Научная статья на тему 'Факторы социализации студентов российских вузов'

Факторы социализации студентов российских вузов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
367
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / АДАПТАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Евенко Сергей Леонидович

Статья посвящена исследованию факторов социализации студентов, которые обеспечивают его эффективную интеграцию в социальную среду. Теоретический анализ позволил обосновать четырехчленную структуру изучаемого процесса. Социализация, как социально-психологический процесс состоит из следующих компонентов: адаптация, мотивация, идентичность, интериоризация. Применение факторного анализа позволило подтвердить внутреннюю структуру социализации, а также определить значимость каждого из них. Доминирующим фактором, определяющим эффективность вхождения будущего специалиста в социум, при всей значимости остальных факторов, является «Адаптация». Следующими по степени значимости выступает фактор «Мотивация», а к числу слабо выраженных относятся факторы «Интериоризация» и «Идентичность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF SOCIALIZATION OF STUDENTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES

The article is devoted to the study of the factors of socialization of students, which ensure its effective integration into the social environment. The theoretical analysis allowed us to validate the four-membered structure of the studied process. Socialization, as a socio-psychological process consists of the following components: adaptation, motivation, identity, internalization. The use of factor analysis has allowed to confirm the internal structure of socialization, and to determine the significance of each of them. The dominant factor determining the efficiency of occurrence of a future specialist in the society, with all the significance of other factors, is «adaptation». Next in order of importance is the factor «Motivation», and the number of weakly expressed are the factors of «Interiorization» and «Identity».

Текст научной работы на тему «Факторы социализации студентов российских вузов»

ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.6.159.9.01

СЛ. Евеико ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

Аннотация. Статья посвящена исследованию факторов социализации студентов, которые обеспечивают его эффективную интеграцию в социальную среду. Теоретический анализ позволил обосновать четырехчленную структуру изучаемого процесса. Социализация, как социально-психологический процесс состоит из следующих компонентов: адаптация, мотивация, идентичность, интериоризация. Применение факторного анализа позволило подтвердить внутреннюю структуру социализации, а также определить значимость каждого из них. Доминирующим фактором, определяющим эффективность вхождения будущего специалиста в социум, при всей значимости остальных факторов, является «Адаптация». Следующими по степени значимости выступает фактор «Мотивация», а к числу слабо выраженных относятся факторы «Интериоризация» и «Идентичность».

Ключевые слова: социализация, факторы социализации, адаптация, мотивация, интери-оризация, идентичность.

Sergey Yevenko FACTORS OF SOCIALIZATION OF STUDENTS

IN RUSSIAN UNIVERSITIES

Annotation. The article is devoted to the study of the factors of socialization of students, which ensure its effective integration into the social environment. The theoretical analysis allowed us to validate the four-membered structure of the studied process. Socialization, as a socio-psychological process consists of the following components: adaptation, motivation, identity, internalization. The use of factor analysis has allowed to confirm the internal structure of socialization, and to determine the significance of each of them. The dominant factor determining the efficiency of occurrence of a future specialist in the society, with all the significance of other factors, is «adaptation». Next in order of importance is the factor «Motivation», and the number of weakly expressed are the factors of «Interiorization» and «Identity».

Keywords: socialization, factors of socialization, adaptation, motivation, interiorization identity.

В настоящее время происходят существенные изменения в ценностных ориентациях, жизненных перспективах, установках, потребностях людей, особенно подростков, юношей, молодежи. Предъявляются качественно новые требования к человеку, к его жизненной позиции, осмыслению и мобилизации его субъектности, самосознанию, самоопределению, творческой саморегуляции. Появилась необходимость в изменении системы подготовки творчески развитого, должным образом образованного человека, способного к активной преобразовательной деятельности в новых исторических условиях.

Формирование личности будущего специалиста представляет собой процесс и результат социализации. В течение жизни происходит усвоение человеком социального опыта, который определяется спецификой каждого возрастного этапа, социально-экономическими особенностями общества, индивидуально-психологическими возможностями индивида. В настоящее время все более очевидной становится тенденция оценки качества подготовленности в вузах будущих специалистов, традиционно связанной с усвоением профессиональных компетенций, характеризующих готовность к активной интеграции не только в профессию, но и социум.

Однако будущая профессиональная деятельность требует от студентов не только сформиро-

© Евенко С.Л., 2015

ванности профессиональных компетенций, но и развития профессионально важных личностных качеств, которые не в меньшей мере оказывают влияние на эффективное вхождение в социум и профессию. Значимыми показателями такой готовности являются усвоение норм и требований социальной среды, адаптация к нормам социума, осознание своей принадлежности к социальной группе, а также закрепление интересов, обусловливающих эффективность вхождения в социум и профессию. Данные показатели составляют содержательную основу социализации, которая является одним из центральных механизмов интегрирования личности в социальную среду и нивелирует рассогласование в системе «социальная среда - человек».

