Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКОГО РАЙОНА'

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКОГО РАЙОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / СФЕРА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зинина Ольга Вячеславна, Оленцова Юлия Анатольевна

Развитая социально-экономическая инфраструктура - это фундамент высокого качества жизни и удовлетворения главных нужд населения. Такая инфраструктура будет нести в себе области его жизнедеятельности, беря свое начало от бытовых условий и доходя до предоставления образования, услуг здравоохранения, доступ к культуре и досугу, а также к объектам рекреации и спорта. Социально-экономическую инфраструктуру без сомнений можно назвать главной причиной, влияющей на высокое качество и уровень жизни населения, также влияющую на осуществление личностного потенциала и возможностей человека. Нынешнему состоянию социально-экономической инфраструктуры муниципальных образований РФ, можно дать характеристику, как имеющее ряд проблем и не полностью соответствующее нуждам населения. В основном эта сложное состояние касается жителей, проживающих в дальних территориях, небольших городских и поселках. Разница в развитии социально-экономической инфраструктуры вызывает нарушение принципов социальной справедливости, выразившееся в непредоставлении равного доступа к социальным льготам и услугам жителей, проживающим на различных территориях. Развитие социально-экономической инфраструктуры помогает преодолеть территориальную непропорциональность, снизить уровень поляризации в организации необходимого пространства для жителей разных муниципалитетов. Через осуществление этой функции в современных условиях обеспечивается полицентрическая модель развития территорий, преодоление межрегиональных противоречий, деструктивной диспропорции в развитии муниципалитетов, социального неравенства в условиях жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO - ECONOMIC DEVELOPMENT AND MANAGEMENT OF THE URBAN DISTRICT

A developed socio-economic infrastructure is the foundation of a high quality of life and satisfaction of the main needs of the population. Such infrastructure will carry the areas of its vital activity, originating from living conditions and reaching the provision of education, health services, access to culture and leisure, as well as recreational and sports facilities. Socio-economic infrastructure can undoubtedly be called the main reason affecting the high quality and standard of living for the population, also affecting the realization of personal potential and human capabilities. The current state of the socio-economic infrastructure of the municipalities in the Russian Federation can be characterized as having a number of problems and not fully meeting the needs of the population. Basically, this difficult condition concerns residents living in remote territories, small towns and villages. The difference in the development of socio-economic infrastructure causes a violation of the principles of social justice, expressed in the failure to provide equal access to social benefits and services to residents living in different territories. The development of socio-economic infrastructure helps to overcome territorial disproportionality, reduce the level of polarization in the organization of the necessary space for residents of different municipalities. Through the implementation of this function in modern conditions, a polycentric model of territorial development is provided, overcoming interregional contradictions, destructive disproportion in the development of municipalities, social inequality in the living conditions of the population.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКОГО РАЙОНА»

УДК 3 11.3 13:303.2. |@ ®® Lce"^

QQJ. |() 57 145/27 1 28482 2022 11 04 08 lfcde^K^ehttps://creativeconm№ns.org/licemes/by-nc/4.0/)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКОГО РАЙОНА

© Автор(ы) 2022

ЗИНИНА Ольга Вячеславна, кандидат экономических наук, доцент кафедры Управление инновациями

МИРЭА - Российский технологический университет, РТУ МИРЭА 119454, Россия, Москва, [email protected]

SPIN: 4443-9854 Author ID:156091 ORCID: 0000-0002-5564-9267 Scopus ID: 57193316817

ОЛЕНЦОВА Юлия Анатольевна, старший преподаватель кафедры Менеджмент в АПК Красноярский государственный аграрный университет 660049, Россия, Красноярск, [email protected]

SPIN: 7811-2171 Author ID: 829280 ORCID: 0000-0001-7171-9168 Scopus ID: 57209779676

