юнктуры. В свою очередь органы государственного управления формируют на этой основе политику в сфере трудовых отношений, в частности:
- общую экономическую политику;
- активную политику на рынке труда.
Задачи общей экономической политики заключаются в создании благоприятных условий для достижения высокой степени занятости. В противоположность ей активная политика в области рынка труда воздействует на предложение рабочей силы.
Эффективность и общей экономической политики, и активной политики на рынке труда проявляется прежде всего в улучшении сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Недостаточность же принимаемых мер ведет к росту напряженности на рынке труда, негативным социально-экономическим последствиям.
Для полноценного функционирования рынка труда требуется развитая инфраструктура. Ее составляют государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий, общественные организации и фонды и другие структуры, обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда.
Литература
1. КашеповА. Экономика и занятость. М., 1999. С. 89.
2. Булгаков В. Экономическая теория. М., 2001. С. 46.
3. Котляр А. Проблемы занятости и рынка труда России в условиях перехода к рыночной экономике. Вып. 1. М., 1996 С. 149
4. Одегов Ю., Руденко Г. // РЭЖ. 2003. № 3.
5. Кулагина Г.Д. Макроэкономическая статистика. М.,1998. С. 56.
Ростовский государственный экономический университет 10 августа 2005 г.
© 2005 г. А.А. Чеченов, З.А. Калов, А.Х. Абрегов, Н.В. Накацева
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ПРОБЛЕМЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
В социально-экономическом развитии Кабардино-Балкарской Республики (КБР) за 2002-2004 гг. и 4 месяца 2005 г. отмечается поступательный рост.
Кабардино-Балкария, вступив в рыночные реформы с худшими, чем в среднем по РФ, стартовыми параметрами, все же обеспечила устойчивый поступательный рост во всех отраслях экономики. Валовой региональный продукт - комплексный показатель, характеризующий уровень экономического развития, в 2002 г. составлял 23,5 млрд р., а в 2004 г. - 32 млрд р. Средний темп прироста ВРП с 2002 по 2004 г. был 5,6 %.
Показатель ВРП в расчете на душу населения также имеет устойчивую тенденцию к повышению. В 2002 г. он составлял 26,2 тыс. р., а в 2004 г. достиг 35,7 тыс. р. В соответствии с прогнозом на 2005 г. объем ВРП достигнет 39,4 млрд р., а производство ВРП в расчете на душу населения -43,9 тыс. р.
Начиная с 1996 г., наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли сельского хозяйства и снижение промышленности в общем объеме ВРП.
Так, на отрасль сельского хозяйства в структуре ВРП приходится более 30 %, а промышленности - около 15 %. Поскольку в соответствии с действующим законодательством налоговая нагрузка (сумма уплачиваемых налогов к объему производства) в сельском хозяйстве составляет менее 1 %, то это обусловливает серьезное отставание от общероссийских значений по показателю «налоговое изъятие», которое является одним из определяющих при расчете суммы трансферта для региона. Так, если в целом по РФ сумма уплачиваемых налогов отраслями экономики к объему валового внутреннего продукта составляет 18 %, то по КБР это составляет около 9 %. Именно этим обстоятельством продиктована в первую очередь высокая дотационность республики, уровень которой в 2004 г. составляет 55 %. Следует подчеркнуть, что в силу различных объективных и субъективных причин этот показатель в последние три года имел тенденцию к повышению.
Средний темп прироста с 2002 по 2004 г. в промышленности составил 3,4 %, в сельском хозяйстве - 5,2, строительстве - 6,6, сфере торговли -14,3 %.
В хозяйственном комплексе республики промышленность занимает доминирующее положение, где формируется до 60 % общей суммы собственных доходов бюджета и создается около 15 % ВРП. Данная отрасль экономики республики насчитывает примерно 170 крупных и средних предприятий и около 300 малых предприятий. Показатели индекса физического объема за последние три года характеризуют отрасль как динамично развивающуюся. Предприятиями промышленности всех форм собственности за 2004 г. произведено продукции, работ и услуг промышленного характера на общую сумму 10284,3 млн р., индекс физического объема составил 107 %. За 4 месяца 2005 г. объем промышленного производства составил 4 млрд р., индекс промышленного производства - 115,3 %.