Основой эффективного функционирования человека в качестве члена общества, социальной группы является его внутренняя готовность к интеграции в социум. Такое вхождение человека в систему социальных отношений, по мнению зарубежных ученых требует усвоения норм и правил поведения, приспособления к требованиям социальной среды [3; 4]. В отечественной психологической науке под социализацией принято понимать процесс, связанный с усвоением ценностей и правил, активным приспособлением к нормам взаимодействия, соотнесением себя с референтной группой, определением мотивов развития, обеспечивающий эффективное вхождение в социальную среду [1; 2]. Данное определение позволяет вычленить основные компоненты, которые определяют качество развития изучаемого процесса: интериоризация, адаптация, идентификация и мотивация. Изучение литературных источников, связанных с анализом социализации свидетельствует о многофакторности исследуемого процесса. Исходя из этого, основной целью факторизации будет являться: а) сокращение числа переменных (условий, определяющих эффективность интеграции в социальную среду); б) обоснование структуры взаимосвязей между компонентами (условиями формирования социализации), т.е. классификация переменных; в) выявление императивных факторов, обуславливающих успешность интеграции личности в социум.

Для подтверждения внутренней структуры социализации и определения доминирующего условия развития изучаемого процесса было проведено психологическое исследование. В исследовании приняло участие 234 студента различных вузов РФ. Методическими средствами диагностики компонентов социализации были выбраны соответствующие методики:

а) отношение к ценностям социальной среды - методика семантического дифференциала Ч. Осгуда по критерию «оценка обучения в российском вузе», «оценка типичного студента»;

б) способность приспособиться к требованиям социальной среды - методика диагностики адаптации (К. Роджерса, Р. Даймонд);

в) отождествление себя с референтной группой - методика «Кто Я?» (М. Куна и Т. Мак-портленда);

г) базовые мотивы личности, мотивационная готовность к профессиональному развитию -методика диагностики мотивации достижения успеха и избегания неудач Т. Элерса; диагностика мо-тивационной готовности к профессиональному развитию (Н. Фетискин).

Сопряжение и объединение признаков позволило не только объяснить внутреннюю структуру изучаемого процесса, но и определить иерархию (по степени важности) каждого компонента. Данная процедура проводилась при помощи факторного анализа (метод главных компонент). Было установлено, что при числе факторов 4 доля накопленной дисперсии равна 69,5 %, что является вполне приемлемым вариантом, т.е. более 50 % и включении значений факторных нагрузок более 0,1 (см. табл. 1).

Объединенные числовыми значениями в один фактор признаки (такие как «направленность на социум», «соблюдение норм и правил поведения», «стремление к бесконфликтному общению», «ориентация на социальные нормы»), составляющие наибольшую факторную нагрузку и имеющие наибольший процент дисперсии (весовой заряд а = 3,41 и 20,2 % дисперсии данных) условно можно назвать адаптация. Данный фактор характеризует приспособленческую функцию личности и опре-

Вестник Университета № 12, 2015

деляет тенденцию к личностной включенности студента в систему социальных, деятельностных отношений, к выполнению соответствующих ролевых функций, готовности и стремлении будущего специалиста принимать и выполнять требования социальной среды.

Таблица 1

Распределение весовых нагрузок компонентов социализации студентов РФ

№ Переменные Факторы

1 2 3 4

1 Направленность на социум 0,97

2 Соблюдение норм и правил поведения 0,86

3 Стремление к бесконфликтному общению 0,84

4 Ориентация на социальные нормы 0,73

5 Мотивация достижения успеха 0,96

6 Мотивация избегания неудач 0,88

7 Готовность к профессиональному развитию 0,83

8 Оценка обучения в российском вузе 0,95

9 Оценка типичного студента 0,84

10 Соотнесение с референтной группой 0,94

11 Сумма весовых зарядов факторов 3,41 2,67 1,79 0,94

12 % дисперсии 20,2 18,6 16,5 14,2

Второй фактор, по степени значимости, условно можно назвать мотивация. Фактор объединил в себе такие признаки как «мотивацию на успех», «мотивацию избегания неудач» и «готовность к профессиональному развитию». Его значимость в структуре факторов определяется достаточно высоким весовым зарядом (а = 2,67) и большой дисперсией объяснения фактора (в = 18,6 %). Характеризуя личность, как активный субъект, данный фактор выражает тенденцию к личностной вовлеченности в процесс обучения, выработки целей и стратегии их достижения, стремление студента к реализации инициативных действий (в первую очередь в обучении).