Аннотация. Развитая социально-экономическая инфраструктура - это фундамент высокого качества жизни и удовлетворения главных нужд населения. Такая инфраструктура будет нести в себе области его жизнедеятельности, беря свое начало от бытовых условий и доходя до предоставления образования, услуг здравоохранения, доступ к культуре и досугу, а также к объектам рекреации и спорта. Социально-экономическую инфраструктуру без сомнений можно назвать главной причиной, влияющей на высокое качество и уровень жизни населения, также влияющую на осуществление личностного потенциала и возможностей человека. Нынешнему состоянию социально-экономической инфраструктуры муниципальных образований РФ можно дать характеристику, как имеющее ряд проблем и не полностью соответствующее нуждам населения. В основном эта сложное состояние касается жителей, проживающих в дальних территориях, небольших городских и поселках. Разница в развитии социально-экономической инфраструктуры вызывает нарушение принципов социальной справедливости, выразившееся в непредоставлении равного доступа к социальным льготам и услугам жителей, проживающим на различных территориях. Развитие социально-экономической инфраструктуры помогает преодолеть территориальную непропорциональность, снизить уровень поляризации в организации необходимого пространства для жителей разных муниципалитетов. Через осуществление этой функции в современных условиях обеспечивается полицентрическая модель развития территорий, преодоление межрегиональных противоречий, деструктивной диспропорции в развитии муниципалитетов, социального неравенства в условиях жизни населения.

Ключевые слова: социально-экономическая инфраструктура, городская среда, сфера муниципального образования, прогнозирование, характеристика района, перспективы развития.

SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT AND MANAGEMENT OF THE URBAN DISTRICT

© The Author(s) 2022

ZININA Olga Vyacheslavna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Innovation Management Department MIREA — Russian Technological University, RTUMIREA 119454, Russia, Moscow, [email protected] OLENTSOVA Julia Anatolievna, Senior lecturer of the Department of Management in Agriculture Krasnoyarsk State Agrarian University 660049, Russia, Krasnoyarsk, [email protected] _ Abstract. A developed socio-economic infrastructure is the foundation of a high quality of life and satisfaction of the main needs of the population. Such infrastructure will carry the areas of its vital activity, originating from living conditions and reaching the provision of education, health services, access to culture and leisure, as well as recreational and sports facilities. Socio-economic infrastructure can undoubtedly be called the main reason affecting the high quality and standard of living for the population, also affecting the realization of personal potential and human capabilities. The current state of the socio-economic infrastructure of the municipalities in the Russian Federation can be characterized as having a number of problems and not fully meeting the needs of the population. Basically, this difficult condition concerns residents living in remote territories, small towns and villages. The difference in the development of socio-economic infrastructure causes a violation of the principles of social justice, expressed in the failure to provide equal access to social benefits and services to residents living in different territories. The development of socio-economic infrastructure helps to overcome territorial disproportionality, reduce the level of polarization in the organization of the necessary space for residents of different municipalities. Through the implementation of this function in modern conditions, a polycentric model of territorial development is provided, overcoming interregional contradictions, destructive disproportion in the development of municipalities, social inequality in the living conditions of the population.

Keywords: socio-economic infrastructure, urban environment, municipal education, forecasting, characteristics of the district, development prospects.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Несмотря на изменения в положительную сторону, произошедшие в последние годы в ходе реализации государственных целевых программ и важных наци-

ональных проектов, направленных на социально-экономическое развитие регионов, участниками которых стали различные типы муниципальных образований, все же нерешенными остаются такие проблемы, как дифференциация социально-экономического развития территорий, неэффективная деятельность органов власти

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2022. T. 11. № 4(41) e-ISSN: 2712-S4S2

различных уровней, сокращение социальных программ для малых муниципальных образований. В данной работе также отмечена актуальность проблем, связанных с развитием социально-экономической инфраструктуры муниципальных образований.

В связи с этим необходимо создавать условия, направленные на то, чтобы выравнивать уровень развития социально-экономической инфраструктуры на разных уровнях муниципальных образований, повышать эффективность деятельности органов власти разных уровней, в пределах их полномочий в данной сфере. Таким образом, определяется большая народнохозяйственная задача, которая касается развития социальной инфраструктуры и которая требует ее научно-обоснованное решение, включающее и вопросы по управлению этим развитием. Этим и обуславливается актуальность темы данной работы [1-3].

Анализ последних исследований и публикаций.

