УДК 159.922
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
© 2011 г. Д.Б. Казанцева
Пензенский государственный университет, Penza State University,
ул. Красная, 40, г. Пенза, 440026, Krasnaya St., 40, Penza, 440026,
[email protected] [email protected]
Раскрываются особенности формирования личности молодого человека в современном обществе, а также проблемы самоактуализации и самореализации его личностного потенциала. Рассматривается становление системы его духовно-нравственных ценностей в новых быстро изменяющихся социально-экономических условиях российского общества и уточняются особенности становления личности, напрямую связанные с внутренней мотивацией к самоизменениям и личностной зрелостью. Отмечается, что духовность способствует обретению индивидуальности и осознанному выстраиванию жизненного пути.
Ключевые слова: самореализация, самоактуализация, трансформация, личность, общество, развитие, культура, духовно-нравственные ценности, зрелость, индивидуальность, жизненный путь.
The features offormation of a young person in a modern society, self-actualization and self-realization problems of his/her personal potential. The formation of the system of his/her cultural and moral values in new quickly changing social and economic conditions of the Russian society is considered and the features of a person formation directly connected with internal motivation to self-changes and a personal maturity are considered. It is noticed, that cultural and spiritual values promote the finding of individuality and the forming of a course of life.
Keywords: self-realization, self-actualization, transformation, person, society, development, culture, spiritual and moral values, maturity, individuality, course of life.
Проблема самореализации личности - одна из актуальных в современном обществе, находящемся в переходе от традиционной устойчивости и стабильности к большей динамике социальных изменений. Поиск соблюдения индивидуальных прав и самореализации личности заставляет осуществлять трансформацию старых установок, убеждений и ценностей, способствует появлению новых. Человек актуализирует те ценности, которые имеют для него в настоящее время жизненно важный смысл, формируя новую индивидуальную, иерархическую систему ценностей, продвигающую его к результату и успеху в трансформирующемся обществе.
Самореализация подразумевает духовное самосозидание личности, ее внутренний поиск, основанный на интуиции и духовном творчестве, решение в социуме своих смысложизненных проблем через свободный и ответственный выбор способов реализации потенциала, определение своего предназначения и достижение целостности [1 - 8].
Для раскрытия сущности процесса самореализации необходимо обозначить особенности самореализации, способствующие данному процессу и обусловливаю-
щие его. Опираться в данном случае надо на общеметодологические основы психологического и акмеоло-гического знания в контексте субъектно-деятельного подхода [1 - 3, 9 - 11], на междисциплинарный подход, раскрывающий необходимость взаимодействия различных отраслей наук в понимании природы и развития человека, на труды авторов, посвященные проблеме саморазвития личности [12 - 24].
Процесс самореализации личности напрямую связан с ее зрелостью, внутренней потребностью и мотивацией к самоизменениям, а также с внешними условиями, способствующими или препятствующими развитию. Самореализующийся человек всегда целостен, а целостный человек - зрелый человек. Зрелость есть результат индивидуального решения стать взрослым и развития личности в определенных благоприятных условиях. К сожалению, решение стать взрослым или актуализировать свой потенциал принимается далеко не каждым. Многие люди избегают взросления, упуская возможности развить свои способности и раскрыть их в выбранной профессии.
А. Маслоу определял зрелых людей как самоактуализированных индивидуумов, более человечных,
удовлетворивших свои базовые потребности и управляющих жизнью через высшие мотивы [23]. Изучением личностной зрелости занимались также и другие учёные [25 - 27].
Признаки зрелой, уже самоактуализированной личности, выделял Г. Олпорт, описывая ее основные параметры, такие как широкие границы Я, занятость не только собой, но и тем, что за пределами себя, активное участие во многом, наличие хобби, интерес к значимым политическим или религиозным вопросам; способность к близким межличностным отношениям, дружеской интимности, глубокой любви без собственничества и ревности, сочувствие, терпимость к различиям в ценностях и установках; отсутствие больших эмоциональных барьеров и проблем, хорошее самопринятие, спокойное отношение к собственным недостаткам и к внешним трудностям, без эмоциональных срывов; реалистичное восприятие и реалистичные притязания, видение вещей такими, какие они есть, а не какими бы хотелось их видеть; способность к самопознанию и философскому чувству юмора, направленному на самого себя; с цельной жизненной философией [28].
