УДК 930.85+1
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФЕНОМЕНА УСПЕХА
2012 Ю.В.Курицкая
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 23.04.2012
В данной статье рассматривается феменологический подход к успеху, учитывающий его трансформацию в философском, социокультурном и психологическом аспектах. Такой подход позволяет раскрыть истоки возникновения, формы и особенности проявления его в социуме.
Ключевые слова: успех, феномен успеха, философский анализ, социокультурный анализ, успех как процесс, успех как результат.
Успех как феномен отражает те социокультурные условия, в которых он формируется. Различие этих условий определяет и разную трактовку успеха, а значит и критериев в рамках различных социальных систем. Однако правомерно поставить вопрос о независимости феномена успеха от социокультурных условий и инвариантности его (феномена) любой социальной системе в рамках нашего исследования. При ответе на этот вопрос, следует учитывать историческую трансформацию феномена успеха и исследование категорий, релевантных феноменам, открывшихся в результате философской рефлексии.
В Античный период идея успеха была заложена Платоном как «идея Блага» - источник истины, гармонии, удовлетворяющая требованиям добродетели. Жизнь, по Аристотелю, стремящаяся к высшему благу, должна быть деятельной и добродетельной. Эпоха Возрождения начала формировать чувство успеха, волю к личному отличию, славе, известности. Цицерон, Ф.Петрарка, Н.Макиавелли и др. -родоначальники гуманизма заложили идеи формирования личности. «Идея фортуны» (предопределение обстоятельств) и «уМи»-воплощение человеческой энергии, способностей, таланта (по Макиавелли) это и есть составляющие успеха подлинно свободной личности, умеющей предвидеть ход событий, позволяющей учитывать обстоятельства и свои возможности для достижения цели.
Эпоха Просвещения породила культ знаний, дающий свободу человеку от всякой природной казуальности. Успех в жизни означал успева-ние за знанием. Он ассоциировался с человеком совершенным, который брал на себя ответственность преобразовывать природу.
В традициях немецкой классической философии просматривалась преемственность идей
° Курицкая Юлия Викторовна, аспирантка кафедры философии, политологии и социологии. E-mail: kit. com@mail. ru
эпохи Просвещения: рационализм, гуманистические ценности и новые философские идеи, в частности, идея познавательной активности субъекта (И.Канта, И.Фихте).
В экзистенциальной философии можно выделись два направления, рассматривающих феномен успеха. В первом направлении успех понимался как результат преодоления внешних обстоятельств и выражение сущностных структур человеческого бытия. В таком подходе содержалась и моральная оценка как стремление к успеху, так и статуса, связанного с его обретением. На пути к успеху человек ставил перед собой цели и осуществлял их, независимо от какого бы то ни было, положительного или отрицательного, влияния со стороны общества. В другом направлении, подчеркивающем межсубъектную и интерактивную природу успеха, он рассматривается как социальный феномен. М.Седлер в этом контексте употребляет понятие «ситуация» и акцентирует ее значение в жизни человека. В ситуации проявляются его возможности, так, например, с трудной жизненной ситуацией успешно справится тот, кто способен действовать эффективно в сложных обстоятельствах.
Проблема успеха рассматривается в рамках прагматической философии (У.Джеймс, Дж. Дьюи, С.Хук, Ф.Шиллер, Дж.Болдуин). В философии прагматизма успех является категорией «социально-утилитарной». Успех, прежде всего, связывался с феноменом денег, богатства, благосостояния. Понимание успеха в философии прагматизма обусловлено не только утилитарной мировоззренческой направленностью, но и специфическим взглядом на закономерности функционирования сознания индивида. Так, например для У.Джеймса, успех - это особое качество мыслей индивида о себе, «от-рефлексированная референтность»1.
1 Дильман Д.А. Организационный успех в феноменологическом поле социологии управления: концептуальные
Искусствоведение
Понятие успех находит своё отражение и в ряде частных философских концепций: «приспособительного способа поведения» (Дж. Болдуин), «аутентичного типа личности» (А.Фал-лико), «пассионарности» (Л.Гумилев), «кон-венциональности интересов» (Р.Рорти) и др.
Социологический аспект исследования успеха представлен в работах М.Вебера, В.Зом-барта, К.Мангейма. В современной отечественной социологии немалые теоретические наработки существуют скорее в ключе социологического анализа деятельности личности - влияния соотношения успешной и неуспешной деятельности на развитие этой деятельности, динамику становления самого индивида. Существуют данные социологических исследований по выявлению представлений об успехе, критериев жизненного успеха, которые описаны в работах отечественных социологов Б.Бессонова, А.Кравченко, Г.Минца, Н.Наумова, Ф.Филиппова, В.Ядова и др.2.
Такое многообразие диаметрально противоположных концепций, в силу специфики феномена успеха, свидетельствует о том, что он является объектом внимания философов, социологов, культурологов, психологов.