На сегодня базу исследования составили труды ученых в области социального развития, социальной политики, среди которых можно отметить работы И.Г. Тарента «Социальная политика государства», В.А. Рубан «Проблемы развития социальной инфраструктуры региона», Е.В. Безуглой «Значение социальной инфраструктуры для социально-экономического развития региона» и др. По мнению многих ученых в данной сфере, формулировка понятия «социально-экономической инфраструктуры» является попыткой более четкого фиксирования той области исследований и практики, связанных со сферами жизни, которые дают необходимый уровень благосостояния, услуг и качества жизни за пределами материальной сферы производства. Это позволяет сделать вывод о недостаточности изученности социальной инфраструктуры как комплексного объекта, который выполняет достаточно важные функции, связанные с повседневной жизнью чуть ли не каждого человека. Исследования социальной инфраструктуры рассматривают отдельные проблемы, отдельные отрасли или группы отраслей этой важнейшей сферы [4-6].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи.

Цель данной работы: найти возможности социально-экономического развития и эффективного управления городским районом. Для достижения вышеуказанной цели определены следующие задачи:

• рассмотреть понятие социально-экономической инфраструктуры и ее основные элементы;

• определить роль, цели, и задачи муниципального образования в управлении социально-экономической инфраструктурой;

• изучить механизмы муниципального управления отраслями социально-экономической сферы;

• выявить особенности и проблемы функционирования социально-экономической инфраструктуры в различных типах муниципальных образований РФ.

Предложенные пути совершенствования механизмов развития социально-экономической инфраструктуры могут быть частично использованы при разработке муниципальными образованиями комплексных программ развития территории, при составлении плана по развитию объектов социально-экономической инфраструктуры.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии.

Российская Федерация является обладательницей разнообразных географических, природно-климатических и иных естественных условий, и во всем мире трудно найти страну со столь резкими контрастами результатов территориального социально-экономического развития. В научной экономике и практике подчеркивается значение фактора дифференциации при анализе развития экономических субъектов РФ - районов, округов и др. Еще больше различий наблюдается в муниципаль-

ных образованиях: примечательно, что резкие контрасты наблюдаются в пределах одних и тех же республик (областей, краев) и административных районов.

В качестве фактора территориальной дифференциации можно использовать не только географическое положение, но и тип муниципального образования. Муниципальные образования Российской Федерации характеризуются большой степенью многообразия с точки зрения правового статуса, функциональных целей и количества жителей. Существуют значительные различия между сельскими и городскими поселениями.

Таблица 1 - Оценка уровня развития основных элементов социальной инфраструктуры муниципальных образований РФ

% руководителей местных органов власти, давших неудовлетворительную оценку Вариационный размах

Муницип альньш район Городской округ Городское поселение Сельское поселение

Медицинское обеспечение 5,7 4,4 21,4 13,1 17

Дошкольное u среднее образование 2,8 1,1 2,4 18,5 17,4

Социальная поддержка 0,7 0 2,4 3,3 3ß

Физическая культура и спорт 5 5,6 9,5 7,7 4,5

Культурно- досуговая сфера 2,8 2,2 7 Л 21,7 19,5

Связь между типом города и уровнем развития социально-экономической инфраструктуры особенно очевидна в ответах руководителей местных органов власти при оценке сфер образования, медицинского обслуживания, социальной поддержки граждан, спорта и спортивной культуры (таблица 2).

При оценке комплекса социально-экономической инфраструктуры, такой как образование, медицинское обслуживание, культура и досуг, наблюдался наибольший вариационный размах. Это свидетельствует о том, что наблюдается негативная тенденция в развитии этих направлений социально-экономической инфраструктуры в сельских населенных пунктах.

Настолько высокий контраст, сложившийся в социально-экономическом развитии муниципальных образований разных типов, и приводит к тому, что субъекты РФ не способны в полном объеме профинансировать объекты социальной инфраструктуры и выполнить социальные обязательства государства. При этом можно наблюдать, что нарушается принцип равной доступности социальных благ и услуг населением даже на уровне минимальных гарантий [7-9].

Общими характеристиками обладают все элементы, относящиеся к традиционной социальной инфраструктуре - близость к потребителям и территориальной привязанностью.

На данном этапе определяющими в сети социальных учреждений является в основном территориальный фактор. Еще раз обратим внимание, что в большинстве регионов остро стоит проблема вымирания сельских поселений.