За последние годы получили развитие важнейшие для экономики страны в целом производства, являющиеся основными поставщиками на рынок России оборудования для нефтедобывающей промышленности, высоковольтных выключателей, деревообрабатывающих станков, электровакуумных приборов, различных видов кабельной продукции, алмазных инструментов, искусственной кожи и пленочных материалов. Введены новые производства в цветной металлургии, промышленности строительных материалов, созданы новые отрасли - нефтяная и фармацевтическая.
Продукция, выпускаемая промышленными предприятиями республики, конкурентоспособна и поставляется в разные регионы РФ.
Однако для отраслей промышленности КБР характерны следующие серьезные проблемы:
- высокая степень износа основных фондов;
- содержание на балансах предприятий большого объема производственных мощностей, не обеспеченных спросом и невозможных к отнесению их в качестве резервных, в том числе на предприятиях, в прошлом ориентированных на заказы военно-промышленного комплекса;
- медленный процесс реформирования предприятий в связи с дефицитом кредитных ресурсов;
- неэффективность производства, что обусловливает убыточность более половины всех промышленных предприятий республики.
Последнее во многом продиктовано тем, что КБР является одной из самых энергодефицитных территорий РФ. На сегодня потребность республики в электроэнергии покрывается за счет поступления из объединенной российской энергосистемы на 80 %, а потребность в газе и нефтепродуктах полностью удовлетворяется за счет поставок из-за пределов республики. В связи с этим уровень тарифов для потребителей на сегодня -самый высокий в ЮФО.
Во внутриотраслевой структуре промышленности республики 32 % приходится на пищевую промышленность, а в ее составе на протяжении последних лет преобладали предприятия, производящие винно-водочную продукцию. Однако большинству из них не удалось решить вопросы качества выпускаемого товара, что способствовало вытеснению их с общероссийского рынка по указанной продукции. В результате количество предприятий этой отрасли сократилось в 1,5 раза, а объемы производства - почти в 2 раза. Сокращение производства подакцизной продукции, кардинальные изменения налогового законодательства на федеральном уровне в 2003 г., по порядку «расщепления» ставки акциза на винно-водочную продукцию между федеральным бюджетом и бюджетами регионов, весьма негативно отразились на бюджетной обеспеченности республики. Так, республика отстает от среднероссийских показателей по расходам бюджета в расчете на душу населения почти в 2,4 раза (в КБР - 7780 р., в РФ - 18340 р.).
Изменения налогового законодательства РФ в пользу федерального бюджета только в 2003 г. повлекли за собой потери бюджета на сумму около 700 млн р., тогда как из федерального бюджета было возмещено лишь 200 млн р. Рост внутреннего государственного долга республиканского бюджета стал серьезным ограничением в привлечении кредитных ресурсов под гарантии Правительства КБР для развития отрасли промышленности в целом.
В республике ведется планомерная работа по созданию собственной базы электроэнергетики и нефтяной отрасли за счет значительных по величине гидроэнергетического потенциала горных рек и ресурсов нефти, разве-
данных на территории республики. Введенная в конце 2001 г. первая очередь каскада Нижне-Черекских ГЭС в 2004 г. выработала 391,4 млн квт. ч. электроэнергии, в результате чего снизилась зависимость республики от внешних поставщиков электричества.
Кабардино-Балкария располагает развитыми транспортными коммуникациями. В республике получили широкое развитие железнодорожный, воздушный и автомобильный виды транспорта, на долю которых приходится свыше 80 % общего объема грузовых перевозок.
Сельскохозяйственное производство - одно из основных отраслей экономики республики, за счет нее формируется свыше 30 % ВРП.
По итогам 2004 г. республика занимает 2-е место среди субъектов ЮФО по объему произведенной валовой продукции сельского хозяйства в расчете на душу населения. Составляя от общей численности населения ЮФО 4,1 %, она производит 6,1 % данной продукции региона. По площади же пашни, приходящейся на душу населения, во всех категориях хозяйств, КБР находится лишь на 7-ом месте по ЮФО, что составляет 0,35 га в пересчете на душу населения.
В растениеводстве развито производство зерновых, подсолнечника, овощей, картофеля, плодов и винограда, в животноводстве - молочное и мясное скотоводство, овцеводство и птицеводство.
В январе - апреле 2005 г. объем продукции сельского хозяйства всех категорий хозяйств составил 2,8 млрд р., или 104 % к соответствующему периоду прошлого года.
Доля производства некоторых видов продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, например консервов, водки, минеральной воды, в общем объеме производства по РФ превышает 2 % (по консервам -2,84 %, по водке - 5 %, по минеральной воде - 5,2 %). А доля производства в республике халвы в общем объеме производстве ее по РФ достигает 40 %.
