УДК 316.42+334(479.24)
doi: 10.12958/1817-3772-2019-2(56)-46-51
Н. Р. Мусаева,
кандидат экономических наук, ORCID 0000-0001-8760-1500, e-mail: [email protected],
С. Р. Мусаева,
e-mail: [email protected],
Азербайджанский университет туризма и менеджмента, г. Баку, Азербайджанская Республика
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НЕНЕФТЯНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Постановка проблемы. После приобретения независимости Азербайджанская Республика выбрала путь рыночной экономики и юридически признала частную собственность, что способствовало, прежде всего, формированию и развитию в стране предпринимательства.
Анализ исследований. Экономические реформы в Азербайджане в сфере предпринимательской деятельности позволили достигнуть ощутимых
результатов, что еще раз подчеркивает предпринимательскую деятельность как ведущий фактор в формировании приоритетного развития экономики страны. Приобретенный опыт в течение короткого времени в Азербайджане еще раз доказал, что, обладающее различными формами, предпринимательство является главным условием экономического и социального прогресса (табл. 1).
Таблица 1
Распределение по формам собственности малых предприятий за 2016 год_
Итого В том числе:
государственная собственность негосударственная собственность
По всем отраслям экономики - всего 18 164 1 792 16 372
В том числе:
Сельское хозяйство 1 915 261 1 654
Промышленность 1 241 136 1 105
Строительство 1 282 37 1 245
Транспортное и складское хозяйство 447 92 355
Информация 538 62 476
Недвижимость 505 35 470
Образование 398 82 316
Из табл. 1 видно, что количество предприятий негосударственной собственности больше государственной собственности в 9,1 раза, соответственно по промышленности - в 8,2 раза, по сельскому хозяйству - в 6,3 раза, по строительству - в 33,6 раза и т.д. [1].
Предпринимательская деятельность наряду с увеличением выпуска товаров в стране способствует также формированию внутреннего потребительского рынка, здоровой, свободной конкуренции, а также решению проблем занятости трудоспособного населения [2]. При этом она играет особую роль в формировании государственного бюджета. Так, стабилизация социально-экономической обстановки поспособствовала развитию предпринимательских структур в Азербайджане. Поэтому приватизация государственной собственности, а также формирование юридических и экономических усло-
вий для развития предпринимательской деятельности позволили дать толчок в производстве продовольственных товаров и услуг (табл. 2).
Как показывают данные табл. 2, в течение 20152016 годов количество действующих в Азербайджане малых, иностранных и совместных предприятий на примере объема произведенной ими продукции, выполняемых услуг и работ, за исключением нескольких лет, в основном увеличивалось. Но все же, производство продукции (работ, услуг) на иностранных и совместных предприятиях больше, чем на малых предприятиях, что свидетельствует о превалировании частного сектора в экономике страны [1]. Так, если в 2015-2016 годах численность малых предприятий ежегодно имело тенденцию к росту, то это означает положительный аспект развития предпринимательской деятельности (табл. 3).
Таблица 2
Деятельность структур рыночной экономики
Показатели 2015 2016
Количество действующих пред-
приятий, ед.
Малые предприятия 17847 16835
Иностранные и совместные 1235 1277
предприятия
Численность работающих на малых предприятиях, чел. 87626 100957
Численность работающих на
иностранных и совместных пред- 93002 89357
приятиях, чел.
Среднемесячная заработная
плата на малых предприятиях, 302,1 322,2
манат
Среднемесячная заработная
плата на иностранных и совмест- 1569,3 2030,1
ных предприятиях, манат
Производство продукции (работ,
услуг) на малых предприятиях, 645,0 403,4
млн манат
Производство продукции (работ,
услуг) на иностранных и совместных предприятиях, млн ма- 23423,1 31676,6
нат
Источник: Государственный Комитет по статистике. 2017. С. 126.
