ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 93/94
Т.А. Титовская
студентка 4 курса ИГУ г. Иркутск, РФ Е-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. В ТРУДАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СИБИРСКОГО ОБЛАСТНИЧЕСТВА
Аннотация
В данной работе рассматриваются труды представителей сибирского областничества, посвященные коренным народам Сибири. В статье изложены актуальные проблемы инородческого населения второй половины XIX в., особое внимание в исследовании уделено проблемным вопросам, касающиеся социально-экономической жизни аборигенов Сибири.
Ключевые слова:
Сибирь, Инородцы, Областничество, Автономисты, Промыслы, Купечество, Рынок, Торговля, Кабала.
Annotation
This article concerns the works of representatives of the Siberian region, dedicated to the indigenous peoples of Siberia.
The article outlines the current problems of the non-native population of the second half of the 19th century, the main focus in the research on issues of concern related to the socio-economic life of the Siberian aborigines.
Key words:
Siberia, aliens, regionalism, autonomists, craft, merchants, market, trade, cabala
В настоящее время написано множество трудов, посвященных сибирскому областничеству и, несмотря на значительное число этих работ, подход областников к проблемам коренного населения Сибири и анализ системы ценностей, обусловивших его, не стал еще предметом специального исследования. Между тем, освещение этих вопросов приобретает новую значимость в свете изучения данной проблематики, тем самым привлекает интерес историков и краеведов, а также становится предметом оживленных дискуссий, что и делает актуальным данное исследование.
Областники - сибирские патриоты-автономисты в XIX - начале ХХ вв., неоднократно затрагивали тему «инородческого вопроса» в Сибири. Достаточно указать на фамилии таких представителей движения, как С.С. Шашков, Н.М. Ядринцев, И.И. Серебреников и др. У сибирских областников прослеживаются схожие цели исследования «инородческого вопроса» главные аспекты, которые затрагивали областники касались, прежде всего, вопроса о дальнейшем существовании инородцев и предупреждение вымирания народов, о гражданском равноправии, о духовном развитии и просвещении, а также экономический вопрос связанный с их обеспечением и существованием.
Экономическое состояние аборигенов показывало их уровень развития, экономика затрагивала многие сферы жизни инородцев. Исследования Н.М. Ядринцева показывают, что прослеживались явления вымирания и уменьшения инородцев, связанные с постоянным обеднением инородческих племён, упадком быта, их обнищанием и другими сопутствующими бедствиями. В первую очередь по мнению исследователя, это связано с тем, что русские захватывали у инородцев земельные, рыболовные и другие угодья. Об этом свидетельствовало бедственное положение оленеводов на Севере Сибири, начиная с Мезенского, продолжая Березовским краем и заканчивая Чукоткой. Тяжелая обстановка встречалась и у
березовских остяков-рыболовов, жизнь которых ухудшалась из-за упадка рыболовных промыслов и эксплуатации остяков русскими рыбопромышленниками. В Нарымском крае множество инородцев бросали зверопромышленность и уходили работать к мещанам и купцам [1, с.95-96]. По мнению С.С. Шашкова, большинство инородцев вследствие сделались кабальными работниками купцов, промышленников и крестьян. Кабальники эксплуатировали в пользу кредиторов свои угодья и за это получали от них такую плату, которая позволяла не умереть с голода и заплатить некоторые повинности [2, с.259]. Н.М. Ядринцев писал, что с приходом русских происходит полное обеднение коренных народов из-за упадка промыслов, и подчеркивал, что громадные стада переходили в руки русских промышленников, в Восточной Сибири, вся инородческая зверопромышленность находилась под гнетом купечества [1, с.96]. Экономическое ухудшение инородцев, не смогло не вызвать возмущение со стороны представителей областничества. Сибирские патриоты указывали и на тот факт, что коренные народы и до прихода русских жили не богато, но по крайней мере были сыты, у них были большие стада и угодья. А нынешнее положение инородцев гораздо хуже, чем в прошлом [1, с.98]. Стоит обратить внимание на район размещения инородцев, с приходом русских размещение инородцев становилось довольно суженным и ограниченным, лучшие земли и угодья переходили к русским, коренные народы были сдвинуты на Север и Юг Сибири. Из этого следует, что с уменьшением земельного района для звероловства, охоты, рыбной ловли, с сокращением пастбищ и уменьшениям возможности передвижения сокращались и средства питания. Наблюдалось и естественное истощение запасов и продуктов природы, которыми питались коренные народы, уничтожались животные, количество зверя сократилось, уменьшения эти совпадают с истреблением и с сжиганием лесов, а также жесткой эксплуатацией зверя и рыбы. Если раньше инородец без особого труда добывал себе зверя и рыбу для собственных нужд, то с приходом русских от инородца требовалось добыть нужное количество зверя для себя, семьи, затем для оплаты ясака, других поборов и рынка.