Составляющие личностной зрелости выделил Ю.З. Гильбух: во-первых, это мотивация достижений, а именно общая направленность деятельности индивида на значимые жизненные цели, стремление к максимально полной самореализации, самостоятельность, инициативность, стремление к лидерству, к достижению высоких результатов в предпринимаемых действиях; во-вторых, это отношение к своему Я и уверенность в своих возможностях, удовлетворенность своими способностями, темпераментом и характером, своими знаниями, умениями и навыками, адекватность самооценки, высокая требовательность к себе, отсутствие самодовольства, скромность, уважение к другим людям; в-третьих, это чувство гражданского долга - патриотизм, интерес к явлениям общественно-политической жизни, чувство профессиональной ответственности, потребность в общении, коллективизм; в-четвертых, это жизненная установка и непосредственно понимание относительности всего сущего, преобладание интеллекта над чувством, эмоциональная уравновешенность, рассудительность; в-пятых, это способность к психологической близости с другим человеком, доброжелательность к людям, эмпа-тия, умение слушать, потребность в духовной близости с другими людьми [28].
В отечественной литературе в целом под зрелостью личности чаще всего понимается социальная зрелость или близкая к ней по содержанию «гражданская» зрелость [3], характеризующаяся устойчивостью ценностей и убеждений, активной социальной позицией. Со зрелой личностью психологи связывают высокий уровень психического здоровья и качество «хорошей», полноценной жизни человека. Такая личность демонстрирует адекватное поведение, ответственна и контролирует собственные поступки. Среди школьников, студентов и взрослых людей зрелые личности встречаются крайне редко. В связи с этим в обществе в целом и в образовании в частности существует потребность в зрелых личностях, вызывая необходи-
мость изучения личностной зрелости и приоритетных ценностей с целью создания методов развития психологически здоровой, полноценной и саморазвивающейся и самореализующейся личности.
Из исследований отечественных и зарубежных психологов известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности и осуществление ее должно детерминироваться не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация ее способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации. Для человека характерно стремление познать смысл жизни и сущность своего Я, его экзистенциальную потребность [29].
В процессе своей жизни человек разрешает ряд противоречий: «противоречие между наличным состоянием, качеством, уровнем развития личности, способом ее организации и согласования с социальными условиями и идеальным. Это противоречие между способностью, индивидуальностью, особенностью, потребностями данной личности и требованиями общества и жизни, обращенными к ней. Это противоречие между генетически заложенными потребностями личности, ее потенцией и мерой их реализации, степенью самореализации, которой ей удалось достичь. Это противоречие между притязаниями и усилиями личности и их результатами и т.д. Разрешая их, личность достигает своей зрелости» [15, с. 81]. Основным противоречием является противоречие между наличным состоянием и желаемым результатом, при преодолении которого личность достигает своей зрелости и качества субъекта.
А.А. Деркач отмечает, что неразрешенные личностные противоречия выливаются в противоречия с социумом, когда желания не соответствуют способностям, а характер не позволяет использовать способности в направлении осуществления желаний и только гармонизация этих составляющих обеспечит сверхвозможности субъекта [15, с. 82]. При этом необходимо свободно владеть внешними и внутренними условиями, способностью к построению зрелых типов жизне-отношений, оптимально развивающих как саму личность, так и других людей [16].
