АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
PRESSING ISSUES OF ECONOMICS AND MANAGEMENT
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК СТРУКТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
АЛАБИЧЕВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Цель исследования - раскрыть природу категории «экономическая безопасность личности» как структурной составляющей национальной безопасности. В соответствии с поставленной целью, решались следующие задачи: исследовать категории «безопасность личности, общества и государства» и «национальная безопасность»; показать, что одним из наиболее приоритетных функциональных направлений национальной безопасности является экономическая безопасность, обеспечение которой особенно значимо в современных условиях на личностном уровне. Предметом исследования выступает совокупность социально-экономических отношений, связанных с обеспечением экономической безопасности как многоуровневой системы, важнейшим элементом которой является экономическая безопасность личности. Объект исследования - экономическая безопасность личности. В статье обосновано, что в результате эволюции национальных систем хозяйствования изменяются и представления о функциональном назначении и взаимосвязи безопасности личности, общества и государства, что нашло отражение в формировании такой общей категории, как национальная безопасность. Показано, что экономическая безопасность является базисом национальной безопасности. При этом все большее внимание уделяется проблемам обеспечения экономической безопасности личности, так как в современных условиях возрастания роли человеческого капитала в общественном производстве наблюдается уже не опосредованная, а прямая зависимость возможностей развития страны от уровня развития личности. Соответственно можно говорить о некоторой функциональной зависимости: чем более личность защищена экономически, тем устойчивее экономическая система и выше ее безопасность. Другими словами, дальнейшее развитие процессов обеспечения безопасности национальной экономики сегодня тесно связано с повышением уровня экономической безопасности личности.
Ключевые слова: экономическая безопасность личности, общества и государства, национальная безопасность.
Развитие человеческой цивилизации сопровождается обогащением многообразных форм безопасности личности. Проблемы безопасности по своей природе, связанные с удовлетворением первичных потребностей человека, затрагивают все стороны его жизнедеятельности и носят многоплановый характер. Понятие «безопасность» возникло одновременно с появлением человеческого общества. С развитием общества претерпевает изменение и само понятие «безопасность». Изначально понятие «безопасность», выступая одной из жизненно важных потребностей человека, воспринималось в обыденном сознании на уровне чувств и чувственных образов, где объект и субъект были ограничены состоянием отдельной личности. Это нашло отражение в представлениях античных философов о безопасности как гарантии соблюдения всех политических прав и свобод, а также обеспечении социально-эконо-
мических и духовных условий достойного существования каждого своего члена.
Вместе с тем, с образованием в средние века национальных государств, разрушающих сословные корпорации и внедряются общие государственные стандарты, предполагающие подданство всего населения одному властителю, превалирует принцип преимущества государства перед индивидом, согласно которому государство вечно, а индивид преходящ. В этой связи под безопасностью понимается в первую очередь противостояние физическому покушению на безопасность индивида, что связано с основным функциональным предназначением национального государства, консолидирующее общество перед внешними угрозами.
В период разложения феодальных отношений и зарождения капитализма начинает осознаваться противоречивость интересов личности и государ-
ства, что выразилось в следующем подходе к безопасности: «право индивида на самосохранение является нерушимым и поэтому можно отказаться сражаться за государство по приказу монарха, если этот приказ противоречит жизненным интересам индивида» [1]. Данное толкование безопасности раскрывает основную цель и назначение государства - обеспечение личной и имущественной безопасности, но при этом не акцентирует внимание на том, как государство будет выполнять эту роль. Однако представление безопасности как исключительно государственной деятельности не позволило глубоко проникнуть в социальную природу этого явления. Такой подход связывает проблемы безопасности лишь с внешними угрозами и определением путей ее обеспечения, не раскрывая внутренней природы безопасности. Вместе с тем, происходит разграничение категорий «безопасность личности» и «безопасность государства».
В дальнейшем разграничение понятий безопасности личности и государства мы можем найти в теории прав человека и гражданина и теории гражданского общества, в соответствии с которыми закон был одинаков для всех и устанавливал точные рамки полномочий исполнительной власти с целью защиты естественных прав (право на жизнь, собственность, волеизъявление и т. д.) и свобод личности в условиях установления гражданского общества, как единения лиц, основанного на соглашении граждан с государством.
С конца XVIII в. на первый план выходят проблемы взаимодействия гражданского общества и государства, что связано с осознанием угроз для индивида со стороны самого государства, способного обернуться деспотией, а позднее - тоталитарным режимом. В соответствии с этим обосновывается необходимость обеспечения безопасности личности от властного могущества государства.
