «процесс перевода внешних требований во внутренние установки человека» [6, 499], превращение норм, стандартов, стереотипов поведения, ценностей во внутреннее личностное пространство. Телесное, психическое и духовное при прохождении фаз социализации интегрируется: «Мы видим и слышим мир сквозь свои воспоминания, страхи и предчувствия. А что до тела, то мы сплошь и рядом только и можем на него полагаться, если действуем безотчетно. Тело справляется с этими головоломными узлами, эстакадами, городами, бурными реками и уличными псами, умеет перейти улицу так, чтобы не угодить под колеса, умеет давать начало новой жизни — и все это умеет тело, а не разум. Наша жизнь — цепочка упрощений, своего рода наука забывать» [3, 70].
Многие авторы выделяют три основных этапа социализации — дотрудовой, трудовой, послетру-довой (связанный с выходом человека на пенсию). Этот подход представляется вполне обоснованным и имеющим право на существование и изучение основных этапов социализации. Однако его уязвимым моментом является чрезмерная длительность каждого этапа. Другие авторы утверждают, что в рамках любого из подобных этапов существует ряд более дробных по времени протекания периодов социализации.
Несмотря на различие методологических идей в подходе к сущности и этапам социализации, можно указать на их единство. Оно заключается в
том, что общезначимой целью социализации выступает подключение индивида к социальному опыту; средством социализации полагается кооперация, а ее результатом — воспроизводство человеческой жизни, жизненного мира.
Разнообразие взглядов на сущность и этапы социализации показывает неисчерпаемость темы с одной стороны, а с другой — необходимость выбора точки отсчета для выявления неких универсальных структур социализации.
Наиболее плодотворным для понимания сущности и структуры социализации мы считает контекст деятельностного подхода. Обращением к связи деятельности и социализации решается ряд вопросов: является ли социализация деятельностью, а деятельность — социализацией; каковы инструменты социализации; тождественны ли индивид и личность и как это проявляется в социальной динамике; что такое субъективный образ объективного мира, как соотносится объективное с субъективным в процессе социализации. Деятельностный подход к социализации предполагает ее понимание в качестве «социального обучения» (Н. Н. Козлова) и «социального действия» (В. Г. Федотова). Диалектика социального обучения и социального действия дает интегральную картину продукта социализации — человека, способного жить в обществе.
В контексте деятельностного мы выделяем три основные структуры процесса социализации — проектирование, портретирование и корреспондирование. Эти структуры не являются этапами социализации; они выступают содержательными схемами путей становления человека общественного. Если социальный контекст формирования личности рассматривать с точки зрения диалектической связи надличностного, внутриличност-ного и межличностного, то их содержательноструктурными аналогами оказываются проектирование, портретирование и коррекспондирование личности.
Проектирование — это деятельностный процесс социализации, который отражает формирование надличностных структур сознания. Проект — социологический термин, который несет в себе философский смысл. Проект есть стратегия изменения онтологического статуса феномена, включающая в себя многовариантные сценарии исполнения стратегической задачи. Каждый из проектов основан на определенном понимании динамической стороны дела. Социализация в этом смысле является стратегической линией
развития личности, стержнем ее становления, способом ее реализации.
В проблемном ракурсе проектирование выступает как вопрос о субъектности (объективности идеального мира) и интериоризации (опредмечивании деятельности). Проективный характер социализации проявляется в том, что человек обучается знаковому кодированию; приводит в соответствие языковый комплекс с объектами внешнего мира; формирует навыки абстрагирования признаков и связей, имеющих необходимый характер; учится соотносить потребности, мотивации и поступки. Понятия жизненный путь и жизненный цикл закрепляют социальные знаки развития личности. Деятельностный характер социализации раскрывается на путях формирования структур мотиваций, потребностей, интересов и ценностей, обусловленных влиянием общества на личность. Рассматривая социализацию как деятельностный процесс, в ней можно дифференцировать материальные причины, выраженные как потребности и интересы; идеально-регулятивные механизмы сознания — цели, программы, мотивы и стимулы поведения (специально изучаемые психологией); результат, сознательно полученный или стихийно сложившийся.
Ценность социального проекта личности состоит в том, что он служит основанием социальной адекватности личности. Вместе с тем сохраняется вектор ее развития и вменяемость в ситуациях жизненных перемен. В этом заключается удивительный парадокс изменяемости личности, которая остается самоидентичной: чтобы продолжить оставаться собой, человек должен изменять самого себя.
Портретирование — это процесс внутрилич-ностной социализации, выражающийся в формировании «внутреннего мира» личности, основанного в свою очередь на ценностных ориентациях. Если в проекте личности главную роль играет объективная сторона социализации, то в портрете — субъективно-психологическая. Отсюда неизбежность выбора такого понятийного аппарата, который рационален только до определенной степени и несет в себе значительную долю психологизма.
Портрет имеет ряд качественных характеристик. Во-первых, он всегда «само»: самосознание, самопознание, самооценка. Во-вторых, портрет — интегральный образ о самом себе — как и всякий портрет в отличие от фотографии, не является точной копией. Он не статичен, а динамичен. Личная история (автобиография), архивирование «дру-
гих» (чужих) жизненных опытов, постоянная переоценка своего поведения, отношения к другим людям, переоценка ценностей, «кризисы» переходных возрастов делают портрет живым, дышащим во времени.
