Научная статья на тему 'Социально-философский аспект разработки и реализации основ национальной безопасности России'

Социально-философский аспект разработки и реализации основ национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
180
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мороз Елена Федоровна

В данной статье отмечается, что проблемы национальной безопасности России представляют собой сложную многоуровневую систему, основной целью которой является сохранение суверенитета страны, обеспечение защиты от внешних и внутренних угроз, обеспечение соблюдения основных прав и свобод человека, обеспечение возможности участия государства как субъекта международных отношений. Особое значение для обеспечения национальной безопасности имеет развитие человеческого капитала. Образование является главным фактором и основой развития человеческого капитала, его роль трудно переоценить. Данную систему образует широкий ряд компонентов, среди которых образование рассматривается как базовый элемент научно-технического прогресса, экономического развития, обеспечения военного и интеллектуального потенциала страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-философский аспект разработки и реализации основ национальной безопасности России»

УДК 009

Мороз Елена Федоровна

кандидат философских наук, доцент.

Сибирская пожарно-спасательная академия -

филиал Санкт-Петербургского университета государственной

противопожарной службы МЧС.

Milena.555@mil. ru

Elena F. Moros

PhD, Associate Professor.

Siberian fire and rescue academy - branch of Saint -Petersburg university of the state fire safety service Milena.555@mil .ru

Социально-философский аспект разработки и реализации основ национальной безопасности России

Social and philosophical aspect of development and realization of bases of national security of Russia

Аннотация. В данной статье отмечается, что проблемы национальной безопасности России представляют собой сложную многоуровневую систему, основной целью которой является сохранение суверенитета страны, обеспечение защиты от внешних и внутренних угроз, обеспечение соблюдения основных прав и свобод человека, обеспечение возможности участия государства как субъекта международных отношений. Особое значение для обеспечения национальной безопасности имеет развитие человеческого капитала. Образование является главным фактором и основой развития человеческого капитала, его роль трудно переоценить. Данную систему образует широкий ряд компонентов, среди которых образование рассматривается как базовый элемент научно-технического прогресса, экономического развития, обеспечения военного и интеллектуального потенциала страны.

Ключевые слова: национальная безопасность, научно-технический прогресс, образование, интеллектуальный потенциал, человеческий капитал, развитие.

Summary. Problems of national security of Russia represent the difficult multilevel system which main objective is preservation of the sovereignty of the country, ensuring protection against external and internal threats, ensuring observance of basic rights and freedoms of the person, a possibility of participation of the state as the subject of the international relations. Special value for ensuring national security has development of the human capital. Education is the main factor and a basis of development of the human capital, it is difficult to

overestimate its role. This system is formed by a wide number of components among which education is considered as Basic Element of scientific and technical progress, economic development, providing military and intellectual potential of the country.

Keywords: national security, scientific and technical progress, education, intellectual potential, human capital, development.

Социальная политика государства включает государственную образовательную политику. Следовательно, разработка и реализация государственной образовательной политики тесно связаны с учетом и анализом социально-политической сферы. Также социальная политика является частью внутренней государственной политики, соотносимой с внешней политикой. Иными словами, можно говорить о системе с взаимосогласованными целями и задачами ее элементов.

Современная западная культура отличается процессами глобализации, в том числе в сфере образования, что привело к необходимости создания единого пространства образования. Тем не менее, существует проблема согласованности систем образования на национальном уровне, поскольку именно они формируют единую систему европейского образования.

Целесообразно отметить включение России в международное соглашение «Болонская декларация». Ученые нашей страны характеризуется отсутствием единого мнения относительно новой системы организации образовательной системы. Сторонники «болонской» формы говорят о выгодах такой системы, поскольку она предполагает большое количество иностранных грантов для студентов и возможность их перемещения из вузов России в иностранные вузы по семестрам.

При первоначальном рассмотрении ситуация складывается очень удачно. Тем не менее, словарный термин «унификации» не позволяет определить синтез существующей отечественной системы образования с общеевропейской. Иными словами, синтез становится невозможным, говоря об унификации, поскольку ЕС от РФ ничего не берет, а предлагает полностью перейти на чужую, не свойственную нашей, систему высшего образования [11, с. 54].

Принятие такой системы будет разрушительно для всей системы образования. Предлагаемая система образования является чуждой для России. Для понимания этого следует сравнить походы. Весь период обучения в отечественной системе образования студент учится взаимодействовать с научной группой и коллективом. Важным выступает совместная деятельность на практикумах и семинарах.