Однако для подавляющего большинства предприятий отрасли характерны неудовлетворительное финансово-экономическое положение многих хозяйств, недостаток собственных оборотных средств, трудности с кредитованием и финансированием. Это ведет к недостаточной технической оснащенности сельскохозяйственного производства. Уменьшение численности машинно-тракторного парка, использование значительного количества техники, выработавшей свой технический ресурс (до 70 %), приводит к нарушениям агротехнических сроков проведения сельскохозяйственных работ, технологии возделывания сельскохозяйственных культур.
Правительством КБР принят ряд мер по стабилизации финансового положения хозяйствующих субъектов, укреплению платежной дисциплины.
В соответствии с Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», создана межведомственная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаро-
производителей, в которой подписаны соглашения о реструктуризации долгов на сумму свыше 1 млрд р.
В целях сокращения задолженности хозяйствующих субъектов республики приняты постановления Правительства КБР от 18.11.2003 г. № 323-ПП «Об организации работы по снижению дебиторской и кредиторской задолженности предприятий КБР», от 30.04.2004 г. № 138-ПП «О мерах по сокращению дебиторской задолженности предприятий и организаций КБР».
Предстоит максимально использовать механизм реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» и осуществить дополнительные меры, в целях улучшения их финансового состояния.
Активно ведется строительство объектов производственного и непроизводственного назначения, а также жилья. За рассматриваемый период введено в строй жилых домов общей площадью 687,9 тыс. кв. м. Значительная часть государственных инвестиций направляется на строительство объектов социально-культурной сферы.
Завершается газификация сельских населенных пунктов, КБР станет единственным субъектом в РФ, где к концу текущего года будет обеспечена полная газификация. Также ежегодно выполняется значительный объем работ по улучшению питьевого водоснабжения населения.
Одно из приоритетных направлений государственной политики в экономической сфере - поддержка и развитие малого предпринимательства (МПР), осуществляемые в соответствии с республиканской целевой программой «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской республике на 2002-2006 годы», целью которой является создание 35 тыс. новых рабочих мест и увеличение вклада малого бизнеса в формирование ВРП до 25 % (в настоящее время - 20 %). Общее число занятых в сфере малого бизнеса составляет 78 тыс. чел. или 27 % от общего числа занятых в экономике КБР.
Для совершенствования законодательной базы, регулирующей предпринимательскую деятельность, Правительством КБР приняты следующие основные нормативно правовые акты:
- закон КБР 11-РЗ от 24.01.2003 г. «Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства в КБР на 2002-2006 гг.»;
- постановление Правительства КБР от 25.05.2002 г. № 211 «О фонде поддержки малого предпринимательства КБР»;
- постановление Правительства КБР от 25.05.2002 г. № 212 «О Положении о порядке погашения задолженности хозяйствующих субъектов в республиканский бюджет КБР путем передачи основных фондов в государственную собственность Кабардино-Балкарской Республики»;
- постановление Правительства КБР от 25.05.2002 г. № 213 «Об утверждении правил компенсации в 2002 году из республиканского бюдже-
та КБР разницы процентных ставок по кредитам, полученным субъектами малого предпринимательства в кредитных учреждениях РФ и КБР»;
- постановление Правительства КБР от 16.04.2004 г. «О Положении о порядке передачи субъектам малого предпринимательства неиспользуемых основных фондов, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской республики»;
- постановление правительства КБР от 14.05.2004 г. № 149-1III «О некоторых мерах по активизации выставочно-ярмарочной деятельности в КБР.
Правительством КБР принят ряд принципиальных решений направленных на развитие МПР, в частности:
- снижена стоимость пользования банковским кредитом для субъектов малого бизнеса - до 2006 г. утвержден механизм компенсации процентных расходов, в соответствии с которым субъектам МПР субсидируются процентные расходы в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ;
- разработаны схемы предоставления гарантий субъектам малого бизнеса, согласно с которым государство через Фонд поддержки МПР КБР берет на себя часть расходов по предоставлению залогового обеспечения;
- во всех городах и районах республики созданы муниципальные Фонды поддержки МПР. Однако данные Фонды фактически не оказывают значимого влияния на развитие малого бизнеса из-за полного отсутствия финансовых ресурсов.