Несмотря на то, что благодаря реализации национальных проектов и государственных и региональных программ состояние инфраструктуры и работа по определенным направлениям заметно улучшается во многих муниципальных образованиях, на сегодня только у небольшой части муниципалитетов видна тенденция к постепенному повышению уровня функционирования. Дальнейшее повышение уровня большинства муниципальных образований будет наблюдаться в достаточной отдаленной перспективе.

Поэтому немаловажно определять наиболее удачно развивающиеся регионы и муниципальные образования, чтобы они служили в качестве ориентира в стратегическом планировании.

Постоянная модернизация технологической базы отрасли здравоохранения, развитие медицинской науки и образования, улучшение кадрового состава здравоохранения позволят улучшить показатели здоровья населения и работу медицинских учреждений. Запланированные показатели предусматривается достигнуть через увеличение доли государственных расходов на развитие здравоохранения.

В образовательной области в Стратегии 2025 поставлена цель повысить доступность качественного образования, которое соответствует инновационному развитию экономики, современным общественным потребностям. Для реализации данных целей предполагается решение задач, представленных на рисунке 1.

человек (таблица 2).

Основные задачи для реализации целен в области образования

Обеспечить инновационный характер основного образования

Модернизировать институты образования как инструменты социального развития

Создать современную систему непрерывного образования, подготовки!! переподготовки профессиональных кадров

Рисунок 2 — Рейтинг 10-ти лучших районов Москвы

Управление районом осуществляется управой района Раменки и прочими районными органами власти. Таблица 2 - Численность населения района Раменки

2017 2019 201? 2020 2021 2022

/"137 093 /■139 127 Я141 610 /"142 359 /"142 533 М41 754

Сформировать механизмы оценки качества и востребованностиобразовательныхуслуг с участием потребителей, участвовать в мевдународных сопоставительныхисследованиях

Рисунок 1 — Основные задачи для реализации целей в области образования

В целом, в ходе анализа состояния социально-экономической инфраструктуры муниципальных образований на территории РФ были выявлены особенности и проблемы функционирования социально-экономической инфраструктуры в различных типах муниципальных образований РФ: резкие контрасты результатов территориального социально-экономического развития; значительные различия между сельскими и городскими поселениями; падение качества и доступности услуг, а также сокращение численности учреждений социально-экономической инфраструктуры в сельских поселениях; неспособность субъектов РФ в полном объеме профинансировать объекты социально-экономической инфраструктуры [10-12].

Изучение государственной политики развития социально-экономической инфраструктуры муниципальных образований РФ до 2025 года позволило сделать вывод о том, что одним из важнейших направлений общегосударственной социально-экономической политики является формирование единого социального пространства, цель которого сгладить межрегиональные различия. Однако любую методику стоит рассматривать применительно к конкретной территории. Далее результатуы научного исследования проиллюстрируем на примере конкретного района.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Раменки - район в Москве, который расположен в Западном административном округе. По различным данным, район занимает 4-е место в рейтинге, составленном через комплексную оценку качества жизни на основе данных по социальной инфраструктуре, транспортной доступности, качеству застройки среди районов Москвы (рисунок 2).

Район Раменки находится в составе 13-и районов Западного административного округа города Москвы. Он охватывает площадь в 1 876 гектаров, на которой находится 37 улиц и 5 станций метрополитена («Воробьёвы горы», «Университет», «Раменки», «Мичуринский проспект» и «Ломоносовский проспект»).

Территориально располагается примерно на западе -юго-западе города.

Численность проживающего на территории населения на 2022 г. по данным Росстат составляет 141,7 тысяч

В районе Раменки достаточно хорошо развита социально-экономическая инфраструктура (таблица 4). На территории района действуют 8 учреждений здравоохранения - 3 больничных учреждения, 3 поликлиники для взрослых, 2 детские поликлиники. За последние 3 года в нескольких из них проведен ремонт и работы по благоустройству. Данными учреждениями в последние годы продолжалась большая работа, направленная на реализацию национального проекта «Здоровье», а также государственной программы «Столичное здравоохранение».