Портрет может значительно отличаться от того, каким видят личность другие люди. За внутренний портрет личности отвечает самооценка, самоанализ, за внешний — трудовая деятельность, жизнь в коллективе.
Идентификационные процессы приводят к самосознанию личности, являющемуся ее подлинным портретом. Самосознание является стержнем для поддержания единства личности, ее устойчивости, согласованности всех проявлений «Я». Смысловым ядром ценностного мира выступает нравственность.
Портретирование по своей сущности — это процесс персональной идентификации, поэтому его дескрипция лежит в сфере понятий идентичность, внутренний мир, ценности, самосознание, творчество, интуиция. Творческий и интуитивный потенциал составляет креативный потенциал личности, определяет степень ее влияния на культуру.
Учитывая, что процессы освоения культуры и самоидентификации неразрывны, следует выделить отличительные черты портретирования личности. «Автопортрет», будучи результатом взаимодействия личности с обществом, тем не менее более автономен от общества. Социализация предполагает осознание широкого круга своих отношений с социальным миром. Портрет всегда есть сочетание общего и индивидуального, неповторимого и универсального, феноменологического и закономерного, рационального и эмоционального. Процесс портретирования как одна из структур социализации личности реализуется как внутри-личностное, глубоко психологизированное, духовно наполненное, достаточно автономное, творческое самосознание. Смысловым ядром ценностного мира выступает нравственность. В портретирова-нии надличностное, проектируемое, объектное уступает место субъективному, субъектному. Самосознание, являющееся продуктом социализации, делает человека не только объектом воздействия социальных сил, но и субъектом действия, сознательным фактором социальной истории.
Персональная идентификация — это процесс формирования совокупности характеристик, сообщающих личности уникальность, неповторимость. Социальная идентификация есть процесс отождествления индивида с социальными ролями. Если
персональная идентичность дает портрет, то социальная идентичность задает коммуникативную схему личности и ее поведения.
Корреспондирование есть процесс усвоения межличностных связей, непосредственный процесс социального обучения, отражающий коммуникативные параметры, пределы и механизмы взаимосвязи личности с обществом. В этом процессе личность обретает социальную идентичность. Социальная идентичность личности является частью процесса корреспондирования. Если личностная идентичность базируется на самосознании, личных ценностях и идеалах, то социальная идентичность определяется способностью исполнения социальных ролей, способностью к социальному действию. Измерениями социальной идентичности выступают такие качества, как коммуникативность, социальная активность, профессионализм.
Теоретической основой корреспондентских свойств личности является фундаментализм субъ-ект-субъектных отношений — общение, диалог, свободная духовная коммуникация. Системообразующими элементами корреспондирования (социальной «переписки») выступают коммуникативность, авторитет, профессионализм.
Все три стороны социализации описывают один и тот же процесс — социализацию, но каждая со своей стороны. Каждая из сторон основана на определенном понимании социальной динамики личности и с необходимостью контекстирована категорией деятельности. По этой причине все диалектика процесса социализации личности направлена к воссозданию человека как ансамбля всех общественных отношений и является стратегической линией развития личности, стержнем ее становления, способом ее реализации.
Личность включена в нормативно регламентированные социальные отношения и выступает носителем общественных ролей-функций, предписываемых полом, возрастом, этнической принадлежностью, семейным положением, родом занятий, имущественным и властным статусом. Личность как субъект многообразной активности обладает автономным «Я», препятствующим отождествлению с ее ролями. Поэтому каждая личность — это уникальный и неповторимый внутренний мир.
Предложенная тройственная структура социализации отличается от принятых типологических признаков социализации тем, что носит интегральный характер: в них этапы социализации
(культурно-исторические, индивидуально-личностные, психологические и педагогические), атрибуты личности (жизненный мир, поведение, смысложизненные ценности, установки, мотивации, потребности), социальная нормативность (этическая, деятельностная, политическая, экономическая, культурная, профессиональная и др.) имеют подчиненный характер. Будучи сами по себе социальными концептами, многие из указанных свойств одновременно проявляются в предложенных трех структурах. Иными словами, портретирование, проектирование и корреспондирование выполняют роль методологических контекстов для выяснения разных значений и смыслов социализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Parsons T., Bales R. Family, Socialization, and Interaction Process. Giencoe, 1955. — 276 p.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания — М.: Медиум, 1995. — 323 с.
3. Борхес Х.Л. Допущение реальности. Соч. в 3 тт. Т. 1. — Рига: Полярис, 1994. — 420 с.
4. Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М.: Наука, 1991. — 757 с.
6. ЗбровскийГ.Е. Общая социология. — М.: Академика, 2004. — 591 с.
7. Каган М.С. Философия культуры. — СПб., Петрополис, 1996. — 415 с.
8. ЛеонтьевА.Н. Индивид и личность. — М.: Педагогика, 1994. — 164 с.
9. Маркс К., Энгельс Ф. / К. Маркс, Ф. Энгельс // Собр. соч.: В 50 т. — М.: Прогресс, 1984. — Т. 1 — 342 с.
10. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. — М.: МГУ, 1982. — 315 с.
11. Мысливченко А.Г. Философский словарь / Под. ред. И. Т. Фролова. 7-е издание. — М.: Республика, 2001 — 720 с.
12. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 1996. — 688 с.
13. Философский словарь / Под. ред. И. Т. Фролова. — 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 590 с.