Таблица 3
Количество субъектов малого
предпринимательства_
Показатели 2015 2016
Количество субъектов малого предпринимательства, единиц 183271 187598
Источник: Государственный Комитет по статистике.
2017. С. 127.
В 2010 году численность малых предприятий была на 21,3% больше по сравнению с 2005 годом, а в 2014 году - на 0,9% меньше по сравнению с 2010 годом. В 2005-2009 годах количество работников на малых предприятиях ежегодно увеличивалась, в 2010 и 2011 годах данный показатель имел тенденцию к уменьшению, а начиная с 2012 года - к увеличению. Так, если в 2005 году численность работников на малых предприятиях составляла 73447 чел., в 2009 году - 100073, то в 2010 году их численность уменьшилась до 93205 чел., а в 2011 году - до 90182 чел. В последующие годы численность работников на малых предприятиях ежегодно увеличивалась и в 2014 году составила 115035 чел. В 20052008 годах объем производства продукции, выполненных работ и услуг на малых предприятиях имел тенденцию к увеличению. Если в 2005 году на действующих 11982 малых предприятиях объем производства продукции (выполненных работ и услуг) со-
ставил 657,5 млн манат, в 2006 году на 12232 малых предприятиях - 719,9 млн манат, в 2007 году на 13577 малых предприятиях - 1108,8 млн манат, то в 2008 году на 13678 малых предприятиях -1364,6 млн манат. А если рассматривать 2015 - 2016 годы, то видим увеличение количества субъектов малого предпринимательства на 4 327 единиц, что является положительной тенденцией для развития предпринимательства в нашей стране [1].
Несмотря на то, что в 2016 году численность малых предприятий по сравнению с 2015 годом уменьшилось на 5,7%, объем производства продукции (выполненных работ и услуг) тоже уменьшился на 37,5%. С 2016 года объем производства продукции (выполненных работ и услуг) на иностранных и совместных предприятиях стал увеличиваться, этот процесс продолжается.
В данной статье проанализировано современное состояние предпринимательской деятельности в Азербайджане, приведены тенденции его изменения и соответствующие выводы, а также рекомендации, направленные на реализацию имеющегося в республике потенциала с целью приоритетного развития предпринимательства.
Следует отметить, что машиностроительный комплекс Азербайджана состоит из таких взаимосвязанных отраслей, как энергетика, электротехника, радиоэлектроника, приборостроение, станкостроение, производство сельскохозяйственных машин и др.
Среди отраслей обработки и переработки про- продукции отрасль машиностроения занимает пер-мышленной продукции по объему произведенной вое место (табл. 4).
Таблица 4
Работа малых предприятий в предпринимательской деятельности за 2016 год_
Отрасли Количество действующих предприятий, ед. Численность работающих, чел. Среднемесячная заработная плата, манат Производство продукции (работ, услуг), тыс. манат
Итого: 16835 100957 322,2 403351,7
Промышленность 1352 7429 422,9 44390,6
Строительство 1487 5019 275,5 47639,3
Сельское хозяйство 1872 4615 191,9 27603,0
Торговля 4421 48796 201,9 108689,3
Транспорт 454 2763 231,0 14586,7
Источник: Государственный Комитет по статистике. 2017. С. 129.
Как видно из табл. 4, существенное развитие предпринимательской работы наблюдается в сфере торговли, где соответственно и численность занятых больше, что также благоприятно влияет на уровень занятости в стране [1].
В Азербайджане в отраслях производства электрической энергии, производства, распределения и обеспечения газом в валовом выпуске произведенной продукции преобладает доля государственного сектора.