В России система обеспечения национальной безопасности формируется и развивается в соответствии с Конституцией РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, федеральными законами, федеральными программами, распоряжениями и постановлениями Правительства РФ, концепциями, доктринами и прочими политико-правовыми документами. В

России действует закон РФ «О безопасности», в котором закреплены нормативно-правовые основы обеспечения безопасности государства, общества и личности, определена система безопасности, ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов, которые обеспечивают безопасность, в том числе органов надзора и контроля законности их работы [2, с. 73].

Таким образом, концепция национальной безопасности РФ представляет собой заявленную публичной властью страны «систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности». Она содержит оценку места России в мире, угрозы ее национальной безопасности, национальные интересы, ключевые направления государственной политики, направленные на безопасность народа РФ.

Концепция содержит указание на существование двух взаимно исключающих тенденций после периода биполярной конфронтации. Первая тенденция предполагает укрепление политических и экономических позиций государств и их объединений, совершенствование механизмов управления международными процессами с нескольких сторон. Вторая - формирование структуры международных отношений на доминировании развитых стран в сотрудничестве. Речь идет о лидерстве США и западных стран, при котором политические международные решения принимаются односторонне, без учета ключевых норм международного права [13, с. 31].

Российские стратегические интересы заключаются в самосохранении себя как цивилизованной целостности в мире, что предполагает развитие и сохранение научного и образовательного национального пространства.

Общая безопасность включает механизм безопасности научно-образовательного пространства, который направлен на повышение эффективности и сохранение экономики и общества. Данный механизм предполагает определение сфер безопасности, ее целей и параметров, а также проведение оценки:

- экономической и научно-образовательной политики, в том числе ее влияния на параметры;

- степени риска определенных отклонений параметров для соблюдения устойчивости системы;

- обстоятельств внешнего характера, которые содержат отклонения или оказывают влияние на риск, при условии неблагоприятной международной среды, или которые снижают риски (благоприятная внешняя среда, соответственно) [12, с. 72].

Обеспечение национальной безопасности России не может быть достигнуто исключительно посредством образовательной политики. Но она выступает важной частью данного обеспечения. Образование и образовательная политика в обеспечении национальной безопасности оказывают влияние на все уровни национальной безопасности и ее структурные элементы [5, с. 89].

Следовательно, военная и экономическая безопасность государства в современном мире предполагает наличие высококвалифицированных кадров, технологическая безопасность - наличие кадров и научных разработок.

Зарубежными и отечественными экологами и глобалистами практически единодушно сделаны выводы о необходимости новой культуры выживания. Так, без инновационного обучения человечество обязательно столкнется с катастрофой. Безопасность культурного развития, которая выделяется большим количеством специалистов, строится на образовании, выступающем ее основой [10, с. 38].

Общественные системы и государства не могут развиваться полноценно без системы ценностей, которая объединяет ее членов. Лишенная своих ценностей нация представляет собой толпу, или даже банду. Формирование ценностей народа основывается на образовании. Следовательно, оно выступает важнейшим элементом национальной безопасности для каждой страны, определяющим уровень ее развития.

Угрозу для национальной безопасности страны представляет финансовая политика в социальной сфере. Образование влияет на все уровни национальной безопасности, что диктует необходимость высококвалифицированных кадров в сферах военной, экономической безопасности государства в современных условиях. В свою очередь, технологическая безопасность требует ученых и научных разработок.

Образовательная политика государства, как элемент социальной государственной политики, оказывает влияние на социальную структуру общества, миграционные и демографические процессы и явления, стабильность общества. Одним из критериев социального деления в обществе выступает уровень образования. Образование - это «разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами». Тем не менее, данное утверждение предполагает доступность образования и его способность помогать при карьерном продвижении, гарантирование более высокую ценность труда образованных в обществе, чем людей без образования.

Целесообразно более детально рассмотреть влияние образования и государственной образовательной политики на политическую безопасность, как часть национальной безопасности. Такое влияние является многосторонним. Система образования готовит кадры для участия в структурах власти. Субъектом политики является личность, посредством которой образование влияет на систему власти. Также образование является целерациональной системой и представляет собой властную структуру, которая формирует различные дисциплинарные пространства. Институт образования, как армия, тюрьма, спорт, политика обеспечивает определенный социальный порядок и оказывает влияние на политическую стабильность общества и национальную безопасность [1, с. 128].