В XX в. в кризисных условиях развития капитализма проблема безопасности связывается уже не только с безопасностью государства от внешних угроз, но и внутренних, что вызвано необходимостью обеспечения государственной властью экономической безопасности личности посредством государственного регулирования экономических отношений и контроля за злоупотреблениями свободой рынка.
В XXI в. данная проблема приобретает особую значимость. Интеллектуальным способностям человека отводится ключевая роль в экономике развитых стран, поскольку именно от них
зависит развитие сферы услуг, и производство новых технологий, приносящих наиболее высокую норму прибавочной стоимости. Соответственно в современной развитой экономике наблюдается уже не опосредованная, а прямая зависимость возможностей развития страны от уровня развития личности и общества. Важность категории безопасности связана в данном случае с тем, что она является обязательным условием обеспечения устойчивого развития страны. При этом следует отметить имманентную взаимосвязь между устойчивым развитием и безопасностью: обеспечение безопасности через устойчивое развитие и устойчивого развития через безопасность [2]. В этой связи можно согласиться с отечественным ученым В. В. Мамоновым, который пишет, что «безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства находятся во взаимной зависимости: невозможно достигнуть одной, игнорируя интересы других» [3]. По мнению другого отечественного ученого И. Н. Глебова, «отсутствие безопасности гражданина ограничивает возможности обеспечения безопасности как таковой, а, следовательно, и стабильности общества и государства. Невнимание к интересам личности создает предпосылки для формирования стойкой социальной напряженности и более того - для раскола общества на враждующие группировки» [4].
Иначе говоря, сегодня решение проблемы обеспечения экономической, политической, социальной стабильности государства тесно связано с обеспечением соблюдения и защиты прав и свобод личности, обеспечением индивидуальной безопасности, лежащей в основе всего остального.
Не случайно, в России в Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390- ФЗ «О безопасности» [5] безопасность рассматривается в отношении триединства - личности, общества, государства. Вместе с тем, определения безопасности в данном Законе нет, но дается в других нормативно-правовых актах России. Так, в частности в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, в п. 6. дано определение национальной безопасности как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
При этом стоит разъяснить смысловую нагрузку понятия «национальная безопасность»,
которая зачастую в научной литературе имеет неоднозначную трактовку. По нашему мнению, данное понятие по своей сути не предполагает безопасность отдельно взятой нации как этнического сообщества. Вместе с тем, сам термин «национальная безопасность» зачастую ряд авторов связывают с переводом английских слов «national security» и как национальная и как государственная безопасность. Однако данное толкование не будет правильным, так как национальная безопасность предполагает триединую составляющую, каждый элемент которой одинаково значим: безопасность личности, общества и государства.
Соответственно национальная безопасность имеет иерархическую (личность, общество, государство), многокомпонентную структуру, характеризующуюся, как системное явление, свойствами и качествами, которые не присущи отдельным его составляющим элементам. Другими словами, личность, общество и государство являются элементами объекта национальной безопасности, который обладает новыми качествами и свойствами, не присущими отдельным элементам, но при этом возникающими в результате их взаимодействия в определенной системе связей. В данном случае эта особенность любого целостного образования, что позволяет понять и многие другие специфические черты целого.
Таким образом, сегодня в России общепринято выделять три базовых уровня национальной безопасности: личности, общества и государства.
Данная многоуровневость строится на том, что безопасность личности опирается на комплекс правовых и нравственных норм, общественных институтов, позволяющих ей реализовывать свои способности и потребности. Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, правовых норм и общественного сознания, позволяющего реализовывать права и свободы всех групп населения. Безопасность государства базируется на эффективном механизме управления и координации деятельности общественных групп и наличии действенных институтов их защиты. Безопасность личности трудно отделить от безопасности государства и общества, так как опасности и угрозы для них часто являются опасностями и угрозами для большинства людей.
Кроме того, данные три уровня безопасности (личности, общества и государства), в свою очередь, пересекаются с различными функциональными направлениями безопасности, такими, как например, внутренняя, внешняя, военная, экономическая, экологическая, транспортная, инфор-
мационная и т. д. Между тем, многие ученые отмечают, что именно экономическая безопасность является одним из наиболее приоритетных функциональных направлений безопасности.
О приоритетности того или иного вида безопасности можно судить по таким объективным факторам, как: а) степень потребности людей, социальных групп, обществ, государств в ней для сохранения и развития себя, а также жизненно важных объектов и ценностей (природных и социальных); б) нарастающая уязвимость людей и жизненно важных объектов без сосредоточения усилий на ее укреплении; в) наличие широкого круга чрезвычайных опасностей, которым должна противостоять данная система безопасности [6].