Несмотря на принятые меры, вышеуказанные рычаги эффективно не реализуются в первую очередь ввиду отсутствия значимой финансовой поддержки по линии федерального бюджета, напряженного исполнения республиканского бюджета КБР, неразвитости банковской системы республики, пассивной политики коммерческих банков в части кредитования малого бизнеса. Кроме того, ввиду ограниченности финансовых ресурсов в республике не реализуются лизинговые схемы, а также схемы страхования малого бизнеса.
Трудности с обеспечением эффективной государственной поддержки МПР возникают также ввиду несовершенства федерального законодательства. В связи с предстоящей отменой ряда основополагающих статей Федерального закона от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» возникнут следующие проблемы:
- эффективное функционирование Фонда поддержки МПР КБР будет существенно затруднено, ввиду отмены норм освобождающих указанные Фонды от налогообложения их доходов (ст. 8);
- ликвидируются гарантии субъектов МПР при изменении порядка налогообложении и повышения налоговой нагрузки (ст. 9);
- субъекты МПР будут неправомочны применять метод ускоренной амортизации основных производственных фондов (ст. 10).
Принятый Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного кон-
троля (надзора)» в полной мере не ограждает предпринимателей от чрезмерного внимания контролирующих органов - под действие данного закона не попадают налоговый, лицензионный, таможенный контроль, а также контроль, осуществляемый органами внутренних дел и др. При этом в число контролирующих органов, на которые приходится основная масса проверок, входят именно налоговая инспекция и органы внутренних дел.
Проблема налогообложения МПР остается одной из актуальных. Установленные ограничения по годовому обороту для перехода предприятий на упрощенную систему сдерживают рост производительности труда в сфере малого бизнеса, снижают эффективность деятельности малых предприятий КБР.
На основании вышеизложенного, наиболее эффективными представляются такие меры, как:
1) разработка обновленной редакции Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства» с обязательным отражением определенных льгот и гарантий объектам инфрастуктуры поддержки МПР;
2) ограничение полномочий контрольных органов по вмешательству в текущую деятельность малых предприятий. Включить в закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля» положения о налоговом, таможенном, лицензионном контроле, оперативно-розыскных мероприятиях и мероприятиях дознания и т. д.;
3) упрощение процедуры регистрации субъектов МПР. Закрепить в федеральном законодательстве нормы по обязательной реализации принципа «одного окна» при регистрации субъектов МПР;
4) расширение доступа субъектов МПР к кредитным ресурсам:
- Центральному банку РФ пересмотреть ряд инструкций для коммерческих банков, осуществляющих кредитование малого бизнеса, в части требования залогового обеспечения, требований к оформлению обязательного пакета документов при получении кредитных ресурсов;
- создать при долевом участии федерального бюджета государственный гарантийный фонд субъектов МПР КБР с уставным капиталом не менее 30 млн р.;
- оказать содействие в создании Кабардино-Балкарской лизинговой компании (уставный капитал не менее 50 млн р.) или помощь в открытии филиалов крупнейших российских лизинговых компаний (ОАО «Авангард-Лизинг, «Промсвязьлизинг» и др.);
- выделить до 100 млн р. на становление муниципальных фондов поддержки МПР и обеспечение ими эффективной реализации механизма микрокредитования субъектов малого бизнеса.
Ввиду отсутствия реальной возможности у республиканского и местных бюджетов КБР в финансировании в полном объеме вышеуказанных
мероприятий, представляется целесообразным предоставить финансовые ресурсы на эти цели в виде целевых субвенций из федерального бюджета.
Ситуация на потребительском рынке республики в течение последних лет остается стабильной. Оборот розничной торговли в структуре валового регионального продукта составляет около 16 %. По темпам роста торговля занимает ведущее положение в экономике России и республики.
Обозначилась тенденция оттока покупателей с вещевых, смешанных и продовольственных рынков в торговую сеть, о чем свидетельствуют опережающие темпы реализации товаров торгующими организациями.
Вместе с тем, потребительский спрос по-прежнему в значительной степени удовлетворяется за счет продажи товаров на рынках и индивидуальными предпринимателями, торгующими вне рынков. По России в целом картина прямо противоположная и на долю организованной торговли приходится порядка 78 % от общего объема оборота розничной торговли, тогда как по республике - 64,5 %.
