СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗБИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ПРАБА
КРУГЛОВ О.В.
Мэрия г. Ульяновска, начальник отдела целевых программ и инвестиций, 432700, Россия, г. Ульяновск, ул. Кузнецова, 7
Рассмотрены факторы социально-экономического развития муниципальных образований.
Ключевые слова: муниципальное образование; местная экономика; социально-экономическое развитие
Коды классификатора JEL: R 11, R 58
Содержание понятия «местное хозяйство» до сих пор остается дискуссионным. Одни исследователи относят к местному хозяйству только предприятия, учреждения и организации, находящиеся в муниципальной собственности. Другие считают, что в состав местного хозяйства следует включать все без исключения хозяйствующие субъекты, расположенные на территории муниципального образования, независимо от их форм собственности. В том и другом случае приводятся достаточно веские, с точки зрения их авторов, аргументы в защиту своих позиций [1, 2, 3 и др.]. Критика этих точек зрения - дело неблагодарное и чревата нежелательными последствиями, поэтому автор присоединяется к третьему толкованию понятия местного П хозяйства, высказанному, в свое время, известным русским исследователем Л. Велиховым, который реко- I) мендовал при определении содержания понятия «местное хозяйство» учитывать, прежде всего, цель хо- о зяйствующих субъектов. Если их целью является удовлетворение потребностей населения, проживающего ® на территории муниципального образования, то они должны быть включены в состав местного хозяйства. ^ Учитывая эту точку зрения, можно дать следующее толкование понятия: местное хозяйство - это совокуп- а ность предприятий, учреждений и организаций, независимо от их форм собственности, осуществляющих хо- 2 зяйственную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей населения, проживающего на Ш территории муниципального образования. ^
Таким образом, в составе местного хозяйства могут находиться объекты не только муниципальной, но |_ и государственной и частной собственности. При этом следует различать понятия «местное хозяйство» и щ «муниципальное хозяйство». □
Содержание понятия местного хозяйства шире, чем муниципальное хозяйство, так как оно включает в ^ себя объекты государственной и частной собственности. Эти объекты хотя и не входят в состав муниципальной собственности, но также включены в сферу процесса управления со стороны органов местного самоуправления. Законодатель достаточно полно установил формы и методы управления этими объектами со стороны муниципальных образований. В основном управление ими производится с помощью договоров и соглашений, направленных на объединение усилий всех хозяйствующих субъектов, расположенных на тер- _ ритории муниципального образования, с целью наиболее полного удовлетворения потребностей населения. ® Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие этих предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. В тоже время они не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности
Ш
О о
I—
ф
I— ^
0 а ф
со ^
1
>
О
предприятий, учреждений и организаций не находящимися в муниципальной собственности, за исключени-
I
ем случаев, предусмотренных законами Федерации и субъектов Федерации. ф
Что касается предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, £
то органы местного самоуправления имеют право определять цели, условия и порядок их деятельности, ^
осуществлять регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждать их уставы, назначать и <
увольнять руководителей этих предприятий, учреждений и организаций, заслушивать отчеты об их деятель- о ности. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.
В целом, с полным правом можно говорить об управлении местным хозяйством включая имеющиеся т
и-
о
на территории муниципального образования хозяйствующие субъекты не находящиеся в муниципальной собственности. При этом их управленческая деятельность включает такие функции как координирование
(касается всех предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности), и регулирование (касается только муниципальных предприятий), объединенные общей целью - удовлетворение потреб- х ностей населения. о
В качестве объектов управления, составляющих местное хозяйство, могут выступать, прежде всего, объ- т екты, находящиеся в муниципальной собственности:
- имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, ^ снабжения населения топливом, для освещения улиц поселений; ®
- автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в | границах поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транс- о портных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, пред- о назначенное для их обслуживания; 00
- жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселениях и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;
- пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенное для транспортного обслуживания населения в границах поселения;
- имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;
- имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
- имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;
- имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в ам-булаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
- архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;
- имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
- объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первич-^ ных мер по тушению пожаров;
Ь - библиотеки;
^ - имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей населения услугами ор-X ганизаций культуры;
- объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного значения, расположенные в границах поселения;
- имущество, предназначенное для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;
- имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в Ь том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;
00 - имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
О - имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и со-¡=у держания мест захоронения;
ф - имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных пра-0 вовых актов, иной официальной информации;
ф - земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с феде-ё ральными законами;
о. - обособленные водные объекты на территории поселения; ЕЕ - леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения.
х Кроме того, объектами управления являются также объекты собственности субъектов федерации, пере-ф даваемые в муниципальную собственность:
о - объекты, находящиеся в хозяйственном ведении действующих унитарных предприятий или оперативном управлении действующих учреждений собственности субъекта федерации;
- объекты, находящиеся в хозяйственном ведении унитарных предприятий или оперативном управле-
0 нии учреждений региональной собственности, в отношении которых принято решение о реорганиза-з ции, ликвидации или приватизации;
^ - объекты региональной собственности, находящиеся во владении коммерческих организаций, образо-. ванных в процессе приватизации предприятий, учреждений региональной собственности, стоимость
которых не включена в уставной капитал этих коммерческих организаций;
- региональная собственность, находящаяся во владении и (или) пользовании коммерческих и некоммерческих организаций на основании соответствующих договоров и соглашений, в том числе по дого-
§ ворам аренды:
- унитарные предприятия и учреждения региональной собственности:
£ - филиалы и структурные подразделения унитарных предприятий и учреждений региональной собс-^ твенности;
1 - ценные бумаги;
о - объекты региональной собственности, ранее переданные в управление органам местного самоуправ-ш ления;
- региональная собственность, составляющая ее казну.
