УДК 330.5(479.24)
doi: 10.12958/1817-3772-2019-1(55)-87-89
Н. Р. Мусаева,
Азербайджанский Университет Туризма и Менеджмента,
Азербайджанская Республика, ORCID 0000-0001-8760-1500, e-mail: [email protected]
ДИНАМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОМ ЭКОНОМИКИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Реализация в Азербайджане государственных программ развития регионов, модернизации дорожной и транспортной инфраструктуры, технического перевооружения топливно-энергетического и нефтехимического комплексов, сферы ИКТ и других отраслей промышленности, создание свободных экономических зон будет сопровождаться ростом потребностей Азербайджана в импорте автомобильной и строительно-дорожной техники, железнодорожного подвижного состава, различных машин, механизмов и технологического оборудования, металла, металлопроката, строительных материалов и т.д. Кроме того, выполнение государственной программы обеспечения продовольственной безопасности Азербайджана открывает дополнительные воз-
можности иностранным поставщикам сельхозтехники, удобрений, высоко-продуктивного семенного и животноводческого материала.
Азербайджан мог бы и дальше наращивать поставки плодоовощной, винно-коньячной и другой продукции традиционного экспорта. В структуре азербайджанского экспорта в 2016 году преобладали сырая нефть на сумму 6504517,3 тыс. долларов, природный газ - 1142066,5, овощи на сумму -113195,4 тыс. долларов и т.д. В отчетный период Азербайджанская Республика продолжает активно развивать внешнеэкономические связи.
Как видно из таблицы, самыми наиболее приоритетными партнёрами для Азербайджана являются такие страны - партнеры: Россия, Турция, Италия и т.д.
Таблица
Основные торговые партнеры (по объему товарооборота) в 2016 году, млн долл. США
Страны 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Итого: 33,560,854.4 34,687,919.3 31,016,306.5 21,945,815.6 21,946,732.5 22,593,631.9
Беларусь 79,719.4 102,031.4 99,032.7 93,674.6 124,531.1 147700.6
Казахстан 393,427.4 370,997.6 250,895.6 116,883.4 124,391.3 142099.9
Россия 2,338,254.6 2,583,022.8 1,954,751.7 1,855,692.3 2,050,953.1 2141283.3
Туркменистан 91,629.8 88,152.4 51,201.2 52,433.9 152,276.0 164,145.8
Украина 625,318.1 864,689.2 468,021.7 333,129.0 331,215.5 810,280.3
Германия 1,744,738.6 2,179,759.7 2,629,200.3 1,913,958.5 1,001,323.4 894,119.4
США 2,316,494.6 1,366,765.6 1,309,246.2 1,185,093.8 552,255.9 781,783.5
Великобритания 822,845.4 1,818,350.7 1,104,785.1 563,735.8 575,132.5 281,062.7
Китай 815,625.0 654,972.1 760,945.4 565,111.5 1,085,832.8 1,298,334.6
Франция 1,961,478.6 1,556,554.8 1,680,839.6 1,076,351.7 776,632.7 492,093.1
Грузия 700,660.2 650,466.3 623,437.9 564,189.4 468,108.3 545,497.5
Индия 1,960,356.7 1,148,061.1 815,196.9 305,036.6 611,809.1 462,549.2
Индонезия 1,794,590.7 2,800,600.4 2,045,069.9 497,733.5 123,555.4 514,422.4
Иран 263,787.1 281,029.7 186,597.9 124,712.4 221,209.9 257,067.6
Израиль 1,728,210.7 1,278,290.9 1,790,908.3 826,405.1 679,735.6 671,612.3
Италия 5,809,616.1 6,238,915.1 5,078,261.0 2,842,095.2 4,666,189.2 4,725,094.7
Турция 2,120,430.2 1,989,790.7 1,789,134.2 2,648,642.1 2,367,241.2 2,640,046.2
Источник: Госкомстат Азербайджанской Республики. 2017. С. 648.
Азербайджан активно развивает свои внешнеэкономические связи, в первую очередь по линии нефтяной промышленности. Растет экспорт нефти и нефтепродуктов.
В настоящее время страна рассматривает многие предложения по развитию сотрудничества в этой отрасли с Грузией, Турцией, Украиной, Румынией, Болгарией, в частности по транзиту азербайджанской нефти через их территории и частично по ее переработке. Имеются проекты по транзиту туркменского природного газа, осуществляется транзитная перекачка казахстанской нефти.
Сложное положение обстоит с внешней торговлей остальным ассортиментом товаров и услуг. Среди важнейших внешнеэкономических партнеров Азербайджана можно выделить Россию, Турцию, некоторые западноевропейские страны, а также США. В 2000 году объем экспорта составил 1745 млн долл., а импорта - 1172 млн долл. Крупнейшие импортеры товаров страны - Франция, Турция, Россия, Грузия. Важнейшие экспортеры в страну - Россия, США, Германия, Великобритания, Франция, Казахстан.