В районе большое значение уделяется развитию образовательного пространства в целом и заботе о каждом ребенке в частности. Сеть дошкольных образовательных учреждений района включает 17 детских садов. Они предоставляют широкий спектр образовательных услуг, учитывающий различные возрастные и индивидуальные особенности детей, а также возможности и потребности семей. На территории района функционируют 13 общеобразовательных школ, а также 4 учреждения дополнительного образования, созданных в рамках реализации государственной программы «Столичное образование». За техническим и санитарным состоянием спортплощадок и малых спортивных форм специалистами администрации муниципального округа и управы района регулярно проводится контроль.

Можно сделать вывод о благополучном состоянии района, что не исключает проблем. Следует отметить некоторые особенности социально-экономической инфраструктуры района Раменки. В рамках реализации программы комплексного социально-экономического развития района в районе проводится конкретная работа, которая направлена на то, чтобы решить конкретные задачи, связанные с жизнеобеспечением района. В целях исполнения государственной программы «Социальная поддержка жителей города Москвы», приоритетным направлением в работе района является социальная поддержка населения района. В Раменках функционируют 2 учреждения социального обслуживания населения - центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, учреждение для детей-инвалидов.

Как уже было отмечено ранее, в районе достаточно хорошо развита социально-экономическая инфраструктура. Несмотря на это, все же существуют определенные проблемы. Многие учреждения социально-экономической сферы нуждаются в ремонте и обновлении материально-технической базы.

В районе в 2022 году ведется и будет продолжаться строительство стратегических объектов, ежегодно увеличивается количество новых жилых кварталов. Это обозначает, что количество населения на террито-

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2G22. T. 11. № 4(41) e-ISSN: 2712-S4S2

рии будет стремительно расти. В связи с этим в районе Раменки увеличивается численность обслуживаемого учреждениями социально-экономической сферы населения, появляются очереди в учреждениях здравоохранения, очередей в учреждения дошкольного и среднего общего образования.

В настоящее время в наибольшей степени застраивающимся является Мичуринский проспект и прилегающая к нему территория. Практически завершена районная программа по сносу. Освободившиеся площадки активно застраиваются жильем по индивидуальным проектам, в то же время начинают функционирование новые объекты инфраструктуры, в том числе новые корпуса МГУ им. Ломоносова.

В то же время в ходе анализа были выявлены проблемные направления социально-экономического развития района Раменки: нехватка медицинских, спортивных учреждений и несанкционированная торговля на территории района.

1. Одной из проблем, которые можно выделить на территории района Раменки, является несанкционированная торговля.

Несанкционированная торговля в неустановленных местах является противозаконной деятельностью, которая направлена на получение прибыли без оформления соответствующих разрешающих документов и отчисления налоговых сборов.

Такие торговые точки обычно появляются из-за невозможности или сложности получить желаемое место для торговли, но большинство привлекательных мест на улице принадлежит муниципалитету. Обычно такие точки торговли расположены на набережных, подземных переходах, в парках и других местах скопления людей. Свободная торговля в таких местах запрещена. К примеру, для Москвы это прописано в ст. 4 Закона № 29 от 09.12.1998.

Первая причина, по которой несанкционированная торговля негативно сказывается на имидже района, -это внешний вид, который дает такая торговля, ведь она ведется с помощью подручных средств - коробок, деревянных ящиков, которые обычно находят в мусорных бачках, складных столах, выставляемых на маршрутах с высоким пассажиропотоком, часто торговля ведется прямо с земли.

Второе важная причина - это то, что данная торговля может быть небезопасна для жизни и здоровья потребителей, так как не соблюдаются самые простые санитарные нормы и разумеется, что документов, удостоверяющих безопасность товара, у торговцев нет, как и естественно медицинских книжек, подтверждающих их здоровье.

2. Учреждения здравоохранения в районе Раменки также испытывают проблемы, связанные с увеличением численности обслуживаемого населения, следствием которого являются образующиеся очереди. Количество учреждений здравоохранения в районе в последние годы не становится больше, а приток новых жителей с каждым годом растет, отсюда появляются все большие очереди в здравоохранительных учреждениях. Для наглядности можно сравнить количество больниц и поликлиник района Раменки с другими районами (Марьино и Ясенево). Сравнение произведено в таблице 3.

Таблица 3 - Сравнение количества больниц и поликлиник района Раменки и других районов

Показатель Раменки Марьино Ясенево

Больницы (детские) 1 3 2

Поликлиники (детские) 5(2) 12(8) 8 (3)

Численность населения, тыс. 141,7 252,6 179,1

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что в районе Раменки относительно его населения до-

вольно мало больниц и поликлиник, что, в свою очередь, создает неудобства населению, так как из-за этого появляются очереди.

