УДК 331:004
doi: 10.47576/2949-1886.2024.71.47.023
Пальмов Сергей Вадимович,
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры информационных систем и технологий, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики; доцент кафедры информатики и вычислительной техники, Самарский государственный технический университет, Самара, Россия, [email protected]
Неверова Е. А.,
студент, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Самара, Россия
Жилкина Д. В.,
студент, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Самара, Россия
ВЛИЯНИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА УСПЕШНОЕ РУКОВОДСТВО
В современном бизнес-окружении эмоциональный интеллект (EQ) становится ключевым фактором, определяющим успешность руководителей. Данная статья исследует влияние EQ на эффективность управления и взаимодействия в командах. Эмоциональный интеллект включает в себя способность распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей. Рассматриваются основные компоненты EQ, такие как самосознание, саморегуляция, эмпатия и социальные навыки, и их роль в формировании эффективного стиля руководства. Анализируются примеры успешных лидеров, которые применяют эмоциональный интеллект для создания позитивной рабочей атмосферы, повышения мотивации сотрудников и улучшения командной работы. Также обсуждаются методы развития EQ у руководителей и его влияние на принятие решений, разрешение конфликтов и стратегическое планирование. Результаты исследования подчеркивают важность эмоционального интеллекта как необходимого инструмента для достижения высоких результатов в управлении и построении устойчивых организаций.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект; эффективное управление; самосознание; саморегуляция; эмпатия; социальные навыки.
Palmov Sergey V.,
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Information Systems and Technologies, Volga Region State University of Telecommunications and Informatics; Associate Professor of the Department of Computer Science and Computer Engineering, Samara State Technical University, Samara, Russia, [email protected]
Neverova E. A.,
student, Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia
Zhilkina D. V.,
student, Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia
THE IMPACT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE ON EFFECTIVE LEADERSHIP
ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № S1, 2024 153
In the contemporary business landscape, emotional intelligence (EQ) emerges as a pivotal determinant of leadership success. This study investigates the influence of EQ on management efficacy and team dynamics. Emotional intelligence encompasses the ability to recognize, understand, and regulate one's own emotions while effectively navigating the emotions of others. The study examines core EQ components, including self-awareness, self-regulation, empathy, and social skills, and their roles in shaping effective leadership styles. Case studies of successful leaders demonstrate how leveraging EQ fosters a positive work environment, enhances employee motivation, and improves team collaboration. Furthermore, strategies for developing EQ in leaders and its impact on decision-making, conflict resolution, and strategic planning are discussed. The findings underscore the critical role of emotional intelligence as an indispensable tool for achieving superior managerial performance and building resilient organizations.
Keywords: emotional intelligence; effective leadership; self-awareness; self-regulation; empathy; social skills.
В современных компаниях одна из ключевых миссий руководителя- выстраивать хорошую коммуникацию, направлять и мотивировать на достижение целей. На эти умения лидера напрямую влияет уровень его эмоционально интеллекта. Что такое эмоциональный интеллект и как он помогает в бизнесе.
Эмоциональный интеллект (EQ) - это способность воспринимать, контролировать и подвергать критической оценке эмоции. Как свои, так и эмоции других людей. Кто-то считает, что это уникальный врожденный навык, другие говорят, что эмоциональный интеллект можно развивать. Нельзя недооценивать роль эмоционального интеллекта в эффективном лидерстве, так как он создает здоровую и продуктивную рабочую среду.
Лидерство - это общественное влияние,
которое объединяет других и мотивирует прикладывать максимальные усилия для достижения цели. За лидерами идут не из-за формальной власти и полномочий, а из-за доверия и уважения.
Стоит отметить, что эмоциональный интеллект также как и лидерство не является постоянной характеристикой, которую невозможно улучшить. На самом деле, это набор навыков и умений, которые можно развивать и улучшать на протяжении всей жизни [1]. Умение следить за своими эмоциями, управлять ими - важный навык как в повседневной жизни, так и в карьере. Также в рабочей среде высоко ценится способность считывать эмоции других людей и правильно реагировать на них. Все это тесно связано с эмоциональным интеллектом и помогает людям
Эмоциональный интеллект
Рисунок 1 - Концептуализация эмоционального интеллекта
строить более успешную карьеру (и жизнь).
Например, вот несколько пунктов, которые способствуют развитию эмоционального интеллекта:
- Самонаблюдение. Следите за своими чувствами и эмоциями.
- Саморефлексия. После того, как вы стали замечать свои эмоции и чувства, следует размыслить над тем, что послужило их причиной и почему вы так себя ощущаете.
- Эмпатия. Старайтесь понять эмоции
других людей. Попытайтесь сопереживать им и предположить, что они чувствуют.