В 2015 году 89,3% выпущенной продукции, выполняемых работ и услуг в этих отраслях приходилось на долю указанного сектора, а 10,7% - на долю предпринимательских структур. В 2010 году эти показатели составили 96,6 и 3,6% соответственно, в 2011 году - 99,1 и 0,9%, в 2012 году - 98,9 и 1,1%, в 2014 и 2015 годах - 99,8% и 0,2%. В Азербайджане водоснабжением, очисткой и переработкой выбросов наряду с предприятиями государственного сектора занимаются и предпринимательские структуры. В этих отраслях ведущую роль играют предприятия государственного сектора. Вместе с тем в последние годы наблюдается рост доли предпринимательских структур в валовом объеме производства продукции, выполняемых работ и услуг. Так, если в 2005 году 87,7% производства продукции,
выполняемых работ и услуг в этих отраслях приходилось на долю государственного сектора, а 12,3% -на долю негосударственного сектора, то в 2010 году эти показатели составили 76,7 и 23,3%, в 2011 году -76,3 и 23,7%, в 2012 году - 71,4 и 23,7%, в 2014 году - 68,8 и 31,2%, в 2015 году - 70,5 и 29,5% [1].
Таким образом, анализ показывает, что проведенные реформы в Азербайджане позволили достигнуть ощутимых результатов в сфере предпринимательства, создали необходимые условия для объединения усилии государства с предпринимательскими структурами для приоритетного развития экономики нашей страны. Но к тому же надо отметить, что потенциал в этих областях используется эффективно, в частности: продолжается государственная финансовая помощь в предпринимательскую деятельность, на основе определенных структур. Современное состояние формирования предпринимательства в большинстве отраслях промышленности, а также в регионах республики будет лучше в последующем, так как должно уделяться должное внимание в разработке и осуществлении совместных программ для объединения усилий государства и предпринимательских структур с целью обеспечения ускоренного развития экономики республики (табл. 5).
Таблица5
Инвестиции в основной капитала со стороны субъектов малого предпринимательства _(по видам экономической деятельности, тысяч манат)_
2014 2015
Итого По итогам, % Итого По итогам, %
По всем отраслям экономики - итого 746 451,6 100,0 807 169,3 100,0
В том числе:
Сельское хозяйство 86 898,4 11,6 74 422,4 9,2
Промышленность 248 400,0 33,3 261 958,6 32,5
Строительство 147 540,0 19,8 117 849,3 14,6
Транспорт 21 847,7 2,9 24 564,1 3,0
Из табл. 5 видно, что наибольшее количество инвестиционных вложений наблюдается в промышленность, строительство, сельское хозяйство и транспорт.
Охвативший большинство стран мира экономический кризис затронул и экономику Азербайджана, что, в свою очередь, создает определенные проблемы в формировании и осуществлении предпринимательской деятельности; в результате девальвации национальной валюты и по другим причинам банковский сектор республики переживает глубокий кризис, что привело к резкому ухудшению финансового обеспечения предпринимательских структур и т. д.
Вместе с тем, в Азербайджане имеется достаточный потенциал для ускоренного курса развитости предпринимательства. По нашему мнению, осуществление указанных выше мероприятий способствовало бы лучшей реализации этого потенциала. Определение приоритетности, которая направлена на развитие отраслей экономики республики, в том числе приоритетных направлений промышленности и стимулирующих мероприятий (снижение налогов, долгосрочное кредитование по низким ставкам и т. п.) для привлечения предпринимателей к этим отраслям; совершенствование финансово-кредитной политики государства, в том числе снижение банковских кредитных ставок до оптимального уровня; осуществление эффективной протекционистской политики с целью защиты национальных предпринимательских структур от зарубежных конкурентов; принятие реальных мер для устранения незаконных вмешательств со стороны государственных органов в деятельность предпринимательства [4].