Россия на современном уровне развития столкнулась с проблемой образования власти. Речь идет о систематической и массовой подготовке

менеджеров и управляющих, которые будут соответствовать современным требованиям. Для этого следует выделить подготовку руководящих кадров института образования как такового.

Образование определяет формирование и эволюцию политических концепций развития в обществе. Политические деятели - это продукт образования, и они несут знания и мировоззрение в свою политическую деятельность.

Еще одним элементом системы национальной безопасности является развитие научно-технической базы. Это не является отдельным самостоятельным видом национальной безопасности, но представляет собой часть экономической, военной, экологической и прочих видов безопасности. Наука относится к интересам государства во всех развитых странах. В научной сфере проявляется значение образования и образовательной политики [4, с. 11].

Таким образом, приведенные изменения целесообразно производить в большинстве стран, а не в отдельных государствах. Образование ответило на увеличение техногенных и социальных угроз способностью прививать совершенно новые ценности людям во всех странах, наперекор конкуренции и рынку. Тем не менее, следует выделить, что устремленность в образовательное, информационное и экономическое международное пространство, односторонняя открытость, могут привести к приобщению чуждых благ и ценностей мировой цивилизации к национальной культуре, что приведет к деформации системы образования. В результате такого неэквивалентного обмена негативные последствия окажутся на много серьезнее, чем полученный положительный эффект. Потому реализация международных проектов и программ в системе образования предполагает определение приоритетных национальных интересов в первую очередь.

Литература

1. Аксючиц, В. Коды вместо души. Тотальная глобализация - путь к разложению семьи и человеческой личности // Политический

журнал. - 2008. -№ 1. — С.128.

2. Арасланова, А. А. Интеграция науки, образования и производства: синергетический эффект / А.А. Арасланова // Философия

образования. - 2011. -№1. — С.73.

3. Большаков, Н. Н. Анализ рисков национальной безопасности России, возникающих в попытках модернизации высшего образования // Государство - власть - безопасность. Сборник научных статей. Часть 2. -

Омск: Издательство Омского гуманитарного института, 2007. —

С.11.

4. Бессонов, Б. Н. Образование и основные ценности гражданского общества // Социология образования перед новыми проблемами. - Москва-Омск: Журнал РАН «Социологические исследования», Омский государственный университет, 2008. — С.89.

5. Соболева, M.E. О возможности диалога между культурами // Вопросы философии. - 2009. - №3. - С.38.

6. Тягунова, Ю. В., Крикунов, К. Н. Субъекты и цели интеграции науки

и

образования в высшей школе // Высшее образование сегодня. - 2010. - №5. — С.54.

7. Чуринов, Н. М. Российская система образования как фактор стабилизации общественной жизни / Н. М. Чуринов // Философия образования. - 2007. - №1. — С. 72.

8. Штоль, В. В. Роль и место НАТО в системе европейской и международной безопасности в условиях глобализации» // Научная книга -2010. — С.31.

References:

1. Aksiutchits, V. The codes instead of the soul. Total globalization is the way to the expansion of the human person and the family // Political Journal. -2008. - №1. - P.128.

2. Araslanova, A.A. The integration of science, education and industry: synergies / A.A. Araslanova // Philosophy of Education. - 2011. - № 1. - P.73.

3. Bolshakov, N. Analysis of Russia's national security risks that arise in attempts to modernize higher education // State - power - safety. Collected articles. Part2. - Omsk. Omsk Publisher Humanities Institute, 2007. - Р.11.

4. Bessonov ,B.N. The education and core values of civil society // Sociology of Education to new problems. - Moscow - Omsk: Journal of the RAS «Case

Studies», Omsk State University, 2008. - P.89.

5. Soboleva, M.E. On the possibility of dialogue between cultures // Problems of Philosophy. - 2009. -№3. - P.38.

6. Tyagunova ,Yu.V., Krikunov K.N. Subjects and goals of the integration of science and education of high school // Higher education today. - 2010. -

№ 5. - P.54.

7. Churinov, N.M. Russian education system as a stabilizing factor in public life / Churinov N.M. // Philosophy of Education. - 2007. - № 1. - P.72.

8. Shtol, V. The role and place of NATO in the European and international security in the context of globalization // Scientific book - 2010 . - P.31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.