- Управление эмоциями. Это может вклю -чать в себя техники релаксации, медитации или просто взятие паузы, когда вам это нужно.
- Социальные навыки. Это может включать в себя активное слушание, управление конфликтами и умение работать в команде [2-5].
Этот концепт стал особенно актуален в
Таблица 1 - Как настроение влияет на рабочие процессы
Аспект трудовых отношений Положительны е эмоции Отрицательные эмоции
Удовлетворе ние, Тревога, разочарование и
энтузиазм и уверенность раздражвни в за м едл яют
Качество работы и способствуют глубокой рабочий процесс,
п родуктивиость вовлеченности в задачи снижают уровень
и повышению концентрации и
прои аводитвл ьности ухудшают результаты
Отношения с коллегами
Симпатия и благодарность делают сотрудника болея открытый и отзывчивым, что способствует созданию крепким деловых связей и улучшению командной работы
Iпав, раздражение и зависть создают барьеры в ойщении и могут привести к конфликтам, ьсли открыто высказывать
недовольство на рабочем месте, можно ослабить ко ма ндны и дул.
индустриальная экономика
№ S1, 2024
155
последние десятилетия, когда исследования показали, что EQ играет важную роль в успехе как в личной жизни, так и в профессиональной сфере [6].
В 1990 П. Сэловей и его соавтор Дж. Мэйер ввели понятие «эмоциональный интеллект», под которым они понимали «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий». Авторами была разработана структура эмоционального интеллекта, состоящая из трех компонентов (рис. 1).
Эта модель эмоционального интеллекта была доработана П. Сэловеем, Дж. Мэйе-ром и Д. Карузо. В своих публикациях с 1997 года авторы представляют усовершенствованный вариант данной модели. По мнению ученых, эмоции несут информацию о взаимодействии человека с другими людьми или объектами; эти связи могут быть как актуальными, так и основанными на воспоминаниях или воображении. Изменение отношений с людьми и предметами приводит к изменению эмоций, которые человек испытывает по этому поводу. В этом контексте эмоциональный интеллект трактуется как способность обрабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять их значение, выявлять взаимосвязи и использовать эмоциональные данные для мышления и принятия решений.
Д. Гоуман разработал смешанную, иерар-хичную модель эмоционального интеллекта, которая представляет собой сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик, таких как энтузиазм, настойчивость и социальные навыки.
Применение эмоций для повышения общей эффективности и облегчения процесса мышления. Эмоции фокусируют внимание на значимых раздражителях и могут способствовать улучшению памяти и мыслительной деятельности. Переход к оптимистичному настроению открывает новые источники мотивации и активизирует ресурсы организма. В то же время, пессимистическое настроение помогает избежать необдуманных решений и учитывать различные аспекты рассматриваемого вопроса. Наши эмоциональные состояния влияют на продуктивность, взаимодействие с коллегами и возможности карьерного роста. В зависимости от обстоятельств, эмоции могут служить как мощным
стимулом для личностного роста, так и источником трудностей.
В таблице 1 отображены аспекты трудовых отношений в определенном виде эмоций.
В таблице показано какую важную роль играют положительные эмоции для продуктивной работы. Положительные эмоции не только делают рабочую атмосферу более приятной, но и напрямую влияют на продуктивность сотрудников. Создание условий для развития положительных эмоций на рабочем месте может привести к значительным улучшениям как в индивидуальной, так и в командной эффективности.
Также развитые коммуникативные навыки помогают выстраивать более продуктивные взаимоотношения между сотрудниками в одном офисе. Они могут просить о помощи и словесно решать любые конфликты.
Начальник с повышенным EQ может поднимать серьезные вопросы и поддерживать обсуждение в команде, добиваясь положительных результатов этого обсуждения (например, принятия решения по вопросу, волнующего весь офис).
Лидер с повышенным эмоциональным интеллектом способен:
- Понимать членов своей команды и эффективно общаться с ними, делегировать задачи.
- Создавать позитивную рабочую атмосферу. В такой среде подчиненные чувствуют себя комфортно, свободно выражают свои мысли и идеи.
- Учитывать эмоциональное состояние подчиненных и корректировать стиль руководства в зависимости от ситуации.
- Мотивировать персонал. Лидер с высоким эмоциональным интеллектом умеет доносить до коллег свои идеи, вдохновлять их и вовлекать в общее дело.
Лидеры с разными темпераментами все равно так или иначе добиваются успеха. Однако, эгоцентрики необъяснимо обидчивы. По причине своей уязвимости эгоцентричные лидеры чаще всего скрывают свои истинные эмоции. Обычно ведущие корпоративные лидеры проявляют эмоциональную сдержанность. Им сложно раскрываться и выразить свои чувства, поэтому они чувствуют не уют, когда кто-то из их собеседников открыто выражает свои эмоции, особенно если они
негативные. Успешные обладатели эгоцентризма способны видеть ситуацию более широко: они способны взглянуть на себя со стороны и иронизировать над своими неподтвержденными требованиями. Даже занимая руководящие позиции, такие люди все еще чувствуют себя как сотрудники, и чувство юмора помогает им сохранять скромность и видеть перспективу, чтобы продолжать развиваться.