С переходом стран СНГ на децентрализованный (рыночный) порядок регулирования междуна-
родных денежных требований и обязательств труднее стало получать точные данные о состоянии внешнеэкономической позиции той или иной страны. В рыночной экономике платежный баланс формируется, по существу, в виде статистической сводки движения международных денежных требований и обязательств, возникающих в результате самостоятельных действий индивидуальных участников внешнеэкономического обмена. Тем самым показатели платежного баланса в значительной части формируются оценочным путем. Теперь они не планируются и вместе с государственным бюджетом не рассматриваются и не утверждаются парламентом как директивный документ. Те страны СНГ, на которые благоприятно влияет внешнеэкономическая конъюнктура, имеют к настоящему времени крупные профициты платежного баланса. Однако высокий его профицит в то же время свидетельствует о недостатках инвестиционного климата, ограниченности внутренних возможностей для вложения инвестиционного капитала. При этом стоимостные объемы экспортно-импортных операций в большинстве стран СНГ с другими странами мира по-прежнему превышали объемы взаимной торговли стран Содружества.
В то же время за годы предкризисного экономического бума сложилась высокая зависимость экономики и баланса бюджета страны от внешнего спроса и цен на нефть и природный газ со стороны развитых стран, что повышает уязвимость Азербайджана в условиях глобальной нестабильности. Сохранить высокие темпы экономического роста в условиях глобального кризиса Азербайджану удалось не только за счет мощного подъема в нефтяном секторе, но и благодаря проведению эффективных антикризисных мер.
Следовательно, для более устойчивого развития Азербайджана в посткризисный период стране необходимо преодолевать очень высокую зависимость экспорта и баланса бюджета от цен на нефть. Ускорение структурных реформ, диверсификация национальной экономики Азербайджана, улучшение условий для бизнеса, расширение налоговой базы, привлечение иностранных инвестиций в ненефтяной сектор, укрепление банковской системы остаются приоритетными направлениями развития страны
Приобретение независимости Азербайджанской Республикой было необходимо, с точки зрения, избрания светской страной, которая в последующем стала членом многих международных экономических организаций. Вступление Азербайджана в Международный Валютный Фонд в сентябре 1992 года, стало главным событием того, что кредиты предоставлялись фактически в обмен на обязательства по реформированию экономики в рамках различных социально-экономических программ. Надо отметить, что МВФ, выдвигая определенные условия перед правительством в рамках кредитования,
помогал стране решать определенные экономические проблемы. Азербайджан тесно сотрудничал с МВФ, брал кредиты для поддержания платежного баланса страны, которая находилась в начале 1990-х годов в тяжелой экономической ситуации.
Азербайджанская Республика, привлекая кредиты этой структуры, осуществляла техническую помощь в целях получения консультационного содействия. За пройденные годы в страны накопились огромные достижения в построении институциона-ально-демократических институтов для свободной рыночной экономики. Стабильно-устойчивое экономическое развитие создало прочную фундаментальную основу для демократических реформ и борьбы с нерешенными социально-экономическими проблемами.
Важным является четкое распределение функций и сфер деятельности между государственными организационными структурами - Министерством финансов Азербайджанской Республики, Центральным банком Азербайджанской Республики, Министерством экономического развития Азербайджанской Республики. Организационные структуры, от деятельности которых зависит развитие сотрудничества с международными финансовыми организациями, должны иметь четкую программу деятельности, которая, в свою очередь, требует постоянной координации в соответствии с четко определенными государственными стратегическими приоритетами.
Взаимные отношения Азербайджана с международными финансово-кредитными организациями являются очень важными не только для текущего состояния развития государства, но и создания возможностей построения долгосрочной модели устойчивого социально - экономического развития.
Прежде всего, надо отметить, что сотрудничество с международными финансовыми организациями создает путь к интеграции Азербайджана в международные экономические и политические отношения. Центром в приоритетном направлении явилось формирование рыночной системы хозяйства, которая основана на рыночных началах модельного взаимоотношения с зарубежными партнерами и кредиторами. Важным требованием к реализованности данных программ должна выступать интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Стратегия взаимных отношений Азербайджана с международными финансово-кредитными организациями должна строиться с учетом современного состояния местной экономики.
Важно отметить, что особенностью является и концептуальная основа определенности, а именно, подключение модели сотрудничества с международными финансовыми организациями и частными кредиторами в общую модель социально-экономического развития. Данная стратегия взаимных отношений Азербайджана с международными финансово-кредитными организациями является необхо-
димостью четкого определения формы продолжения сотрудничества.