На территории района Раменки ранее была расположена больница (Мичуринский просп., д. 56), которая уже как несколько лет снесена и взамен которой не было построено новых больниц, а на ее месте теперь располагается ЖК «Небо».

3. Также в ходе анализа было выяснено, что на районе отсутствуют спортивные объекты, а те, что имеются, нуждаются в реконструкции. Так, например, по адресу улица Раменки, д. 19 располагается «Московская Федерация Тхэквондо» и Детская школа танцев, но здание уже устарело и нуждается в замене (снос и строительство нового здания), ведь оно не соответствует современным стандартам. В целом - это часто встречающиеся проблемы любого крупного города РФ.

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.

Далее представлены меры по повышению социально-экономической эффективности в виде блок-схемы (рисунок 3):

С

Социально-экономическое развитие и управление районом Раменки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

>

Социальное направление Экономическое направление

Разработка конкретных мероприятий

Постройка здравоохранительных учреждений Создание новых спортивных объектов Предотвращение несанкционированной торговли

С

Поиск источников финансирования

J

Рисунок 3 - Блок-схема мероприятий по повышению социально-экономической эффективности

Нехватка государственных учреждения здравоохранения одна из главных социальных проблем района Раменки. Из-за отсутствия необходимого количества здравоохранительных учреждений в больницах и поликлиниках бывают большие очереди, в которых иногда приходится ждать по несколько часов. Более того, после появления пандемии COVID-19 данная проблема стала особо актуальной, ведь число пациентов увеличилось в разы, и нагрузка на врачей стала просто огромной, из-за чего обычного количества сотрудников стало не хватать [12-15].

На сегодняшний день ситуация с COVID-19 стала менее острой, но очереди в здравоохранительных учреждениях в районе Раменки остались неизменными.

Хоть в Раменках и идет развитие учреждений здравоохранения, к примеру, в 2019 году Поликлиника № 209 (ул. Раменки, д. 29) получила три новых аппарата УЗИ. А в 2020 году был запланирован капитальный ремонт ее филиала № 2 по адресу: ул. Мосфильмовская, д. 29 А., однако это не решает проблему постоянных очередей.

Для решения данной проблемы можно предложить постройку новой больницы и поликлиники на территории района. Данные здравоохранительные учреждения должны быть построены как для взрослых, так и для детей.

При постройке новых здравоохранительных учреждений необходимо, чтобы они соответствовали последним государственным стандартам, а также, чтобы они могли принимать достаточное количество пациентов, ведь в последние годы, помимо увеличения численности населения района, все активней сюда направляются

люди из других районов и из их здравоохранительных учреждений. Кроме того, количество пациентов увеличивается и из-за того, что единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС) становится все популярнее, и через которую по направлениям врачей можно записываться и в другие больницы и поликлиники, даже не находящихся по месту привязки граждан. Это в свою очередь создает еще большую нагрузку на врачей и увеличение очередей к ним [16-19].

Также для разгрузки очередей в больницах и поликлиниках можно открыть павильоны из программы «Здоровая Москва», в рамках которой любой желающий может проверить свое здоровье в прогулочных парках.

Программа «Здоровая Москва» и единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС) являются очень удачными проектами города Москвы. Стоит отметить, что выявленные проблемы являются универсальными для любого крупного города на территории РФ. Перенимая удачный опыт столицы и в целом городов федерального значения, можно в целом повысить качество жизни населения в целом регионов России. При этом те ошибки, которые были допущены и отработаны, можно смело исключать из будущей практики.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования.

Данные мероприятия снимут степень загруженности со здравоохранительных учреждений, а павильоны «Здоровая Москва» ликвидируют сомнения пациентов о необходимости посещения поликлиник без действительной причины, а это, в свою очередь, положительно повлияет на социально-экономическое развитие района. Данные мероприятия необходимо включить в программу комплексного развития района Раменки.

