Научная статья УДК 332
doi: 10.47576/2949-1894.2024.6.6.002
социально-экономическое развитие
регионов россии
Пальмов Сергей Вадимович
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Самарский государственный технический университет Самара, Россия, [email protected]
Болдова Е. И.
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Самара, Россия, [email protected]
Полоскова А. П.
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Самара, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье исследуется проблема неравномерности социально-экономического развития регионов России. Анализируются текущее состояние, причины и последствия диспропорций. Предлагаются пути решения, включая совершенствование региональной политики, реализацию национальных проектов, привлечение инвестиций и поддержку отстающих территорий. Подчеркивается значимость сбалансированного регионального развития для устойчивого роста экономики страны.
Ключевые слова; регионы России; социально-экономическое развитие; неравномерность; диспропорции; региональная политика; инвестиции.
Для цитирования: Пальмов С. В., Болдова Е. И., Полоскова А. П. Социально-экономическое развитие регионов России // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2024. - № 6. - С. 18-22. https://doi.Org/10.47576/2949-1894.2024.6.6.002.
Original article
socioeconomic development of Russia's
regions
Palmov Sergey V.
Volga Region State University of Telecommunications and Informatics Samara State Technical University Samara, Russia, [email protected]
Boldova E. I.
Volga Region State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia, [email protected]
Poloskova A. P.
Volga Region State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia, [email protected]
Abstract. The study explores the challenge of uneven socioeconomic development across Russia's regions. It provides an analysis of the current state, underlying causes, and implications of regional disparities. The paper proposes strategies for addressing these issues, including
SCiENTiFiC-PRACTiCAL JOURNAL
enhancing regional policy frameworks, implementing national initiatives, attracting investment, and supporting lagging areas. The findings underscore the critical importance of balanced regional development as a cornerstone for the sustainable growth of the national economy.
Keywords: Russian regions; social and economic development; unevenness; disproportions; regional policy; investments.
For citation: Palmov S. V., Boldova E. I., Poloskova A. P. Socioeconomic development of Russia's regions. Innovative economy: information, analysis, prognoses, 2024, no. 6, pp. 18-22. https://doi.org/10.47576/2949-1894.2024.6.6.002.
Социально-экономическое развитие регионов России представляет собой сложный и многогранный процесс, включающий в себя взаимодействие экономических, социальных и экологических факторов. Россия, будучи крупнейшей страной в мире, обладает значительными ресурсами и разнообразием природных условий, что создает как возможности, так и вызовы для развития различных регионов. В настоящее время в России наблюдается значительная неравномерность регионального развития, что приводит к усилению диспропорций и социальной напряженности. Различия в уровне жизни, доходах населения, инвестиционной активности и других показателях между субъектами РФ достигают критических значений. Согласно статистическим данным, в 2023 году регионы России демонстрировали высокую степень дифференциации по уровню социально-экономического развития. Так, разрыв по ВРП на душу населения между самыми развитыми и отстающими субъектами достиг 14,5 раз [1, с. 210].
Период социально-экономического развития России характеризуется огромным интересом к исследованиям региональных проблем как со стороны научного сообществ, так и со стороны государственных органов власти. Решение проблем в регионах, определяет развитие страны, а научное обоснование управленческих решений по выбору основных направлений регионального развития приобретает большую актуальность. От того, как федеральные и региональные власти реагируют, на меняющуюся внешнюю и внутреннюю среду, зависит уровень развития региона и его дальнейшее положение в системе территориального разделения труда. На данный момент можно выделить несколько основных проблем в системе регулирования социально-экономического развития регионов в Российской Федерации.
1. Основной проблемой регулирования регионального развития является отсутствие единой стратегической цели развития регионов России. В результате в стране недостаточно эффективно осуществляется межрегиональная кооперация в решении общих задач, а бюджетные средства расходуются неэффективно.