Третий фактор интериоризация (весовой заряд а = 1,79 и 16,5 % дисперсии данных) представлен переменными «оценка обучения в российском вузе», «оценка типичного студента». Данный фактор выражает способность студента усваивать социальные роли, переводить нормы и ценности социальной среды во внутреннюю нормативно-ценностную структуру. В ходе интериоризации формируется система внутреннего контроля (регулятора поведения личности как элемент самосознания). Функциональное значение фактора проявляется также и в том, что на его основе осуществляется построение индивидуализированной системы критериев, составляющих т.н. «внутреннюю систему ценностей» как основного субъективного ориентира ответственных поведения и действий.

Четвертый фактор идентичность (весовой заряд а = 0,94 и 14,2 % дисперсии данных) имеет в своем составе один показатель: «соотнесение с референтной группой». Данный фактор отражает процесс отождествления себя с членами социальной группы, фиксации личностной позиции в социальной среде. Закрепление такой позиции позволяет студенту обеспечивать конформное положение в группе, коллективе, определиться в отношении к другим (по принципу «свой - чужой»), а также обеспечивает его безопасность.

Несмотря на значимость каждого фактора в формировании социализации студентов российских вузов следует отметить, что каждый из них вносит различный вклад в формирование изучаемого процесса. Факторизация структурных компонентов социализации студентов вузов РФ позволила выявить особенности строения изучаемого явления, определяющие различную степень их проявления в

межличностных взаимоотношениях, и предстоящей деятельности на различных должностях. Сравнение весовых нагрузок полученных факторов говорит о том, что наиболее значимым в формировании социализации является «адаптация», который представляет собой активную приспособительскую основу социального взаимодействия, эффективного вхождения в социальную среду. Второй фактор «мотивация» играет значимую роль в процессе развития социализации студента. Отсутствие или размытость у студента смыслов жизни, понимания значимости межличностных контактов приводит к обесцениванию важнейших атрибутов активности личности в социуме, таких, как стать отличником учебы, стремиться к карьерному росту, личностному и профессиональному совершенствованию. Третий фактор «интериоризация» занимает третье место в структуре факторов, так же оказывает влияние на формирование социализации, т.к. «включение» ценностей социальной среды в структуру личностных ценностей предопределяет эффективность процесса «вхождения» личности в социум, в данном случае в образовательную среду, а в дальнейшем и профессиональную. Четвертый по значимости фактор «идентификация» играет также большую роль в формировании социализации у студентов. Искажение соотношения процессов социального сравнения влияет на выбор в качестве предпочитаемого эталона идентификации. Так, вполне можно предположить, в силу внутренних предпочтений студент может избрать для себя эталонной группой, как положительной направленности, так и негативной.

Исходя из предшествующего анализа, можно представить следующий «факторный портрет» социализирующихся студентов. При этом студентов, активно стремящихся к интеграции в социум, характеризует такая факторная иерархия, при которой к «ядерному» слою (сильная выраженность) факторного портрета (профиля) относятся факторы: «адаптация» и «мотивация», а к «периферийному» слою (слабая выраженность) - факторы «интериоризация» и «идентичность». Более низкий показатель студентов по важным факторам «интериоризация» и «идентичность», связаны, прежде всего, с поиском молодых людей полезных социальных контактов как для организации обучения и досуга, поэтому они одинаково соотносят себя социальными и профессиональными группами. Весовой заряд интериоризационный фактора свидетельствует о том, что студенты находятся в определенных возрастных характеристиках, при которых происходит активная оценка/переоценка ценностей социума и профессии, которые им предстоит включить/не включить во внутреннюю структуру ценностей. Следовательно, основным путем компенсации этого дефицита является активная демонстрация полезности ценностей социума и выбранной профессии, принадлежности к нормативным социальным группам.

Таким образом, в ходе психологического исследования была подтверждена структура социализации студентов вузов, к которой относятся внутренние условия, обеспечивающие эффективное вхождение личности в социальную среду, которые обусловлены приспособительными, мотивацион-ными, идентификационными и интериоризационными характеристиками студентов. Выявлена значимость каждого из факторов социализации студентов: к «ядерному» слою (сильная выраженность) факторного портрета (профиля) относятся факторы: «адаптация» и «мотивация», а к «периферийному» слою (слабая выраженность) - факторы «интериоризация» и «идентичность».

Библиографический список

1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М. : Аспект-Пресс, 2008. - 301 с. - ISBN 9785-7567-0274-3.

2. Белинская, Е. П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М. : Академия, 2009. - 304 с. - ISBN 978-5-7695-5883-2.

3. Мид, Дж. Г. Избранное : сб. переводов / Дж. Г. Мид ; сот. и переводчик В.Г. Николаев ; отв. ред. Д. В. Еф-ременко. - М., 2009. - 290 с. - (Теория и история социологии).

4. Шибутани, Т. Социальная психология. - М. : Феникс, 2002. - 544 с. - ISBN 5-222-00212-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.