В сфере физической культуры и спорта нужно отметить, что в районе Раменки нет городских физкультурно-оздоровительных комплексов с бассейном, предоставляющих услуги доступные для льготных категорий граждан. Включение строительства данного комплекса в программу комплексного развития района Раменки поможет детям из многодетных семей, пенсионерам, инвалидам, ветеранам и другим льготным категориям населения района получать доступ к физкультурно-оздоровительным услугам.

Практически полное отсутствие спортивных объектов на территории Раменок является одной из самых острых проблем района. Так, из-за их отсутствия жителям, чтобы записаться самим или записать своих детей на занятия или секции, придется ехать в другие районы или области, а это может быть затратно как по времени, так и по деньгам.

Для предотвращения несанкционированной торговли можно предложить, чтобы управой района Раменки направлялись обращения в отделение Полиции по району Раменки с прошением взять на проверку данные адреса и принять необходимые действия по ликвидации несанкционированной торговой деятельности. Вышеуказанные адреса необходимо взять на патрулирование сотрудниками Полиции, дабы предотвратить дальнейшее развитие подобной деятельности и проверять данные точки несанкционированной торговли пару раз в день.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Строительство новых учреждений социально-экономической инфраструктуры и модернизация действующих требует достаточно большого объема финансовых затрат. На сегодняшний день бюджет района Раменки ограничен и не способен взять на себя полностью расходы на содержание и развитие социально-экономической сферы. Развивать социально-экономическую инфраструктуру невозможно без помощи государства. Некоторые объекты социально-экономической инфраструктуры района Раменки до сих пор имеют высокую степень физического и морального износа, не полно-

стью соответствуют современным требованиям.

Частичное финансирование развития социально-экономической инфраструктуры происходит за счет таких государственных программ, как «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Развитие физической культуры и спорта», «Развитие культуры и туризма», «Социальная поддержка граждан».

Рассмотренный в данном исследовании район является вполне типичным для территории любого города-миллионника России. Часто встречаются аналогичные проблемы, требующие похожих исследований и решений во многих городах.

Несмотря на то, что даже в нынешних условиях реализуются государственные целевые программы и проекты, направленные на социально-экономическое развитие регионов и районов, участниками которых стали различные типы муниципальных образований, все же нерешенными остаются такие проблемы, как дифференциация социально-экономического развития территорий, неэффективная деятельность органов власти различных уровней, сокращение социальных программ для малых муниципальных образований, в связи с чем была определена актуальность данной работы, и цель - развитие и управление социально-экономической инфраструктуры муниципальных образований Российской Федерации и пути ее совершенствования на примере района Раменки ЗАО города Москвы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Глухов В. В. Управление социально-экономическим развитием мегаполиса: методология, принципы, механизмы. — СПб.: СПбГПУ, 2012.

2. Незамова О. А. Основные направления развития АПК Красноярского края / О. А. Незамова // Ресурсосберегающие технологии в агропромышленном комплексе России: Материалы Международной научной конференции, Красноярск, 19 ноября 2020 года. — Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2020. — С. 125-130.

3. Степанова Э. В. Проблемы взаимодействия топ-менеджера и собственника предприятия в России / Э. В. Степанова, А. В. Рожкова // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы международной научно-практической конференции, Красноярск, 16-18 апреля 2019 года / Красноярский государственный аграрный университет. Том Часть 2. — Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2019. — С. 294-297.

4. Пухальский А. Н. Здравоохранение как блок социальной инфраструктуры // Современные проблемы науки и образования. — № 4. — 2014.

5. Незамова О. А. Проблемы интеграции России в общеевропейское образовательное пространство / О. А. Незамова, Н. В. Каменская //Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции, Красноярск, 22—23 апреля 2015 года / Ответственные за выпуск: Е. И. Сорокатая, А. А. Кондрашев. — Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2015. — С. 167-169.

6. Оленцова Ю. А. Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития Красноярского края / Ю. А. Оленцова // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции, Красноярск, 23—27ноября 2015 года. — Красноярск: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-инновационный центр», 2016. — С. 241-244.

7. Незамова О. А. Проблемы социальной политики на селе / О.

A. Незамова // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции, Красноярск, 20—22 апреля 2021 года. Том 2. Часть 2. — Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2021. — С. 131-134.

8. Рожкова А. В. Цифровые технологии в российском образовании / А. В. Рожкова // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции, Красноярск, 21—23 апреля 2020 года / Ответственные за выпуск Е. И. Сорокатая, В. Л. Бопп. — Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2020. — С. 44-47.