2. Также проблемой является механизм перераспределения средств между федеральным, региональными и местными бюджетами. Здесь же можно выделить такие проблемы, как растущий субъективизм при распределении бюджетных трансфертов; непредсказуемый характер финансовой поддержи регионам со стороны федерального бюджета, что затрудняет процессы планирования и исполнения региональных бюджетов; общая неэффективность бюджетной политики государства с точки зрения соотношения затрат и результатов.
3. Требует пересмотра налоговая система страны, которая сдерживает, а не стимулирует региональное развитие. Можно выделить три задачи:
- Решить проблему с поступлением налоговых платежей от общероссийских компаний, которые платят налоги по месту регистрации, а не по месту деятельности.
- Обеспечить равномерность распределения налоговой нагрузки между различными секторами экономики.
- Заменять по возможности регулирующие налоги на собственные налоги.
Серьезной проблемой регулирования развития регионов России является высокий уровень территориальной социально-экономической дифференциации. Определенный уровень территориальной дифференциации является нормальным и полезным явлением, которое вносит динамизм в развитие экономики, создает напряженность и стимулы
развития для слабых регионов. Однако, чем выше уровень различий в развитии, тем более сильно проявляются отрицательные стороны этого процесса. Основная опасность усиления территориальной социально-экономической дифференциации заключается
в том, что она вызывает социальную напряженность в государстве, оказывает негативное влияние на экономический рост, а ее чрезмерный уровень вполне может привести к распаду государства.
Таблица 1 - Уровень территориальной социально-экономической дифференциации
Показатель Страна
Россия США Германия Канада Индия
Максимум/минимум 15,58 2,29 2,49 2,62 10,32
Коэффициент вариации 0,74 0,19 0,27 0,32 0,56
Децильный коэффициент 6,74 1,89 2,18 2,41 6,42
Квинтильный коэффициент 4,24 1,71 2,02 2,18 4,13
4. Проблемным остается вопрос о качестве государственного управления в стране. По данным глобального рейтинга качества государственного управления положение России является неудовлетворительным.
Сложившиеся диспропорции обусловлены рядом объективных факторов, в числе которых - географическое положение, обеспеченность природными активами, исторически укоренившаяся специализация, демографические характеристики и состояние инфраструктуры. Социально-экономическое развитие регионов России представляет собой сложный и многогранный процесс, включающий в себя взаимодействие экономических, социальных и экологических факторов. Россия, будучи крупнейшей страной в мире, обладает значительными ресурсами и разнообразием природных условий, что создает как возможности, так и вызовы для развития различных регионов.
Само по себе социально-экономическое развитие регионов является комплексным процессом, включающим позитивные изменения в экономической и социальной сферах, что в конечном итоге направлено на повышение благосостояния и качества жизни населения конкретной территории. Среди исследователей есть множество подходов к трактовке данного понятия. Так, академики В. Н. Лексин и А. Н. Швецов рассматривают его как всю сумму социальных и экономических процессов, протекающих на территории субъекта РФ и определяющих характер функционирования региональной системы [2, с. 124].
В нынешних условиях возрастает значимость инновационной компоненты в раз-
витии регионов. Внедрение передовых разработок и расширение наукоемких секторов экономики содействует повышению конкурентоспособности и создает базу для устойчивого подъема региональных хозяйственных комплексов. Согласно аналитике НИУ ВШЭ, в 2024 году удельный вес инновационных товаров и услуг в общем объеме отгрузки по регионам России в среднем составил 8,7 %, что свидетельствует о существенных резервах дальнейшего развития инновационной сферы [3].
Как таковая социально-экономическая ситуация в регионах России в 2023-2024 годах демонстрирует высокую степень неоднородности и наличие значительных диспропорций в уровнях развития. Согласно рейтингу РИА Рейтинг, лидирующие позиции традиционно занимают Москва, Санкт-Петербург и Татарстан, в то время как регионы Северного Кавказа, несмотря на положительную динамику, по-прежнему отстают по интегральному показателю [4].