Развитие личности опосредованно деятельностью, средствами и технологиями воспитания и специального развития. Направляясь к непосредственной жизненной цели, в процессе овладения культурой, достигается определенный «культурный уровень». По мнению А. Мас-лоу, дети, воспитанные в безопасности, дружеской, заботливой атмосфере, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста [23]. Поэтому, именно оптимально организованный процесс воспитания и самовоспитания, где человек выступает как субъект собственного развития, актуализирует потенциал личности, изменяя условия всей жизни. При этом большое значение отводится состоянию потребностей, мотивов, притязаний, способностей, ресурсов, мировоззрения, характера, взаимоотношений с социумом, балансу духовного и материального. Жесткое, «насадное» воспитание никогда не приведет личность к бла-
гоприятному результату и, тем более, к раскрытию ее внутреннего потенциала и запуску процесса самореализации. Исследования А.А. Деркача показывают, что жесткое управление людьми дает краткосрочный результат только в статике и не приводит к продуктивности в сложной ситуации. Обеспечение гармоничного внутреннего состояния даже в ходе тренингов не способствовало продуктивному действию в самой системе и переносу «упорядоченности системы в режим ее функционирования» [15, с. 85].
Анализ работ Б.Г. Ананьева [1 - 3] показывает, что конечным продуктом онтогенетического развития человека выступает обретение им собственной индивидуальности в результате самостоятельного и осознанного выстраивания жизненного пути, являясь субъектом своего жизнетворчества. Такая индивидуальность есть полисистемное образование, интегрирующее важнейшие свойства личности, субъекта и индивида, присущие человеку. Сознание и самосознание индивидуальности, будучи внутренним миром человека, который постоянно работает, влияют на познание внешнего мира, самого себя и возникающие переживания, опосредуют деятельность и поведение. Индивидуальное развитие - внутренне противоречивый процесс, зависящий от множества факторов, а именно наследственности, среды воспитания, собственной практической деятельности и т.д. Данные противоречия преодолеваются в онтогенезе. Неравномерность и гетерохрон-ность (разновременность) развития человека на всех его стадиях объясняются сложностью структуры и факторностью развития, имея в своей основе сложную взаимосвязь революционных и инволюционных процессов, обусловливаемых конкретными условиями жизни, являются тем механизмом, который обеспечивает развитие как целостный процесс. Индивидуальная изменчивость свойств человека как личности определяется взаимодействием основных компонентов статуса (экономического, правового, семейного, школьного и т.д.), сменой ролей и систем отношений. Изменчивость является основной характеристикой личностных свойств и проявляется на протяжении всего жизненного пути человека. При этом механизмом изменчивости выступают именно неравномерность и гетерохрон-ность развития. Указанные характеристики и результат развития определяются множеством факторов.
Индивидуальность - это психо-биосоциальная целостность человека. В любом компоненте структуры личности обнаруживаются корреляционные связи между разнородными свойствами, функциями, соматическими и психическими особенностями, которые и являются конкретной формой выражения внутренних условий, детерминирующих психические процессы и поведение. Определенные количественные накопления изменений, выступают необходимым условием для качественных изменений. К примеру, положительные изменения в мотивационной сфере личности в процессе определенной деятельности, выступают условием быстрого развития способностей в данной деятельности. Комплексный подход к человеку как целостной системе, имеющей свои закономерности и механизмы,
способствует более успешному управлению развитием, а именно выявлению периодов, оптимальных для формирования функций, коррекции свойства, выстраиванию процессов обучения и воспитания, осуществлению развития человека до его вершин. Внутренние взаимосвязи между основными сторонами развития человека дают мощные, отдаленные во времени от момента воздействия на личность результаты по изменению в ее структуре [2, 3].
Исследуя закономерности достижения человеком вершин своего развития и самореализации, Б.Г. Ананьев пришел к выводу, что зрелость человека полна динамичных и противоречивых изменений и что, учитывая вышеизложенное, возможно планировать и получать мощные отдаленные во времени от момента воздействия на личность результаты по изменению в ее структуре.