Исходя из вышеизложенного, наиболее эффективными представляются такие меры, как:
- привлечение инвестиций, оказание содействия в привлечении основных отечественных и зарубежных товаропроизводителей для организации на территории одного из рынков республики крупного межрегионального распределительного центра;
- оказание содействия Правительству КБР в заключении договоров о сотрудничестве с крупными торговыми сетями («Метро», «Рамстор», «Икеа» и др.) с целью привлечения инвестиций на развитие цивилизованных форм торговли;
- продвижение продукции местных товаропроизводителей на межрегиональные и российские рынки посредством заключения договоров с Союзом оптовых продовольственных рынков России, участия в выставках, ярмарках и прочих аналогичных мероприятиях;
- обеспечение участия местных товаропроизводителей в размещении государственного заказа.
Среди субъектов ЮФО республика сохраняет более низкие цены на молочные продукты, хлеб и сахар.
Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, в марте 2005 г. составила 1191 р., что значительно ниже среднерегионального уровня.
Рост тарифов на услуги ЖКХ сопровождается социальной защитой низкодоходных слоев населения. За 1-й квартал 2005 г. субсидии получили 17,5 тыс. семей на сумму 32,7 млн р.
В социальной сфере деятельность Правительства КБР направлена на обеспечение своевременной выплаты и повышение уровня заработной платы, пенсий, создание дополнительных рабочих мест, улучшение ад-
ресной социальной помощи населению, поддержку семьи, материнства и детства, престарелых и инвалидов. При проведении социальной политики первоочередное внимание уделяется решению наиболее острых социальных проблем, обеспечению социальных гарантий исходя из бюджетных возможностей республики.
В настоящее время в системе образования республики функционируют более 300 образовательных учреждений различных типов и видов, обеспечивающих преемственность всех ступеней образования. Успешно действует федеральная экспериментальная площадка «Создание непрерывного образовательного комплекса». Кабардино-Балкария в числе первых включилась в общероссийский эксперимент по проведению единого государственного экзамена.
Система здравоохранения имеет развитую инфраструктуру. По показателям обеспеченности лечебно-профилактическими учреждениями, медицинскими кадрами республика находится на уровне среднероссийских и несколько превышает показатели по ЮФО. Ведется целенаправленная работа по реформированию системы здравоохранения, в том числе оптимизации больниц, амбулаторий, поликлиник с развитием стационароза-мещающих технологий, созданию сельских врачебных амбулаторий с круглосуточным постом скорой помощи, а также специализированных республиканских центров, использующих современные средства профилактики, диагностики и лечения заболеваний.
Возрождается курортно-рекреационный комплекс, признанный приоритетной отраслью развития экономики и принявший в 2004 г. свыше 150 тыс. отдыхающих, успешно развивается инфраструктура зоны Приэльбру-сья, которая превращается в центр международного туризма, альпинизма и горнолыжного спорта, восстанавливается курорт «Нальчик».
Следует отметить, что РФ по объемам горно-лыжного туризма находится на 9 месте в мире. На долю Приэльбрусья приходится около 73 % общей емкости горнолыжного туризма в России и 1,14 % - в мире. При-родно-ресурсный потенциал горно-рекреационного комплекса «Приэльб-русье», обладающий разнообразием ландшафта и большими запасами высококачественных минеральных вод, не имеет аналогов в РФ и может соперничать с ведущими горнолыжными курортами мира.
Однако материальная база курорта и туризма, созданная в 60-70-е гг. ХХ в., более чем на 70 % изношена, нуждается в коренной реконструкции и благоустройстве. Существующая инфраструктура рекреационного комплекса морально и физически устарели, имеют низкую производительность, эксплуатируются в сложных климатических условиях в течение 39 лет и требует капитального ремонта по всему комплексу. Ресурсный потенциал отрасли, его значение для экономики и республики, и в целом РФ требуют участие и контроль государства в его развитии. Разработанная Правительством КБР концепция развития горно-рекреационного комплекса «Приэльбрусье» требует серьезной государственной поддержки,
поскольку это может стать прорывным в решении важнейших проблем экономики республики. Первостепенная из них по своей актуальности -трудоизбыточность республики.
Традиционно КБР является одним из самых трудоизбыточных субъектов как бывшего СССР, так и современной РФ. Дефицит рабочих мест оставался актуальной проблемой на протяжении многих лет и значительно усугубился с наступлением рыночных преобразований в стране. Это было связано с тем, что существовавшие на территории республики промышленные предприятия, в основной своей массе ориентированные на оборонно-промышленный комплекс, являвшиеся поставщиками комплектующих изделий, в одночасье потеряли рынок сбыта своей продукции. В ощутимых масштабах сократился спрос и на продукцию других предприятий республики. К примеру, в десятки раз сократился спрос отечественной промышленности на продукцию самого крупного и градообразующего предприятия республики - Тырныаузского вольфрамо-молибденового комбината. Между тем, утвержденный объем запасов вольфрамо-молибденовых руд Тырныаузского месторождения может обеспечить до одной трети потребности экономики РФ в этом виде сырья.