Соответственно комплексное решение проблем безопасности России возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого высокотехнологического хозяйства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем, население - предметами потребления и услугами, внешнюю торговлю - конкурентоспособными товарами, армию -вооружением. Другими словами, без обеспечения экономической безопасности на всех уровнях невозможно обеспечить как другие виды безопасности на различных уровнях, так и в целом безопасность страны.
Однако стоит признать, что экономическая безопасность, в свою очередь, невозможна в полной мере без безопасности политической, экологической, правовой и т. д. Безусловно, выделение перечисленных и иных аспектов является в определенной степени искусственным; все они находятся в определенной взаимосвязи, и речь здесь идет о единой системе национальной безопасности.
Вместе с тем, можно согласиться со сложившимся в научной литературе утверждением, что экономическая безопасность является базисом единой системы безопасности. При этом, как справедливо отмечает В. Тамбовцев, понятие экономической безопасности относится к числу тех, которые, с одной стороны, всем интуитивно ясны, а с другой - трудноопределимы в достаточно корректной и исчерпывающей форме [7].
Не случайно, на сегодняшний момент законодательного закрепления понятие экономической безопасности в нашей стране не получило. При этом в научной литературе встречается огромное множество трактовок данного понятия.
Так, по мнению С. Ф. Федораева, «экономическая безопасность - такое состояние национальной экономики, которое гарантированно
обеспечивает ее дальнейшее устойчивое и прогрессивное развитие в условиях внутренних и внешних по отношению к национальной экономике деструктивных факторов» [8].
Е. А. Олейников под экономической безопасностью понимает «прогрессивное развитие экономического потенциала страны, обеспечивающее повышение уровня благосостояния всех членов общества, его отдельных социальных групп и формирующее основы обороноспособности страны от опасностей и угроз» [9].
В. Сенчагов дает определение экономической безопасности как не только защищенности национальных интересов, но и готовности и способности институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества [10].
На основе анализа научной литературы можно сделать вывод, что ученые выделяют следующие компоненты экономической безопасности: экономический (состояние экономики, ее стабильность, устойчивость, независимость, качественная характеристика, свойство экономической системы и т. д.), социальный (уровень жизни и благосостояние населения, социальная направленность политики и т. д.), государственный (состояние институтов власти, угроза существованию государства и т. д.).
Сущность экономической безопасности как политико-экономической категории определяется гибким механизмом согласования разнообразных интересов субъектов экономики как внутри системы, так и во внешней среде. Характеристика экономической безопасности как специфической общественной формы, в которой выступают интересы, придает качественную определенность, специфическую содержательность и целенаправленность. В политико-экономическом анализе экономическая безопасность выступает как категория воспроизводства. Это означает, что повышение экономической безопасности является итогом функционирования экономики в целом, сочетающим текущие и перспективные, внутренние и внешние интересы [11]. Система экономических интересов предопределяется структурой производственных отношений. Именно интерес является детерминантой тех или иных действий, истинной причиной социальных и экономических явлений. Интерес представляет собой движущую силу, воздействие которой обусловлено необходимостью удовлетворения определенных по уровню и структуре потребностей. Соответственно потребности составляют общую материальную ос-
нову интересов, придают им объективный характер. В этой связи стоит отметить диалектический феномен безопасности: с одной стороны, удовлетворяя разнообразные потребности, человек обеспечивает свою безопасность, с другой, она сама выступает важнейшей потребностью. Между тем, практически невозможно обеспечить защиту всей существующей совокупности экономических интересов. Это связано с тем, что в нормальных рыночных условиях национальной и международной системы хозяйствования противопоставляются интересы конкурирующих между собой субъектов. Следовательно, возникают ситуации, согласно принципу Парето-оптимума, когда одновременно достичь полной, максимально возможной экономической безопасности различными агентами нельзя, так как увеличение экономической безопасности одного из участников означает перелив ресурсов в его пользу, приращение дохода, упрочнение его социально-экономического положения. При этом другая сторона теряет часть ресурсов, понижается ее доход, и она оказывается в ситуации социально-экономического ущерба, то есть снижается уровень ее экономической безопасности. Соответственно в системе обеспечения экономической безопасности всех экономических субъектов на всех уровнях в той или иной степени наблюдается асимметрия: расширение безопасности одного экономического агента влечет за собой ограничения безопасности другого. Следуя данной логике рассуждения, необходимо отметить важность оптимального равновесия в национальной системе хозяйствования экономических интересов личности, общества и государства, от которого зависит уровень ограничений экономической безопасности всех экономических агентов. По этому поводу Н. Генрих справедливо замечает, что проблема этого баланса остается загадкой [12]. А ведь именно с ним связаны возможности реализации основного экономического интереса личности, общества и государства - достижение эффективности создания экономических благ как соотношение результата с затратами на их получение. При этом стоит отметить, что реализация интереса - это результат защиты его от тех или иных угроз, то есть совокупности условий и факторов, создающих возможность причинения ущерба.