Последние годы показывают возможные изменения самих принципов взаимоотношений с международными финансовыми организациями. Возможностью такого направления является построение отношений Азербайджана с международными финансовыми организациями, что, в свою очередь, явилось трансформацией от непосредственного получения финансовых ресурсов к получению консультативной поддержки от этих учреждений.
Трансформация определенных условий современного развития Министерством финансов Азербайджана является в качестве обязательной предпосылки для улучшения ситуации с использованием заемных средств, требующих проведения общей структурной реформы. Таким образом, трансформация поможет открыть путь к использованию рационального потенциала нашей страны. Поэтому данную задачу необходимо осуществлять при помощи апробированных мировой практикой критериев и задач в соответствии с современным ходом мирового процесса.
Принципы защиты государственных интересов Азербайджана в отношениях с международными финансовыми организациями опираются на приоритеты долгосрочных целей социального, политического и экономического развития. Практический опыт многих стран мира с рыночной трансформацией, а также и опыт Азербайджана, еще раз свидетельствуют о том, что заемные кредиты международных финансово - кредитных организаций активно оказывают содействие решению различных финансовых и других проблем.
Литература
1. Статистические показатели Азербайджана 2013: стат. сборник. Баку, 2017. 2. Концепция развития "Азербайджан - 2020: взгляд в будущее" // Официальный сайт Президента Азербайджана Ильхама Алиева. URL: http://www.president.az/files/future ru.pdf. 3. Кулиев Р. Финансовый рынок Азербайджана: современное состояние и перспективы развития. Вестник Киевского национального ун-та имени Т. Шевченко. Экономика. 2014. №1(154). URL: http://cyber leninka.ru/article/n/finansovyy-rynok-azerbaydzhana-sov remennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya.
References
1. Statisticheskiye pokazateli Azerbaydzhana 2013 [Statistical indicators of Azerbaijan 2013: stat. compilation. Baku]. Baku, State Statistics Committee of Azerbaijan
2. Kontseptsiya razvitiya "Azerbaydzhan - 2020: vzglyad v budushcheye" [The concept of development "Azerbaijan - 2020: A Look into the Future"]. Ofitsial'nyy sayt Prezidenta Azerbaydzhana Il'khama Aliyeva - Official site of the President of Azerbaijan, Ilham Aliyev. Retrieved from http://www.president.az/files/future_ ru.pdf [in Russian].
3. Kuliyev R. (2014). Finansovyy rynok Azerbaydzhana: sovremennoye sostoyaniye i perspektivy razvitiya [The financial market of Azerbaijan: current state and development prospects]. Vestnik Kiyevskogo natsional'nogo un-ta imeni T. Shevchenko. Ekonomika - Bulletin of the Kiev National T. Shevchenko University. Economy, 1(154). Retrieved from http://cyberleninka.ru/ article/n/ finanso vyy-rynok-azerbaydzhana-sovremennoe-sostoyanie-i-per spektivy-razvitiya [in Russian].
Мусаева Н. Р. Динамiчний розвиток iiaiiioiia-льноТ економжи АзербайджанськоТ Республши
У статп ввдзначаеться, що ствпраця з мiжнарод-ними фшансовими оргашзащями створюе шлях до ш-теграци Азербайджану в мiжнароднi eKOHOMi4Hi i поль тичнi вiдносини. Центром в приоритетному напрямку стало формування ринково! системи господарства, яка заснована на ринкових засадах модельних взаемоввд-носин iз зарубiжними партнерами i кредиторами.
Таким чином, важливою вимогою до реалiзацii даних програм мае виступати iнтеграцiя нацiональноi економiки в свiтове господарство.
Ключовi слова: нацюнальна економiка, трансфор-мацiя, модель сучасного суспiльства, реформування, кредити.
Мусаева Н. Р. Динамическое развитие национальной экономики Азербайджанской Республики
В статье отмечается, что сотрудничество с международными финансовыми организациями создает путь к интеграции Азербайджана в международные экономические и политические отношения. Центром в приоритетном направлении явилось формирование рыночной системы хозяйства, которая основана на рыночных началах модельного взаимоотношения с зарубежными партнерами и кредиторами.
Таким образом, важным требованием к реализо-ванности данных программ должна выступать интеграция национальной экономики в мировое хозяйство.
Ключевые слова: национальная экономика, трансформация, модель современного общества, реформирование, кредиты.
Musayeva N. Priority Advocacy and Development of the Republic of Azerbaijan
In the article notes that cooperating with international financial organizations creates the path to the integration of Azerbaijan into international economic and political relations. The focus in the priority direction was the formation of a market economic system, which is based on the market principles of the model relationship with foreign partners and creditors.
Thus, an important requirement for the implementation of these programs should be the integration of the national economy into the world economy.
Keywords: national economy, transformation, model of modern society, reform, loans.
Стаття надшшла до редакци 30.01.2019
Прийнято до друку 28.03.2019