Продиктованное этими процессами масштабное высвобождение работников потребовало принятия адекватных мер. Так, в КБР обеспечены синхронные с российскими темпы приватизации имущественного комплекса, приняты необходимые нормативно-правовые документы, обеспечивающие развитие рыночной инфраструктуры и благоприятные условия для роста предпринимательской инициативы населения.
Имеет значение и демографический фактор. В КБР вот уже на протяжении нескольких лет наблюдается ощутимая диспропорция между количеством молодежи, пополняющей трудовые ресурсы, и числом лиц, достигающих пенсионного возраста. Это связано с тем, что трудовые ресурсы пополняют лица, родившиеся в 80-е гг., когда в КБР наблюдался демографический взрыв, а на пенсию выходят граждане, родившиеся в военное время, которому были характерны весьма низкие показатели рождаемости. В результате ежегодный прирост трудовых ресурсов составляет свыше 5 тыс. человек.
В целях снижения напряженности на рынке труда в республике, создания условий для эффективной занятости и роста доходов работающего населения, Правительством КБР принимались меры по решению проблемы занятости с привлечением федеральных министерств и ведомств. Был принят ряд конкретных решений на федеральном уровне:
- постановление Правительства РФ «О стабилизации и развитии экономики Кабардино-балкарской Республики и создании на ее территории свободных экономических зон»;
- постановление Правительства РФ «О программе социально-экономического развития и национально-культурного возрождения балкарского народа»;
- постановление Правительства РФ «Развитие района Приэльбрусья КБР как международного центра туризма, альпинизма и горно-лыжного спорта на 1996-2005 годы».
Однако ни одно из принятых решений не было исполнено, более того, некоторые мероприятия были профинансированы из федерального бюджета менее, чем на 1 %.
В республике успешно действуют все необходимые институты финансовой инфраструктуры, исполнение республиканского и местных бюджетов полностью переведено на казначейское обслуживание, введена в эксплуатацию программа автоматизированной системы управления бюджетным процессом. На территории республики функционируют 6 самостоятельных и 7 филиалов коммерческих банков.
Общая сумма доходов консолидированного бюджета в 2004 г. по сравнению с 2002 г. возросла на 107,6 %. Расходы консолидированного бюджета на душу населения в 2004 г. составили 7201,6 р. против 7134,4 р. в 2002 г.
Реальная действительность доказывает настоятельную необходимость коренного изменения в политике государственной поддержки республик Северного Кавказа. В этих целях предлагается следующее.
1. Выработать механизм финансирования из федерального бюджета проектов коммерческого характера, направленных на создание новых рабочих мест. Для этого считали бы целесообразным восстановление с 2005 г. в рамках федерального бюджета Бюджета развития РФ. В стране имеется колоссальный резерв для этого в виде Стабилизационного фонда РФ. Известно, что главное условие использования его средств на иные цели (кроме сбалансирования федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой) - накопление более 500 млрд р., должно было быть преодолено по оценке экспертов уже к середине 2005 г.
2. Предусмотреть в федеральном бюджете на 2005 г. выделение дополнительных финансовых ресурсов на реализацию мероприятий программ экономического и социального развития республик Северного Кавказа с напряженной ситуацией на рынке труда.
3. Разработать отдельный Порядок финансирования мероприятий по содействию занятости для территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, предусмотрев в нем возможность субсидирования безработных граждан, открывающих собственное дело.
4. Увеличить объемы финансирования мероприятий по содействию занятости населения в республиках Северного Кавказа, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда.
В целях обеспечения комплексного развития всех отраслей экономики и социальной сферы утверждены 26 республиканских целевых программ. С 2002 г. действует Программа социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на период 2002-2006 гг., утвержденная законом КБР от 3.08.2002 г. № 51-РЗ. Основной целью Программы явля-
ется формирование модели республиканской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечить последовательное повышение благосостояния населения. Реализация намеченных мероприятий позволит значительно расширить инвестиционный и налоговый потенциал республики.
Использованные в статье данные можно найти в стат. сб. Социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики. Нальчик, 2003. 2004. 2005 гг.
Министерство экономического развития
Кабардино-Балкарской Республики 10 августа 2005 г.