Эмоциональный интеллект дает возможность лидерам быстрее подбирать ключи общения для построения доверительных отношений с подчиненными [7]. Умение понять и сопереживать чужим чувствам других людей помогает лидерам более эффективно и успешно принимать решения, учитывать их желания и мотивации, а также создавать благоприятную атмосферу для работы. Умение относиться с пониманием к другим людям - вот, что позволяет лидерам создавать сильные и продуктивные команды.
Эксперименты О. К. Тихомирова стали предвестниками современных зарубежных исследований взаимосвязи эмоций и мышления, в том числе современных теорий эмоционального интеллекта. Так, были развернуты исследования специального вида эмоций - интеллектуальных. Интеллектуальные эмоции - это предвосхищающие и эвристические эмоции. Они сигнализируют о порождении смысловых новообразований в
мыслительной деятельности, выполняют по отношению к ним интегративную функцию.
Эксперименты проходили посредством измерения кожно-гальванической реакции (КГР) у людей, играющих в шахматы. Оказалось, что эмоциональная активация имеет разное значение при решении разных типов задач, то есть если испытуемому изначально ясна схема решения задачи и он полностью уверен в решении, то и падение КГР, говорящее об эмоциональной активации, минимальное; напротив, падение КГР особенно выражено было там, где происходил творческий поиск нужного решения. Таким образом, стала очевидна роль эмоциональной активации при решении творческих задач.
Также было обнаружено эмоциональное предвосхищение процесса мышления. Оказалось, что решение всегда называлось после падения КГР. Следовательно, состояние эмоциональной активации всегда предшествует названию хода. Помимо этого, оказалось, что КГР падает перед самим решением, то есть испытуемый еще сам не знает, что он нашел решение, но его эмоции «знают» это. Наконец, падение КГР предшествовало озвучиванию самого ответа.
Чтобы определить, из какого эмоционального состояния мы можем наиболее эффективно справляться с задачами, полезна методика «Квадрант эмоций» [8]. Это система координат, где по горизонтальной оси рас-
зл ость
сц
ш
(Г)
грусть
печаль
+4 +3 +2 +1 О
2 -3 -4
-5
БОрОТьСЯ зз права Критический подход Добывать информация Вдохновлять кого-либо мозговой штурм Творческие задачи Активная познавательная деятельность
Редактирование Достижение соглашения
документов.
написание отчетов Вииматслы юс
слушание
Проверка ошибок
Самоанализ
Диагностика проблем:
*Что пошло не так?» Сочувствие кому-либо
-3
ЭМОЦИИ
Рисунок 2 - Квадрат эмоций
восторг
радость
безмятежность
принятие
-2 -1 О +1 +2 +3 +4 +5
>
ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 2024 157
положены положительные и отрицательные эмоции, а по вертикальной — уровень энергии (рис. 2). При использовании квадранта эмоций нужно оценить свой уровень энергии и эмоций, а затем выяснить, в каком секторе вы находитесь. Исследования показывают, что мы можем эффективно действовать в любом из четырех состояний, и для каждого из них есть примеры подходящих действий. Со временем можно научиться распознавать эмоциональный сектор собеседника, что упростит общение. Квадрант эмоций поможет направить свободные ресурсы на соответствующие задачи.
Использование эмоций для повышения личной эффективности в мышлении и деятельности заключается в умении правильно направлять эмоции на стимулирование умственной активности и решение задач. Это включает в себя возможность решать проблемы, опираясь на то, как текущее эмоциональное состояние может способствовать их разрешению; использовать изменения настроения для генерации различных когнитивных перспектив и вариантов; устанавливать приоритеты в зависимости от текущих эмоций; а также применять эмоции для улучшения мышления, памяти, воображения и других процессов. Кроме того, это включает способность определять эмоции, способствующие решению конкретных задач. Например, радость, интерес и удивление могут усилить креативность и разработку новых идей, в то время как грусть и печаль помогают сосредоточиться, углубляют понимание эмоций других людей и развивают эмпатию. Эмоции злости и гнева могут дать дополнительную энергию и быть полезными в публичных выступлениях, дебатах и защите своих взглядов и идей. Как научиться справляться с эмоциями на работе? Важный момент: справиться с эмоцией на работе -не значит ее «выключить».