Проведенный анализ ключевых индикаторов выявляет существенный разрыв между субъектами Федерации. Так, в 2023 году отношение ВРП на душу населения между богатейшим (ЯНАО) и беднейшим (Ингушетия) регионами превысило 50 раз. Значительна и дифференциация по уровню доходов: отношение среднедушевых доходов населения ЯНАО и Тывы составило 5,2 раза. Кроме того, проводимые исследования указывают на то, что ключевыми факторами инвестиционной привлекательности регионов являются объем инвестиций в основной капитал, доля обрабатывающих производств в ВРП и инновационная активность организаций. При
sCiENTiFiC-pRACTiCAL JouRNAL
этом большинство субъектов СКФО и Сибири испытывают острый дефицит инвестиционных ресурсов.
Здесь стоит выделить, что причины неравномерности носят комплексный характер и включают географические, климатические, ресурсные, демографические и структурные факторы. Удаленность отделенных регионов Сибири и Дальнего Востока снижает их инвестиционную привлекательность, в то время как обеспеченность природными ресурсами стимулирует опережающий рост в ЯНАО, ХМАО и на Сахалине. Однако негативное воздействие на развитие оказывает и демографическая ситуация: в 2023 году естественная убыль населения отмечена в 73 регионах, миграционный отток - в 54. Особенно остро стоит проблема в регионах Дальнего Востока и Сибири [5].
Следовательно, описанная неравномерность регионального развития порождает комплекс проблем, препятствующих устойчивому росту страны. Среди них ключевой стоит выделить высокий уровень бедности и социальной дифференциации, ведь по данным Росстата, в 2023 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 12,1 %. При этом в ряде регионов (Тыва, Ингушетия, Алтай) данный показатель существенно выше общероссийского. Сдерживающим же фактором выступает и недостаточная бюджетная обеспеченность субъектов РФ. В 2023 году лишь 14 регионов имели профицит бюджета, остальные регионы вынуждены привлекать заимствования для исполнения расходных обязательств. Еще одним ограничением выступают инфраструктурные диспропорции, включая недостаточное развитие транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры. Потребность в инвестициях до 2024 года оценивается экспертами на уровне 2,5 трлн рублей [6].
Социальное развитие регионов включает в себя уровень жизни населения, доступность образования и здравоохранения, а также социальную инфраструктуру. Различия в уровне жизни между регионами России остаются значительными. В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, уровень доходов и качество жизни значительно выше, чем в отдаленных и сельских районах. Государственные программы, такие как «Устойчивое развитие сельских территорий», направле-
ны на улучшение условий жизни в сельской местности, однако их реализация сталкивается с различными трудностями, включая недостаточное финансирование и бюрократические препятствия.
Помимо общих проблем, каждый регион сталкивается со специфическими вызовами в зависимости от географии, ресурсной базы, структуры экономики и демографии. Учет особенностей территорий при разработке стратегий развития позволит более адресно решать накопившиеся проблемы.
Суммарно можно выделить следующие меры по решению указанных проблем:
1) обеспечить адресную поддержку малоимущих граждан, стимулировать создание новых рабочих мест и развитие малого и среднего предпринимательства в депрессивных регионах;
2) совершенствование межбюджетных отношений, увеличение доли налоговых доходов, зачисляемых в региональные бюджеты, и предоставление регионам большей самостоятельности в управлении своими финансовыми ресурсами;
3) привлечение частных инвестиций через механизмы государственно-частного партнерства, концессионных соглашений и инфраструктурных облигаций;
4) стимулирование межрегионального сотрудничества и кооперации, что будет способствовать выравниванию уровня развития регионов и повышению их конкурентоспособности.
Однако в качестве единого предложения по решению проблем социально-экономического развития России можно выделить создание региональных инновационных кластеров, объединяющих научно-исследовательские организации, высшие учебные заведения, инновационные компании и производственные предприятия. Формирование таких кластеров позволит активизировать инновационную деятельность в регионах, ускорить трансфер технологий и коммерциализацию научных разработок, а также привлечь дополнительные инвестиции в высокотехнологичные отрасли экономики. Успешным примером реализации данного подхода является инновационный кластер «Технополис GS» в Калининградской области, который объединяет более 30 предприятий и организаций и обеспечивает создание
высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью [7].