9. Незамова О. А. Профессиональное развитие и самоопределение работников АПК в условиях цифровизации / О. А. Незамова // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Красноярск, 15—29 ноября 2021 года. — Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2022. — С. 213-215.

10. Корнилов В. С. Перспективы использования информационного сайта техники сельскохозяйственного назначения / В. С. Корнилов, О.

B. Зинина // Инновационные тенденции развития российской науки : материалы X Международной научно-практической конференция молодых ученых, посвященной Году экологии и 65-летию Красноярского

ГАУ, Красноярск, 22—23 марта 2017года. Том Часть I. - Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2017. - С. 226-227.

11. Незамова О. А. Проблемы импортозамещения и пути их решения на предприятиях АПК / О. А. Незамова // Проблемы современной аграрной науки: материалы международной заочной научной конференции, Красноярск, 15 октября 2017 года. - Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2017. - С. 135-137.

12. Rozhkova A. Improving the Competitiveness of Poultry Farms in the Krasnoyarsk Region of Russia / A. Rozhkova, E. Stepanova //E3S Web of Conferences: International Conference on Efficient Production and Processing (ICEPP-2021), St.Petersburg, 25—26 февраля 2021 года. Vol. 247. - St.Petersburg: Les Ulis Cedex A, 2021. - P. 01026. - DOI 10.1051/ e3sconf/202124701026.

13. Software system for supporting the decision-making on the investments / V. S. Tynchenko, V. V. Kukartsev, V. E. Petrenko [et al.] //Journal of Physics: Conference Series: 2020 International Conference on Information Technology in Business and Industry, ITBI 2020, Novosibirsk, 06-08 апреля 2020 года. Vol. 1661. - BRISTOL, ENGLAND: IOP Publishing Ltd, 2020. - P. 012198. - DOI 10.1088/1742-6596/1661/1/012198.

14. Building the strategy for innovative development of industrial enterprises based on network planning methods / A. A. Stupina, O. I. Antamoshkina, I. R. Ruiga [et al.] // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, Krasnoyarsk, 20-21 ноября 2020 года / Krasnoyarsk Science and Technology City Hall.. Vol. 1047. - Krasnoyarsk, Russian Federation: IOP Publishing Ltd, 2021. - P. 12039. - DOI 10.1088/1757-899X/1047/1/012039.

15. Rozhkova A. V., Dalisova N. A. Risk management in the export activities of agricultural enterprises / IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2021. С. 22048.

16. Storage and analysis of natural resources information in various territories / A. S. Mikhalev, V. S. Tynchenko, V. V. Kukartsev [et al.] // Journal of Physics: Conference Series: 2020 International Conference on Information Technology in Business and Industry, ITBI 2020, Novosibirsk, 06-08 апреля 2020 года. - BRISTOL, ENGLAND: IOP Publishing Ltd, 2020. - P. 012181. - DOI 10.1088/1742-6596/1661/1/012181.

17. Zinina O. V. Modern methods of evaluating the efficiency of agricultural enterprises / O. V. Zinina, J. A. Olentsova // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Krasnoyarsk, 18-20 ноября 2020 года / Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Vol. Volume 677. - Krasnoyarsk, Russian Federation: IOP Publishing Ltd, 2021. - P. 22038. - DOI 10.1088/1755-1315/677/2/022038.

18. Digital technologies as a tool for improving the efficiency of the agricultural sector / A. A. Stupina, A. V. Rozhkova, J. A. Olentsova, S. E. Rozhkov // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Krasnoyarsk, 16-19 июня 2021 года / Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering. -Krasnoyarsk: IOP Publishing Ltd, 2021. - P. 22092. - DOI 10.1088/17551315/839/2/022092.

19. Zinina O. V. The controlling in the enterprise and human capital development / O. V. Zinina, Ju. A. Olentsova //Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. - 2021. - Vol. 10. - No 1(34). - P. 159-161. - DOI 10.26140/anie-2021-1001-0037.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests

Received date: 17.11.2022 Revised date: 05.12.2022 Accepted date: 26.12.2022

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2022. T. 11. № 4(41) e-ISSN: 2712-8482

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.