5. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия. М.,
6. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999.
7. Мухина B.C. Возрастная психология: Феноменология развития. М., 2007.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987.
9. Сайко Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального. М.; Воронеж, 2006.
10. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева,
В.А. Лутченко. М., 2003.
11. Фромм Э. «Иметь» или «быть» / Пер. с англ. М., 2007.
12. Чернышев Я.А. Понятие «профессиональная карьера»: сущностно-содержательная характеристика // Мир психологии. 2007. № 4. С. 257-267.
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ПЕДАГОГА-ІІСИХОЛОГА: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД
овременная психология переживает этап методологического обновления,
связанного с новыми подходами к разработке проблемы развития челове-
ка. В то же время ситуация, сложившаяся в отечественной психологии в последние годы, квалифицируется и как методологический кризис, особенно остро проявляющийся в ее прикладных отраслях (Е.Д. Хомская, В.П. Зинченко, А.В, Юревич и др.). Подчеркивается углубляющийся разрыв между теоретической и практической психологией (Ф.Е. Василюк, А.В, Юревич) [9J Однако решение проблем прикладного характера в различных сферах социальной жизни невозможно без глубокой проработки их методологических оснований.
Предпринимается попытка распространить предметную область психологии на проблемы бытия личности. Психология человеческого бытия рассматривается как новое перспективное направление развития психологической науки (В.В. Знаков, B.C. Мухина, В.И. Слободчиков и др.) [9]. Становление этого направления неразрывно связано с размышлениями об интегративных тенденциях в психологической науке и с интересом к комплексным проблемам, взгляды на оптимальные пути решения которых в последнее время тоже претерпевают существенные изменения. В частности, к концу XX в, смещается акцент с познавательной парадигмы исследования на экзистенциальную (Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев) [5, 7].
Расширение предметной сферы психологии и рассмотрение проблемы «личность и ее бытие» отражают качественно иной масштаб и уровень собственно психологического мышления «в смысле соотнесения себя с философскими мировоззренческими горизонтами». (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь) [1, 5].
В качестве методологического основания гуманитарного знания С.Л. Рубинштейн выдвигал идею личности как субъекта бытия, полагал, что для гуманитарных наук методологически ключевой является также идея онтологии, и представлял систему онтологической структуры бытия, в которой субъект рассматривался как центр перестройки бытия.
По мнению ряда исследователей (К.А. Абульхановой-Славской, Л.Н. Ан-цыферовой, А.В. Брушлинского, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, А.Н. Славской и др.), сегодня есть все основания утверждать, что психология личности как субъекта бытия уже обрела методологический статус: ее следует рассматривать в качестве методологической основы исследования проблем психологии человеческого бытия.
2007.
© Чернышев Я.А., 2008
Е.Л. Петрова
Психология человеческого бытия дала ученым возможность расширить ценностно-смысловые контексты, в которые включались классические психологические проблемы, выйти за рамки категории деятельности и обратиться к понятию существования, от бытия перейти к становлению, непрерывному развитию психики.
Многие ученые обращают внимание на то, что практика индивидуального совершенствования личности тесно слилась с практикой социального преобразования (А.Г. Асмолов, В.П, Зинченко, Д.А. Леонтьев и др.). Обоснование необходимости распространения предметной области психологии на проблемы бытия личности исследователи связывают с тем, что даже такие интегративные «реализации», как стиль жизни, образ жизни, реализованный жизненный сценарий и пр., не оставляют впечатления конечной интеграции, воплощающей всю полноту внешней проявленности личности, возникает потребность в более общем понятии. «Бытие личности» (М.М. Бахтин) предстает максимально интегрированным выражением рассмотрения личности как целостности.
Рассмотрение бытия человека в его познании способствует, в конечном счете, пониманию закономерностей духовного роста, трансцендентной потребности человека выйти за пределы самого себя, собственной личности, то есть развитию духовности.
Духовность в индивидуальном плане - свойство отдельного субъекта бытия, то, что составляет его истинно человеческую сущность и определяет характер его бытия в мире и способность к саморазвитию (современные психологические и педагогические концепции, базирующиеся на философии экзистенциализма); при этом духовность в подавляющем большинстве философских учений и психологопедагогических концепций рассматривается как нечто глубинное, составляющее сущность человеческого бытия.
В экзистенциальной психологии основной рассматривается проблема человека, который рефлектирует и подтверждает себя в процессе обретения смыслов. В центр внимания ставятся не внешние силы, обусловливающие поведение человека, но его собственная индивидуальность, внутренняя реальность, которая себя узнает (М. Хайдеггер), проверяет (Ж.-П. Сартр) или осуществляет (В. Франкл).
Дух акме воспитывается в исследованиях как внешней, так и внутренней реальности (духовности человека) (А.А. Бодалев, А.А. Деркач) [4, 6].