В настоящее время существует достаточное количество исследований в рамках данной проблемы (Д.И.Канарский3, С.Ю.Ключников4, Е.В.Караханян5 и др.), носящих практический характер. Это связано с переносом акцента с общественных приоритетов на индивидуальные, который ярко проявил внимание к проблеме успеха, свободы, самоопределения личности в социуме. В свете социально-философского видения, обусловленного экономическими, политическими, социальными, психологическими переменами, произошедшими в нашей стране, актуализировались новые качества личности. Рыночные отношения, в системе общественных отношений, стали диктовать определённые требования к личности, её ориентации на изменение индивидуальной жизненной траектории. Так стремление к успеху, карьерный рост, активность, инициативность, настойчивость, трудолюбие, деловитость, организованность, ответ-
основании и эмпирические методы исследования: Авто-реф. дисс....д-ра социол. наук. - Волгоград: 2006.
2 Там же.
3 Канарский Д.И. Успех как механизм конструирования социальной реальности (социально-философский анализ). Автореф.дисс....канд. филос.наук. - Хабаровск: 2000.
4 Ключников С.Ю. Философия успеха: гносеологический анализ. Автореф.дисс....канд. филос.наук. - М.: 2003.
5 Караханян Е.В. Социально-философская концепция успеха. Автореф. дисс....канд. филос. наук. - Уфа: 2010.
ственность и т.д. - стали содержанием понятия «успешный человек» в современной трактовке. Однако, в советском обществе, синонимами понятия «успешный человек» были такие понятия как «карьерист», «выскочка», «делец» и т.п., употребляемые в негативном контексте. Такой смысл определялся системой производственных и общественных отношений, но противоречил человеческому стремлению к успеху, заложенному самой природой человеческого бытия.
Истоки возникновения идеи успеха имеют своё начало в философских теориях Ф.Бекона, Р.Декарта, И.Канта, Ф.Ницше, Ж.-Ж.Руссо, А.Шопенгауэра, Г.Фихте и др., раскрывающих суть бытия через сознательную рефлексию о смысле жизни. Бытие человека есть как решение проблемы смысла жизни, выражающееся в представлении об успехе. Убирая природные рамки бытия, рефлексивное сознание подвигает человека к осмыслению и определению своего места в существующем мире. Не удовлетворяясь законами эволюции природы, человек отвоёвывает своё право на самоопределение, поиск себя и пределов своих возможностей.
Человек, обладающий знанием, есть человек свободный, совершенный, а значит и успешный. Он являлся воплощением «Я», по Фихте, «Я есмь Я» как «высшее понятие». Осознание и создание «собственного Я» актом своего сознания приводит человека к свободе, творчеству, самореализации, успеху.
Разум как познавательная способность человека, по Канту, в своём успешном стремлении к свободе выходит за пределы собственного опыта. Человек, как воплощение «чистого разума», становится носителем и преобразователем мира, способным «диктовать законы природы». Интенция сознания на познание себя и мира вокруг себя, позволяет создавать и утверждать «собственное Я» вне природных границ. Приобретая опыт преодоления проблем, в том числе и себя, человек «преуспевает» по жизни, а значит, ему сопутствует успех. Успех становится образом жизни, образом человеческого бытия. Вслед за витализмом, которых отбросил объяснение жизненных процессов с точки зрения механического, химического, физиологического, т.е. не материального понимания (Луи Дюма), человек освобождает себя от господства природной случайности (Эпикур, Лукреций и др.) и преобразует бытие и себя в нём.
Постоянное стремление к успеху «собственного Я» приобретает различные формы, а процесс описывается с помощью различных категорий: «любовь как обладание миром» (Платон), «воля к власти» (Ф.Ницше)6, «воля к истине» (М.Фуко)7, «мировая воля» (А.Шопенгауэр)8, «наукоучение» (И.Фихте)9.
В каком бы виде эти процессы не присутствовали в человеческом бытие, они носят трансцендентный характер, осуществляют переход из области жизненного опыта за её границы. Способность трансцендирования выражается качественными характеристиками человеческого бытия: творением, преобразованием, трансформацией, преуспеванием.
Таким образом, успех как сущностная составляющая человеческого бытия есть результат творческой деятельности по преобразованию «собственного Я», с выходом за пределы собственных жизненных рамок, «жизненного прорыва» из природной детерминации и социокультурных условий. С феноменологической точки зрения успех - одна из заложенных изначально (априорно) в человеческую природу структур человеческого существования, опыт анализа которой накоплен в философии, культуроло-
гии, социологии, психологии. Успех предстаёт как сложный, многосторонний объект исследования, характеризующийся внутренним единством и противоречивостью: с одной стороны, успех - характеристика и показатель переживания результата индивидом собственных действий и усилий, с другой - показатель своеобразия его положения среди других людей и, следовательно, специфики его социальных связей и отношений.
6Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. - М.: 1994.
7Фуко М. Воля к истине. - М.: 1996.
8Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - Т.1. - М.: 2007.
9Фихте Г. О понятии наукоучения или так называемой философии. - Т.1. - СПб.: 1993.
SOCIAL AND PHILOSOPHY CONCEPT OF SUCCESS PHENOMENA
© 2012 J.V.Kuritskaya"
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The following article deals with the phenomenological approach to the success and its transformation from the point of philosophy, socio-culture and psychology. This approach helps to discover its sources, forms and peculiarities in society.
Keywords: success, success phenomena, philosophy analysis, socio-cultural analysis, success as a process, success as a result.
Julia Viktorovna Kuritskaya, Postgraduate of Department
of Philosophy, Political Science and Sociology. E-mail: kit. com@mail. ru