Идеи Б.Г.Ананьева были развиты и в работах Н.В. Кузьминой, которая говорила о целостности человека в период самореализации его зрелости и том, что он сам себя создает средствами выработанных в опыте субъективных интегральных схем. Исследования Кузьминой [17, 18] показывают, что профессионалами становятся только 5 % всех специалистов, что свидетельствует о низкой самореализации подавляющего большинства населения нашей страны. По мнению А.А. Деркача [15, 16], необходимо срочно изменить сложившуюся негативную ситуацию и помочь людям в личностной и профессиональной самореализации, так как потребности в самореализации у подавляющего большинства до сих пор остаются наименее удовлетворенными, а следовательно, остроактуальными и это обязательно сказывается на самооценке личности и приводит к негативным для нее последствиям. Как отмечает А.А. Дер-кач [15, с. 26], уже существуют и социальный запрос на личность, самореализующую потенциал, и теоретические идеи о вершинах и достижении личности в ее жизненном пути, и практика решения профессиональных и кадровых проблем общества во всех сферах и поэтому необходима ориентация общества на решение проблемы соразмерности социальных и жизненных изменений личностным свойствам человека.
Причина возникшего дисбаланса как внутри личности, так и между личностью и обществом - в смене приоритета духовного богатства, духовных ценностей на материальные блага и материальные ценности, деи-деологизация личности, т. е. отрицание государственной идеологии, отсутствие идеологии, отвечающей мен-тальности россиян, и отсутствие условий для самореализации личности. В зависимости от того, какие образцы поведения будут взяты за определяющие в развитии общества, таково будет и преобразование личности, так как личность развивается через усвоение культурного опыта человечества и воспроизведение этого опыта в своей деятельности.
Таким образом, эффективная личностная реализация в современном обществе с учетом всех происходящих в нем изменений может быть достигнута только в контексте перспективного общественного развития с принятием общих ценностей и смыслов, при нахождении баланса между ценностями общества и ценностями
самореализующейся личности, при уравновешивании всей системы личных и общественных ценностей и при учете всех закономерностей процесса самореализации личности.
Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 - 2013 годы» (госконтракт № 2416 от 16.11.2009 г.).
Литература
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. 282 с.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекозна-ния. СПб., 2001. 263 с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова: в 2 т. М., 1980.
4. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 367.
5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957. 328 с.
6. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа // Человек. 1994. № 5.
7. Слободчиков В.И. Духовные проблемы человека в современном мире // Педагогика. 2008. № 9.
8. Франк С.Л. Непостижимое // Сочинения. М., 1990.
9. Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
10. Климов Е.А. Психология профессионала. Москва; Воронеж, 1996. 400 с.
11. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1999.
12. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека, характеристики и условия достижения. М., 1998. 168 с.
13. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / под ред. М.Г. Ярошевского. Москва; Воронеж, 1996. 512 с.
14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
15. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. Москва; Воронеж, 2004. 752 с.
16. Деркач АА, Старовойтенко Е.Б., Кривокуленский А.Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). М., 1993. 156 с.
17. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1989.
18. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 20 - 26.
19. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М., 1983. Т. 1. 392 с.
20. Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры личности / под ред. А.А. Деркача. М., 2004. 260 с.
21. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М., 1996.
22. Атватер И., Даффи К.Г. Психология для жизни. Упорядочение образа мыслей, развитие и поведение человека наших дней: учеб. пособие: пер. с англ. / под ред. Е.А. Климова. М., 2003. 535 с.
23. Маслоу А. Психология Бытия: пер. с англ. / отв. ред. С.Н. Иващенко. М., 1997. 300 с.
24. Франкл В.Э. Духовность, свобода и ответственность // Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 150.
25. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
26. Cassels E. Book 1. Introduction, B820 Strategy, The Open University, Walton Hall, Milton Keynes. 2000. P. 1 - 16.
27. См.: Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика, образ мыслей: учеб. пособие. М., 2001.
28. См.: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. СПб., 2005.
29. Fromm E. The anatomy of human destructiveness. New York, 1973.
Поступила в редакцию 31 августа 2010 г.