В условиях глобального духовного кризиса, свидетельствующего о глубоком цивилизационном сдвиге в развитии человечества, особую значимость приобретает традиционная фундаментальная проблема развития гуманистических начал человека, его личностной целостности и детерминант, обуславливающих целостность, основывающихся на жизненных смыслах. Развитие целостности личности — менее исследованный феномен, чем развитие индивидуальности или креативности. Как показывает анализ психологических, философских, педагогических источников, развитие личности представляет сложную взаимосвязь эволюционного накопления личностных смыслов и таких жизненных событий, которые обесценивают или усиливают какие-то из этих смыслов, делая их объектом духовного воспитания (самовоспитания).
По отношению к развитию личности «развитие» рассматривается как нелинейный, неоднородный процесс качественных преобразований, включающий накопление новых возможностей, проявление нравственных ценностей, появление духовных новообразований, связанных с повышением уровня целостности, возрастанием способности продуктивно и адекватно проявлять себя в более сложной системе отношений и воспринимать по-новому мир - более структурированным, интегрированным и содержательным. «Целостному человеку присущи: развитое самосознание..., духовность..., социальная зрелость, гражданственность..., совесть..., баланс между интеллектуальным и творческим потенциалами...» (А.А. Деркач, Е.В. Селезнева) [61,
Смысл определяется как идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, миссия, конечная цель (ценность) чего-либо (жизни, истории и т.д.); целостное содержание какого-либо выказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (например, смысл художественного произведения и т.п.); в логике, в ряде случаев в языкознании -то же, что значение (Большой энциклопедический словарь, 1997). Таким образом, смысл непосредственно связан с ценностями и значениями; он соотносится как с тем, что существует «за пределами» отдельного человека, является внешним по отношению к нему, так и с самим человеком, его внутренним миром.
По мнению В.П. Зинченко, понятие смысла указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию, что оно не может быть беспристрастным, поскольку принадлежит живому субъекту и включено в его деятельность. М.М. Бахтин связывал понятие смысла с ответами на вопросы, которые человек задает окружающему миру и самому себе: «То, что ни на какой вопрос не отвечает, лишено для нас смысла» [3].
Проблема смысла жизни получила глобальный мировоззренческий характер, ее решение требует включения в картину мира экзистенции человека. Неизменным компонентом смысла жизни в потоке времени является инвариант смысла жизни в цепи причин и следствий. В психолого-педагогическом контексте понятия «время» и «смысл жизни» являются соотносимыми. Смысл в значительной степени зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни. Немалый вклад в рост количества различного рода психологических отклонений вносят усиливающаяся интенсивность использования времени, возрастающая торопливость, попытки вписаться в общий поток жизни. Ориентация на исключительно материальные ценности постепенно приводит к утрате смысла жизни (экзистенциальный вакуум). Высшая точка накопления материальных благ положительно коррелирует с ощущением пустоты, тщетности жизни. В настоящее время в связи со сложными социально-экономическими реалиями и политическими процессами актуальным становится вопрос о модусе бытия личности в современных условиях и личностной психологической потенциальности, обеспечивающей не простое выживание в этих условиях, а полноценное аутентичное бытие.
Существуют сферы профессиональной деятельности, где эти проблемы приобретают особую остроту. Профессия педагога-психолога находится в ряду профессий, где психологическая ресурсность или потенциальность является главным профессиональным качеством. Профессиональная восприимчивость психолога к экзистенциальным переживаниям других людей называется его экзистенциальной интуицией, утонченной способностью видеть, понимать и осознавать увиденное. Человек осознает свою бренность благодаря абстракциям, выработанным в рамках культуры. Время выполняет нравственную функцию «время покажет», ибо предстает как нравственный высший судья; отсюда его связь с такими понятиями, как «добро» и «зло», «совесть», «идеалы», «смысл жизни» и др. Благодаря самосознанию человек может совершать выбор и «примерять на себя» в мыслях вечность и свободу.
Подлинное целостностное истинное Я человека остается скрытой под покровом внешних связей бытия. Экзистенциальные коммуникации означают внутреннюю, самостоятельно избранную связь людей, в которой они открываются друг другу как самоценные и неповторимые личности. Экзистенциальный подход к личности освобождает человека из-под власти ситуационного поля, выводит из толпы. Психологическая игра с аутентичностью наделяет историю становления личности новыми смыслами.
Функцией человеческой природы является культура. Она порождает осознание человеком своей бренности, и вместе с тем именно она нейтрализует
экзистенциальный страх человека перед растворением в небытии. Искусство психологического контакта через символы культуры представляет собой попытку пережить трансцендентальное: оперирование символами должно пробудить воображение так, чтобы ощутить то, что неуловимо. Именно здесь наиболее интенсивно проявляются творческая, духовная сущность человека и активность его сознания.
Модель потребительского общества уже неадекватна действительности: требуется преодоление глубокой нравственной деградации. Именно нравственность, относясь к духовным и душевным качествам человека, определяет гармонию его внутреннего мира. Истинный гуманизм отдает приоритет универсальным, общечеловеческим ценностям. Именно он выступает в качестве инновационных духовных, этических, эстетических, философских, социальных, политических и творческих мотивов поведения. Этические и моральные основы гуманизма заложены во внутреннем мире человека, что призвано поднять чувство глобальной ответственности перед человечеством. «Быть или иметь» - вот вопрос, обострившийся в контексте современного развития общества и человечества (Э. Фромм) [11].