В этой связи можно привести следующий пример. Государство при осуществлении экономических реформ стремится повысить внутри- и внешнеэкономическую безопасность страны, что, возможно, вызовет некоторое снижение уровня жизни и доходов индивидов. В данном случае наблюдается отрицательный «внешний эффект»
безопасности, то есть теряют экономическую безопасность все экономические субъекты, а угрозы безопасности государства многократно увеличиваются.
Не случайно, в научной и общественной среде все более пристальное внимание обращают на экономические интересы и экономическую безопасность личности в общей системе обеспечения национальной экономической безопасности. Ведь именно человек занимает ключевое место во всех элементах и составных частях экономической безопасности - продовольственной, энергетической, информационной, финансовой, демографической, экологической и других.
При этом нет единства в понятийном определении экономической безопасности личности. Так, в зарубежных публикациях экономическую безопасность личности принято толковать как «отсутствие острой угрозы минимально приемлемому уровню основных ценностей, которые в стране считаются жизненно необходимыми. Эта фраза возникает в том случае, когда внешние экономические параметры изменяются настолько, что появляются условия, способные разрушить существующую социально-политическую систему. При этом кто-то или что-то угрожает нам отторжением от наших первостепенных ценностей» [13]. В трактовке экономической безопасности на Западе в качестве важнейших характеристик выступают самостоятельность и независимость принятия экономических решений. Другие авторы рассматривают экономическую безопасность личности в контексте проблем бедности и дифференциации доходов [14].
В отечественной литературе также не сложилось устоявшегося определения данной категории. Одной из наиболее распространенных определений в отечественной литературе можно назвать следующее: «Экономическая безопасность личности - состояние жизнедеятельности человека, обеспечивающее правовую и экономическую защиту его интересов» [15].
Между тем, наиболее полным определением экономической безопасности личности является представление ее в качестве готовности и способности личности формировать жизненно необходимый уровень самозащиты и самоопределения в условиях создания институтами государственной власти таких механизмов реализации и защиты жизненно важных интересов личности, при которых можно обеспечивать сбалансированное и устойчивое развитие национальной экономики и государства в целом, как саморазвивающейся системы. В этой связи следует отметить, что экономическая безопасность личности является крае-
угольным камнем для формирования и развития экономического потенциала страны как материальной основы национальной безопасности, обеспечивающей требуемый уровень обороноспособности, защиту интересов страны за рубежом, социально-экономическую стабильность общества, физическое и духовное развитие народа.
Безусловно, последнее определение наиболее полно отражает современные тенденции повышения роли личности в народном и мировом хозяйстве. Стремление развивать наукоемкие сектора экономики все больше подчеркивает значение человеческого капитала. Он обеспечивает прочность и надежность элементов экономики, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки. Существует функциональная зависимость: чем более личность защищена экономически, тем более устойчивее экономическая система и выше ее безопасность.
Соответственно, в современных условиях дальнейшее развитие процессов обеспечения безопасности рассматривается в контексте повышения уровня экономической безопасности личности, связанного, в частности, с устойчивостью процессов функционирования личности как экономического агента.
Литература
1. Молодцова Е. Ю., Ребко Э. М. Социальная безопасность: основные представления и подходы к обучению // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 5 (13). URL: http:// www.sisp.nkras.ru
2. Буянов В. П. Пути обеспечения экономической безопасности России // ЭПОС. 2012. № 1 (49). С. 72-76.
3. Мамонов В. В. Становление национальной безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. 2003. № 4. С. 78.
4. Глебов И. Л. Право национальной безопасности: монография. М., 1998. C. 25.
5. О безопасности: федер. закон от 28 декабря
2010 г. № 390- ФЗ // Парламентская газета от 14 января
2011 г. № 1-2.
6. Серебрянников В. Политическая безопасность // Свободная мысль. 1997. № 1. С. 18-32.
7. Тамбовцев В. Объект экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 45.
8. Федораев С. В. Теоретико-методологические подходы к определению научного понятия «экономическая безопасность страны» // Ученые записки Санкт-Петербургской Академии управления и экономики. 2009. Вып. 2 (24). С. 33. С. 27-33.
9. Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Е. А. Олейникова. М.: Экзамен, 2004. С. 128.