В последние годы важнейшими факторами, повлиявшими на улучшение условий ведения бизнеса, стали сокращение числа налогов и в значительной степени уменьшение социально-страховых взносов. Начиная с 1998 года правительство приступило к последовательному снижению налоговых ставок. Переход предприятий и организаций с прогрессивной системы налога на пропорциональную и уменьшение налоговой ставки в этом виде налогов с 35 до 22%, сокращение НДС до 18%, ликвидация ряда видов налогов, уменьшение максимальных ставок налогов с доходов физических лиц с 55 до 35%, сокращение социально-страховых взносов с 40 до 22%, сокращение общего числа налогов с 15 до 9, освобождение предпринимателей, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, от всех налогов, кроме налога на землю, и целый ряд соответствующих мероприятий в этом направлении обусловили создание благоприятной среды для ведения бизнеса.
Выводы и предложения. В стане осуществляется проведение фундаментальных реформ, направленных на развитие предпринимательства, создание благоприятной среды для ведения бизнеса в рамках
экономической стратегии, определенной общенациональным лидером азербайджанского народа Гейдаром Алиевым, которой с успехом следует Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев. Приоритетной задачей настоящего этапа социально-экономического развития страны является обеспечение продолжительного и сбалансированного экономического развития страны, которое успешно осуществляется согласно принятым государственным программам. Частный сектор продолжает играть важную роль в достижении успехов, что является следствием создания благоприятной среды для ведения бизнеса в результате проводимой целенаправленной политики.
Литература 1. Госкомстат Азербайджанской Республики. 2017. 814 с. 2. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность: учебник. СПб.: Питер, 2010. 384 с. 3. Буров
B.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие. Чита, 2011. 441 с. 4. Круглова Н. Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник. Москва: КНОРУС,
2010. 544 с. 5. Набатников В.М. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 256 с. 6. Предпринимательство: учеб. / под редакцией В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. Москва: ЮНИТИ-ДАНА,
2011. 581 с. 7. Предпринимательство: учеб. / под редакцией М.Г. Лапусты. Москва: ИНФРА-М, 2009. 667 с. 8. Самарина В.П. Основы предпринимательства: учеб. пособие. Москва: КНОРУС, 2009. 224 с. 9. Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде. Москва: Издательский дом Международного университета в Москве, 2009. 324 с. 10. Гусев В.В., Рябова Н.В. Возможные сценарии развития продовольственной проблемы в России. Экономика сельскохозяйственных и перераб. предприятий. 2009. №2. С. 28-29. 11. Долгушин Н. Развитие сельского хозяйства России на современном этапе. Международный сельскохозяйственный журнал. 2008. №5. С. 3-6. 12. Дурнев Г.И. При выборе технологий учитывайте конкретные условия хозяйствования. Картофель и овощи. 2007. №2.
C. 78. 13. Завгороднева О.В. Экономический механизм управления размещением отраслей сельского хозяйства. Экономика с.-х. и перераб. предприятий. 2009. №4. С. 55-59. 14. Иванова М. Влияние технической оснащенности на эффективность сельскохозяйственного производства. Экономист. 2009. №1. С. 86-91. 15. Козина A.M. Интеграция в сельскохозяйственном производстве - путь к успеху. Экономика сельскохозяйственных и перераб. предприятий. 2008. №5. С. 5960. 16. Козлов В.В. Инновационное развитие сельского хозяйства: Проблемы и решения. Экономика сельскохозяйственных и перераб. предприятий. 2007. №7. С. 17-19. 17. Кормаков Л.Ф. Техническая оснащенность аграрного производства: тенденции и перспективы. Экономика сельскохозяйственных и пере-раб. предприятий. 2008. №4. С. 25-28. 18. Коробейников М. Состояние и стратегия развития АПК России. Международный сельскохозяйственный журнал.