Базовой основой является альтернативный характер экзистенции человека — необходимость одного из нескольких способов существования человека: выбор между добром, которое несет положительный эмоциональный смысл, и злом с его отрицательным смысл (внутренний поединок, акмеологические противоречия). Важной ступенью развития личности являются эмоции. Зрелость эмоциональной сферы является одной из детерминант духовности. Современный человек самостоятельно несет ответственность за собственное психоэмоциональное здоровье. Поэтому перед психологом встает задача формирования механизмов саморегуляции психической устойчивости личности. Взаимодействие физической и духовной сферы происходит благодаря существованию особой грани - прослойки - это эмоции и воля. Эмоции способны влиять на духовную сферу человека. Если эмоциональная сфера преобладает над волевой, говорят о «слабости духа». И, наоборот, если саморегуляция идет за счет волевой составляющей, говорят «о победе духа над плотью». Духовный рост предполагает собой позитивную поведенческую трансформацию, обретение эмоциональной устойчивости и самодостаточности. Эмоциональная дисциплина, необходимая при прохождении стрессовых ситуаций, смелость, сострадание и терпение - вот основные элементы грамотной саморефлексии психолога как профессионала. Тогда любые жизненные обстоятельства становятся условиями роста для силы духа и стремлению к акме.
Проблема выбора смыслов привела нас к изучению содержательных взаимосвязей между «процессуально-технологическим арсеналом» (А.П. Ситников) и сферой его духовно-нравственных качеств. Невозможно сопровождать другого человека на пути формирования духовности и личностной целостности, если безнравственен и бездуховен сам. Эго свидетельствует о том, что педагогу-психологу необходимо непрерывно заботиться о собственном личностно-профессиональном росте и развитии целостности, снова и снова совершая непростой выбор между добром и злом, гуманностью и бесчеловечностью, открытостью и манипулированием, терпимостью и цинизмом, великодушием и жестокостью, ответственностью и безответственностью и т. п. Ответственность педагога-психолога включает: ответственность за собственную судьбу; ответственность за психологические интервенции; педагогические приемы, ответственность за психологический процесс в целом и результат воздействия на личность.
Акмеология, характеризуясь междисциплинарными связями с науками о человеке, общим предметом которых является формирование личностной целостности (зрелости, совершенства) личности и ее духовности, становиться предметной основой для новой методологии.
Акметектоника (А.С. Гусева) педагога-психолога может быть представлена следующими характеристиками, составляющими целостность личности, одновременно являющиеся и уровнями ее развития [12]:
• эмоциональной зрелостью;
• психофизиологической зрелостью («развитыми интеллектом, памятью, мышлением, вниманием...» (Б.Г. Ананьев))
• социальной зрелостью;
• культурной зрелостью;
• этической (нравственной, гуманистической) зрелостью;
• профессиональной зрелостью (психологической компетентностью, самотож-дественостью и высоким уровнем профессионального мастерства)
• экзистенциальной (духовной) зрелостью.
Качественное развитие самой личности при этом напрямую связано с иерар-хиезацией уровней. Так, В.М. Мельников и Л.Т. Ямпольский отмечают, что чем больше развита личность, тем большей мере содержание высших этапов субординируют низшие [8].
Разрабатывая проблему развития готовности педагога-психолога к психологическому общению со всеми субъектами образовательного процесса (дети, родители, педагоги), мы строим теоретическую модель духовно-личностной целостности специалиста-психолога, в которую наряду с исходной профессиональной оптимистической позицией и ценностными ориентациями включаем и личный выбор смысла существования. Таким образом, понятие о личностной целостности профессионала позволяет подойти проблеме целостного профессионального мастерства на содержательном уровне.
На основе данных теоретических посылок сегодня с помощью экзистенциального подхода все более развивается новые методы и технологии в психолого-акме-ологической практике, направленные на восстановление целостности личности как субъекта бытия, в том числе профессиональной целостности, которая достигается, в том числе с помощью глубинной личностной рефлексии и обретения смыслов. Все это дает основание для обоснования новаторской функции методологии формирования личностной целостности как категории духовности, которая раскрывается в ее интегративной роли для обеспечения единства познания всех уровней проблемы духовности и ее конструктивного решения.
Литература ___ __________
1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общеисихологического анализа. М., 2002.
2. Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979.
4. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998.
5. Братусь Б. С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. 1990.
№6.
6. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах. М.; Воронеж, 2007.
7. Леонтьев Д.А. Психология смысла.//Природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 1999.
8. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
9. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000.
10. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. М., 1990.
11. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.
12. Краткий акмеологический словарь /Автор-составитель В.Г. Зазыкин. http://akmeolog.narod.ru/ termin.html
© Петрова Е.Л., 2008