10. Экономическая безопасность России: общий курс / под ред. В. К. Сенчагова. 2-е изд. М.: Дело, 2005. С. 72.
11. Ромащенко Т. Д. Экономическая безопасность: методология системного анализа и российские реалии // Вестник РУДН. Серия Экономика. 2002. № 1 (8). С. 91-102.
12. Генрих Н. Проблемы развития теории национальной безопасности // Обозреватель - Observer. 2006. № 8. С. 97.
13. Maull H. Raw materials, energy and Western security., L. 1984. C. 413.
14. Обеспечение экономической безопасности личности как многоуровневый интегрированный процесс. URL: http://www.strategplann.ru
15. Теория переходной экономики: учеб. пособие / под ред. И. П. Николаевой. М.: Единство, 2001. С. 811.
References
1. Molodtsova Ye. Yu., Rebko E. M. Sotsial'naya bezopasnost': osnovnye predstavleniya i podkhody k obucheniyu // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem. 2012. № 5 (13). URL: http:// www.sisp.nkras.ru
2. Buyanov V. P. Puti obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti Rossii // EPOS. 2012. № 1 (49). S. 72-76.
3. Mamonov V. V. Stanovleniye natsional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federatsii // Zhurnal rossijskogo prava. 2003. № 4. S. 78
4. Glebov I. L. Pravo natsional'noj bezopasnosti: monografiya. M., 1998. C. 25.
5. O bezopasnosti: feder. zakon ot 28 dekabrya 2010 g. № 390-FZ // Parlamentskaya gazeta ot 14 yanvarya 2011 g. № 1-2.
6. Serebryannikov V. Politicheskaya bezopasnost' // Svobodnaya mysl'. 1997. № 1. S. 18-32.
7. Tambovtsev V. Ob"yekt ekonomicheskoj bezopasnosti Rossii // Voprosy ekonomiki. 1994. № 12. S. 45.
8. Fedorayev S. V. Teoretiko-metodologicheskiye podkhody k opredeleniyu nauchnogo ponyatiya «ekonomicheskaya bezopasnost' strany» // Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskoj Akademii upravleniya i ekonomiki. 2009. Vyp. 2 (24). S. 33. S. 27-33.
9. Ekonomicheskaya i natsional'naya bezopasnost': uchebnik / pod red. Ye. A. Olejnikova. M.: Ekzamen,
2004. S. 128.
10. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: obshchij kurs / pod red. V. K. Senchagova. 2-ye izd. M.: Delo,
2005. S. 72.
11. Romashchenko T. D. Ekonomicheskaya bezopasnost': metodologiya sistemnogo analiza i rossijskiye realii // Vestnik RUDN. Seriya Ekonomika. 2002. № 1 (8). S. 91-102.
12. Genrikh N. Problemy razvitiya teorii natsional'noj bezopasnosti // Obozrevatel' - Observer. 2006. № 8. S. 97.
13. Maull H. Raw materials, energy and Western security., L. 1984. C. 413.
14. Obespecheniye ekonomicheskoj bezopasnosti lichnosti kak mnogourovnevyj integrirovannyj protsess. URL: http://www.strategplann.ru
15. Teoriya perekhodnoj ekonomiki: ucheb. posobiye / pod red. I. P. Nikolaevoj. M.: Yedinstvo, 2001. S. 811.
* * *
ECONOMIC SECURITY OF THE PERSONALITY AS STRUCTURAL COMPONENT OF ECONOMIC SECURITY OF THE STATE
ALABICHEVA MARIYA ALEKSANDROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Research objective - to open the nature of the category «economic security of the personality» as a structural component of national security. According to the objective, author solved following problems: to investigate the categories «safety of the personality, society and state» and «national security»; to show that one of the most priority functional directions of national security is economic security which providing is especially significant in modern conditions at the personal level. The object of research is a set of the social and economic relations connected with providing economic security as multilevel system which major element is economic security of the personality acts. Object of research - economic security of the personality. In article author proved that as a result of evolution of national systems of managing also ideas of a functional purpose and interrelation of safety of the personality, society and the state that found reflection in formation of such general category as national security change. It is shown that economic security is a basis of national security. Thus author paid the increasing attention to problems of providing economic security of the personality as in modern conditions of increase of a role of the human capital in a social production there is not mediated and direct dependence of opportunities of development of the country on a level of development of the personality. Respectively it is possible to speak about some functional dependence: the more the personality is protected economically, the economic system and above its safety is steadier. In other words, further development of processes of safety of national economy closely connects with increase of level of economic security of the personality today.
Key words: economic security of personality, society and state, national security.
м. A. alabicheva Т. 9. № 11, 2014