2009. №2. С. 8-11. 19. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. 11-е изд. СПб.: Питер, 2005. 800 с. 20. Красно-щеков Н., Михалев А., Ежевский А. Концепция технологической модернизации сельскохозяйственного производства. АПК: экономика, управление. 2005. №4. С. 3-14. 21. Кривокора Ю.Н. Интеграция промышленных производств и сельскохозяйственных организаций: методология и практика. Экономика сельскохозяйственных и перераб. предприятий. 2008. №8. С. 4952. 22. Ксенофонтов М.Ю. Возможные сценарии развития АПК России. Экономика сельскохозяйственных и перераб. предприятий. 2005. №5. С. 13-17. 23. Кряч-ков И. О концентрации сельскохозйственного производства. Экономист. 2006. №3. С. 86-89. 24. Кудрявцева Ю.Ф. Сельскохозяйственные производственные кооперативы: состояние, направления развития. Экономика сельскохозяйственных и перераб. предприятий. 2008. №4. С. 57-60. 25. Энштейн Д., Хокман Г. Ресурсный потенциал и эффективность сельхозпредприятий. АПК. 2008. №1. С. 57-61. 26. Энштейн Д., Хокман Г. Ресурсный потенциал и эффективность сельскохозяйственных предприятий. АПК: экономика, управление. 2008. №1. С. 57-61. 27. Энштейн Д.Б. Управление крупными сельскохозяйственными предприятиями и их эффективность. Экономика сельскохозяйственных и перераб. предприятий. 2005. №3. С. 1721.
References
1. Goskomstat of the Republic of Azerbaijan. (2017). 814 p.
2. Vechkanov G. (2010). Economic Security: Textbook. SPb.: Peter. 384 p. [in Russian].
3. Burov V.Yu. (2011). Basics of entrepreneurship: a tutorial. Chita. 441 p. [in Russian].
4. Kruglova N. Yu. (2010). Basics of business (entrepreneurship): textbook. Moscow, KNORUS. 544 p. [in Russian].
5. Nabatnikov V.M. (2011). Business organization. Textbook. Rostov-on-D., Phoenix. 256 p. [in Russian].
6. Gorfinkel V.Ya., Pole G.B., Shwandar V.A. (Eds.). (2011). Entrepreneurship. Moscow, UNITY-DANA. 581 p. [in Russian].
7. Lapusta M.G. (Ed.). (2009). Entrepreneurship. Moscow, INFRA-M. 667 p. [in Russian].
8. Samarina V.P. (2009). Basics of Entrepreneurship: study guide. Moscow, KNORUS. 224 р. [in Russian].
9. Chepurenko A.Yu. (2009). Small business in a market environment. Moscow, Publishing House of the International University in Moscow. 324 p. [in Russian].
10. Gusev V.V., Ryabov N.V. (2009). Possible scenarios for the development of the food problem in Russia. Agricultural Economics and processing enterprises, №2, рр. 28-29 [in Russian].
11. Dolgushin N. (2008). Development of agriculture in Russia at the present stage. International Agricultural Journal, №5, рр. 3-6 [in Russian].
12. Durnev G.I. (2007). When choosing technologies, consider specific business conditions. Potatoes and vegetables, №2, рp. 78 [in Russian].
13. Zavgorodneva O.V. (2009). Economic mechanism for managing the placement of agricultural
sectors. Agricultural economics and processing enterprises, №4, рр. 55-59 [in Russian].
14. Ivanova M. (2009). The impact of technical equipment on the efficiency of agricultural production. Economist, №1, рр. 86-91 [in Russian].
15. Kozina A.M. Integration in agricultural production - the path to success. Agricultural economics and processing enterprises, №5, рр. 59-60 [in Russian].
16. Kozlov V.V. (2007). Innovative development of agriculture: Problems and solutions. Agricultural economics and processing enterprises, №7, рр. 17-19 [in Russian].
17. Kormakov L.F. (2008). Technical equipment of agricultural production: trends and prospects. Agricultural economics and processing enterprises, №4, рp. 25-28 [in Russian].
18. Korobeynikov M. (2009). Status and development strategy of the agro-industrial complex of Russia.
International Agricultural Journal, №2, рp. 8-11 [in Russian].