По мнению Н.М. Ядринцева аборигены становились рабами рынка и торговли, которых побуждали к большому истреблению богатств природы, не заботясь о будущих средствах питания [1, с.98]. Инородцы вели не выгодные торговые отношения. Рынок брал у них всё, но не удовлетворял их нужных потребностей. Так, например, вкусы и требования дикаря создавались под влиянием эмоциональных потребностей, зачастую он потакал страстям и детскому увлечению, чаще всего блестящими и дешевыми игрушками, украшениями, за которые готов бы отдать лучшие произведения своего труда, огромное количество пушнины, мяса, тем самым вызывая не равноценную торговлю. Торговля в этом случае для необразованного инородца становилась пагубной. Равносильной торговли с инородцами и не могло бы существовать. Перед инородцем представал богатый рынок со своей разнообразной мануфактурой. Н.М. Ядринцева писал, что дикарь не имел иммунитета к торговому многообразию, он был наивен и глуп, в то время как покупатель был снабжен денежными знаками, меновыми ценностями, кредитом и массой товаров, с торговой стратегией, инородец просто на просто попадался в экономическую ловушку. Именно поэтому, с точки зрения Н.М. Ядринцева европейский рынок делал инородца рабом, не поднимая его культурной и экономической жизни. Чем дальше в отдалении племя было от города, тем более встречало затруднения в сбыте и тем сильнее подчинялось влиянию торговцев. Сибирские аборигены, попавшиеся в ловушку к торговцам, не могли избежать зависимости, познакомившись с хлебом, табаком, порохом и железом, они постоянно требовали их и получали эти предметы по неимоверной цене, им приходилось все продавать и истощать все свои средства, но получая эти предметы их потребность оставалась неудовлетворенной. Нужда заставляла забирать в долг, а потом отдавать весь свой товар за цену, которую произвольно назначал торговец. Те, инородцы, которые сталкивались с цивилизацией терпели бедствие [1, с.103].
Положение аборигенного населения ухудшилось с приездом в Восточную Сибирь сенатора графа И.Н. Толстого, он узнал, что иркутское купечество, выезжая в инородческие стойбища скупают все лучшие ясачные меха, в последствие в ясак поступают меха низшего сорта. Поэтому купцам было запрещено ездить к инородцам для торговли, им было разрешено приезжать к инородцам только в феврале и с первого июля по первое сентября. Это введенное положение привело к значительному спаду частной торговли с
инородцами, так как многие уходили работать на промыслы. Упадок частной торговли вел за собой ухудшение экономического состояния инородцев. Для того, чтобы отправиться на промысел зверя, орехов, рыбы или птицы, нужно было обеспечить себя и семейство пищей, одеждой месяцев на четыре, порохом, ружьем, свинцом, ловушками и.т.д. Из всех этих предметов казна выдавала инородцу только немного пороху, свинцу и хлеба, из-за этого множество инородцев лишились возможности приобретать необходимые предметы и тем самым были подвергнуты бедности. Многие из инородцев бросали зверопромышленность и уходили на заработки к купцам, мещанам, крестьянам. Все лето приходилось работать, почти за даром, а затем всю зиму он голодовал. Кроме того, с упадком торговли частных лиц, ею начали заниматься официальные лица - смотрители хлебных магазинов. Продажа предписано производилась в обыкновенных случаях за деньги, с наложением 6% в пользу обогащающегося капитала, но в крайних случаях угрожающего голода, предполагалось не только не налагать процента, но и позволялось продавать даже ниже настоящей казенной цены [2, с.267]. Об этом свидетельствуют записки путешественника Г. Павлова. Из воспоминаний путешественник записал, что академику Миддендорфу, пришлось увидеть самых жалких остяцких кочевников у Бахтинского селения. Они приходили к нему дрожавши от холода в лохмотьях и жаловались, на то, что им выдают очень мало хлеба из казенных магазинов [1, с.96]. С.С. Шашков описывал сложившуюся ситуации инородцев с долгами, инородцы тогурского отделения накопили огромные долги за казенный хлеб, порох и свинец, долг составил 9,904 руб. Казенные долги встречались и у березовских инородцев, долги взыскивали с разорительною строгостью. Начальство у березовских инородцев отбирало всю промышленность и присылало в Березов для продажи на аукционе. Все отобранные вещи, меха, орехи продавались по самым низким ценам, а долг продолжал оставаться за должниками [2, с.267]. Помимо этого, задолжавших инородцев начальство отправляло на отработку долгов, так, например, начальство заключило договор с пароходной компанией о поставке дров на пароходы посредством инородцев. Инородцам было предписано отправляться на известные им пункты для рубки дров, у аборигенов ни топоров для рубки дров, ни лошадей, ни телег для возки дров. Долги продолжали расти, в березовском крае в 1850 г. долг за хлеб составлял 12.947 руб., а за 1852 г. - 17.000 руб. большая часть долгов не оплачивалась, но при этом инородцы продолжали набирать хлеб, зная, что никогда не заплатят за него [2, с.267]. Это пагубно сказывалось на их характере и на экономическом состоянии. Инородцы из-за безвыходной ситуации, больших долгов, высоких процентов, обленились и стали рассчитывать только на содержание из казны, чтобы поддержать минимальные потребности, тем самым накапливая больше долгов и попадали в кабалу к купцам и крестьянам.
Таким образом, по мнению представителей сибирского областничества, инородческие племена испытывали тяжелые трудности, связанные прежде всего с присваиванием русскими главных инородческих угодий, рыболовных, земельных и зверопромышленных, из-за чего аборигены вынуждены были уходить на заработки к мещанам и купцам. Сибирские областники писали, что из-за низкого экономического и культурного уровней жизни аборигены попадали под риск вымирания, они накапливали долги и попадали в кабалу к крестьянам и купцам, которые пользовались неограниченным произволом и грабежом в отношении инородцев. Сибирские патриоты в своих трудах призывали к тому, что нельзя мириться с теми условиями, в которых проживают инородцы, что население нужно располагать к себе не хитростью и обманом, а русским хлебом, дешевым товаром, хорошими ярмарками, школами и тогда эти народы, несомненно смогут внести вклад в развитие человеческой цивилизации.
Список использованной литературы:
1. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония: К юбилею трехсотлетия: Современ. положение Сибири; Ее нужды и потребности; Ее прошлое и будущее// СПб, 1882. 477с.
2. Шашков С. С. Исторические этюды // С. С. Шашков: собр. соч. в 2-х т изд. СПб.,1872. Т.2. 330с.
© Александровна Т.А., 2019