- Mindfulness. Осознанность нужна для того, чтобы находиться в настоящем моменте, и это особенно полезно для контроля эмоций. Техника предполагает наблюдение за собственными реакциями без полного погружения в них. Примеры практик: медитации, дыхательные упражнения, короткие паузы для восстановления концентрации.
- Тайм-менеджмент. Четкое планирование и следование расписанию помогают из-
бежать перегрузки, которая часто становится источником негативных эмоций. Важно научиться управлять рабочим временем и оставлять место для отдыха. Хорошо организованный день снижает вероятность возникновения стрессовых ситуаций.
- Работа с эмоциональными триггерами. Это ситуации и фразы, которые вызывают негативные чувства. Нужно научиться их распознавать, избегать или минимизировать влияние. Например, если определенная задача каждый раз вызывает раздражение, попробуйте разбить ее на части или делегировать другим членам команды [9].
В чем разница между подавлением и осознанным выражением эмоций. В первом случае речь идет о попытке сдержать или игнорировать переживания. Если делать это постоянно, негативная реакция усилится, и со временем такой подход приведет к выгоранию и срывам.
Осознанное выражение чувств, напротив, подразумевает умение распознавать эмоции и конструктивно на них реагировать. Например, вместо того чтобы подавлять раздраже -ние, можно обозначить свою позицию в разговоре с коллегами или сделать небольшой перерыв и «перезагрузиться». Так вы избежите накопления негатива и сохраните здоровую атмосферу в команде.
Таким образом, влияние эмоционального интеллекта на успешное руководство является фундаментом всего дальнейшего рабочего процесса и неотъемлемой частью для достижения успеха, люди, обладающие развитым эмоциональным интеллектом, способны создавать позитивную и продуктивную рабочую атмосферу, успешно управлять командой и достигать поставленных целей. Поэтому приоритетом для каждого лидера, стремящегося к успеху, должно быть развитие навыков эмоционального интеллекта.
Список источников
1. Эмоциональный интеллект в лидерстве. URL: https://4brain.ru/blog/эи-в-лидерстве/ (дата обращения: 20.11.2024).
2. Дегтярев А. В. Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии. Психологическая наука и образование. URL: www.psyedu.ru (дата обращения: 20.11.2024).
3. URL: https://nadpo.ru/academy/blog/chto-takoe-emotsionalnyy-intellekt/ (дата обращения 20.11.2024).
4. Что такое эмоциональный интеллект. URL: https://timeweb.com/ru/community/articles/chto-takoe-
emocionalnyy-intellekt (дата обращения: 20.11.2024).
5. Ключевая связь между эмоциями и успехом в карьере: опыт и наука. URL: https//brainapps.ru/ blog/2023/11/klyuchevaya-svyaz-mejdu-emotsiyami-i/ (дата обращения: 21.11.2024).
6. Эмоции в работе: как они влияют на карьеру и можно ли ими управлять. URL: https://myresume.ru/ blog/emocii-v-rabote/ (дата обращения: 21.11.2024)
7. Эмоциональный интеллект. URL: https://www.b17. ru/article/479885/ (дата обращения 21.11.2024).
8. Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект. URL: https://azbyka.ru/deti/zaryadka-dlya-dushi-kak-razvivat-emocionalnyj-intellekt (дата обращения: 25.11.2024).
9. Эмоциональный интеллект. URL: https://webubr. tilda.ws/emotion (дата обращения: 22.11.2024).
References
1. Emotional intelligence in leadership. URL: https://4brain.ru/blog/эи-в-лидерстве / (date of reference: 11/20/2024).
2. Degtyarev A.V. Emotional intelligence": the formation
of a concept in psychology. Psychological science and education. URL: www.psyedu.ru (accessed: 11/20/2024).
3. URL: https://nadpo.ru/academy/blog/chto-takoe-emotsionalnyy-intellekt / (accessed 11/20/2024).
4. What is emotional intelligence. URL: https://timeweb. com/ru/community/articles/chto-takoe-emocionalnyy-intellekt (date of access: 11/20/2024).
5. The key link between emotions and career success: experience and science. URL: https//brainapps.ru/ blog/2023/11/klyuchevaya-svyaz-mejdu-emotsiyami-i/ (accessed: 11/21/2024).
6. Emotions at work: how they affect a career and whether they can be managed. URL: https://myresume.ru/ blog/emocii-v-rabote / (accessed: 11/21/2024).
7. Emotional intelligence. URL: https://www.b17.ru/ article/479885 / (accessed 11/21/2024).
8. Charging for the soul: how to develop emotional intelligence. URL: https://azbyka.ru/deti/zaryadka-dlya-dushi-kak-razvivat-emocionalnyj-intellekt (date of access: 11/25/2024).
9. Emotional intelligence. URL: https://webubr.tilda.ws/ emotion (date of access: 11/22/2024).
индустриальная экономика • № s1, 2024 159