о Объектом управления является также сам процесс развития муниципального образования, который ■т представляет собой систему взаимно согласованных по срокам и ресурсам программ и проектов. Отличие Ц этих двух понятий заключается в масштабе производимых изменений и времени, в течение которого проис-° ходят эти изменения, а также в числе исполнителей, участвующих в их реализации. Программа - это более 9 крупный по своему масштабу проект и представляет собой систему взаимно увязанных проектов, каждый О из которых управляется относительно самостоятельно. Например, программа комплексного социально-эко-
Ш
О
номического развития муниципального образования - это система проектов, направленных на достижение поставленной цели.
Степень выполнения программ развития муниципального образования по срокам и качеству исполнения работ постоянно контролируется с целью выявления возникающих проблем и своевременной корректировке плановых заданий.
Таким образом, с полным основанием можно утверждать, что основными функциями процесса управления местным хозяйством являются: планирование, регулирование, координирование и контроль.
Целью процесса управления является поддержание функционирования системы в пределах (рамках) установленных действующими нормативными актами, определяющими цели, задачи, функции, механизм и порядок функционирования системы. Основными функциями процесса управления являются: планирование, регулирование, контроль.
В процессе управления участвуют два взаимосвязанных элемента -управляющая подсистема (субъект управления) и управляемая подсистема (объект управления), т.е. те "кто управляет" и те "кем управляют". Некоторые авторы к управляющей подсистеме относят муниципальное образование в целом, забывая о том, что муниципальное образование - это не подсистема социальной системы, а сама социальная система со всеми присущими ей компонентами. Управлять кем-то или чем-то могут только люди, которые в нашем случае являются частью системы - первым самым главным компонентом, поэтому в качестве управляющих могут выступать коллективы людей или отдельные должностные лица, наделенные властными полномочиями. К ним в системе муниципальных образований могут быть отнесены: население, представительные и исполнительные органы, должностные лица местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления, другие органы и должностные лица.
В качестве управляемой подсистемы в муниципальных образованиях выступает, прежде всего, хозяйство П территории, правильное управление которым обеспечивает удовлетворение потребностей населения муни- ^ ципального образования. О
Управляющие и управляемые подсистемы определяются также в зависимости от иерархии управления. ® Так, на муниципальном предприятии его руководящий состав можно рассматривать в качестве субъекта управления по отношению к цехам, отделам, участкам, бригадам предприятия. Само предприятие можно рассматривать в качестве управляемой подсистемы по отношению к администрации муниципального образования, которая призвана управлять его деятельностью в целом - устанавливать планы, определять номенклатуру изделий, назначать и увольнять его руководителей и т.д. В тоже время администрацию можно рассматривать в качестве управляемой подсистемы по отношению к представительному органу муниципального образования, в исключительном ведении которого, согласно законодательству, находятся, принятие общеобязатель- (д ных правил по предметам ведения муниципального образования. О
Функции процессов организации и управления постоянно выполняются в любой социальной системе не- ^ зависимо от ее предназначения или изменения целей, поэтому их можно назвать общими. Но наряду с ними в каждой социальной системе, в том числе и в муниципальных образованиях, выполняются также и специфические функции, отличающие их от других социальных систем. Полный перечень этих функций выявляется путем построения так называемого "дерева целей", представляющего собой многоуровневую схему, на первом уровне которой определяется главная цель системы; на втором уровне указываются подцели как средства достижения о. главной цели; на третьем уровне показываются средства - подцели выполнения каждой цели второго уровня и ® так далее до тех пор, пока очередной уровень целей начинает отвечать не на вопрос "что делать", как очередной функции системы, а на вопрос "как делать", что характеризует уже не направления деятельности (функции), а ^ формы и методы их выполнения. На этом построение "дерева целей" заканчивается. ^
"Дерево целей" муниципального образования строится на основании Конституции РФ, законов Федерации, Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных документов министерств и ве- ш домств РФ и субъектов Федерации, а также нормативных документов, принимаемых самими муниципальными £ образованиями в рамках действующего законодательства. Из этих документов выбираются мысли, связанные ^
О о
I—
ш
0
1_
0
1_
о
с деятельностью муниципальных образований и переноситься в структуру "дерева целей" дополняя его тре- ^ бованиями различных отраслей хозяйства, облеченных в форму нормативных установлений. Процесс этот, о по-видимому, бесконечен по времени как бесконечен путь совершенствования социальных систем, определяемый постоянным ростом потребностей людей. Благодаря этому будет расширяться перечень предметов ведения местного самоуправления, приведенный в статье 6 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", т.е. постоянно будет дополняться, и уточняться со
перечень специфических функций муниципальных образований. ^
Кроме общих и специфических в социальных системах есть еще одна группа функций, которую можно о
рассматривать в качестве непременных условий выполнения других функций. К ним относятся следующие ^
функции: I
1. Разделение труда о
2. Формы и методы труда т
3. Организация работы с кадрами
4.Стимулирование о
5. Нормирование ^
6. Организация и обслуживание рабочих, мест. |
После определения цели, процессов и функций необходимо формулировать принципы деятельности сис- о
темы. Правильно выбранные принципы - гарантия успешной деятельности социальной системы. Неверно о
выбранные принципы неизбежно приводят к полному разрушению системы. О