Таким образом, социально-экономическое развитие регионов России характеризуется значительной неравномерностью, обусловленной комплексом географических, ресурсных, демографических и структурных факторов. Для преодоления существующих
диспропорций и обеспечения устойчивого регионального развития необходимы эффективная государственная политика, учитывающая специфику каждого региона, стимулирование межрегионального сотрудничества, привлечение инвестиций в инфраструктуру и инновационные отрасли экономики.
Список источников
1. Социально-экономическое развитие регионов : монография / под. ред. В. В. Окрепилова. M.: Hаука, 2024. 492 с.
2. Лексин В. H., Швецов А. H. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. 6-е изд., стер. M.: ЛИБРOКOM, 2022. 368 с.
3. Сидоров M. А. Mониторинг качества экономического роста регионов: методические аспекты и реализация // Экономика и экологический менеджмент. 2024. № 1.
4. Рейтинг социально-экономического положения регионов по итогам 2023 года. URL: https://ria.ru/20240610/ reyting-1951499062.html (дата обращения: 22.08.2024).
5. В России назвали топ-35 экономически сильных регионов по итогам 2023 года. URL: https://iz.ru/1686276/2024-04-23/v-rossii-nazvali-top-35-ekonomicheski-silnykh-regionov-po-itogam-2023-goda (дата обращения: 23.08.2024).
6. Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2023: стат. сб. M., 2023. 1243 с.
7. Котов А. В. Инновационные кластеры как инструмент регионального развития: опыт Калининградской области // Балтийский регион. 2023. Т. 15, № 1. С. 102-121.
References
1. Socio-economic development of regions : monograph / edited by V. V. Okrepilov. M.: Nauka, 2024. 492 p.
2. Leksin V. N., Shvetsov A. N. The state and regions: theory and practice of state regulation of territorial development. 6th ed., ster. M.: LIBROCOM, 2022. 368 p.
3. Sidorov M. A. Monitoring the quality of economic growth in regions: methodological aspects and implementation. Economics and Environmental Management. 2024. No. 1.
4. Rating of the socio-economic situation of the regions according to the results of 2023. URL: https://ria.ru/20240610/ reyting-1951499062.html (date of reference: 08/22/2024).
5. Russia has named the top 35 economically strong regions by the end of 2023. URL: https://iz.ru/1686276/2024-04-23/v-rossii-nazvali-top-35-ekonomicheski-silnykh-regionov-po-itogam-2023-goda (date of application: 08/23/2024).
6. Federal State Statistics Service. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2023: stat. sat. M., 2023. 1243 p.
7. Kotov A.V. Innovative clusters as a tool for regional development: the experience of the Kaliningrad region. Baltic region. 2023. Vol. 15, No. 1. Рp. 102-121.
Сведения об авторах
ПАльМОВ СЕРГЕЙ ВАДИМОВИч - кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры информационных систем и технологий, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики; доцент кафедры информатики и вычислительной техники, Самарский государственный технический университет, Самара, Россия, [email protected]
БОлДОВА Е. И. - студент факультета цифровой экономики и массовых коммуникаций, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Самара, Россия, [email protected]
ПОлОСКОВА А. П. - студент факультета цифровой экономики и массовых коммуникаций, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Самара, Россия, [email protected]
Information about the authors
PALMoV Sergey v. - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Information Systems and Technologies, Volga Region State University of Telecommunications and Informatics; Associate Professor of the Department of Informatics and Computer Engineering, Samara State Technical University, Samara, Russia, [email protected]
BoLDoVA E. I. - student of the Faculty of Digital Economics and Mass Communications, Volga Region State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia, [email protected]
PoloSKoVA A. P. - student of the Faculty of Digital Economics and Mass Communications, Volga Region State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia, [email protected]
sciENTiFic-pRAcTicAL JOURNAL