19. Kotler F. (2005). Marketing Management. 11th ed. SPb., Peter. 800 p. [in Russian].
20. Krasnoshchekov N., Mikhalev A., Ezhevsky A. (2005). The concept of technological modernization of agricultural production. AIC: economics, management, №4, рр. 3-14 [in Russian].
21. Krivokora Yu.N. (2008). Integration of industrial production and agricultural organizations: methodology and practice. Agricultural economics and processing enterprises. №8, pp. 49-52 [in Russian].
22. Ksenofontov M.Yu. (2005). Possible scenarios for the development of the agricultural sector of Russia. Agricultural economics and processing enterprises, №5, pр. 13-17 [in Russian].
23. Kryachkov I. (2006). On the concentration of agricultural production. Economist. №3, рp. 86-89 [in Russian].
24. Kudryavtseva Yu.F. (2008). Agricultural production cooperatives: state, development directions. Agricultural economics and processing enterprises, №4, рр. 57-60 [in Russian].
25. Einstein D., Hockman G. (2008). Resource potential and efficiency of agricultural enterprises. APK, №1, pp. 57-61 [in Russian].
26. Einstein D., Hockman G. (2008). Resource potential and efficiency of agricultural enterprises. AIC: economics, management, No. 1, рр. 57-61 [in Russian].
27. Einstein D.B. (2005). Management of large agricultural enterprises and their efficiency. Agricultural economics and processing enterprises, №3, рp. 17-21 [in Russian].
Мусаева Н. Р., Мусаева С. Р. Сощально-еконо-мiчний розвиток пщприемництва ненафтового сектору економши в Азербайджанськш Республщ
У статп авторами розглянуто ckohomÍ4hí ре-форми в Азербайджан у сферi шдприемницько! дiяль-носп, дозволили досягти ввдчутних результапв, що ще раз пвдкреслюе пвдприемницьку дiяльнiсть як провщ-ний чинник у формуванш прюритетного розвитку еко-номiки краши.
Таким чином, аналiз показуе, що проведет рефо-рми в Азербайджан дозволили досягти ввдчутних ре-зультапв у сферi пiдприeмництва, створили необхвдш умови для об'еднання зусиль держави з шдприемни-цькими структурами для прюритетного розвитку еко-номiки нашо! краши.
Ключовi слова: пiдприeмницька дiяльнiсть, державна i недержавна власшсть, економiчнi реформи, прiоритетний розвиток, виробництво.
Мусаева Н. Р., Мусаева С. Р. Социально-экономическое развитие предпринимательства ненефтяного сектора экономики в Азербайджанской Республике
В статье авторами рассмотрены экономические реформы в Азербайджане в сфере предпринимательской деятельности, которые позволили получить ощутимые результаты, что еще раз подчеркивает предпринимательскую деятельность как ведущий фактор в формировании приоритетного развития экономики страны.
Таким образом, анализ показывает, что проведенные реформы в Азербайджане позволили достигнуть ощутимых результатов в сфере предпринимательства,
создали необходимые условия для объединения усилий государства с предпринимательскими структурами для приоритетного развития экономики нашей страны.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государственная и негосударственная собственность, экономические реформы, приоритетное развитие, производство.
Musaeva N., Musaeva S. Social-economic development of the entrepreneurship of the non-oil sector of the economy in the Azerbaijan Republic
In the article, the authors point out economic reforms in Azerbaijan in the sphere of entrepreneurial activity, allowed to achieve tangible results, which once again emphasizes entrepreneurial activity as a leading factor in shaping the priority development of the country's economy.
Thus, the analysis shows that the reforms carried out in Azerbaijan have achieved tangible results in the field of entrepreneurship, created the necessary conditions for combining the efforts of the state with business structures for the priority development of our country's economy.
Keywords: entrepreneurial activity, state and nonstate property, economic reforms, priority development, production.
Стаття надшшла до редакцл 28.03.2019
Прийнято до друку 19.06.2019